|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ПРИЛОЖЕНИЯ ИСТОРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ И ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ Анкета Г. Е. Шумкова к участникам русско-японской войны[851] ОБЩЕСТВО ревнителей военных знаний отдел «Военной психологии» В С.-Петербург, Литейный 20, Канцелярия Общ. Ревн. Воен. Знаний К участникам Русско-Японской войны АНКЕТАРусско-Японская война еще раз с очевидностью показала, что для успеха на войне и для понимания бойца, как личности, необходимо детальное знакомство с психологией бойца, т. е. с тем «моральным элементом», о котором столько трактуют и до сих пор совершенно не изучают, признавая искусство пользования им уделом лишь исключительных военных талантов. Однако психология человека подчиняется вполне определенным законам, изучив которые явится возможность свести до известной степени искусство гениев к общедоступной науке. Общество Ревнителей Военных Знаний, сильно чувствуя этот пробел в военных науках и изыскивая пути к его изучению, учредило Отдел для разработки военной психологии. В своем стремлении к цели, отдел на первом же своем собрании решил прежде всего попытаться воспользоваться обширным боевым опытом русско-японской войны. Но этот опыт неизбежно пропадет бесследно для науки и практики, если обладающие им лица не соединят его воедино, чтобы порадеть на пользу русской армии и дать ценный вклад в науку. Ввиду этого, рассылкой настоящей анкеты члены отдела военной психологии просят лиц, бывших на войне, поделиться своим опытом и не отказать в сообщении сведений по вопросам представляемой краткой программы. Собранный воедино и разработанный лицами, посвятившими себя изучению психики бойца, ценный опыт участников войны даст возможность проложить правильные пути к той темной и неизученной области, которую называют психологией боя. Раз только возникнет психология боя, то явится возможность рационально изменить некоторые условия быта, воспитания и обучения войск. Пусть же опыт прошлой войны не исчезнет бесследно; пусть он послужит на пользу наших военных знаний и добрую славу дорогого Отечества. ВОПРОСЫ[852] Каково душевное состояние: при получении приказа о выступлении с бивака в бой; при движении вне сферы огня; во время ожидания вне огня; при движении и стоянии под огнем ружейным (дальнем, ближнем, залповым, пачками и т. п.), пулеметным (как влияет ритмическое действие пулемета), артиллерийским (шимозами, шрапнелями, бомбами и т. п.). Влияние звука полета снарядов, их разрывов, отравления газами и т. д. Влияние: сосредоточенного огня, по площадям, в боевой части, в резерве, в обозе. Душевное состояние при действии нашей артиллерии и неприятельской. При штурме и штыковом ударе; при успехе и неуспехе, при ясной задаче и неизвестности; при долгой стоянке на месте; при голоде, недоедании, недосыпании, жажде и т. п. При обороне: влияние укреплений, окопов, искусственных препятствий (ближних, дальних), местных предметов, закрытий, бойниц, фугасов и т. п. При получении сведений об обходе, при фланговом (тыльном) огне. Состояние духа после ранения и потерь (первых и последующих). Состояние после боя. Ожидание следующего боя. Стихийный порыв вперед, как и чем был вызван. Паника во время боя, причины возникновения и меры прекращения. Действие на состояние духа религиозных чувств, любви к родине, чувств долга, самолюбия, стыда, взаимной выручки, наград, дисциплины, взысканий и т. п. Влияние алкоголя на душевное состояние в бою — до и после него. Не замечалось ли изменений в числе заболевающих в разные периоды войны и после нее, и какие болезни первенствуют. ПРОГРАММА Напр.: 1) душевное состояние в ночном бою, 2) душевное состояние при нечаянном нападении и т. д. и т. п. При изложении следует указать: 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ. 1) Возраст. 2) Семейное положение. 3) Состояние здоровья до войны, во время войны и после (если есть та или иная хроническая болезнь, необходимо указать). 4) Отношение к употреблению спиртных напитков (было ли употребление алкоголя более значительным, более умеренным или оставлено). 5) Полученное образование. 6) Сколько времени проведено на войне и где именно. 7) Если случилось бывать несколько раз в одинаковой обстановке, то изменялись ли ощущения и как именно (первый бой, последующие). 8) При сообщении сведений крайне желательно всегда отметить: к какому именно бою (Ляолян, 20 августа), к какому моменту боя или войны, относятся переживаемые душевные состояния, какую должность (ротный командир, младший офицер и т. д.) и роль (офицеров для связи, начальник боевой части) исполнял автор в описываемое время и т. п. Затем, описывая какой-либо строго определенный момент или событие, напр., ожидание штурма или ночной бой, — желательно указать: II. ЧТО ЧУВСТВОВАЛ САМ И ПЕРЕЖИВАЛ ПО СРАВНЕНИЮ СО СПОКОЙНЫМ СОСТОЯНИЕМ. 1) Как текли мысли, скоро или медленно и какие именно (одна навязчивая или несколько быстро сменяющихся, никаких мыслей, касались ли данной обстановки или нет и т. д). 2) Какое было настроение (приподнятое, безразличное, подавленное и т. д.). 3) Как себя чувствовал (грустно, весело, злобно, испытывал ли страх, было ли жутко). 4) Что делал (сидел, стоял, ходил, лежал) и почему: бессознательно или сознательно. Влияние примера других. Влияние получаемых известий или слухов. 5) Не было ли невольных движений, схватывания за голову, за сердце, за шею, за живот, за ноги и т. п. 6) Сознавалась ли опасность, в какой мере и когда именно. III. КАК ЧУВСТВОВАЛ СЕБЯ ФИЗИЧЕСКИ. 1) Чувствовал ли себя тепло или холодно (какая была погода и во что был одет). 2) Потел или нет. 3) Сердце было ли спокойно, усиленно билось, или казалось, что оно горит, ноет, давит, готово выскочить и т. п. 4) Как дышалось — спокойно полной грудью или тяжело с недостачей воздуха. 5) Сохло ли во рту. Часто ли пил и по скольку. 6) Оправление мочевого пузыря и кишечника. 7) Аппетит и сон во время переживаемого и после пережитого. IV. ЧТО ЗАМЕТИЛ У ДРУГИХ В ТО ЖЕ ВРЕМЯ. 1) Какие ведутся разговоры и о чем говорят. 2) Каким ведутся голосом (звучным, сиплым, шепотом и т. п.). 3) О ком больше заботы, о себе или о других (ссоры, взаимная выручка, самопожертвование, споры и т. п.). 4) Какое отношение к начальству, к приказам, нет ли нарушения дисциплины, и если да, то как и в чем оно проявлялось. 5) Выражение и цвет лица у окружающих (спокойное, беспокойное, грустное, бледное, синюшно-бледное и т. п.). 6) Не заметно ли машинальных движений (стрельба без прицеливания, заряжания, с локтя и т. п.). 7) Не заметно ли неловкости или дрожания рук (при зажигании спичек, закручивании папирос, заряжании и т. п.). 8) Нет ли забывчивости в действиях (необходимость давать повторные приказания, дергать за рукав и т. п.). 9) Не было ли случаев особенно напряженного (обостренного) внимания к команде и приказаниям и когда именно. 10) Не хватались ли как бы беспричинно: за голову, за грудь, за шею, за живот, за ноги и т. п. 11) Часто ли пили воду. 12) Какой был аппетит и сон во время описываемого момента и после. 13) Все ли вели себя одинаково, не было ли резко отличающихся от общей среды (уклонение от боя). 14) Не замечалось ли особенно повышенного позыва мочевого пузыря и желудка к нужде сравнительно с нормальным. 15) Разница в поведении при одинаковой обстановке в начале, в середине и в конце войны. Приведенные вопросы и программа не должны стеснять желающих поделиться своим ценным для науки опытом. Всякое замечание, указание, наблюдение над собою и другими, свой опыт и других, картинки, фотографические снимки, — словом все, и независимо от литературного изложения и внешнего вида, хотя и немногое, но правдивое по содержанию, будет служить весьма ценным и крайне важным материалом для военной науки. Авторам ответов гарантируется полная тайна. Можно писать под псевдонимом и не называя части, присылая в канцелярию условные адреса на случай возникновения тех или иных запросов (адрес: см. 1 стр.). Председатель Отдела Военной Психологии: Доктор Г. Е. Шумков Секретари: Штабс-ротмистр Дрейлинг Доктор В. Я. Анфимов Вопросы к офицерам и генералам Русской армии — участникам русско-японской войны[853] 1. Какие недочеты выявила война в специальной подготовке и практических навыках офицеров. 2. Какие следует произвести изменения в академическом образовании с учетом образа войны. Результаты опроса о душевных переживаниях на войне участников Первой мировой войны[854] Душевные переживания воина еще мало изучены. Постоянное нервное напряжение, переутомление, недоедание, травмы физические и психические — все это вполне достаточные этиологические факты, способные, как известно, вызывать болезненные расстройства душевной деятельности. В целях изучения психических переживаний на войне были составлены опросные листы двух типов: одни — для офицеров, другие — для нижних чинов. Эти листы были распространены среди раненых и больных воинов в количестве 5000 экземпляров. Получено в настоящее время 130 заполненных офицерских листов и около 300 солдатских. 4 вопроса офицерских листов:1. Чин, должность, род службы, кадровый офицер или призванный из запаса. 2. С каким чувством шли на войну и что переживали в период выступления. 3. Отношение к войне до боев и после пережитого. 4. Как относились к первому бою и что испытывали после него. Какой это был бой: наступательный, атака, позиционный или отступление. Из полученных ответов можно сделать следующие обобщения:1. Большинство отвечавших — молодежь. Количество кадровых офицеров и призванных из запаса приблизительно равно (63 и 67). По роду оружия большинство отвечавших — пехотинцы (110 чел.). 2. Встретили мобилизацию и переживали выступление большею частью с сильным подъемом. Для некоторых наряду с подъемом, выступало чувство долга. Есть упоминание о подавленном состоянии и о чувстве страха при выстулении. 3. У большинства отношение к войне отрицательное и только 5 человек высказались за войну. Многие, хотя и относятся к войне отрицательно, но считают ее «неизбежным злом». 4. Во время первого боя очень многие (64 чел.) указывают на чувство боязни, жуткости и страха. В некоторых случаях упоминается об интересе и любопытстве к «неизведанным ощущениям». Изредка говорится о том, что появлялась во время первого боя тяжелая мысль о возможной смерти. Указывают также на растерянность и затемнение сознания во время первого боя. «В бой шел, как в туман». Из описания пережитого во время первого боя можно судить, какие поистине паталогические чувства принужден испытывать каждый воин. На вопрос «Во скольких боях участвовали и что переживали во втором и следующих боях?» многие отвечали аналогично ответам и замечаниям о переживаниях во время первого боя. Некоторые говорят о привыкании к боевой обстановке. Собственно на вопрос «Во скольких боях приходилось участвовать?» не отвечают ничего или обходятся замечанием: «Трудно их сосчитать или запомнить их количество». Интерес и любопытство, с которыми многие шли на войну и в первый бой, в последующих совершенно утрачивается и об этом почти никто не упоминает. На место стремлению к неизвестному выступает привыкание и апатия. «Создается флегматическое отношение к бою и опасностям, полное безразличие ко всему». Многие упоминают о нарастании желания жить — «никак не привыкнешь к мысли, что надо умереть». На вопрос «Какое состояние было после боя?» большинство говорит о сильной усталости. Испытывается «состояние какого-то надрыва». Однако далеко не у всех сразу ощущается этот упадок сил, многие говорят о возбуждении после боя, о некоторой взвинченности — другими словами, не сразу успокаиваются. Через некоторый промежуток времени и после такой нервной взвинченности все же наступает апатичная усталость. Рядом с этим многие говорят об эгоистическом чувстве радости, которое наполняет всю душу, радости, что остался жив. «Только на войне почувствуешь, как хорошо жить и как не хочется умирать», — так формулирует это состояние один из участников. Конечно, характер боя — успех или неудача, кладет определенный отпечаток на состояние после него. На вопрос «Когда было особенно страшно и почему?» отвечают очень различно. Пугает необычайная новизна впечатлений. Особенно страшны моменты перед боем, — «когда входишь в сферу огня». Определенно сказывается на появлении страха беззащитность, оторванность от соседей, бесполезность сопротивления. Эти условия к появлению страха особенно часты при артиллерийском и ураганном огне, и большинство говорит о страхе именно во время сильного обстрела артиллерией противника. Страшно также становится при виде умирающих и умерших людей. Вопросы К. М. Симонова к ветеранам Великой Отечественной войны[855] 1. Мирная предвоенная профессия, место рождения, условия жизни, состав семьи. 2. Какое участие в войне — на фронте и в тылу — принимали другие члены семьи. 3. Как и когда ушел на войну. В каких родах войск служил. 4. Где начал войну и где закончил. 5. Через какие населенные пункты и водные преграды пришлось пройти за годы войны в период отступления и в период наступления. 6. За какой подвиг и в каких обстоятельствах совершенный были получены награды. 7. Какая минута, день, событие были самыми трудными, тяжелыми, опасными. 8. В какой или в каких именно воинских частях воевал, на каком фронте и под командованием каких военачальников. 9. Был ли ранен, когда, где и сколько раз; как и кто оказывал медицинскую помощь, в каких госпиталях и медсанбатах он лечился, кого запомнил из лечивших его людей в стационаре и в дороге, на санитарных летучках, в санитарных поездах. Куда именно был ранен, в свою или в другую часть возвращался после ранения на фронт. 10. Когда и откуда писал домой, что сообщал о себе. 11. Когда и какие получал известия из дома. 12. Кто из семьи во время войны был убит или ранен на фронте, кто из семьи отличился на фронте или работая в тылу. 13. Какая немецкая техника противостояла солдату в боях, с чем он сталкивался. 14. Какая наша техника на земле и в воздухе поддерживала солдата в разное время войны: авиация, артиллерия, танки, «катюши» и все другие средства поддержки. 15. Участвовал ли в разведке, во взятии «языков» и в других операциях, связанных с проникновением в тыл врага. 16. Вопросы о пленении немцев, о первом пленном немце, которого увидел солдат, о его отношении к этим пленным. 17. Были ли встречи с партизанами. Участвовал ли в партизанской войне. 18. Что запомнилось из встреч с населением во время отступления, во время пребывания в прифронтовых населенных пунктах, во время пребывания в прифронтовых населенных пунктах, во время наступления и встреч с освобожденными от оккупации жителями. 19. Какие трудности приносило солдату на войне каждое из четырех времен года: зима, весна, лето, осень — жара, дожди, снег, распутица. 20. Как снабжали солдата, что для него значили хлеб, горячая пища, наркомовская норма, табак. 21. Где и как и сколько приходилось спать солдату. 22. Где, когда и сколько приходилось отдыхать. 23. Сколько верст или километров прошел, по его мнению, за время войны, сколько и на чем проехал. 24. С какими развлечениями в минуты и часы отдыха приходилось встречаться солдату за годы войны: песня, выступления артистов, концерт фронтовой бригады. 25. Что в разное время войны думал солдат о будущей победе, что он думал о времени ее. 26. Что думал солдат о Москве в тот период, когда к ней подходили немцы. 27. Что думал о Ленинграде в период его блокады. 28. Что думал о Сталинграде в период Сталинградской битвы и какое первое впечатление произвели на него разгром немцев под Москвой, под Сталинградом и на Курской дуге. 29. Где был солдат в День Победы, что делал и что чувствовал. Клиническое интервью Р. Скерфилд и А. Бланк к участникам боевых действий[856] 1. Обстоятельства жизни до армии 2. Обстоятельства призыва в армию 3. Военная подготовка до службы в зоне боевых действий 4. Служба в зоне боевых действий: а) получение известия о направлении в зону боевых действий; б) убытие из страны; в) прибытие в зону боевых действий; г) военная специальность и служебно-боевые задачи, выполнявшиеся в зоне боевых действий; д) основные места службы в зоне боевых действий и хронология; е) изменения в звании и должности; ж) отношения с начальниками; з) боевые действия; и) особенности службы тех, кто не участвовал в боевых действиях; к) участие в главных операциях; л) служба вне боевых действий; м) отношения с местным населением; н) изменения в отношении к службе и поведении в армии; о) отношение к имеющим место уникальным особенностям войны; п) стрессы и конфликты на национальной почве; р) специфические психотравмирующие события; с) положительные переживания, связанные со службой в зоне боевых действий; т) употребление алкоголя и наркотиков; у) возможность отдыха и восстановления сил; ф) имевшие место случаи командировок домой; х) моральные и ценностные конфликты, обусловленные специфическими особенностями войны; ц) особенности службы в период, близкий к возвращению на родину; ч) подготовка к возвращению; ш) возвращение на родину. 5. Обстоятельства увольнения в запас, награды, льготы, знаки отличия и т. д. 6. Особенности послевоенной адаптации Вопросы анкеты Ю. Н. Шведова к участникам Афганской войны[857] 1. Фамилия, имя, отчество. 2. Воинское звание. 3. Время службы в Афганистане. 4. Должность. 5. Какие задачи выполняли? 6. Как Вы представляли себе события в Афганистане до службы в РА? 7. Как изменилось Ваше мнение об этих событиях после службы в Афганистане? 8. Были ли Вы готовы к выполнению интернационального долга в Афганистане? 9. Ввод войск в Афганистан — ошибка или все-таки необходимость? 10. Ваше отношение к Апрельской революции. Как Вы ее оцениваете? 11. Были ли среди афганцев, на Ваш взгляд, настоящие революционеры? 12. Согласны ли Вы с некоторыми утверждениями о том, что интернационализм времен Испании, Венгрии себя изжил? 13. Ваша оценка решения о выводе ОКСВ. 14. Ваше отношение к афганскому населению. 15. Отношение афганского населения к советским воинам. 16. Что дал Вам Афганистан в моральном отношении? 17. Что было для Вас самым трудным в период «привыкания» к боевым условиям Афганистана? 18. Почувствовали ли Вы уверенность в своих силах. Когда? 19. Чему научил Вас Афганистан в плане отношений между людьми? 20. Что изменилось в Ваших взглядах на жизнь после пребывания в Афганистане? 21. Пользовался ли у Вас уважением Ваш непосредственный командир и за что? 22. Были ли поставлены перед Вами конкретные задачи в Афганистане (в соответствии с целями и задачами ввода ОКСВ в Афганистан)? 23. Учитывается ли в настоящее время афганский опыт в боевой подготовке личного состава? 24. В чем, на Ваш взгляд, не соответствовали требования уставов и наставлений конкретной боевой обстановке в Афганистане? Анкета ИРИ РАН и РГГУ к ветеранам Афганской войны[858] Дорогой друг! Институтом российской истории РАН совместно с Российским государственным гуманитарным университетом проводится работа по изучению последствий войны в Афганистане. Мы обращаемся к Вам как участнику этой войны и будем очень признательны, если Вы ответите на ряд вопросов. Очень важно, чтобы все, связанное с ней, было запечатлено историей. 1. Когда и откуда Вы были призваны в ряды Вооруженных Сил? 2. На каком году службы (срочной, сверхсрочной, офицерской) Вы попали в Афганистан? (Сразу, менее полугода, через год, на последнем году службы, др.) 3. Прошли ли Вы специальную подготовку перед отправкой в Афганистан? (Да, нет.) 4. Где и сколько времени Вы служили в Афганистане? (Укажите годы.) В каких родах войск? В каком воинском звании? (Укажите все в порядке присвоения). В какой должности? 5. Приходилось ли Вам участвовать в боевых операциях? (Да, нет.) Если да, то нельзя ли указать в каких? (Армейских, локальных). Насколько частов тех и других? Боевые задания какого характера Вам приходилось выполнять? 6. Были ли у Вас ранения, контузии? (Да, нет.) 7. Как Вы переносили акклиматизацию? Были ли у Вас болезни, связанные с местными условиями? 8. Имеете ли Вы боевые награды? (Да, нет.) Если да, то какие? 9. Были ли в вашей части случаи неуставных отношений, конфликтов на межнациональной почве, нарушения воинской дисциплины? 10. Каким, по Вашему мнению, было отношение местного населения к ОКСВ? 11. Каким, по Вашему мнению, были взаимоотношения между рядовыми и младшим командным составом? Между солдатами и офицерами? 12. Когда (год________) и в связи с чем Вы были демобилизованы? (По приказу, по ранению, по болезни, другие причины). 13. Помогает ли Вам в повседневной жизни опыт, приобретенный в Афганистане? (Да, нет.) Если да, то что из этого опыта больше всего пригодилось? 14. Место вашей работы (учебы) до призыва. 15. Место вашей работы (учебы) после ДМБ. 16. Хотели ли Вы после ДМБ продолжить свое образование? (Да, нет.) 17. Были ли у Вас сложности при поступлении на работу (в учебное заведение) в связи с тем, что Вы служили в Афганистане? 18. Удовлетворяет ли Вас нынешняя работа? (Да, нет.) Если не удовлетворяет, то почему? 19. Каким образом повлияла Ваша служба в Афганистане на взаимоотношения с окружающими Вас людьми (родными, друзьями, знакомыми)? 20. Поддерживаете ли Вы дружеские отношения с теми, кто как и Вы служил в Афганистане? (Вместе работаете, встречаетесь регулярно, время от времени, переписываетесь, др.) 21. Считаете ли Вы необходимым создание обществ воинов-интернационалистов? (Да, нет.) Если да, то с какой целью? 22. Состоите ли Вы членом такого общества? (Да, нет.) Если да, то какого и с какого времени? 23. Состоите ли Вы в настоящее время в какой-либо политической партии? 24. Оказала ли влияние служба в Афганистане на Ваше отношение к религии? (Да, нет.) 25. Как, по Вашему, освещаются события Афганской войны в средствах массовой информации: 1) вполне объективно; 2) необъективно; 3) затрудняюсь ответить. 26. Когда и где Вы родились? 27. Состоите ли Вы в браке? (Да, нет.) С какого года? Имеете ли Вы детей? (Да, нет.) Сколько и какого возраста? 28. Если не возражаете, сообщите свою фамилию, имя и отчество. Вопросы для интервью с участниками вооруженных конфликтов ХХ века[859] 1. Если считаете возможным, укажите свои биографические данные (фамилия, имя, отчество, год и место рождения). 2. Участником какой войны вы являетесь? 3. Кем вы были до войны? (Укажите профессию.) 4. В каком возрасте вы попали на войну? Каким образом (по призыву, добровольно, другим путем, каким именно)? 5. Где и как застало вас известие о войне? Какие чувства вызвало? 6. Сколько времени вы воевали? В каких войсках (формированиях)? В каком звании? В какой должности? 7. В какого рода операциях участвовали? Боевые задания какого характера вам приходилось выполнять? 8. Ваше отношение к войне на разных ее этапах: С какими чувствами шли на войну? С какими возвращались? Была ли вера в победу, в правоту своего дела? Как влияли на настроение людей победы и поражения? 9. Какие чувства вы испытывали в боевой обстановке? (Страх? Преодоление страха? Лихорадочное возбуждение? Что-то другое? Что именно?) 10. Какая минута, день, событие были самыми трудными, тяжелыми, опасными? Что было самым страшным для вас на войне? Что запомнилось больше всего? 11. Ваше отношение к врагу: каким его видели, воспринимали? Образ врага, противника, неприятеля — смысловой оттенок слов: что более подходит? Какое значение в этой связи имели идеологические мотивы? 12. Участвовали ли вы в разведке, во взятии «языков» и других операциях, связанных с проникновением в тыл врага? 13. Первый пленный, которого вы увидели. Ваши чувства, впечатления. Отношение к пленным вообще. 14. Что вы думаете о своих, попавших в плен к неприятелю? При каких обстоятельствах это происходило? 15. Ваше мнение о союзниках, если они были. 16. Отношения с местным населением. 17. Боевая техника (оружие) — свое и противника: на равных шла борьба или нет? Особенности партизанской войны. Система взаимоотношений «человек и техника»; чем было для вас личное оружие? 18. Климатические условия: какие трудности были с ними связаны, как их переносили? 19. Роль боевого товарищества, взаимовыручки. Взаимоотношения старших и младших. Потери друзей. 20. Взаимоотношения солдат и офицеров (рядовых и командиров). 21. Знакомы ли вам понятия «тыловая крыса», «штабная крыса», «окопная братва»? Есть ли современные аналоги? 22. Как снабжалась армия (ваше формирование) на войне? Были ли аналоги «наркомовским 100 граммам», офицерским доппайкам и т. п.? 23. Солдатский быт. Трудности. Забавные случаи. 24. Были ли вы суеверны? В какие приметы верили? Повлияло ли участие в войне на ваше отношение к религии? Если да, то каким образом? 25. Минуты отдыха на войне. В каких условиях и сколько приходилось спать? Какие были развлечения? Какие песни пели? 26. Ранения, контузии, болезни. Кто и где оказывал вам медицинскую помощь? Что запомнилось из госпитальной жизни? 27. Имеете ли вы награды? Какие и за какие заслуги? 28. Женщины на войне. Как относились вы и ваши товарищи к присутствию женщин в армии, если они там были? 29. Какие письма вы писали домой с войны? Какие письма получали из дома? 30. Как вас встречали на Родине после войны? Какое было отношение к ветеранам? Какое отношение к ним сейчас? 31. Что такое война — для вас? Знакомо ли вам чувство «фронтовой ностальгии»? Мучают ли вас воспоминания, военные сны? 32. Как вы относитесь ко всему этому теперь, спустя столько лет? Как шел процесс переосмысления, переоценки прошлого? 33. Ваше отношение к тем, кто вас туда послал, — тогда и теперь. 34. Как повлияло участие в войне на вашу дальнейшую жизнь? СЛОВАРЬ АФГАНСКИХ СЛОВ И ВОЕННЫХ ТЕРМИНОВ бакшиш — подарок бача — мальчик бур — английская винтовка декханин — крестьянин джихад — священная война душман — враг дукан — лавка кафир — неверный, немусульманин кишлак — селение киризы — подземная система орошения лашкара — ополчение моджахед — борец за веру сарбоз — солдат царандой — милиция, внутренние войска шурави — советский ХАД — органы безопасности хальк и парчам — фракции НДПА (Народно-Демократической Партии Афганистана) * * *БМП — боевая машина пехоты БРДМ — боевая разведывательно-десантная машина БТР — бронетранспортер ДЗОТ — деревоземляная огневая точка ДМБ — демобилизация ДОТ — долговременная огневая точка ТАБЛИЦЫ Таблица 1. Внешние войны России и СССР в ХХ веке
Источники: Керсновский А. А. История русской армии. В 4-х т. М. 1994. Т. 3. С. 103–104, Т. 4. С. 165–170, История русско-японской войны. 1904–1905 гг. М., 1977. С. 365; Россия в мировой войне 1914–1918 года. (В цифрах). М., 1925. С. 31; Гриф секретности снят. Потери Вооруженных Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах. Стат. исслед. М., 1993. С. 139, 222, 403. Таблица 2. Потери личного состава русской и советской армии в войнах ХХ века
Источники: Керсновский А. А. История русской армии. В 4-х т. М. 1994. Т. 3. С. 103–104, Т. 4. С. 165–170, История русско-японской войны. 1904–1905 гг. М., 1977. С. 365; Россия в мировой войне 1914–1918 года. (В цифрах). М., 1925. С. 31; Гриф секретности снят. Потери Вооруженных Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах. Стат. исслед. М., 1993. С. 144, 146, 403, 407. Таблица 3. Психогенные потери армии в боевых действиях
Источники: Съедин С. И., Абдурахманов Р. А. Психологические последствия воздействия боевой обстановки. М., 1992. С. 6; Дрейлинг Р. Военная психология как наука // Душа армии. Русская военная эмиграция о морально-психологических основах российской вооруженной силы. М., 1997. С. 161; Военная психология и педагогика. М., 1998. С. 299; Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства. М.-Ростов н/Д., 1997. С. 326.. Таблица 4. Потери рядового и офицерского состава российской армии в войнах ХХ века
Источники: Керсновский А. А. История русской армии. В 4-х т. М. 1994. Т. 3. С. 103–104, Т. 4. С. 165–170, История русско-японской войны. 1904–1905 гг. М., 1977. С. 365; Зайончковский П. А. Самодержавие и русская армия на рубеже XIX–XX столетий. М., 1973. С. 236; Россия в мировой войне 1914–1918 года. (В цифрах). М., 1925. С. 31; Гриф секретности снят. Потери Вооруженных Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах. Стат. исслед. М., 1993. С. 144, 315, 146, 403, 407. ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ ААбаза А.М. 282 Абдулин М. 19, 20, 244 Авдеев И. Н. 208 Александр Михайлович, в. кн. 282 Александр III 259 Александра Федоровна 282 Александров 271 Александров Б. А. 227 Александровский Ю. А. 104 Алексеев Е. И. 280, 281, 282 Алексиевич С. 165 Амин 313, 316 Анами 300, 301 Ананьев Б. Г. 8 Андронников А. 167 Арамилев В. 52, 69, 81 Арбатов Г. 240 Аристотель 33 Архипкин И. 129 Аскоченский П. В. 197 Аушев Р. С. 220 ББабак А. 315 Баиов А. К. 7, 10 Бадиков В. А. 121, 206 Баженов В. Д. 121, 123 Бакланов Г. 119 Балашов 284 Банников А. Г. 314 Бардинцев Ю. Т. 138, 139 Батый 69 Безобразов А. М. 282 Белявский М. Т. 268 Березин М. И. 263 Берковитц Л. 27 Бессер фон 260 Бильдерлинг А. А. 6, 36 Бирилев 50 Бисмарк 157 Благовещенский 212 Бланк А. 101, 364 Блиджан И. Ю. 245 Блюментрит 190 Боде А. А. 227 Бок Б. И. 284 Боков Ф. Е. 274 Бондарева А. Г. 130 Борковский Д. 271 Бочкарева М. Л. 161, 218, 221 Бранд К.-Ф. 268 Бродский И. 185 Брусилов А. А. 137, 196, 217 Бугров В. 102, 103 Буденый С. М. 53, 218 Букварев С. М. 67, 169 Буравцев П. А. 84, 87, 88, 89 Бурд З. 308, 309 Бурденюк А. 229 Буряга 270 Бучумов П. В. 252 Быков В. 186, 188, 190, 206 ВВанин И.Ф. 123, 169, 241, 245 Варламов 236 Васильчикова Л. 198 Вержбицкий Н. К. 220 Верстаков В. 99 Вильгельм, кайзер 51, 211 Виролайнен И. 307 Вишневский В. 51 Власов А. А. 225 Волков С. В. 117 Волкогонов Д. В. 9 Войтоловский Л. 217 Воронина Е. П. 232 Воронцов И. И. 282 Врангель П. Н. 87 Вучетич Е. 227 ГГадамер Х.-Г. 25 Гайдадин И. А. 123, 128, 139 Гальдер Ф. 116 Гастелло Н. Ф. 215, 221, 228, 229, 230, 276 Геништа В. И. 36 Герасимова В. 273 Герман 266 Гибшман Е. 87 Гильшер Ю. 217 Гирс Г. Ф. 7 Гитлер А. 200, 225, 263, 264, 270, 271, 275, 295, 307, 311 Головин Н. Н. 6, 7, 9, 10, 24, 46, 50, 56, 109 Голль Ш. де 203 Горбачев М. С. 209 Горбунов Е. В. 120, 241 Грачев П. С. 220 Грейнц Р. 216 Гриппенберг О.-Ф.К. 62 Громов Б. В. 111, 220 Гудзенко С. 173 Гудкова Г. Д. 72, 134 ДДенисов Ф.В. 202 Деттлинг 268 Джемс У. 27 Дильтей В. 24 Дмитриев А. 178 Дмитриевский А. М. 7 Дмитриенко В. 230, 231 Добротворский Н. М. 7 Докутович Г. 164 Доманевский В. 10 Донской Дмитрий, кн. 202, 238 Драгомиров М. И. 6, 153 Дрейлинг Р. К. 7, 10, 54, 55, 74, 91 Друнина Ю. В. 96, 186 Дудоров Б. И. 285 Дука Н. 243 Дурова Надежда 160, 161, 163 Дюркгейм Э. 27 ЕЕгоров Т.Г. 8 Ежова М. Я. 134 Екатерина II 219 Епифанов 292 Ермолов А. С. 194 Ершова Т. И. 232 Ефимович П. В. 284 Ехлаков А. Н. 86 Е. Юрий 242 ЖЖане П. 27 Жанна д’Арк 160 Жданович Т. 119 Жиглинская Е. А. 86 Жиглинский А. Н. 21, 67, 84, 85, 86, 87, 88, 112, 128, 277 Жилинский Я. Г. 195, 212 Жуков Г. К. 64, 177, 186, 189, 289, 291, 292 ЗЗайончковский П.А. 151 Закржеский 198 Закруткин В. 79 Залесский П. 10 Запорожец А. В. 8 Засухин С. В. 78, 81, 83 Захарченко-Шульц 163 Зензинов В. М. 12 Зубкова Е. Ю. 12 ИИбрагимов 220 Иванова Р. М. 219 Иванов В. 317 Изместьев П. И. 7, 60, 64, 71, 82, 126, 127, 128, 135 Иоанн, митр. 203 Иолтуховский Г. 167 ККавтарадзе А.Г. 114 Казьмин Ю. 182 Калинкин М. 309 Калинин А. 229 Каминский Ю. И. 21, 84, 85, 87, 88, 89, 277 Кардин В. 95, 117, 189 Карпов В. В. 132, 225 Катаев В. П. 286, 287 Катукова Е. С. 273 Качанов Ю. И. 149 Керсновский А. А. 7, 10, 135, 144, 145, 146, 217 Киган Дж. 12 Кирсанов С. 167 Клаузевиц К. 33, 57, 60 Клочков В. Г. 226 Клубков В. 232 Ковтун Д. П. 183 Кожедуб И. Н. 229 Кожина Василиса 160 Колесников Н. 11 Кон Л. Ф. 87 Кондратенко Р. И. 217 Кондратьев В. 25, 95, 96, 108, 117, 149, 173, 174, 186, 188, 206, 227 Копелев Л. 271 Корабельников М. П. 166, 243 Коренев Н. 231 Корж О. В. 166 Коробейников М. П. 8, 56 Коротеев В. 232, 233 Корф Н. А. 9 Космодемьянская З. А. 215, 222, 231, 235 Котовский Г. И. 53 Коупленд Н. 8, 57, 66, 193 Кочетков М. 165 Кошевая Е. Н. 235 Кошевой О. В. 235 Кравков В. П. 239, 283, 284 Краинский Н. 10 Краснов П. Н. 7, 10, 60, 61, 63, 68, 109, 110, 163 Кривель А. М. 77, 133, 298 Кривицкий А. 233 Кровицкий Б. 157 Крымов 212 Крючков К. Ф. 219, 220 Кузнецов А. А. 189 Куковеров П. 67 Кулик (Петрушина) П.Я. 232 Куликов В. 186 Кунцевич С. 274 Куприн А. И. 286 Курлов 197 Куропаткин А. Н. 217, 282 Кутузов М. И. 182, 202 ЛЛайтинен Э. 308, 309, 310 Лазо С. Г. 53 Ларан М. 276 Ласкин Б. 304 Лебедев-Кумач В. И. 227 Левинсон Г. И. 87 Леер Г. А. 6 Ленин В. И. 10, 34, 202 Леонтьев А. Н. 8 Леонов И. А. 133 Леонов Л. 275 Летуновский 200 Лещинский И. 235 Лидова Г. Я. 231 Лидов П. 231 Линда К. П. 111, 194 Линдерман Л. 131 Линднер Х. 267 Литвинцев С. В. 48 Лихачев И. А. 198 Луков Г. Д. 8, 59 Лурия А. Р. 8 Любимов С. 231 ММакаров С.О. 6, 217 Мак-Нейл Э. 27 Макшерри Дж. 295 Мамедов К. 265 Маннергейм К.-Г. 38, 306, 310 Маресьев А. П. 215, 217 Маринеско А. И. 225 Мариюшкин А. 10 Маслов А. С. 230 Маслов И. П. 6 Маслоу А. 27 Матросов А. М. 215, 222, 228, 230, 235, 276 Мацко 235 Медведев Р. А. 268, 278 Мельников С. 158 Мельниченко Н. А. 96 Мерцалов А. 227 Месснер Е. 10 Мехлис Л. З. 200 Мид Д. 27 Минин Кузьма 202 Минц С. Е. 7 Мироненко Г. Т. 128, 138 Михайлов М. 103 Михайлов Н. А. 232 Михневич Н. П. 9 Молотов В. М. 200, 201, 305 Момыш-Улы Б. 55, 159 Морозов И. 73, 100, 314 Морозов П. 222 Мосин С. И. 127 Мутсихито 287 Мэхиди У.-П. 102 ННаджибулла 41 Наполеон 44 Нахимов П. С. 182 Небогатов Н. И. 217, 286 Невакиви Ю. 306 Невский Александр, кн. 182, 202 Недорубов К. И. 219 Незнамов А. 128 Нестеров П. Н. 137, 217, 218, 246 Нечаев А. П. 7 Нечипоренко В. В. 93 Николай II 194, 281, 283 Николай Николаевич, в. кн. 198 Новицкий Е. 10 Ноги М.-К. 287 Носатов В. 103 ООбразцов И.В. 10 Огнева Е. И. 86 Ойяма 285 Окороков А. Д. 272 Окуджава Б. Ш. 237 Олдингтон Р. 97 Ольховский П. 10 Омельченко О. Я. 130, 165 Омельченко Н. 244 Ослябя 238 ППавел I 238 Павленко 178 Павлов И. П. 68 Павлов Я. Ф. 228 Пальшина А. Т. 163 Пашкевич М. М. 72, 150 Паулюс Ф. 263 Пересвет 238 Песков В. 229 Петр I 238, 265 Петр Николаевич, в. кн. 197 Пирейко А. 163 Платонов 270 Платонов К. К. 8 Плеве В. К. 282 Плетнев В. 70, 185 Подколзин К. В. 132 Пожарский Дмитрий, кн. 202 Полевой Б. 21, 215 Полин 200 Полонская Т. 87 Полянский В. Н. 7 Попов А. 10 Попов П. А. 80, 111, 122, 123, 138, 246 Поршнев Б. Ф. 11 Посылаев Н. С. 166 Пушкарев Л. Н. 244, 245 Пушкин А. С. 160, 265 Пырьев И. А. 304 РРавдина Т.В. 87 Радонежский Сергий 238 Раздуев В. А. 9 Райт К. 33, 34 Резанов А. С. 7 Рейган Р. 209 Ремарк Э.-М. 58, 93, 97 Репнинский Я. 216 Решетникова Н. Н. 180 Реутов Г. В. 230 Рид Д. 52, 158 Роджерс К. 27 Родзянко М. В. 282 Рожественский З. П. 50, 217 Розен 243, 280 Рокоссовский К. К. 271 Рубинштейн С. Л. 8 Руднев В. Ф. 216 Румянцев Н. М. 292, 293 Руцкой А. В. 220 ССавельев 134 Салынина 232 Самойлов Д. 21, 67, 108, 118, 132, 166, 271, 274 Самсонов А. В. 137, 210, 212 Сармакешев В. Н. 132, 134 Сартр Ж.-П. 27 Сахаров А. Д. 86, 99 Свиридов А. 131 Свиридов С. А. 231 Себелев П. М. 264, 278 Севастопольская Даша 161 Северский А. 217 Сент-Экзюпери А. де 93 Сенявский С. Л. 149 Серебрянников В. В. 3, 11, 57 Сильницкий 198 Симакова 235 Симонов К. 20, 21, 25, 74, 93, 109, 129, 136, 167, 168, 174, 187, 229, 235, 245, 264, 265, 275, 292 Скерфилд Р. 364 Скобелев М. Д. 110 Скоробогатый Г. 229 Слуцкий Б. 95 Смирнова А. В. 231, 232 Смирнов С. 222 Смирнов Ю. В. 215, 221, 226, 235 Смит Дж. 101 Снесарев А. Е. 7 Сокирко В. А. 71, 120, 124, 168, 207, 208, 240, 246 Солнцев И. Е. 231, 232 Соловьев 269 Соловьев С. С. 10 Сорокин З. А. 215 Сорокин С. 233 Сталин И. В. 83, 176, 185, 186, 189, 201, 202, 206, 222, 225, 227, 229, 230, 231, 270, 271, 296, 310 Степанова Т. М. 165 Степанов Ф. В. 111 Стессель А. М. 217 Стовба А. И. 216 Студенская Е. М. 216 Суворов А. В. 180, 202 Суворов А. Н. 7 Судзуки 295 Сурков А. 267 ТТалалихин В.В. 215, 221, 228 Таракуль 228 Таубе 280 Твардовский А. Т. 228 Теплов Б. М. 8, 69 Тимошенко С. К. 178 Тирпиц 283 Титаренко В. В. 208 Тишенко 232 Тодзио 295 Токарев С. Н. 70, 72, 119, 139, 207, 242, 244, 246 Толстой А. Н. 136, 197, 264 Толстой Л. Н. 93 Травкин И. В. 134 Третьякевич В. 225 Трубецкой С. Е. 286 Тюрпека С. Т. 228 УУзнадзе Д.Н. 27 Ушаков Ф. Ф. 182 ФФадеев А. 233 Феденко Н. Ф. 8, 9 Федорченко С. 163 Федюнинский И. И. 292 Фесюн С. 314 Фиалковский В. В. 293 Фигуркин С. В. 122 Фирсов 243 Форсель В. П. 259 Франкл В. 27 Фрейлих С. 172 Фромм Э. 27 Фрунзе М. В. 7 Фурманов Д. А. 71 ХХайдеггер М. 26, 27, 55 Хастингс М. 12, 25 Хаттори 299 Хемингуэй Э. 93 Хенриксен В. 25 Хмельницкий Богдан 182 Холмс Р. 12 Хорни К. 27 Хрущев Н. С. 199 Хубилай 298 ЦЦыкин Е. 87 ЧЧапаев В.И. 53, 218 Чемоданов Г. Н. 68, 70, 72, 75, 108, 161, 162, 242, 243 Чернецов И. И. 21, 84, 85, 86, 88, 89, 239, 260 Чернышев В. 232 Чингисхан 298 Чихарев 200 ШШарапов Ю.П. 94, 148, 180, 310 Шатров А. 315, 317 Шатров И. 217 Шведов Ю. Н. 365 Шекспир У. 160 Шелль Е. 11 Шеляг В. В. 8 Штайм Е. 274 Штейфон Б. 11 Шувалов И. 183 Шумков Г. Е. 6, 9 ЭЭренбург И. 30, 265, 271 Эйзенхауэр Д. 240 ЮЮнг К. 27 Юнгер Э. 58 ЯЯмасита 295 Ямада Отодзо 296 Янушкевич Н. 212 Ясперс К. 26, 27, 55 СПИСОК АРХИВНЫХ ФОНДОВ Российский Государственный Военно-Исторический Архив (РГВИА)Фонд 487. Материалы комиссии по написанию истории русско-японской войны 1904–1905 гг. Фонд 391. Первая мировая война 1914–1918 гг. Фонд. 2019. Штаб Главнокомандующего армиями Северо-Западного фронта, 1914–1915 гг. Фонд 2020. Канцелярия Главного начальника снабжений армий Северо-Западного фронта, 1914–1915 гг. Российский Государственный Военный архив (РГВА)Фонд 103. Политотдел Украинского фронта. 1919 г. Фонд 104. Управление армиями Западного фронта. Штаб фронта. Разведотдел. 1920–1923 г. Фонд 31688. Управление лагеря военнопленных г. Ростова-на-Дону и г. Нахичевани. 1920–1921 г. Фонд 40215. Армия и учреждения Военного ведомства бывших белых правительств. Центральный Архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ)Фонд 33. Главное Управление Кадров. Опись 686044. Воздушные Армии. Фонд 214. Ежедневная красноармейская газета Карельского фронта «В бой за Родину!» Фонд 372. Политодел 19-й Армии Карельского фронта, 1942–1945. Фонд 90 олтп. 90-й отдельный линейный танковый полк. Фонд 387. Политотдел 32-й Армии Карельского фронта, 1942–1944 г. Фонд 1215. 45 стрелковая дивизия, 1941 г. Фонд 1587. Газета 289 стрелковой дивизии «На разгром врага». Фонд 3124. Политический отдел 38-й отдельной гвардейской тяжелой танковой бригады, 1944–1945. Фонд 3125. 38 отдельная гвардейская тяжелая танковая бригада, 1944–1945. Центр Документации «Народный Архив» при Московском Государственном Историко-Архивном институте (ЦДНА при МГИАИ)Фонд 111. Семейный архив Гусаковых, 1916–1917 гг. Фонд 118. Сынгаевские-Жиглинские. Семейная переписка 1896–1918 гг. Фонд 196. Письма, адресованные Е. И. Огневой, 1914–1918 гг. Фонд 349. Документы и письма А. В. Алмазова (1919–1943 г.) Отдел мемуаров, устных воспоминаний. Центральный Музей Вооруженных Сил Российской Федерации (ЦМ ВС РФ) Документальный фондФонд снайперов М. С. Поливановой и Н. В. Ковшовой. Письма с фронта, 1941–1942 гг. Фонд мл. лейтенанта Л. Е. Андрееева. Письма к матери, 1944–1945 гг. Фонд лейтенанта А. У. Набоки. Письма с фронта. 1944 г. Фонд сержанта Д. Е. Власенко. Письма с фронта, документы. 1945 г. Фонд летчицы Е. Рудневой. Дневник. Фонд генерал-майора И. М. Либовцева. Письма с фронта. 1941–1942 гг. Последние письма с фронта. Белорусский Государственный Музей Истории Великой Отечественной войны (БГМИ ВОВ)Инв. 36792. Дневник летчицы Г. И. Докутович, 1943 г. Инв. КП 34965, КП 37741. Фронтовой и партизанский фольклор. КП 13495, КП 30748. Фронтовые газеты. «В бой за Родину», 1943 г.; «За Родину!», 1944 г.; и др. Центр Хранения Документации Молодежных Организаций (ЦХДМО)Фонд 7. Опись 2. Ед. хр. 649. Д. 5. Материалы об увековечении памяти З. А. Космодемьянской. Музей боевой славы Исторического факультета Московского Государственного Университета им. М. В. Ломоносова (МБС ИФ МГУ)Личный фонд Т. А. Бауэр. Письма с фронта, 1942 г. Личный фонд М. Т. Белявского. Дневники. Письма с фронта, 1941–1945 г. Личный фонд Л. Н. Беселева. Письма с фронта, 1941 г. Личный фонд Г. Н. Бибикова. Письма с фронта, 1942 г. Личный фонд Ю. С. Герша. Фронтовые стихи. Личный фонд П. И. Горбачевского. Письма с фронта, 1941–1942 г. Личный фонд М. Л. Дивинского. Письма с фронта, 1942–1943 г. Личный фонд Н. Б. Зубкова. Фронтовые стихи. Личный фонд С. И. Казиницкого. Письма с фронта, 1945 г. Личный фонд Ю. И. Каминского. Письма с фронта, 1942 г. Личный фонд И. П. Кора. Письма с фронта, 1941–1945 г. Личный фонд Б. М. Ляндберга. Письма с фронта, стихи, 1941 г. Личный фонд Т. А. Логуновой. Дневники, документы. 1941–1945 г. Личный фонд П. М. Маряничева. Письма с фронта, 1943 г. Личный фонд А. М. Сонина. Письма с фронта, 1943 г. Личный фонд Л. Б. Розенберга. Письма с фронта, 1942 г. Личный фонд Е. В. Хесина. Письма с фронта, 1941–1942 г. Личный фонд Е. В. Хесин-Лурье. Письма с фронта, 1941 г. Личный фонд В. И. Шихаева. Письма с фронта, 1941–1942 г. Личный фонд В. С. Эйсымонта. Письма с фронта, 1942 г. Личный фонд И. Г. Яшунского. Письма с фронта, 1941 г. Личные архивы ветеранов Великой Отечественной войныЛичный архив Л. Н. Пушкарева. Письма с фронта. 1941–1945 гг. Личный архив С. Л. Сенявского. Документы. Письма с фронта. Дневники. Воспоминания. 1941–1945 гг. Личный архив Ю. П. Шарапова. Переписка с Н. Н. Решетниковой. 1942–1945 гг. Личный архив А. М. Щетинина. Дневник стрелка-радиста Г. Т. Мироненко. 1941–1944 гг. Личный архив М. В. Штапкиной. Записи фронтовых песен. Личный архив автораПереписка с ветеранами Великой Отечественной войны. Записи воспоминаний, материалы «глубокого интервью» ветеранов Великой Отечественной войны (на магнитных носителях и в текстовой расшифровке). Записи воспоминаний, материалы «глубокого интервью» ветеранов Афганской войны (на магнитных носителях и в текстовой расшифровке). Материалы авторских историко-социологических исследований (программы, методики, материалы анкетирования и опроса). Примечания:8 Головин Н. Н. Исследование боя. Исследование деятельности и свойств человека как бойца. СПб., 1907; Его же. Высшая военная школа. СПб., Бг; Его же. О социологическом изучении войны. (1935) // Социологические исследования. 1992. № 3; Его же. Мысли об устройстве будущей Российской Вооруженной Силы. Белград, 1925; Его же. Наука о войне. О социологическом изучении войны. Париж, 1938; Его же. Военные усилия России в мировой войне. В 2-х т. Париж, 1939; Golovin N. N. The Russian Army in the World War. — A sociological study. Yale University Press New-Haven. Conn. USA, 1931; Головин Н.Н. Обширное поле военной психологии. Предисловие к книге П. Н. Краснова «Душа армии» // Душа армии. Русская военная эмиграция о морально-психологических основах российской вооруженной силы. — Российский военный сборник. Вып. 13. М., 1997; и др. 85 См.: Канун и начало войны. Документы и материалы. Л., 1991. С. 192; Секретные дополнительные протоколы к договору о ненападении между Германией и СССР от 23 августа 1939 года // Военные архивы России. 1993. Вып. 1. С. 115. 851 Текст анкеты приводится по изданию: Дружинин К. И. Исследование душевного состояния воинов в разных случаях боевой обстановки по опыту русско-японской войны 1904–1905 годов. СПб., 1910. С. 1–7. Изменена старая орфография, стиль и пунктуация приводятся без изменений. 852 Приведенные вопросы, конечно, далеко не исчерпывают всей сложной обстановки войны и имеют целью дать лишь отправные точки для лиц, пожелающих поделиться своим опытом. [Примечание авторов анкеты — Е. С.] 853 В целях выяснения причин недостатков в подготовке русской армии и ее командного состава в условиях применения новейших технических достижений в военном деле, в феврале-марте 1906 г. по инициативе начальника генерального штаба генерал-лейтенанта Ф. Ф. Палицына и начальника Академии Генерального штаба генерал-лейтенанта Н. П. Михневича был проведен письменный опрос офицеров и генералов Русской армии — выпускников Академии Генерального штаба 1880–1903 гг., участников русско-японской войны. Письма с вопросами были разосланы 300 адресатам, к сентябрю 1906 г. вернулось лишь 20 % заполненных анкет, однако по заключению созданной в Генеральном штабе комиссии, их количество было признано достаточным для выводов, которые «явились бы обобщением взгляда на поставленные вопросы». — См.: Агеев А. Офицеры русского Генерального штаба об опыте русско-японской войны 1904–1905 гг. // Военно-исторический журнал. 1975. № 8. С. 99–104; Соловьев С. С. Основы практической военной социологии. М., 1996. С. 8. 854 Приводится по докладу М. Кутанина на XXV научном собрании врачей нервной и психиатрической клиник 3 марта 1916 г. См.: Психоневрологический вестник. 1917. № 1. 855 Вопросы были составлены при работе над серией документальных фильмов «Солдатские мемуары» для записи воспоминаний полных кавалеров ордена Славы. — См.: Симонов К. Солдатские мемуары. Документальные сценарии. М., 1985. С. 311–312. 856 Формуляр анкеты американских психологов Р. Скерфилд и А. Бланк, изучавших посттравматические стрессовые расстройства у участников боевых действий, приводится по изданию: Съедин С. И., Абдурахманов Р. А. Психологические последствия боевой обстановки. Учебное пособие. М., 1992. C. 41. 857 Автор анкеты подполковник Ю. Н. Шведов, сотрудник Института военной истории, один из авторов книги «Война в Афганистане» (М., 1991), в 1989 г., сразу после вывода войск из Афганистана, провел опрос ветеранов войны, преимущественно старших офицеров (полковников, подполковников, майоров). Анкета и результаты опросы предоставлены в 1993 г. участникам совместного проекта ИРИ РАН и РГГУ по изучению последствий войны в Афганистане. 858 Обследование проводилось осенью 1993 г. среди ветеранов Афганской войны, на момент опроса проживавших в Москве. От ИРИ РАН реализацией проекта занимался автор. 859 Программа историко-социологического обследования участников войн и вооруженных конфликтов была разработана автором и осуществлялась им поэтапно. Осенью 1993 г. проводилось глубокое интервьюирование ветеранов Афганской войны, в 1995–1998 гг. — ветеранов Великой Отечественной войны. В дальнейшем намечается проведение опроса среди участников Чеченской войны. В результате проведенного автором интервьюирования участников Великой Отечественной и Афганской войн получен интересный и обширный материал, который применим для анализа широкого спектра историко-психологических проблем. Тематически он гораздо шире, чем круг вопросов, рассматриваемых в настоящем исследовании. Поэтому в монографии используются ответы только на часть вопросов обследования, касающихся освещения следующих проблем: психологических феноменов, возникающих в связи с тем, что война является экстремальной ситуацией (вопросы №№ 9, 10); формирования образа врага и отношения к нему (№№ 11, 12, 13, 16); особенностей фронтового быта (№№ 22, 23, 25); веры и атеизма на войне (№ 24); отношения к женщинам в армии (№ 28); выхода из войны и посттравматического синдрома (№№ 30, 31, 32, 34). Практически все респонденты в ходе опроса дали весьма полезную и очень интересную информацию. Все ответы носили неформальный характер, отличались большим разбросом информативности, детализации фактов, степенью эмоциональности и т. д. Вместе с тем, ответы одних и тех же респондентов на разные вопросы не были равноценны, в ряде случаев ответы на какую-то часть вопроса оказались опущены. Некоторые из респондентов просили, чтобы при использовании материалов интервью оно рассматривалось как анонимное; большинство разрешило указать их имена и основные биографические данные. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|