Свобода шамана

22.07.2010

Сидим с Шаманом на скамейке для наблюдения за льдами. Загляделся на лунную дорожку на море. Когда «вернулся», почувствовал-понял, что в период наблюдения за лунной дорожкой был полностью свободен, отрешен.

Также понял, что осознав и вербализовав это, я смогу хотя бы на секунды повторять «пойманное» состояние дома.

Шаман, однако, отнесся к моей «технике» без воодушевления и даже несколько скептически.

— Что это дает?

— Состояние свободы.

— От чего?

— Практически от всего.

— Пока не можешь знать, что такое свобода.

— Почему?

— Еще не был свободен.

— Понимаю. Зависимость от законов природы, общества, тела…

— Не был свободен с учетом тела.

— Только что на целые минуты отрешился от тела, общества и всего другого.

— Это шаг. Но говорю не об отрешении, а о свободе действовать.

— Ну, свобода действовать есть только у гегелевского Абсолютного Духа.

— Говорю о свободе действовать в этом теле.

— Видел таких людей?

— Да.

— Расскажи про кого-нибудь?

— Раз в сороковом[16] помог группе бежавших из Колымлага. В ней было аж трое свободных.

— Как определил?

— Была решимость бежать или умереть. То есть выше тела.

— Не совсем понял.

— Они почувствовали, что продолжать смиряться — нанести урон не только телу, но и своему Духу. И не боялись больше за тела.

— Ну, это часто бывает. Например, в бою или даже в драке, споре, экстриме.

— В бою — периодами. В экстриме или споре вообще глупость ради минутной одержимости рисковать телом. Говорю о длительном постоянном состоянии.

— Но так человек быстро угробит свое тело.

— Речь не о глупости, а о жизни с телом не только для тела.

— Так многие религиозные деятели могли?

— Да. Если еще без фанатизма, то были свободны.

— Какая же тут свобода — только одно направление.

— Свобода не во множестве направлений. Она в возможности заниматься тем немногим, что хочет твой Дух.

22.04.2010

На занятиях по консультированию я предложил студентам пообсуждать в группе волнующие их, но не слишком значимые проблемы. Одна из тем, обрабатываемых методом Сократовского диалога, была предложена студенткой, снимающей квартиру (фрагмент обсуждения)[17]:

Клиентка: Что делать с соседями, мешающими мне жить?

Консультант: Вы говорите обо всех соседях?

Кл.: Не обо всех, но о многих.

Кон.: Как конкретно они мешают Вам жить?

Кл.: Они ограничивают мою свободу.

Кон.: Как конкретно ограничивают?

Кл.: Я люблю ночью слушать музыку. Но они тут же долбятся и в пол, и в дверь, и в потолок.

Кон.: Может быть, Вы мешаете им спать?

Кл.: Почему из-за их проблем я не могу быть свободной?

Кон.: Может быть, купить наушники?

Кл.: Вы не понимаете, что значит слушать музыку. Это совсем не то.

Кон.: А у соседей есть право быть свободными?

Кл.: Пусть делают, что хотят.

Кон.: Но Вы не позволяете им этого.

Кл.: Я вообще не касаюсь их жизни.

Кон.: Они имеют право спать по ночам в тишине?

Кл.: Хотят тишины — пусть покупают отдельный дом за городом.

Кон.: Наверное, у них нет таких возможностей.

Кл.: Тогда пусть помалкивают.

Кон.: То есть у Вас есть право лишать их свободы?

Кл.: Никто их не лишает.

Кон.: Но Вы заставляете их слушать громкие звуки, когда они хотят спать в тишине.

Кл.: Почему я должна ограничивать свои права из-за их прав?

Кон.: А как вопросы столкновения прав решаются в современном цивилизованном обществе?

Кл.: Большинством. Но права меньшинств учитываются.

Кон.: А чьи права преимущественны?

Кл.: (уже шутя): В западном мире — меньшинств.

Кон.: (тоже шутя): А в нормальном?


Обе работающие группы и наблюдатели (остальные студенты, в том числе студентка, поставившая проблему) констатировали в обсуждении, что «если рациональные аргументы действуют», сессия консультативно успешна.

— Ты живешь один, чтобы не подстраиваться под ритмы других?

— Я живу и в городах. А это — хорошая практика.

— Какая?

— Пожить одному на побережье.

— Что дает такая практика?

— Возвращение к собственному ритму.

— В городе это невозможно?

— Именно одному. Когда почувствовал желание — сел, почувствовал — разглядел камень, почувствовал — встал на голову или наблюдаешь за волной. Только не ленись, и уже через день-два начнешь возвращаться к своему ритму.

— Как понять, что действуешь правильно в этой практике?

— Увеличится энергия, ровное хорошее настроение, резко поздоровеет тело.

23.07.2010

Над нами солнечно, и вода в бухте ярко-синяя в солнечном свете. Только это не везде. Далекий выход из бухты закрыт плотным серо-фиолетовым туманом. Для настоящей передачи цвета термина в языке пока нет. Его можно назвать контрастно-тревожным. Высота валика тумана метров пятьсот. Над ним солнце, голубое небо, кое-где видны вершины отдельных сопок. Если попасть в туман, там сразу пасмурно, промозгло и холодно. Каждый раз, когда такой «валик» накатывается, я думаю: «Накроет туманом, или солнце его разобьет?».

От тумана пешком по кустам и кочке не убежишь, хотя можно «отбежать» так, чтобы туман тебя поглотил на несколько минут позже. Один раз туман меня стал догонять часа за два до дороги, и я «бежал»[18] все время по его кромке до условленного места на трассе, где ждал сын. Потом мы на «Делике» сына оторвались, и туман накрыл город только через полтора часа, когда я уже вылез из душа и смотрел в окно, попивая чай. Не то, что мы с туманом друг друга не любим. Но лишний раз показать нос…

Описание лет ежовско-бериевских репрессий представляется мне как тяжелый валик тумана, который люди видели, знали, что «накроет», только бежать было некуда. Или не могло быть таких решений у людей?

— А эти беглые зэки[19] потом сохранили свободу?

— Не знаю.

— А ты свободен в этом теле?

— Да.

— В чем твоя свобода?

— Сам определяю события своей жизни.

— А как ты чувствуешь себя свободным?

— Свободен как не боящийся смерти.

— Не страшно умереть?

— Плохо умереть, не вылупившись[20], не возмужав, не построив духовную развивающуюся структуру.

— Ты построил?

— Да.

24.08.2010

Смотрю в небо, лежа на спине. В синеве медленно проплывают кажущиеся маленькими белоснежные чайки.

Свободна ли чайка? Действительно ли летит куда хочет?

Много лет вижу чаек. В темноте сидят, в дождь сидят, в шторм без дождя сидят на своих скалах. Прилетают в мае и долго голодают, так как море действительно оживает, наполняется их пищей лишь к середине июня. В голодный период насиживают яйца. Рыбаки в шутку называют чаек «летающий желудок»: чайки постоянно заняты поиском пищи. Когда рыбы много, они уделывают камни и море у своих жилищ (птичьих базаров) пометом так, что иногда за километр чувствуется. Чайки постоянно орут громко и пронзительно, не могут не орать. Так они обо всем оповещают своих, передают не описания, а состояния. Многие магаданцы чаек недолюбливают: городские чайки начинают орать на крышах с рассветом, а ночи летом белые… Плюс помет. Например, крышу центрального корпуса СВГУ[21] чайки обсидели так, что запах весь год чувствуется в аудиториях верхнего этажа: студентки педфака ищут свободные аудитории на других факультетах и предлагают преподавателю провести занятия там.

Больная чайка одинока. Она не кричит, сидит и ждет смерти. Или ничего не ждет. Здоровая асоциальная чайка тоже обречена. Сила и жизненный принцип чаек — в стае. Впрочем, если физически здоровая чайка асоциальна — то нездорова психически. А асоциальный человек? Ответ очевиден — «тоже».

А Шаман? А я? Люблю побережье больше города, но большую часть жизни работаю в городе. И Шаман хоть раз в десять лет, а отправляется пожить в город. Теперь понятно, почему. Неужели и Шаман порабощен социальной системой, как все мы? Начну расспросы издалека, не о нем.

— Как система порабощает человека?

— Сначала с помощью родителей. Ребенок стремится соответствовать их ожиданиям.

— Может ли ребенок противостоять влиянию системы?

— (Шаман ответил риторическим вопросом.) Может ли младенец противостоять маме?

— Зачем это системе?

— Став частью системы, человек поддерживает ее своей энергией.

— Рентабельно. Ребенок растет двадцать лет, а поддерживает систему — сорок.

— Гораздо раньше и часто гораздо дольше.

— Почему же взрослые умные люди не выходят из системы?

— Система дает защиту, комфорт. Ты сможешь без них?

— Не знаю. Ты же смог.

— Это одна из цен свободы.

25.08.2010

Одному человеку никогда не построить даже хрущевскую пятиэтажку. Нужны бетонные блоки, арматура, провода, розетки, стекла, перекрытия, сварочные аппараты, подъемные краны, бензин… Это все — система, которая начинается с поиска и добычи руд и нерудных материалов, типа щебня и заканчивается для хрущевки подачей электричества и горячей воды с ТЭЦ.

Хочешь жить один в лесу — вся эта система тебя не поддерживает. Хотя все равно будешь пользоваться железным топором, ножом, чашкой и кастрюлей, всякими крючками- сапогами, то есть продукцией системы.

Можно забрать что-то из системы и уйти на определенный срок. И все равно потом придешь лечить зубы, обновлять обувь, закупать чай и соль… То есть не нужно иллюзий — без системы уже не прожить.

Вынужденный Робинзон может выживать на побережье, добывая железо из плавника[22], нити из выброшенных морем канатов… Но и это потому, что он знает, что такое железо, что такое леска. Чтобы изготовить простейший гальванический разрядник и подавать сигналы SOS, нужны хотя бы минимальные знания по физике и химии. Откуда знания? Из социальной системы. Для чего подавать SOS? Чтобы вернуться в систему.

Однако отшельники, похоже, были всегда, и меньше их не становится, хотя человек из системы все более изнежен, неприспособлен. И далеко не все — беглецы от проблем. Много и относительно успешных, которые что-то ищут, следуют своим целям.

— Все же комфорт и безопасность не удержали бы всех в системе. Многих, но не всех.

— Да, есть более глубокая причина.

— Какая?

— Мышление.

— Человек не мыслит себя вне системы?

— Глубже. Мышление ребенка сначала возникает только для системы.

— Как функция системы?

— На твоем языке так.

— Как же ты мыслишь, живя вне системы?

— Не вне. Просто более широкая система.

— Но какие-то ограничители есть?

— Например, род, планета.

— Род — понятно. А как планета тебя ограничивает?

— Земное существо не может жить вне планеты.

— Ну да, и космонавты?

— Они несут с собой систему жизнеобеспечения, и ее хватает ненадолго. При этом быстро стареют.

— Так человек не будет жить на других планетах других звезд?

— Для долгой жизни там потребуется приспособление к новым системам. Немного другой человек.

— Такой, как ты?

— Чуть-чуть такой. (Смеется.) И я не только иначе мыслю.

— Так ты опасен для этой системы?

— Может быть, наоборот. Стагнация системы — смерть системы. Для выживания нужно развиваться. Как раз нужны такие, как я.

— А тогда ты несвободен.

— Чуть более свободен.

08.09.2010

Ответ «Чуть более свободен» мне даже больше нравится, чем «совсем свободен». Это от преданности человеческой системе?

Интересно, Шаман может объяснить это «чуть более»? (Оп, записал вопрос для Шамана.)

— Вот ты жил в начале двухтысячных в Ярославле и в Москве. Современные люди свободны?

— Ни капли.

— Почему?

— Им кажется, что делают, что хотят. На деле они только приспосабливаются к случившемуся и обсуждают это.

— А более свободные есть?

— Очень мало.

— Почему?

— Слишком много времени уходит на приспособление и обсуждение.

— А что делают более свободные?

— Преобразуют ситуацию к своему проекту.

— Проект — сделать деньги?

— Только деньги — приспособление к потребностям тела. Деньги — вспомогательный инструмент. Проект — это построение реальности.

— Их реальность может не всем понравиться.

— Несвободные будут, как обычно, приспосабливаться и обсуждать новую реальность.

— То есть более свободны, например, олигархи, капиталисты, а работающие на них — менее свободны?

— В экономическом аспекте. В целом — одинаково порабощены. Я говорю о реальности мышления и действования.

09.09.2010

На побережье погода меняется мгновенно. Сейчас печет солнце, а в следующую минуту — солнце закрыто облаком, подул ветерок, сразу холодно. Море холодное, и под грунтом в сорока сантиметрах мерзлота — без постоянного притока солнечной энергии тепло не держится и минуты. А если еще одежда мокрая…

С неудовольствием смотрю на надвигающиеся облака. После выхода в море и возвращения по накату развесил мокрую одежду на воткнутых в кучи камней и плавника палках. Еще бы часик тепла с ветерком. Шаман что-то говорил об управлении реальностью. Но это в шутку мысль. Даже если бы Шаман мог, я не стал бы просить менять естественный ход вещей из-за невысохшей робы.

— Что дает более свободным построение реальности?

— Практику построения реальности.

— Они это осознают?

— Я сказал «чуть более свободны», а не «свободны».

— Так в чем разница между «более» и остальными?

— Тебе пока не понять.

— Знаю, не хватает практики. Но хоть слова без понимания.

— (Шаман, как обычно, реагировал на иронию лишь небольшой паузой). Их идеи[23]более свободны.

09.09.2010

А, так идеи бывают более свободны и менее свободны. То есть они обладают индивидуальностью и свободой воли. Оп! Знак. Шутить-то тут, оказывается, не нужно, так оно и есть.

— Но идеи не могут быть свободны, они должны придерживаться самих себя.

— Свобода идеи в ее развитии.

— Так это же… диалектика, противоположность.

— Да. (Шаман хохотнул.) Только не «диа», а «три». А потом — семь.

03.10.2010

По совету Шамана САМ размышляю о свободе.

Вся история открытий человечества — история борьбы за свободу: быстро передвигаться, летать, не тратить время на заготовку дров, добывание пищи… А история государств, бюрократии и индустрии потребления — порабощение и бегство от свободы: куда деть время — на стояние в очередях за справками, смотрение телевизора, решение семейных проблем, добывание денег… Размышлять некогда, то есть быть свободным и ответственным за свои решения не нужно. Человек не сам структурирует свое время (не нужно думать о его заполнении), свою жизнь (не нужно принимать важных решений), свои размышления (не нужно разбираться), свой выбор (стереотипы общественного сознания диктуют).


Шаман — единственный из известных мне людей, который, в период жизни на побережье, полностью свободен от бюрократического порабощения и более других свободен в физическом мире. Куда он девает время? Как его структурирует? О чем размышляет? Какие решения принимает? Ответ оказался парадоксальным.

— Большинство людей умрет от полной свободы.

— ???

— Первая проблема, с которой сталкивается свободный человек, — безволие.

— Что это?

— Если не нужно ничего делать, люди теряют активность.

— Так это… хорошо, отдохнуть…

— А потом?

— Реализовывать свои планы.

— Какие?

— Ну, обеспечить детей, близких.

— Представь, что уже свободен от этих проблем.

— Конкуренция, научные открытия.

— Представь, что свободен и от этих проблем.

— Так ты на все что угодно скажешь: «свободен от этих проблем»- Проблемы еще не свобода. Проблемы подталкивают собранного человека к их решению.

— А несобранного?

— К НОЖам[24]. (Шаман улыбнулся.)

— Без проблем люди не будут ничего делать?

— Почти все.

— Что плохого в потере активности?

— Человек держится на своих делах, предпринимает усилия для их решения. Без волевой энергии быстро заболеет и…

— А которые не «почти все»?

— Могут быть свободными.

— Иметь постоянную активность без внешней необходимости?

— Да.

— Как это может быть?

— Они выстроили внутреннюю структуру активности, независимую от… «реальности».

— Они не ведут себя как психически больные?

— Больные и фанатики — обратный полюс свободы. Не они управляют активностью, а она ими. Я похож на больного?

— Да понял, это я так спросил. А куда ты деваешь время?

— Не «деваю время», «добываю» его.

— Это как?

— Когда другие проблемы решены, проблема добычи времени становится главной.

— Для чего?

— Сначала просто чтобы иметь достаточно времени жизни.

— А потом?

— Когда добудешь достаточно времени, поговорим.

— Как мне добыть достаточно времени?

— Построй независимую структуру активности и поймешь.

— Это идея самого себя?

— Идея себя как мира.

19.09.2010

Привез из Греции и притащил в домик на побережье, несмотря на вес, два бюстика — Аристотеля и Сократа. Хотел и Платона, но не нашел. Днем они смотрятся необычно под неровным окошком на столе из еле обтесанного топором плавника. Вечерами при игре пламени свечи и печки они «меняют выражение лица», помогают размышлять. Это действие Шаман назвал красивым.

Мне не важно, какими они были в быту. Важно, что могли подниматься над бытом и размышлять о нетленном. Их физические тела давно истлели, а идеи продолжают жить и развиваться. И сами они — как идеи.

Похоже, Шаман очень продвинулся в постижении мира идей.

— Если идеи субъектны, то они чего-то хотят, добиваются?

— Да. Не побоишься об этом писать?

— Нет. Если и есть жизнь после смерти, то это должна быть активная жизнь.

— Так и есть.

— Продолжается учение, развитие, изменение, борьба?

— Теперь ты ближе к свободе.


Примечания:



1

Совет ДМ 218.003.04 при Дальневосточном Государственном Университете путей сообщения (Хабаровск)



2

Шаман сказал, что сначала появляется знак-предупреждение: пятно, родинка или нарост на коже в соответствующей энергетической зоне тела.



16

1940



17

Методика: каждая реплика клиента и консультанта готовится в течение одной-трех минут группой из трек студентов. Соответственно, работают группа «Клиент» и группа «Консультант». При групповой имитации рационального диалога предполагается, что обе стороны учитывают реплики друг друга. Иррациональные аргументы типа «Нет и все!» запрещены, «правила общества» учитываются обеими группами. Естественно, что группа «Клиент» обычно находит больше аргументов, чем реальный клиент, но в работе с трудными и многочисленными аргументами и проходит одна из линий обучения рациональной терапии.



18

«Бежать» — на местном сленге означает идти с поклажей максимально быстро, не экономя силы.



19

Заключенные.



20

Здесь не могу совсем уж точно разобрать запись. Скорее все так — «не вылупившись».



21

Северо-восточный государственный университет



22

См. разделы «Рецепты шамана» в последних изданиях «Хохота шамана» Отредактировал и опубликовал на сайте PRESSI (HERSON)



23

Имеется в виду описанная в «Хохоте шамана» идея самого себя



24

Я рассказывал Шаману о своих исследованиях неврозов отложенной жизни (НОЖ). См., например: Серкин В. П. Методы психологии субъективной семантики и психосемантики. — М.: Пчела, 2008. — С. 168–173.









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх