|
||||
|
Глава 14 В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ ЗДОРОВЫЙ ДУХ
Если большой спорт – удел людей, физические возможности и подготовка которых позволяют им демонстрировать высокий класс выступлений и добиваться высших спортивных достижений, то массовый спорт и физическая культура – прежде всего мощное средство закаливания и оздоровления организма, тренировки в самообладании и самодисциплине. Физическая культура и спорт способствуют гармоническому развитию человека, обеспечивая не только физическое, но и душевное его здоровье. Они порождают ощущение, которое И. П. Павлов называл «мышечной радостью». О несущих человеку радость физических упражнениях не следует забывать никому, и особенно людям умственного труда.
Хороший врач и большой русский писатель В. В. Вересаев горячо пропагандировал необходимость физического развития для всех. «Принимая выгоды культуры, – писал он, – нельзя разрывать самой тесной связи с природой; развивая в своем организме новые положительные свойства, даваемые нам условиями культурного существования, необходимо в то же время сохранить наши старые положительные свойства; они добыты слишком тяжелою ценою, а утерять их слишком легко. Пусть все больше развивается мозг, но пусть же при этом у нас будут крепкие мышцы, изощренные органы чувств, ловкое и закаленное тело, дающее возможность действительно жить с природою одною жизнью, а не только отдыхать на ее лоне в качестве изнеженного дачника». О себе В. В. Вересаев рассказывал так: «В отношении физического развития я рос в исключительно благоприятных условиях. До самого окончания университета я каждое лето жил в деревне жизнью простого работника, – пахал, косил, возил снопы, рубил лес с утра до вечера. И мне хорошо знакомо счастье бодрой, крепкой усталости во всех мускулах, презрение ко всяким простудам, волчий аппетит и крепкий сон. Когда мне теперь удается вырваться в деревню, я снова берусь за косу и топор и возвращаюсь в Петербург с мозолистыми руками и обновленным телом, с жадною, радостною любовью к жизни. Не теоретически, а всем существом своим я сознаю необходимость для духа энергичной жизни тела, и отсутствие последней действует на меня с мучительностью, почти смешною». Физические упражнения, несомненно, могут способствовать улучшению настроения, бодрости духа, повышению умственной трудоспособности. Вместе с тем следует учитывать и биологическую обусловленность зависимости физических возможностей человека от его эмоций. Так, авторы книги «Психология и космос» Ю. А. Гагарин и В. И. Лебедев рассказывают о том, что на первом этапе подготовки космонавтов было выяснено: перед парашютными прыжками сила мышц кисти у Титова, Николаева, Поповича и других будущих покорителей космоса возрастала, и это увеличение силы, по данным динамометра, находилось в пределах от двух до восьми килограммов. Готовность организма к активным действиям, обусловленная эмоциональным напряжением, вызывает потребность в этих действиях. Может быть, поэтому человек, находящийся в состоянии резко выраженного эмоционального возбуждения, может трясти кулаками, рвать на себе волосы, бить посуду или ломать стулья. Может быть, поэтому взволнованный неполадками на производстве директор завода быстрыми шагами ходит из угла в угол по своему просторному кабинету, а обиженный приятелем ученик бросается в драку.
Под влиянием стенических эмоций возрастают физические возможности человека. Этим можно объяснить, почему разгневанный вихрастый пятиклассник одолевает своего более великовозрастного обидчика, а находящийся в состоянии аффекта во время пожара скромный служащий, не привыкший иметь дело с тяжестями большими, чем портфель с бумагами и бутербродом с колбасой, выволакивает из горящего помещения десятипудовый сейф с документами. В одном цирке плотник ремонтировал вольер. Вдруг, толкнув незапертую дверцу, из клетки вышел лев по кличке Примус и не спеша, направился к плотнику. Тот бросил ножовку и за несколько секунд взлетел по вертикальному столбу на четырехметровую высоту. Проявленная им при этом резвость и ловкость поразила даже артистов цирка, которых удивить такими качествами не так-то просто. При эмоциональном перенапряжении эндокринные железы выбрасывают в кровь повышенное количество гормонов, влияющих на функцию различных систем организма, и в том числе на функцию нервной и сердечно-сосудистой системы. Физические же действия освобождают организм от избытка гормонов и обеспечивают в нем восстановление гормонального равновесия. И чем более бурными и более длительными были эмоциональные реакции, тем выше потребность организма в физической разрядке. Если же такая разрядка отсутствует, то возникает изменение функций внутренних органов, что может привести к различным заболеваниям терапевтического и неврологического профиля, развитие гипертонической болезни, сердечной и почечной патологии, неврозов. В романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» помещик Левин ощутил влияние физической работы на настроение после того, как «приехав однажды на покос и рассердившись на приказчика… употребил свое средство успокоения – взял у мужика косу и стал косить…» – и после этого рассуждал так: «Нужно физическое движение, а то мой характер решительно портится…» Наиболее надежно предохраняют организм от вредных последствий эмоциональных перегрузок систематические физические занятия. Они ведут не только к укреплению физического состояния организма, повышению его тренированности и выносливости, но и к ликвидации тех проявлений вегетативного и эндокринного дисбаланса, которые обычно возникают при чрезмерном эмоциональном перенапряжении. В процессе физических занятий усиливаются окислительные процессы в мышцах, ликвидируется избыток гормонов, поддерживающих состояние эмоционального напряжения, прежде всего адреналина и норадреналина. В результате расширяется просвет мелких кровеносных сосудов, улучшается работа сердца, выравнивается артериальное давление, снижается возбудимость нервной ткани, нормализуется эмоциональное состояние. Все это позволяет объяснить, почему у людей, регулярно занимающихся физической работой, а также у спортсменов, неврозы и другие заболевания, в развитии которых имеет значение эмоциональное перенапряжение, встречаются реже, чем у людей умственного труда, не имеющих систематической физической нагрузки. А если так, то людям умственного труда можно избежать или, по крайней мере, уменьшить выраженность отрицательных последствий эмоциональных перегрузок, включая в свой распорядок дня обязательные повседневные физические упражнения. Характер таких упражнений может быть различен: утренняя гимнастика, плавание в естественном водоеме или в бассейне, бег, ходьба на лыжах, катание на коньках, теннис, волейбол и другие спортивные игры. Это может быть, наконец, просто ходьба пешком на работу или с работы (если место работы от дома значительно, то пешком следует проходить хотя бы часть расстояния между ними). Этой же цели может содействовать и энергичный подъем на четвертый-пятый этаж по лестнице, минуя лифт, польза которого для физически здорового человека, кстати, не всегда достоверна.
Необходимость физических упражнений для поддержания устойчивости эмоциональной системы, для сохранения здоровья несомненна и доказана опытом многих известных людей. И. П. Павлов до глубокой старости любил совершать длительные прогулки пешком или на велосипеде, с удовольствием работал в саду, играл в городки, до поздней осени плавал в Неве. Великий русский художник И. Е. Репин ежедневно занимался гимнастикой, каждое утро работал в саду, а перед сном обязательно совершал прогулки. Врач-педиатр академик Г. Н. Сперанский прожил долгую жизнь и никогда ничем не болел. «Я благодарен, – писал ученый, – за это в первую очередь спорту, он помог мне ив 95 лет ощущать себя 40-летним, не чувствовать старости, а по-прежнему трудиться, с радостью созидать, приносить посильную помощь людям. Спасибо тебе за это, спорт!» Кардиолог академик Е. И. Чазов говорит: «Привычку к гигиенической гимнастике надо прививать с детства: 10–15 минут упражнений заряжают энергией на весь день, делают человека более сдержанным, спокойным, менее податливым на всякие треволнения. Особенно это заметно, если за утренней гимнастикой следует обтирание водой комнатной температуры. Все это, в конце концов, улучшает обменные процессы, уменьшает наклонность к спазму сосудов, обеспечивает нормальное функционирование различных отделов нервной системы». Физическая активность способствует интеллектуальной деятельности. Не случайно Аристотель обучал своих учеников, совершая с ними прогулки. В связи с этим созданная им философская школа называлась школой перипатетиков – «гуляющих». Он считал, что, «когда тело разогрето прогулкой, мысль становится живее». Положительное влияние ходьбы и других движений на работу мозга признавал и Жан-Жак Руссо. И. М. Сеченов считал, что «мышечные движения имеют огромное значение для деятельности мозга». «При усидчивой умственной работе, – писал Л. Н. Толстой, – без движения сущее горе. Не походи я, не поработай руками и ногами в течение хотя бы одного дня, вечером я уже никуда не гожусь: ни читать, ни писать, ни даже внимательно слушать других, голова кружится, а в глазах звезды какие-то, и ночь проводится без сна». Известный математик Б. Н. Делоне вот как оценивает влияние активного отдыха на свою трудоспособность: «Мною подмечена интересная закономерность: какой бы утомительный переход я ни совершил в воскресенье, на следующий день я чувствую необыкновенный прилив творческой энергии и сил. В последующие дни работоспособность постепенно падает, достигая минимума в пятницу и субботу. Очередные 30–40 км похода пешком или на лыжах в любую погоду снова поднимают работоспособность на целую неделю».
В условиях современного города дисгармония между умственным и физическим развитием может быть особенно выраженной. По крайней мере для ее выраженности создается все больше и больше условий: нет нужды носить воду, пилить и колоть дрова, проделывать сколько-нибудь значительные пешие переходы, нет необходимости даже подниматься по лестнице. В результате достижения цивилизации привели к тому, что многие люди мало ходят, мало двигаются. Дело доходит до того, что некоторые служащие, особенно административные работники, в течение рабочего дня делают буквально по нескольку десятков шагов, так как работа у них сугубо «сидячая», а добраться до работы и с работы домой им помогает лифт и автомашина или удобный общественный транспорт. Сейчас можно встретить и школьника, который, возвращаясь из школы, расположенной в 100 метрах от дома, не считает для себя возможным подняться без лифта на третий этаж. Все это делает занятия физической культурой в наше время особенно необходимыми. Физические процедуры помогают закаливать организм, способствуют укреплению физической силы, выносливости, которые так необходимы для поддержания нормального состояния сердечно-сосудистой системы, дыхания, а следовательно, и для обеспечения головного мозга и других отделов нервной системы кислородом и глюкозой. Регулярные физические упражнения нормализуют состояние эмоциональной сферы, делают человека более сдержанным, уравновешенным, они придают бодрость, улучшают настроение, а вместе с тем способность к концентрации внимания, к решению творческих задач. Физически развитый человек обычно более активен, более вынослив, более жизнерадостен, ему легче решать выдвигаемые жизнью вопросы, легче преодолевать препятствия и добиваться малых и больших целей. К тому же физически крепкий человек обычно имеет более устойчивую психику, а следовательно, имеет больше шансов сохранить психическое здоровье и избежать многих нервных и соматических заболеваний. Недаром в народе говорят: «В здоровом теле – здоровый дух».
В нашей стране по мере возможности уделяется внимание здоровью людей, создаются определенные условия для занятий физкультурой и спортом. Кроме обязательных занятий физкультурой, в любом учебном заведении и на некоторых предприятиях существуют спортивные секции, где каждый может совершенствовать свое спортивное мастерство. Создание массовых спортивных обществ, строительство многочисленных различных по масштабам спортивных сооружений, подготовка квалифицированных преподавателей физкультуры, спортивных тренеров и ряд других государственных мероприятий сделали у нас физкультуру и спорт доступными широкому кругу людей. Особое значение имеет создание при многих спортзалах, стадионах, плавательных бассейнах так называемых групп здоровья. Важно, что в этих группах могут заниматься дети и взрослые. Занятия проводятся квалифицированными тренерами под контролем врачей. Это позволяет обеспечить соответствие характера и объема физических упражнений индивидуальным особенностям и состоянию здоровья входящих в оздоровительные группы людей. И если в силу тех или иных обстоятельств вам уже недоступен большой спорт, не забывайте, что в группе здоровья вы сможете поддержать свое физическое состояние, укрепить мышцы, оптимизировать состояние эмоциональной сферы. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|