J-10 «Стремительный дракон» из Поднебесной

Новейший китайский истребитель J-10 («Дзянь-10») корпорации CAC из Чэнду, известный на Западе также под названием «Стремительный дракон» (Vigorous Dragon), стал, без сомнения, наиболее ожидаемой новинкой недавней выставки «Эршоу Чайна 2008», прошедшей в начале ноября в южнокитайском г. Чжухай. Сегодня J-10 является самым современным и наиболее совершенным самолетом-истребителем китайской разработки. Около сотни J-10 уже несут службу в ВВС Народно-освободительной армии Китая, их серийное производство продолжается в Чэнду – считается, что всего китайская военная авиация получит порядка 300 таких машин. Интерес к новому истребителю из Поднебесной проявляют и в ряде зарубежных стран. Например, уже известно, что как минимум 36 подобных самолетов намерен приобрести Пакистан.

Совершивший первый полет еще 10 лет назад, в 1998 г., J-10 долгое время оставался одним из наиболее секретных проектов Китая. Несмотря на то, что уже более пяти лет он находится на вооружении ВВС НОАК, впервые официально подтвердить его существование китайские власти решились лишь в конце 2006 г. А публичный дебют самолета состоялся только в нынешнем ноябре в Чжухае. В программе показательных полетов авиасалона приняло участие сразу два строевых J-10, а в павильонной экспозиции демонстрировалось несколько моделей самолета и образцы применяемого на нем вооружения. Правда, информации о новом истребителе, что характерно для Китая, было совсем немного. По большому счету она ограничилась только табличкой, гласившей буквально следующее: «J-10 является истребителем четвертого поколения, права интеллектуальной собственности на который полностью принадлежат Китаю. Он разработан и производится входящей в состав корпорации AVIC авиационной производственной компанией CAC из Чэнду, серийно поставляется военно-воздушным силам и в 2006 г. удостоен «Специальной премии за успехи в области национальной науки и техники».

Здесь необходимо отметить, что несмотря на законную гордость китайцев по поводу обладания собственным современным истребителем, говоря об эксклюзивности и полной национальной независимости проекта, они несколько кривят душой: в J-10 есть и российская частица, причем существенная – до сих пор силовую установку истребителя составляет двигатель АЛ-31ФН, поставляемый в КНР из нашей страны, и без него самолет не мог бы быть создан в заданные сроки и располагать демонстрируемыми им сейчас характеристиками. А если бы специалистам было разрешено познакомиться с самолетом поближе, наверняка, в его оборудовании и системах без труда можно было бы обнаружить и другие признаки «российского влияния».



Первый в китайском четвертом поколении

К разработке истребителя нового поколения, способного не уступать по боевым возможностям американскому F-16 и советскому МиГ-29 и заменить со временем в национальных ВВС уже не удовлетворяющие современным требованиям самолеты J-7 и J-8, в Китае приступили еще в первой половине 80-х гг. При этом, как утверждают создатели J-10 из компании в Чэнду, отвергающие какое бы то ни было зарубежное участие в программе, они основывались исключительно на собственном богатом опыте, полученном в ходе создания предыдущих китайских истребителей, в частности замороженного в 1980 г. проекта самолета J-9, выполнявшегося по схеме «утка». Но, по мнению многих экспертов, создание J-10 в своем нынешнем виде стало бы невозможным без использования ряда российских и израильских технологий.

Как бы там ни было, J-10 можно расценивать как высшее достижение китайской авиационной промышленности конца ХХ века. Реализация проекта потребовала освоения ряда новейших технологий, к числу которых принадлежат производство композиционных материалов, разработка цифровой электродистанционной системы управления, современного интегрированного комплекса авионики, цифровое проектирование (CAD/CAM технологии) и т.п. В результате, КНР получила не только вполне современный боевой самолет, но и значительный научно-технический задел для дальнейших работ в области военной авиации и смежных отраслях.

Первый полет прототипа J-10 состоялся 22 марта 1998 г. После пяти лет интенсивных летных испытаний, в которых принимало участие до семи опытных экземпляров самолета, в марте 2003 г. истребитель поступил на вооружение – шесть предсерийных J-10 были переданы для войсковых испытаний и освоения личным составом в 13-й испытательно-тренировочный полк ВВС НОАК на авиабазе Цанчжоу. После их завершения летом 2004 г. на авиабазе Лулян в провинции Юньнань в составе 44-й авиадивизии ВВС НОАК был сформирован первый полк истребителей J-10.

В последующие два года такие самолеты пришли еще в два полка ВВС. Эксперты полагают, что к настоящему времени завод в Чэнду поставил в войска уже не менее сотни J-10. По данным интернет-портала sinodefence.com, помимо 132-го истребительного авиаполка 44-й авиадивизии ВВС НОАК на авиабазе Лулян, сегодня такие самолеты находятся на вооружении 5-го истребительного полка 2-й авиадивизии на авиабазе Гуйлинь в провинции Гуанси и 7-го истребительного полка 3-й авиадивизии, а также летно-испытательной и учебно-тренировочной базы ВВС НОАК Цанчжоу в провинции Хэбэй. Наряду с одноместными истребителями в строевые части поставляются двухместные учебно-боевые самолеты J-10S (облет прототипа «спарки» состоялся 26 декабря 2003 г, серийные поставки начаты в 2005 г). Общие потребности ВВС НОАК в J-10 эксперты оценивают примерно в 300 самолетов.

Кроме того, интерес к новой разработке авиастроителей из Чэнду проявляет и ряд зарубежных стран, традиционно закупавших китайские истребители. Так, в апреле 2006 г. идея приобретения партии из 36-40 таких самолетов, которые в экспортном варианте могут получить название FC-20, была одобрена правительством Пакистана. Как сообщил в опубликованном в сентябре этого года интервью журналу «Эр Форсиз Мансли» главнокомандующий ВВС Пакистана главный маршал авиации Танвир Махмуд Ахмед, подписание контракта на закупку партии FC-20 может состояться уже в следующем году – после того, как стороны придут к согласию относительно комплектации комплекса оборудования «пакистанской» версии J-10 (ВВС Пакистана заинтересованы в получении истребителей с более совершенным, чем у ВВС НОАК, «бортом», включающим, возможно, РЛС с АФАР и некоторые системы авионики западного производства).


Особенности компоновки

Самолет J-10 выполнен по аэродинамической схеме «утка» со среднерасположенным треугольным крылом и управляемым стреловидным передним горизонтальным оперением, реализующей концепцию продольной статической неустойчивости для повышения маневренности. Для его управления применяется четырехкратно резервированная цифровая электро- дистанционная система. Основные органы управления – панели ПГО, элевоны и руль направления. Механизация крыла включает отклоняемые носки и элевоны. Для повышения путевой устойчивости помимо традиционного стреловидного однокилевого вертикального оперения самолет оснащается двумя подфюзеляжными гребнями. Регулируемый сверхзвуковой воздухозаборник двигателя прямоугольного сечения с подвижными верхними панелями клина размещен под фюзеляжем и отделен от него щелью для слива пограничного слоя. На нижней поверхности воздушного канала двигателя, слева от ниши уборки передней опоры шасси монтируется встроенная пушечная установка.

Летчик размещается в кабине, расположенной над воздухозаборником двигателя и оснащаемой двухсекционным фонарем, который обеспечивает хороший обзор во все стороны. По правому борту кабины может устанавливаться штанга системы дозаправки топливом в полете. Топливные баки общей емкостью более 5500 л располагаются как в фюзеляже и центроплане, так и в консолях крыла. Под фюзеляжем и крылом возможна подвеска одного, двух или трех сбрасываемых баков – одного емкостью 800 л и двух – по 1600 л.

Шасси самолета – трехопорное. Основные опоры убираются вперед по полету с разворотом стоек в центропланный отсек фюзеляжа, передняя назад, в нишу за воздухозаборником. Для сокращения длины пробега после посадки самолет комплектуется тормозным парашютом, контейнер которого располагается в корневой части киля под рулем направления и над соплом двигателя.



Двухместный учебно-боевой истребитель J-10S сохраняет все боевые возможности одноместного самолета


Вехи

Начало 80-х гг. Китайский лидер Дэн Сяопин объявил о том, что власти КНР выделяют 500 млн юаней на разработку проекта истребителя нового поколения

1982 г. В Пекине прошло первое совещание представителей Генерального штаба, ВВС, авиации ВМС НОАК и авиационной промышленности Китая, на котором обсуждалась концепция истребителя нового поколения и основные требования к нему. Новый самолет, которому предстояло стать основой истребительной авиации ВВС НОАК в 90-е гг., должен был превосходить по характеристикам китайский J-8II, советский МиГ-23 и не уступать американскому F-16

Январь 1984 г. Проектные институты авиационной промышленности КНР в Шэньяне, Сиане и Чэнду представили свои предложения по проекту перспективного истребителя, реализованные по трем различным аэродинамическим схемам: нормальной, «утка» и с крылом изменяемой геометрии

Май 1984 г. Для дальнейшей реализации выбрано предложение 611-го института из Чэнду, предусматривающее создание перспективного истребителя по схеме «утка». Разработка и постройка опытных образцов истребителя поручены 611 -му институту и авиационному заводу в Чэнду (ныне – компания САС).

Январь 1986 г.Проекту истребителя, получившего название J-10, был придан статус одной из ключевых производственных программ КНР. Директором программы назначен Ван Ан, главным конструктором – Сун Вэнь Цун

1987 г. В Израиле заморожена программа создания истребителя «Лави», разрабатывавшегося с 1982 г. и совершившего первый полет в декабре 1986 г. Считается, что часть документации и технологий, разработанных по программе «Лави» (в частности, по электродистанционной системе управления самолетом схемы «утка») была в том же году передана Китаю

1990 г. Реализация программы J-10 затормаживается из-за наложения США в 1989 г. эмбарго на сотрудничество с КНР после событий на площади Тяньаньмэнь, в результате чего Китай лишается технологической поддержки Запада

1993 г. В Чэнду построен полноразмерный макет J-10. Продувки в аэродинамической трубе и изменение требований к самолету с усилением акцента на его многоцелевое применение потребовали серьезной переработки проекта

1997 г. Для комплектации опытных экземпляров J-10 у российского ОАО «Люлька-Сатурн» приобретено девять двигателей АП-31ФН

Ноябрь 1997 г. Построен первый летный экземпляр J-10

22 марта 1998 г. Состоялся первый успешный полет прототипа истребителя J-10 (летчик – Лэй Цян)

Декабрь 1999 г. Два прототипа J-10 перебазированы из Чэнду в летно-испытательный центр CFTE в Яньляне (провинция Шааньси) для проведения интенсивной программы испытаний

2000 г. В Чэнду начата разработка двухместного учебно-боевого варианта J-10S (главный конструктор – Ян Вэй)

Лето 2000 г. Проведено первое натурное испытание катапультного кресла для J-10

Конец 2000 г. Общий налет опытных экземпляров J-10 достиг 140 ч

2001 г. Российскому ММПП «Салют» выдан заказ на поставку 54 серийных двигателей АЛ-31ФН для комплектации серийных истребителей J-10 (поставка всей партии завершена к 2004 г.)

Лето 2002 г. После двухлетней программы испытаний в летно-испытательном центре CFTE в Яньляне опытные экземпляры J-10 перебазированы на авиабазу ВВС НОАК Динсинь (провинция Ганьсу) для испытаний системы вооружения

28 июня 2002 г. Совершил первый полет предсерийный J-10

10 марта 2003 г. Прошла официальная церемония передачи истребителя J-10 на вооружение ВВС НОАК: шесть самолетов поставлено в летно-испытательный и тренировочный центр на авиабазе Цанчжоу (провинция Хэбэй) для войсковых испытаний и освоения личным составом ВВС

Весна 2003 г. На борту летающей лаборатории Y-8 в провинции Шаньдун проведены испытания бортовой РЛС истребителя J-10

Лето 2003 г. На самолете J-10 выполнены первые имитации дозаправки топливом в полете

26 декабря 2003 г. Состоялся первый полет двухместного учебно-боевого истребителя J-10S

Декабрь 2003 г. С борта J-10 выполнен первый успешный пуск ракеты «воздух-воздух»

Начало 2004 г. Продолжавшаяся 18 лет программа разработки истребителя J-10 признана завершенной, самолет получил сертификат типа

Июль 2004 г. На авиабазе Лулян (провинция Юньнань) в составе 44-й авиадивизии ВВС НОАК сформирован первый истребительный авиаполк истребителей J-10

2005 г. Завершена программа испытаний двухместного учебно-боевого истребителя J-10S, самолет получил сертификат типа

Июль 2005 г. Российскому ММПП «Салют» выдан заказ еще на 100 двигателей АЛ-31ФН для серийных истребителей J-10 (поставки завершены к 2007 г.)

Апрель 2006 г. Кабинет министров Пакистана одобрил проект закупки в КНР 36 истребителей J-10 под обозначением FC-20

Декабрь 2006 г. Официальные китайские СМИ сообщили, что первые подразделения истребителей J-10 достигли начальной боевой готовности. Самолет официально рассекречен: по государственным телеканалам продемонстрированы видеоролики, на которых запечатлены полеты строевых истребителей J-10, в т.ч. пуски ракет и дозаправка топливом в воздухе

Апрель 2007 г. Официальный представитель проектного института в Чэнду заявил, что уже в течение года J-10 может быть оснащен двигателем собственной китайской разработки (по всей видимости, речь идет о двигателе WS-10A «Тайхан»)

Ноябрь 2008 г. Два серийных истребителя J-10 впервые публично продемонстрированы на авиасалоне «Эршоу Чайна 2008» в Чжухае в полете и на статической стоянке. В павильоне экспонировались также крупноразмерная модель самолета J-10 с различным вооружением, модель двухместного J-10S, а также образец двигателя WS-10A «Тайхан»


Дела «сердечные»

На первом этапе реализации проекта J-10 самолет предполагалось оснастить новым мощным двигателем китайской разработки. Однако отсутствие у КНР собственного опыта создания надежных и экономичных реактивных двигателей тягой более Юте и большие сложности, сопутствующие решению возникающих технологических проблем привели к серьезным задержкам в разработке китайского мощного ТРДЦФ, поставив под угрозу всю программу J-10. Выход из создавшейся ситуации был найден в России: уже начавшие получать в первой половине 90-х гг. из нашей страны истребители Су-27СК китайцы обратили внимание на то, что применяемые на них двигатели АЛ-31Ф по своей тяге и экономичности подходят и для применения на одномоторном самолете J-10, и обратились с предложением разработать на их базе модификацию для своего истребителя. Конструкторы ОАО «Люлька-Сатурн» в короткие сроки создали двигатель АЛ-31ФН, отличающийся от серийного АЛ-31Ф главным образом только размещением коробки приводов – ее перенесли с верхней части двигателя на его нижнюю поверхность. Основные характеристики двигателя при этом остались неизменными. В 1997 г. в опытном производстве «Люльки-Сатурна» было собрано девять АЛ-31ФН, которые нашли применение на прототипах J-10.

Китайская сторона была удовлетворена полученным результатом и разместила в России первый крупный заказ на партию из 54 АЛ-31ФН для будущих серийных истребителей. Их производство было поручено ММПП «Салют», уже хорошо знакомому китайским партнерам – именно его двигателями АЛ-31Ф комплектовались экспортируемые в КНР истребители Су-27СК/УБК, и именно «Салют» обеспечивал поставки аналогичных силовых установок для собираемых в Шэньяне по российской лицензии одноместных Су-27СК- J-11. Стоит заметить, что китайские заказы (а только для комплектации J-10 заводу было заказано более полутора сотен АЛ-31ФН) на протяжении 2001-2007 гг. и составляли основу производственной программы предприятия.

Однако стремление обеспечить независимость от импортных комплектующих заставляло КНР форсировать программу разработки собственного ТРДДФ, который мог бы сменить АЛ-31ФН на борту J-10, а также обеспечить потребности в двигателях для модифицированных истребителей J-11В, которые завод в Шэньяне начал строить в 2004 г. на основе опыта, полученного в ходе лицензионного производства Су-27СК. Новый китайский ТРДДФ получил название WS-10A «Тайхан» (Taihang). Первая отрывочная информация о нем появилась на предыдущей выставке в Чжухае в ноябре 2006 г., когда, как выяснилось позже, «Тайхан» уже прошел необходимый объем стендовых испытаний и начал летать на борту летающей лаборатории на базе истребителя J -11.

В апреле 2007 г. в китайских СМИ со ссылкой на представителя компании в Чэнду прошла информация о том, что в течение года J -10 может быть оснащен двигателем китайской разработки, чего требуют как общая политика КНР по снижению зависимости вооруженных сил от импортных комплектующих, так и перспективы экспортных поставок нового истребителя, для которых российское происхождение АЛ-31ФН может стать серьезным препятствием.

По мнению экспертов, «Тайхан» в конструктивно-компоновочном плане в значительной степени повторяет АЛ-31Ф, детально ознакомиться с конструкцией которого для китайских специалистов не представляло никаких сложностей (напомним, такие двигатели эксплуатировались на истребителях «Сухого» в ВВС НОАК с 1992 г.). Трудности могли касаться только технологической стороны вопроса – наличия пригодных конструкционных материалов и жаропрочных сплавов, отдельных технологий обработки деталей и т.п. В результате, по информации интернет-портала sinodefence.com, WS-10A получился немного крупнее и тяжелее АЛ-31Ф, имея при этом несколько меньшие характеристики: по его данным, тяга «Тайхана» на максимальной режиме составляет 7500 кгс (у АЛ-31Ф 7670 кгс), а на полном форсаже – 11 200 кгс (у АЛ-31Ф – 12 500 кгс). Снижение характеристик двигателя может привести к некоторому ухудшению летных данных истребителя J-10. Однако самолет будет комплектоваться силовой установкой собственного производства, и КНР получит столь желаемую в последнее время независимость от российских поставок.

Сходство WS-10A и АЛ-31Ф стало очевидным на нынешней выставке в Чжухае, на которой впервые публично демонстрировался натурный образец «Тайхана».

И хотя никаких данных о двигателе не сообщалось (а находившиеся рядом с ним представители компании-разработчика на все вопросы отвечали только общими фразами), специалисты смогли сделать некоторые выводы. Главный из них: КНР наконец смогла создать свой ТРДДФ тягой более 10 тс, пригодный для применения на современных истребителях. А раз так.

шансы «Салюта» на свое закрепление на китайском рынке серьезно уменьшаются. Если доводка «Тайхана» завершится успешно и в короткие сроки, окажутся не востребованными китайской стороной и не раз анонсировавшиеся гендиректором ММПП «Салют» Юрием Елисеевым в последние годы заманчивые предложения по модернизированным вариантам АЛ-31Ф с увеличенной тягой, повышенным ресурсом, а также всеракурсным управлением вектором тяги, разрабатывавшимся как раз для однодвигательного истребителя, каковым и является J-10.



ТРДДФ «Тайхан», дебютировавший на авиасалоне в Чжухае в ноябре 2008 г.


Предшественники J-9

Проект китайского истребителя следующего за J-7 поколения, к разработке которого приступили в Чэнду еще в 60-е гг. параллельно с началом работ в Шэньяне над J-8. В начале 70-х гг. для J-9 была утверждена схема «утка» с треугольным крылом и треугольным управляемым ПГО, что потребовало решения большого количества вопросов по системе управления, приведшего к существенному затягиванию процесса создания самолета. На последнее сказались и трудности с созданием собственного мощного двигателя WS-6, который должен был располагать тягой 12 400 кгс, и появление новых требований со стороны ВВС НОАК (в частности, они пожелали обеспечить максимальное число М=2,8 и практический потолок 28 км!). В конечном итоге из-за комплекса трудноразрешимых проблем в 1980 г. программу J-9 решено было заморозить, сконцентрировав усилия Китай ской авиапромышленности на завершении в Шэньяне менее рискованного проекта J-8II (кстати, оба самолета были довольно близки по компоновке головной части фюзеляжа, вертикального оперения, воздухозаборников, шасси и т.д.). Тем не менее, опыт, полученный при разработке J-9 – в частности, задел по компоновочной схеме «утка» – был в дальнейшем использован для создания нынешнего истребителя J-10. Некоторые расчетные данные J-9: длина самолета -18 м, размах крыла – около 10 м, взлетная масса -13т, максимальная скорость- не менее 2500 км/ч (М=2,4), дальность полета – 2000 км. В состав вооружения предполагалось включить две пушки «23-3» и четыре ракеты средней дальности PL-4 (китайская копия американской AIM-7 «Спэрроу»)


Предшественники «Лави»

Перспективный израильский истребитель 4-го поколения, разрабатывавшийся компанией IAI с октября 1982 г. при финансовой поддержке США. Для самолета была выбрана статически неустойчивая схема «утка» с треугольным крылом и управляемым ПГ0, для реализации которой была разработана одна из первых в мире цифровых систем электродистанционного управления самолетом. В качестве силовой установки использовался американский двигатель PW-1120 (модификация F100-PW-100) тягой на форсаже 9300 кгс. Прототип «Лави» совершил первый полет 31 декабря 1986 г., через три месяца за ним последовала вторая опытная машина, однако уже 30 августа 1987 г. израильский парламент принял решение заморозить программу. Главной причиной стало существенное возрастание стоимости истребителя и отказ США продолжать принимать участие в его финансировании из-за опасения, что «Лави» станет конкурентом американским F-16 и F-18 на мировом рынке истребителей. После прекращения программы IAI в 1989 г. достроила на собственные средства еще один из пяти заложенных опытных экземпляров «Лави», который использовался ей до середины 90-х гг. как летающая лаборатория («демонстратор технологий» TD) в интересах других проектов компании. Считается, что после замораживания программы «Лави», часть документации и технологий по ней (в частности, по цифровой системе дистанционного управления самолетом схемы «утка») в 1987 г. была передана Китаю и использовалась им в интересах создания истребителя J-10, однако обе стороны этот факт отрицают. Основные данные истребителя «Лави»: длина самолета – 14,57 м, размах крыла – 8,78 м, площадь крыла – 33 м 2 . Масса пустого самолета- 7000 кг, максимальная взлетная – 19 300 кг. Максимальная скорость полета – 1965 км/ч (М=1,85), практический потолок – более 15 км, перегоночная дальность -3700 км. В состав вооружения входила пушка DEFA калибра 30 мм и различные управляемые и неуправляемые средства поражения общей массой до 7260 кг.


«Свой» борт

Несмотря на то, что никаких деталей о составе и характеристиках бортового радиоэлектронного оборудования J-10 официально не сообщается, в печати и интернете можно найти некоторые сведения об авионике новейшего китайского истребителя. Первое и главное – весь комплекс бортового оборудования самолета разработан непосредственно в Китае, импортных систем в нем нет. При этом нет сомнения, что при разработке «борта» J-10 китайские специалисты широко изучали зарубежный опыт и имевшиеся в их распоряжении образцы российского и западного оборудования. Так, например, российская корпорация «Фазотрон-НИИР» в середине 90-х гг. разработала по контракту с КНР и поставила в эту страну два полных комплекта и отдельные блоки РЛС с щелевой антенной решеткой «Жемчуг» (дальнейшее развитие РЛС «Жук» первых истребителей МиГ-29М с использованием импортной элементной базы, предшественник нынешних «Жуков-МЭ», применяемых на истребителях МиГ-29СМТ и МиГ-29К). Разумно предположить, что некоторые технологии, полученные вместе с РЛС «Жемчуг», были использованы китайскими специалистами для создания собственного радиолокатора, который устанавливается в настоящее время на J-10.

Известно, что истребитель комплектуется сегодня импульсно-доплеровской РЛС с плоской щелевой антенной решеткой, способной сопровождать до 10 целей и вести одновременный обстрел двух из них ракетами средней дальности с полуактивными радиолокационными головками самонаведения (типа PL-11) или четырех – ракетами с АРГС (типа PL-12). Работы по совершенствованию радара для J-10 продолжаются – они ведутся в направлении повышения его характеристик и реализации новых режимов работы (в т.ч. «воздух- поверхность»), Для возможных же экспортных вариантов истребителя не исключается возможность применения импортных радиолокаторов – израильского или итальянского производства. Интересуются в Китае и новыми российскими разработками, предлагая приобрести для изучения единичные образцы новых РЛС с ФАР или заключить соглашения о совместном создании на их базе новых радаров.

В отличие от российских истребителей четвертого поколения Су-27 и МиГ-29, китайский J-10 пока не имеет бортовой оптико-электронной обзорно-прицельной системы. Однако разработка такой аппаратуры ведется китайскими специалистами – опять-таки, возможно, на основе изучения имеющихся в их распоряжении образцов оптико-локационных станций, применяемых на истребителях Су-27СК и Су-30МКК/МК2 (так, например, на нынешней выставке в Чжухае был представлен образец китайской оптико-локационной станции, названной «оптико-электронным радаром» и внешне весьма напоминающий отечественные ОЛСы, применяемые на истребителях «МиГ» и «Су»), Помимо этого, в интернете опубликованы фотографии полноразмерного макета истребителя J-10S, оснащенного на точках подвески под воздухозаборником контейнерами с пилотажной и обзорно-прицельной оптико-электронной аппаратурой.

Имеющиеся фотографии свидетельствуют о том, что информационно-управляющее поле кабины летчика J-10 выполнено на самом современном уровне и реализует концепцию HOTAS. Основа его – несколько многофункциональных цветных жидкокристаллических индикаторов и широкоугольный индикатор на фоне лобового стекла. Кроме того, пилотом J-10 может использоваться нашлемная система целеуказания.



«Арсенал» J-10


Основное оружие экспортного варианта J-10: вверху – ракета средней дальности PL-12 (SD-10A), внизу – ракета ближнего боя PL-9C



Что под крылом?

J-10 стал по сути первым китайским истребителем, для которого еще на этапе разработки концепции была заложена необходимость обеспечения многоцелевого применения. Т.е. помимо решения свойственных всем истребителям задач поражения воздушных целей J-10 предстояло обеспечить и возможность эффективного уничтожения наземных объектов – как неуправляемым, так и управляемым оружием. Однако, если в деле разработки и производства собственных ракет «воздух-воздух», пусть и на базе зарубежных прототипов, Китай уже довольно давно добился определенных успехов, то в области управляемого оружия «воздух-поверхность» основные достижения КНР до недавнего времени ограничивались разве что созданием нескольких типов тяжелых противокорабельных ракет, пригодных для применения, главным образом, только с дальних бомбардировщиков Н-6 (аналог советского Ту-16). О разработке китайского авиационного тактического высокоточного оружия стало известно относительно недавно, да и то речь пока идет лишь о корректируемых и планирующих авиабомбах. В то же время вместе с многоцелевыми истребителями Су-30МКК и Су-30МК2 в КНР с начала 2000-х гг. поставлялись из России довольно крупные партии ракет Х-29Т, Х-59МЭ и Х-31П/А. Но о попытках адаптировать их для применения с самолетов китайского производства, равно как и о традиционных для Китая попытках создания на их базе собственных образцов оружия, пока ничего не известно. В китайском интернете попадается лишь информация о возможном освоении производства в КНР под обозначением YJ-91 («ИньЦзи-91») противорадиолокационных ракет Х-31П (по российской лицензии или без нее – путем традиционного для Китая копирования), однако подтверждений она пока не находит.

На нынешней выставке в Чжухае крупноразмерная модель J-10 демонстрировалась со смешанным составом вооружения: под крылом ее размещались ракеты «воздух-воздух» малой дальности PL-9C и средней дальности SD-10A (экспортное название для ракеты PL-12), а также планирующие бомбы LS-6 калибра 500 кг с раскрывающимся после сброса крылом и спутниковой коррекцией, а под фюзеляжем – подвесной топливный бак и обычные бомбы калибра 250 кг. Кроме того, перед ней были показаны корректируемые бомбы LT-2 калибра 500 кг с полуактивной лазерной головкой самонаведения флюгерного типа, неуправляемые ракеты, запускаемые из шестизарядных блоков, а еще одна модель J-10 демонстрировалась с ракетами «воздух-воздух» малой дальности PL-8.

С учетом показанного на выставке в Чжухае, а также публикаций в китайском интернете, в т.ч. фотографий J-10, сделанных на аэродромах ВВС НОАК, можно сделать вывод о том, что сегодня для применения на истребителе адаптировано два типа ракет «воздух-воздух» малой дальности (PL-8 и PL-9C) и два типа – средней дальности (PL-11 и PL-12).

PL-8 представляет собой китайскую копию израильской ракеты «Питон-3» со всеракурсной тепловой головкой самонаведения, выпускаемую в КНР по лицензии с 1988 г. и с начала 90-х гг. состоящую на вооружении ВВС НОАК (до этого, с 1983 г., Китай получал ракеты «Питон-3» непосредственно из Израиля). В настоящее время она входит в состав вооружения истребителей J-7E/G, J-8B/D, J-10 и J-11B. За выпуск PL-8 отвечает базирующаяся в Лояне Китайская академия ракет «воздух- воздух» (САААМ).

Близкая к PL-8 по возможностям PL-9C представляет собой дальнейшее развитие китайской ракеты PL-5, являющейся, в свою очередь, аналогом советской Р-ЗС (Р-13М) и, соответственно, американской А1М-9 «Сайдуиндер», и предназначена только для поставок на экспорт: в ВВС НОАК такие ракеты не используются. В отличие от более ранних PL-5, ракета PL-9 комплектуется всеракурсной тепловой головкой самонаведения – аналогичной используемой на PL-8. Разработка ракеты лоянской академией CAAAM велась с 1986 г. параллельно с освоением производства PL-8, которую, по условиям лицензионного договора с Израилем, Китай не мог поставлять на экспорт. Первые партии PL-9 были выпущены в 1989 г., позднее появилась усовершенствованная версия PL-9C с улучшенными характеристиками.

Ракета средней дальности PL-11 с моноимпульсной полуактивной радиолокационной головкой самонаведения является аналогом итальянской ракеты «Аспид» (и, соответственно, американской AIM-7 «Спэрроу») и находится на вооружении ВВС НОАК со второй половины 90-х гг. Во второй половине 80-х гг. между КНР и Италией было подписано соглашение о лицензионной сборке ракет «Аспид» в Китае, однако эмбарго на военно-техническое сотрудничество стран Запада с КНР из-за событий на площади Тяньаньмэнь заставило прекратить поставки итальянских комплектов вскоре после сборки первой партии таких ракет в 1989 г. Вслед за этим Шанхайская академия аэрокосмических технологий (SAST) использовала полученные задел и опыт для разработки аналогичной собственной ракеты, названной PL-11 и являющейся по большому счету копией «Аспида». Первые пуски таких ракет прошли с борта истребителя J-8II в 1992 г. Позднее в Шанхае были разработаны модификации PL-11A с увеличенной дальностью полета и более мощной боевой частью и PL-11B с активной радиолокационной головкой самонаведения.

Ракета PL-12 (на экспорт предлагается под названием SD-10A – «ШэДянь-10») является новой китайской разработкой, оснащаемой активной радиолокационной головкой самонаведения (на начальном этапе полета наведение – инерциальное, с радиокоррекцией), и близка по характеристикам и боевым возможностям к российской РВВ-АЕ и американской AIM-120 AMRAAM. К ее созданию в Китайской академии ракет «воздух-воздух» в Лояне приступили в 1997 г., а в августе 2005 г. после серии успешных пусков с борта истребителей испытания ракеты были завершены. PL-12 находится на вооружении ВВС НОАК с 2005 г. и помимо J-10 может применяться с истребителей J-8F и J-11B.

Обе 500-кг корректируемые бомбы, демонстрировавшиеся в этом году с истребителем J-10, – планирующая инерциально-спутниковая LS-6 и лазерная LT-2 – впервые дебютировали на прошлом авиасалоне в Чжухае в ноябре 2006 г. (см. «Взлёт» №12/2006, с. 8). Они разработаны Лоянским исследовательским центром оптико-электронных технологий (LOEC). Лазерная LT-2 («ЛэйТин-2») является первой китайской управляемой бомбой, имеющей при этом большую степень сходства с российской КАБ-500Л. Она поступила на вооружение ВВС НОАК в 2003-2004 гг. и помимо J-10 может применяться с самолетов JH-7, Q-5, J-8B и FC-1 (JF-17) – при условии комплектации их лазерными системами подсвета цели (или подсвета цели наводчиком с земли). Разработка планирующей LS-6 («ЛэйШи-6»), оснащаемой модулями раскрываемого после сброса крыла, хвостовых рулей и инерциально-спутникового наведения, была начата в 2003 г. и успешно завершилась в 2006 г. после серии успешных сбросов с истребителя J-8B.


Основные данные ракет «воздух-воздух», которые могут применяться истребителем J-10
Тип ракеты PL-8 PL-9C PL-11 PL-12
Длина ракеты, мм 2990 2992 3890 3934
Диаметр корпуса, мм 160 157 208 203
Размах крыла (рулей), мм 810 856 680 674 (752)
Стартовая масса, кг 115 123 220 180
Масса БЧ, кг 10 12 н/Д н/д
Дальность пуска, км 0,5-15 0,5-22 40-75 50-70
Максимальное число М полета ракеты 2 2,1 4 4
Максимальная перегрузка ракеты 35 40 н/д 38
Система наведения ТГС ТГС ПАРГС ИНС+АРГС
Основные данные управляемых бомб, которые могут применяться истребителем J-10
Тип бомбы LS-6 LT-2
Длина бомбы, мм 3000 3530
Диаметр корпуса, мм 377 377
Размах крыла (оперения), мм 2740 950
Полная масса, кг 540 564
Масса БЧ, кг 440 450
Дальность сброса, км 40/60* >10
КВО, м 15 6,5
Система наведения ИНС+GPS ЛГСН
* с высоты 8/10 км

Основные типы ракет класса «воздух-воздух», входящие в комплекс вооружения истребителя J-10

PL-8


PL-9C


PL-11


PL-12


Помимо LS-6 и LT-2, целую серию своих управляемых бомб продемонстрировала в «космическом» павильоне нынешнего авиасалона в Чжухае и Китайская аэрокосмическая научно-техническая корпорация CASC. Кроме уже известных по прошлой выставке спутниковых FT-1 и FT-3 калибра 500 и 250 кг соответственно, в этот раз она показала еще планирующую управляемую бомбу увеличенной дальности FT-2 (по сути, это та же FT-1, но оснащенная модулем раскрываемого после сброса крыла), а также «высокоточную бомбу малого диаметра» FT-5. Все они имеют системы спутниковой коррекции траектории. На стенде CASC показывался также видеофильм, зафиксировавший фрагменты летных испытаний таких бомб на самолете JH-7A. Однако об адаптации управляемых бомб этой серии к самолету J-10 пока не сообщалось.

Ничего не известно также и о применении с истребителя тактических управляемых ракет «воздух-поверхность». Таким образом, пока J-10 все-таки больше классический истребитель, а его ударные возможности ограничены лишь применением неуправляемых ракет и авиабомб – как свободнопадающих, так и корректируемых. Возможно, развитие ударного потенциала машины ограничивается характеристиками применяемого бортового оборудования (так, до сих пор на борту J-10 еще не «прописалась» оптико-электронная прицельная система, а возможности бортовой РЛС в режиме «воздух-поверхность», по некоторым данным, еще сильно ограничены). По мере совершенствования «борта», вероятно, будет расширяться и состав комплекса вооружения.

Все оружие на самолете J-10 размещается на 11 точках подвески: шести – под консолями крыла, и пяти – под фюзеляжем, из которых центральная точка используется для подвески сбрасываемого топливного бака емкостью 800 л, а остальные, расположенные парами, – для небольших бомб. Вместо последних к передней паре подфюзеляжных точек подвески (под воздухозаборником) в будущем могут крепиться контейнеры оптико-электронных обзорно-прицельных систем или систем наведения оружия (в интернете, например, имеется фотография полноразмерного макета двухместного J-10S с макетами подобных контейнеров). Подвесные топливные баки емкостью по 1600 л могут устанавливаться и на внутренние подкрыльевые точки подвески. Остальные пилоны под крылом предназначены в первую очередь для размещения пусковых устройств ракет «воздух-воздух», при этом на макете J-10, демонстрировавшемся на этой выставке, к средним подкрыльевым пилонам крепились сдвоенные переходные балки («штаны») для подвески сразу двух ракет PL-12 (SD-10A).

Максимальная масса боевой нагрузки J-10 оценивается экспертами в 4500 кг. Кроме подвесного вооружения, как и большинство других китайских истребителей, J-10 имеет встроенную пушечную установку. Она размещена под фюзеляжем, слева от ниши передней опоры шасси и включает двухствольную 23-мм пушку «23-3» с темпом стрельбы 3000-3400 выстр./мин – китайский аналог знаменитой советской пушки ГШ-23Л. Пушка имеет массу 50,5 кг, длину 1530 мм и стреляет 320-граммовыми патронами калибра 23 мм с различными видами снаряжения.



Основные данные J-10 (оценочные)

Длина, м…. 15,5

Размах крыла, м 9,7

Площадь крыла, м2 39

Масса пустого самолета, кг 9750

Нормальная взлетная масса, кг 18 500

Максимальная взлетная масса, кг 19 300

Масса боевой нагрузки, кг 4500

Запас топлива, кг 4500

Максимальная скорость полета, км/ч…. 2300

Максимальная скорость у земли, км/ч.. 1440

Максимальное число М 2,2

Практический потолок, м 18 000

Максимальная эксплуатационная перегрузка 9

Практическая дальность полета, км 1850

Перегоночная дальность, км 3000

Тип двигателя АЛ-31ФН

Тяга на взлете (полный форсаж), кгс 1х12 500









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх