• Глава 1 Морские орудия германского производства
  • Глава 2 Пушки вермахта, применявшиеся на береговых батареях Атлантического вала
  • Глава 3 Трофейные французские орудия, установленные на батареях Атлантического вала
  • Глава 4 Наиболее интересные трофейные орудия, использованные в системе Атлантического вала
  • Глава 5 Береговые торпедные аппараты в системе Атлантического вала
  • Раздел V

    Орудия Атлантического вала

    Глава 1

    Морские орудия германского производства

    40?см пушка SKC/34

    40?см пушка SKC/34 являлась самым мощным серийным орудием германского флота. Пушка изготавливалась с 1938 г. фирмой Крупа для линкоров типа «Н».

    Ствол пушки одновременно имел и свободную трубу, и свободный лейнер. И свободная труба, и лейнер могли быть заменены с обоих концов ствола, хотя легче было производить замену через дульный срез.

    Вес свободной трубы и лейнера (кг): Труба Лейнер

    Опытные орудия 37700 17400

    Серийные орудия 41600 20800

    Затвор клиновой горизонтальный. Часть затворов открывалась влево, часть — вправо. Заряжание раздельно-гильзовое.

    Наблюдательная башня как составной элемент оборонительной системы Атлантического вала. Пропагандистское фото военного времени


    Данные 40?см пушки SKC/34

    Ствол

    Калибр, мм……………………………………………………………………….406,4

    Длина ствола полная, мм/клб……………………………………….21130/52

    Длина канала ствола, мм/клб…………………………………….19750/48,6

    Длина нарезной части, мм/клб……………………………………..17066/42

    Длина каморы, мм……………………………………………………………..2481

    Объем каморы, л………………………………………………………………….420

    Число нарезов……………………………………………………………………….90

    Крутизна нарезов, клб: в начале…………………………………………….40

    у дула……………………………………………………………………………………32

    Глубина нареза, мм………………………………………………………………4,8

    Ширина нареза, мм…………………………………………………………….7,98

    Ширина поля, мм…………………………………………………………………6,2

    Вес затвора, кг…………………………………………………………………..3600

    Вес лейнера, т…………………………………………………………………….20,8

    Вес ствола с затвором, т……………………………………………………159,9

    Максимальное давление в канале ствола, кг/см2………………….3200

    Живучесть ствола, выстр……………………………………………180—210

    Данные двухорудийной башенной установки SKC/34 на линкоре типа «Н»

    Угол ВН, град. — 5,5°; +30°

    Внутренний диаметр барбета, м 11

    Бронирование, мм: лоб 385

    боковые стенки 240

    крыша (минимум), мм 130

    Вес люльки, т 58

    Вес брони, т 513

    Вес всей башни, т 1475


    Данные береговой установки в бетонном каземате

    Угол ВН, град. 0°; +60°

    Угол ГН, град. 100°

    Скорострельность, выстр./мин. 1

    На батарее «Линдеман» вес броневого щита 50 т. Габариты щита 15 ? 3,5 ? 5,5 м. Внешние габариты бетонного каземата 35 ? 30 ? 12 м.

    Таблица 6

    Таблица стрельбы морских орудий 40 cm SKC/34 (для линкоров типа «Н»)

    * Дальнобойный снаряд.

    38?см пушка SKC/34

    38?см пушки SKC/34 производились фирмой Крупа. Они устанавливались в двухорудийные башенные установки на линкорах «Бисмарк» и «Тирпиц». Планировалось перевооружение этими пушками линкора «Гнейзенау» (три двухорудийные башенные установки), а также поставка 16 орудий и 8 башен в СССР.

    Осенью 1940 г. немцы доставили в СССР для испытаний 38?см пушку SKC/34 № 67/1994. В ноябре начались ее испытания на НИМАПе (на Ржевке под Ленинградом). Башни же в СССР по понятным причинам не попали.

    В ходе войны 38?см корабельные пушки SKC/34 немцы устанавливали на железнодорожных установках и на береговых батареях.

    Береговые 38?см орудия имели зарядную камору большей длины, чем у корабельных орудий, и некоторые изменения в конструкции. Корабельные орудия имели свободный лейнер, а орудия позднейшего изготовления имели свободную трубу и свободный лейнер, подобно 40,6?см пушке SKC/34.

    Орудия более раннего изготовления имели трубу и четыре кольца, надетых в горячем состоянии на 3/4 ее длины (от казенной части), и кожух, в горячем состоянии на 2/3 надетый поверх колец.

    Крутизна нарезов переменная: 36–30 клб.

    Таблица 7


    30,5?см береговая пушка SK L/50

    30,5?см пушка SK L/50 производилась на заводах Круппа и «Шкода» для линкоров типа «Гельголанд» и «Кайзер», а также линейных крейсеров типа «Дерфлингер». На всех кораблях угол вертикального наведения орудий первоначально был –8°; +13,5°, а затем –5,5°; +16° и, соответственно, дальность стрельбы 18 000 м при угле 13,5° и 20 400 м при угле 16°. Боекомплект: на «Гельголанде» 85 выстрелов на ствол, на «Кайзере» 86 выстрелов на ствол и на «Дерфлингере» 90 выстрелов на ствол.

    В годы Второй мировой войны шесть таких орудий состояли на вооружении береговой батареи «Фридрих Август», позже три из этих орудий немцы перевезли на побережье Канала и установили их у Булони.

    Данные ствола пушки 30,5 cm SK L/50

    Калибр, мм 304,8

    Длина ствола, мм/клб 15250/50

    Длина канала, мм/клб 14461/47,4

    Длина каморы, мм 2493

    Объем каморы, л 197,5

    Крутизна нарезов (прогрессивная), клб: в начале нарезов 50

    у дула 40

    Вес ствола с затвором, кг 51850

    Данные береговой установки:

    Угол ВН, град. –5°; +50°

    Угол ГН, град.: на открытой установке 360°

    в каземате около 120°

    Высота линии огня над основанием, мм 3766

    Диаметр вращения по задним каткам, мм 13176

    Скорострельность, выстр./мин 2

    30,5?см установки батареи «Мирус»

    Как уже говорилось, 30,5?см пушки батареи «Мирус» представляли собой переданные 305?мм орудия русского линкора «Александр III».

    24-см пушка SKL/50 на батарее «Ольденбург», замаскированная сетями


    Ствол 30,5?см пушки состоял из внутренней трубы, скрепленной тремя рядами цилиндров. Каждый ряд имел два скрепленных цилиндра. Поверх цилиндра одевался кожух с кольцевыми выступами для соединения с салазками установки. Сзади в кожух ввинчен казенник. Нарезы постоянной крутизны с углом наклона 6°.

    Затвор поршневой с электроприводом. После каждого выстрела производилась эжекция канала сжатым воздухом.

    Данные 30,5?см установки

    Калибр, мм 304,8

    Длина ствола, мм/клб 15850/52

    Длина нарезной части канала, мм/клб 12852/42,2

    Длина каморы, мм 2443

    Объем каморы, л 224,6

    Длина хода нарезов (постоянная), клб 29,89

    Число нарезов 72

    Глубина нареза, мм 2,28

    Ширина нареза, мм 9,14

    Ширина поля, мм 4,15

    Вес затвора, кг около 1000

    Вес ствола с затвором, т 51,85

    Угол ВН, град. –2°; +48°

    Угол ГН, град. 360°

    Скорость ВН от электродвигателя, град./с 4,5

    Скорость ГН от электродвигателя, град./с 2

    Толщина брони башни, мм: лоб 150

    бок 50

    крыша 150

    Вес установки без орудия и брони, т 38,19

    Скорострельность 1,5 выстрела в минуту при угле +11°

    1 выстрел в минуту при угле +48°

    Боекомплект, выстр./ствол 450

    Таблица 8

    Боеприпасы и баллистика 30,5?см пушки батареи «Мирус»

    Позже дальность стрельбы была уменьшена до 28 км и 38 км соответственно.

    Заряжание картузное.

    28?см пушка SKC/34

    Орудие производилось на заводе Круппа. Эти пушки устанавливались в трехорудийные башенные установки Drh LC/28 на линкорах «Шарнхорст» и «Гнейзенау». Башни эти отличались от башен броненосцев лучшим бронированием.

    В 1943 г. линкор «Гнейзенау» был разоружен, а башни «В» и «С» подготовлены к отправке в Норвегию. Три орудия из башни «А» предполагалось установить в Розенбурге в Голландии в одноорудийных береговых установках Drh LC/37.

    Ствол пушки 28 cm SKC/34 состоял из трубы и свободного лейнера. Замена лейнера производилась с казенной части. Кожух, состоящий из двух частей, был надет на 2/3 трубы. Казенник надет на кожух в горячем состоянии. Затвор горизонтальный клиновой.

    Данные пушки 28 cm SKC/34 и башенной установки Drh LC/28

    Ствол пушки 28 cm SKC/34

    Калибр, мм 283

    Длина ствола полная, мм/клб 15415/54,5

    Длина канала ствола, мм/клб 14505/51,3

    Длина нарезной части, мм 11725

    Длина каморы, мм 2619

    Объем каморы, л 180

    Число нарезов 80

    Крутизна нарезов, клб: в начале 50

    у дула 35

    Глубина нареза, мм 3,25

    Ширина нареза, мм 6,72

    Ширина поля, мм 4,4

    Вес затвора, кг 13700

    Вес лейнера, кг 6700

    Вес трубы «А» (внутренний), кг 13700

    Вес ствола с затвором, кг 53250

    Живучесть ствола, выстр. 300

    Установка Drh LC/28

    Угол ВН, град. –8°; +40°*

    Угол заряжания, град. +2°

    Скорость ВН, град./с 8

    Скорость ГН, град./с 7,2

    Длина отката, мм 1200

    Внутренний диаметр барбета, м 10,20

    Диаметр шарового погона, м 9,0

    Расстояние между осями орудий, мм 2750

    Радиус обметания по дульным срезам, мм 13690

    Бронирование, мм: лоб 360

    бок 200

    наклонная крыша 150

    Цикл стрельбы, с 17

    Вес вращающейся части, т 750

    * Для башен «А» и «С», а для башни «В» –9°; +40°.

    Боеприпасы и баллистика 28 cm SKC/34

    Таблица 9

    Снаряды:

    Полный заряд весом 76,5 кг помещался в латунную гильзу весом 47,5 кг. Уменьшенный заряд весил 42,5 кг.

    Таблица 10

    Таблица стрельбы

    28?см пушка SK L/50

    Пушки 28?cm SK L/50 были получены в начале 1930?х гг. переделкой 28?см корабельных пушек SK L/45 фирмы Круппа, ранее находившихся на вооружении первых четырех кайзеровских дредноутов типа «Нассау». Длина ствола была увеличена на 5 калибров. Новое тело орудия имело свободную трубу, кожух и горизонтальный клиновой затвор.

    Данные ствола орудия 28 cm SK L/50

    Калибр, мм 283

    Длина ствола, мм/клб 14150/50

    Длина канала, мм/клб 13421/47,4

    Длина каморы, мм 2192

    Объем каморы, л 150

    Число нарезов 80

    Глубина нареза, мм 2,8

    Ширина нареза, мм 6,42

    Ширина поля, мм 4,7

    Вес ствола с затвором, т 41,5

    Данные береговой установки батареи «Дер Гроссер Курфюрст»

    Угол ВН, град. –2°; +50°

    Угол ГН, град. 360°

    Угол заряжания, град. +2°

    Длина отката, мм 900

    Высота линии огня от основания, мм 3570

    Радиус вращения по лафету, мм около 8800

    Радиус вращения по каткам, мм 4565

    Вес лафета без ствола, т 31,67

    Скорострельность 1 выстрел в 5 минут

    Боеприпасы и баллистика 28 cm SK L/50

    Заряжание раздельно-гильзовое. Длина гильзы 1221 мм, диаметр фланца 325,2 мм.

    Основным снарядом была 283?мм осколочно-фугасная граната весом 284 кг и длиной 4,4 клб. Граната содержала 22,9 кг прессованного тротила и имела два взрывателя: головной мгновенного действия (или механический двойного действия) и донный инерционного действия.

    Вес заряда 114–119 кг, начальная скорость снаряда 875 м/с, дальность стрельбы 39,1 км.

    28?см пушка SK L/45

    28?см пушки SK L/45 производились фирмой Круппа и были установлены на линкорах типа «Нассау» и линейных крейсерах типа «Фон дер Танн».

    Затвор горизонтальный клиновой. Заряжание раздельно-гильзовое.

    На линкорах типа «Нассау» угол вертикального наведения составлял —6°; +20°. Дальность стрельбы 20 400 м при угле 20°. Боекомплект 75 снарядов на ствол.

    На легком крейсере «Фон дер Танн» угол вертикального наведения составлял —8°; +20°. Дальность стрельбы 20 400 м при угле 20°. Боекомплект 82–83 снаряда на ствол.

    Во Второй мировой войне пушки состояли на вооружении береговых батарей «Гебен», «Принц Генрих» и «Тирпиц».

    Данные ствола 28?см пушки SK L/45

    Калибр, мм…………………………………………………….. 283

    Длина ствола полная, мм/клб………………………….. 12 735/45

    Длина канала, мм/клб………………………………….. 12 006/42,4

    Длина нарезной части, мм……………………………….. 8490

    Вес ствола, т……………………………………………… 39,8

    Устройство береговой установки С/37

    Затвор клиновой, имел только ручные приводы заряжания. Приводы вертикального и горизонтального наведения ручные.

    Механизм вертикального наведения пушки имел необычное устройство: люлька сцеплялась с коренным валом, имеющим две цилиндрические зубчатые коренные шестерни, при помощи двух качающихся (шарнирно связанных с люлькой) зубчатых реек.

    Подача снарядов и зарядов производилась двумя тросовыми подъемниками (зарядниками), расположенными в вертикальных шахтах в хвостовой части установки. Один подъемник зарядный, другой — снарядный. Снаряд принимался с тележки на подготовительный поворотный столик, откуда при помощи кулачкового устройства перегружался в зарядник. Привод подъема зарядника — электрический и ручной. Имелась вспомогательная ручная подача — при помощи крана для снаряда и наклонного желоба для гильз.

    Заряжание осуществлялось специальной зарядной тележкой, находившейся на верхней площадке. Из зарядника снаряд и гильза перегружались на тележку, которая затем вручную подвигалась к орудию, на своем пути тележка опускала откидную площадку (уравновешенную противовесом) и подходила непосредственно к казенной части орудия. После этого вручную, при помощи прибойника, досылались снаряд, а затем гильза. Тележка отводилась назад, а откидная площадка поднималась, освобождая пространство для отката орудия. Компрессор был гидравлическим, накатники — воздушными.

    Установка прикрывалась сверху полуцилиндрическими щитами, защищавшими ее от атмосферных осадков. Посты наводчиков имели боковое прикрытие из броневых плит толщиной 10 мм.

    Угол вертикального наведения составлял –4°; +40°, угол горизонтального наведения 360°.

    Расстояние от оси цапф до оси вращения установки — 2200 мм. Радиус обметания по щиту 7300 мм. Вес вращающейся части установки 94,7 т. Скорострельность — один выстрел в 5 минут.

    Таблица 11

    Баллистические данные

    28?см пушка SK L/40

    28?см пушки SK L/40 производились фирмой Круппа и были установлены в двухорудийных башнях LC/01 на старых линкорах «Шлезлен» и «Шлезвиг-Гольштейн».

    На линкорах типа «Шлезлен» угол вертикального наведения орудий составлял —4°; +30°, дальность стрельбы 18 800 м, боекомплект 85 выстрелов на ствол.

    Кроме того, 28?см пушки SK L/50 использовались в береговой обороне в четырехорудийной батарее «Граф фон Шпее», первоначально дислоцированной в Вангеруге, а затем в Бресте.

    Данные ствола 28?см пушки SK L/40

    Калибр, мм……………………………………………. 283

    Длина ствола полная, мм/клб…………………….. 11200/39,6

    Длина канала, мм/клб…………………………….. 10401/36,8

    Длина каморы, мм………………………………….. 1847

    Объем каморы, куб. дм……………………………… 123,1

    Вес ствола, т…………………………………………. 45,3

    Данные береговой установки

    Угол ВН, град……………………………………… –5°; +45°

    Угол ГН, град……………………………………… 360°

    Скорострельность…………………. 1 выстрел в 5 минут

    Таблица 12

    Баллистические данные

    28?см береговая гаубица Kst.H

    Гаубица Kst.H создана в Германии в 90?х гг. XIX века фирмой Круппа. Гаубица устанавливалась на береговых батареях в естественных узкостях — проливах, устьях рек и т. д. Девятнадцать этих гаубиц и 5100 выстрелов к ним оставалось на вооружении к 1940 г. Данными об их боевом применении автор не располагает.

    Ствол гаубицы скреплен кольцами. Затвор горизонтальный клиновой. Ствол своими цапфами жестко связан со станком (верхним станком). Станок со стволом откатывался по поворотной раме (нижнему станку).

    Поворотная рама вращалась на шаровом погоне по металлическому основанию, заделанному в бетонное основание.

    Калибр гаубицы 283 мм. Длина ствола 3395/12 мм/клб. Угол вертикального наведения от 0° до +65°. Ствол гаубицы весил 10,8 тонны, а вся установка с поворотной платформой — 63,3 тонны. Скорострельность гаубицы составляла один выстрел в минуту.

    В боекомплект входил только один фугасный снаряд (2,8 cm Sprgr.L/3,5). Вес его 350 кг, длина 1000/3,54 мм/клб.

    Заряжание гаубицы раздельно-гильзовое. Гильза латунизированная цельнотянутая длиной 377 мм, диаметр фланца 314 мм. Заряд переменный, всего зарядов шесть. При максимальном заряде весом 16,7 кг и начальной скорости снаряда 375 м/с дальность стрельбы достигала 11 400 метров.

    24?см пушка SK L/50

    В сентябре 1915 г. немцами были захвачены две 254/45?мм русские береговые пушки на лафетах Дурляхера. В 1930?х гг. на заводе Круппа была проведена глубокая модернизация орудий. В стволы вставили новые трубы с калибром канала 238 мм вместо 254 мм. Поршневой затвор системы Обуховского завода заменили горизонтальным клиновым затвором Круппа. Заряжание стало не картузным, а раздельно-гильзовым. Боекомплект, естественно, стал немецкий, взаимозаменяемый с другими 24?см пушками. Лафеты остались старые, была произведена лишь небольшая их модернизация.

    До сентября 1940 г. оба орудия стояли на батарее «Ольденбург» открыто в кольцевых бетонных двориках. В конце сентября началось строительство двух бетонных казематов. Казематы имели V-образную форму, на острие располагались орудия. Толщина горизонтальных стен каземата составляла 2,5–3 метра. Вскоре батарея была оснащена РЛС типа FmG 39G.

    21-см сверхдальнобойная железнодорожная установка K12(Е), стрелявшая через Ла-Манш


    Данные ствола орудия 24 cm SK L/50

    Калибр, мм 238

    Длина ствола, мм/клб 11900/50

    Длина канала, мм/клб 11118/46,7

    Длина каморы, мм 1830

    Объем каморы, л 90

    Вес ствола с затвором, кг 30700

    Данные установки

    Угол ВН, град. –5°; +30°

    Угол ГН, град.: на открытой батарее 360°

    в каземате около 120°

    Угол заряжания, град. 2°

    Длина отката, мм 1700

    Высота линии огня от основания, мм 3110

    Расстояние от оси цапф до оси вращения установки, мм 530

    Таблица 13

    Боекомплект и баллистика 24 cm SK L/50

    24?см пушка SK L/40

    24?см пушки SK L/40 фирмы Круппа были установлены на:

    А) четырех броненосцах типа «Виттельбах» (1899–1902 гг.). Четыре 240/40?мм/клб пушки, угол вертикального наведения которых составлял —4°; +30°. Дальность стрельбы 16 900 м при угле 30°. Боекомплект 85 выстрелов на ствол.

    Б) крейсере «Фюрст Бисмарк» (четыре 240/40?мм/клб пушки) и крейсере «Принц Генрих» (две 240/40?мм/клб пушки), угол вертикального наведения которых составлял — 4°; +30°. Дальность стрельбы 16 900 м при угле 30°. Боекомплект 75 выстрелов на ствол.

    Во Второй мировой войне этими пушками были вооружены три береговые батареи.

    Четырехорудийная батарея «Гамбург» первоначально находилась на острове Норденей, а затем перевезена в Шербур.

    Четырехорудийная батарея «Скагеррак» первоначально находилась в Сульте, а затем перевезена в Местерсанд (Северная Норвегия).

    Двухорудийная батарея около Бургоса (Болгария). Оба орудия были в бетонных бункерах.

    Данные ствола орудия 24 cm SK L/40

    Калибр, мм 238

    Длина ствола полная, мм/клб 9550/40,1

    Длина канала, мм/клб 8866

    Длина каморы, мм 1467

    Объем каморы, куб. дм 72,2

    Вес ствола с затвором, кг 24040—25640

    Данные береговой установки

    Угол ВН, град –5°; +45°

    Угол ГН, град 360° на открытой установке и 120° в бункере

    Скорострельность выстрел в 3 минуты

    Баллистические данные

    Вес снаряда 148,5—151 кг. Вес заряда 46,8 кг. Начальная скорость снаряда 810 м/с. Дальность стрельбы 26 600 м при угле возвышения 45,8°.

    20,3?см пушка SKC/34

    20,3?см пушки SKC/34 изготавливались на заводах Круппа с 1934 г. и устанавливались в двухорудийных башнях Drh LC/34 на крейсерах «Адмирал Хиппер», «Блюхер» и «Принц Ойген». Предполагалась установка таких башен на крейсерах «Зейдлиц» и «Лютцов». На последнем в СССР были установлены две концевые башни.

    Башни, предназначенные для «Зейдлица», были установлены на островах Груа и Ре, прикрывавших подходы к Лориану и Ла-Рошели.

    Кроме того, восемь 20,3?см пушек SKC/34 были установлены на железнодорожных установках 20,3 cm K(E).

    Ствол пушки состоял из свободной трубы, кожуха и казенника. Затвор клиновой горизонтальный. Крутизна нарезов переменная.

    Данные ствола 20,3?см пушки SKC/34

    Калибр, мм 203

    Длина ствола полная, мм/клб 12150/60

    Длина канала, мм/клб 11518/57

    Длина нарезной части 9527

    Длина каморы, мм 1873

    Объем каморы, л 70

    Крутизна нарезов, клб: в начале 40

    у дула 35

    Число нарезов 64

    Глубина нареза, мм 2,4

    Ширина нареза, мм 5,76

    Ширина поля, мм 4,2

    Вес затвора, кг 450

    Вес свободной трубы, кг 5580

    Вес ствола с затвором, кг 20700

    Рабочее давление в канале, кг/см2 3200

    Живучесть ствола, выстр 510

    Таблица 14

    Боеприпасы и баллистика 20,3?см пушки SKC/34

    Заряжание раздельно-гильзовое. Гильза латунная весом 18,2 кг и длиной 875 мм.

    Данные 20,3?см башни Drh LC/34

    Угол ВН, град. –10°; +37°

    Скорость ВН, град./с 8

    Скорость ГН, град./с 8

    Угол заряжания, град. +3°

    Длина отката, мм 625

    Расстояние между осями стволов, мм 2160

    Диаметр шарового погона, мм 5330

    Диаметр барбета (внутренний), мм 6400

    Бронирование, мм: лоб 160

    бок 70

    крыша 70

    Вес вращающейся части, т 248

    Боекомплект, выстр. 960—1280

    Цикл стрельбы, с 12

    17?см пушка SK L/40

    17?см пушки SK L/40 производились фирмой Круппа и устанавливались на броненосцах типа «Дейчланд». Головной броненосец «Брауншвейг» вступил в строй в 1904 г. В ходе Второй мировой войны такие орудия состояли на вооружении батарей береговой обороны, в том числе трехорудийных «Эрхард Шмидт» и «Якобсесн» в Киле и Гельголанде.

    Кроме того, в 1938–1939 гг. было изготовлено шесть железнодорожных установок 17 cm K(E).

    Ствол пушки состоял из трубы и кожуха. Затвор горизонтальный клиновой. Тормоз отката гидравлический, накатник пружинный.

    17?см установками K(E) были вооружены железнодорожные батареи № 717 и № 718, в каждой из которых имелось по три орудия. Обе батареи с 1940 г. базировались во Франции.

    Данные ствола 17?см пушки SK L/40

    Калибр, мм 172,6

    Длина ствола, мм/клб 6900/40

    Длина канала, мм 6411

    Длина нарезной части, мм 4991,5

    Длина зарядной каморы, мм 1238,5

    Объем зарядной каморы, л 31,7

    Крутизна нарезки (прогрессивная), град. 4°—6°

    Число нарезов 52

    Глубина нареза, мм 1,7

    Ширина нареза, мм 6,65

    Ширина поля, мм 4

    Вес ствола с затвором, кг 10750

    Данные береговой щитовой установки Drh LC/01

    Угол ВН, град. –5°; +45°

    Угол ГН, град. 360°

    Данные железнодорожной установки 17 cm K(E)

    Угол ВН, град. +10°; +45°

    Угол ГН, град. 360°

    Длина отката, мм 340—360

    Высота линии огня над рельсами, мм 3250

    Длина установки, мм 21000

    Число осей 2 ? 3

    Давление на ось, т 13,3

    Полный вес установки, т:

    в боевом положении 80

    в походном положении 79,8

    Боеприпасы и баллистика пушки 17 cm SK L/40

    Снаряды:

    Осколочно-фугасная граната (17 cm Sprgr.L/4,7) длиной 800/4,7 мм/клб и весом 62,8 кг. Граната содержала 6,4 кг тротила. Взрыватель головной или механический дистанционный.

    Заряд постоянный трубчатого пороха:

    — старого изготовления весом 23,8 кг;

    — нового изготовления весом 22,8 и 20,7 кг.

    Длина гильзы 1052 мм, диаметр фланца 203,2 мм.

    Таблица 15

    Таблица стрельбы

    К началу войны имелось 6197 выстрелов к пушкам 17 cm SK L/40). В 1940 г. было произведено 3, а в 1941 г. — 1084 выстрела, и на том производство их было закончено. К марту 1945 г. осталось 1700 выстрелов к 17 cm SK L/40.

    15?см пушка SKC/28

    15?см пушки SKC/28 производились фирмой «Рейнметалл-Борзинг» и устанавливались:

    А) В двухорудийных башнях Drh LC/34 на линкорах типа «Бисмарк» и «Шарнхорст». Кроме того, планировалась установка в этих же башнях на линкорах типа «Н», «L», «K», «М» и «N». Облегченный вариант башни планировалось установить на крейсера типа «М», «N», «О», «Р», «Q» и «R»; вес этих башен около 102 тонн.

    Б) В двухорудийных установках MPL С/35 на линкорах «Шарнхорст» и «Гнейзенау».

    В) В одноорудийных установках MPL С/28 на броненосцах типа «Дейчланд».

    Г) Предполагался монтаж двухорудийных палубных установок MPL С/36 на авианосце «Граф Цеппелин».

    Некоторое количество запасных двухорудийных башенных установок с 15?см пушками SKC/28 и одиночных береговых установок на центральном штыре Kst MPL С/36 вошли в состав береговых батарей на побережье.

    Ствол 15?см пушки SKC/28 имел свободную трубу. Замена трубы производилась через казенную часть. Затвор вертикальный клиновой.

    Данные ствола 15?см пушки SKC/28

    Калибр, мм 149,1

    Длина ствола полная, мм/клб 8291/54,7

    Длина канала, мм/клб 78/16/52,1

    Длина нарезной части, мм 6588

    Длина каморы, мм 1152

    Объем каморы, куб. дм 21,7

    Крутизна нарезов, клб: в начале 50

    у дула 30

    Число нарезов 44

    Глубина нарезов, мм 1,75

    Ширина нарезов, мм 6,14

    Ширина полей, мм 4,5

    Вес свободной трубы, кг 2680—2710

    Вес ствола с затвором, кг 9026/9080

    Рабочее давление в канале ствола, кг/кв. см 3000

    Живучесть ствола, выстр. 1100

    Двухорудийная башенная установка Drh LC/34 в общем была схожа с трехорудийной LC/25, но имела двойной лифт между и сзади орудий, который обеспечивал одновременную подачу двух снарядов и двух зарядов.

    В спаренной установке МPL С/36 обе пушки находились в общей люльке.

    Броня установки LС/34 на линкорах типа «Бисмарк» и новых линкорах типа «Н» ? «N»: лоб — 100 мм, бок — 40 мм 35 м, крыша — 35 мм.

    Броня установки LС/34 на линкорах типа «Шарнхорст»: лоб — 140 мм, бок — 60 мм, крыша — 50 мм.

    Таблица 16

    Данные установок


    * На «Бисмарке».

    ** На «Шарнхосте».

    Таблица 17

    Боекомплект и баллистика для 15?см пушки SKC/28

    Заряжание раздельно-гильзовое. Длина латунной гильзы 870 мм, вес 8,54 кг. Боевой заряд постоянный (один). Вес его 14,15 кг трубчатого пороха.

    Таблица 18

    Таблица стрельбы

    15?см пушка Tbts KC/36

    История

    Как явствует из названия, 15?см пушка Tbts KC/36, производившаяся фирмой Круппа, предназначалась для эсминцев. Эти пушки помещались в двухорудийные башни Drh LC/38 и одиночные установки Tbts LC/36.

    Четыре установки Tbts LC/36 с 15?см пушками были испытаны на эсминце типа 34 Z-8 «Бруно Ханеман» в апреле 1938 г., впоследствии они так и остались на нем.

    Четыре 15?см пушки KC/36 в одиночных установках стали штатным вооружением эсминцев типа 36А Z-23 ?Z-30 (по некоторым данным на Z-26 15?см пушки не устанавливались).

    В июне 1942 г. двухорудийная башня Drh LC/38 была впервые установлена на баке эсминца Z-23 вместо одиночной 15?см установки. Оба ствола были помещены в одной общей люльке.

    В дальнейшем новые башни были установлены на Z-24, Z-25, Z-28 и Z-30.

    Эсминцы Z-33 и Z-34 вступили в строй в 1943 г. уже с башенными носовыми установками и двумя или тремя одиночными 15?см установками.

    Одиночные установки с 15?см пушками KC/36 были установлены в 1942 г. на крейсере «Эмден», на некоторых рейдерах и судах снабжения, а также на береговых батареях.

    Планировалась установка башен Drh LC/38:

    а) на линейных крейсерах «О», «Р» и «Q» (6 ? 2—15?см, толщина брони установок 14 мм);

    б) на крейсерах-разведчиках SPI-3 (Z-40 ? Z-42). 3 ? 2—15?см орудия. Угол ВН: —19°; +47°.

    Устройство орудий

    Ствол KС/36 отличался от SKC/25 и SKC/28 тем, что свободная труба (весом 2370 кг) заменялась с дула. Кроме того, пушка имела не вертикальный, а горизонтальный клиновой затвор.

    Орудия для двухорудийных башен имели отличия, в том числе были тяжелее (KС/36Т), чем орудия для одиночных палубных установок (KС/36).

    Таблица 19

    Боеприпасы и баллистика

    Первоначально для 15?см пушкиTbts KC/36 применялись снаряды весом 45,3 кг, но они оказались слишком тяжелыми для ручного заряжания на эсминцах и были заменены более легкими в 40 кг. Впрочем, тяжелые снаряды остались на крейсере «Эмден».

    Заряжание раздельно-гильзовое. Гильза латунная, та же, что и у SKС/28.

    Установки

    В башне Drh LC/38 оба орудия помещались в общей люльке. Угол вертикального наведения —10°; +65° давал определенные возможности для зенитной стрельбы, хотя приводы действовали довольно медленно для слежения за самолетом. По данным Гренера, угол вертикального наведения у всех 15?см установок, как одиночных, так и двухорудийных, — 19°; +47°.

    Существовало два варианта одиночных установок Tbts LC/36:

    а) с ручными приводами вертикального и горизонтального наведения и броней 6—10 мм;

    б) с механическими приводами вертикального и горизонтального наведения и броней 20–40 мм.

    Данные ствола 15?см пушки Tbts KC/36

    Калибр, мм 149,1

    Длина ствола полная, мм/клб 7165/48

    Длина канала, мм/клб 6815/45,4

    Длина нарезной части, мм 5587

    Длина каморы, мм 1088

    Объем каморы, куб. дм 21,2

    Крутизна нарезов, клб: в начале 45

    у дула 30

    Число нарезов 44

    Глубина нарезов, мм 1,75

    Ширина нарезов, мм 6,14

    Ширина полей, мм 4,5

    Вес свободной трубы, кг 2370

    Вес ствола с затвором, кг 7200/8564*

    Рабочее давление в канале ствола, кг/кв. см 3000

    Живучесть ствола, выстр. 1600

    * KС/36—7200 кг, KС/36Т — 8564 кг.

    Таблица 20

    15?см пушка SKC/28 на мобильном лафете

    В 1939 г. фирма «Рейнметалл-Борзинг» спроектировала, а в 1940 г. запустила в производство мобильный вариант 15?см пушки SKC/28, установленной в колесной повозке.

    Пушка была снабжена мощным дульным тормозом. Система представляла собой подвижную береговую установку с низким силуэтом в боевом положении.

    В походном положении пушка перевозилась на восьмиколесной (четырехосной) повозке, наподобие зенитного орудия. В боевом положении пушка опускалась на опорную плиту, которую уравновешивали восемь крестообразно расположенных станин (немцы их называли «сигарами») и сошник, забиваемый в грунт.

    В 1941 г. на службе состояло пять моторизованных дивизионов с 15?см пушками SKC/28 (№ 511, 620, 680, 731 и 740), в каждом дивизионе имелось по три батареи трехорудийного состава.

    Кроме того, в 1941 г. в связи с тем, что изготовление 15?см стволов к пушкам K.18 шло медленно, а полевые войска срочно нуждались в них, 8 стволов пушек SKC/28 были наложены на лафеты 21?см мортир обр. 18.

    Мобильная 15?см пушка применялась как в береговой обороне, так и в полевых войсках.

    Данные установки

    Угол ВН, град. –7,5°; +47,5°

    Угол ГН, град. 16°/360°*

    Длина отката, мм 300—640

    Вес системы, кг: в походном положении 26163

    в боевом положении 19761

    Скорострельность, выстр./мин 1

    * Без платформы / с платформы.

    15?см пушка SK L/40

    Производство 15?см пушки SK L/40 началось в 1894 г. на заводе Круппа. Впервые эти орудия были установлены на броненосцах типа «Кайзер» и броненосных крейсерах типа «Виктория Луиза» (оба построены в 1895–1898 гг.).

    В ходе Второй мировой войны эти пушки поступили на вооружение береговых батарей.

    Кроме того, с 1937 по 1939 г. фирмой Круппа было изготовлено 18 железнодорожных 15?см установок K(E). В качестве качающейся части для них были использованы морские 15?см пушки SKC/30. 15 cm K(E) принадлежала к типу установок на центральном штыре, что позволяло ей иметь круговой обстрел. Затвор пушки горизонтальный клиновой, заряжание раздельно-гильзовое. Заряжание производилось вручную. Наведение и другие операции с оружием также велись вручную. В боевом положении установки на грунт опускались четыре опоры.

    15?см железнодорожные установки K(E) принадлежали как вермахту, так и флоту. Морские установки, включая установки батареи «Гнейзенау», имели коробчатые щиты, а армейские установки были открытыми. С 1940 г. 15?см железнодорожная батарея «Гнейзенау», принадлежавшая ВМФ, дислоцировалась в районе Булони, а в 1942 г. ее отправили на юг Франции.

    15?см железнодорожные установки считались маломощными и в годы войны не производились. К началу войны для них имелось 4426 выстрелов. В 1940 г. было изготовлено еще 418 выстрелов и в 1941 г. ? 2796 выстрелов, на том производство боеприпасов к 15 cm K(E) и прекратилось.

    Данные ствола 15?см пушки SK L/40

    Калибр, мм 149,1

    Длина ствола, мм/клб 5690/38,2

    Длина канала, мм 5571

    Длина нарезной части, мм 4315

    Длина зарядной каморы, мм 1101

    Объем зарядной каморы, л 21

    Крутизна нарезки (прогрессивная), град. 4°—7°

    Число нарезов 44

    Глубина нареза, мм 1,5

    Ширина нареза, мм………………………………….. 6,65

    Ширина поля, мм……………………………………. 4

    Вес ствола с затвором, кг…………………………… 5800

    На береговых батареях 15?см пушки SK L/40 помещались в щитовые установки с углом вертикального наведения от —10° до +30° и имели круговой обстрел.

    Данные железнодорожной установки 15 cm K(E)

    Угол ВН, град +10°; +45°

    Угол ГН, град 360°

    Длина отката, мм 590—620

    Высота линии огня над рельсами, мм 3200

    Длина установки, мм 21000

    Число осей 2 ? 3

    Давление на ось, т 12,8

    Вес железнодорожной платформы, т 53,4

    Полный вес установки, т:

    в боевом положении 74

    в походном положении 73,2

    Боеприпасы и баллистика 15 cm K(E)

    Снаряды:

    1) Осколочно-фугасная граната обр. 18 (15 cm Gr.18) длиной 695/4,6 мм/клб и весом 43 кг. Граната снаряжалась 5,58 кг тротила. Взрыватель головной или механический дистанционный.

    2) Бетонобойный снаряд обр. 18 (15 cm Gr.18 rot.Be) длиной 591/3,94 мм/клб и весом 43,5 кг.

    Таблица 21

    Заряды:

    Заряжание раздельно-гильзовое. Гильзы стальные или латунные. Длина гильзы 815,6 мм, диаметр фланца 178,2 мм.

    Таблица 22

    Таблица стрельбы

    15?см пушки Tbts KL/45 и Ubts KL/45

    15?см пушки Tbts KL/45 и Ubts KL/45 во время Первой мировой войны устанавливались на эсминцах типа S113 и больших подводных лодках.

    В 1939–1945 гг. 15?см пушки Tbts KL/45 и Ubts KL/45 устанавливались на некоторых рейдерах и судах снабжения, а также на береговых батареях.

    Данные ствола 15?см пушки Tbts KL/45 и Ubts KL/45

    Калибр, мм 149,1

    Длина ствола, мм/клб 6619/44,4

    Длина канала, мм 6241

    Длина нарезной части, мм 5420

    Диаметр каморы, мм 749

    Объем каморы, дм. куб 14,06

    Вес ствола, кг 3990

    На береговых батареях орудия помещали в щитовые установки, расположенные открыто или в бетонных казематах. Угол вертикального наведения установки —4°; +45°. На открытой установке обстрел круговой. В каземате угол горизонтального наведения 120°.

    Боеприпасы и баллистика 15?см пушек Tbts KL/45 и Ubts KL/45

    Вес снаряда 45,3 кг. Вес заряда 8,32 кг пороха марки RPC/38. Начальная скорость 680 м/с. Дальность стрельбы: 14 500 м при угле возвышения 30° и 15 900 м при 40°.

    10,5?см универсальные орудия SKC/32

    10,5?см универсальные орудия SKC/32 производились с 1932 г. фирмой «Рейнметалл-Борзинг». Пушка SKC/32 помещалась только в одноорудийных установках.

    Первоначально пушка SKC/32 состояла из трубы, кожуха и казенника (в том числе и SKC/32U на подводных лодках).

    Пушки SKC/32 WS в установках MPL/32gЕ имели легкую свободную трубу, состоявшую из двух частей.

    Данные ствола 10,5?см пушки SKC/32

    Калибр, мм 105

    Длина ствола, мм/клб 4740/45,1

    Длина канала, мм/клб 4400/41,9

    Длина нарезной части, мм 3694

    Длина каморы, мм 586,5

    Объем каморы, дм. куб 5,38

    Крутизна нарезов, клб: в начале 45

    у дула 30

    Число нарезов 32

    Глубина нареза, мм 1,25

    Ширина нареза, мм 6,8

    Ширина поля, мм 3,5

    Вес ствола с затвором, кг 1585[58]

    Живучесть ствола, выстр. 4100


    Артиллерийские одноорудийные установки для SKC/32

    1. MPL С/32 устанавливалась на миноносцах проектов 35 и 37, некоторых сторожевых кораблях, тральщиках проекта 40 и других кораблях.

    2. MPL С/32gE устанавливалась на броненосцах типа «Шлезнен», крейсере «Эмден», миноносцах проектов 39 и 35, некоторых тральщиках проектов 35 и 43 и других кораблях.

    3. Ubts LC/32 устанавливалась на подводных лодках I серии и первых лодках IХ серии.

    4. Ubts LC/36 устанавливалась на подводных лодках IX серии и Х серии, позже их сняли и поставили на несколько тральщиков проекта 40.

    Таблица 23

    Данные установок для SKC/32

    Баллистические данные

    Снаряд осколочный весом 15,1 кг. Вес заряда — 4,08 кг пороха марки RPC/40N. Начальная скорость снаряда 785 м/с. Дальность при угле возвышения 44,4° — 15 175 м. Потолок при угле возвышения 80° — 10 300 м. Вес патрона 24,2 кг. Длина патрона 1052 мм.

    Глава 2

    Пушки вермахта, применявшиеся на береговых батареях Атлантического вала

    21?см пушки особой мощности

    Из числа сухопутных орудий в системе Атлантического вала самыми мощными и эффективными были 21?см пушки фирм Круппа и «Шкода». К этому следует добавить их высокую мобильность. Так, полугусеничный 18?тонный тягач Sd.Ksz.9 мог буксировать любую повозку 21?см пушки по хорошим дорогам со скоростью до 30 км/ч

    В 1938 г. Крупп получил заказ на изготовление пятнадцати 21?см пушек K.38, которые должны были превзойти по дальности 21?см мортиру обр. 18. Кроме того, планировалось экспортировать K.38 в другие страны.

    Пушка имела только ручные приводы наведения и двойной откат. Откат ствола по лафету переменный. Возка системы производилась на двух повозках, и еще одна повозка служила для ЗИП и прочего имущества.

    Командование вермахта не удовлетворяла мобильность K.38, и работы по ней шли медленно. Первая пушка была сдана вермахту только в июле 1941 г., а вторая — в январе 1942 г. Всего в 1942 г. было изготовлено 6 орудий, в 1943 г. — 7 и в 1944 г. — только одно орудие. В 1942–1944 гг. было изготовлено 24,2 тысячи выстрелов к K.38.

    Одна пушка 21 cm K.38 была отправлена в Японию. Количество же 21?см пушек K.38 в вермахте никогда не превышало десяти штук из-за потерь. Только зимой 1943–1944 гг. на Восточном фронте (в том числе под Ленинградом) немцы потеряли 7 пушек K.38.

    21?см пушка K.52 была создана фирмой «Шкода» для Турции. Первоначально она называлась 210?мм тяжелая пушка V. Ствол состоял из ствола и кожуха. Тормоз отката гидравлический, накатник гидропневматический. Орудие было полустационарное. Стрельба производилась с основания, зарытого в грунт. Перевод орудия из походного положения в боевое или наоборот занимал не менее шести часов. Система перевозилась на трех повозках: ствола, верхнего лафета и основания.

    Дальность стрельбы осколочно-фугасной гранатой весом 135 кг при полном заряде 36,5 кг и начальной скорости 800 м/с составляла 30 км.

    В ходе оккупации Чехословакии немцы захватили две пушки V. (K.52). С началом войны отправка их в Турцию была отменена.

    Таблица 24

    Производство 21?см пушек K.52 и боеприпасов к ним

    В ходе производства фирма «Шкода» вносила небольшие конструктивные изменения. Так, одна модификация пушки, получившая название 21 cm K.39/40, потяжелела на 1 тонну и стала весить в боевом положении 38 тонн. На второй модернизации 21 cm K.39/41 был удлинен ствол и поставлен дульный тормоз. Длина орудия с дульным тормозом составила 11460/54,6 мм/клб. Наибольший заряд был увеличен до 54 кг. Это дало возможность увеличить начальную скорость снаряда с 800 до 860 м/с, а дальность — с 30 до 34 км. Однако и вес системы в боевом положении возрос с 37 до 39,4 тонны.

    В 1944 г. для 21?см пушек K.52 «переделанных» были созданы тяжелые 232?килограммовые оперенные снаряды. Данных по «переделанным» K.52 найти не удалось, но, видимо, немцы использовали в них гладкие стволы.

    В начале 1944 г. немцы продали в Швецию 8 пушек 21 cm K.52, а затем еще 14 пушек. История эта довольно темная и неясная. А ведь двадцать две 21?см пушки K.52 в бетонных капонирах в бухте Сены в Нормандии могли серьезно изменить события 6 июня 1944 г.

    К марту 1945 г. у немцев осталось всего три 21?см пушки K.52 всех модификаций и 20,7 тысячи выстрелов к ним. Все пушки находились на фронте.

    Таблица 25

    * Без перестановки хобота / с перестановкой.

    Таблица 26

    Габариты 21?см пушки K.52 в походном положении

    Боеприпасы и баллистика 21?см пушки K.38

    Снаряд один (фугасный): 21?см K.Gr.38 весом 120 кг, длиной 1032 мм, ВВ — тротил. Взрыватель — головной или механический двойного действия.

    Зарядов три, все из нитроглицеринового пороха.

    Таблица 27

    Заряды:

    Заряжание раздельно-гильзовое. Гильза латунная длиной 850 мм, диаметр фланца 258 мм.

    Таблица 28

    Таблица стрельбы

    Боеприпасы и баллистика 21?см пушек K.52, K.39/40 и K.39/41

    Таблица 29

    Снаряды:

    Заряжание картузное. Зарядов 3. Переменный заряд состоял из пакета № 1 весом 22,4 кг и двух равновесных пучков общим весом 16,1 кг.

    Таблица 30

    Таблица стрельбы

    21?см мортира Mrs.18

    21?см мортира Mrs.18 фирмы Круппа была принята на вооружение вермахта в 1936 г. Фактически же это мощная корпусная пушка, хотя в Красной армии трофейные Mrs.18 зачисляли в артиллерию большой мощности. За неимением лучшего немцы оснастили несколько батарей Атлантического вала 21?см мортирами Mrs.18, и, надо сказать, они были там достаточно эффективным оружием.

    Из-за длинного ствола в некоторых английских справочниках 21?см мортира Mrs.18 названа пушкой. Это принципиально неверно. Дело не только в большом угле возвышения (+70°). Стрелять под углом 0° мортира могла только на малых зарядах — с № 1 при большой заряде (№ 5 и № 6) угол возвышения должен был быть минимум 8°, иначе система могла опрокинуться. Таким образом, 21?см Mrs.18 была классической мортирой.

    Ствол мортиры состоял из трубы-моноблока, свободно вставляемой в кожух, кожуха и казенника. Затвор горизонтальный клиновой. Открывание и закрывание затвора производилось вручную. Уравновешивающий механизм пневматический толкающего типа, имел две колонки.

    Для производства заряжания орудие приводилось к углу заряжания (0°) при помощи привода грубой наводки подъемного механизма. Заряжание производилось при помощи кокора, на котором был уложен заряд. Кокор поднимался к казенной части четырьмя номерами расчета.

    Характерной особенностью 21?см мортиры обр. 18 был двойной откат: ствол откатывался по люльке, а люлька вместе со стволом и верхним станком — по нижнему станку лафета, чем достигалась хорошая устойчивость мортиры при стрельбе.

    В боевом положении мортира опиралась спереди на опорную плиту, а сзади — на хоботовую опору. Колеса при этом вывешивались. В походном положении ствол снимался и устанавливался на специальную ствольную повозку. Обычно возка производилась раздельно — ствольная повозка и отдельно лафет с передком. Скорость буксировки при этом не превышала 20 км/ч Однако на короткие расстояния со скоростью 4–6 км/ч допускалась перевозка мортиры в неразобранном виде, то есть со стволом, наложенным на лафет.

    В боекомплект мортиры входили две осколочно-фугасные гранаты и бетонобойный снаряд. При ударе осколочно-фугасной гранаты о грунт под углом не менее 25° убойные осколки разлетались вперед на 30 м и в стороны на 80 м, а при падении под углом более 25° осколки летели вперед на 75 м и в стороны на 50 м. Наиболее же эффективным осколочным действием снаряд обладал при разрыве на высоте 10 м. Убойные осколки летели вперед на 80 м и в бок на 90 м. Поэтому 21?см осколочно-фугасные гранаты снабжались дистанционными механическими взрывателями.

    Бетонобойный снаряд пробивал бетонную стенку толщиной 0,6 м и кирпичную стенку толщиной до 4 м, а также проникал при попадании, близком к нормали, в песчаный грунт на глубину до 7,2 м, а в рыхлый грунт — до 14,6 м.

    Данные 21 cm Mrs.18

    Ствол

    Калибр, мм 210,9

    Длина ствола, мм/клб 6510/31

    Длина трубы, мм 6080/29

    Длина нарезной части, мм 5274

    Длина зарядной каморы, мм 643

    Объем зарядной каморы, л 24,5

    Число нарезов 64

    Крутизна нарезов, клб/град. 36/30°

    Глубина нареза, мм 2,4

    Ширина нареза, мм 5,6

    Ширина поля, мм 3,9

    Вес затвора, кг 304

    Вес ствола с затвором, кг 5900

    Лафет

    Угол ВН, град. 0°; +70°

    Угол ГН, град.: без перестановки хобота 16°

    с перестановкой хобота 360°

    Длина отката, мм: короткого 850+1200

    длинного 500+1000

    Вес системы, кг: в походном положении

    при нераздельной возке 17900

    вес двух повозок 22700

    в боевом положении 16700

    Скорострельность, выстр./час 30

    Расчет, чел. 12—15

    Время перевода системы из походного в боевое положение или обратно, мин около 30

    Скорость буксировки при раздельной возке, км/час. до 20

    Боеприпасы и баллистика 21 cm Mrs.18

    Таблица 31

    Снаряды:

    Заряжание раздельно-гильзовое. Длина гильзы 410 мм, диаметр фланца 242 мм. Зарядов 6.

    Вес зарядов: 2,48–15,8 кг дигликолевого пороха;

    2,195—14,05 кг нитроглицеринового пороха.

    Таблица 32

    Таблица стрельбы

    15?см пушка K.16

    15?см пушка K.16 устанавливалась на батареях Атлантического вала исключительно из-за отсутствия лучшего и не соответствовала требованиям, предъявляемым к орудиям береговой обороны.

    Пушка K.16 была создана фирмой Круппа и принята на вооружение в январе 1917 г. Система производилась до 1933 г. в двух почти идентичных вариантах, изготавливавшихся фирмами Круппа и «Рейнметалл» (K.16.Kp. и K.16.Ph.), отличавшихся весом ствола и размерами. Так, длина ствола у образцов Круппа была 42,7 клб, а у образцов фирмы «Рейнметалл» — 42,9 клб.

    Ствол K.16 состоял из трубы, кожуха и съемного казенника. Затвор горизонтальный клиновой. Лафет коробчатый однобрусный. Тормоз отката гидравлический. Колеса железные дисковые. Первоначально система перевозилась на двух повозках, а затем стали применять нераздельную возку на передке (за мехтягой). Скорость возки не превышала 10 км/час. Система переводилась из походного положения в боевое за 20 минут. Снаряды и заряды от 15?см пушки K.16 не подходили к 15?см пушкам K.18, K.39 и другим.

    К 1 сентября 1939 г. вермахт располагал 28 пушками K.16 и 26,1 тысячи выстрелов к ним. В ходе войны пушки K.16 не изготавливались. Однако в 1940 г. было возобновлено производство боеприпасов к ним. В 1940 г. выпустили 16,4 тысячи выстрелов, в 1941 г. — 9,5 тысячи и в 1942 г. — 4,6 тысячи выстрелов, на том их изготовление было закончено.

    Данные 15?см пушки K.16

    Данные ствола

    Калибр, мм 149,3

    Длина ствола, мм/клб 6410/42,7

    Длина трубы, мм 6020

    Длина нарезной части, мм 4758

    Длина зарядной каморы, мм 1262

    Объем зарядной каморы, л 21,9

    Расстояние от дна досланного снаряда

    до передней плоскости затвора, мм 1160

    Крутизна нарезки (постоянная), клб 25

    Число нарезов 48

    Глубина нареза, мм 1,85

    Ширина нареза, мм 5,35

    Ширина поля, мм 4,4

    Вес ствола с затвором, кг 4350

    Данные лафета

    Угол ВН, град. — 3°; +43°

    Угол ГН, град. 8°

    Длина отката, мм 1800—2100

    Высота линии огня, мм 1750 (по др. данным 1900)

    Ширина хода, мм 1800

    Горизонтальное расстояние от линии опоры сошника

    до линии опоры колес, мм 5750

    Вес системы, кг:

    в походном положении 14620

    в боевом положении 0870

    Скорострельность, выстр./мин 2

    Боекомплект и баллистика 15?см пушки K.16

    Таблица 33

    Снаряды:

    Заряжание раздельно-гильзовое. Гильза латунная или стальная. Длина гильзы 725,5 мм, диаметр фланца 176,2 мм. Зарядов 3 (из нитроглицеринового трубчатого пороха).

    Таблица 34

    Таблица стрельбы снарядов одинакового калибра

    Глава 3

    Трофейные французские орудия, установленные на батареях Атлантического вала

    1. Морские орудия

    38?см пушка K.M.36/35(f)

    Производство 380?мм пушек М.1935 началось в 1935 г. Они предназначались для четырехорудийных башенных установок трех линкоров — «Ришелье», «Жан Бар» и «Клемансо»; каждый должен был иметь по восемь 380?мм пушек.

    Головной линкор «Ришелье» с большими недоделками вступил в строй 15 июня 1940 г. и был уведен французами в порт Дакар. Линкор «Жан Бар» был спущен на воду 6 марта 1940 г., однако в ночь на 19 июня 1940 г. он был выведен из порта Сен-Назер с одной 380?мм башней. 22 июня «Жан Бар» привели в гавань Касабланка во Французском Марокко.

    Из четырех оставшихся 380?мм пушек две отправили на грузовом судне в Касабланку, по пути судно было потоплено германскими бомбардировщиками. Еще две пушки не удалось погрузить из-за порчи подъемного крана, и они была захвачены в Сен-Назере немцами.

    Кроме того, немцам удалось захватить восемь исправных 380?мм орудий М.1935, предназначенных для строившегося линкора «Клемансо», который к моменту капитуляции Франции имел готовность 20 % и даже не был спущен на воду.

    У немцев эти орудия получили наименование 38 cm K.M.36/35(f).

    На западной стороне залива в Гавре была построена мощная батарея, вооруженная тремя 38?см орудиями K.M.36/35(f). Специально для них были изготовлены одноорудийные башенные установки С.39. Кроме того, орудия 38 cm K.M.36/35(f) были отправлены в Норвегию. Следует заметить, что французы сделали все, чтобы запутать историю использования этих орудий немцами. Известно лишь, что после войны недостающие пушки были установлены на линкоре «Жан Бар», который окончательно вступил в строй в 1949 г.

    Данные пушек 38 cm K.M.36/35(f)

    Калибр, мм 380

    Длина ствола, мм/клб 17882/47

    Длина канала, мм/клб 17257/45

    Длина каморы, мм 2830

    Объем каморы, дм. куб 456,6

    Длина нарезной части, мм 4157

    Число нарезов 80

    Глубина нареза, мм 3,7

    Ширина нареза, мм 8,9

    Ширина поля, мм 6,0

    Крутизна нарезов, клб 25,37

    Вес ствола, т 94,13

    Угол ВН, град. –5°+35° (в башне линкора)

    Длина отката, мм 1325 (в башне линкора)

    Баллистические данные

    Вес снаряда 884 кг. Вес заряда 288 кг. Начальная скорость снаряда 830 м/с. Дальность стрельбы при угле 35° — 41,7. Давление в канале ствола 3200 кг/кв. см.

    34?см пушка K.M./12(f)

    340/45?мм французские орудия М.1912 производились с 1912 г. и устанавливались в двухорудийных башнях линкоров «Бретань», «Лоран» и «Прованс». В 1913–1914 гг. было заложено пять линкоров типа «Нормандия», каждый из которых должен был иметь двенадцать 340?мм орудий М.1912 в трех четырехорудийных установках.

    В связи с Вашингтонскими договоренностями 1922 г. строительство линкоров типа «Нормандия» было прекращено. Часть изготовленных для них 340?мм пушек французские адмиралы решили использовать в береговой обороне и на железнодорожных установках.

    Четырехорудийные установки использовать в береговой обороне было нецелесообразно, и для этих орудий специально в 1924 г. спроектировали двухорудийные береговые башенные установки «340?мм башни М.1924».

    Две башни М.1924 были установлены на мысе Сепет вблизи Тулона.

    Данные 340/45?мм французской пушки М.1912

    Калибр, мм 340

    Длина ствола полная, мм/клб 16115/47,4

    Длина канала, мм/клб 15580/45,8

    Длина нарезной части, мм 13250

    Длина каморы, мм 2055

    Объем каморы (при снаряде в 4,4 клб), л 256,4

    Число нарезов 102

    Глубина нареза, мм 1,9

    Ширина нареза, мм 7,5

    Ширина поля, мм 3,0

    Вес ствола с затвором, кг 66950

    Данные береговой башенной установки

    Угол ВН, град. –3°; +50°

    Угол ГН, град. 360°

    Угол заряжания, град. +2°

    Высота линии огня над бетонным основанием, мм 1020

    Толщина брони башни, мм: лоб 200

    бок 140

    крыша 70

    Боекомплект и баллистика 340/45?мм французской пушки М.1912

    Таблица 35

    Снаряды:

    * 23° — максимальный угол, допускаемый башнями линкоров типа «Бретань».

    ** 47,5° — угол, при котором достигалась максимальная дальность стрельбы на береговых установках.

    *** Применялись только для железнодорожных орудий.

    Пушка имела картузное заряжание.

    В 1941 г. немцы спроектировали для 34?см пушек K.М.12(f) одноорудийную башенную установку С-41.

    Данные С-41

    Угол ВН, град. –3°; +50°

    Угол ГН, град. 360°

    Длина отката, мм 900

    Высота линии огня, мм 300

    Радиус вращения задних катков, мм 6588

    Расстояние между осью цапф и осью вращения, мм 400

    Скорострельность 1 выстрел в 4 минуты

    27?см береговая мортира 585(f)

    Производство 270?мм береговых мортир было начато фирмой Шнейдера в 1889 г. Летом 1940 г. немцы захватили несколько таких мортир.

    Данные мортиры

    Калибр, мм 270

    Длина ствола, мм/клб 3350/12,4

    Вес ствола, т 5,8

    Угол ВН, град. 0°; +60°

    Угол ГН, град. 360°

    Вес установки без основания и установочных частей, т 26,5

    Скорострельность 1 выстрел в 5 минут

    В походном положении мортира перевозилась на трех повозках общим весом 46,2 т.

    Огонь 27?см мортиры, равно как и других крупнокалиберных мортир, мог быть эффективен лишь во фьордах, узких заливах с крутыми берегами, в устьях рек и т. д.

    19,4?см пушка K.485(f)

    Длина ствола 19,4?см пушки K.485(f) составляла 6570/33,9 мм/клб. Орудие стационарное, лафет на центральном штыре. Вес установки 29,6 тонны. Снаряд весом 78 кг имел начальную скорость 725 м/с и дальность 20 800 м. Ее модификацией была 19,4?см пушка K.485/585(f).

    13,8?см германская береговая установка K.20(f) (бывшая французская 138/40?мм пушка М.1923)

    Данные установки 13,8 cm K.20(f)

    Калибр, мм 138,6

    Длина ствола полная, мм/клб 731/41,2

    Число нарезов 12

    Глубина нареза, мм 1,22

    Вес ствола с затвором, т 4,1

    Угол ВН, град. ?10°; +35°

    Угол ГН, град. 60°

    Длина отката, мм 400

    Высота линии огня от бетонного основания, мм 1340

    Высота установки от основания 3190

    Затвор поршневой

    Баллистические данные 13,8 cm K.20(f)

    Заряжание раздельно-гильзовое. Длина гильзы 900 мм. Основной снаряд — осколочно-фугасный длиной 4,35 клб и весом 40,6 кг. При заряде 8,967 кг начальная скорость 700 м/с, а дальность стрельбы 18 200 м при угле возвышения 35°.

    2. Сухопутные орудия

    24?см пушка K.556(f)

    24?см пушка K.556(f) представляла собой 240?мм французскую пушку обр. 1917 г. системы Сен-Шамон.

    Затвор пушки поршневой. Лафет однобрусный, соответственно, в береговой обороне немцы использовали поворотный круг, допускавший круговой обстрел.

    Данные 24?см пушки K.556(f)

    Калибр, мм 240

    Длина ствола, мм/клб 7000/29,16

    Угол ВН, град. 0°; +43°

    Угол ГН, град. 10°

    Вес ствола, т 14,5

    Вес системы боевой, т 30

    Возка раздельная: две повозки 20,5 т и 23 т

    Скорострельность 1 выстрел в минуту

    Скорость возки, км/ч 7

    Боеприпасы и баллистические данные

    Снаряд весом 163 кг при начальной скорости 640 м/с имел дальность стрельбы 17 км.

    22?см пушка K.232(f)

    22?см пушка K.232(f) представляла собой 220?мм французскую пушку М-17 системы Шнейдера. Затвор пушки поршневой. Лафет однобрусный, соответственно, в береговой обороне немцы использовали поворотный круг, допускавший круговой обстрел. Из-за сравнительно короткого ствола эту пушку иногда называли гаубицей

    Данные 22?см пушки K.232(f)

    Калибр, мм 220

    Длина ствола, мм/клб 7700/35

    Угол ВН, град. –10°; +37°

    Угол ГН, град. 20°

    Вес ствола, кг 9280

    Вес системы боевой, кг 24375

    Возка раздельная: две повозки 15455 кг и 13320 кг

    Скорострельность 1 выстрел в минуту

    Скорость возки, км/ч 7

    Боеприпасы и баллистические данные

    Осколочно-фугасная граната весом 105 кг при начальной скорости 766 м/с имела дальность 22 800 м.

    14,5?см пушка K.405(f)

    Летом 1940 г. во Франции трофеями немцев стали пушки весьма оригинального калибра — 145 мм. Дело в том, что французское морское министерство по неведомым причинам еще в XIX веке ввело орудия калибра 140 и 145 мм. В 1916 г. фирма «Сен-Шамон» наложила ствол с поршневым затвором от 145?мм морской пушки на полевой лафет и получила 145?мм пушку обр. 1916 г. Длина ствола пушки 7632/50,8 мм, длина нарезной части 6113 мм. Вес ствола 5270 кг. Лафет был однобрусный, колеса металлические. Угол вертикального наведения 0°; +38°, угол горизонтального наведения 6°. Вес пушки в боевом положении 13 210 кг, а в походном с передком — 14 060 кг. Основным снарядом была осколочно-фугасная граната весом 36,2 кг с начальной скоростью 785 м/с и дальностью 18,9 км. Скорострельность 4 выстрела в минуту.

    К 1940 г. у французов было 210–145?мм пушек обр. 1916 г., причем часть из них использовалась в береговой обороне. Большая часть этих орудий была введена немцами в строй под названием 14,5 cm K.405(f). К марту 1944 г. у немцев оставалось 64 такие пушки, все они находились в Норвегии и использовались в береговой обороне.

    15,5?см пушки K.418(f), K.420(f), K.422(f) и K.425(f)

    15,5?см пушка K.418(f) — это 155?мм французская пушка обр. 1918 г. системы Шнейдера. Она представляла собой корабельную 155?мм пушку обр. 1917 г. Ствол был оставлен без изменений, но вес лафета уменьшен до 5160 кг. Угол возвышения увеличен до 42°20?, а угол горизонтального наведения — до 6°.

    К марту 1944 г. немцы располагали 221 пушкой K.418(f), из которых 15 было на Восточном фронте, 66 — на Балканах, 2 — в Италии, 106 — во Франции и 32 — в Норвегии.

    15,5?см пушка K.420(f) — это бывшая французская 155?мм пушка обр. 1916 г. системы Сен-Шамон. Ствол орудия был получен путем рассверливания ствола 145?мм морской пушки до калибра 155 мм. Вес ствола с поршневым затвором 5140 кг. Длина ствола 7632/49,2 мм/клб. Угол вертикального наведения –2°; +38°, угол горизонтального наведения 6°. Пушка стреляла только с основания, но колеса при этом не вывешивались. Вес пушки в боевом положении 12 450 кг, а в походном с передком — 13 200 кг. Осколочно-фугасная граната весом 43 кг имела начальную скорость 730 м/с и дальность 21 300 м.

    15,5?см пушка K.422(f) — бывшая 155?мм французская пушка обр. 1877/16 г. Длина ствола ее 4110/26,5 мм/клб. Затвор поршневой системы Банжа. Ствол весом 2440 кг был жестко связан с лафетом (цапфы ствола лежали в подцапфенниках лафета). Угол вертикального наведения —5°; +42°, а горизонтального наведения практически не было. Вес системы в боевом положении 6018 кг. В походном положении ствол вынимался из подцапфенников лафета и оттягивался назад. Вес системы с передком около 7 тонн. Скорость возки до 8 км/час. Скорострельность 2–3 выстрела в минуту.

    Вес снаряда 43 кг. Зарядов семь. При наибольшем заряде начальная скорость снаряда составляла 560 м/с, а дальность 13,9 км. Интересно, что к ноябрю 1936 г. 69 таких пушек обр. 1877 г. (модернизация 1916 г. несущественна) состояло на вооружении Красной армии и использовалось в начальный период войны.

    15,5?см пушка K.425(f) — 155?мм французская пушка обр. 1918 г. Длина ствола ее 4089/26,4 мм/клб. Вес пушки в боевом положении 5 тонн. Снаряд весом 43 кг имел начальную скорость 560 м/с и дальность 13,6 км. К марту 1944 г. у немцев было 65 пушек K.425(f), из которых 14 находились на Балканах, 9 — в Италии и 42 — в Норвегии.

    15,5?см пушка K.416(f)

    15,5?см пушка K.416(f) представляла собой 155?мм французскую пушку обр. 1917 г. фирмы Шнейдера. Затвор пушки поршневой системы Банжа. Лафет однобрусный, подрессоривание отсутствовало.

    На германских береговых батареях пушка устанавливалась на импровизированных поворотных кругах, допускавших круговой обстрел.

    Данные 15,5?см пушки K.416(f)

    Калибр, мм 155

    Длина ствола, мм/клб 4950/32

    Угол ВН, град. –5°; +40°

    Угол ГН, град. 4,5°

    Вес ствола, кг 3800

    Вес системы боевой, кг 8800

    Скорость возки максимальная за трактором, км/ч 12

    Возка раздельная: две повозки 6270 кг и 5900 кг

    Скорострельность 3 выстрела в минуту

    Время перехода из боевого положения в походное 20 минут

    Боеприпасы и баллистика

    Снаряд весом 43,3 кг при начальной скорости 665 м/с имел дальность 17,5 км.

    15,5?см пушка K.419(f)

    15,5?см пушка K.419(f) представляла собой 155?мм французскую пушку G.P.F фирмы «Filioux».

    Затвор пушки поршневой. Станины коробчатые раздвижные. Колеса металлические, но без шин. Подрессоривание отсутствовало, так что скорость возки за трактором не превышала 7 км/ч

    Данные 15,5?см пушки K.419(f)

    Калибр, мм 155

    Длина ствола, мм/клб 5915/38,3

    Угол ВН, град. 0°; +35°

    Угол ГН, град. 60°

    Длина отката переменная, мм 1100—1800

    Вес ствола, кг 387

    Вес системы в боевом положении, кг 10750

    Вес системы в походном положении, кг 11000

    Скорострельность 4 выстрела в минуту

    Время перехода из боевого положения в походное 4 часа

    10,5?см пушка K.331(f)

    10,5?см пушка K.331(f) представляла собой трофейную 105?мм французскую пушку обр. 1913 г. Любопытно, что спроектирована эта пушка фирмой Шнейдера за счет русского Военного ведомства. Фирма в 1909 г. изготовила первый опытный образец 107?мм пушки и отправила его в Петербург, а затем в 1910–1912 гг. изготовила первую партию таких пушек. Ну а позже, доведя калибр до стандартного французского 105 мм и введя ряд изменений, запустила в производство уже для французской армии.

    Немцы захватили 105?мм пушки обр. 1913 г. не только во Франции, но и в Польше. Первые получили наименование 10,5 cm K.331(f), а вторые — 10,5 cm K.331(р).

    Тормоз отката гидравлический. Затвор поршневой. Накатник гидропневматический. Лафет однобрусный. Подрессоривание отсутствовало. Первоначально колеса были деревянными, к 1924 г., возможно, часть орудий имела и металлические колеса. Тяга — 8 лошадей. Скорость возки 10 км/ч

    Баллистические данные

    Заряжание раздельно-гильзовое.

    Снаряд весом 16,91 кг при начальной скорости 555 м/с имел дальность 12 700 м. Имелись и уменьшенные заряды, сообщавшие снаряду скорость 420 м/с и 360 м/с.

    10,5?см пушка K.332(f)

    10,5?см пушка K.332(f) представляла собой трофейную французскую 105?мм пушку обр. 1936 г. Фирма Шнейдера произвела глубокую модернизацию пушки обр. 1913 г., а можно сказать, что была создана новая артсистема. Главные отличия — раздвижные станины и улучшенная баллистика.

    Данные 10,5?см пушка K.332(f)

    Калибр, мм 105

    Длина ствола, клб 48,1

    Угол ВН, град. 0°; +45°

    Угол ГН, град. 50°

    Вес системы в боевом положении, кг 3920

    Боеприпасы и баллистика

    Снаряд весом 15,7 кг при начальной скорости 725 м/с имел дальность 16 км.

    Глава 4

    Наиболее интересные трофейные орудия, использованные в системе Атлантического вала

    30,5?см гаубица М.16

    30,5?см гаубица М.16 представляла собой береговую норвежскую 305?мм гаубицу, изготовленную в Швеции фирмой «Бофорс».

    Данные 30,5?см гаубицы М.16

    Калибр, мм 305

    Длина ствола, мм/клб 9150/30

    Угол ВН, град. 0°; +70°

    Угол ГН, град. 360°

    Вес системы без установочных частей, т 134

    Скорострельность 1 выстрел в минуту

    Баллистические данные

    Снаряд весом 385 кг при начальной скорости 620 м/с имел дальность 20 км.

    24?см пушка SKC/97(h)

    24?см пушка SKC/97(h) представляла собой 240/40?мм голландскую корабельную пушку броненосцев береговой обороны «Мартен Тромп» и «Якоб Ван Хеемскерк». На броненосцах орудия размещались в одноорудийных башнях. Пушки и башни изготовлены заводом Круппа в 1898–1902 гг. Две пушки 24 cm SKC/97(h) немцы разместили на батарее «Бранденбург» в Инсел Бар в Голландии.

    Затвор пушки горизонтальный клиновой.

    Данные 24?см пушки SKC/97(h)

    Калибр, мм 240

    Длина ствола, мм/клб 9600/40

    Длина канала ствола, мм 8916

    Длина нарезной части, мм 7351

    Вес ствола, т 24,5

    Угол ВН, град. –4°; +20° (на батарее)

    Угол ГН, град. 342°

    Скорострельность 4 выстрела за 5 минут

    Боеприпасы и баллистика

    Снаряд весом 170 кг имел начальную скорость 820–850 м/с.

    15?см пушка K.403(j)

    Высадка союзников на плацдарме «Омаха»


    Эти пушки были спроектированы фирмой «Шкода» в 1928 г. для Югославии, и там в 1941 г. их захватили немцы. Длина ствола пушки 7025/46,8 мм/клб. Пушка представляла собой полустационарное орудие, стрельба велась с платформы. Угол вертикального наведения –4°; +45°, угол горизонтального наведения 360°. Вес пушки в боевом положении 15 тонн. Возка только раздельная. Снаряд весом 56 кг при начальной скорости 760 м/с имел дальность 23,8 км. 12 пушек 15 cm K.403(j) немцы обратили в стационарные береговые установки в Норвегии.

    Глава 5

    Береговые торпедные аппараты в системе Атлантического вала

    В обороне Атлантического вала немцы достаточно широко использовали береговые торпедные аппараты, особенно много их было на норвежском побережье. Среди торпедных аппаратов были как немецкие 53?см, так и трофейные 45?см норвежские.

    В 1942 г. началась разработка управляемой торпеды Т-10 «Spinne», предназначенной для противодесантной обороны. Торпеда создана на базе 53?см электрической торпеды G-7е.

    Вес торпеды Т-10 «Spinne» 1620 кг, скорость хода 30 узлов. В боевой части находилось 200 кг тротила. Наведение торпеды велось по проводам системы управления NYK. Длина кабеля 5 км. Кабель однопроводный. Вторым кабелем служила вода.

    Пуск торпед мог производиться как с берегового торпедного аппарата, так и с корабля. Система наведения полуавтоматическая. Оператору приходилось удерживать цель и торпеду на одной прямой. Один оператор мог управлять тремя торпедами.

    Для ночных стрельб торпеда была оснащена мощной лампой, светившей назад в узком секторе — 20°.

    Летом 1944 г. первые двести управляемых по радио торпед Т-10 были направлены на батареи Атлантического вала. Однако результатов их боевого применения автору найти не удалось.


    Примечания:



    5

    Роскилл С. Флот и война. М.: Воениздат, 1967. С. 135–136.



    58

    * У пушки SKC/32U 1785 кг, у пушки SKC/33nS 1765 кг.









     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх