|
||||
|
Глава 15-я. Начало крупных десантных операций Северо-Западная Африка 23 октября 1942 г. 8-я британская армия под командованием Монтгомери, отдохнувшая и полностью снабженная всем необходимым, перешла в контрнаступление у Эль-Аламейна, а 4 ноября 1942 г. германо-итальянская оборона была совершенно сломлена. Войска, оборонявшие эти позиции, не получали почти никаких грузов, так как с августа по октябрь были потоплены итальянские суда общим водоизмещением в 160 000 брт. В то время как Роммель искусно избегал неоднократных попыток охвата с флангов, предпринимавшихся более мобильным и непрерывно снабжавшимся по морю противником, англо-американцы нанесли первый сильный удар через море. Первоначально они намеревались высадиться на полуострове Котантен, где находится крупный порт Шербур, чтобы открыть там второй фронт. Поскольку, однако, средства, которыми они располагали, и особенно их флот десантных судов были для этого еще недостаточны и они рассчитывали на мощное сопротивление со стороны немцев, ими была избрана вместо Котантена нейтральная Французская Северо-Западная Африка с портами Касабланка, Оран и Алжир. Там находилось 14 хорошо обученных, но плохо вооруженных дивизий; в Касабланке стояли незаконченный постройкой линкор «Жан Бар», крейсер «Примоге», эсминцы и подводные лодки, в Оране — несколько эсминцев. Имелось 170 самолетов устаревшей конструкции, но боеспособных. Позиция французов была неопределенной, неоднократные нападения британцев на французские порты и корабли возбудили немалую ненависть, особенно на флоте. Западная группа, предназначенная для Западного Марокко, сосредоточилась в портах США и Бермудских островов и вышла в море 24 октября 1942 г. Она состояла из 102 кораблей (в том числе 3 линкоров, 1 большого и 4 конвойных авианосцев, 6 крейсеров, 43 эсминцев, 23 транспортов), находилась под командованием адмирала Хьюитте и имела на борту 35 000 человек и 250 танков, которыми командовал генерал Паттон. Касабланка была слишком сильно укреплена, чтобы ее можно было захватить фронтальной атакой. Поэтому местом высадки десанта 8 ноября американцы избрали Федаллу и Мехедию (Порт-Лиотэ) к северу от города и Сафи — далеко к югу от него. Они впервые предпринимали крупную операцию этого рода, и далеко не все произошло так, как им хотелось. В качестве десантных судов были употреблены: старые суда этого типа без откидного порта, которые себя не оправдали и больше не строились, десантные суда с откидным портом на 36 человек и аналогичные суда, рассчитанные на один грузовик или один танк, причем впервые появилось и несколько более крупных судов, способных доставить на берег 30-т танк. Французское сопротивление задержало на два дня высадку десанта у Мехедии, в других же пунктах она была осуществлена без промедления. Касабланку энергично обороняли береговая артиллерия и корабли. Крейсер «Примоге» и 5 эсминцев искусно и мужественно сражались против значительно превосходящих сил американского флота, но эти корабли были все до одного выведены из строя, достигнув немногого. Такая же судьба постигла «Жан Бар». 11 ноября сопротивление прекратилось по примеру остальных районов Северной Африки. Обе другие группы вышли из Англии 22 октября в составе тихоходного конвоя и 27 октября в составе быстроходного, причем формирование их было завершено в Гибралтаре. Средняя группа под командованием адмирала Троубриджа (с ядром в составе 1 линкора, 1 большого авианосца и 2 вспомогательных авианосцев) высадила по обе стороны от Орана 39000 американцев. Попытка проникнуть с помощью легких сил в гавань не удалась. 5 французских эсминцев совершили несколько вылазок; при этом все они были потоплены. 10 ноября во второй половине дня французы прекратили сопротивление. Восточная группа под командованием адмирала Боро (с ядром в составе 3 крейсеров, 1 авианосца, 1 вспомогательного авианосца) высадила в трех пунктах близ города Алжира 23000 британцев и 10000 американцев. И здесь попытка проникнуть в гавань потерпела неудачу, при этом был потоплен 1 эсминец. По приказу случайно находившегося в Алжире адмирала Дарлана французы прекратили сопротивление уже 8-го вечером. Для защиты всей этой экспедиции от возможных атак итальянского флота была создана боевая группа в составе 3 линкоров, 2 больших, и 4 вспомогательных авианосцев и 17 эсминцев. Германское верховное командование не было подготовлено к высадке в Северной Африке. Оно считало возможным либо проведение такой операции в Дакаре, в Южной Франции или на Крите, либо проводку большого конвоя на Мальту. Поэтому подводные лодки, находившиеся в Атлантике, оставались на обычных позициях, а дислоцировавшиеся в Средиземном море — к западу от Сицилийского пролива. Вследствие этого большие конвои вообще не были атакованы в Атлантике, и лишь на последнем участке пути — в Средиземном море — один транспорт был поврежден торпедой. В результате быстрой капитуляции французов основные силы флота вскоре смогли войти в гавани. У Касабланки подводные лодки торпедировали 6 транспортов, из которых 4 пошли ко дну. В целом потери при высадке в Северной Африке составили к середине ноября 1 конвойный авианосец, 1 крейсер противовоздушной обороны, 3 эсминца, 16 пароходов и 6 более мелких кораблей; из них примерно половина была потоплена подводными лодками, а вторая — самолетами. В результате большого напряжения сил, вызванного этой экспедицией, оказалось невозможным поддерживать в удовлетворительном состоянии охрану конвоев. Ноябрь 1942 г. принес союзникам самые большие потери за всю войну: 864000 брт, в том числе 712000, потопленных подводными лодками. Итальянский флот страдал от недостатка топлива и не вмешивался в ход военных действий. Линкоры «Литторио», «Венето» и новый линкор «Рома» перебазировались из Специи в Неаполь. Германские контрмеры не заставили себя ждать. Против транспортных эскадр были брошены подводные лодки и самолеты. Кроме того, было принято решение о немедленной оккупации Туниса. 9 ноября парашютисты приступили к этой операции, которая была затем продолжена с использованием воздушного и морского транспорта, в то время как 11 ноября британское соединение высадило войска в Бужи, а на следующий день — в Боне. Итальянцы, между тем, захватили Корсику. Минные заграждения к западу от Сицилийского пролива были ими усилены уже при появлении флота союзников. Возвращаясь в базу после постановки минных заграждений, новый разведывательный крейсер «Реголо» был поврежден торпедой, выпущенной подводной лодкой. Германские войска вступили также в остававшуюся ранее неоккупированной часть Франции. Ради французского флота гросс-адмирал Редер добился заключения особого соглашения, создававшего вокруг Тулона нейтральную зону. свободную от немецких войск. За это французский адмирал, командовавший флотом, обязался не совершать действий, враждебных державам оси, и оборонять Тулон против любой попытки высадки десанта. Оба флота были полны решимости соблюдать этот договор. Гитлер, однако, мыслил, иначе и утром 27 ноября приказал 1-му танковому корпусу войск «СС» занять Тулон. Французский флот был уничтожен собственными экипажами, 61 корабль (225000 т) был затоплен, но преимущественно на мелком месте, так что впоследствии удалось поднять и вернуть в строй ряд малых кораблей. Пяти подводным лодкам удалось уйти в- море, хотя германские самолеты ставили магнитные мины у выходов из гавани. В Бизёрте немцы захватили несколько эсминцев и подводных лодок, которые, однако, не принесли им большой пользы. После удавшейся оккупации Туниса с портами Тунис и Бизерта Гитлер поговаривал о контрнаступлении на Касабланку (расположенную в 1600 км). Как и обычно, он даже отдаленнейшим образом не учитывал трудностей снабжения по морю при отсутствии господства на последнем. С 11 по 28 ноября 1942 г. удалось доставить в Тунис 33000 т военных материалов, причем потери в судах составили 59000 брт. Затем потери итальянского транспортного флота (включая суда, потопленные бомбами в гаванях) возросли до 96 000 брт в декабре, 130 000 — в январе 1943 г., 96 000 — в феврале, 100000 — в марте, 108 000 — в апреле и 120 000 — на протяжении мая (в том числе 65000 брт в гаванях). Около двух третей всех потерь были вызваны воздушными налетами. Однако к этому времени англичане стали вводить в действие против конвоев с запада и востока также и надводные корабли, которые получали от воздушной разведки точные данные об этих конвоях. Так, в ночь на 2 декабря 1942 г. они потопили или повредили из состава четырех конвоев (12 пароходов и 18 кораблей охранения) 6 пароходов и 4 корабля охранения, сами потеряв при этом всего один эсминец. В декабре погибло при транспортировке 60 процентов грузов, так что войска получили только одну пятую октябрьских поступлений. Чтобы избежать потерь в личном составе, войска доставлялись преимущественно на самолетах и эсминцах — этим путем прибыло 52 000 человек. Это означало, что из вооружения они могли иметь при себе одни винтовки и ручные пулеметы. Большая численность находившихся в Тунисе сил (250000, считая и Африканский корпус) была обманчива, ибо боевые качества этих отборных войск даже в отдаленной степени не могли быть использованы вследствие недостатка топлива, боеприпасов и тяжелого оружия. Несколько танков типа «Тигр», которые прислал Гитлер, ничего не смогли изменить. Из состава итальянского флота в Неаполе, помимо трех новых линкоров, находилось в боевой готовности 2 тяжелых крейсера, 6 легких крейсеров и 12 эсминцев. 4 декабря 1942 г. при налете бомбардировщиков на эту гавань перевернулся легкий крейсер «Аттендоло». После этого эскадра вернулась в Специю, а тяжелые крейсера — в Маддалену. 10 апреля 1943 г. высотные бомбардировщики потопили в этом пункте «Триест» и нанесли серьезные повреждения «Гориции». Ряд воздушных налетов на Специю причинил значительный ущерб арсеналу и верфи, при этом несколько мелких кораблей пошло ко дну, а «Литторио» были нанесены легкие повреждения. Набег с применением малых боевых средств. 11 декабря 1942 г. итальянская подводная лодка «Амбра» (капитан-лейтенант Арилло) проникла в Алжирскую бухту, прошла под сетью и опустилась на дно под группой пароходов, стоявших на рейде. Здесь она выпустила 3 управляемые торпеды с двумя человеками на каждой, и 10 пловцов с присасывающимися зарядами. Им удалось повредить вспомогательный крейсер и 3 больших парохода, из которых два пошли ко дну. Пловцы на обратном пути были обнаружены, «Амбра» не смогла принять их на борт, как было первоначально предусмотрено, но сама благополучно вернулась в Специю. В январе англичане ответили на визит и торпедировали с помощью торпеды, управляемой одним человеком, разведывательный крейсер «Траяно», на котором в гавани Палермо устанавливалось вооружение. В мае и августе 1943 г. итальянским пловцам, тайно доставленным на судне в испанский порт Алхесирас, напротив Гибралтара, удалось потопить или повредить несколько транспортов, стоявших на гибралтарском рейде. Х флотилия торпедных катеров и малых боевых средств князя Боргезе продолжала после капитуляции Италии воевать на стороне Германии. Конец в Тунисе 21 января 1943 г. Африканская армия очистила Трип и отошла на позицию Марет в Южном Тунисе. В феврале для снабжения войск оставались суда с тоннажем в 300 000 брт — несмотря на прибытие тоннажа из Южной Франции. При этом приходилось заботиться не об одном Тунисе. Итальянские острова и Додеканез также нуждались в подвозе по морю. Потребность Сицилии в различных грузах, составлявшая 200000 т в месяц, всего на одну пятую удовлетворялась железной дорогой. В феврале Роммель предпринял с шансами на успех ещё одну попытку использовать имевшиеся в наличии горючее и боеприпасы с целью предпринять операцию по внутренней линии и разгромить противника на западе. Удар, нанесенный им во фланг еще неопытного противника, первоначально принес значительные успехи, но не достиг коммуникаций последнего, главным образом вследствие отсутствия единого командования и недостатка взаимодействия. Так была упущена последняя возможность перехода в наступление, которое дало бы возможность пополнить собственные запах за счет противника и обеспечить себе передышку, пусть временную. С этого момента уже нельзя было предотвратить гибель войск в Северной Африке. Небольшому немецкому штабу, прикомандированному «Супермарине» в начале марта и обладавшему особенно ценным опытом борьбы в прибрежной полосе, удалось несколько улучшить условия снабжения. В апреле из 50 000 т прибыло к месту назначения 30000 т, то есть больше, чем в декабре. 16 апреля итальянские торпедные катера «Чиньо» и «Кассиопеа» искусно сражались с крупными британскими эсминцами и потопили один из них. «Чиньо» при этом также пошел ко дну, но охранявшийся им пароход достиг места назначения. Однако никакое самопожертвование не могло принести пользу, когда свои истребители оказались неспособными помешать вражеским высотным бомбардировщикам потопить 2 больших парохода приблизительно с 15 000 т груза всего в нескольких милях от Бизерты, после того как корабли охранения отбили в море все атаки подводных лодок. Этим кораблям — большей частью итальянским эсминцам, миноносцам и корветам, а также бывшим французским судам с немецкими экипажами — приходилось тяжело. С ноября 1942 г. по май 1943 г. итальянцы потеряли 28 эсминцев и торпедных катеров, а 62 единицы были повреждены. Следовало бы сделать необходимые выводы и эвакуировать из Туниса столько солдат, сколько было возможно. В марте и даже в первой половине апреля это можно было без труда осуществить с помощью эсминцев и транспортных самолетов. Таким путем удалось бы перебросить на Сицилию личный состав двух отборных дивизий, для которых в Тунисе все равно не было тяжелого оружия и боеприпасов. Однако Гитлер заставил командующего Южной группой войск до последнего дня направлять туда солдат с одним лишь ручным оружием. 7 мая 1943 г. бывший греческий эсминец «Гермес» (капитан 1 ранга Рехель), на борту которого находились новобранцы дивизии «Герман Геринг», у побережья Туниса пал жертвой воздушного налета. Даже когда в руках немцев не оставалось ни одного порта, в Тунис было послано еще 3 транспорта, которые погибли совершенно зря. 11 мая сопротивление в Тунисе прекратилось. 250000 человек попали в плен; три пятых этого количества составляли немцы, среди которых было все, что осталось от армии Роммеля. Через шесть недель вернулся капитан-лейтенант с несколькими рядовыми. Они все время прятались на островках у побережья Туниса, захватили у противника моторную лодку и раздобыли бензин у арабов — жителей африканского материка. Сицилия Потеря Северной Африки явилась расплатой за неоднократно повторявшуюся ошибку, выразившуюся в неиспользовании благоприятной обстановки на Средиземном море. Теперь выяснилось, что это закрытое море было не крепостным рвом в континентальном понимании, а операционной линией и транспортной магистралью, которую использовал враг, обладавший господством на море. Переформировав свои соединения, он занял в июне после непродолжительного обстрела остров Пантеллерию, который капитулировал, не исчерпав своих возможностей сопротивления; аэродром этого острова представлял большую ценность для высадки на Сицилии. За ним последовали Лампедуза и Линоза, расположенные к юго-западу от Сицилии. На немецко-итальянской стороне не было уверенности относительно того, где намерен атаковать противник: на Сардинии, на Сицилии или в Греции; поэтому не был образован. центр тяжести обороны. 10 июля 1943 г. после основательной подготовки восемь дивизий высадились в различных пунктах южного и восточного побережья Сицилии, от Гелы до района к югу от Сиракуз, под прикрытием и при поддержке 280 военных кораблей, в том числе боевой группы из 6 линкоров и 2 авианосцев, а также 3700 самолетов. В операции участвовали десантные суда, в частности, впервые примененные «LST» («Landing Ships Tanks»)[99], каждый которых имел на борту 2 небольших десантных судна 20 танков, либо же DUKW — 2,5-т грузовиков-амфибий, так сказать, земноводных рабочих лошадей, которые выгружались в море через откидной порт. Операция удалась полностью, за исключением высадки парашютистов, из которых лишь немногие достигли цели. Контратаки немецких танков не дали эффекта из-за огня корабельной артиллерии. Особенно приспособленными для противотанковой обороны оказались легкие крейсера, каждый из которых имел батарею в составе 15 скорострельных 15-см орудий. Крупные корабли итальянского флота не вмешивались военные действия к югу от острова, следуя решению, принятому в «Супермарине» после оживленной дискуссии, при отсутствии истребителей с хорошо обученными летчиками участие их в борьбе представлялось безнадежным. Только подводные лодки и немецкие торпедные катера несли противнику некоторые потери; при этом за несколько дней погибло восемь итальянских подводных лодок. Итальянские войска рассеялись; через некоторое время только немецкие дивизии продолжали еще обороняться в районе предмостного укрепления близ Этны. Укрепленный военный порт Аугуста был поспешно очищен и сдан противнику, В ночь на 8 августа два итальянских легких крейсера предприняли набег на американские вооруженные силы, действовавшие на северном побережье, но, достигнув высоты Устики», преждевременно отказались от продолжения его. Угроза потери Сицилии означала конец владычества Муссолини. 17 июля он встретился в Фельтре (Северная Италия) с Гитлером, который смог помочь ему одними только грубыми словами. Несколькими днями позже Муссолини был свергнут. Та сила сопротивляемости, которой обладали итальянцы, истощилась. Новое правительство Бадольо сделало, правда, официальное заявление о своем намерении продолжать войну, но вступило в тайные переговоры с союзниками. Англичане методично наступали вдоль восточного побережья Сицилии, медленно продвигаясь вперед; американцы, действовавшие на северном побережье, обогнали их. В этих условиях удерживать остров было невозможно. С 14 по 17 августа немецкие дивизии эвакуировались, успешно осуществив свой отход. Германский военно-морской флот организовал при помощи самоходных барж и паромов гибкую и эффективную перевозочную службу с 15 пунктами посадки и высадки, защищенными сильной противовоздушной обороной на обоих берегах. Удалось почти без потерь переправить обратно через пролив все войска, всю технику, находившуюся в исправности, и даже часть поврежденной. Салерно Союзнические планы операций, которые должны были последовать за Сицилийской кампанией, первоначально предусматривали высадку большого десанта на Сардинии в октябре 1943 г. или в Южной Италии в ноябре 1943 г. Однако когда итальянское сопротивление в Сицилии полностью прекратилось тотчас же после высадки, а правительство Бадольо вступило на протяжении августа в переговоры о капитуляции, показавшие, что Италии пришел конец, было решено переправиться 3 сентября 1943 г. через Мессинский пролив и высадиться 9 сентября у Салерно, то есть на 300 км северо-западнее. Этот пункт был избран потому, что он находился еще. — правда, только в известной степени — в пределах досягаемости истребителей, базировавшихся на Сицилии; кроме того, там имелся удобный берег и порт, хотя и небольшой, но такой, который сразу же мог быть захвачен союзниками. Оборона Неаполя представлялась слишком мощной, чтобы его можно было атаковать с фронта. Итальянцы желали высадки 15 дивизий в районе Рима, где они сосредоточили свои лучшие войска. Если учесть, что через итальянских участников переговоров союзники были точно осведомлены о численности и дислокации немецких войск (17 дивизий, разбросанных по всему полуострову), что германская авиация понесла над Сицилией тяжелые потери и что итальянский флот не стал бы более участвовать в борьбе, отказ союзников от высадки в районе Рима для соединения там с итальянцами представляется чрезмерной предосторожностью, тем более, что продвижение 8-й армии от Мессинского пролива по итальянскому побережью могло быть облегчено и ускорено посредством опережающих это продвижение десантов. Концентрация всех военно-морских и военно-воздушных сил при использовании всех имевшихся возможностей позволила бы осуществить высадку десанта (с большими шансами на успех) дальше к северу — где-нибудь в районе Ливорно или Специи. Несмотря на благоприятную обстановку, выбор все же пал на Салерно. Вечером, накануне десанта, итальянский флот с новым его командующим адмиралом Бергамини покинул гавани Специи, Таранто и Триеста, в соответствии с условиями перемирия, и направился для интернирования на Мальту; в составе его находились 6 линкоров, 8 легких крейсеров, 31 эсминец и миноносец, 40 подводных лодок и многочисленные более мелкие корабли, а также торговые суда общим тоннажем в 170 000 брт. При налете немецкой авиации линкор «Рома» был потоплен телеуправляемой планирующей бомбой, причем погибли Бергамини и большая часть экипажа. Семь американских и британских дивизий прибыли из Триполи, Бенгази и Орана на десантных судах, использованных уже в ходе Сицилийской операции, и утром 9 сентября высадились согласно плану между Салерно и Пестумом. Поскольку в районе боевых действий находились только части одной танковой дивизии, они встретили сначала лишь незначительное сопротивление. На протяжении следующих нескольких дней это сопротивление усилилось, но упорные атаки немцев были отражены огнем артиллерии четырех линкоров. Воздушные налеты и атаки торпедных катеров немцев вызывали потери и беспорядок. Линкор «Уорспайт» и крейсер «Саванна» получили тяжелые повреждения от попадания телеуправляемых планирующих бомб, и их пришлось отвести на Мальту на буксире. Большой монитор «Аберкромби» наскочил на мину, но остался на плаву. Одновременно британские силы заняли военный порт Таранто. Германские торпедные катера незадолго до этого ушли из гавани, причем при уходе очень искусно и незаметно заминировали фарватер. На минах подорвался и погиб английский минный заградитель «Эбдиел», что привело к большим потерям в личном составе. Десант в Салерно, очевидно, до такой степени сковал военно-морские силы союзников, что они не пытались помешать эвакуации Сардинии и Корсики, которую энергичный капитан 1 ранга запаса фон Либенштейн организовал и осуществил с помощью флотилий десантных судов столь же успешно, как и переправу через Мессинский пролив. Додеканезские острова При крушении Италии британцы не сразу предприняли высадку на Додеканезских островах. Немцы овладели главными островами Родос и Скарпанто, на которых имелись аэродромы. Только в середине сентября незначительные силы противника заняли Кос, Лерос и Самое, а также несколько более мелких островов, на которых имелся всего лишь один аэродром для истребителей. Немцы обладали превосходством в воздухе, и их самолеты с Крита и других островов нанесли значительные потери легким силам, которые поддерживали британские операции, причинив тяжелые повреждения 4 легким крейсерам и 3 эсминцам и потопив еще 3; 2 других погибли, подорвавшись на минах. Повторилось то, что произошло на Крите; прибегнув к комбинированной высадке морских и воздушных десантов, немцам удалось в октябре — ноябре 1943 г. отвоевать все острова. Они оставались в руках у немцев до конца войны, но играли столь же незначительную роль, как и японские базы, разбросанные по Тихому океану. Наступление союзников из района Салерно пошло гораздо медленнее, чем предполагалось. После небольших опережающих десантов, высаженных англичанами на побережье Адриатики в октябре, через весь полуостров северо-западнее Неаполя протянулся фронт, линия которого стала хорошо известна благодаря борьбе за Монте-Кассино. Немцы наносили контрудары с помощью авиации. Особенно успешно протекал налет на гавань Бари в ночь на 3 декабря 1943 г. Один пароход с боеприпасами взлетел на воздух, 16 транспортов сгорели или пошли ко дну. Аниио — Неттуно Черчилль, которому, очевидно, стало не по себе от успехов русских, все время настаивал на ускорении наступления в Италии, чтобы иметь возможность осуществить свои балканские планы. Поскольку большая часть десантных судов должна была быть переброшена в Англию самое позднее в феврале 1944 г. для участия в высадке в Нормандии, в январе была предпринята попытка сокрушить немецкую оборону на правом фланге посредством высадки двух дивизий в маленьком порту Неттуно, к югу от Рима. Войска эти были сняты с фронта и направлены в небольшие порты в районе Неаполя. 22 января 1944 г. десант был высажен согласно плану, почти не встретив сопротивления, чему способствовала ложная десантная операция, предпринятая дальше к северу, У Чивита-Веккии. В дальнейшем, однако, у англичан не хватило мужества для применения маневра. Обе дивизий остались на плацдарме высадки, который в течение четырех месяцев пришлось снабжать через маленький порт Неттуно и путем выгрузки припасов на открытом берегу. В результате налетов немецкой авиации погибли британский крейсер «Спэртан» и ряд транспортов и более мелких кораблей, подводная лодка потопила крейсер «Пинелопи». Большие транспорты при выгрузке сажались на дно, чтобы их нельзя было потопить бомбами. После выгрузки они снова всплывали. Ожесточенные налеты немцев, предпринятые по настоянию Гитлера слишком рано и при неблагоприятной погоде, отбивались огнем корабельной артиллерии. Ликвидировать плацдарм не удалось. Только в мае 1944 г. полностью обеспеченной всем необходимым англо-американской армии удалось прорвать немецкий фронт посредством мощных атак. Однако Италия превратилась во второстепенный театр войны, для которого невозможно было выделить большие десантные флоты. Поэтому продвижение вверх по «сапогу» проходило как обычная сухопутная кампания. Немецкая сторона ввела в строй ряд легких итальянских и французских кораблей — в первую очередь миноносцев, сторожевиков и тральщиков. Борьба в прибрежной полосе сопровождалась многочисленными боевыми эпизодами, подробное описание которых выходит за рамки настоящего повествования. Способы высадки десантов и преодоления больших морских пространств Десанты на Гуадалканале и у Дьепа, почти одновременно осуществленные на Атлантическом и на Тихоокеанском театрах войны, позволили союзникам настолько усовершенствовать технику и метод высадки десантов, что оказалось возможным свести к минимуму потерю времени при переходе с моря на сушу, не нуждаясь при этом в портах. Однако захват вскоре после высадки по крайней мере одного порта с большой пропускной способностью оставался и после этого желательным. В прежнее время для того, чтобы высадить на берег передовые отряды экспедиционного корпуса, было вполне достаточно корабельных шлюпок. Однако положение изменилось в связи со все возраставшей механизацией орудий нападения и обороны. Следующим шагом явились десантные суда, построенные таким образом, что они могли вылезать на берег, а затем спускаться обратно в море. Войска, находившиеся у них на борту, выходили, а машины выкатывались через откидной порт прямо на берег или, по крайней мере, на мелкое место. Вскоре их дополнили легкие танки и грузовики-амфибии. На случай. подобных десантов как японцы, так и немцы стали сооружать подводные препятствия. Преодолением этого вида обороны занялись пловцы и специальные отряды подрывников противника. Изучение места высадки до ее осуществления развилось в высокое искусство. В основе его лежали данные аэрофотосъемки и разведка посредством подводных лодок и пловцов. Одновременно были значительно усовершенствованы способы подготовки и поддержки десанта бомбами и огневыми средствами самолетов, а также ракетами и корабельной артиллерией. Были достигнуты значительные успехи, так как все виды вооруженных сил получали приказы из одного места, а у американцев корабли, самолеты и первый эшелон пехоты принадлежали к военно-морскому флоту. Истребители имели задачу подавлять авиацию противника — идеальным случаем являлось полное устранение последней. Корабли с реактивными минометами были предназначены для сокрушения береговой обороны. Выяснилось, что авиабомбы недостаточно точно поражают цели, а потому неспособны наверняка выводить из строя укрепленные узлы этой обороны. Против последних действовала корабельная артиллерия. Здесь пригодились старые линкоры. Самолеты-штурмовики «Marines»[100], доставлявшиеся конвойными авианосцами, добивались больших успехов в непосредственном взаимодействии с пехотой. В целом способы высадки десанта совершенствовались с каждым разом при полном отсутствии крупных поражений. В Тихом океане к собственно десантным проблемам прибавлялась проблема преодоления колоссального пространства. Согласно представлениям, которые господствовали перед войной на всех флотах, казалось совершенно невозможным, чтобы американцы сумели всего за несколько лет преодолеть все это пространство и направить большие флоты в западную часть Тихого океана. Они и сами сначала не знали точно, как это сделать, но верили в свои силы. В то время как в Атлантическом океане — не столь большом, как Тихий, — уже имелись базы с большой пропускной способностью как на западном, так и на восточном берегу, во всем островном мире Тихого океана существовала лишь одна подготовленная база — Пирл-Харбор на Гаваях да еще австралийский Сидней, расположенный далеко к югу. Первой задачей являлось создание нескольких баз на коммуникационной линии, ведущей из Западной Америки в Австралию. Это было осуществлено на Самоа, на островах Фиджи и в Новой Каледонии. В дополнение к этому был полностью реконструирован порт Эспириту-Санто на Ново-Гебридских островах, который хорошо послужил в качестве передовой базы с начала военных действий на Гуадалканале до 1944 г., включая ряд месяцев этого года. Уже Гуадалканальская операция показала, насколько необходимо приводить в соответствие планы стратегический, оперативный и снабжения. Было ясно, что давно сложившаяся и связанная традициями организация военно-морского флота не совсем подходит для этого. Очень по-американски одной гражданской фирме, занимавшейся рационализацией, было поручено проверить организацию руководства военно-морским флотом и представить свои предложения относительно улучшения этой организации. Фирма выполнила это задание с немалым успехом; примечательно, что она высказалась против составления стратегического плана и плана снабжения в одном и том же штабе. Штаб по планированию снабжения лучше всего функционировал в том случае, если он стоял между производством всего необходимого для войны на родине, операторами и применением и расходованием продукции на фронте, получая систематическую и исчерпывающую информацию из всех этих мест. Организация базирования вооруженных сил США предусматривала создание баз трех типов из приблизительно 250 компонентов, например, мастерская для ремонта кораблей или самолетов, лесопилка, противомалярийная станция, установка для получения кислорода — все это с полным комплектом оборудования и персоналом. Соответствующие детали были каталогизированы настолько же тщательно, как это делается фирмами, посылающими товары по почте. Количество данных о различных разновидностях этих деталей, имеющихся в наличии, колебалось между 1,5 и 2,75 млн. Каталог состоял из 479 томов и весил около 110 кг. Компоненты и различные детали можно было затребовать по телеграфу, указав краткое условное обозначение. Их посылали на базы в зависимости от потребности, сообразуясь с тем, что именно требуется: склад, ремонтная верфь, аэродром, учебный лагерь или комбинация их. Обращалось большое внимание на то, чтобы основная часть сооружений могла быть быстро разобрана для применения в других пунктах, и тылы таким образом не отставали от хода военных действий. После некоторых трений в начале эта система стала действовать образцово. Без нее оказались бы невозможными и быстрое преодоление пространства, и определившие исход войны операции флотов, растягивавшиеся на длительные сроки. Еще до войны все крупные флоты проводили успешные опыты с пополнением запаса нефти в открытом море. Они строили быстроходные танкеры, способные следовать за флотом; в этой области никаких трудностей не встретилось. Однако флоты, долго остающиеся в море, имеют и другие потребности — в боеприпасах, предметах потребления, живой силе и самолетах, им необходимо также иметь возможность производить значительный ремонт вдали от родины. Поэтому у американцев к танкерам присоединялось все большее количество вспомогательных судов, а именно пароходов с боеприпасами, плавучих мастерских, конвойных авианосцев, буксиров, судов с припасами и т. д. В конце 1942 г. таких судов было около 80, год спустя — уже 360. Тут следует отметить, что германские вооруженные силы не сумели создать целеустремленно и экономично действующую организацию этого рода. Однако военно-морской флот создал центральное ведомство снабжения всеми необходимыми материалами, которое с помощью системы Голлерита[101] еще в 1945 г. имело точное представление о потребностях всех театров войны и о состоянии запасов в сотнях небольших складов, которые были созданы в многочисленных пунктах империи вследствие угрозы воздушных бомбардировок. Продвижение в Новой Гвинее и через Соломоновы острова Во время боев на Гуадалканале американцы и австралийцы, действовавшие на Новой Гвинее, отбросили противника за горы и после ожесточенной борьбы овладели островами Буна и Гона у северного побережья этого большого острова. Превращенный в крепость Рабаул в архипелаге Бисмарка, также принадлежавшем раньше Германии, сделался после этого целью двойного наступления — вдоль северного побережья Новой Гвинеи и через Соломоновы острова. Японский флот, ослабленный потерями в авианосцах, вообще не вмешивался. Американский флот на протяжении 1943 г. был значительно усилен вновь построенными кораблями, но англо-американцы в совокупности использовали в 1943 г. на этом театре войны всего 15 процентов своих сил; поэтому в 1943 г. продвижение было еще сравнительно медленным. Для десантов Макартур располагал десятью, а Нимиц — девятью дивизиями. Основными событиями «двухколейной» кампании 1943 г. были: 2–5 марта 1943 г. Воздушно-морской бой в море Бисмарка. Японский конвой из 8 пароходов. с одной дивизией на борту. потоплен в результате воздушных налетов вместе с 4 из 8 кораблей охранения. Оставшиеся в живых уничтожены в воде истребителями и торпедными катерами. Апрель 1943 г. Японцы предпринимают ряд ожесточенных воздушных налетов на рейд Гуадалканала и на побережье Новой Гвинеи. Незначительные успехи, достигнутые ценой потери большого числа самолетов авианосной авиации, действовавших с суши. 18 апреля 1943 г. Самолет адмирала флота Ямамото при инспекционном полете над западной частью архипелага Соломоновых островов сбит истребителями США, наведенными на этот самолет данными радиоразведки. Преемником Ямамото назначается адмирал Кога. Июнь — июль 1943 г. Вооруженные силы Макартура занимают Тробрианские острова к северо-востоку от Новой Гвинеи и пробиваются к заливу Юон. Конец июня — начало июля 1943 г. Продолжение наступления на Соломоновых островах. Успешная высадка десантов в нескольких пунктах Нью-Джорджии и на острове Рендова, напротив японского аэродрома Мунда на Нью-Джорджии. Попытки японцев снабжать гарнизоны Мунды и других пунктов посредством эсминцев и небольших транспортов привели к ряду морских боев. 5 июля 1943 г. Морской бой в заливе Кула. 3 американских крейсера, имевшие радар, и 4 эсминца против 10 японских эсминцев (на лидере впервые был установлен радар, часть кораблей имела; на борту войска). Крейсер США «Хелена» и 2 японских эсминца пущены ко дну. Японцы все же высаживают войска. 12–13 июля 1943 г. Ночной бой у Коломбангара. 2 американских крейсера, новозеландский крейсер «Линдер», 10 эсминцев против японского крейсера «Джинцу» 9 эсминцев (из числа последних, 4 имели на борту войска). В первой фазе боя «Джинцу» потоплен артиллерийским огнем, управляемым посредством радара (с дистанции 9000 м), а также несколькими торпедами. «Линдер» поврежден торпедами. Японские эсминцы заряжаю торпедные аппараты запасными торледами и неожиданно появляются вновь. Крейсера «Гонолулу» и «Сент-Луис» повреждены торпедами. 1 американский эсминец потоплен. Самолетами, минами и торпедными катерами был потоплен целый ряд эсминцев и малых кораблей, участвовавших в неоднократно предпринимавшихся японцами попытках доставить подкрепления своим гарнизонам в средней части архипелага Соломоновых островов. 5 августа 1943 г. Взятие Мунды. 6–7 августа 1943 г. Ночной бой в заливе Белья. 6 американских эсминцев пускают ко дну 3 из 4 японских эсминцев, часть которых имела на борту войска. 15 августа 1943 г. Высадка десанта на не занятой японцами стороне Велья-Лавелья (сильно укрепленный остров Коломбангара американцы «перепрыгнули»). С этого момента метод «перепрыгивания» через крупные базы стал применяться более часто. Август — сентябрь 1943 г. Ряд мелких стычек при попытках японцев доставить припасы или эвакуировать отрезанные гарнизоны. 6–7 октября 1943 г. Ночной бой у Велья-Лавелья. 6 американских эсминцев против 9 японских эсминцев и 12 небольших транспортных судов. Обе стороны теряют — по эсминцу, японцам удается эвакуировать гарнизон без дополнительных потерь. 5-16 сентября 1943 г. Высадка десантов близ Лаэ и Саломоа в заливе Юон и занятие этих пунктов. 2 октября 1943 г. Занятие порта Финч, японские контратаки отбиты. 1 ноября 1943 г. Высадка крупного десанта в Бухте императрицы Августы, на западном берегу самого западного из Соломоновых островов — Бугенвиля, напротив Рабаула. Вначале сопротивление незначительно, затем следуют японские контратаки, которые отбиваются. 2 ноября 1943 г. Ночной бой в бухте императрицы Августы. 4 американских легких крейсера и 8 эсминцев против 2 японских тяжелых и 2 легких крейсеров и 6 эсминцев. Тактика американцев удачна. Японцы теряют крейсер «Сендай» и эсминец, так и не пробившись к стоящим на якоре транспортам. Начало ноября 1943 г. Два крупных воздушных налета эскадрилий 5 быстроходных авианосцев на Рабаул. Повреждено 5 японских тяжелых крейсеров, не сколько эсминцев и других более мелких кораблей потоплено или повреждено. Японцы выводят свой флот из Рабаула. 25 ноября 1943 г. Ночной бой у мыса Сет-Джордж. 5 эсминцев США уничтожили 3 из 5 японских эсминцев, на борту которых находилось подразделение аэродромного обслуживания, снятое ими с о. Бука к северу от Бугенвиля. Середина декабря 1943 г. — начало января 1944 г. Высадка десантов в Араве и у мыса Глостер в западной части Новой| Британии, а также у Сио и Сайдора на противоположном берегу НовойГвинеи — в целях окружения Рабаула. В дальнейшем ожесточенные воздушные налеты на Рабаул с практическим уничтожением находившихся там японских военно-воздушных сил. 15 февраля 1944 г. Высадка десанта на атолл Грин-Айленд, в 200 км восточное Рабаула. Японцы почти не пытаются оказать противодействие, сопротивление на суше слабое. 20 марта 1944 г. Высадка десанта на острове Эмирау, в 300 км к северо-западу от Рабаула. Март 1944 г. Высадка на островах Адмиралтейства к западу от Рабаула; японцы оказывают незначительное сопротивление. В гавани Зеадлер на острове Манус оборудована очень большая база. Тем самым было завершено окружение Рабаула, и эта мощная крепость с гарнизоном в 100000 человек не приносила больше японцам никакой пользы. Но американцам преграждали путь на запад еще две столь же мощные крепости — Вевак на северном берегу Новой Гвинеи и Трук — большой атолл в Каролинском архипелаге. В 1000 милях к востоку от Трука — на Маршалловых островах японцы располагали шестью аэродромами и хорошо укрепили расположенные в восточной части этой группы атоллы Джалуит, Милли, Маулап и Вотье, заняв их своими гарнизонами; острова же Тарава и Науру в архипелаге Гилберта, занятые в ходе первого наступления, были ими превращены в мощные опорные пункты. В основе планов создания укрепленного предполья океанского масштаба лежали, вероятно (хотя авторы плана и не сознавали этого), представления, заимствованные из искусства ведения войны на суше; невольно рассчитывали на то, что противник будет вынужден продвигаться от одного опорного пункта к другому, ибо не сможет позволить себе оставить в тылу вражеские крепости. Исходя из этого, и Макартур намеревался продвигаться на запад вдоль северного берега Новой Гвинеи и таким путем постепенно достигнуть своей цели — Филиппин. Американский военно-морской флот был другого мнения. Он не отклонил плана Макартура, но считал японские позиции в архипелагах Каролинском и Марианском, а также на севере серьезной опасностью для своих флангов. Флот считал овладение Марианскими островами чуть ли не более важным, чем завоевание Филиппин, и рассматривал его как совершенно необходимый шаг на пути к победе над Японией. Он прежде всего проводил четкое различие между мощной крепостью, обладающей наступательным оружием, и такой же крепостью, способной только обороняться. На обширных пространствах Тихого океана наступательным оружием являлись корабли и самолеты. Если удавалось уничтожить или прогнать эти последние, то крепости можно было оставлять в покое. В подобном случае эти крепости с их многочисленными гарнизонами, которые нужно было снабжать, превращались для противника в лишнее бремя, не принося ему никакой пользы. Несмотря на тяжелые потери и некоторые неудачи, которые выпали на его долю в борьбе за Гуадалканал, американский флот чувствовал себя достаточно сильным в материальном и моральном отношений, чтобы параллельно наступлению Макартура нанести второй мощный удар через весь островной мир. Объединенный совет начальников штабов дал на это принципиальное согласие. Решающую роль в этом сыграл, без сомнения, адмирал Кинг — энергичный главнокомандующий военно-морским флотом и непримиримый враг японцев. После длительного обсуждения первой целью были избраны острова Тарава (сухопутный аэродром) и Макин (морской аэродром), а не остров фосфатов — Науру, поскольку условия высадки десанта на этом острове были слишком тяжелы, а также и не Маршалловы острова, поскольку последние находились еще в пределах досягаемости воздушной разведки с островов Эллис. Эти острова стали следующей целью. Прыжки с островов на острова. Высадка на острова Гилберта Для проведения этой операций был сформирован 5-У флот под командованием вице-адмирала Спрюэнса — победителя при Мидуэе, с боевыми группами из больших авианосцев (каждый из них поднимал в среднем 90 самолетов), легких авианосцев (при постройке последних были использованы остовы недостроенных крейсеров, каждый из них нес на борту 30–46 самолетов) и 9 быстроходных линкоров с 40,6-см орудиями. В сентябре и октябре 1943 г. такие боевые группы совершили набеги на острова Маркус, Тарава, Макин, а также на о. Уэйк, который подвергся и обстрелу со стороны линкоров и тяжелых крейсеров. В военном отношении результаты этого набега были невелики, поскольку противник имел достаточно времени, чтобы устранить нанесенный ему ущерб прислать новые самолеты взамен уничтоженных. Однако подобные атаки заставляли противника разбрасывать свои силы, не давали ему определить направление главного удара и послужили американцам в качестве боевой подготовки, проведенной в широком масштабе. Намеченный ими удар последовал 20 ноября 1943 г. В нем участвовало почти 200 кораблей, в том числе 6 больших авианосцев, 5 легких авианосцев, 6 новых линкоров, 27 крейсеров, предназначенные непосредственно для осуществления десанта, 8 конвойных авианосцев (перестроенных из торговых судов и имевших на борту по 20–30 самолетов), 7 старых линкоров, транспорты и десантные суда с 27600 человек, составлявших ударные отряды, и 7600 гарнизонных солдат, 6000 различных судов и 117000 т грум. На борту авианосцев находилось около 850 самолетов. Боевая группа авианосцев в Тихом океанеСамолеты группы авианосцев атаковали находившиеся в пределах досягаемости аэродромы и почти полностью уничтожили находившиеся на них эскадрильи. Высадка десанта на Макин встретила слабое сопротивление гарнизона из 500 человек и протекала почти по плану. Тарава же с гарнизоном в 4500 человек под командованием контр-адмирала Сибасаки оказалась отлично укрепленной и, наоборот, упорно сопротивлялась. Высадка десанта затруднялась не только подводными препятствиями и сильным огнем, но и необычайно низким уровнем воды в это время, что заставило войска оставить десантные суда обычного типа почти в 1000 м от берега. Преодолеть это препятствие смогли только грузовики-амфибии; находившиеся на них войска, неся тяжелые потери, пошли в атаку и спасли положение. Десантники, которых было 18000 человек (2-я дивизия морской пехоты), потеряли ранеными и убитыми 3000 человек. Японцы дрались буквально до последнего человека, в руки американцев попало только 16 человек, в том числе несколько корейцев. Флот потерял конвойный авианосец, потопленный бомбой; в один легкий авианосец попала воздушная торпеда. Это оказалось единственным достижением японской авиации. В следующие несколько месяцев группы авианосцев совершили ряд набегов на укрепленные атоллы, разбросанные по всему островному пространству. При этом новый авианосец «Лексингтон» был сильно поврежден ночной атакой самолета-торпедоносца. Маршалловы острова В ходе всех операций американцы ставили себе целью овладение такими островами, на которых они могли создать сеть аэродромов. Все аэродромы, о которых было известно, что они существуют на Маршалловых островах, находились на сильно укрепленных атоллах, которые после опыта с Таравой было нежелательно атаковать. Но аэрофотосъемка показала, что на Кваджелейне — в западной части архипелага — почти закончено строительство аэродрома для бомбардировщиков. Тогда было решено оставить в стороне сильно укрепленные острова восточной части архипелага, поскольку в результате двухдневных атак авианосной авиации в конце января были уничтожены все 150 находившихся там самолетов. Бои в районе Рабаула потребовали от японцев такого напряжения сил, что они не могли послать на Маршалловы острова подкреплений самолетами и надводными кораблями, а были вынуждены ограничиться несколькими подводными лодками. Последние ничего не достигли и почти все пали жертвами значительно усилившейся американской противолодочной обороны. Опыт, приобретенный на Тараве, был сразу же использован. Было применено гораздо больше грузовиков-амфибий; эти последние, а также малые десантные суда получили легкую броню для защиты их. команд. Впервые управление высадкой десанта осуществлялось со специального судна — командного пункта. В целом флот состоял из 300 кораблей, в том числе 12 авианосцев и 8 новых линкоров. Он доставил к пунктам высадки 54 000 человек. Только отдельные острова растянувшегося на 66 миль атолла Кваджелейн были заняты японцами, численность которых составляла 8000 человек. Последние хорошо подготовились к отражению атак с моря. Однако 31 января 1944 г. американцы ворвались во внутреннюю часть атолла и как изнутри, так и снаружи открыли по занятым японцами островам такой сильный огонь, что организованное сопротивление вскоре прекратилось. И здесь японцы также дрались до последнего человека; лишь 100 из них попали в плен. Американцы потеряли около 2000 человек и ни одного корабля; резервы, которые на Тараве пришлось ввести в действие в первый же день боев, на сей раз остались на кораблях. Маджуро. О том, насколько были выведены из игры укрепленные острова, показывает создание большой якорной стоянки для флота на не занятом японцами атолле Маджуро, между Джалуитом, Малулапом и Милли, расположенном приблизительно в 100 милях от каждого из этих островов. Над Маджуро только однажды показался одиночный японский самолет, хотя в этом атолле часто стояли большие эскадры. Эниветок и Т рук. Резервы были использованы для того, чтобы уже 17 февраля занять атолл Эниветок, в 360 милях дальше к западу. Незадолго до этого японцы перебросили туда 3500 человек, часть которых очень искусно там окопалась. Однако более прочной обороны создано не было, и гарнизон уничтожили тем же способом, как и на Кваджелейне, причем американцы понесли незначительные потери. Японцы не предприняли контратак ни с моря, ни с воздуха. Сопротивление крупной военно-морской базы Трук, расположенной примерно в 700 милях от Эниветока и Рабаула, было подавлено 5-м флотом в день высадки десанта. Крепость оказалась далеко не такой мощной, как предполагалось. Японский линейный флот покинул гавань за несколько дней до этого. Американские летчики, понеся небольшие потери, уничтожили по крайней мере две трети находившихся на Труке самолетов, а затем почти 200000 брт торговых и грузовых судов, а также несколько эсминцев и более мелких кораблей. Бомбардировщики, летающие на небольшой высоте, впервые предприняли здесь ряд успешных ночных атак с применением радара. Одна подводная лодка потопила японский крейсер «Агано»; даже линкорам и крейсерам довелось пострелять, и они потопили мужественно сопротивлявшийся крейсер «Катори» и один эсминец. С этого времени Трук стал играть такую же роль, как Рабаул. За этим первым нападением на Трук сразу же последовал набег боевых групп авианосцев под командованием адмирала Митчера на Марианские острова, в ходе которого последние были впервые разведаны. Самолеты Митчера уничтожили 168 японских и вместе с подводными лодками потопили суда водоизмещением в. 45 000 брт. В следующие месяцы японцы попытались усилить гарнизоны на островах, но в результате атак подводных лодок потеряли несколько транспортов, много техники, а также часть войск. Примечания:1 Автор прибегает здесь к игре слов — источники бывают и водные, и исторические; эту фразу надо понимать в том смысле, что для освещения одних событий имеется достаточно источников, а для освещения других — таковых не хватает. — Ред. 9 Schlachtschiffe. — Peд. 10 Panzerschiffe. — Ред. 99 Танконосцы (англ.). — Ред. 100 Морской пехоты (англ.). — Ред. 101 Голлерит — изобретатель, способствовавший развитию электромеханического учета. — Ред. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|