|
||||
|
Воскресная школа Когда начинать воспитание ребенка В нашу школу приводят малышей с шестилетнего возраста. К этому времени ребенок уже получил основы воспитания, даже если его никто целенаправленно не воспитывал: если не направляли родители, то воспитывало все, что он впитывал из своего окружения, с чем соприкасался. Однажды профессора Московской Духовной Академии А.И. Осипова спросили, с какого возраста следует начинать воспитание ребенка. «А с какого возраста начинают развращать?» — ответил он. Начинают развращать, к сожалению, когда он находится еще в материнской утробе, если родители ведут не целомудренный образ жизни, не задумываясь о будущем своего чада, — и это уже влияет на будущего человека, формирует его душу, реально существующую еще до момента появления ребенка на свет Божий. Вот тогда-то и начинается процесс воспитания — или не-воспитания. Все здесь важно: и как мамочка себя ведет в период беременности, и как папочка относится к жене и ребенку. На Западе проводились определенные исследования, и есть свидетельства, что в период чревоношения ребенок реагирует на внимание со стороны отца и матери. Это естественно, ведь ребенок — плод родительской любви, отвечает на любовь. Но он чувствует также и нелюбовь — в том случае, если он нежеланный. Это нельзя забывать. Святые отцы советуют матери во время чревоношения часто исповедоваться, причащаться Святых Христовых таин, молиться, ходить на службы, быть более собранной и внимательной к себе, помня о теплящейся под сердцем жизни. И благодать Божия будет действовать на еще не родившегося в мир, но уже живущего младенца. Дитя человеческое начинает свою жизнь с материнской утробы — следовательно, с этого времени начинается и его взаимоотношение с миром. И если это взаимоотношение не управить, не организовать, не согреть Божией благодатию, то мир сам начнет воспитание младенца — но уже по своим законам, законам «века сего». Ничто не заменит ребенку семью По монастырскому обычаю, в нашей воскресной школе учатся мальчики. И вот почему. В традиционной школе всегда считали, что раздельное обучение правильнее. Не только мальчики, но и юноши в России получали образование отдельно от девочек и девушек. Так было и в Древней Руси, и позже. В университетах учились мужчины, а в институтах благородных девиц, на женских курсах — девушки. Основание этому — в глубоком различии назначения мужчины и женщины. Об этом различии мы забыли, и более всего забыли о назначении женщины, хранительницы семьи. Для женщины семья всегда была главным деланием. Не работа, не учеба, не карьера и тем более не общественно-политическая деятельность — все это разрушает женщину, убивает ее внутренние, глубинные основы. Но теперь все смешалось, и женщина уже не знает своего призвания. Поскольку нет созидательницы и хранительницы семьи, нет домашнего тепла и уюта, семья разваливается. Утрачивается чувство ответственности за брак, все чаще создаются «семьи-однодневки». Не понравились друг другу, не сошлись характером — разбежались. Проблемы в этом теперь не видит никто. Никто не задается вопросом: почему же такое блуждание является грехом, почему Церковь всегда выступала против блуда и прелюбодеяния? Потому что, соединяясь с другим человеком, мы оставляем в нем как бы часть себя, часть своей личности. А тот человек оставляет часть себя в нашем сердце, в нашей душе. Представим себе: если зеркало, в котором отражается наш образ, разобьется на кусочки, и в каждом из них зафиксируется наше отражение, что произойдет с образом? Получится некоторое множество нашего «я». Целое рассыпется. В этом, кстати, один из смыслов греха нецеломудрия — нецелостность. Во мне, в моей душе много других «я», а мои «я» тоже где-то гуляют. Могут быть и духовные прелюбодеяния, когда человек, сохраняя видимую верность, душой прилепляется к другому. Здесь та же ситуация нецелостности — нецеломудрия. Многие острые вопросы нашей жизни, многие неурядицы, горе и трагедии связаны прежде всего с развалом семьи. Нет семьи — и человек лишается корней. Никто, даже самый хороший и добрый батюшка или самый прекрасный педагог, самый замечательный детский дом или интернат не могут заменить ребенку папу и маму. Дети это очень глубоко чувствуют. Был такой случай. В один из рейдов по Москве группа сотрудников милиции вошла в зал ожидания Казанского вокзала и увидела такую картину: возле билетных касс полулежит женщина, еще не старая, худая, синяя, обезображенная пьянством, в каких-то лохмотьях; около нее — тоже вся оборванная грязная девчушка лет шести. Как только эта девочка увидела, что к ее маме приближается милиционер, то засуетилась, стала приводить ее в порядок, достала расческу с тремя зубьями, чтобы причесать… Маленькая, умом еще ничего не понимает, но: это — моя мама, моя семья; она частичка чего-то такого, чего и сама еще не осознает. И так практически у всех детей. Никакая организация не заменит того, что вложил в родителей, особенно в мать, Господь: дар не только рожать, но дар воспитывать, учить детей. Все глубинные отношения человека с Богом, с ближним, с миром закладываются в семье. От семьи — все импульсы жизни. Родители учатся вместе с детьми Воскресная школа никогда не сможет из неверующего ребенка сделать верующего, если она будет одна. В лучшем случае мы можем дать какие-то знания, дать направление развитию души, ума. Но воспитать, занимаясь с детьми один раз в неделю, конечно, невозможно. Ребенок не живет изолированно, и меняя в корне начатки его воспитания, а следовательно, и основы жизни, необходимо, чтобы вместе с ним изменялись и взрослые, так или иначе ответственные за него. Семья, родители должны активно включаться в процесс духовного образования ребенка, быть первыми помощниками Церкви в этом деле. В наше время родители, воспитывая детей в Церкви, одновременно и сами потихоньку духовно растут. Бывают случаи, и нередкие в наши дни, когда ребенок воцерковляется самостоятельно от семьи и приводит в храм родителей. Наша воскресная школа работает не только с ребенком, но и с его семьей. Родители, подавая прошение о приеме детей в школу, обязательно дают свое согласие на посещение занятий. Другое дело, как они это выполняют. Но мы никого не неволим. В нашем разноликом мире, где отсутствует какое бы то ни было единство, трудно воспитывать человека в цельности. Очень страшно, когда в детскую душу вносится разлад. Приведу такой пример. После беседы о сотворении мира приходит ученик нашей школы домой и рассказывает своему отцу о том, что узнал у нас. А тот слушал-слушал, глядел вялым взором на своего ребенка, а потом сказал: «Все это поповские бредни». И все. В следующее воскресенье мальчик был неузнаваем: смотрит недоверчиво — мнение папы для него оказалось убедительнее. Для семи-восьмилетнего малыша родительский авторитет очень высок. Когда-то на Руси церковное воспитание было неотделимо от семейного. Осуществить это в наше время не так-то легко, поскольку связь поколений прервана во всем, в том числе и в деле воспитания. Нельзя забывать, что многие из родителей наших учеников — в прошлом питомцы яслей, детсадов, «продленок» и других детских учреждений — сами были лишены тепла семейного очага. И теперь, если мы хотим вернуться к нашим семейным традициям, то учить прежде всего нужно родителей. Это касается не только воскресной школы, но и светской. Очевидно, потребность эта пока не осмыслена нами в достаточной степени, так как в целом такой практики — просвещения родителей — у нас пока нет. Мы должны помнить, что забота о ребенке — это не только добывание для него хлеба насущного. Намного важнее то, что в детстве формируется душа человека, душа гражданина Царства Небесного. Устройство и жизнь воскресной школы В нашей воскресной школе существует несколько возрастных групп. Детей принимаем с шести лет и занимаемся с ними до тех пор, пока им не исполнится шестнадцать. Возрастные рамки могут быть подвижны — это зависит от развития ребенка и от его желания учиться в нашей школе. Всего у нас сейчас около 130 детей. Первая группа — подготовительная, в нее входят от шести до восьми лет. Раз в неделю, по субботам, с ними занимается один преподаватель, который беседует с детьми, поет, ставит несложные сценки, уже традиционные на Пасху и Рождество. Дети рисуют, гуляют, ходят на экскурсии. Главная задача на этом этапе — сформировать у детей не знания, а правильное чувство к Церкви. Чтобы внутренне они знали: есть Бог, есть Церковь. Пока им ничего не надо осмысливать, надо просто принять в себя: это есть. Это часть их жизни, часть жизни их семьи, часть жизни их друзей. Далее эти дети по уставу нашей школы переходят в младшую группу, которая занимается по воскресеньям. Возраст: девять-одиннадцать лет. У них также один преподаватель, и преподавание беспредметное, хотя в расписании мы пишем: «Закон Божий». Беседы могут быть на самые разные темы, начиная от динозавров и кончая серьезными вопросами о смысле жизни, о спасении рода человеческого. На уроках стараемся открыть для них Божий мир в разных его проявлениях. Дети знакомятся со всем, что их окружает; через все это мы стараемся показать им веяние Духа Святого, действие в этом мире Творца. Рассказ ведется на примерах из их жизни, из жизни святых, природы. Мы не чуждаемся и занятий спортом. Есть спортивные минутки, когда одна из мам, профессионал-тренер, занимается с детьми. В этом возрасте активность повышена, и нужна разгрузка. Результаты очевидны — у нас уже не так скоблят стены, не ломают двери, меньше требуется ремонта, так что есть некоторая экономия для монастыря. Энергия детей получает другое направление: их «ядерные взрывы» используем в мирных целях. После этого дети переходят в средние группы — от десяти до тринадцати лет. В нашей школе это базовая возрастная группа, внутри которой формируется несколько небольших подгрупп. В каждой имеется свой преподаватель — классный руководитель. В этом возрасте мы учим детей церковно-славянскому языку, его ведет одна из мам. Главное наше желание — помочь детям этого возраста правильно прочувствовать Церковь. Но если в подготовительной и младшей группах они должны были просто ее принять, вместить в свою жизнь то, что она есть, то теперь мы хотели бы, чтобы они прочувствовали, какая она есть. Но все-таки пока только прочувствовали, а не поняли, не осмыслили. На этом фоне беседы и лекции могут быть самыми разнообразными. Например, в первый год у нас шли занятия по теме «Введение в понятие „Спасение человечества“». Мы начинали с сотворения мира — как мир был сотворен, как были сотворены первые люди, зачем. Как они от Бога ушли, отпали. Потом делается вывод, что человек сам себя не может исправить и что ему нужен Спаситель. Далее очень коротко, буквально в несколько уроков разговор идет о Спасителе. Попутно с занятиями в школе мы можем съездить, например, в биологический музей, посмотреть на динозавров — чтобы как-то проиллюстрировать наши рассказы. К каждому вопросу, который мы затрагиваем, даются комментарии. У нас нет жесткой отчетности. На экзаменах мы больше пытаемся узнать, как ребенок понимает то или иное происшествие, то или иное событие — историческое либо современное, как относится к молитве, например, молится ли, знает ли, зачем это нужно. Я считаю, что это намного лучше, чем вытягивать из детей зазубренные знания. Пусть мы узнаем, что ребенок не молится, но мы узнаем также, почему он не молится, и тогда будем решать эту проблему. Это важно и для ребенка, и для преподавателя. Детям такая форма экзамена нравится: они не нервничают, больше раскрываются. Раньше у нас были крохотные подгруппки, по пять-шесть человек, и мы легко могли проводить беседы с детьми, держать их внимание, а в случае необходимости и поставить на место. Но дети к нам идут, группы растут, классы нас не вмещают. Теперь часть групп воскресной школы либо уходят на экскурсию, либо выполняют какие-либо послушание. Правда, система послушаний пока не отработана. Старшая группа скомплектована из детей от четырнадцати до шестнадцати лет. Обучение предметное: Беседы о Евангелии, Беседы о Таинствах Церкви и богослужении, История Церкви, Сектоведение и религиоведение. Эти же предметы мы преподаем и родителям наших учеников. На занятия ходят примерно 60 % пап и мам. Это самые благодарные наши слушатели. О проблемах и планах нашей школы Срок учения ребенка в школе большой, и пробыв здесь три-четыре года, он уже слышал все, что можно слышать о Церкви, — по крайней мере, так ему кажется. Кроме того, он уже устал от учебы. И потому на уроке он может прервать преподавателя: «Я это уже слышал, мне это не интересно». Спроси о «слышанном» — он ничего не ответит. Но он слышит знакомые слова, знакомые понятия, и интерес его пропадает. Отчего это происходит и что же делать? Основную причину я нахожу в следующем. Чаще всего ребенок не видит связи между тем, что ему сказано о Церкви, и своей жизнью. А если он не видит этой связи, то ему интересны только новые знания или новые впечатления. Необходимо строить занятия, беседы в школе так, чтобы каждое новое знание ребенок конкретно связывал со своей жизнью. Иначе ребенок просто устанет от учебы, перестанет воспринимать. И начнет ходить в школу только для того, чтобы побыть со своими сверстниками. А занятия станут лишь фоном для общения. В этом году мы приняли решение провести серьезное собеседование с детьми и родителями. И тех детей, которые приходят в школу только для того, чтобы «побыть», — отделить в особую структуру, в нечто вроде клуба по интересам православных ребят. Здесь они смогут рисовать, вырезать и выжигать по дереву, делать школьную газету, а то и просто играть в футбол. Можно также организовать помощь ребятам в учебе, занятия для поступающих ВУЗы. А детей, которые хотят учиться, — учить. Решать, сколько лет тот или иной ребенок будет находиться в воскресной школе, всякий раз нужно конкретно. Катехизические курсы Наши катехизические курсы можно назвать ликбезом, открывающим и разъясняющим основы православной веры. К сожалению, в наше время приходится наблюдать, что программы многих катехизических курсов, воскресных школ для взрослых страдают определенной поверхностностью. Человека насыщают знаниями о Православной Церкви как институте, о ее иерархическом устройстве, истории, о символике храма и иконы, о том, как вести себя во время богослужения. Это все важно и нужно. Но, может быть, еще важнее другое, то, что часто выпадает из поля зрения составителей катехизических программ, — рассказать о внутреннем содержании, о сути христианства. А суть христианства в том, что человек греховен, болен, что он погибает, и ему нужен врач — Спаситель, Который пришел, Который спас и дал человеку все для спасения: основал Церковь, дал церковные Таинства. Необходимо показать смысл воцерковленной жизни так, чтобы человек не только понял умом, но принял в свою душу, что «без Бога ни до порога», как некогда говорили на Руси. К сожалению, нередко считают, что вера православная — это вера старушек. В самом деле: многие люди лишь к закату своей жизни, благодаря отчасти жизненному опыту, и в первую очередь опыту отрицательному — лишениям и скорбям, отчасти же в результате крушения или изживания временных жизненных целей приходят на порог храма. Кроме того, и у давно верующего человека часто под старость появляется возможность приходить в храм чаще, чем в прежние годы, наполненные всяческим трудом и заботами. Так было в Церкви всегда, еще святой Григорий Богослов писал: «Мы — галилеяне, люди презренные, ученики рыбарей, мы, которые заседаем и поем псалмы вместе со старухами». Это свойственно не только Православию, все мировые религии испытывают что-то подобное. Но бывает, что человек отталкивается от Церкви и этим ее безобидным свойством: ему кажется невозможным найти здесь, среди столь простого люда, то, что соответствовало бы запросам его философски настроенного ума. И эта ошибка толкает поддавшиеся души искать элитарных кружков, «сверхдуховных» обществ. И вот они гибнут, тонут в море разнообразных «духовных сложностей» и учений. Но Господь говорит: «Я есть путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6). Церковь — это живое Тело Христово. И каждый член, каждая клеточка этого живого Тела Господу дороги. Все едино, и от самого малого страдает целое. Как у человека — болит какой-то совсем незначительный орган, а от этого все тело страдает. Так и в Церкви, так и в России нашей, всегда жившей с Богом, а в нашем столетии пытавшейся отказаться от Него. Мы все связаны между собой. Сколько отторгнутых от Церкви людей! Сколько заболевших безбожием! Но оздоровление даже одного человека изменяет ситуацию: стал на истинный путь один человек, а за ним потихонечку, если он правильно идет, если не переусердствует, подтягиваются другие — родные, друзья, знакомые… На наших курсах обучаются люди разного возраста, разного уровня светского образования. Это и студенты, и научные сотрудники, и домохозяйки. Первоначально предполагалось не смешивать разные социальные группы, но опыт показал, что общение разных людей приносит свои плоды. Образованные немного смиряют гордыню, общаясь с людьми простыми, сами становятся проще — они ведь сидят все вместе, рядышком. А люди малообразованные, слушая, например, вопросы, которые интересуют других, и даже просто находясь в этой атмосфере, заметно подтягиваются. Программа наша строится по двум направлениям — образование для ума и образование для сердца. Основы православной веры и основы церковной жизни. Два столпа, на которых возводится все остальное. По возможности преподается богословие — основное, догматическое, нравственное. Человеку всегда необходимы конкретные примеры, научающие и назидающие, воспитывающие сердце. Поэтому мы обязательно говорим о Евангелии, рассказываем об этой Книге в разных аспектах. И говорим, конечно, об истории христианской святости — в качестве приложения к нравственному богословию. Педагогический семинар Есть у нас еще одно направление — курсы для педагогов. Занимаясь социальной деятельностью, я понял, что необходимо посещать больницы, детприемники, колонии, тюрьмы и прочие убогие места, где находятся скорбящие и болящие люди. Но еще я понял, что эта скорбь, эта боль, эта нередко полная потерянность в жизни имеют определенную основу, являются следствием какого-то общего недуга. Чаще всего главной причиной утраты человеком своей личности является недостаточное, а чаще неправильное воспитание. Особенно семейное. Семья разваливалась у нас постепенно и планомерно, делалось все, чтобы она потеряла свой авторитет, перестала быть тем чистым родником, из которого проистекает весь дальнейший путь человека. И теперь мы поставлены перед совершившимся фактом: во многом дело, обязанность семьи переданы детскому учреждению — школе, интернату, училищу и др. Именно в учреждении ныне чаще всего формируется личность человека. И мы решили, что необходимо помочь преподавателям и воспитателям войти в Церковь, ибо, будучи сами в Церкви, они смогут повести за собой и детей. То есть будут по мере возможности воцерковлять те детские учреждения, куда их призовет Господь. Так был организован педагогический семинар. Его участники имели возможность приобрести и расширить свои знания не только по богословским наукам, но и по психологии, педагогике, музыке, по истории русской литературы. Семинар был зарегистрирован, и каждый его участник по окончании получал свидетельство о повышении квалификации. К сожалению, по ряду причин, мы не смогли продолжить начатый опыт. В этом году у нас работал лекторий для педагогов «Духовно-нравственные основы семьи». С лекциями перед слушателями выступали митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, профессор МДА А.И. Осипов, известный психолог Т.А.Флоренская и др. Справочный телефон При катехизической службе существует справочный телефон. Большая часть задаваемых вопросов касается духовной жизни, поэтому у телефона должен дежурить священник. Но, к сожалению, у нас этой возможности пока нет, и на вопросы отвечают катехизаторы, которых мы готовим. Если задают вопрос сложный, то задача дежурного — направить человека к священнику, в храм. Эта служба задумывалась как справочная, для ответов на конкретные вопросы о христианской вере, но постепенно она все более становится «телефоном доверия», психологической помощи тем, кто оказался в беде, хотя мы и избегали этого названия. Молодежь звонит нам редко. Но часто звонят несчастные матери, дети которых попали в секту или дурную молодежную среду, где принимают наркотики, алкоголь, где процветают разного рода пороки. Бывает, что внутри семьи нет живых человеческих отношений, и тогда к нам обращаются за помощью как матери, так и сами дети. Недостаток человеческого участия, общения сейчас испытывают многие. Вспомним первохристианские общины. Люди постоянно были вместе: молились, научались друг у друга. А мы разъединены, и это часто оборачивается несчастьем. Дефицит подлинного общения— огромная проблема современной жизни. Даже дома, в семье общение заменяется лицезрением того потока, который выливает на нас телевизор. Мы разучились участвовать в жизни друг друга. Детские дома, школы, вузы Детские дома, интернаты, школы — это особый аспект социального служения Церкви, и здесь трудно отделить социальное служение монастыря от просветительской деятельности. Как и в воскресной школе, мы работаем с детьми разных возрастов. О какой-либо регулярной, последовательной работе говорить не приходится. Чаще всего это только разовые факультативные занятия — беседы по приглашению педагогов и воспитателей, обычно связанные с церковными праздниками. Иногда дети приезжают в монастырь, знакомятся с обителью, общаются с братией. Мы стараемся пользоваться любой возможностью, чтобы показать им, что есть Царство Божие, что цель жизни — не только земное обустройство. Такое общение очень важно для ребят, поскольку по капельке происходит их приобщение к Церкви. Но, к сожалению, педагоги, директоры, родители, сами школьники пока не готовы к постоянной целенаправленной работе. Наши беседы для них чаще всего — одно из мероприятий, часть культурно-просветительной работы. Необходимы коренные изменения в сознании, чтобы Церковь стала неотъемлемой, необходимой частью жизни, все освещающей и просветляющей. Но то, что можно делать, — делать необходимо. Одно из направлений нашей катехизической службы — педагогическая деятельность в высших учебных заведениях, непосредственный контакт со студентами, вчерашними детьми. Мы преподаем в МГУ, в МФТИ, в Институте электронной техники и Военном университете. Так что спектр нашей работы в этой области достаточно широкий — это и гуманитарная часть будущей интеллигенции, и техническая, и военные. Дом ребенка Уже много лет, с конца 80-х годов, монастырь окормляет Дом ребенка № 17. Это детское учреждение Министерства здравоохранения, в котором живут маленькие человечки с момента своего рождения до пяти или шести лет — то есть до того возраста, когда их можно передать в какой-либо интернат или детский дом. А теперь появилась и практика усыновления детей. Каково скорбное, наполняющее душу болью «население» Дома ребенка? Там есть отказнички, от которых отказываются их мамы, часто в силу того, что их дети родились с какими-то дефектами. Есть и нормальные, здоровые малыши, которых мамы просто не хотят воспитывать. Находятся там и дети с отклонениями, от которых родители, слава Богу, не отказались, навещают, заботятся — но так как в домашних условиях нет возможности их лечить, то они и попали в Дом ребенка. Большинство из этих маленьких людей, только что родившись, испытали самое страшное для человека — одиночество. Нельзя сказать, что ребенок, поскольку он маленький, не понимает, что с ним произошло. Нет, он понимает, и этому есть множество свидетельств. Например, то, как дети тянутся к протянутой руке, как реагируют на подходящего человека, как отвечают на ласку. Берешь такого ребенка на руки, и чувствуешь, как он, до того напряженный (именно напряжением всех мышц часто характеризуются их болезни), весь расслабляется. Помню такой случай. В храме в честь Жен Мироносиц, устроенном в доме ребенка, регулярно, каждую неделю совершается богослужение. Рядом с храмом находится спальня детей-инвалидов. Однажды шло богослужение, а я исповедовал. Вокруг меня стоят кроватки с детками, на одной из них мальчик с болезнью легких, синий, напряженный. Идет богослужение. На лице малыша — страдание. Но как только он слышит «Господи, помилуй» — улыбается. Прекращают пение, он вновь впадает в свое обычное состояние. Небольшая пауза, снова поют «Господи помилуй», и он опять улыбается. Я подумал: «Мало ли, возможно, тут нет никакой связи?» Но понаблюдал в течение некоторого времени и убедился, что улыбка связана с пением. Я видел, что он глазками что-то ищет на потолке. Кто знает, что происходило: ангел ли ему являлся, или что другое было?.. Еще случай с младенцем. Детская больница, реанимация. Нужно было причастить одного младенчика с тяжелым заболеванием — ДЦП. У него были расслаблены все члены, он постоянно непроизвольно двигал руками, головой… Стали причащать. Очень осторожно, так как он весь дергался, я поднес лжицу с Кровью Господней — и тут он весь распрямился, затих, стал таким красивым… Он причастился, дали ему водички запить — и вновь вернулось его обычное состояние. Но на какое-то мгновение он пришел в себя — чтобы причаститься. Почему возникла необходимость в создании храма в Доме ребенка? Потому что дети нуждаются в церковном окормлении. В этом храме совершается Литургия, служатся молебны, отпевания, панихиды. К сожалению, больные дети периодически умирают и становятся нашими ангелами-хранителями, предстателями, молитвенниками перед Богом. Когда совершаешь отпевание, нет скорби, нет уныния — есть спокойствие. Не могу сказать: «радость» — все-таки смерть ребенка трудно принять, но на душе покойно; и всегда на отпевании хочется петь пасхальные стихиры, что мы, кстати, и делаем, нарушая, может быть, Устав. В этом же храме происходит крещение младенцев. Восприемниками становятся сотрудники. Естественно, что сотрудники, которые трудятся не покладая рук и пытаются, хотя это практически невозможно, заменить детям родителей, тоже входят в круг наших подопечных. С ними занимаются наши катехизаторы. Дети, оставленные родителями, особенно нуждаются во внимании, тепле, любви. Особенно в любви. Любая болезнь может врачеваться любовью. Есть замечательные примеры тому, особенно из военной медицинской практики, когда не лекарства, которых всегда не хватало, а руки, голос, слова сестер милосердия облегчали страдания наших воинов и залечивали их раны. И взрослым, и детям — всем нужна любовь. Мы часто забываем о том, что человеческое общение происходит не столько на внешнем уровне, сколько на духовном. Прежде всего люди общаются душами. И у ребенка, этого маленького человечка, есть душа, которая также требует внимания. Мне хочется, чтобы это было услышано. Наступило страшное время — время равнодушия, цинизма. Мы перестали сочувствовать, жалеть, откликаться на человеческую боль. Дети брошены — и мы равнодушно проходим мимо. Мы привыкли к страданиям ближних, даже страданиям детей. Жестокость, жестокосердие пронизывает все наше общество. Дефицит любви испытывают на себе не только дети в домах ребенка, но и многие, живущие в так называемых благополучных семьях, — они тоже часто лишены подлинного родительского внимания… «Трудные» дети Наши равнодушие и черствость, ожесточение сердца порождают бедствие, которое приняло уже катастрофические размеры: дети уходят из дома на улицу, становятся ничьими. Так появляется новая страшная реальность — детская преступность, детская наркомания, детская проституция, детский алкоголизм, и прочие беды с приставкой «детские». Все это прочно входит в нашу жизнь и уже почти стало «нормой». О «правонарушениях среди несовершеннолетних», как называется теперь эта беда официально, говорится достаточно много. Но те, у кого дома пока — до времени! — благополучно, эти проблемы воспринимают отвлеченно: они не касаются именно их жизни. «Да, такие дети есть, да, их много, это нехорошо. Но все это где-то там, не у нас, не в наших семьях». Однако мы не заметили, что эта беда достигла уже и «благополучных» домов. И если на улицах, на чердаках и в подворотнях, куда мы выгнали своих детей, она заявляет о себе открыто, то в наших домах притаилась и лишь ждет своего часа. Если человек живет без Бога, то ему нечего терять; если заповедь добра лишь отвлеченный принцип, то достаточно любого толчка, любого соблазна, чтобы «переступить» — «если Бога нет, то все позволено». Всегда, во все времена уровень преступности свидетельствовал об уровне духовной жизни общества, об отношении человека к Богу, к миру и к своим ближним. Тем более уровень детской преступности. Преступники не дети, а мы, взрослые. На нас лежит ответственность за все, что происходит с детьми. Человек познается в детях своих (Сир. 11, 28). Дети, отвергнутые нами, дети, которые не испытали, что такое добро, а потому не умеют отличить зло, свидетельствуют о нас, взрослых. Настало время вернуть им то добро, которого когда-то их лишили. Мы обязаны открыть их сердца навстречу чистоте, правде, святости. Рассказать о Христе и о Его любви к ним, показать Церковь Христову, которая никогда не отвернется от них и всегда примет как своих любимых чад. ЦВИНП (Центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей) На нескольких островках наша обитель опекает «трудных» детей. Один из них — Центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей — ЦВИНП, или детприемник. Здесь находятся в основном дети, оказавшиеся ненужными своим родителям. Их подбирает милиция и привозит в Центр для того, чтобы определить, что это за ребенок, откуда он, и отправить на место — либо домой, по месту прописки, либо в специнтернат или спецшколу. С 1931 по 1983 год Центр находился в стенах Даниловской обители, а после того как монастырь возвратили Церкви, переехал на Алтуфьевское шоссе, в Отрадное. Сейчас с этим Центром у нас самые теплые отношения. В детприемнике существует храм во имя преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Феодоровны, действует воскресная школа. Работа идет. Она невидима, ее нельзя внести в отчеты, потому что общение, которое происходит там с детьми — священников и катехизаторов из Данилова монастыря, сестер Дмитровского сестричества, — в строку отчета укладывается очень кратко. Но здесь как раз и решаются проблемы возвращения детям внимания, доверия, любви, уважения их человеческого достоинства. В приемнике дети находятся всего лишь месяц, многого не сделать за это время. Но возможно заронить в душу ребенка доброе семя. Здесь он, часто впервые в жизни, слышит весть о Христе Спасителе, узнает что-то о Церкви, попадает в обстановку храма, небольшого, но уютного, в первый раз исповедуется, и, если возможно, подойдет к Чаше. Все это не пройдет для него бесследно. Совершается в Приемнике и Таинство Крещения. Если ребенок считает себя не готовым, не хочет креститься, то мы не настаиваем. Та же ситуация и на исповеди; и к Чаше мы допускаем только по желанию. Конечно, требования соответствуют уровню детей. Но если ребенок утром, перед Причастием не позавтракал, для него это подвиг. На завтрак он не может не идти, поскольку распорядок для всех один. И вот, ребята за столом едят, а он готовится к Причастию и будет только обедать — по общему расписанию. Нельзя забывать, что приходя в подобное учреждение, мы как бы вливаемся в семью. И священник должен входить в нее очень мягко, отдавая себе отчет в том, что в этой семье есть руководитель, есть подчиненные, есть дети. И нужно приложить много сил, чтобы стать своими в этой семье, чтобы действительно люди потянулись к нам и пошли на контакт. Это очень важно — вести себя так, как говорил апостол Павел: быть для всех всем (1 Кор 9,22). То есть быть людям понятным, говорить то, что они могут воспринять, а не возлагать бремена неудобоносимые (Лк. 11, 46). Ничего из нашей проповеди не получится, если мы начнем здесь учительствовать. Скорее мыt учимся у этих людей, которые здесь проработали по тридцать-сорок, а то и пятьдесят лет. Поэтому нам надо с благодарностью относиться к ним, к их советам. И надо не стесняться учиться. Пример нашего служения — Христос. Он никогда не говорил свысока, Он всегда старался достучаться до сердца. Нужно всегда идти навстречу человеку, стучать, и, по слову Господа, нам откроют. Если будем не ломиться, а стучать с любовью, то, конечно, с любовью и откроют нам, и примут наши советы. Тогда и будет небесполезна наша деятельность. Уже не один сотрудник ЦВИНПа был крещен. Среди них есть тоже разные люди, воспитанные в различных условиях, но тем не менее человек делает этот шаг, принимает крещение. Некоторые сотрудники исповедуются, причащаются. Надо иметь определенное мужество, чтобы в таком светском коллективе встать на церковный путь. Храм потихонечку объединяет всех — священников, детей, сотрудников. Как говорит начальник приемника, самое лучшее, самое светлое место здесь — храм. Он красивый, уютный, создает в этих стенах — а это все-таки стены тюремные — особую атмосферу. Совершается молитва, приносится Бескровная Жертва. В храме, посвященном святой преподобномученице Елизавете Феодоровне, есть маленький музей — три стенда на северной стеночке, рассказывающие о ее жизни. Первый — о том, как она была еще маленькой, как ее воспитывали, как, будучи знатного происхождения, она знала и умела все — и шить, и вышивать, и готовить, и была при этом высоко образованна. Второй стенд рассказывает о ее жизни в России, а третий — о том, как после внезапной смерти Великого Князя Сергея Александровича она преобразилась в своем служении ближним. Сотрудники и дети приемника тянутся к храму, и это говорит о том, что мы не зря тратим и время, и силы. Детская психиатрическая больница № 6 Недавно у нас появились новые подопечные друзья. Это ребята из мужского отделения детской психиатрической клиники. Общение с ними оказалось на удивление простым, несмотря на умственную отсталость большей части мальчиков. Дело в том, что «население» больницы можно поставить в один ряд с ребятами из ЦВИНПа (некоторые прямо из ЦВИНПа к ним и попадают, и при встрече узнают наших катехизаторов). Уровень развития их одинаков, поэтому и подход к этим ребятам нам знаком. Но отличия, конечно, есть. Во-первых, если в Приемнике преобладают психически здоровые ребята, то здесь — больные. Во-вторых, тут дети пребывают в среднем по полгода, поэтому мы разработали для них специальную программу. «Дети улиц» Еще одно учреждение, находящееся под опекой монастыря, — межрайонный подростковый центр «Дети улиц». Он был создан для того, чтобы дети, в основном подростки, которым негде приткнуться, не оказались на улице, в лапах различных пороков и страстей. Это светская программа, но, участвуя в ней, Церковь может многое сделать. Часто человек поступает плохо не потому, что он плохой, а потому, что он не имеет положительного примера. Наше время страдает обилием отрицательного, наблюдается некая всеобщая падкость на отрицательное. Включите телевизор, откройте газеты, журналы, пообщайтесь с людьми: «жареный» материал весьма популярен. Все говорят об ужасах современной жизни, но мало кто предлагает пути решения этих проблем. Задача Церкви — давать правильную ориентацию жизни, показывать положительные примеры, которых у нас множество. С центром «Дети улицы» мы только начинаем сотрудничество, и я надеюсь, что оно будет развиваться. «Зоны» Накоплен у нас определенный опыт взаимодействия с местами заключения, с трудовой колонией. Везде мы сталкиваемся с проблемой, о которой уже говорилось выше: недостаток истинного общения. Люди находятся в определенной среде — среде мира сего, а выхода к Церкви практически не имеют. Наша задача — помочь человеку выйти из круга временных интересов; вначале он услышит, увидит, а потом и переживет, почувствует, что не все ограничено здешним миром, что есть другие, вечные ценности, в которых жизнь только и обретает смысл. Почему молодой человек, юноша, подросток попал в «зону»? Потому что его вовремя не остановили, не показали образа подлинной жизни. Все, что видит человек вокруг, отлагается в его памяти, формирует свой облик бытия. При отсутствии ясных критериев добра и зла происходит их смешение, постепенно ко злу привыкают, зло становится нормой жизни. И тогда уже не страшно переступить; более того, переступишь — и станешь героем в глазах определенного круга людей, как сверстников, так и старших. Примеры, образы таких «героев» постоянно мелькают в быту — на экранах телевизоров, в печати, на огромных рекламных щитах, заполонивших наши площади и улицы. Все это создает условия для преступления, оно оказывается возможным, нестрашным. Конечно, сказываются и слабость, и немощь человеческая. В одном из московских молодежных центров спросили подростков о том, какой, по их мнению, главный недостаток современной молодежи. Ответ одной из девочек поддержали все: «Отсутствие силы воли». Можно было сказать и так: недостаток доброй воли сопротивляться злу, так как они не знают источника этой доброй воли, с одной стороны, а с другой — не видят, не знают смысла добра, и с третьей — не имеют примеров добра. А примеров зла, повторим, — предостаточно. В зоне мы совершаем богослужения, исповедуем, причащаем. Совершаем Таинство Крещения. В монастырь приходят письма из мест заключения, на которые отвечают братия, высылаем духовную литературу. Попечение о стариках Пожилые люди не менее беззащитны, чем дети. Их также коснулось наше жестокосердие, наша нелюбовь. Кто, как не Церковь, как не верующие могут и должны их поддержать? Продолжая давние традиции, Данилов монастырь не оставляет без попечения наших стариков. По возможности мы помогаем нуждающимся, как-то заботимся о них. С недавнего времени у нас завязались отношения с некоторыми московскими центрами социального обслуживания. Многие сегодняшние старики ни разу за свою жизнь не были в храме. Те, кому сейчас 70 лет, воспитывались в атеистическом государстве и были свидетелями, а, возможно, и участниками борьбы с Богом. И теперь нередко не старики детей, а дети стариков вводят в храм — учащиеся нашей воскресной школы вместе с сотрудниками монастыря, с братией обители помогают пожилым обрести Бога. После бесед, после первой за многолетнюю жизнь исповеди для них начинается новая жизнь под покровом Церкви. Я думаю, это главное, что делает наш монастырь для пожилых людей. Все начинается с общения. Наша задача — помочь человеку сделать первые шаги, чтобы потом в храме его, как того евангельского расслабленного, понесли ко Христу. Дай Бог, чтобы мы были готовы подъять этих людей. Почему человек такой неукрепленный теперь? Почему так неустойчива вера? Потому что очень многое он воспринимает внешне, поверхностно. Сердце остается холодным. А когда что-либо воспринято поверхностно, то любые внешние ветры могут поколебать, самое малое — смутить. Как в евангельской притче о сеятеле — падают зерна неглубоко, на камень, приходят испытания, — и зерно, не прорастая, погибает. Человек сворачивает с истинного пути, отказывается от веры, уходит из Церкви, не успев по-настоящему войти в нее. В Церковь люди приходят разными путями. Одни рождаются и воспитываются в православной среде, а другие находят Бога через муки, страдания, боль. И часто бывает, что последние оказываются более устойчивыми и твердыми — потому что это пережито, выстрадано. Почему столь многие отпали, предали Церковь, когда начались у нас гонения? Потому что были воспитаны внешне. Жили в традиции, по правилам, канонам, а внутренне не переживали. Но Господь милостив. И, как говорят святые отцы, Он создает такую ситуацию, при которой человек имеет возможность пострадать, а значит, оценить, от чего отказывается, — и вернуться. Наше время — время страдания. Но из-за своего легкомыслия и безответственности по отношению даже к собственной жизни мы не всегда отдаем себе отчет в этом страдании и в его причинах, а также в том, какие последствия будет иметь все творимое нами ныне. Дело каждого верующего человека — священника, монаха, мирянина — разбудить ожесточившиеся сердца, открыть их для слышания Слова Божия, для покаяния, для противостояния общей беде. Как говорил преподобный Максим Исповедник, отношение христианина к миру должно быть «ни чувственно, ни бесчувственно, но сочувственно». И оттого, насколько мы по-христиански сочувствуем каждому из своих ближних, всему, что окружает нас, зависит будущее нашей Земли, которую мы передадим в наследство нашим детям. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|