|
||||
|
ГЛОССАРИЙ А – Абхинавагупта – автор «Шайвадгама»; теоретик кашмирского шиваизма, жил в X-XI вв., предпринял широкий синтез тантрических доктрин и практик и создал оригинальную эстетическую концепцию; – Абхишека – ритуалы посвящения в брахманы; – Аватар а – «тот, кто нисходит», воплощение на Зее Верховного господа или его представителя; – Агама – «то, что снизошло» – неведические триционные писания, особенно «Шайва Шактагама»; – Агни – ведический бог огня; – «Адвайта-Веданта» – реформированное учение индуизма; – Адвайтедантисты – последователи учения «Адвайта-Веданта»; – Айндри – демон; – Аканта – один из видов вибраций, возникающий при воспевании мантр; – Акаша – «то, что проникает во все» – пространсо, главный из пяти элементов ( таттва ); – Амрита – бессмертие (от «а» – отрицание, «мритью» – смерть); – «Амританандамайа» – см. «Апасампрадайи»; – Ананда – высшее блаженство; – Анандамурти – см. «Апасампрадайи»; – «Анандамайа» – см. «Апасампрадайи»; – Апана – разновидность жизненной энергии ( прана ), осуществляющей выделения; – Апасампрадайи – течения, которые признают изначьные «Веды» – отвергают всю прочую ведическую литературу; – Апсара – небесная нимфа, дух воды; – Ардханаришвара – андрогин, мужская и женская суость Шивы; – «Арьясамадж» – см. «Апасампрадайи»; – Асана – буквально: «место, трон», йогическое пожение, поза»; – Асур – демон; – Атман – «сущность, или основа жизни», в широком смысле – душа человека (в этом случае с маленькой буквы); – Атхарваведа – см. «Веды»; – Ахамкара – в санккхья, принцип «эго»; – Ачарья – синоним гуру, наставник; – Ашвамедха – лошадь в качестве жертвоприношения; – Ашрам – уединенное место; этапы жизни; – Аштангайога – см. Патанджали; – Аюрведа – от «аю» – «жизнь», и «веда» – «наука», традиционная индийская медицина; Б – Бидж антра – «начало, рождение, семя, спеа»; – Бинду – тонкая энергия, находящаяся в муладхаре. Также означает точку, мгновение; – Брахма – в индуистском треугольнике (триединства) Создатель; – Брахмачари – в брахманической системе не состоий в браке ученик, последователь; – Брахми – демоны; – «Брахмосамадж» – см. «Апасампрадайи»; – «Брихад-Йони-Тантра» – см. «Агамы»; – Бхага – вульва; – Бхаскарарайя – см. «Агамы»; – Бхагават - Гита – «Великая песнь Господа», пятая глава «Махабхараты», в котором дается суть «Вед»; – Бхайрава – «ужасающий», одна из форм Рудра - Шива; – Бхакти – от «бхай»: «благочестие, восхищение, привязанность, благоговение», одно из направлений йоги; – Бхога – «наслаждение, радость, утеха»; – Бхута – низшие элементы материи; – Бхуты – демоны; – Будда – «пробужденный, озаренный, светящийся» имя, данное принцу Гаутама Шакья-Муни; – Буддхи – в санкхья: «довод, человеческая правда»; В – Ваджра – «молния»; – Вайшнавы – последователи Вишну; – «Ва ривасья» – см. «Агамы»; – Валлабхи – см. «Апасампрадайи»; – Варахи – демоны; – «Веданта-Сутра» – краткое изложение теистической философии, написанное Вйасадевой в форме афоризмов; недуалистическая философская система. Конец «Вед»; – «Веды» – знания, священные арийские тексты; Ригведа. священные гимны; Самведа, священные песни для жертвоприношений; Йаджурведа. священные магичеие формулы, Атхарваведа, знание магических формул, а также «Упанишады», «Шастры», «Веданта-Сутра», «Шрути» (наставления) и «Итихасы» (исторические хрики); – Виджайа – «высшее знание», возбуждающий напиток; – Вивекананда Свами – см. «Апасампрадайи»; – «Вишвассара-Тантра» – см. «Агамы»; Г – Гайатри-Тантра – см. «Агамы»; – Ганеша – сын Шивы; бог мудрости с головой слона; – Гаруда – орел с телом человека; на нем летает Вишну; – Гуны – качества материальной природы: саттва – благость, раджас – страсть, тамас – невежество; – Гуру – «тот, кто посвящает» – учитель, наставник; – «Гухьясамадж» – см. «Апасампрадайи»; Д – «Даршана - Шастра» – см. «Агамы»; – Дайтья Шумбха – демон; – Джнана-Мудра – большой и указательный пальцы образуют кольцо; – Джива-Мукти – «джива» – «живое существо»; «мукти» – «освобождение из круговорота повторщегося рождения и смерти»; И – Й – Имперсонализм – философия безличности Бога; – Индра – в индуизме бог воды, дождя; – Инь – женский аспект в философии Дао; – «Итихасы» – см. «Веды»; – «Йони-Тантра» – см. «Агамы»; – Йони – детородный орган женщины; К – «Кайвалья-Упанишада» – см. «Упанишады»; – Кайлас – гора на Тибете ( центр Мира ); – «Кока-Шастра» – свод эротических писаний; – Кали – экспансия, другая сущность Парвати; – Кали-Пуджа – жертвоприношения животных; – «Кама-Сутра» – «кама» – «похоть, плотская любовь», «сутра» – «изречение», автор трактата Ватсйаяна; – Кали-Трипура - Бхайрави – ритуал поклонения Кали; – Картикейя – бог войны; – Кришна – в индуизме Верховная Личность Бога. Около пяти тысяч лет назад он явился на Землю в своей изначальной двурукой форме, которая является источником всех других экспансий и воплощений Верховного Госпа; – Кришнамурти – см. «Апасампрадайи»; – «Куларнава-Тантра» – см. «Агамы»; – Кумари – поклонники Кумаров, преданных Кришны; Л – М – «Лалита-Пранама» – см. «Агамы»; – Лингам – «знак», указывающий на созидающую энеию Шивы, соединенного с Шакти; мужской половой оан (в состоянии эрекции), помещенный в йони; – «Линга-Пурана» – см. «Агамы»; – Мадхвачарйа – один из учителей Шрампрадайи; – Майа – материальная причина создания, космическая способность создания форм. Способность скрывать реальнть; в широком смысле – иллюзия; – «Майтрейя-Упанишада» – см. «Упанишады»; – Мандала – в Индии, Непале, Тибете разновидности янтр; – Мандара – священная гора в шиваизме; – «Мандукья-Упанишада» – см. «Упанишады»; – Махабхарата – «Великая песнь Господа». см. «Веды»; – «Маханирвана-Тантра» – см. «Агамы»; – Махешвара – Шива; – «Миссия Рамакришны» – см. «Апасампрадайи»; – Мриданга – глиняный барабан в бамбуковой оплетке; Н – Нама-Рупа – «Нама» – «имя», «Рупа» – «форма»; – Нанда – священный белый бык, на котором ездит Шива; – Нарасимха – Человеев, воплощение гнева Кришны; – Нигамы – см. «Агамы»; – Нирвана – «гашение, тушение»; угасание всех желий; ментальная пустота; – «Ниларудра-Упанишада» – см. «Упанишады»; – «Нимбарки» – см. «Апасампрадайи»; – «Нируттара-Тантра» – см. «Агамы»; – Нишумбха – демон; П – Парам-Шива – Шива в своем высшем проявлении; – Парвати – супруга Шивы; – Панчавактра-Шива – пятиголовая форма Шивы; – Панчаратра» – см. «Апасампрадайи»; – Патанджали – основатель «Аштангоги», восьмтупенчатой йоги; – Пранавайу – жизненная энергия, один из воздушных потоков; – Параматма – изначальная Высшая душа, аспект Гоода; – Парашакти – подчиненная Господу женская энеия; – «Пураны» – см. «Веды»; – Падма – лотос; – Пашупати – «повелитель животных» – одно из звий Шивы; – Пингала – солнечная нади, тантрическая энергия, поупающая через правую ноздрю; – Пракрити – созидающий женский принцип, природа; – Пранава – другое название «ОМ»; – Пуджа – знак почитания, культ с помощью цветов; – Прашупати – воплощение отрешенности; – Пуруша – «человек, человечество», символ бескечной чувственной любви; Р – Рамануджа – духовный учитель ХII в., основатель оой из школ вишнуизма, «Шрисампрадайи», начаий теистическое движение на монотеистическую теию Шанкарачарйи; – Рамачарака – см. «Апасампрадайи»; – «Рамаяна» – эпическое произведение, сродни «Махабхарате»; – «Риг-Веда» – см. «Веды»; – Рудрани – другие воплощения Парвати; С – Самадхи – последний этап Раджайоги; – «Самведа» – см. «Веды»; – Сансара – круговорот рождений и перевоплощений; – Сансканал – (здесь) энергетический канал; – Сатья Саи-Баба – см. «Апасампрадайи»; – «Саундарья-Бахари» – см. «Апасампрадайи»; – «Сахаджия» – см. «Апасампрадайи»; – Сватмарама – автор трактата о йоге «Хатха-Йога-Прадипика»; – Сиддхи Самскара – «зарождение, источник действия, совершенство». В широком смысле исключитьные возможности тела и духа, приобретаемые в ходе йической практики; – Сканда-Пурана – трактат о воинском искусстве; – «Смрити-Шастры» – см. «Веды»; – Субраманья – другое имя Картикейи, бога войны; – Сутра – «нить», в широком смысле афоризм, изречение; Т – Тантрики – тантристы, поклонники богини Шакти; – Тара – мантра – см. «Агамы»; – Тарака – демон; – Таринимантра – см. «Агамы»; – Таттва – субтильный, хрупкий элемент; ингредиент таического ритуала; – «Таттва-Пракаша» – см. «Веды»; – «Трипура-Рахасья» – см. «Агамы»; – Тилопа – автор трактатов «Океан наслаждения для мудрого», «Алмазные четки» и др., принадлежал к тантрическому течению Северного Буддизма «Ваджраяна»: У – Х – Ч – Удгита – одна из форм воспевания АУМ; – Упанишада – трактаты эзотерической мудрости, глаым образом в форме притчи или рассказа, см. «Веды»; – «Хагакурэ» – «сокрытое в листве» (японск.) – кодс чести самурая; – «Харивамша» – см. «Агамы»; – «Хевайа-Тантра» – см. «Агамы»; – Чамунда – демон; – «Чхандогья-Упанишада» – см. «Упанишады»; Ш – Шайви – демоны; – Шакти-Деви – Богиня-Мать, объект поклонения в тантризме; – Шанкара – одно из имен Шивы, «черный»; – Шанкарачарйа – основатель теории имперсонализма, теории безличного аспекта бога. Последователи считают его инкарнацией Шивы; – «Шарада-Тилака-Тантра» – см. «Агамы»; – «Шастры» – см. «Веды»; – Шива – в индуистском треугольнике (триединства) Разрушиель; – «Шивасамхита» – см. «Агамы»; – Шивананда Свами – последователь «Шайва-Адвайта»; – Шри Ауробиндос м. «Апасампрадайи»; – «Шримад-Бхагаватам» – см. «Веды»; – Шри-Видйа - Мантратрипурасундара – мантра, заключающая в себе все основные тантрические мантры; – Шри Рамакришна – см. «Агамы»; – «Шрути» – «то, что услышано и передано звуком», см. «Веды»; – Шри - Чайтанйа – воплощение Верховного Господа, явившееся в образе преданного Кришны; – Шри-Чинмой – см. «Апасампрадайи»; – Шри-Янтра – главная янтра в тантризме; – «Шубхагама - Панча ка» – см. «Агамы»; Э – Я – Эгрегор – энергоинформационное поле; – Якши – демоны; – Ян – мужской аспект в философии Дао. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|