|
||||
|
Ту-204-120СЕ наконец в Китае 27 октября на территории летно-испытательного комплекса ЗАО «Авиастар-СП» в Ульяновске состоялась торжественная церемония передачи первого грузового самолета Ту-204-120СЕ (заводской №64030, регистрационный – B-2871) китайской авиакомпании «Эйр Чайна Карго». Директор «Авиастара» Виктор Михайлов, президент египетской компании «Сирокко» Ибрагим Камель и председатель совета директоров авиакомпании «Эйр Чайна Карго» Ли Хусяо подписали акт приемки-передачи самолета, после чего китайской стороне был вручен экспортный сертификат летной годности и символические ключи от самолета. В тот же день в 23 часа по московскому времени Ту-204-120СЕ взял курс на Китай и в 7 ч 10 мин 28 октября произвел посадку в г. Таньдтин. Пилотировали самолет российские летчики. Наш корреспондент побывал на долгожданной передаче головного «китайского» Ту-204-120СЕ заказчику. Контракт на постройку для КНР пяти грузовых самолетов семейства Ту-204 (с опционом еще на 10 машин) ОАО «Туполев», ЗАО «Авиастар-СП» и В/О «Авиаэкспорт» подписали с египетской компанией «Сирокко» (Sirocco Aerospace International) еще 8 сентября 2001 г. Как вспоминает президент «Авиаэкспорта» Феликс Мясников, «мы нашли иностранного партнера, который, поверив в российскую авиационную промышленность, инвестировал крупные суммы денег». Контракт предусматривал поставку пяти Ту-204-120СЕ общей стоимостью 145-190 млн долл.: три «грузовика» предназначались для авиакомпании «Чайна Саусвест» (China Southwest), а еще два – для «Чайна Нордвест» (China Northwest). Но контракт оказался сложным. Поставщиком самолетов, согласно подписанному с китайскими компаниями договору, стала «Сирокко», которая, в свою очередь, заключила контракт с российскими ЗАО «Авиастар-СП», ОАО «Туполев» и В/О «Авиаэкспорт», обязуясь оплатить изготовление планеров самолетов и поставку импортных двигателей и оборудования. Кроме того, для обеспечения эффективной эксплуатации самолетов Ту-204 в Китае она должна была открыть в КНР центр технической поддержки с таможенным складом запасных частей и предоставить инженерно-технический персонал. Контракт российских предприятий с «Сирокко» был заключен в рамках договора 1996 г., по которому египетская компания собиралась приобрести в России в общей сложности 30 Ту-204 с опционом еще на 170 машин. Предполагалось, что первый лайнер отправится в Поднебесную еще в 2003 г. Однако этого не произошло: не было денег для строительства самолетов… Осенью 2002 г. стороны продлили контракт и договорились начать поставки в конце 2005 г. Однако и этот срок снова пришлось пересматривать: первый транш на строительство двух Ту-204-120СЕ от Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР был привлечен в качестве финансового партнера «Сирокко») «Авиастар-СП» получил только в октябре 2005-го. За время, прошедшее с момента заключения контракта, определенные изменения произошли и в структуре гражданской авиации Китая, в результате чего получателями самолетов были определены новые компании – «Эйр Чайна Карго» и «Чайна Истерн Карго». «Причинами задержек в исполнении контракта были и техника, и политика, – считает главный инженер ЗАО «Авиастар-СП» Сергей Милюков. – Это достаточно серьезная системная проблема. Китай давно перешел на самолеты «Боинг» и «Эрбас». Поэтому внедрение российских самолетов, которые отличаются от западных моделей по комплексу вопросов, прежде всего по процедурам технического обслуживания, – процесс для китайцев сложный, и мы их понимаем. Покупка Ту-204 – это появление в парке совершенно другой машины, с другим «менталитетом». Свое мнение высказал и глава «Сирокко» Ибрагим Камель: «Следует иметь в виду, что это первый самолет с «английской» кабиной и, конечно, задержка связана с сертификацией. Конкурентов не любят нигде, а в особенности на таком рынке, как Китай. «Сирокко» и «Туполев» долго занимались европейской сертификацией самолета, и сейчас машина готова к реализации на международном рынке». Заявку на сертификацию самолета в Европе ОАО «Туполев» направило еще в октябре 1998 г., практическая же сертификация Ту-204-120 по авиационным правилам JAR-25 была начата в 2001 г. При этом «Туполев», фактически, провел комплекс работ не просто по валидации (подтверждению действующих в России процедур сертификации), а по полномасштабной сертификации самолета по нормам JAR-25. В конце января 2004 г. грузовой самолет Ту-204-120СЕ с двигателями компании «Роллс-Ройс» и комплексом авионики зарубежного производства получил сертификат типа СТ233-Ту-204-120СЕ на соответствие требованиям отечественных норм АП-25, а также сертификат типа по шуму на местности СШ147-Ту-204-120СЕ. Головной Ту-204-120СЕ №64030 по китайскому заказу был подготовлен к началу летных испытаний к 3 мая 2006 г. Впервые в воздух он поднялся 14 мая. До 2 августа 2006 г. самолет проходил летные испытания, а затем был передан «Авиастару» для подготовки к предъявительским и приемо-сдаточным летным испытаниям независимой инспекции Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета. 18 декабря 2006 г. самолет получил дополнение к сертификату типа на «англоязычную» кабину. При этом сами цветные многофункциональные жидкокристаллические индикаторы – российские: они созданы в Ульяновском КБ приборостроения. «На всех Ту-204, Ту-214 и Ил-96 (включая «президентские») сегодня стоят именно такие индикаторы. Первой машиной, которую мы оснастили ими, стал самолет Ту-214 №64503 для ГТК «Россия», – сообщил корреспонденту «Взлёта» руководитель УКБП Николай Макаров. В прошлом году ОАО «Туполев» смогло завершить и процедуру сертификации Ту-204-120СЕ в стране-заказчике: 29 июня 2007 г. авиационными властями КНР был выдан сертификат УГС0185а на соответствие самолета нормам летной годности гражданской авиации Китая. И, наконец, 8 октября 2008 г. Ту-204-120СЕ стал первым российским самолетом, получившим Сертификат типа Европейского агентства авиационной безопасности (EASA): компании «Туполев» был вручен Сертификат типа за номером EASA.IM.A.162, подтверждающий соответствие самолета Ту-204-120СЕ требованиям европейских авиационных правил JAR-25. Европейская сертификация Ту-204-120СЕ, без сомнения, большой успех коллектива ОАО «Туполев» и его партнеров по работе – Авиарегистра МАК, завода «Авиастар», поставщиков систем и агрегатов. Успешной сертификацией в Европе Ту-204-120СЕ в значительной степени обязан и применяемым на его борту комплектующим западного производства. Он оснащен двигателями RB211-535E4-B-75 британской компании «Роллс-Ройс» и целым рядом систем американского производства: системой контроля двигателей фирмы «Виброметр», генераторами фирмы «Хэмилтон-Сандстрэнд», гидронасосами фирмы «Виккерс», инерциальной навигационной системой и аппаратурой TCAS и EGPWS фирмы «Ханиуэл». Эти покупные изделия уже имеют сертификаты «до установки на самолет» по авиационным нормам Европы и поставляются на «Авиастар» компанией «Сирокко». Ту-204-120СЕ способен перевозить до 27 т грузов в контейнерах международного класса на дальность до 3000 км. При массе груза 10,5 т дальность полета возрастает до 7400 км. Китайские летчики и инженеры с самолетом уже давно знакомы: наряду с российскими испытателями и британскими пилотами EASA они участвовали в процессе его испытаний, в ходе которых было выполнено в общей сложности 133 полета. Получившая в октябре первый Ту-204-120СЕ китайская компания «Эйр Чайна Карго» (Air China Cargo) – на сегодня крупнейший грузовой авиаперевозчик в Китае. Она образована в 2003 г. и в настоящее время эксплуатирует 13 тяжелых грузовых самолетов «Боинг» модели 747: один 747-400F (Freighter), четыре 747-200F и восемь 747-400 «Комби» (Combi). Пополнивший парк «Эйр Чайна Карго» российский Ту-204-120СЕ планируется использовать на внутренних линиях, для полетов в Гонконг, а также в Корею и Японию. Всего в соответствии с контрактом авиакомпания намерена приобрести три таких самолета. Еще два со временем отправятся в «Чайна Истерн Карго» (China Eastern Cargo). Второй Ту-204-120СЕ для КНР (№64031) уже построен и ожидает в цехе «Авиастара» импортных двигателей и комплектующих Головной Ту-204-120СЕ (№64030) накануне перелета в Китай Сегодня в сборочном цехе «Авиастара» стоит практически готовый второй китайский Ту-204-120СЕ (№64031) и ведется сборка планеров еще двух (№64034 и 64041). Самолет №64031 уже окрашен в цвета «Эйр Чайна Карго» и даже получил китайский регистрационный номер B-2872. Но на нем пока нет двигателей и того западного оборудования, которое поставляет на завод компания «Сирокко». Согласно контракту, который именуется «револьверным», поставки импортных комплектующих покупателем на каждый самолет производятся только после сдачи конечному заказчику предыдущего. Таким образом, с передачей «Эйр Чайна Карго» головного Ту-204-120СЕ можно приступать к комплектации второй машины. После ее поставки будут выделены средства для приобретения покупных изделий для третьей (основные работы по ее планеру и бортовым системам уже практически закончены), и т.д. «Я всегда говорю, что Россия не является для меня чужой страной. Я удовлетворен своей работой в России, – говорит г-н Камель. – Второй самолет может быть готов уже через 90 дней, следующая отправка может состояться еще спустя 90». Возможно, египетский бизнесмен и настроен чрезмерно оптимистично, но, тем не менее, известно, что по имеющимся сегодня планам, два следующих Ту-204-120СЕ предполагается поставить в Китай в течение 2009 г. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|