|
||||
|
Глава 15 И ВЕЩИ ДОЛЖНЫ РАДОВАТЬ
Наше эмоциональное состояние во многом зависит от обстановки, в которой мы живем, трудимся, отдыхаем, от вещей, которые окружают нас в быту и на производстве, на улице и во время загородной прогулки. На наше настроение влияет одежда, которую мы носим. Французы говорят: «Хорошо одетая женщина – это женщина, уверенная в себе». Высказывание совершенно верное и в равной степени его можно было бы отнести и к мужчинам. Хорошо одетым быть приятно. Каждый знает, что в хорошем костюме больше шансов произвести оптимальное впечатление на окружающих. Это придает человеку уверенность и соответствующим образом сказывается на его эмоциональном состоянии, а, следовательно, на походке, поступках, поведении. Но если хорошо одетый и в связи с этим «уверенный в себе» человек обнаружит пятно на платье или оторванную пуговицу на пиджаке, то уверенность в непогрешимости туалета исчезает, и на его лице могут появиться признаки растерянности; движения при этом становятся скованными, хорошего настроения подчас – как не бывало. Радующими или удручающими, восхищающими или вызывающими отвращение, волнующими или возбуждающими чувство досады могут быть различные объекты, предметы и люди, с которыми нам приходится сталкиваться в жизни. Глядя на собор Василия Блаженного, на картину В. А. Серова «Девочка с персиками», наблюдая с горы Ай-Петри восход солнца, следя за скользящим по водной глади теплоходом на подводных крыльях, мы испытываем различной степени чувство удовольствия, радости, обусловленное удовлетворением эстетических потребностей.
В процессе развития человеческой мысли выдвигались самые различные, порой противоречивые взгляды на сущность эстетического. Так, Сократ отождествлял эстетическое с полезным. И. Кант утверждал обратное: он считал, что при эстетическом восприятии предмета наше отношение к нему должно быть обязательно бескорыстно, а удовлетворение, доставляемое нам при общении с этим предметом, должно быть «без понятия представления цели». Сейчас общепризнано, что эстетические чувства способны пробуждать как предметы, созданные для украшения, так и вещи, утилитарная значимость которых несомненна. И мы не можем в связи с этим следовать за одним из литературных героев Алексея Толстого, художником-декадентом Сапожковым, отвергавшим эстетическое значение Венеры Милосской в связи с тем, что из нее нельзя извлечь прямой выгоды. Но мы не будем отрицать и великолепия форм современного воздушного лайнера лишь потому, что он стал необходим нам в жизни, как средство удобного и быстрого передвижения. Таким образом, эстетическое удовольствие может доставлять любой предмет, имеющий эстетическую ценность. При этом следует подчеркнуть существующее у людей стремление наделить эстетической ценностью все, что нас окружает, все, что создается руками человека, стремление к тому, чтобы каждый используемый с практической целью предмет (авторучка, часы, обувь, мобильный телефон и пр.) был удобен в обращении и к тому же по-своему красив. С давних пор люди стремились украшать свое жилище, делать по возможности красивыми предметы домашнего обихода, орудия труда, большое внимание уделяли изготовлению ярких, красочных, веселых игрушек. А. В. Луначарский писал, что полезный предмет должен быть «не только полезен и целесообразен, но и радостен… Радостным должно быть платье, радостна должна быть мебель, радостна должна быть посуда, радостно должно быть жилище… Гигантская художественно-промышленная задача… будет заключаться именно в том, чтобы найти простые, здоровые, убедительные принципы радостности и применить их к еще более грандиозной, чем теперь, машинной индустрии, к строительству жизни и быта…». Этой художественно-промышленной задаче в наше время повсеместно придается большое значение. Современная промышленность обязательно учитывает не только практически полезные (утилитарные) качества продукции, но и эстетические ее свойства. Вещи теперь создаются не только целесообразными, но и «по законам красоты», которые разрабатываются получившей всеобщее признание новой отраслью прикладной науки – технической эстетикой. Техническая эстетика призвана обеспечить эстетичность промышленной продукции, соответствие ее форм содержанию, прежде всего красоту этих форм, положительное их воздействие на эмоциональное состояние людей. Техническая эстетика стремится, чтобы вырабатываемые промышленностью вещи радовали человека, чтобы общение с ними было для него приятно и положительно отражалось на состоянии его эмоциональной сферы. Влияние технической эстетики проявляется в форме, цвете, материалах, характере покрытий. Ее дыханием овеяны современные силуэты легкового автомобиля и электровоза, сверлильного станка и телевизора, кофеварки и электробритвы…
Техническая эстетика формирует требования не только к промышленным изделиям (эстетика продуктов труда), но и к среде, в которой эти изделия вырабатываются. Она разрабатывает рекомендации по улучшению условий труда, учитывает, например, что на эмоциональный фон человека, на его настроение могут влиять такие факторы, как планировка производственного помещения, организация рабочего места, наиболее благоприятная окраска цехов, а также расположенных в них станков, машин, инструментов. Одной из ее задач является создание в этой среде (в цехе, лаборатории, кабинете и т. п.) наиболее благоприятных для обеспечения активной производственной деятельности обстановки, которая могла бы, по возможности, оптимально влиять на психофизиологическое состояние рабочего или служащего, прежде всего на его эмоциональную сферу, обеспечивая ему хорошее тонизирующее, располагающее к труду настроение. В связи с этим можно сказать, что техническая эстетика, наряду с промышленной гигиеной, призванной следить за чистотой помещений, достаточностью их объемов, за их освещенностью, влажностью, температурой и пр., стоит на страже здоровья рабочих, служащих и вместе с тем способствует повышению производительности труда. Столетия производственные помещения, по меткому выражению французского колориста Ф. Леже, «чтобы грязь не была видна, красили в цвет грязи». На красках пытались экономить, однако экономический эффект, как показали более поздние исследования, был отрицательным. Известен случай, когда один английский фабрикант окрасил свои цеха «немарким» черным цветом, и это породило эпидемию нервных заболеваний среди работниц. На другом английском предприятии стены с экспериментальной целью были выкрашены светло-зеленой краской и покрыты черными полосами. Рабочие после этого стали жаловаться на головную боль, вялость, повышенную утомляемость. Экономист В. И. Терещенко рассказывает, как на одном американском заводе, где изготовлялись мелкие детали электронных приборов, стены и станки были поначалу окрашены в красно-оранжевые тона. В производстве был большой процент брака, особенно увеличивающийся через час после начала работы. Причину брака вскрыть не могли и пригласили специалистов-консультантов, которые дали странную на первый взгляд рекомендацию – перекрасить стены цеха и оборудование в голубовато-зеленые цвета. Совет был выполнен, и процент бракованной продукции сразу же резко снизился. Дело оказалось в том, что красно-оранжевые тона раздражают рабочих, нервируют их, и они быстро теряют остроту глазомера. В то же время светлые тона зеленого, синего цвета, голубой, желтый цвета, сочетания их с белым цветом делают настроение ровным, бодрят, способствуют формированию у рабочих стойкого положительного эмоционального фона, в результате труд становится более производительным в течение всего рабочего дня. Еще И. Гёте писал: «Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, печалят или радуют». Он замечал, что различные цвета вызывают разные «душевные настроения». Французский ученый М. Дереньер разработал специальную классификацию действия цвета на настроение человека: оранжевый – бодрит, стимулирует к активной деятельности; синий – освежает, уменьшает физическое напряжение, может регулировать ритм дыхания, успокаивает работу сердца; красный – возбуждает; желтый – располагает к хорошему настроению; зеленый – цвет покоя и свежести, успокаивающе действует на нервную систему; фиолетовый – цвет утомленности и беспокойной взволнованности; серый – вызывает апатию и скуку. Влияние цвета и цветовых сочетаний на человека находится в зависимости от площади окрашенных поверхностей, расстояния до них, относительного расположения рассматриваемых предметов, их конфигурации, фактуры, количества и т. д. Цвет ныне, наряду с объемом помещения, освещенностью, формой, звуковыми раздражителями, рассматривается как важнейший компонент психофизиологического климата. В настоящее время выяснены не только психофизиологические реакции человека на определенные цвета, но и эмоциональное воздействие цветовых контрастов, цветовой гаммы. Рациональная цветовая гамма производственных помещений находится в прямой зависимости от характера производства. Помещения и оборудование горячих цехов желательно окрашивать в «холодные» тона (голубой, зеленый и т. п.). Такие «теплые» тона, как оранжевый и т. п., в них вообще недопустимы, так как обусловливают повышенную нервную возбудимость работающих, раздражительность, невротические реакции, что отрицательно сказывается на состоянии их эмоциональной сферы, физическом состоянии и трудоспособности.
Не везде и не всегда подходят для окраски помещений и светлые тона. Так, выяснено, что «радостный», солнечный желтый цвет способствует повышению возбудимости вестибулярного аппарата, и это приходится учитывать при оформлении кабин пассажирских лайнеров. Много лет считавшийся идеальным для больниц белый цвет, как показали психофизиологические исследования, оказался не самым выгодным для больных и сотрудников лечебных учреждений: монотонная белизна стен, мебели, белья и инструментов утомляет, раздражает, требует чрезмерного напряжения внимания. И сейчас в новых больницах стремятся к созданию более или менее разнообразной цветовой гаммы, а в операционных все большее место занимают зеленый, синий и голубой цвета. Кстати, вопреки имеющей большую давность традиции, сейчас во многих хирургических клиниках врачи в операционной работают не в белых, а в зеленых или голубых халатах. Значение освещенности и цветовой гаммы производственных помещений для психофизиологического и прежде всего эмоционального состояния людей, которые в них трудятся, и результативности их труда настолько велико, что в ряде стран созданы национальные комитеты по цветовому оформлению производственных помещений. В состав комитетов входят различные специалисты: архитекторы, физики, светотехники, психологи, врачи. Промышленная эстетика призвана улучшать настроение работающих на производстве и тех, кто имеет дело с его продукцией. Чем выше материальный уровень людей, чем выше их обеспеченность и культура, тем более высокими будут требования у них к эстетике труда и к красоте, изяществу промышленных товаров. Это позволяет предположить, что со временем роль в производстве специалистов по промышленной эстетике будет расти, а сама эта еще молодая прикладная наука, призванная украшать жизнь человека, радовать его, улучшать его настроение, а вместе с тем и повышать продуктивность его труда будет прогрессировать и станет необходимой на любом производстве. С целью изучения зависимости трудоспособности людей от психологического, в частности эмоционального, состояния рабочих и служащих на некоторых крупных предприятиях стран с развитой экономикой созданы лаборатории физиологии труда. Работающие в них психологи совместно с конструкторами и технологами, врачами и экономистами, художниками и специалистами по технике безопасности намечают мероприятия, осуществление которых снижает заболеваемость и травматизм, улучшает производственные показатели. Стремление к тому, чтобы все вокруг делалось «по законам красоты», чтобы красивыми были все создаваемые человеком предметы, чтобы красивой была одежда, которую мы носим, и вся обстановка, в которой мы живем и работаем, – это не снобизм, не прихоть, не роскошь. Стремление к красоте, к удовлетворению свойственных нам эстетических потребностей призвано обеспечивать оптимальное настроение, доставлять удовольствие, приносить больше радостей, больше счастья. А радости и счастье нужны каждому из нас, и каждый должен делать все возможное, чтобы поводов для них было как можно больше. Так пусть же таким поводом, способным содействовать улучшению настроения, настраивать на оптимистический лад, повышающим нашу жизненную энергию, радующим нас, будет все, что мы создаем как для себя, так и для тех, кто нас окружает, для всех потребителей промышленной продукции. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|