|
||||
|
Глава 12 «ТРУД – ОТЕЦ СЧАСТЬЯ»
У А. В. Луначарского есть статья об одном из крупнейших художников Франции О. Ренуаре, названная им «Живописец счастья». В ней говорится, что Ренуару «было присуще внутреннее необыкновенное единство настроения; собственно говоря, ему всегда было присуще одно и то же настроение, но очень богатое. Это настроение было – счастье». Статья начинается так: «Ренуар дожил до глубокой старости. К семидесяти годам у Ренуара стал развиваться жестокий ревматизм рук, который постепенно превратил их во что-то вроде крючьев или птичьих лап. Ежедневно, почти до самого дня смерти, прославленный художник садился к мольберту, устраивался так, чтобы левой рукой помогать правой, и говорил: – Э-э… нет, ни одного дня без работы! – Почему вы так настойчивы? – спросил его заезжий поклонник. Весь поглощенный своим полотном, Ренуар ответил: – Но ведь нет выше удовольствия! – И прибавил: – Потом это похоже на долг. Тут восьмидесятилетний мастер глянул с улыбкой на спрашивающего и пояснил: – А когда у человека нет ни удовольствия, ни долга, зачем же ему жить?» Труд – «первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека» (Ф. Энгельс). Следовательно, чтобы оставаться людьми, мы должны трудиться, так как в противном случае лишимся не только ставших нам совершенно необходимыми материальных благ, но и главного жизненного стимула. Труд необходим человеку для поддержания у него уверенности в том, что он полезен обществу, что он вносит свою посильную лепту в общее дело, что он заслужил право пользоваться созданными коллективным трудом многих человеческих поколений условиями существования, для того, наконец чтобы иметь материальный достаток и обеспечивать таким образом себя и свою семью, а если позволят средства и возникнет желание – оказывать благотворительную помощь нуждающимся. Генрих Гейне писал, что «не занятый делом человек никогда не может насладиться полным счастьем. На лице бездельника вы всегда найдете следы неудовольствия и апатии». Если же человек работает и при этом осознает, что его работа приносит пользу, то это осознание обеспечивает у него положительное отношение к процессу труда и заинтересованность в его продуктивности. Такая работа выполняется с желанием и любовью, она не тяготит, и трудоспособность человека, занимающегося ею, обычно достаточно велика. Лауреат Нобелевской премии академик Н. Н. Семенов по этому поводу говорит следующее: «Многие опасаются того, что большие умственные перегрузки, в частности, у ученых, легко приводят ко всякого рода расстройствам. Но когда ученый занимается страстно любимым делом, предел нагрузки бывает необычайно высоким без всяких вредных последствий. Наоборот, при занятии делом, которое не приносит удовлетворения, такой предел очень низок. Это – поразительное устройство организма».
«Труд – отец счастья» (В. Франклин), но счастье может составить лишь та работа, которая интересна, которую по-настоящему любишь, которая выполняется с удовольствием и с ясным пониманием ее полезности. Если же уверенность в полезности выполняемой работы поколебалась, это, как правило, отрицательно влияет на настроение, желание продолжать такую работу угасает. «Тоска, тоска грызущая завладела мной, – читаем мы в одном из писем И. И. Левитана. – Ничего почти не работаю, недовольство старой формой – так сказать – старым художественным пониманием вещей (я говорю о смысле живописи), отсутствием новых точек отправления заставляет меня чрезвычайно страдать». Удовольствие доставляет обычно та работа, которая ладится. В большинстве случаев, пожалуй, ценятся не усилия, из которых складывается любой трудовой процесс, а результаты, полученные с его помощью, причем не только конечные, но и промежуточные. В процессе любого успешного, «спорящегося» труда человек одерживает последовательный ряд маленьких промежуточных побед, каждая из которых поддерживает положительный, стеничный эмоциональный тонус, являясь очередным стимулом к продолжению труда, к достижению его конечной цели. Правильно избранная профессия – залог оптимизации эмоционального отношения к выполняемому труду. «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет» (К. Д. Ушинский). Вот почему на определенном этапе жизни молодого человека приобретает особое значение так называемая профессиональная ориентация, основной задачей которой является обеспечение возможности выбора профессии, которая соответствовала бы его складу личности, его физическим и духовным потребностям, его интересам. К тому же желательно, чтобы избираемая профессия могла обеспечить достаточный заработок и моральное удовлетворение, основой которого может быть ощущение полезности выполняемой работы. Понятно, что большее удовлетворение от работы получает человек, хорошо освоивший свою профессию. «Устают и изнемогают не столько от того, что много работают, – говорил физиолог Н. Е. Введенский, – сколько от того, что плохо работают». Лишь знания и умение хорошо работать могут обеспечить успех любого труда, а, следовательно, и вызывать сопровождающие его желательные положительные эмоции. Поэтому каждый должен стремиться в совершенстве владеть своей профессией, постоянно пополняя знания, накапливая опыт и улучшая результаты своего труда. Если труд может тонизировать человека и создавать у него хорошее настроение, то хорошее настроение, в свою очередь, позволяет выполнять работу лучше, доброкачественнее, быстрее.
Особенно значительно влияние настроения на производительность умственного, творческого труда. Хорошее настроение вдохновляет, будит мысль, делает труд оптимально продуктивным. Один из передовых мыслителей XVIII в. Дени Дидро писал: «Вдохновение охватывает наш ум, тревожит, преследует разум. Воображение искрится, страсти разгораются. В душе человека чередуются удивление умиление, возмущение… Без вдохновения истинная мысль или совсем не возникает, или же случайным образом возникшая мысль не создает условий для развития истинной мысли». Нужное для работы, вдохновляющее на труд настроение очень важно в деятельности поэта или писателя, композитора или артиста. Э. Хемингуэй в «Празднике, который всегда с тобой» рассказывал: «В иные дни все шло хорошо и удавалось написать так, что ты видел этот край, мог пройти через сосновый лес и просеку, а оттуда подняться на обрыв и окинуть взглядом холмы за излучиной озера. Но случались и дни, когда работа не ладилась. Значит, удача ушла от тебя, и ты закрывал блокнот. Это худшее из всего, что могло случиться». Алексей Толстой ту же мысль выразил кратко: «Если накатит, тогда я пишу быстро, ну, а если не накатит, тогда надо бросать». Тягостные периоды отсутствия настроенности на работу были знакомы и такому чародею слова, как А. С. Пушкин: Беру перо, сижу; насильно вырываю Но далеко не все писатели и поэты, и тем более ученые, считают для себя возможным выжидать оптимальное для работы настроение, ибо ждать его приходится подчас долго. Так, Стендаль как-то признался, что у него на ожидание вдохновения ушло десять лет жизни, которые он называет «глупо потраченными». Зато Э. Золя не ждал вдохновения. Он писал: «У меня есть положенные часы: утром я сажусь к столу, точно купец к конторке, пишу потихоньку, средним числом страницы по три в день». Аналогичной системы организации своего рабочего дня придерживались И.С Тургенев, Г. Флобер, А. Франс, Л. Н. Толстой. Они исходили из принципа, хорошо сформулированного П. И. Чайковским: «Вдохновенье – это гостья, которая не любит посещать ленивых. Она является к тем, кто призывает ее». Социологи провели интересные исследования по изучению факторов положительно или отрицательно влияющих на эффективность труда на производстве. При этом было установлено, что настроение работающего может оказывать большое влияние на производительность трудового процесса. Так, экономист Т. Н. Павлова выявила, что если при хорошем настроении рабочий расходует на определенную производственную операцию от 1,5 до 2,5 минуты, то при наличии неприятных личных переживаний на выполнение той же операции им затрачивается в среднем 3,3 минуты. Недавно проведенные в США исследования по социальной психологии показали, что производительность труда повышают: хорошее настроение работника – на 0,9 %, хорошие отношения в его семье – на 0,5 %, хорошие отношения в коллективе – на 1,9 %. Напротив, плохое настроение работника снижает производительность труда на 1,2 %. В поточном и конвейерном производстве, где люди наиболее взаимосвязаны, плохое настроение одного работника понижает производительность труда всего участка на 0,8 %. Чтобы повысить производительность труда, во многих экономически развитых странах стали разрабатывать методы воздействия на настроение рабочих и служащих, обеспечивающие оптимизацию их эмоционального состояния. Так, в Италии на одном из заводов автомобильной фирмы «Фиат» опросили каждого работника: что и кто на предприятии вызывает у него раздражение. Затем постарались устранить все, что портило настроение людям. Кроме того, ввели дополнительные перерывы для отдыха, бесплатное питание во время работы, стандартную спецодежду заменили светлыми элегантными костюмами. Казалось, предприятие ввело себя в большие расходы, однако через год выяснилось, что принятые меры обеспечили увеличение производительности труда рабочих, и обусловленные этим прибыли в четыре раза превысили, как некоторым казалось, непроизводительные затраты. Было установлено, что иногда оказывается экономически выгодно отдельных работников, находящихся в плохом настроении, просто не допускать до работы и принять меры, связанные с материальными расходами, направленные на улучшение их эмоционального состояния.
В Японии, где эксплуатация принимает подчас особо изощренные формы, разработали, в частности, такой весьма дешевый способ снятия эмоционального напряжения, развивающегося у людей, длительно выполняющих интенсивную работу. В цехах периодически на пару минут включается магнитофонная запись заразительного смеха, переходящего в гомерический хохот. Это нарушает монотонность производственной обстановки, тонизирует рабочих, вызывает активизацию их труда… Улучшение условий труда, ограничение рабочего дня, забота о бытовых условиях, об отдыхе, о возможностях культурно проводить досуг, занятия физкультурой и спортом, различные моральные стимулы обеспечивают оптимизацию эмоционального состояния людей и, в конечном счете, способствуют укреплению экономической базы государства. Одна из причин, обуславливающих у человека хроническое стрессовое состояние, ведущее к истощению защитных сил и возникновению болезненных явлений, – перегрузки на работе. Они могут быть вызваны тем, что работающий сам стремится «объять необъятное», сделать больше, чем может, или же тем, что к нему систематически предъявляются требования, превышающие его возможности. Важна ритмичность работы, плановость ее, создание определенного стереотипа, чередования напряженной работы с периодами отдыха. Все факторы, ведущие к дезорганизации трудового процесса, могут стать причиной стрессовых состояний. А как пишет профессор Института социальных исследований при Мичиганском университете Френч, «стрессы, вызываемые работой, могут представлять серьезную опасность для физического и психического благополучия членов общества. Когда человек умирает или теряет трудоспособность в результате инфаркта, возможно, организация, в которой он работал, виновата в этом не меньше, чем он сам и его семья». Эмоциональное состояние людей, работающих на производстве, во многом зависит от того, какие отношения сложились между ними. Нередко «эмоциональный климат» в коллективе портят необоснованное недоверие, грубость, склока, недобросовестное отношение к делу отдельных сотрудников. Одной из причин служебных конфликтов является несоответствие, а то и противоречие распоряжений, идущих из разных инстанций, расположенных выше по иерархической лестнице, неритмичность в работе, авралы, а также «разносы», которые нередко считает нужным учинять начальство иногда по делу, а иногда и просто так, чтобы подчиненные «не забывались». Оказавшийся в трудовом коллективе невоспитанный и лишенный природного чувства такта человек, особенно если он к тому же занимает руководящее положение, может причинить людям много неприятностей. Своим поведением, основанным на неуважении к людям, он способствует созданию на предприятии или в учреждении тяжелой, напряженной обстановки, ведущей к хроническому эмоциональному перенапряжению многих сотрудников. Это со временем отрицательно влияет на их здоровье и, несомненно, сказывается на эффективности их работы. Следовательно, гуманность, корректность, такт в общении с людьми и тем более с людьми, подчиненными по службе (конечно, в сочетании с необходимой требовательностью), должны быть неотъемлемым качеством каждого человека, и особенно человека, который наделен правом руководить другими людьми.
Уважения людей нельзя достичь ни голым администрированием, ни чиновничье-бюрократическим отношением к ним. Совершенно неверным является распространенное выражение: «Уважают того, кого боятся». Жесткое, формальное отношение руководителя к подчиненным обычно подрывает его авторитет и отрицательно сказывается на работе подчиненных, так как портит им настроение и этим душит свойственное многим стремление внести свою лепту в совершенствование производства, стремление к созданию нового, к рационализации и изобретательству, к достижению высоких показателей труда. Когда люди не слышат о себе и о своей работе доброго слова, нельзя ожидать благоприятных результатов работы.
Американские социологи, рассказывает журналист В. Ольшанский, на основании тщательного изучения «психологического климата» на производстве и его зависимости от разнообразных, подчас подспудных факторов, дают владельцам промышленных предприятий немало дельных советов. Они обращают внимание, в частности, на важность хороших взаимоотношений между рабочим и его непосредственным служебным начальником (мастером), основанных на уважении и доверии. В связи с этим они рекомендуют назначать мастера не из лиц, выслуживающихся перед дирекцией и враждебных коллективу, а из тех, кто пользуется всеобщим уважением, проявляя максимум лояльности к коллективу и его традициям. Они указывают на то, что фаворитизм и несправедливость порождают общее недовольство, рекомендуют избегать их и, уж по крайней мере, их не демонстрировать. Они считают, что у руководителя помимо квалификации должны быть такие качества, как «опыт, сходство в образе поведения с подчиненными, беспристрастность, уважение к человеческой природе». Они советуют, чтобы каждый руководитель прошел специальное обучение, в процессе которого научился бы правильно относиться к людям, отдавать приказы и исправлять ошибки подчиненных, щадя при этом их самолюбие, создавать «хороший тон» в цехе, на строительной площадке, в учреждении, быть «дружественным начальником». Важно, чтобы руководители производства и специалисты являлись примером добросовестного отношения к делу, отличались скромностью, критически оценивали достигнутое, ценили коллективный опыт, располагали к себе людей и пользовались среди них уважением. Благоприятный психологический климат на заводе, фабрике, в учреждении имеет важное значение, так как он способствует поддержанию здоровья, их благополучия и условий жизни, достойных человека. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|