|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Эскадрилье «Антеев» – 40 Евгений ЕРОХИН Фото Сергея Кривчикова 1 декабря отметила свое 40-летие 76-я гвардейская Ленинградская Краснознаменная отдельная военно-транспортная авиационная эскадрилья – единственная на сегодня часть ВВС России, продолжающая эксплуатацию тяжелых транспортных самолетов Ан-22 «Антей». Поступив на вооружение в 1967 г., «Антеи», имевшие невиданную для того времени грузоподъемность 60 т, придали отечественным военно-воздушным силам новые возможности по переброске войск и тяжелой боевой техники, долгие годы широко использовались для перевозки крупногабаритных и массивных грузов в зоны военных конфликтов,и стихийных бедствий. Свыше шести десятков Ан-22 состояли на вооружении трех военно-транспортных авиаполков ВВС страны. Однако время берет свое, и сейчас летать в Военно-воздушных силах России продолжают всего несколько «Антеев», которые входят в состав 76-й ОВТАЭ на аэродроме «Мигалово» на окраине Твери. Еще чуть более четверти сотни Ан-22 находится на хранении, а почти столько ж^ уже прекратили свое существование… В последней^ ВВС России эскадрилье «Антеев» побывали наши корреспонденты. Все начиналось с Ан-12 В мае 1968 г. на территории Московского военного округа вблизи ст. Сещинская Дубровского р-на Брянской обл. в составе 12-й военно-транспортной авиадивизии началось формирование новой войсковой части – 8-го военно-транспортного авиаполка. 1 декабря 1968 г. командующий ВТА генерал-майор Г.Н. Пакилев вручил полку Боевое Знамя. Этот день и считается днем образования части. К концу 1968 г. формирование 8-го ВТАП в составе двух авиаэскадрилий на самолетах Ан-12 и ТЭЧ полка было завершено (к этому времени он имел 17 самолетов Ан-12 и 18 укомплектованных экипажей), а полеты начались еще в сентябре. В следующем году в полку была продолжена работа по быстрому и качественному вводу в строй летного состава, прибывающего из военных училищ и из числа летчиков и штурманов Министерства гражданской авиации, прошедших краткосрочную подготовку. А уже в мае этого года личный состав полка в составе 16 экипажей принял участие в учениях «Восток-69». В течение 1969-1970 гг. выполнялись задачи по оказанию помощи населению, пострадавшему от стихийных бедствий в Ташкенте и Алма-Ате: доставлялись медикаменты, палатки, продовольствие, дизель-генераторы. В июне 1971 г. полк в составе 29 экипажей привлекался к учениям «Юг» и «Крым» с практическим десантированием личного состава и боевой техники Воздушно-десантных войск. В этом же году экипажами полка осуществлялись полеты по переброске грузов на Камчатку в районы, подвергшиеся землетрясению. Личный состав полка неоднократно выполнял правительственные задания: так в 1973 г. 25 экипажей полка осуществили целый ряд полетов по доставке вооружения в Египет и Сирию. 33 года на «Антеях» В середине 70-х гг. начался новый этап в биографии части. На основании директивы Генерального штаба 16 августа 1974 г. в полку приступили к переучиванию на новый тип самолета – тяжелый военно-транспортный Ан-22. К тому времени «Антеи» уже в течение нескольких лет находились на вооружении двух полков 8-й ВТАД – 81-го в Иванове и 566-го в Сеще Брянской обл. (официально на вооружение Ан-22 был принят Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров от 3 января 1974 г.). Одновременно, в июле 1975 г., 8-й ВТАП перебазировался к новому месту дислокации – на аэродром «Мигалово» в Твери (в то время – г. Калинин). Уже в 1976 г. полк в полном составе приступил к выполнению своих задач на Ан-22. Парк 12-й ВТАД вырос до 63 самолетов, и дивизия впервые вылетела на выполнение задания в составе трех полков Ан-22. В 1977 г. пять экипажей 8-го полка решали на «Антеях» задачи по оказанию помощи Эфиопии, в 1978 г. – Вьетнаму и Афганистану, причем посадки производились в сложной боевой обстановке на аэродромах Кабула, Баграма и Кандагара. С 1980 г. полк выполнял правительственные задания по перевозке грузов, техники и специалистов в Афганистан, Ливию, Сирию, Эфиопию, ФРГ, Индию, а также в Алжир, Ирак, Францию, ГДР, Болгарию, Верхнюю Вольту.. В 1987 г., когда на вооружение 566-го ВТАП начали поступать новые тяжелые транспортные самолеты Ан-124, состав 8-го ВТАП пополнился «Антеями», передаваемыми из Сещи. В декабре того же года 12 «Антеев» полка выполняли задачи по доставке оборудования, техники и медикаментов для ликвидации последствий разрушительного землетрясения в Армении, куда было переброшено более 1000 человек и около 15 тыс. т грузов. « Безвременье» 90-х гг. Начиная с 1986 г. экипажи полка регулярно привлекались для доставки личного состава войск МВД и ВДВ в районы региональных конфликтов: в декабре 1986 г. – в Алма-Ату, в январе 1988 г. – в Сумгаит, в ноябре 1989 г. – в Кишинев, в марте 1990 г. – в Баку (аэродром «Насосная»), в апреле 1990 г. – в Тбилиси, в мае 1991 г. – во Фрунзе (аэродром «Манас»), в июне 1992 г. – в Тирасполь, в августе 1993 г. – в Гудауту в июне 1994 г. – в Грозный (аэродром «Моздок»). Кроме того, в период с 1992 по 1995 гг. полк обеспечивал вывод Западной группы Советских войск из Германии, а в 1993 г. – Советских войск из Прибалтики и воздушно-десантной дивизии из Гянджи. С 1996 г., в связи с обострением обстановки в Югославии и в Северо-Кавказском регионе России, личный состав полка выполнял задачи по доставке техники, различных грузов и войск МВД и ВДВ в Боснию, Герцеговину, Косово, а также в Чеченскую республику. С целью ликвидации террористических групп и бандформирований в Чеченской республике экипажами полка было выполнено 118 полетов на аэродромы Моздока и Махачкалы, перевезено около 1100 т грузов и более 300 человек личного состава. Совершались и «коммерческие» рейсы. Так, в марте-мае 1995 г. 8-й ВТАП доставил во Вьетнам закупленные этой страной в России истребители Су-27. «Антеи» летели по сложному маршруту, называемому «тропой Хо Ши Мина»: над нейтральными водами вдоль берегов Японии, Южной Кореи и Китая, часто сопровождаемые истребителями F-16 с американской базы на японском острове Окинава. В январе 1998 г., в связи с расформированием 81-го ВТАП, парк мигаловских Ан-22 пополнился девятью имеющими достаточный календарный ресурс «Антеями» с аэродрома «Иваново-Северный». Сюда же, вслед за своими самолетами, перебралась и часть офицеров из Иваново. В том же году, в связи с расформированием 600-го ВТАП, его боевое знамя, почетные наименования, ордена и исторический формуляр были переданы 8-му ВТАП, который стал именоваться 8-м гвардейским Ленинградским Краснознаменным военно-транспортным авиационным полком. Однако на этом череда реорганизаций не закончилась: в 2001 г., в целях «совершенствования организационно-штатной структуры» 12-й ВТАД, оставшийся единственным в ВВС России полк «Антеев» был переформирован в 76-ю гвардейскую Ленинградскую Краснознаменную отдельную военно-транспортную авиационную эскадрилью, каковой и остается поныне. «Антеи» в новом веке Несмотря на все имеющиеся трудности, эскадрилья «Антеев» успешно продолжает нести службу и в новом тысячелетии. Только в период 2001-2004 гг. экипажами 76-й ОВТАЭ было выполнено 265 полетных заданий, в т.ч. 18 – в Сирию, 11 – в Югославию, 10 – в Афганистан, пять – в КНДР, три – в Эфиопию, два – в Алжир и по одному – в Иран, Эритрею, Йемен и Бангладеш. Перевозки различных грузов и военной техники в зарубежные страны продолжались и в последующие годы. Например, в 2007 г. было выполнено 189 полетов, перевезено 595 т грузов в Таджикистан, Узбекистан, Алжир, Эритрею и др. Среди наиболее ответственных заданий – доставка четырех двигателей РД-33 для истребителей МиГ-29 на словацкий аэродром «Сляч» (экипаж майора А.С. Шустова), самолета Су-27УБ на эритрейский аэродром «Асмэра» (экипаж майора И.А. Долотова). Мигаловские «Антеи» регулярно привлекаются к различным летно-тактическим учениям. Так, 28 июля 2004 г. экипаж гвардии майора Ю.В. Голубева участвовал в совместных учениях стран СНГ «Рубеж-2004», доставив два вертолета Ми-24ПН на аэродром «Кант» в Киргизии. В конце августа 2007 г. в ходе летно-тактического учения 12-й ВТАД экипажи майоров А.А. Белова и Ю.В. Голубева выполняли переброску и десантирование посадочным способом военной техники ВДВ с аэродрома «Иваново» на аэродром «Псков». Экипажам 76-й ОВТАЭ в последние годы не раз оказывалась честь демонстрировать свою технику на авиационных парадах. Так, 3 июня 2006 г. в честь 75-летия Военно-транспортной авиации в подмосковном Монино состоялся воздушный парад, в котором принял участие экипаж гвардии подполковника А.В. Николайчика на «Антее» с №09342. На монинском параде в честь 95-летия ВВС 11 августа 2007 г. свой Ан-22 с №09329 показал экипаж гвардии майора И.А. Долотова. Мастерство летного состава 76-й ОВТАЭ позволяет не только успешно решать непростые боевые и транспортные задачи, но и с честью выходить из сложных ситуаций. Так, 24 июля этого года на аэродроме «Сеща» произошел серьезный инцидент с самолетом Ан-22 №08832, пилотируемым экипажем полковника В.И. Сыпко (летчик-инструктор – подполковник А.А. Сагайдачный). При выполнении контрольного полета, на 7-й секунде после отрыва, отказал крайний левый двигатель. Экипаж проявил высокий профессионализм, мастерство и хладнокровие, продолжив набор высоты на трех работающих двигателях, а затем, выполнив полет по кругу, совершил заход и благополучную посадку, за что был представлен к наградам. Традиции авиаторов 8-го ВТАП с честью продолжает нынешнее поколение летчиков, штурманов и техников 76-й ОВТАЭ, которые в непростых условиях реформирования армии прикладывают огромные усилия по поддержанию части в состоянии высокой боевой готовности. Говорит командир 76-й ОВТАЭ гвардии полковник В.В. Сдобников: «Мы по достоинству оцениваем тот неоспоримый вклад, который внесли ветераны части в становление и развитие 8-го военно-транспортного авиационного полка, а значит и Военно-транспортной авиации России в целом. Мы гордимся теми, кто, несмотря на невзгоды и трудности, с достоинством и честью продолжает нести высокое звание воина-авиатора». «Антеи» в цифрах и фактах Тяжелый турбовинтовой военно-транспортный самолет Ан-22 «Антей» спроектирован в ОКБ О.К. Антонова в первой половине 60-х гг. Первый полет опытного самолета состоялся 27 февраля 1965 г. Серийное производство осуществлялось на Ташкентском авиационном заводе (ныне – ТАПОиЧ) в 1966-1975 гг. Всего построено 68 самолетов Ан-22, в т.ч. два – в Киеве (первый летный экземпляр и образец для статических испытаний) и 66 – в Ташкенте (образец для ресурсных испытаний и 65 серийных самолетов). С 1972 г. «Антеи» выпускались в модернизированном варианте Ан-22А (изготовлено 28 самолетов). С 1967 г. первые серийные Ан-22 начали поступать в войска. Кроме ВВС Советского Союза (России) несколько Ан-22 использовались АНТК им. О.К. Антонова для испытаний и выполнения специальных транспортных перевозок. В частности, первый опытный образец в 1980 г. был переоборудован для перевозки с завода в Ташкенте в Киев на внешней подвеске на фюзеляже центропланов и консолей крыла новых самолетов Ан-124 и Ан-225. В разные годы на базе «Антея» прорабатывались нереализованные модификации дальнего противолодочного самолета Ан-22ПЛО, морского поисково-спасательного самолета Ан-22ПС, транспортировщиков ракет-носителей, баллистических ракет и др. Основные данные самолета Ан-22 «Антей»
На экспорт «Антеи» никогда не поставлялись, однако в 1992 г. принадлежащий АНТК им. О.К. Антонова первый серийный Ан-22 №01-03 дважды передавался в краткосрочный лизинг в Болгарию (вместе с экипажем), где летал в интересах болгарских авиакомпаний «Сиги Эйр Карго» и «София Эйр Карго» под регистрационными номерами этой страны LZ-SGB и LZ-SFD – этот малоизвестный факт, пожалуй, является единственным случаем, когда «Антея» можно было увидеть не под советским (российским) или украинским, а под зарубежным флагом. Семь серийных «Антеев» в 1970-1994 гг. было потеряно в шести катастрофах и одной аварии, в которых в общей сложности погибло более 75 членов экипажей и служебных пассажиров. Обе последние катастрофы произошли на взлете с аэродрома «Мигалово»: 11 ноября 1992 г. при вылете в Ереван, из-за перегруза более чем на 20 т*, разбился Ан-22А №09303 (погибло 33 человека), а 19 января 1994 г. был потерян Ан-22А №09331 (погибло 7 членов экипажа, возможная причина – обледенение крыла*). В настоящее время из 66 построенных летных образцов Ан-22 продолжается эксплуатация не более шести-семи самолетов, в т.ч. одного – на Украине, авиакомпанией «Авиалинии Антонова» (UR-09307, серийный №05-09, год выпуска – 1974) и остальных – в 76-й ОВТАЭ ВВС России. По меньшей мере 23 самолета Ан-22 и Ан-22А уже утилизировано, еще около трех десятков находится на хранении (в т.ч. два, принадлежащих АНТК им. О.К. Антонова, – на Украине, остальные – на аэродроме «Мигалово» в Твери)**. Три «Антея» являются экспонатами авиационных музеев в Монино, Иванове и Шпейере (Германия). На самолетах Ан-22 в 60-е и 70-е гг. был установлен 41 мировой авиационный рекорд, среди которых, в частности, подъем груза 100,4 т на высоту 7848 м (1967 г.). В 2000 г. ресурс остающимся в составе Военно-транспортной авиации России «Антеям» был продлен до 35 лет***, что позволяет продолжать эксплуатацию наиболее «свежих» самолетов до 2010 г. Поэтому, хотелось бы надеяться, что, по крайней мере, еще несколько лет легендарные тяжеловозы Антонова смогут подниматься в российское небо. А.Ф. * В.М. Заярин, А.Н. Краснощеков. Античный герой ХХ века // «Авиация и время». 1997. №5. с. 4-20 ** по данным russianplanes.net *** Самолеты и вертолеты СССР. 1966-1991 гг./ Редакторы-составители К.Ю. Косминков, Д.А. Соболев. – М.: РУСАВИА, 2007. с. 30-35 Примечания:Эскадрилье «Антеев» – 40 Евгений ЕРОХИН Фото Сергея Кривчикова 1 декабря отметила свое 40-летие 76-я гвардейская Ленинградская Краснознаменная отдельная военно-транспортная авиационная эскадрилья – единственная на сегодня часть ВВС России, продолжающая эксплуатацию тяжелых транспортных самолетов Ан-22 «Антей». Поступив на вооружение в 1967 г., «Антеи», имевшие невиданную для того времени грузоподъемность 60 т, придали отечественным военно-воздушным силам новые возможности по переброске войск и тяжелой боевой техники, долгие годы широко использовались для перевозки крупногабаритных и массивных грузов в зоны военных конфликтов,и стихийных бедствий. Свыше шести десятков Ан-22 состояли на вооружении трех военно-транспортных авиаполков ВВС страны. Однако время берет свое, и сейчас летать в Военно-воздушных силах России продолжают всего несколько «Антеев», которые входят в состав 76-й ОВТАЭ на аэродроме «Мигалово» на окраине Твери. Еще чуть более четверти сотни Ан-22 находится на хранении, а почти столько ж^ уже прекратили свое существование… В последней^ ВВС России эскадрилье «Антеев» побывали наши корреспонденты. Все начиналось с Ан-12 В мае 1968 г. на территории Московского военного округа вблизи ст. Сещинская Дубровского р-на Брянской обл. в составе 12-й военно-транспортной авиадивизии началось формирование новой войсковой части – 8-го военно-транспортного авиаполка. 1 декабря 1968 г. командующий ВТА генерал-майор Г.Н. Пакилев вручил полку Боевое Знамя. Этот день и считается днем образования части. К концу 1968 г. формирование 8-го ВТАП в составе двух авиаэскадрилий на самолетах Ан-12 и ТЭЧ полка было завершено (к этому времени он имел 17 самолетов Ан-12 и 18 укомплектованных экипажей), а полеты начались еще в сентябре. В следующем году в полку была продолжена работа по быстрому и качественному вводу в строй летного состава, прибывающего из военных училищ и из числа летчиков и штурманов Министерства гражданской авиации, прошедших краткосрочную подготовку. А уже в мае этого года личный состав полка в составе 16 экипажей принял участие в учениях «Восток-69». В течение 1969-1970 гг. выполнялись задачи по оказанию помощи населению, пострадавшему от стихийных бедствий в Ташкенте и Алма-Ате: доставлялись медикаменты, палатки, продовольствие, дизель-генераторы. В июне 1971 г. полк в составе 29 экипажей привлекался к учениям «Юг» и «Крым» с практическим десантированием личного состава и боевой техники Воздушно-десантных войск. В этом же году экипажами полка осуществлялись полеты по переброске грузов на Камчатку в районы, подвергшиеся землетрясению. Личный состав полка неоднократно выполнял правительственные задания: так в 1973 г. 25 экипажей полка осуществили целый ряд полетов по доставке вооружения в Египет и Сирию. 33 года на «Антеях» В середине 70-х гг. начался новый этап в биографии части. На основании директивы Генерального штаба 16 августа 1974 г. в полку приступили к переучиванию на новый тип самолета – тяжелый военно-транспортный Ан-22. К тому времени «Антеи» уже в течение нескольких лет находились на вооружении двух полков 8-й ВТАД – 81-го в Иванове и 566-го в Сеще Брянской обл. (официально на вооружение Ан-22 был принят Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров от 3 января 1974 г.). Одновременно, в июле 1975 г., 8-й ВТАП перебазировался к новому месту дислокации – на аэродром «Мигалово» в Твери (в то время – г. Калинин). Уже в 1976 г. полк в полном составе приступил к выполнению своих задач на Ан-22. Парк 12-й ВТАД вырос до 63 самолетов, и дивизия впервые вылетела на выполнение задания в составе трех полков Ан-22. В 1977 г. пять экипажей 8-го полка решали на «Антеях» задачи по оказанию помощи Эфиопии, в 1978 г. – Вьетнаму и Афганистану, причем посадки производились в сложной боевой обстановке на аэродромах Кабула, Баграма и Кандагара. С 1980 г. полк выполнял правительственные задания по перевозке грузов, техники и специалистов в Афганистан, Ливию, Сирию, Эфиопию, ФРГ, Индию, а также в Алжир, Ирак, Францию, ГДР, Болгарию, Верхнюю Вольту.. В 1987 г., когда на вооружение 566-го ВТАП начали поступать новые тяжелые транспортные самолеты Ан-124, состав 8-го ВТАП пополнился «Антеями», передаваемыми из Сещи. В декабре того же года 12 «Антеев» полка выполняли задачи по доставке оборудования, техники и медикаментов для ликвидации последствий разрушительного землетрясения в Армении, куда было переброшено более 1000 человек и около 15 тыс. т грузов. « Безвременье» 90-х гг. Начиная с 1986 г. экипажи полка регулярно привлекались для доставки личного состава войск МВД и ВДВ в районы региональных конфликтов: в декабре 1986 г. – в Алма-Ату, в январе 1988 г. – в Сумгаит, в ноябре 1989 г. – в Кишинев, в марте 1990 г. – в Баку (аэродром «Насосная»), в апреле 1990 г. – в Тбилиси, в мае 1991 г. – во Фрунзе (аэродром «Манас»), в июне 1992 г. – в Тирасполь, в августе 1993 г. – в Гудауту в июне 1994 г. – в Грозный (аэродром «Моздок»). Кроме того, в период с 1992 по 1995 гг. полк обеспечивал вывод Западной группы Советских войск из Германии, а в 1993 г. – Советских войск из Прибалтики и воздушно-десантной дивизии из Гянджи. С 1996 г., в связи с обострением обстановки в Югославии и в Северо-Кавказском регионе России, личный состав полка выполнял задачи по доставке техники, различных грузов и войск МВД и ВДВ в Боснию, Герцеговину, Косово, а также в Чеченскую республику. С целью ликвидации террористических групп и бандформирований в Чеченской республике экипажами полка было выполнено 118 полетов на аэродромы Моздока и Махачкалы, перевезено около 1100 т грузов и более 300 человек личного состава. Совершались и «коммерческие» рейсы. Так, в марте-мае 1995 г. 8-й ВТАП доставил во Вьетнам закупленные этой страной в России истребители Су-27. «Антеи» летели по сложному маршруту, называемому «тропой Хо Ши Мина»: над нейтральными водами вдоль берегов Японии, Южной Кореи и Китая, часто сопровождаемые истребителями F-16 с американской базы на японском острове Окинава. В январе 1998 г., в связи с расформированием 81-го ВТАП, парк мигаловских Ан-22 пополнился девятью имеющими достаточный календарный ресурс «Антеями» с аэродрома «Иваново-Северный». Сюда же, вслед за своими самолетами, перебралась и часть офицеров из Иваново. В том же году, в связи с расформированием 600-го ВТАП, его боевое знамя, почетные наименования, ордена и исторический формуляр были переданы 8-му ВТАП, который стал именоваться 8-м гвардейским Ленинградским Краснознаменным военно-транспортным авиационным полком. Однако на этом череда реорганизаций не закончилась: в 2001 г., в целях «совершенствования организационно-штатной структуры» 12-й ВТАД, оставшийся единственным в ВВС России полк «Антеев» был переформирован в 76-ю гвардейскую Ленинградскую Краснознаменную отдельную военно-транспортную авиационную эскадрилью, каковой и остается поныне. «Антеи» в новом веке Несмотря на все имеющиеся трудности, эскадрилья «Антеев» успешно продолжает нести службу и в новом тысячелетии. Только в период 2001-2004 гг. экипажами 76-й ОВТАЭ было выполнено 265 полетных заданий, в т.ч. 18 – в Сирию, 11 – в Югославию, 10 – в Афганистан, пять – в КНДР, три – в Эфиопию, два – в Алжир и по одному – в Иран, Эритрею, Йемен и Бангладеш. Перевозки различных грузов и военной техники в зарубежные страны продолжались и в последующие годы. Например, в 2007 г. было выполнено 189 полетов, перевезено 595 т грузов в Таджикистан, Узбекистан, Алжир, Эритрею и др. Среди наиболее ответственных заданий – доставка четырех двигателей РД-33 для истребителей МиГ-29 на словацкий аэродром «Сляч» (экипаж майора А.С. Шустова), самолета Су-27УБ на эритрейский аэродром «Асмэра» (экипаж майора И.А. Долотова). Мигаловские «Антеи» регулярно привлекаются к различным летно-тактическим учениям. Так, 28 июля 2004 г. экипаж гвардии майора Ю.В. Голубева участвовал в совместных учениях стран СНГ «Рубеж-2004», доставив два вертолета Ми-24ПН на аэродром «Кант» в Киргизии. В конце августа 2007 г. в ходе летно-тактического учения 12-й ВТАД экипажи майоров А.А. Белова и Ю.В. Голубева выполняли переброску и десантирование посадочным способом военной техники ВДВ с аэродрома «Иваново» на аэродром «Псков». Экипажам 76-й ОВТАЭ в последние годы не раз оказывалась честь демонстрировать свою технику на авиационных парадах. Так, 3 июня 2006 г. в честь 75-летия Военно-транспортной авиации в подмосковном Монино состоялся воздушный парад, в котором принял участие экипаж гвардии подполковника А.В. Николайчика на «Антее» с №09342. На монинском параде в честь 95-летия ВВС 11 августа 2007 г. свой Ан-22 с №09329 показал экипаж гвардии майора И.А. Долотова. Мастерство летного состава 76-й ОВТАЭ позволяет не только успешно решать непростые боевые и транспортные задачи, но и с честью выходить из сложных ситуаций. Так, 24 июля этого года на аэродроме «Сеща» произошел серьезный инцидент с самолетом Ан-22 №08832, пилотируемым экипажем полковника В.И. Сыпко (летчик-инструктор – подполковник А.А. Сагайдачный). При выполнении контрольного полета, на 7-й секунде после отрыва, отказал крайний левый двигатель. Экипаж проявил высокий профессионализм, мастерство и хладнокровие, продолжив набор высоты на трех работающих двигателях, а затем, выполнив полет по кругу, совершил заход и благополучную посадку, за что был представлен к наградам. Традиции авиаторов 8-го ВТАП с честью продолжает нынешнее поколение летчиков, штурманов и техников 76-й ОВТАЭ, которые в непростых условиях реформирования армии прикладывают огромные усилия по поддержанию части в состоянии высокой боевой готовности. Говорит командир 76-й ОВТАЭ гвардии полковник В.В. Сдобников: «Мы по достоинству оцениваем тот неоспоримый вклад, который внесли ветераны части в становление и развитие 8-го военно-транспортного авиационного полка, а значит и Военно-транспортной авиации России в целом. Мы гордимся теми, кто, несмотря на невзгоды и трудности, с достоинством и честью продолжает нести высокое звание воина-авиатора». «Антеи» в цифрах и фактах Тяжелый турбовинтовой военно-транспортный самолет Ан-22 «Антей» спроектирован в ОКБ О.К. Антонова в первой половине 60-х гг. Первый полет опытного самолета состоялся 27 февраля 1965 г. Серийное производство осуществлялось на Ташкентском авиационном заводе (ныне – ТАПОиЧ) в 1966-1975 гг. Всего построено 68 самолетов Ан-22, в т.ч. два – в Киеве (первый летный экземпляр и образец для статических испытаний) и 66 – в Ташкенте (образец для ресурсных испытаний и 65 серийных самолетов). С 1972 г. «Антеи» выпускались в модернизированном варианте Ан-22А (изготовлено 28 самолетов). С 1967 г. первые серийные Ан-22 начали поступать в войска. Кроме ВВС Советского Союза (России) несколько Ан-22 использовались АНТК им. О.К. Антонова для испытаний и выполнения специальных транспортных перевозок. В частности, первый опытный образец в 1980 г. был переоборудован для перевозки с завода в Ташкенте в Киев на внешней подвеске на фюзеляже центропланов и консолей крыла новых самолетов Ан-124 и Ан-225. В разные годы на базе «Антея» прорабатывались нереализованные модификации дальнего противолодочного самолета Ан-22ПЛО, морского поисково-спасательного самолета Ан-22ПС, транспортировщиков ракет-носителей, баллистических ракет и др. Основные данные самолета Ан-22 «Антей»
На экспорт «Антеи» никогда не поставлялись, однако в 1992 г. принадлежащий АНТК им. О.К. Антонова первый серийный Ан-22 №01-03 дважды передавался в краткосрочный лизинг в Болгарию (вместе с экипажем), где летал в интересах болгарских авиакомпаний «Сиги Эйр Карго» и «София Эйр Карго» под регистрационными номерами этой страны LZ-SGB и LZ-SFD – этот малоизвестный факт, пожалуй, является единственным случаем, когда «Антея» можно было увидеть не под советским (российским) или украинским, а под зарубежным флагом. Семь серийных «Антеев» в 1970-1994 гг. было потеряно в шести катастрофах и одной аварии, в которых в общей сложности погибло более 75 членов экипажей и служебных пассажиров. Обе последние катастрофы произошли на взлете с аэродрома «Мигалово»: 11 ноября 1992 г. при вылете в Ереван, из-за перегруза более чем на 20 т*, разбился Ан-22А №09303 (погибло 33 человека), а 19 января 1994 г. был потерян Ан-22А №09331 (погибло 7 членов экипажа, возможная причина – обледенение крыла*). В настоящее время из 66 построенных летных образцов Ан-22 продолжается эксплуатация не более шести-семи самолетов, в т.ч. одного – на Украине, авиакомпанией «Авиалинии Антонова» (UR-09307, серийный №05-09, год выпуска – 1974) и остальных – в 76-й ОВТАЭ ВВС России. По меньшей мере 23 самолета Ан-22 и Ан-22А уже утилизировано, еще около трех десятков находится на хранении (в т.ч. два, принадлежащих АНТК им. О.К. Антонова, – на Украине, остальные – на аэродроме «Мигалово» в Твери)**. Три «Антея» являются экспонатами авиационных музеев в Монино, Иванове и Шпейере (Германия). На самолетах Ан-22 в 60-е и 70-е гг. был установлен 41 мировой авиационный рекорд, среди которых, в частности, подъем груза 100,4 т на высоту 7848 м (1967 г.). В 2000 г. ресурс остающимся в составе Военно-транспортной авиации России «Антеям» был продлен до 35 лет***, что позволяет продолжать эксплуатацию наиболее «свежих» самолетов до 2010 г. Поэтому, хотелось бы надеяться, что, по крайней мере, еще несколько лет легендарные тяжеловозы Антонова смогут подниматься в российское небо. А.Ф. * В.М. Заярин, А.Н. Краснощеков. Античный герой ХХ века // «Авиация и время». 1997. №5. с. 4-20 ** по данным russianplanes.net *** Самолеты и вертолеты СССР. 1966-1991 гг./ Редакторы-составители К.Ю. Косминков, Д.А. Соболев. – М.: РУСАВИА, 2007. с. 30-35 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|