|
||||
|
"Сухой" подводит итоги По результатам 2007 г. компания «Сухой» признана крупнейшей российской авиастроительной компаниейВ середине июня российская независимая аналитическая организация, специализирующаяся на оценке состояния и подготовке прогнозов экспорта военной техники и вооружений – Центр анализа стратегий и технологий – обнародовала свой ежегодный рейтинг крупнейших компаний России по объемам производства военной продукции в 2007 г. Холдинг «Сухой» занял в рейтинге Центра АСТ по итогам минувшего года 1-е место среди российских авиастроительных компаний, увеличив свои доходы более чем в два раза. Согласно опубликованному 23 июня на официальном сайте компании (www. sukhoi.org) годовому отчету ОАО «АХК «Сухой» за 2007 г., выручка компании «Сухой» по итогам прошедшего года достигла 47,7 млрд рублей (более 1,9 млрд долл.), что в 2,6 раза превысило показатель предыдущего года и составило почти половину всего валового дохода Объединенной авиастроительной корпорации России, в которую входят все ведущие российские производители самолетов военного и гражданского назначения, а также более 20% выручки от продаж всей авиационной промышленности России. Чистая прибыль «Сухого» увеличилась почти в 12 раз и достигла 4,0 млрд рублей (более 160 млн долл.), что составляет почти половину прибыли всех предприятий ОАК (8,5 млрд руб.) и более четверти – отечественной авиапромышленности в целом (14,5 млрд руб.). Столь высокие производственные и коммерческие результаты достигнуты компанией «Сухой», в первую очередь, благодаря ее прошлогодним экспортным успехам – в минувшем году зарубежным заказчикам было поставлено около 50 самолетов семейства Су-30МК, а также росту объемов работ, выполняемых по Гособоронзаказу. 1* Согласно официально опубликованному годовому отчету ОАО «АХК «Сухой» за 2007 г., основную долю (71,3%) в общей выручке от продаж компании принесли экспортные поставки авиатехники, доходы от которых достигли 33,9 млрд руб. (более 1,35 млрд долл.). Стоит заметить, что это – почти четверть совокупной выручки от поставок на экспорт всех российских вооружений и военной техники в 2007 г., составившей по линии «Рособоронэкспорта» 6,1 млрд долл. При этом 280 млн долл. (около 7 млрд руб.) «Сухой» заработал на оказании сервисных услуг и послепродажном обслуживании ранее поставленной техники, на что он имеет право самостоятельной внешнеэкономической деятельности. Основные слагаемые успехов «Сухого» в прошлом году в части получения доходов от экспорта связаны как с продолжением реализации контрактов с Венесуэлой и Индией, так и началом поставок самолетов двум новым заказчикам – в Малайзию и Алжир. В рамках первых двух были продолжены поставки в Венесуэлу очередных партий истребителей Су-30МК2 производства Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения (поставлено 12 машин), а еще 18 самолетов Су-30МКИ отправилось в Индию (головной исполнитель контракта – корпорация «Иркут»). Кроме того, «Иркут» поставил восемь очередных комплектов Су-30МКИ для лицензионной сборки в Индии. Свои первые истребители «Су» – шесть Су-30МКМ и четыре Су-30МКА, также производства Иркутского авиационного завода, получили в 2007 г. Малайзия и Алжир. 1* стоит заметить, что почти три четверти из поставленных в 2007 г. на экспорт истребителей «Су» произведены Иркутским авиационным заводом, входящим в ОАО «Научно-производственная корпорация «Иркут», в т.ч. часть из них – по контрактам, заключенным (при посредничестве ФГУП «Рособоронэкспорт») корпорацией «Иркут», как головным исполнителем контракта. Тем не менее, разработчиком всех самолетов марки «Су» является ОАО «ОКБ Сухого», входящее в ОАО «АХК «Сухой», что, по всей видимости, и дало при подготовке годового отчета основание засчитывать все поставки самолетов марки «Су» компании «Сухой». Поставки основных типов истребителей в 2007 г. Прогноз поставок истребителей в 2008-2012 гг. (по данным Forecast International) В нынешнем году поставки по всем этим контрактам будут продолжены, причем два из них планируется завершить. Летом КнААПО предполагает отправить в Венесуэлу заключительную партию из 24 заказанных Су-30МК2, а в течение года из Иркутска в Малайзию должны быть поставлены 12 истребителей Су-30МКМ, доведя их общее количество в малазийских ВВС до 18. «Иркут» также продолжит поставки готовых самолетов Су-30МКИ и комплектов для их лицензионной сборки в Индию, а также очередных Су-30МКА в Алжир. Согласно заявлению президента корпорации «Иркут» Олега Демченко, производственный план Иркутского авиационного завода на 2008 г. предусматривает выпуск 36 истребителей Су-30МКИ/МКМ/МКА. Завод в Комсомольске-на-Амуре, в свою очередь, помимо выпуска заключительных Су-30МК2 для Венесуэлы, должен в этом году изготовить и поставить заказчику три Су-30МК2 в рамках нового контракта с Индонезией, заключенного в августе 2007 г. (еще три одноместных Су-27СКМ по этой сделке должны отправиться в Индонезию в 2009 г.). Таким образом, общий объем производства истребителей «Су» в 2008 г. может быть оценен величиной около полусотни машин. Это в целом согласуется с обнародованным в начале этого года прогнозом авторитетной американской аналитической компании «Форкаст Интернэшнл» (Forecast International), которая оценивает рынок истребителей «Сухого» в период с 2008 по 2012 гг. в 177 самолетов, что может составить более 12% рассматриваемого сегмента мирового рынка, оцениваемого ей в 1449 машин. По мнению «Форкаста», «Сухой» в ближайшие пять лет будет занимать четвертое место в мире по поставкам истребителей, пропустив вперед только американскую компанию «Локхид Мартин» (ее поставки оценены в 346 самолетов или 23,9%), западноевропейский концерн «Еврофайтер» (290 самолетов, 20%), а также китайскую фирму «Ченду» (228 машин, 15,7%), и опередив даже американский «Боинг» (159 самолетов, 11%). Однако для того, чтобы сохранить такой высокий уровень продажнамировом рынке, «Сухому» может оказаться уже недостаточно популярных сегодня у заказчиков истребителей семейства Су-30МК. Конечно, они еще будут несколько лет в разных модификациях выпускаться по уже заключенным и еще только готовящимся контрактам: например, поставки в Алжир 28 самолетов Су-30МКА планируется завершить в 2009 г., но сейчас этой страной рассматривается возможность заказа дополнительной партии из 14-18 машин аналогичного типа. Поставки «Иркутом» комплектов для сборки Су-30МКИ в Индии будут продолжаться еще дольше – по крайней мере до 2014 г. Однако для увеличения экспортного потенциала и получения новых заказов истребителям данного семейства необходима глубокая модернизация, с использованием технологий пятого поколения. И такой вариант истребителя уже создан. 19 февраля этого года совершил первый полет опытный образец самолета Су-35, призванного стать преемником нынешних Су-30МК на рынке в следующем десятилетии. Имея ряд серьезных усовершенствований конструкции, направленных на повышение надежности и ресурса, Су-35 оснащается новыми двигателями «117С» с повышенной на 16% тягой и управляемым вектором тяги разработки НПО «Сатурн», принципиально новым комплексом бортового радиоэлектронного оборудования, в основе которого РЛС с ФАР «Ирбис-Э» разработки НИИП им. В.В. Тихомирова, отличающаяся уникальными характеристиками по дальности обнаружения целей, и широкой номенклатурой вооружения, состоящей из перспективных авиационных средств поражения. В настоящее время в Комсомольске-на-Амуре достраиваются два следующих опытных образца, после завершения испытаний которых в 2010-2011 гг. на КнААПО планируется развернуть серийный выпуск таких самолетов. К Су-35 уже проявляет интерес ряд потенциальных заказчиков. По данным региональной печати, первыми покупателями могут стать Венесуэла и одна из ближневосточных стран. С этой машиной на «Сухом» также связывают свои надежды на возвращение на китайский рынок. В целом, как говорится в годовом отчете «Сухого», за счет продолжения поставок Су-30МК (Су-27СКМ) и запуска в серийное производство Су-35, компания планирует сохранить достигнутые позиции на рынке боевых самолетов в период до 2015 г. А для усиления этих позиций в 2016-2025 гг. ведутся работы по созданию перспективного авиационного комплекса пятого поколения. ПАК ФА разрабатывается в первую очередь для удовлетворения потребностей ВВС России, однако со второй половины следующего десятилетия его экспортный вариант сможет быть предложен и на мировой рынок. Знаковым в этом отношении стало подписание 18 октября прошлого года российско-индийского межправительственного соглашения о совместной разработке и производстве истребителя пятого поколения. Исполнителями проектов определены компания «Сухой» и индийская корпорация «Хиндустан Аэронотикс» (HAL). В последующие месяцы индийские делегации не раз побывали в России, посетив как «ОКБ Сухого», так и КнААПО, где с декабря прошлого года начата постройка первых опытных экземпляров ПАК ФА. А представители «Сухого» несколько раз выезжали в Индию, на HAL. В результате проведенных переговоров согласованы основные вопросы совместной разработки и производства самолета пятого поколения, и в ближайшее время стороны могут заключить окончательный контракт по данной теме. По мнению экспертов, российско-индийский истребитель пятого поколения будет с точки зрения конструкции и силовой установки базироваться на отечественном проекте ПАК ФА, прототип которого планируется поднять в воздух в 2009 г., но использовать отдельные системы оборудования индийской разработки. Российско-индийский проект боевого самолета следующего поколения предполагает не только совместное финансирование программы, но и совместное его производство на мощностях КнААПО и HAL. Такие самолеты, как ожидают, будут предназначены не только для ВВС Индии, но и для поставок в третьи страны. Вторая составляющая достигнутого в прошлом году роста выручки от продаж и прибыли компании «Сухой» связана с увеличением доли работ по Гособоронзаказу. Как известно, на сегодня доля боевых самолетов марки «Су» во фронтовой авиации российских ВВС превышает 60%, при этом фронтовая бомбардировочная и штурмовая авиация, а также корабельная истребительная авиация ВМФ укомплектована исключительно машинами «Сухого». Не секрет, что с начала 90-х гг. поставки новых боевых самолетов ВВС России практически прекратились, однако недавно наметились переломные тенденции, и принятая Государственная программа вооружений на период до 2015 г. предусматривает уже не только ремонт и модернизацию ранее выпущенных авиационных комплексов, но и постепенный переход к закупкам новой техники. Начиная с 2001-2003 гг. компания «Сухой» приступила к радикальной модернизации ранее выпущенных штурмовиков Су-25, бомбардировщиков Су-24М и истребителей Су-27. В минувшем году ВВС России, в Липецкий ЦБП, были переданы первые два модернизированных штурмовика Су-25СМ (их доработка по документации «ОКБ Сухого» осуществляется на 121-м авиаремонтном заводе в Кубинке). Новосибирское авиационное производственное объединение им. В.П. Чкалова (НАПО) приступило в 2007 г. к так называемой серийной модернизации фронтовых бомбардировщиков Су-24М и передало в конце года ВВС шесть модернизированных самолетов Су-24М2, четыре из которых поступили в строевую часть – бомбардировочный авиаполк на Дальнем Востоке, а еще два – в Липецкий ЦБП. Продолжило работы по ремонту и модернизации ранее выпущенных истребителей Су-27, состоящих на вооружении ВВС России, КнААПО. В 2003 и 2004-2006 гг. предприятие уже вернуло ВВС первые пять, а затем еще 24 модернизированных самолета Су-27СМ, которые поступили в Липецкий ЦБП и дальневосточный истребительный авиаполк соответственно. А в 2007 г. КнААПО приступило к перевооружению на Су-27СМ уже второго строевого полка российских ВВС – в гвардейский истребительный авиаполк в Приморье были поставлены первые восемь Су-27СМ. Все эти работы будут продолжены в нынешнем году. Кроме того, в 2007 г. наконец удалось приступить к реальным поставкам ВВС новой авиационной техники. Два построенных в 2006 г. на НАПО и тогда же формально переданных ВВС первых серийных фронтовых ударных самолета Су-34 в минувшем году покинули завод и поступили в Вооруженные Силы. Один из них пока продолжает государственные испытания в ГЛИЦ МО РФ в Ахтубинске, а второй уже осваивается летным составом Липецкого ЦБП. Именно этот серийный Су-34 с бортовым №02 прошел в парадном строю авиационной техники ВВС России в небе над Красной площадью Москвы во время Парада Победы 9 мая этого года. В настоящее время готовится пятилетний государственный контракт на поставки серийных Су-34 в строевые части российских ВВС. Как известно, вице-премьер Правительства России Сергей Иванов уже не раз заявлял, что всего до 2015 г. в ВВС России планируется поставить 58 таких самолетов, их производство будет продолжено и в дальнейшем. Государственной программой вооружения предусмотрены и поставки ВВС России после 2010-2011 гг. модернизированных истребителей Су-27СМ2 (Су-35) новой постройки, а после 2015 г., по мере завершения государственных испытаний и развертывания серийного производства на КнААПО (в кооперации с НАПО) Вооруженные Силы смогут начать получать и первые Перспективные авиационные комплексы фронтовой авиации ПАК ФА. Как говорится в годовом отчете компании «Сухой», «разработка и серийное производство боевых авиационных комплексов для Министерства обороны Российской Федерации, включая модернизацию ранее созданной (Су-24, Су-27) и поставку новой техники (Су-34, Су-27СМ2, боевого авиационного комплекса нового поколения), так и для поставок за рубеж (Су-32, Су-35, Су-27СКМ, Су-30МК)» относятся к «приоритетным направлениям деятельности холдинга». Благодаря этому в компании планируют добиться одной из главных стратегических целей ее деятельности – «доведения доли в мировом производстве боевых самолетов тактической (фронтовой) авиации до 10-12%». Портфель твердых заказов на 70-100-местные реактивные региональные самолеты (на начало 2008 г.) Однако укрепление компании «Сухой» на традиционном для нее рынке боевой авиатехники является не единственным главным направлением ее развития. Второй приоритетной задачей определено «позиционирование холдинга к 2015 г. в качестве одного из центров мирового гражданского самолетостроения в классе региональных самолетов». Решать эту задачу в ближайшие годы предстоит с освоением производства нового регионального самолета «Сухой Суперджет 100», создаваемого в широкой кооперации с ведущими зарубежными компаниями. В минувшем году программа SSJ100 прошла ряд важных этапов: поступил на статические испытания и прошел их основную часть первый опытный (статический) образец машины, был построен и торжественно выкачен из сборочного цеха первый летный экземпляр, получены новые твердые заказы, в т.ч. первые – от зарубежных авиакомпаний. Нынешний год обещает стать для программы одним из самых напряженных. 19 мая состоялся долгожданный первый полет опытной машины, в июле она должна поступить на сертификационные испытания, и в оставшиеся полгода к ним присоединятся еще три летных образца, достраиваемые в настоящее время в Комсомольске-на-Амуре. Всю программу сертификационных испытаний планируется завершить в первой половине 2009 г., когда могут начаться поставки первых серийных «Суперджетов» заказчикам. На сегодня у создателей машины уже имеется 73 твердых заказа. Расчетный темп серийного производства SSJ100 должен составить к 2010-2011 гг. до 60-70 самолетов в год, а общий объем его рынка на ближайшие 20 лет оценивается не менее чем в 800 самолетов, из которых порядка 500 может поступить за рубеж. Благодаря реализации программы SSJ100 «Сухой» планирует «становление холдинга в качестве одного из лидеров на глобальном рынке гражданского самолетостроения в 2016-2025 п.» с «доведением доли в мировом производстве региональных самолетов до 18-20%», говорится в годовом отчете компании. Евгений ЕРОХИН Примечания:"Сухой" подводит итоги По результатам 2007 г. компания «Сухой» признана крупнейшей российской авиастроительной компаниейВ середине июня российская независимая аналитическая организация, специализирующаяся на оценке состояния и подготовке прогнозов экспорта военной техники и вооружений – Центр анализа стратегий и технологий – обнародовала свой ежегодный рейтинг крупнейших компаний России по объемам производства военной продукции в 2007 г. Холдинг «Сухой» занял в рейтинге Центра АСТ по итогам минувшего года 1-е место среди российских авиастроительных компаний, увеличив свои доходы более чем в два раза. Согласно опубликованному 23 июня на официальном сайте компании (www. sukhoi.org) годовому отчету ОАО «АХК «Сухой» за 2007 г., выручка компании «Сухой» по итогам прошедшего года достигла 47,7 млрд рублей (более 1,9 млрд долл.), что в 2,6 раза превысило показатель предыдущего года и составило почти половину всего валового дохода Объединенной авиастроительной корпорации России, в которую входят все ведущие российские производители самолетов военного и гражданского назначения, а также более 20% выручки от продаж всей авиационной промышленности России. Чистая прибыль «Сухого» увеличилась почти в 12 раз и достигла 4,0 млрд рублей (более 160 млн долл.), что составляет почти половину прибыли всех предприятий ОАК (8,5 млрд руб.) и более четверти – отечественной авиапромышленности в целом (14,5 млрд руб.). Столь высокие производственные и коммерческие результаты достигнуты компанией «Сухой», в первую очередь, благодаря ее прошлогодним экспортным успехам – в минувшем году зарубежным заказчикам было поставлено около 50 самолетов семейства Су-30МК, а также росту объемов работ, выполняемых по Гособоронзаказу. 1* Согласно официально опубликованному годовому отчету ОАО «АХК «Сухой» за 2007 г., основную долю (71,3%) в общей выручке от продаж компании принесли экспортные поставки авиатехники, доходы от которых достигли 33,9 млрд руб. (более 1,35 млрд долл.). Стоит заметить, что это – почти четверть совокупной выручки от поставок на экспорт всех российских вооружений и военной техники в 2007 г., составившей по линии «Рособоронэкспорта» 6,1 млрд долл. При этом 280 млн долл. (около 7 млрд руб.) «Сухой» заработал на оказании сервисных услуг и послепродажном обслуживании ранее поставленной техники, на что он имеет право самостоятельной внешнеэкономической деятельности. Основные слагаемые успехов «Сухого» в прошлом году в части получения доходов от экспорта связаны как с продолжением реализации контрактов с Венесуэлой и Индией, так и началом поставок самолетов двум новым заказчикам – в Малайзию и Алжир. В рамках первых двух были продолжены поставки в Венесуэлу очередных партий истребителей Су-30МК2 производства Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения (поставлено 12 машин), а еще 18 самолетов Су-30МКИ отправилось в Индию (головной исполнитель контракта – корпорация «Иркут»). Кроме того, «Иркут» поставил восемь очередных комплектов Су-30МКИ для лицензионной сборки в Индии. Свои первые истребители «Су» – шесть Су-30МКМ и четыре Су-30МКА, также производства Иркутского авиационного завода, получили в 2007 г. Малайзия и Алжир. 1* стоит заметить, что почти три четверти из поставленных в 2007 г. на экспорт истребителей «Су» произведены Иркутским авиационным заводом, входящим в ОАО «Научно-производственная корпорация «Иркут», в т.ч. часть из них – по контрактам, заключенным (при посредничестве ФГУП «Рособоронэкспорт») корпорацией «Иркут», как головным исполнителем контракта. Тем не менее, разработчиком всех самолетов марки «Су» является ОАО «ОКБ Сухого», входящее в ОАО «АХК «Сухой», что, по всей видимости, и дало при подготовке годового отчета основание засчитывать все поставки самолетов марки «Су» компании «Сухой». Поставки основных типов истребителей в 2007 г. Прогноз поставок истребителей в 2008-2012 гг. (по данным Forecast International) В нынешнем году поставки по всем этим контрактам будут продолжены, причем два из них планируется завершить. Летом КнААПО предполагает отправить в Венесуэлу заключительную партию из 24 заказанных Су-30МК2, а в течение года из Иркутска в Малайзию должны быть поставлены 12 истребителей Су-30МКМ, доведя их общее количество в малазийских ВВС до 18. «Иркут» также продолжит поставки готовых самолетов Су-30МКИ и комплектов для их лицензионной сборки в Индию, а также очередных Су-30МКА в Алжир. Согласно заявлению президента корпорации «Иркут» Олега Демченко, производственный план Иркутского авиационного завода на 2008 г. предусматривает выпуск 36 истребителей Су-30МКИ/МКМ/МКА. Завод в Комсомольске-на-Амуре, в свою очередь, помимо выпуска заключительных Су-30МК2 для Венесуэлы, должен в этом году изготовить и поставить заказчику три Су-30МК2 в рамках нового контракта с Индонезией, заключенного в августе 2007 г. (еще три одноместных Су-27СКМ по этой сделке должны отправиться в Индонезию в 2009 г.). Таким образом, общий объем производства истребителей «Су» в 2008 г. может быть оценен величиной около полусотни машин. Это в целом согласуется с обнародованным в начале этого года прогнозом авторитетной американской аналитической компании «Форкаст Интернэшнл» (Forecast International), которая оценивает рынок истребителей «Сухого» в период с 2008 по 2012 гг. в 177 самолетов, что может составить более 12% рассматриваемого сегмента мирового рынка, оцениваемого ей в 1449 машин. По мнению «Форкаста», «Сухой» в ближайшие пять лет будет занимать четвертое место в мире по поставкам истребителей, пропустив вперед только американскую компанию «Локхид Мартин» (ее поставки оценены в 346 самолетов или 23,9%), западноевропейский концерн «Еврофайтер» (290 самолетов, 20%), а также китайскую фирму «Ченду» (228 машин, 15,7%), и опередив даже американский «Боинг» (159 самолетов, 11%). Однако для того, чтобы сохранить такой высокий уровень продажнамировом рынке, «Сухому» может оказаться уже недостаточно популярных сегодня у заказчиков истребителей семейства Су-30МК. Конечно, они еще будут несколько лет в разных модификациях выпускаться по уже заключенным и еще только готовящимся контрактам: например, поставки в Алжир 28 самолетов Су-30МКА планируется завершить в 2009 г., но сейчас этой страной рассматривается возможность заказа дополнительной партии из 14-18 машин аналогичного типа. Поставки «Иркутом» комплектов для сборки Су-30МКИ в Индии будут продолжаться еще дольше – по крайней мере до 2014 г. Однако для увеличения экспортного потенциала и получения новых заказов истребителям данного семейства необходима глубокая модернизация, с использованием технологий пятого поколения. И такой вариант истребителя уже создан. 19 февраля этого года совершил первый полет опытный образец самолета Су-35, призванного стать преемником нынешних Су-30МК на рынке в следующем десятилетии. Имея ряд серьезных усовершенствований конструкции, направленных на повышение надежности и ресурса, Су-35 оснащается новыми двигателями «117С» с повышенной на 16% тягой и управляемым вектором тяги разработки НПО «Сатурн», принципиально новым комплексом бортового радиоэлектронного оборудования, в основе которого РЛС с ФАР «Ирбис-Э» разработки НИИП им. В.В. Тихомирова, отличающаяся уникальными характеристиками по дальности обнаружения целей, и широкой номенклатурой вооружения, состоящей из перспективных авиационных средств поражения. В настоящее время в Комсомольске-на-Амуре достраиваются два следующих опытных образца, после завершения испытаний которых в 2010-2011 гг. на КнААПО планируется развернуть серийный выпуск таких самолетов. К Су-35 уже проявляет интерес ряд потенциальных заказчиков. По данным региональной печати, первыми покупателями могут стать Венесуэла и одна из ближневосточных стран. С этой машиной на «Сухом» также связывают свои надежды на возвращение на китайский рынок. В целом, как говорится в годовом отчете «Сухого», за счет продолжения поставок Су-30МК (Су-27СКМ) и запуска в серийное производство Су-35, компания планирует сохранить достигнутые позиции на рынке боевых самолетов в период до 2015 г. А для усиления этих позиций в 2016-2025 гг. ведутся работы по созданию перспективного авиационного комплекса пятого поколения. ПАК ФА разрабатывается в первую очередь для удовлетворения потребностей ВВС России, однако со второй половины следующего десятилетия его экспортный вариант сможет быть предложен и на мировой рынок. Знаковым в этом отношении стало подписание 18 октября прошлого года российско-индийского межправительственного соглашения о совместной разработке и производстве истребителя пятого поколения. Исполнителями проектов определены компания «Сухой» и индийская корпорация «Хиндустан Аэронотикс» (HAL). В последующие месяцы индийские делегации не раз побывали в России, посетив как «ОКБ Сухого», так и КнААПО, где с декабря прошлого года начата постройка первых опытных экземпляров ПАК ФА. А представители «Сухого» несколько раз выезжали в Индию, на HAL. В результате проведенных переговоров согласованы основные вопросы совместной разработки и производства самолета пятого поколения, и в ближайшее время стороны могут заключить окончательный контракт по данной теме. По мнению экспертов, российско-индийский истребитель пятого поколения будет с точки зрения конструкции и силовой установки базироваться на отечественном проекте ПАК ФА, прототип которого планируется поднять в воздух в 2009 г., но использовать отдельные системы оборудования индийской разработки. Российско-индийский проект боевого самолета следующего поколения предполагает не только совместное финансирование программы, но и совместное его производство на мощностях КнААПО и HAL. Такие самолеты, как ожидают, будут предназначены не только для ВВС Индии, но и для поставок в третьи страны. Вторая составляющая достигнутого в прошлом году роста выручки от продаж и прибыли компании «Сухой» связана с увеличением доли работ по Гособоронзаказу. Как известно, на сегодня доля боевых самолетов марки «Су» во фронтовой авиации российских ВВС превышает 60%, при этом фронтовая бомбардировочная и штурмовая авиация, а также корабельная истребительная авиация ВМФ укомплектована исключительно машинами «Сухого». Не секрет, что с начала 90-х гг. поставки новых боевых самолетов ВВС России практически прекратились, однако недавно наметились переломные тенденции, и принятая Государственная программа вооружений на период до 2015 г. предусматривает уже не только ремонт и модернизацию ранее выпущенных авиационных комплексов, но и постепенный переход к закупкам новой техники. Начиная с 2001-2003 гг. компания «Сухой» приступила к радикальной модернизации ранее выпущенных штурмовиков Су-25, бомбардировщиков Су-24М и истребителей Су-27. В минувшем году ВВС России, в Липецкий ЦБП, были переданы первые два модернизированных штурмовика Су-25СМ (их доработка по документации «ОКБ Сухого» осуществляется на 121-м авиаремонтном заводе в Кубинке). Новосибирское авиационное производственное объединение им. В.П. Чкалова (НАПО) приступило в 2007 г. к так называемой серийной модернизации фронтовых бомбардировщиков Су-24М и передало в конце года ВВС шесть модернизированных самолетов Су-24М2, четыре из которых поступили в строевую часть – бомбардировочный авиаполк на Дальнем Востоке, а еще два – в Липецкий ЦБП. Продолжило работы по ремонту и модернизации ранее выпущенных истребителей Су-27, состоящих на вооружении ВВС России, КнААПО. В 2003 и 2004-2006 гг. предприятие уже вернуло ВВС первые пять, а затем еще 24 модернизированных самолета Су-27СМ, которые поступили в Липецкий ЦБП и дальневосточный истребительный авиаполк соответственно. А в 2007 г. КнААПО приступило к перевооружению на Су-27СМ уже второго строевого полка российских ВВС – в гвардейский истребительный авиаполк в Приморье были поставлены первые восемь Су-27СМ. Все эти работы будут продолжены в нынешнем году. Кроме того, в 2007 г. наконец удалось приступить к реальным поставкам ВВС новой авиационной техники. Два построенных в 2006 г. на НАПО и тогда же формально переданных ВВС первых серийных фронтовых ударных самолета Су-34 в минувшем году покинули завод и поступили в Вооруженные Силы. Один из них пока продолжает государственные испытания в ГЛИЦ МО РФ в Ахтубинске, а второй уже осваивается летным составом Липецкого ЦБП. Именно этот серийный Су-34 с бортовым №02 прошел в парадном строю авиационной техники ВВС России в небе над Красной площадью Москвы во время Парада Победы 9 мая этого года. В настоящее время готовится пятилетний государственный контракт на поставки серийных Су-34 в строевые части российских ВВС. Как известно, вице-премьер Правительства России Сергей Иванов уже не раз заявлял, что всего до 2015 г. в ВВС России планируется поставить 58 таких самолетов, их производство будет продолжено и в дальнейшем. Государственной программой вооружения предусмотрены и поставки ВВС России после 2010-2011 гг. модернизированных истребителей Су-27СМ2 (Су-35) новой постройки, а после 2015 г., по мере завершения государственных испытаний и развертывания серийного производства на КнААПО (в кооперации с НАПО) Вооруженные Силы смогут начать получать и первые Перспективные авиационные комплексы фронтовой авиации ПАК ФА. Как говорится в годовом отчете компании «Сухой», «разработка и серийное производство боевых авиационных комплексов для Министерства обороны Российской Федерации, включая модернизацию ранее созданной (Су-24, Су-27) и поставку новой техники (Су-34, Су-27СМ2, боевого авиационного комплекса нового поколения), так и для поставок за рубеж (Су-32, Су-35, Су-27СКМ, Су-30МК)» относятся к «приоритетным направлениям деятельности холдинга». Благодаря этому в компании планируют добиться одной из главных стратегических целей ее деятельности – «доведения доли в мировом производстве боевых самолетов тактической (фронтовой) авиации до 10-12%». Портфель твердых заказов на 70-100-местные реактивные региональные самолеты (на начало 2008 г.) Однако укрепление компании «Сухой» на традиционном для нее рынке боевой авиатехники является не единственным главным направлением ее развития. Второй приоритетной задачей определено «позиционирование холдинга к 2015 г. в качестве одного из центров мирового гражданского самолетостроения в классе региональных самолетов». Решать эту задачу в ближайшие годы предстоит с освоением производства нового регионального самолета «Сухой Суперджет 100», создаваемого в широкой кооперации с ведущими зарубежными компаниями. В минувшем году программа SSJ100 прошла ряд важных этапов: поступил на статические испытания и прошел их основную часть первый опытный (статический) образец машины, был построен и торжественно выкачен из сборочного цеха первый летный экземпляр, получены новые твердые заказы, в т.ч. первые – от зарубежных авиакомпаний. Нынешний год обещает стать для программы одним из самых напряженных. 19 мая состоялся долгожданный первый полет опытной машины, в июле она должна поступить на сертификационные испытания, и в оставшиеся полгода к ним присоединятся еще три летных образца, достраиваемые в настоящее время в Комсомольске-на-Амуре. Всю программу сертификационных испытаний планируется завершить в первой половине 2009 г., когда могут начаться поставки первых серийных «Суперджетов» заказчикам. На сегодня у создателей машины уже имеется 73 твердых заказа. Расчетный темп серийного производства SSJ100 должен составить к 2010-2011 гг. до 60-70 самолетов в год, а общий объем его рынка на ближайшие 20 лет оценивается не менее чем в 800 самолетов, из которых порядка 500 может поступить за рубеж. Благодаря реализации программы SSJ100 «Сухой» планирует «становление холдинга в качестве одного из лидеров на глобальном рынке гражданского самолетостроения в 2016-2025 п.» с «доведением доли в мировом производстве региональных самолетов до 18-20%», говорится в годовом отчете компании. Евгений ЕРОХИН |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|