|
||||
|
Глава 10 ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ
Академик П. К. Анохин считал, что обеспечить благоприятное для человека состояние эмоциональной сферы можно «либо путем исключения ситуаций, способных вызывать в качестве исходного стимула отрицательную эмоцию, либо путем включения между стимулом и эмоцией интеллекта, логики, устраняющих самую возможность появления вредной эмоции… В этом последнем случае решающее влияние оказывает воспитательная работа – культура эмоций». Характер преимущественно проявляющихся эмоций, конечно, во многом зависит от воспитания и обучения. Вместе с тем велико значение психологического «климата» в семье и в окружающем обществе, особенности социального и экономического положения, отношение к выполняемой работе и многие другие факторы, влияющие на наше общее и эмоциональное состояние. П. К. Анохин писал, что «настойчивое воспитание эмоционального аппарата и именно так называемой выдержки с детских лет является очень важным фактором, предупреждающим стремительность развития и застойность задержанных компонентов эмоций. В этом случае, несомненно, снижается возможность того, чтобы эмоции при своих повторных проявлениях могли стать источником патологических состояний висцеральных (внутренних. – Прим. А.П.) органов и сердечно-сосудистой системы». Но в жизни неизбежны сложности, требующие напряжения сил, энергичных действий, решения текущих тактических и стратегических проблем. Секрет не в том, чтобы жить менее напряженно, а в том, чтобы жить более разумно и при этом любить выполняемую работу и уметь радоваться в случаях достижения существенного успеха в труде. К тому же следует не забывать, что определенное напряжение мышц и мыслительных процессов для здорового человека в определенных пределах полезно, приятно и даже необходимо.
Физиолог Г. И. Косицкий говорил: «Опытным врачам и педагогам давно и хорошо известно, что образ жизни, при котором „остерегаются эмоций“, это не путь для профилактики. Такой совет хорош лишь для больного. Здоровому человеку он скорее вреден. Здесь нужен другой совет – приучивание к преодолению жизненных трудностей, к борьбе с ними». К этому хотелось бы добавить только, что нужно, вероятно, с детских лет приучать человека к преодолению неизбежных жизненных трудностей и параллельно стремиться уменьшать количество и длительность воздействующих на него отрицательных факторов, которые могут быть устранены и не являются обязательным атрибутом данной ситуации. «Человек, – говорил первый нарком просвещения А. В. Луначарский, – не должен жить только в усилии, только для дела, только для потомства, но также для себя, для настоящего, иначе получилась бы та нелепость, в которой Спенсер укоряет всякий чистый альтруизм: все уступают друг другу счастье, и никто его не принимает». В связи с этим представляется правильным такое мнение: людям, строящим электростанцию, добывающим нефть, осваивающим Север, не обязательно годами жить в палатках или передвижных вагончиках, если есть возможность построить жилые дома; нельзя мириться с изнуряющим физические и моральные силы людей бездорожьем там, где можно построить дороги. Трудности надо не воспевать, а стараться их искоренять и делать жизнь людей, по возможности, заполненной не тяготами, а маленькими и большими радостями, которые, подобно жемчужинам, украшают ее, мобилизуя жизненную энергию человека, делая его бодрым, а временами и счастливым. В жизни трудности неизбежны. «Жизнь прожить – не поле перейти». Но каждый из нас в большинстве случаев понимает цену осложняющих нашу жизнь обстоятельств, и в связи с этим наши эмоциональные реакции определяются не только характером этих обстоятельств, но и причинами, которыми они обусловлены. И потому те самые люди, которые никому не бросили слова упрека, когда, стиснув зубы, по грудь в ледяной воде возводили переправы в годы Великой Отечественной войны, строили гигантские плотины и электростанции, выращивали хлеб, могут и имеют полное право возмутиться, столкнувшись с грубостью работников жилищно-эксплуатационной конторы или с бюрократизмом и волокитой в отделе социального обеспечения. Число житейских трудностей не следует множить искусственно, но неизбежные трудности были, есть и будут. И человек с детства должен привыкнуть встречать их как явление закономерное, привыкнуть к мысли о необходимости устранения этих трудностей, знакомиться с путями их преодоления, приобретать необходимые для этого практические навыки, постепенно накапливать жизненный опыт, который помогал бы в дальнейшем при встрече с необычными для себя вопросами находить их правильное решение. Надо стремиться к тому, чтобы трудности не вызывали у человека растерянности и тем более страха, паники, чтобы он научился их преодолевать, мог решать возникающие проблемы, обходясь при этом без бурных отрицательных эмоций или, наоборот, апатии, депрессии в случае возникновения необычных, может быть, сложных жизненных ситуаций. Достичь этого можно, пожалуй, лишь предлагаемым П. К. Анохиным путем «включения между стимулом и эмоцией интеллекта, логики, устраняющих самую возможность появления вредной эмоции». Чем осведомленнее человек, тем меньше у него поводов для отрицательных эмоций. Можно сказать, что главный путь предупреждения нежелательных аффективных состояний и задержанных отрицательных эмоций лежит через обогащение интеллекта человека, через оснащение его обильной информацией о методах удовлетворения потребностей, которые могли бы быть использованы им не только в «стандартной», многократно повторяющейся обстановке, но и в необычных, непредвиденных условиях. Для этого надо овладевать знаниями, расширять свой кругозор, чтобы разбираться в житейских вопросах и владеть своей профессией. Чем выше профессиональная квалификация, тем человек увереннее и успешнее выполняет свою работу. Совершенно ясно, что в процессе воспитания нельзя снабдить человека рецептами, которые обеспечили бы ему в дальнейшем решение всех возможных жизненных задач. Да этого и не требуется. Главное – воспитать веру в свои силы и возможности, а также умение этими силами и возможностями распорядиться лучшим образом. Ученик, изучающий математику в школе, знакомится с ее основными законами, но это со временем уже позволяет ему решать многие оригинальные задачи и выходить далеко за границы проторенных путей. Аналогичное положение имеет место и при решении задач житейских – человек должен уметь оптимально использовать свой запас жизненных знаний и благодаря интеллекту, логике находить оптимальные решения в каждом конкретном случае, каким бы необычным и неожиданным он ни был.
Таким образом, воспитание всегда должно быть сопряжено с постепенным, но постоянным обогащением интеллекта человека, оснащением его максимально широким кругом жизненной информации, а также с обучением правильно использовать свои знания на практике. Это всегда перспективно, а как писал А. С. Макаренко, «воспитать человека – значит воспитать у него перспективные пути, на которых располагается его завтрашняя радость». Обогащение человека информацией должно проводиться параллельно с воспитанием в нем оптимизма, способности всегда вести себя адекватно обстановке, сохраняя при этом трезвость мысли, умение не пугаться неожиданностей и при необходимости уметь мобилизовать все свои возможности и выходить победителем из любой неожиданной и сложной ситуации. Воспитание эмоций должно вестись с первых месяцев жизни ребенка. Оно осуществляется прежде всего в семье, и первым воспитателем малыша обычно является мать. Для правильного эмоционального развития ребенку с самого начала его жизни необходимо внимание матери, постоянное общение с ней. Швейцарский педагог И. Песталоцци считал, что в грудном возрасте ребенка нужно предохранять от волнений. «…Если мать часто без толку не бывает с грудным ребенком, зовущим ее, и ему, лежащему в скуке с чувством потребности, которую она должна удовлетворить, часто и подолгу приходится ожидать ее, пока это чувство не обратится у него в страдание, нужду и боль, то в таком случае в нем в высшей степени развивается и оживает зародыш дурного волнения и всех его последствий». Как писал американский детский врач Б. Спок, «каждому ребенку жизненно необходимо, чтобы его ласкали, улыбались ему, разговаривали и играли с ним, любили его и были с ним нежны. Он нуждается в этом не меньше, чем в витаминах и калориях. Именно это научит его любить других людей и наслаждаться жизнью. Ребенок, которому не хватает любви и ласки, вырастает холодным и неотзывчивым». И, действительно, как показали исследования М. Ю. Кистяковской, в детских домах, где достаточно хорошо был организован уход за детьми и их кормление, но не уделялось должного внимания воспитательной работе с ними, «эмоциональный тонус детей был очень понижен… не только у двух-, трехмесячных, но и у более старших детей, положительно-эмоциональные выразительные реакции или совсем отсутствовали, или возникали редко и были слабо выражены. Но стоило только начать проводить соответствующую воспитательную работу – ив первую очередь обеспечить частое „общение“ взрослых с детьми, – как эмоциональное их состояние с каждым днем стало улучшаться».
Нормально развивающийся ребенок очень эмоционален. Жизнь для него полна новизны; знаний мало, и все кажется ему необыкновенным, значимым; то, что для взрослого обыденно и не заслуживает внимания, у ребенка может оставить яркое впечатление, может оказать существенное влияние на формирование его эмоциональной сферы. Ребенок чутко воспринимает психологическую ситуацию в семье, чутко относится к окружающему, часто радуется и часто огорчается. Он умеет чужую радость и чужую боль воспринимать как свою собственную. Он умеет сочувствовать, умеет жалеть. И эту впечатлительность, эту, к сожалению, угасающую с годами свежесть чувств в ребенке надо поддерживать и не подавлять ее грубым вмешательством в легко уязвимый хрустальный эмоциональный мир ребенка. На детскую душу влияет малейшая, казалось бы, мелочь. Поэтому родителям надо остерегаться при детях быть самим безнравственными, раздражительными, ссориться, ругаться, сплетничать. Если родители поступают вразрез со своими словами, ребенок это замечает и теряет доверие к правильности их наставлений. И в дальнейшем у него остается в памяти представление о том, что их слова, их отношение к нему могут быть неискренними и, по сути дела, лживым. И когда он подрастает, ищет правду не в своем доме, а за его порогом, и при этом попадает в сферу влияния подчас посторонних людей, которые могут стать для него «авторитетами». И тогда он начнет подражать им, брать с них пример, а может, и действовать по их указке, а действия эти окажутся для родителей непредсказуемыми. Родители должны осознавать, что впечатления детских лет оставляют незабываемый след, что именно в детские годы формируется фундамент души, совести и моральной силы.
Вредно влияет на состояние эмоциональной сферы ребенка запугивание чем бы то ни было, начиная от «дяди», который, если будешь плакать, «заберет тебя в мешок», и кончая побоями. Запугивание детей приводит к тому, что у них развиваются неуверенность в себе, страхи, а это ведет к развитию у ребенка повышенной мнительности, робости, трусости, а иногда и злобы, мешает формированию у него веры в свои силы и возможности. В связи с этим чуть ли не каждая житейская сложность воспринимается ребенком как событие, грозящее трагическими последствиями. В результате любое, даже вполне преодолимое жизненное препятствие, превращается для него в проблему, которую он считает для себя непосильной. При этом, вместо того чтобы предпринять необходимые меры для ее решения, он остается бездеятельным, пассивным или же под влиянием бурных отрицательных эмоций совершает неадекватные, бессмысленные, нелепые поступки. Неуверенный в себе, робкий, пугливый ребенок плохо приспособлен к жизни, он часто чувствует себя беспомощным. Это способствует формированию у него сознания собственной неполноценности, и он легко попадает под влияние окружающих людей. При этом находит среди них, чаще среди своих сверстников или более старших по возрасту, «для себя авторитеты», пытается им подражать, их копировать, им подчиняться.
Ребенка с раннего возраста следует приучать к мысли о необходимости выполнять определенные обязанности в пределах его возможностей, следует воспитывать в нем положительное отношение к труду и к плодам человеческого труда. Устойчивости эмоциональной сферы ребенка способствуют физические упражнения и закаливание. Только всестороннее развитие детей может обеспечить их физическое и душевное здоровье. Об этом знали еще в глубокой древности. Лукиан так описывает школьный день афинского мальчика: «После усидчивых умственных занятий он упражняет свободными развлечениями свое тело, ездит верхом или упражняется в метании дротика и копья. Затем – школа борьбы… труд на полуденном солнце, напряженная работа в состязаниях, выполняемых по определенным правилам. После этого – купание…» Рано вовлекаются в трудовой процесс и дети племен, сохранивших первобытный образ жизни. Н. Н. Миклухо-Маклай рассказал о том, как трудятся папуасы: «…двое или трое мужчин становятся в ряд, глубоко втыкая заостренные колья в землю… За мужчинами следуют женщины, которые ползут на коленях и измельчают комья земли. За ними следуют дети различного возраста, которые перетирают землю руками». В кабардинских семьях пятилетние дети уже учатся владеть конем. К восьми годам сыновья южноамериканских аборигенов-аракуанцев владеют всеми видами известного их отцам оружия. Рано приучали к труду детей и в русских деревнях. Помогая родителям, они постепенно усваивают все виды выполняемой ими работы. В наши дни в нашем обществе необходимость трудового воспитания и физического закаливания детей не потеряли своей актуальности. По мере взросления нового человека надо знакомить его с трудностями, учить не пасовать перед ними, встречать спокойно любые препятствия и смело идти на их преодоление. В процессе воспитания и обучения необходимо постепенно расширять запас знаний подростка, его информированность, воспитывать в нем уважение к труду, стремление быть полезным обществу, понимать, что только знания и труд могут обеспечить в последующем их благосостояние и возможности выполнения своих желаний. К сожалению, эти, казалось бы, неоспоримые положения оказываются доступны пониманию не всех родителей. Когда-то в дворянских семьях растили детей, надеясь, что ожидающее их наследство обеспечит им возможность всю жизнь «срывать цветы удовольствия». Теперь некоторые мамы тоже всячески оберегают своих детей от каких бы то ни было столкновений с трудностями жизни, объясняя это тем, что «мы жили трудно, так пусть же они поживут без труда». Сами они расценивают такое отношение к детям как проявление своей любви к ним. Но, как говорил A. M. Горький: «Любить детей и курица умеет. Надо не только любить их, но и воспитать сознательными, полезными членами нашего общества». Еще сильнее высказывался по тому же поводу педагог А. С. Макаренко: «Нам не нужны люди, воспитанные на молчаливом подвиге матерей, обкормленные их бесконечным жертвоприношением… За неимением других самодуров и поработителей эти матери сами их изготовляют из собственных детей». Родительская любовь должна быть взыскательной и требовательной, без слезливой сентиментальности, без христианского всепрощения. Ребенок с ранних лет должен приучаться соразмерять свои желания, свои требования с реальными возможностями, тогда его не будет выводить из себя невыполнение родителями и окружающими людьми его малейших прихотей, тогда ему не будут свойственны безобразные аффективные состояния, делающие его похожим на капризного, избалованного панича из повести А. И. Куприна «Белый пудель». Глубоко прав был Ф. Э. Дзержинский, который писал жене следующее: «…Любовь к ребенку, как и всякая великая любовь, становится творческой и может дать ребенку прочное истинное счастье, делает из него полноценного человека, а не превращает любимое существо в идола. Любовь, которая обращена лишь к одному лицу и которая исчерпывает в нем всю радость жизни, превращая все остальное лишь в тяжесть и муку, – такая любовь несет в себе яд для обоих…» Заботясь об интеллектуальном, физическом и трудовом воспитании детей, нельзя подавлять в них свойственной детям эмоциональности. Марк Фабий Квинтилиан в связи с этим говорил так: «Я не осуждаю детских игр. Они свидетельствуют о живости детей, и я не могу надеяться, что печальный или всегда угрюмый ребенок, вялый даже в играх, свойственных его возрасту, будет усердно заниматься науками». Большое значение умению педагога воздействовать на чувства детей, умению в процессе преподавания увлечь ребят так, чтобы учение было для них занимательным, интересным, радостным, придавал К. Д. Ушинский. Н. К. Крупская считала необходимым в воспитательной и преподавательской работе давать детям «эмоциональную зарядку».
Воспитание эмоционального аппарата не заканчивается в период детства. По сути дела, оно должно продолжаться всю жизнь. Взрослый человек представляет собой такой же объект для воспитания, как и ребенок, хотя, возможно, воспитание взрослого является еще более сложной задачей и, по-видимому, также должно вестись по пути увеличения информированности о способах удовлетворения потребностей, по пути постоянного накопления опыта, который может быть полезен в жизни. Опыт, привычка снижают отрицательное влияние внешних воздействий на эмоциональную сферу человека. Опыт, приобретенный в процессе обучения и воспитания, позволяет преодолевать сложности, которые возникают при решении стоящих перед человеком жизненных задач. При этом немалое значение может иметь и самовоспитание. И. Гёте в молодости крайне раздражал шум. Для того чтобы справиться с этой «слабостью», он заставлял себя привыкнуть к шуму и грохоту. С этой целью будущий поэт и философ при случае пристраивался к проходящей воинской части и принуждал себя пройти вместе с ней под грохот барабанов через весь город. Для того чтобы преодолеть страх, испытываемый им на высоте, он поднимался на колокольню и подолгу там находился. Результат был налицо: выдержка, спокойствие Гёте поражали его современников. Опыт, накопленный в процессе воспитания и обучения, общения с людьми и преодоления жизненных трудностей, пережитые в прошлом взлеты и падения, радости и беды помогают человеку трезво, объективно оценивать обстановку, свои способности и возможности, собственное место в жизни. Жизнь, сопряженная с преодолением трудностей, может закалить человека, особенно если он подготовлен к этому в процессе воспитания. Лишь тот себя оценит и поймет,(А. Мюссе) Человек, имеющий жизненный опыт, знающий и хорошее, и плохое, не будет предъявлять завышенных требований к окружающим людям и к жизни, не будет огорчаться тем, что не свершилось желаемое, но невозможное, не будет слишком гневлив, чрезмерно вспыльчив. Недаром люди, познавшие жизнь, пережившие настоящие трудности и настоящие опасности, обычно не склонны к повышенной эмоциональности. Они проявляют большую сдержанность, большую выдержку, большую волю, чем вступающие в жизнь молодые люди, которые нередко бывают чрезмерно капризны, требовательны и в то же время не умеют адекватно вести себя в сложной обстановке, не могут дать правильную оценку собственным поступкам. Правильной оценке своей деятельности и значимости собственной личности для общества способствуют всестороннее развитие человека, его творческих способностей и дарований, широта его кругозора, объем нравственных, этических и эстетических потребностей. В связи с этим нельзя согласиться с людьми, которые говорят: «Зачем химику Гамлет, физику – Дон-Жуан, ботанику – общественная деятельность, математику – история, астроному – искусство?» Недаром таких узких специалистов А. И. Герцен называл жертвами разделения труда, а К. Маркс порождаемую узкой специализацией ограниченность именовал «профессиональным идиотизмом». Широта кругозора способствует развитию внутренней дисциплины, силы воли, делает нервную систему более стойкой к воздействию неблагоприятных внешних факторов. Она содействует возможности верно оценивать обстановку и правильно на нее реагировать, не допускать у себя неадекватных эмоциональных реакций, не давать мрачным мыслям занимать передний план своего сознания, сохранять спокойствие и оптимизм даже в самой сложной и опасной обстановке. Итак, для поддержания нормальной деятельности эмоционального аппарата необходимо обеспечить человека максимальным запасом информации и опыта, позволяющим решать жизненные задачи и добиваться поставленной цели без избыточного аккомпанемента отрицательных эмоций, создающих в мозгу застойные патологические очаги и ведущие к развитию различных нейрогенных заболеваний. Когда говорят о самовоспитании «эмоциональной сферы», следует прежде всего иметь в виду необходимость принять посильные меры для предотвращения развития у себя избыточных эмоциональных реакций, неадекватных значимости обусловливающих их ситуаций. Не секрет, что мы нередко огорчаемся, расстраиваемся, сердимся, злимся по совершенно мелочным поводам, а если попытаемся их чуть-чуть осмыслить, то часто и сами убеждаемся в том, что они не стоят выеденного яйца. Если бы каждый человек приучил себя осмысленно относиться к собственному поведению, то можно было бы избежать многих конфликтных ситуаций, которые портят настроение не только их участникам, но подчас и многим невольным свидетелям. Вам наступили на ногу в переполненном в часы пик троллейбусе, вы можете на это отреагировать возмущением, негодованием, злостью, можете даже учинить скандал. Но, если вы подумаете, почему же вам наступили на ногу, то поймете, что сделано это наверняка не нарочно, а произошло потому, что в троллейбусе тесно, что водитель был вынужден неожиданно затормозить и в связи с этим ваш сосед невольно, по инерции, сместился, так как не мог удержаться на одном месте. И тогда вряд ли вас охватит возмущение, негодование, а следовательно, не возникнет оснований к вашей гневной эмоциональной реакции и, тем более, кее внешним проявлениям.
Причиной конфликтов, аналогичных приведенной ситуации в троллейбусе, может быть излишняя вспыльчивость, наличие которой как раз часто и является дефектом воспитания. Вспыльчивость можно подавить, уравновесив свое плохое настроение голосом рассудка. Если же это не удается, то существуют апробированные жизнью простые способы, с помощью которых можно отвлечься, переключиться и благодаря этому не дать нежелательным эмоциям завладеть собой. Среди способов такого рода есть очень простые, такие, как счет про себя до десяти и обратно, проведение раз десять кончиком языка по внутренней стороне десны верхней челюсти и т. п. Надо сказать, что к бурным эмоциональным реакциям, к вспыльчивости некоторые люди имеют определенную предрасположенность. Это обычно индивидуумы, имеющие холерический темперамент, быстро и энергично реагирующие на разнообразные внешние раздражители. Но даже при самых неблагоприятных врожденных задатках путем воспитания и самовоспитания можно и должно достичь определенной сдержанности, позволяющей предотвратить эмоциональные взрывы, особенно бурные эмоциональные реакции по пустякам.
Избыточность эмоциональных реакций может быть проявлением болезненного состояния и, в частности, невроза, но и человек, больной неврозом, тоже должен приучать себя осмысленно относиться к происходящему вокруг и стремиться к адекватной оценке окружающей действительности, а следовательно, и к адекватности своих ответных реакций. И невротик в большинстве случаев при желании может отучить себя от взрывных эмоциональных реакций, если, конечно, он понимает их вред для собственного здоровья и их, если так можно выразиться, социальный вред. Кстати, стремление контролировать свое отношение к окружающему, правильно оценивать события, влияющие на эмоциональное состояние, для больных неврозами имеет и определенное лечебное значение. Если человек не пытается сдерживать внешние проявления своего эмоционального состояния, а целиком «отдается» во власть эмоций, вспыльчивость становится постоянной спутницей его жизни и превращается в дурную привычку, которая со временем может сделать его буквально невыносимым в любом человеческом коллективе. Да и сам он будет страдать и от стыда за свою несдержанность, и от недоброжелательного отношения к нему в связи с этим окружающих людей. В гневе человек, не считающий нужным контролировать свои эмоции, «взвинчивает» себя, и тем самым увеличивает время действия и силу избыточных отрицательных эмоций и соответствующих им сдвигов со стороны вегетативной нервной и эндокринной систем. В итоге все это плохо влияет на его собственное здоровье и трудоспособность. А так как эмоции могут передаваться окружающим, то вспыльчивость одного человека обычно отрицательно сказывается на здоровье и продуктивности труда многих людей. Воспитанию способности сдерживать эмоциональные реакции и при этом осознавать ее полезность, серьезное внимание уделялось уже в Древнем Риме. Философ-стоик Эпиктет в моральной проповеди, записанной его учеником Аррианом, высказался по этому поводу таким образом: «Когда ты сердишься, то знай, что ты делаешь не одно это зло, но что вместе с тем ты усиливаешь в себе привычку к гневу, – ты подкладываешь дров в огонь… А потому, если ты не хочешь приучать себя к гневу, то всячески сдерживай свой гнев и не давай привычке нарастать… Прими также в соображение то удовольствие, которое будешь испытывать, если воздержишься. Помни и то, что трудно будет воздержаться, если однажды переступил меру. Но если ты будешь уступать… и уверять себя, что ты победишь завтра, а завтра скажешь то же самое, то ты этим доведешь себя до такой слабости… что на будущее время перестанешь даже замечать свои ошибки, а если и заметишь, то у тебя всегда найдется готовое оправдание…» Действительно, возможность контролировать свое отношение к происходящему и тем самым воздействовать на собственное эмоциональное состояние, а следовательно, и на его внешние проявления, имеется у каждого человека, и в том числе у большинства больных неврозами. Поэтому излишне эмоциональные реакции, которые некоторые даже склонны считать своим достоинством, на самом деле часто являются распущенностью, обусловленной дефектами воспитания, низкой сознательностью и слабой волей. При этом обращает на себя внимание, что такие люди зачастую бывают несдержанными по пустякам в семье и с подчиненными на службе, но со своими начальниками они всегда ведут себя весьма вежливо, а иногда и подобострастно, а к их бестактным поступкам в свой адрес, как правило, проявляют поразительную лояльность. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|