9 мая, Красная площадь

9 мая этого года в ознаменование 63-й годовщины Победы на Красной площади Москвы прошел грандиозный парад войск Российской армии. Впервые за долгие годы в авиационной части Парада Победы самое широкое участие приняла боевая авиационная техника Военно-воздушных сил, которые продемонстрировали в полете над центральной площадью столицы 32 самолета и вертолета, стоящих на вооружении ВВС России. Наши корреспонденты побывали как на самом параде, так и на нескольких тренировках к нему, во время которых отрабатывалась слаженность действий экипажей, кому предстояло провести в парадном строю свои самолеты над Красной площадью 9 мая.

Последний масштабный воздушный парад над Красный площадью с участием авиационной техники ВВС состоялся более полувека назад, 1 мая 1951 г. После этого боевые самолеты летали на воздушных праздниках над Москвой только над аэродромом Тушино. А с июля 1967 г., когда в подмосковном аэропорту «Домодедово» прошел знаменитый парад с участием как серийных, так и новейших на то время опытных образцов советских боевых самолетов, традиция праздничной демонстрации военной авиатехники в Советском Союзе была надолго прервана. Возобновить ее удалось только в конце 80-х, сначала на популярных «среди своих» воздушных праздниках в Жуковском, а затем снова Тушино.

Над центральной же частью столицы боевые самолеты снова появились лишь 9 мая 1995 г., когда в ознаменовании 50-летия Победы состоялся грандиозный парад над Поклонной горой Москвы. В нем приняло участие 79 летательных аппаратов. Авиацию всех четырех видов Вооруженных Сил России – ВВС, ВМФ, Войск ПВО и Сухопутных войск – на празднике в Москве представляли 53 самолета и 26 вертолетов.

Но над Красной площадью Москвы боевые самолеты смогли снова появиться только пять лет назад: тогда, в честь празднования Дня независимости России 12 июня 2003 г. демонстрационный пролет над центром Москвы совершила смешанная десятка авиационных групп высшего пилотажа ВВС России «Русские Витязи» и «Стрижи» на шести истребителях Су-27 и четырех МиГ-29. В ознаменование 60-летия Победы «Витязи» и «Стрижи» снова выступили над Красной площадью 9 мая 2005 г. В этот раз вслед за девяткой кубинских пилотажников (пять Су-27 и четыре МиГ-29) над Кремлем пролетело и звено из трех штурмовиков Су-25 из Бутурлиновки с разноцветными дымами, символизирующими цвета российского флага. В очередной раз девятка «Витязей» и «Стрижей» салютовала Параду Победы на Красной площади 9 мая 2007 г.

Наконец, в начале этого года было принято решение возобновить утраченную традицию военных парадов на Красной площади, и очередную годовщину Победы 9 мая 2008 г. отметить проходом всех основных образцов боевой техники Сухопутных войск и ПВО (танки и ракетные комплексы не появлялись на парадах на центральной площади столицы с 1990 г.), а также торжественным пролетом трех десятков боевых самолетов всех основных типов, состоящих на вооружении ВВС России. Об этом официально сообщила пресс-служба Минобороны России 17 января. Для подготовки к столь масштабной демонстрации боевой авиатехники над самым центром столицы была намечена серия тренировок.




Непосредственно к тренировкам к параду приступили в апреле. На аэродроме Шайковка в Калужской обл. была сосредоточена основная часть авиатехники, которую предстояло показать в полете над Красной площадью. Дальнюю авиации должны были представлять стратегические ракетоносцы Ту-160 и Ту-95МС из Энгельса, тройка дальних бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-22М3 из Шайковки и пара самолетов-заправщиков Ил-78 из Дягилева, Военно-транспортную авиацию – тяжелый транспортный самолет Ан-124-100 «Руслан» из Сещи. Истребители и бомбардировщики для эскорта тяжелых машин выделил липецкий Центр боевой подготовки и переучивания летного состава ВВС России. Липецким летчикам предстояло пилотировать пары Су-27, МиГ-29 и Су-24М (позднее один из них был заменен полученным в прошлом году первым новым фронтовым боевым самолетом Су-34). А пару перехватчиков МиГ-31 представили коллеги липчан из Саваслейки, где находится филиал липецкого авиацентра, работающий в интересах истребительной авиации ПВО. Штурмовики из Бутурлиновки на четверке Су-25 и пилотажники «Русских Витязей» и «Стрижей» на пяти Су-27 и четырех МиГ-29 готовились на аэродроме Кубинка.

Первая тренировка со взлетом самолетов из Шайковки и Кубинки состоялась 7 апреля, при этом пролет над Красной площадью имитировался на полигоне в подмосковном Алабино, где был построен своего рода макет центральной площади столицы. В репетиции принял участие Главком ВВС России генерал-полковник Александр Зелин, который лично пролетел на самолете Су-27УБ из состава пилотажной группы «Русские Витязи» по маршруту тренировки, а затем на аэродромах Кубинка и Шайковка провел разбор полетов. В тренировке в Алабино приняли участие 33 летательных аппарата – четыре вертолета и 29 самолетов. За ней наблюдали первый заместитель министра обороны России Александр Колмаков и заместитель Главнокомандующего ВВС по авиации генерал-лейтенант Игорь Садофьев.

«Первая воздушная тренировка в составе всей авиационной группы прошла достаточно удачно, – сообщил журналистам генерал Садофьев. – Сегодня был только один недочет – у вертолетчиков». Как пояснил заместитель Главкома, группа из четырех вертолетов Ми-8 прилетела в назначенный район раньше времени на 1 мин 40 с, но остальные экипажи самолетов точно выдержали установленные интервалы и дистанции. Генерал Садофьев особо подчеркнул, что вопросы безопасности полетов авиации на Параде Победы стоят на первом месте. При пролете над Москвой у каждого летчика есть специально разработанные инструкции и расчет посекундных действий на случай возможного отказа авиационной техники, отметил он.

Вслед за первой тренировкой во второй половине апреля в Алабино состоялись еще две, а 29 апреля вертолеты и боевые самолеты провели репетицию уже непосредственно над столицей. Генеральная же репетиция с пролетом над Красной площадью всей парадной авиагруппы состоялась за четыре дня до Парада Победы, 5 мая. Летчики ВВС точно уложились в отведенное для них время: как сообщил заместитель Главнокомандующего ВВС генерал-полковник Анатолий Ноговицын, «если прохождение военной техники займет 7 мин 54 с, то авиация будет пролетать над Красной площадью ровно 6 минут».

Наконец настало утро 9 мая 2008 г. Брусчатку Красной площади еще только покидали последние образцы самоходной боевой техники (а в этот раз в парадных колоннах прошли армейские джипы «Тигр», бронетранспортеры БТР-80, боевые машины пехоты и десанта БМП-3 и БМД-4, САУ «Спрут» и «Мста-С», танки Т-90, РСЗО «Смерч», комплексы ПВО «Тунгуска», «Тор-М2», «Бук-М1-2» и С-300ПМУ «Фаворит», а также самоходные ракетные комплексы – оперативно-тактический «Искандер» и стратегический «Тополь» – всего 111 единиц боевой техники), как примерно в 10.50 небе показалось звено из трех вертолетов Ми-8 из состава подмосковной авиационной дивизии особого назначения с авиабазы в Малино. На высоте около 200 м и скорости чуть более 100 км/ч они пронесли над Красной площадью флаги России, Вооруженных Сил и ВВС. Пилотировали машины экипажи АДОН – полковник Владимир Грязнов, подполковники Сергей Кулаев, Валерий Коляденков, Олег Зуев и Николай Бабихин.






Парадную колонну самолетов ВВС возглавил тяжелый военно-транспортный самолет Ан-124-100 «Руслан» Солнечногорского Краснознаменного Ордена Кутузова 3-й степени военно-транспортного авиационного полка, дислоцируемого в пос. Сеща Брянской обл. (командир экипажа – военный летчик 1-го класса подполковник Евгений Костяненко). Эскортировала его пара истребителей Су-27 липецкого авиацентра. Следом прошел стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 («Василий Решетников») из гвардейского тяжелобомбардировочного авиаполка с авиабазы Энгельс под Саратовом в сопровождении двух истребителей-перехватчиков МиГ-31 из Саваслейки (Нижегородская обл.). Самолет Ил-78 отдельного гвардейского Орловского авиаполка самолетов-заправщиков с аэродрома Дягилево (Рязанская обл.) имитировал дозаправку в воздухе стратегического ракетоносца Ту-95МС из Энгельса, сопровождаемого парой истребителей МиГ-29 из Липецка. Другой Ил-78 прошел в строю дозаправки с двумя фронтовыми бомбардировщиками из липецкого авиацентра – Су-24М и новейшим Су-34 с бортовым №02, который пилотировал сам начальник Центра боевой подготовки и переучивания летного состава ВВС России летчик-снайпер Заслуженный военный летчик России генерал-майор Александр Харчевский.

Следующие участники парада – три дальних бомбардировщика-ракетоносца Ту-22М3 из состава тяжелобомбардировочного авиаполка из Шайковки и четверка штурмовиков Су-25 гвардейского Оршанского штурмового авиаполка с авиабазы Бутурлиновка (Воронежская обл.). А замыкающими в парадном строе стал смешанный ромб из пяти истребителей Су-27 и четырех МиГ-29 авиационных групп высшего пилотажа ВВС России «Русские Витязи» и «Стрижи» из гвардейского Проскуровского Центра показа авиационной техники (авиабаза Кубинка) во главе с ведущим – начальником Центра военным летчиком-снайпером Заслуженным военным летчиком России гвардии полковником Игорем Ткаченко. Над Красной площадью пилотажники из Кубинки выполнили отстрел пассивных помех, салютуя гостям парада.



Маршрут полета боевых самолетов над Москвой, после взлета с аэродромов Шайковка и Кубинка и сбора в парадный строй с дистанциями между звеньями 3-4 км, проходил вдоль Ленинградского проспекта и Тверской улицы с выходом на Красную площадь со стороны Исторического музея и последующим разворотом на юго-восток столицы с уходом на аэродромы постоянного базирования Сеща, Энгельс, Дягилево, Шайковка, Липецк, Бутур линовка и Кубинка. Вертолеты взлетали и возвращались на свой аэродром Малино.

Руководил парадным строем авиационной техники с передвижного командно-диспетчерского пункта на одном из высотных зданий рядом с Красной площадью заместитель Главнокомандующего ВВС по авиации генерал-лейтенант Игорь Садофьев. Главнокомандующий ВВС генерал-полковник Александр Зелин находился во время парада непосредственно на Красной площади.

В общей сложности в авиационной части Парада Победы 9 мая 2008 г. над Красной площадью Москвы приняли участие 32 летательных аппарата 12 типов – три вертолета и 29 самолетов Военно-Воздушных Сил России.


Вверху: «Грипен Демо» в первом полете 27 мая 2008 г.


Мирослав ДЬЮРОШИ









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх