|
||||
|
Глава 13 СПОРТ И ЭМОЦИИ
Спорт по своей природе эмоционален. Спортивное состязание – стрессовая ситуация. Она требует максимального напряжения физических и духовных сил. Состязание спортсменов – это борьба, в ходе которой каждый стремится доказать свое превосходство над соперниками и овеять славой знамя своего клуба, спортивного общества, своей страны. Аплодисменты, рукопожатия, поцелуи, ступенька пьедестала победителей, цветы, приз, сверкающая медаль и, наконец, поднимающийся под звуки Государственного гимна флаг Родины – это кульминация спортивной жизни, это радость, это восторг, это счастье.
Добиться победы на соревнованиях, особенно таких, как чемпионат мира или Олимпийские игры, почетно и радостно. Но этот почет, эта радость – плод таланта, титанического труда, упорства и умения, которые обычно удается проявить сполна, если в нужный момент добиться такого эмоционального состояния, которое могло бы обеспечить высшую степень напряжения собственных сил и позволить максимально использовать все свое умение, все свои возможности в борьбе за достижение поставленной цели. При нынешнем уровне развития спорта в нашей стране и за рубежом практически все те, кто добивается права участия в соревнованиях высшего ранга, и талантливы, и трудолюбивы. Потенциальные возможности добиться успеха у них подчас приблизительно равны. В таких условиях уровень психологической подготовки спортсменов, умение в нужный момент преодолеть волнение и настроиться на победу приобретают особое значение. Один из выдающихся мастеров отечественного хоккея Вячеслав Старшинов в своей книге «Я – центрфорвард» рассказал о том, насколько важно для достижения победы иметь перед состязанием боевое настроение и уметь поддерживать эмоциональный подъем в течение всей игры. В процессе матча необходимо понимать и эмоциональное состояние соперника, добиваться подчинения его эмоций своей воле. «Мое спокойствие, возможно, заставит его ошибаться. Иногда я вдруг улыбнусь ему, когда должен был рассердиться, или нарочно совершенно не среагирую на его излишнюю резкость. Подействует… Выиграть поединок в хоккее – это прежде всего выиграть его психологически». В связи с этим нередко в ходе состязания главной задачей тренера является не коррекция техники или тактики игры спортсменов, а поднятие у них настроения, «боевого духа». Если настроение спортсмена стенично, если в период выступления он настроен на победу и сумел максимально мобилизовать все свои резервные возможности, он может выступить лучше, чем когда-либо раньше, побив при этом свои личные рекорды. Каждому спортсмену, участвующему в соревновании, свойственно волнение, и это волнение может сопровождаться вегетативно-эндокринными реакциями, определяющими максимальную готовность организма к повышенным физическим нагрузкам. Спортсмен тогда испытывает прилив сил, его охватывает нетерпение, при этом возникает страстное желание скорее вступить в спортивную борьбу. В таком случае волнение полезно. Если же оно оказывается чрезмерным, то происходит избыточный выброс в кровь определенных гормонов надпочечников, и это сказывается повышением общего напряжения, расстройством координации тонких движений, иногда дрожью («предстартовая лихорадка»). Последствия чрезмерного волнения перед состязанием могут быть весьма коварны, так как оно в той или иной степени истощает резервные возможности спортсмена, а следовательно, и снижает его шансы на успех. Особенно опасно, если перед стартом бурное до этого волнение сменяется апатией, чувством безразличия, общей вялости. В таком случае спортсмен «перегорел», и тогда он выступает обычно значительно ниже своих возможностей и, как правило, не может достичь желаемых результатов.
Вопросом о том, каким образом возможно добиться у спортсмена нужного для победы эмоционального состояния в период состязания, занимается получившая права гражданства и всеобщее признание спортивная психология. Эта молодая отрасль психологии уже имеет некоторые успехи, но пока что выдвигаемые ею положения во многом противоречивы, и потому на практике тренерам, а также появившимся не так давно в ведущих спортивных командах психологам еще предстоит большая работа по их уточнению. В работе спортивного психолога пока что много субъективного, интуитивного; но высококвалифицированный специалист, тонко понимающий психологию каждого спортсмена, характер его эмоциональных реакций, и сейчас уже приносит спорту большую пользу. Ее, правда, обычно бывает трудно измерить, но она приобретает подчас весьма существенное значение и является одним из главных условий достижения спортивных побед. Специалист по спортивной психологии должен уметь формировать настроение каждого спортсмена, учитывая при этом индивидуальные особенности его личности и психологическую обстановку в спортивном коллективе, членом которого он является. Психолог должен изучать состояние эмоциональных реакций спортсмена в различных условиях, и в том числе в период стрессовых ситуаций; он должен обладать способностью предвидеть и предупреждать развитие у спортсменов нежелательных эмоций и возникновение в спортивном коллективе каких бы то ни было конфликтных ситуаций. Среди проблем, которые оказались в поле зрения тренеров и спортивных психологов, существенное место занимает «проблема чужого поля». Согласно данным спортивной статистики, в соревнованиях приблизительно равных по силе команд чаще побеждают «хозяева поля», т. е. те спортсмены и спортивные команды, которые выступают в своем спортивном зале, на своем стадионе, в своем городе, в своей стране. Недаром говорят, что дома и стены помогают. На «своем поле» спортсмену помогают привычные условия быта, тренировок, выступления и, может быть, главное – поддержка зрителей, подбадривающих свою команду, своих фаворитов и этим создающих для спортсменов определенный психологический допинг. Если же спортсмены выступают «в гостях», они оказываются в непривычных условиях, которые начинают сказываться на эмоциональном состоянии спортсмена задолго до начала состязания. Спортсмену далеко не безразлична необходимость преодолеть перед соревнованием какой-то, иногда довольно длительный путь, что, как правило, бывает сопряжено с нарушением обычного режима, сложившегося стереотипа; ему не безразлично, в какой гостинице его поместили, каково отношение к нему со стороны персонала гостиницы, местных жителей, какими оказались условия тренировки, высота над уровнем моря, погода, характер питания, возможность отдыха. Предварительная информация обо всем этом у него обычно недостаточная, жизнь на новом месте полна неожиданностей, а это вызывает подспудную тревогу, нервирует его и отнюдь не помогает настроиться на боевой лад. Спортсменов могут волновать опасение опоздать на стадион или в спортивный зал, недружелюбные высказывания местной прессы, непредвиденная специфика местных условий. Все эти и многие другие факторы могут быть причиной «предстартовой лихорадки» и ее парализующего влияния на физические возможности спортсмена. В результате нависающий над спортсменом задолго до начала соревнований дамоклов меч «чужого поля» в решающий момент может преградить ему путь к победе. Поэтому большинство тренеров, спортивных психологов, врачей и спортсменов всегда с опаской относятся к необходимости состязаться на «чужом поле», и нередко перед командой, выступающей «в гостях» (например, перед футбольной командой), тренеры ставят скромную задачу добиться ничьей, что определяет тактику выступления, обычно его защитный вариант, и во многом предрасполагает превосходство «хозяев поля». Решить проблему «чужого поля» с точки зрения информационной теории эмоций должна помочь максимальная предварительная информированность спортсменов об условиях соревнований и о спортсменах, с которыми придется встретиться «на выезде». В этом отношении может быть весьма полезной содержательная беседа о стране, в которой команде предстоит выступать, о нравах и обычаях ее народа, о состоянии спортивного зала или стадиона, на котором будут проводиться состязания. Неплохо, если рассказ будет иллюстрирован кинокадрами, которые могли бы помочь спортсмену зрительно представить себе будущие условия быта и соревнований. Перед наиболее ответственными состязаниями (такими, например, как Олимпийские игры) для спортсменов заранее, в период подготовительной работы, во время тренировок могут создаваться условия, приближенные к условиям предстоящих спортивных баталий. С этой целью для подготовки к состязаниям спортсмены обычно выезжают на местность, высота, рельеф и климат которой близки аналогичным параметрам местности, где ожидается проведение основных выступлений. Обращается внимание на обеспечение спортсменов во время тренировок спортивным инвентарем, тождественным тому, с которым предстоит выступать на соревнованиях. Для тренировок подбираются спарринг-партнеры, хорошо, если они по стилю выступления напоминают будущих основных соперников. В большинстве случаев полезно знакомить спортсменов и с выступлениями этих соперников, наблюдая их непосредственно или по ранее заснятым кинолентам. Такому виду предварительной подготовки большое внимание уделяют, в частности, тренеры волейбольных и некоторых других команд Японии.
Некоторые тренеры и спортивные психологи делают попытки приучить спортсменов к отрицательной или даже откровенно враждебной реакции болельщиков, с которой иногда приходится сталкиваться, особенно при выступлениях на стадионах, где принято перед спортивными выступлениями заключать пари, приводящие к материальной заинтересованности болельщиков в исходе состязания. Так, бразильские футбольные тренеры взяли на вооружение магнитофоны и «закаливают» эмоциональное состояние футболистов, сопровождая их тренировочные занятия несущимися из динамиков разъяренными воплями болельщиков и взрывами бумажных патронов, начиненных порохом. Для обеспечения у спортсменов во время предстоящих соревнований стенического эмоционального состояния могут быть хороши самые разнообразные средства, ведущие к уменьшению дефицита информации и отвлекающие от тревожных мыслей. Мастер спорта Д. Рыжков рассказывал, что после выступлений в Москве футболистов сборной команды Бразилии ее психолог доктор Гослинг, немалая роль которого в триумфальном шествии этой команды на чемпионатах мира известна, увозил с собой пластинку с записью популярной советской песни «Подмосковные вечера». «Отныне, – сказал он, – наши футболисты будут готовиться к играм с русскими под мелодию поэтичной русской песни… Мне кажется, в ней выражены основные черты русской души. Будущих соперников нужно изучать особенно тщательно…» «С помощью пластинки?» – спросили его. «А почему бы и нет? Мои подопечные будут верить в то, что они знают душу или, если хотите, психологию ваших игроков. А уж знают ли они ее в самом деле – не столь важно». Все это делается, чтобы спортсмен знал или хотя бы надеялся, что знает, с кем ему придется иметь дело, чтобы в сознании его не оставалось места неосведомленности, а вместе с тем сомнению, тревоге и уж тем более опасению, страху. Уверенность в своих силах – вот что нередко решает успех выступления в состязании с равным. Но нельзя забывать при этом об индивидуальных особенностях эмоциональной сферы спортсменов. Так, опросы показали, что уверенность в победе над будущим соперником является прекрасным допингом приблизительно для 50 % спортсменов, но в то же время было выяснено, что около 20 % спортсменов лучше выступает под угрозой поражения. Если большинство спортсменов предпочитает состязаться на своих стадионах, то некоторые все же успешнее выступают «на выезде»: оказывается, дома, на глазах у своих родных, близких, друзей, они особенно боятся проигрыша. Избыточный «груз ответственности» обусловливает напряженность, скованность спортсмена во время выступления, и в результате обостренное желание показать себя как можно лучше приводит к обратному результату. По-разному реагируют спортсмены и на изменчивость «спортивного счастья» в ходе поединка или турнира. Одних пропущенный гол или проигранный матч обескураживает, лишает уверенности, в других вселяет «спортивную злость», упорство, делает их выступление более содержательным и целеустремленным. Победа может не только вдохновлять, но и вызывать преждевременное чувство удовлетворенности, успокоенности, вести к «демобилизации» спортсмена в тот период, когда окончательный исход соревнования еще не ясен и соперник сохраняет шансы наверстать упущенное. Таким образом, в процессе воспитания эмоциональной сферы спортсменов тренерам и спортивным психологам нельзя действовать по шаблону. Для достижения желаемых результатов им обычно приходится проводить большую вдумчивую индивидуальную работу со своими подопечными. Добиваться формирования у спортсменов нужного для победы в состязаниях эмоционального состояния приходится разными путями. Одного перед стартом надо успокоить, другого – разозлить, одного полезно отвлечь от мыслей о предстоящем выступлении, другому, наоборот, целесообразней помочь сосредоточиться на будущем состязании и последние часы и минуты перед соревнованием посвятить продумыванию тактики выступления, «настроиться на игру». Есть спортсмены, которым перед соревнованием полезно активно потренироваться, некоторым целесообразнее оставшиеся до выступления пару часов поспать. Тренеру и психологу приходится считаться с тем, что один и тот же метод психологического воздействия одного спортсмена подстегивает, активизирует, другого – обезоруживает.
Особое значение имеет эмоциональное состояние спортсмена, входящего в состав команды, так как ее спортивные успехи зависят от индивидуальных действий каждого игрока, а также от их сыгранности, взаимопонимания, отношения друг к другу, от их психологической совместимости. Известно, что возникновение конфликтной ситуации в команде может резко сказаться на характере и результатах ее выступлений, хотя индивидуальные качества и возможности каждого из спортсменов при этом остаются прежними. Знание психологии спортсменов полезно при формировании спортивной команды и не менее важно для поддержания в ней необходимого эмоционального тонуса. Однажды, когда успешно выступившая ранее команда наших гребцов резко снизила свои результаты, психологи точно смогли определить спортсмена, нарушившего существовавшее в ней ранее эмоциональное равновесие. После его замены команда вновь повысила свои спортивные результаты и снова стала побеждать в ответственных соревнованиях. У спортивного психолога имеется много способов воздействия на настроение, на «боевую готовность» своих подопечных. Выбор наиболее действенного из них в данной конкретной ситуации обычно предопределяет результаты его работы. Так, спортивный психолог Р. Загайнов, работающий с боксерами, серьезное внимание уделял расселению спортсменов в гостинице. Он считает нужным (и, вероятно, не без основания) по возможности изолировать проигравших и уже выбывших из борьбы боксеров для того, чтобы не допустить «заражения» ими своим обычно подавленным настроением тех, кому еще предстоит борьба. Он же считает нецелесообразным перед ответственным выступлением какое бы то ни было общение боксеров со своими будущими соперниками. Загайнов против того, чтобы боксер наблюдал предшествующий бой своего противника, так как согласно турнирным правилам соперником оказывается победитель этого боя; наблюдать же победный триумф своего будущего противника боксеру незачем. К тому же, как считает психолог, на ринге, когда смотришь из зала, боксер выглядит крупнее и мощнее, чем на самом деле, а это может привести к тому, что наблюдавший за ним из зрительного зала спортсмен может переоценить физические данные этого боксера, что, как правило, не способствует формированию эмоционального состояния, нужного для победы в предстоящем бою.
Тренеры и психологи обратили внимание на то, что у спортсменов, приехавших в незнакомое место и поселившихся в гостинице, где они ведут монотонную, бедную впечатлениями жизнь, может развиться так называемая «гостиничная болезнь», которая проявляется угнетенным, тоскливым настроением, иногда повышенной раздражительностью. В связи с этим представляется разумным в периоды между тренировками и отдыхом организовать для спортсменов экскурсии по городу с целью ознакомления их с его достопримечательностями, посещения музеев, театров, загородные прогулки и другие мероприятия, способствующие улучшению настроения, снятию эмоционального напряжения. Очень важно уметь поддержать у спортсмена хорошую спортивную форму в течение длительного времени и таким образом продлить ему «жизнь в большом спорте». Но что этому способствует: успехи или неудовлетворенность своими результатами? На первой конференции спортивных психологов представитель ЧССР доктор В. Гашек рассказал о результатах проведенного им исследования, которое показало, что успех, удача иногда отрицательно сказываются на дальнейших спортивных результатах, так как у спортсмена, «вкусившего» победу, может развиться чрезмерная самоуверенность, зазнайство. Он быстро привыкает к почестям, но при этом перестает упорно совершенствовать свое мастерство; в результате на смену победам приходят поражения. В связи с этим, по мнению В. Гашека, целесообразной является такая организация спортивной тренировки, при которой цепь удач время от времени прерывается «недостижением притязаний», т. е. относительной неудачей. Однако такая методика воспитания спортсмена, вероятно, целесообразна не всегда и может применяться лишь с учетом особенностей личности спортсмена.
Интересную мысль о том, какое восприятие победы способствует развитию успеха, высказывает двукратная чемпионка мира по художественной гимнастике Людмила Савинкова: «Нельзя и не нужно привыкать к победам, рассматривать их как нечто само собой разумеющееся. Первая или двадцатая победа должна приносить вечно живое, новое ощущение радости… В каждой победе, от незначительной и до самой крупной, должна оставаться какая-то незавершенность. В сердце, наполненном радостью, должен остаться пусть маленький, но нерастворимый осадок неудовлетворения. Он не испортит собою радость. Он станет источником новых поисков». Дальнейшие поиски методов психологического воздействия на спортсменов, которые могли бы с большой степенью надежности в нужное время обеспечить у них оптимальный по выраженности эмоциональный подъем, по всей вероятности, помогут открыть новые резервы физических сил, необходимых для дальнейшего повышения спортивных результатов, завоевания новых рекордов в спорте, повышения «спортивного долголетия». Надо сказать, что для достижения устойчивых высоких спортивных результатов необходимо не только иметь врожденные или приобретенные в процессе упорных тренировок физические данные и техническое мастерство, но и очень любить спорт. Успех обычно сопутствует тем спортсменам, которые занимаются спортом с удовольствием, которым спорт доставляет радость. Вот что говорил в связи с этим ветеран отечественного хоккея девятикратный чемпион мира Вячеслав Старшинов: «Я пришел в хоккей мальчишкой, очарованный этой изумительной игрой. Игра доставляла мне неизъяснимое наслаждение и ощущение полноты жизни. И когда-нибудь я с сожалением покину большой хоккей, так и не сумев, видимо, отрешиться от этой мальчишеской всепоглощающей любви. Но поверьте мне, не может быть несчастливым человек, в жизни которого была хоккейная весна». |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|