• БЛОК 1. Маркетинговые стратегии
  • БЛОК 2. Основы клиентской политики Дополнительного офиса \ филиала на _______ (период)
  • БЛОК 3. Формы и методы привлечения успешных клиентов
  • БЛОК 4. Холодные звонки
  • БЛОК 5. Работа с корпоративными клиентами
  • БЛОК 6. Стандарты общения с клиентами
  • БЛОК 7. Средства эффективного общения
  • БЛОК 8. Методы активного слушания в общении с клиентами
  • БЛОК 9. Эффективное предложение продуктов и услуг
  • БЛОК 10. Этапы эффективной аргументации
  • БЛОК 11. Причины возражений клиента
  • БЛОК 12. Техники ответа на возражения
  • БЛОК 13. Типы трудных клиентов
  • БЛОК 14. Стратегии работы, в конфликтных ситуациях
  • БЛОК 15. Правила работы в конфликтной ситуации
  • БЛОК 16. Психологическое влияние в переговорах с клиентом
  • БЛОК 17. Подведение позитивного итога встречи
  • БЛОК 18. Анализ работы с клиентами
  • Часть 3. Практикум (тренинги)

    Желаем Вам достичь наибольшей эффективности в обучении Ваших сотрудников для более успешного развития Бизнеса!


    БЛОК 1. Маркетинговые стратегии

    Прогнозируемый результат: улучшение качества поиска и привлечения клиентов, расширение клиентской базы.

    Для более эффективного поиска и привлечения клиентов полезно ознакомиться с тем, какой стратегии придерживается организация, а значит и ваше подразделение, на рынке и строить в рамках данной стратегии поиск и переговоры с клиентами.

    В начале давайте определимся, что такое маркетинговая стратегия? Это путь между организацией и рынком и от того, насколько прямым и широким окажется этот путь, зависит, насколько интенсивным будет рост доходов, получаемых на этом рынке.

    Выделяют 4 основных маркетинговых стратегии

    Итог: для того, чтобы эффективно заниматься поиском и привлечением клиентов необходимо понимать, как организация позиционирует себя на рынке и какой стратегии придерживается. Наша организация придерживается трех стратегий – стратегия роста, стратегия конкуренции, стратегия приоритетов.


    Придерживайтесь данных стратегий в поиске и привлечении клиентов и Вы закрепите позиции на рынке и добьетесь нужного успеха!

    БЛОК 2. Основы клиентской политики Дополнительного офиса \ филиала на _______ (период)

    Прогнозируемый результат: формирование и развитие клиентоориентированности каждого подразделения.

    Вам, как руководителям клиентских подразделений необходимо понимать политику в отношении работы с клиентами и грамотно реализовывать данную политику в Вашем регионе.

    Вспомним основы клиентской политики:

    – клиент всегда прав;

    – клиент должен уходить с благоприятными впечатлениями, как о организации, так и о персонале;

    – доброжелательное отношение к клиенту четкая работа должны стимулировать у клиента появление желания прийти еще раз и привести своих родных и знакомых.

    Давайте разберем, из чего может складываться клиентская политика Вашего подразделения.



    Для повышения качества обслуживания клиентов в Дополнительных офисах / филиалах рекомендуется:

    – Знать своих клиентов в лицо и знать все о своих клиентах. VIP клиентов должен знать в лицо каждый сотрудник подразделения (даже кассир-операционист).

    – Отработать систему информации клиентов «на входе» в доп. офис \ филиал.

    – Создать и реализовать систему регулярных встреч клиентов с руководством доп. офиса \ филиала по желанию клиента в течение месяца.

    Мы с вами будем осуществлять мониторинг качества обслуживания клиентов:

    – обеспечивать регулярные (1 раз в полгода) опросы клиентов;

    – создавать систему учета всех предложений и замечаний клиентов.

    Проявление инициативы, творческого подхода:

    – изучайте регулярно конкурентность своих технологий, вносите коррективы.


    Итог: каждый сотрудник должен знать клиентскую политику. Сотрудник должен быть инициативен, творчески активен, не бояться выходить с предложениями к руководству. Сотрудник должен очень хорошо знать своего клиента.

    Инициативность и творческая активность помогут Вам добиться успеха в Бизнесе!

    БЛОК 3. Формы и методы привлечения успешных клиентов

    Прогнозируемый результат: расширение клиентской базы, увеличение объема продаж.

    После того, как Вы поняли стратегию развития, его клиентскую политику, Вам будет легче осуществлять поиск и привлечение клиентов. Для этого мы с вами разберем существующие источники поиска и варианты привлечения.

    Выделяют следующие прямые методы поиска и привлечения клиентов как наиболее эффективные:



    Итог: теперь Вы можете определить, каким образом можно искать и привлекать клиентов в первую очередь и каким образом в дальнейшем, исходя из планов, стоящих перед Вами и Вашим подразделением.


    Старайтесь использовать данные методы эффективного поиска и привлечения клиентов системно и комплексно и тогда Вы расширите свою клиентскую базу, а значит клиентскую базу, укрепив положение организации на рынке!

    БЛОК 4. Холодные звонки

    Прогнозируемый результат: расширение клиентской базы, увеличение объема продаж.

    Сегодня мы подробно поговорим о таком методе поиска и привлечения клиентов, как МЕТОД ХОЛОДНЫХ ЗВОНКОВ.

    Данный метод используется для привлечения тех клиентов, которые еще не работают. Отсюда и название метода – «холодные» звонки, первоначальные, когда контакт еще не установлен и отношения с клиентом еще «холодные».

    Прежде чем звонить клиенту, Вы должны сочинить ясное, обстоятельное описание своего бизнеса, которое Вы смогли бы использовать в рекламных целях при телефонном звонке.

    Начнем с определения того, кто может являться клиентом.

    В области продаж выделяют три разновидности возможных клиентов:

    – тот, с кем хотелось бы поговорить – деловаявозможность, «подозреваемый клиент»;

    – тот, с кем Вы уже работаете, и кто прошел уже первый этап, но еще не заключил с Вами сделку – потенциальный клиент;

    – тот, с кем Вы заключили сделку – клиент.

    Метод холодных звонков используется для того, чтобы «подозреваемый клиент» стал сначала потенциальным, а в дальнейшем действительным клиентом.

    Давайте разберем механику холодного звонка.

    Когда вы первый раз звоните незнакомому человеку, перед Вами стоят 4 задачи:

    1. Завладейте вниманием собеседника;

    2. Объясните причину своего звонка;

    3. Произнесите оценочное или вопросительное утверждение по поводу компании, бизнеса собеседника и его заинтересованности Вашим предложением. Например: «Господин Иванов, мне известно, что ваша компания, подобно многим другим нашим клиентам (перечень клиентов), заинтересована в том, чтобы….».

    4. Назначьте деловую встречу. Например: «Давайте договоримся о встрече и я подробно расскажу Вам о …».

    Всегда помните – целью вашего звонка является привлечение клиента!

    Первым шагом к этому является встреча.

    Поэтому Вы смело можете сообщить своему собеседнику, что для Вас главным является именно назначение встречи. Если Вы смолчали, то у вас будут сложности.

    Например:

    «Я звоню вам, чтобы договориться о встрече».

    Далее вы развертываете сообщение:

    «В ходе этой встречи я расскажу вам о…»

    Полезные советы при телефонных звонках:

    – Не звоните, когда звонят все остальные. Давайте посмотрим, как строится ваш рабочий день.

    – Не звоните туда, где Вас унизили.

    – Не позволяйте оскорблять себя по телефону.

    – Не звоните туда, где Вы несколько раз получили отказ, это означает, что Ваше предложение действительно не заинтересовало.

    – Используйте зеркало – при разговоре по телефону важно отслеживать выражение своего лица, т. к. это передается в интонации, тембре голоса и оказывает определенное воздействие на слушающего.

    – Используйте таймер. Разговор не должен превышать 10 минут.

    – Ведите учет звонков.

    – Запишите себя на магнитофон. В мобильном телефоне. Прослушайте тон и тембр вашего голоса. Определите темп речи и четкость произнесения букв. Это то, что в первую очередь будет слышать Ваш собеседник.

    Выделяют 4 наиболее распространенные отговорки в телефонных переговорах:

    «Нет, спасибо, нас устраивает то, что у нас есть»;

    «Меня это не интересует»;

    «Я очень занят»;

    «Пришлите мне какие-нибудь материалы».

    Советы как действовать, если Вы слышите такие отговорки:

    1. Не забывайте слушать, что Вам отвечает собеседник.

    2. Не воспринимайте первый ответ всерьез. Он не является такой серьезной преградой, какой кажется на первый взгляд. Отказ не бывает односложным. После него люди добавляют какое-нибудь продолжение. Для нас имеет значение именно второй ответ.

    3. Сохраняйте позицию профессионала. Не раболепствуйте и не унижайтесь. Говорите спокойным и уверенным тоном.

    4. Не говорите, что «Это займет у нас не более 5 минут». Найдется клиент, который после 5-ти минут повесит трубку или уйдет.


    Итог: теперь Вы знаете, что такое метод холодных звонков и как его использовать при поиске и привлечении клиентов. Используйте все перечисленные советы и рекомендации. Помните, что целью любого звонка является приглашение на встречу. Используйте все фразы, разобранные в данном блоке. Слушайте, что и как Вам отвечают и не забывайте про звучание своего голоса, интонацию и общий настрой во время телефонного звонка.


    При поиске и привлечении клиентов все – Ваш настрой, голос, произносимые Вами слова и фразы – должно работать на Вас, на позитивный имидж и, как следствие, интенсивное развитие Бизнеса!

    БЛОК 5. Работа с корпоративными клиентами

    Прогнозируемый результат: расширение базы корпоративных клиентов.

    Работа с корпоративными клиентами в корне отличается от работы с розничными клиентами. Необходимо учитывать интересы и потребности данной категории клиентов и особенности схем работы с ними. В данном блоке Вы познакомитесь с теми факторами, которые оказывают влияние на выбор корпоративным клиентом того \ иного учреждения, а также научитесь собирать полную информацию о таком клиенте, прежде чем начинать переговоры с ним.

    Вы должны знать, те основные критерии, которые влияют на принятие корпоративным клиентом решения о сотрудничестве.

    При работе с корпоративным клиентом Вам необходимо понять, какая информация будет для него ключевой при решении о сотрудничестве (его личный критерий). В переговорах необходимо все время подчеркивать именно эту информацию.


    Обратите внимание, всю ли информацию Вы собираете о VIP – клиентах?

    Полная анкета VIP – клиента должна быть следующей:

    Полное официальное наименование.

    Краткое наименование.

    Юридический и почтовый адрес.

    Отраслевая принадлежность, код ОКПО.

    Дата профессионального праздника.

    Дата создания.

    Количество сотрудников.

    Взаимосвязанные организации, являющиеся клиентами филиала (дочерние, родственные, имеющие общее управление или собственников).

    Дата начала обслуживания в филиале.

    Иные организации, услугами которых пользуется клиент.

    Финансовые показатели по работе в филиале (дополняются ежемесячно):

    – средние остатки на счетах

    – средства, размещенные в депозитах и в векселях

    – сумма полученных кредитов

    – доходы филиала от обслуживания (по видам доходов).

    Данные о руководстве:

    – ФИО, должность руководителя,

    – ФИО главного бухгалтера,

    – ФИО, должности остальных членов руководства,

    – неформальные данные о руководстве (дни рождения, увлечения),

    – подарки, врученные отдельным лицам,

    – информация по обслуживанию руководства в филиале в качестве частных лиц.

    Контактные телефоны.


    Итог: теперь Вы понимаете, на что следует обращать внимание при работе с корпоративными клиентами. Не пренебрегайте этой информацией и особенно той информацией, которую Вы получаете от клиента! Навык сбора всей необходимой информации сформируется у Вас только, если Вы будете постоянно практиковаться.


    Стремитесь быть первыми, лидировать в искусстве поиска и привлечения клиентов! Этим Вы внесете личный вклад в развитие Бизнеса!

    БЛОК 6. Стандарты общения с клиентами

    Прогнозируемый результат: повышение эффективности процесса переговоров с клиентами, и расширение клиентской базы.

    В данном блоке мы поговорим о том, как строится грамотное общение с клиентами, чтобы у Вас сложился целостный образ переговоров, т. е. системное представление о переговорах при продажах как о последовательности самостоятельных задач «от контакта до контракта» и навык их решения.

    Грамотный клиентский специалист – это, прежде всего, специалист, обладающий коммуникативной компетентностью.

    Коммуникативная компетентность – совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения. Она включает в себя врожденные способности, а также знания и умения, приобретаемые в процессе работы.

    В процессе общения обе стороны получают определенное впечатление друг о друге. От того, насколько положительно сложилось данное впечатление, зависит, насколько часто оно будет повторяться, т. е. насколько часто клиент будет сотрудничать с специалистом.

    Впечатление клиента о специалисте зависит от того, насколько грамотно специалист умеет управлять тем впечатлением, которое он производит, контролировать себя и формировать образ грамотного специалиста.

    Помните:

    1. Формирование впечатления начинается с внешнего вида.

    2. Информация, полученная о Вас до встречи играет важную роль.

    3. Манера разговора должна быть деловой и вместе с тем располагающей к Вам.

    4. Поза должна располагать клиента к общению с Вами.

    5. Взгляд должен располагать к Вам.

    Неподготовленное общение с клиентом носит вероятностный, случайный характер , при котором достижение цели зависит от многих случайных переменных, например, от удачно найденного аргумента или контраргумента. Любой специалист наверняка попадал в ситуацию, когда у него после окончания важного разговора всплывало много сильных аргументов и доводов. Приди они в нужный момент разговора, и победа была бы обеспечена. Происходит это от того, что а ктивное включение в разговор, ответы и доводы собеседника, желание добиться своей цели активизируют интеллектуальные ресурсы специалиста, но и одновременно повышают его эмоциональное напряжение. Это приводит к тому, что специалист начинает осознавать все возможные аргументы и доводы лишь спустя некоторое время после начала диалога, особенно после того, как спадет внутреннее эмоциональной напряжение.

    Для того чтобы избежать, подобных ошибок и достигать намеченных результатов, очень полезно иметь представление обо всех этапах общения с клиентом и особенностях, задачах каждого этапа.



    Давайте разберем, какие можно выделить этапы делового общения, т. е. переговоров с клиентами.


    Итог: переговоры – это последовательность задач, которые должны быть выполнены специалистом последовательно и успешно, только в этом случае можно добиться в конце желаемого результата с наименьшими затратами времени и сил.


    Стремитесь грамотно строить Ваше общение с клиентами – это значительно повысит эффективность Ваших переговоров, а значит, принесет успех Вашему подразделению и всей организации. Помните, от Вас зависит успешность Бизнеса!

    БЛОК 7. Средства эффективного общения

    Прогнозируемый результат: повышение эффективности процесса переговоров с клиентами, и расширение клиентской базы.

    После того, как Вы познакомились с этапами делового общения с клиентами, мы рассмотрим, какие средства Вы можете использовать в переговорах для достижения поставленной цели и по каким признакам сможете определять состояние и готовность клиента к дальнейшим переговорам.

    Любое общение осуществляется с помощью вербальных (речь, слова, то, что мы говорим)и невербальных (неречевые средства, то, как мы говорим – мимика, жесты, поза, походка, интонации, тембр голоса) средств передачи информации. Данные средства могут, как помогать при переговорах, так и мешать специалисту.

    Давайте посмотрим, что помогает специалисту и что мешает в переговорах

    Наблюдая за клиентом, его невербальными (неречевыми) средствами общения, а также слушая его речь, Вы можете проанализировать, какое влияние оказываете Вы лично на клиента и как он относится к Вашему предложению.

    Давайте рассмотрим три основные группы невербальных (неречевых) знаков, по которым Вы сможете определить настроение и скрытые мотивы клиента:


    1. Знаки одобрения клиентом действий специалиста:

    – Искренняя улыбка

    – Оживленный, заинтересованный взгляд.

    – Клиент поддается вперед, расстегивает пиджак, чуть наклоняет голову;

    – Раскрыты руки, ладони, легкие кивки головой;

    – Ровный темп речи, теплый и уважительный тон.

    Примечание: данные знаки специалист может сам использовать для того, чтобы добиться расположения клиента к себе.

    2. Оценочные знаки (по которым Вы понимаете, что клиент оценивает Вас и ту информацию, которую Вы даете):

    – Задумчивое, размышляющее лицо, ладонь у щеки или трубка телефона;

    – Кто отводит глаза – тому неинтересно;

    – Должна быть искренность в жестах. Конгруэнтность.

    – Покусывание дужки очков или протирание стекол.


    3. Знаки защиты (по которым вы понимаете, что клиент закрыт от продуктивного диалога и что-то мешает ему слышать Вашу информацию).

    – закрытые поза, жесты;

    – Холодный, чуть прищуренный взгляд, усмешка, неестественная улыбка;

    – Поза «Наполеона» – скрещенные на груди руки.

    – Приподнятые плечи, опущенная голова.

    – Рисование на листе черточек, галочек.


    Чтобы правильно истолковывать поведение клиента во время переговоров и уделять этому минимум времени (чтобы не превращать переговоры в пристальное наблюдение за клиентом), давайте разберем основные формы поведения клиента, трактовку этого поведения и выводы относительно дальнейших грамотных действий специалиста.



    Итог: используйте и применяйте все разобранные в данном блоке средства эффективного общения и Вы научитесь делать это быстро и без дополнительных усилий; Вы научитесь определять, в каком состоянии клиент и как с ним лучше общаться, чтобы прийти к обоюдному решению о сотрудничестве.


    Не относитесь к этому материалу формально – будьте внимательны к клиенту и Вы завоюете постоянного клиента, который будет приносить Вам, Вашему подразделению, а значит и всей организации, постоянный доход!

    БЛОК 8. Методы активного слушания в общении с клиентами

    Прогнозируемый результат: повышение эффективности процесса переговоров с клиентами, и расширение клиентской базы.

    Во время переговоров для Вас важнее научиться слушать и слышать, что говорит клиент, нежели говорить самому. Кто молчит и задает вопросы – тот и контролирует ход переговоров. Грамотно контролировать ход переговоров Вам поможет такой метод, как активное слушание.

    Активное слушание – демонстрация клиенту, что он услышан, что все его слова значимы для специалиста. Это достигается с помощью задавания вопросов, которые сами по себе показывают клиенту, что его мнение важно для Вас, что Вы заинтересованы в его лучшем понимании. Задав вопрос, очень важно УСЛЫШАТЬ ответ, и здесь помогут ТЕХНИКИ АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ, основные из которых, по сути, тоже являются вопросами.

    1. Техника повторения, дословного воспроизведения, цитирование сказанного партнером. Повторению высказывания клиента должны предшествовать вводные слова типа: «Насколько я Вас понял…», «Вы считаете, что…»

    2. Техника перефразирования – краткая передача сути высказывания партнера его же словами. Начинать можно со слов «Правильно ли я Вас понял, что Вы…», «Другими словами, Вы имеете в виду…».

    3. Техника интерпретации – высказывание предположения об истинном значении сказанного или о причинах и целях высказывания партнера. Вводные фразы: «Могу ли я предположить, что Вы…?», «Исходя из Ваших слов, можно предположить, что….»

    Давайте разберем, как данный метод целесообразно применять в переговорах



    Как Вы уже поняли, вопросы могут быть разные – краткие уточняющие и наводящие.

    Как Вы считаете, в чем преимущества задавания вопросов?

    Преимущества задавания вопросов:

    1. Вопросы помогают избежать споров (Ваша задача продать, а не переспорить).

    2. Вопросы помогают избежать лишней говорливостиклиента.

    3. Вопросы помогают клиенту понять, чего же он хочет. Тогда Вы сможете помочь ему решить, как добиться этого.

    Открытые вопросы – невозможно ответить «да» или «нет». Часто начинаются со слов: что, где, когда, сколько. Цель: разговорить клиента, получить информацию.

    Закрытые вопросы – часто начинаются с местоимения или глагола и задаются с целью получить согласие или подтверждение.

    Альтернативные вопросы (или выбор без выбора) – задаются с целью получить согласие клиента. Это вопрос, имеющий два ответа, при этом оба подталкивают клиента в нужном направлении: «Вам удобнее позвонить в первой или во второй половине дня?» и т. п.

    Чтобы лучше понять, какие бывают вопросы и где их лучше применять, рассмотрим таблицу:



    Итог: внимательно слушайте клиента, задавайте вопросы и Вы поймете, что это значительно сокращает время и облегчает понимание истинной потребности клиента, то есть той причины, которая будет являться поводом продолжительного сотрудничества.


    Помните, клиент всегда должен чувствовать Ваш интерес к его делу, только тогда он будет рад сотрудничеству с Вами лично, а значит, станет постоянным клиентом и расширит клиентскую базу, пригласив своих родных и знакомых!

    БЛОК 9. Эффективное предложение продуктов и услуг

    Прогнозируемый результат: повышение эффективности процесса переговоров с клиентами, и расширение клиентской базы.

    Важно уметь грамотно построить презентацию, т. е. предложение клиенту так, чтобы у клиента возник интерес и желание сотрудничать как можно дольше и приводить своих друзей и родных.

    ЭФФЕКТИВНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ ВКЛЮЧАЮТ

    Презентацию

    Перед тем как предлагать клиенту тот или ной продукт, Вам необходимо ответить себе на следующие вопросы:


    – Кто Ваш клиент (вся возможная информация о клиенте)?

    – Какова цель Вашего предложения?

    – Какие потребности клиента может удовлетворить Ваше предложение?


    Цели презентации, предложения клиенту могут быть общими и конкретными.

    Из общих целей логически вытекают более конкретные цели.

    Примеры общих и конкретных целей:



    Эффективное предложение клиенту необходимо строить по принципу правила 3-х «Скажи…»:

    «Скажи о чём пойдёт речь» – ВСТУПЛЕНИЕ.

    «Скажи это и обоснуй» – ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. АРГУМЕНТАЦИЯ.

    «Скажи, что ты сказал» – ЗАВЕРШЕНИЕ.


    Перед тем, как предлагать тот или иной продукт \ услугу необходимо представлять, какую потребность клиента мы сможем удовлетворить данным продуктом \ услугой.

    Примерный перечень вопросов, которые могут интересовать клиентов в связи с предметом Вашего предложения:

    1. Выгода.

    2. Прибыль.

    3. Сбережение денег.

    4. Сбережение времени.

    5. Уверенность и спокойствие.

    6. Удобство и комфорт.

    7. Возможность выбора.

    8. Престиж.

    Рекомендации.

    – Предложите клиенту возможные варианты (схемы, алгоритмы, последовательности) получения услуг (продуктов), в которых он действительно нуждается и осознает эту нужду.

    – Работайте на сопоставлении цены и выгоды.


    Итог: не забывайте – Ваше предложение клиенту должно быть хорошо подготовлено – подкреплено информацией о самом клиенте и основываться на реальных потребностях клиента, а не на Вашем желании продать. Не забывайте про альтернативные и дополнительные продукты и услуги, которые могут быть решающим доводом для клиента при принятии решения о сотрудничестве.


    Грамотное предложение продукта или услуги – это презентация самого специалиста, а также организации. Вы формируете имидж организации!

    БЛОК 10. Этапы эффективной аргументации

    Прогнозируемый результат: повышение эффективности процесса переговоров с клиентами, и расширение клиентской базы.

    В процессе привлечения клиентов, особенно в момент предложения продукта \ услуги Вам необходимо аргументировано доказывать Ваше предложение.

    Давайте рассмотрим, с помощью каких техник убеждения можно наиболее эффективно аргументировать Ваше предложение клиенту.

    1. Техника увеличения. Вы в своем высказывании приводите аргумент, увеличивающий значение того или иного аспекта высказывания собеседника.

    Например: «В магазине появились французские духи. Вы: Надо купить. Французские духи всегда пригодятся на подарок». «Наши условия самые интересные на рынке»

    2. Техника уменьшения. Вы в своем высказывании приводите аргумент, уменьшающий значение высказывания собеседника.

    Например: «Можно купить, но дороговато»; «То, что Вы говорите незначительное препятствие для сотрудничества – мы это быстро решим!»

    3. Техника гиперболизация: Вы в своем ответе доводите до крайности значения высказывания собеседника.

    Например: «Если всем дарить такие подарки – останешься без штанов!»; «Если все время сомневаться – никогда не получишь прибыли!»

    4. Техника ссылки на авторитет. Вы в своем высказывании ссылаетесь на мнение авторитетных лиц, с целью уменьшения или увеличения высказывания клиента.


    Итог: Ваше предложение клиенту должно быть подкреплено самыми уместными в конкретной ситуации аргументами, самыми доступными для клиента и сами действенными.


    От того, как умело Вы проводите презентацию, строите аргументацию, зависит решение клиента о сотрудничестве. Помните, Вы – лицо организаци!

    БЛОК 11. Причины возражений клиента

    Прогнозируемый результат: повышение эффективности процесса переговоров с клиентами, и расширение клиентской базы.

    В данном блоке Вы познакомитесь с причинами возражения клиентов, что даст Вам возможность относиться к возражениям как к источнику информации о клиенте и его потребностях. Только тогда Вы научитесь грамотно выдвигать контраргументы.

    Наиболее трудные клиенты – те, которые отказывают, не выдвигая никаких возражений. Соответственно Вы не знаете ничего о том, что они думают по поводу Вашего предложения и каково будет их окончательное решение.

    Перед тем, как отвечать клиенту на его возражение, отговорки и провокационные вопросы, необходимо понять источники подобных высказываний.

    Это может быть один из следующих вариантов:

    – клиента устраивает ваше предложение, но он хочет получить дополнительную информацию;

    – клиент хочет сопоставить уровень качества и цен аналогичных предложений на рынке;

    – возражение как вежливый отказ на ваше предложение.

    В соответствии с этим, все причины возражений могут быть отнесены к двум классам: рациональные и эмоциональные.



    Запомните! Возражение дает возможность:

    1) Вскрыть и понять потребности и мотивы клиента;

    2) Понять его отношения и установки;

    3) Понять какие стороны Вашего товара/услуги встречают положительный прием, а какие нет;

    4) Понять в какой дополнительной информации нуждается клиент.


    Все возражения, с которыми встречается специалист в своей работе можно разделить на:

    – реальные затруднения;

    – искусственно создаваемые.


    Все реальные затруднения связаны с тем, что у клиента отсутствуют следующие ресурсы:

    – информация;

    – финансы;

    – доверие;

    – негативный опыт в прошлом от использования услуги.


    В зависимости от того, с каким затруднением Вы столкнулись, следует и работать. Для этого, давайте разберем следующую таблицу:



    Давайте разберем какие бывают КЛИШЕ возражений и их причины.



    Если те возражения, которые выдвигает клиент, не связаны с реальными затруднениями, Вы имеете дело с отговорками.

    В отговорки включаются все отказы и возражения, которые не связаны с реальными затруднениями клиента; они возникают, когда не задеты те реальные выгоды, которые приобретает клиент; клиент использует отговорки для того, чтобы найти приемлемую форму отказа.


    Итог: теперь Вы понимаете, что побуждает клиентов возражать на Ваши предложения. При переговорах с клиентами, особенно в процессе поиска и привлечения, необходимо учитывать данные причинны возражений, так как правильно определив причину, Вы найдете правильный вариант ответа, а значит сумеете убедить клиента.


    Будьте внимательны к клиенту, и Вы поймете, как с ним работать, чтобы он сотрудничал долго и приводил своих друзей и знакомых. Помните, от Вашей успешности зависит успех Бизнеса!

    БЛОК 12. Техники ответа на возражения

    Прогнозируемый результат: повышение эффективности процесса переговоров с клиентами, и, как следствие, расширение клиентской базы.

    Прежде всего, Вы должны понимать причину возражения клиента – эту информацию мы разбирали в предыдущем блоке.

    Как ответить клиенту на его любое возражение и не растеряться, не «потерять лицо», даже если убедительного ответа нет?


    Тактика ответов на возражения клиентов.

    1. Переформулируйте возражение клиента в позитив:

    «Да этот костюм стоит дороже, но носить его вы будете в два раза дольше».

    2. Не презирайте своего клиента! Никогда не говорите: НЕТ, НЕ НАДО, НЕЛЬЗЯ, НЕ МОГУ.

    3. Относитесь к возражениям не как к проявлению агрессии у клиента, а как его запросу к более полной информации относительно Вашего коммерческого предложения.

    4. С возражениями не надо бороться, с ними надо работать.

    5. Залогом Вашего успеха при работе с возражениями является способность понять позицию клиента.

    6. Возражения клиента вольно или невольно почти всегда выводят продавца из состояния равновесия.

    В этой ситуации специалист – продавец может выбрать одну из двух линий поведения: Обдуманно действовать или Бездумно реагировать.

    Реакция продавца на возражения клиента проявляется прежде всего в выражении лица – 50 %, а также в словах – 10 % и в тоне голоса – 40 %.

    6. Присоединитесь к возражению. Цель присоединения к возражению – установить атмосферу взаимопонимания, создать клиенту возможность высказать свое мнение, которое, вероятно, не совпадет с Вашим.

    Например, перед ответом на возражение продавец может вставить согласительную фразу в виде выражений: «Я вас понимаю, и…», или «Я часто про это слышу, и в этом есть свой резон….», «Хорошо, что вы об этом сказали, и…»

    Как присоединяться к любому возражению клиента?

    Техника присоединения к возражению клиента – техника пяти шагов:

    – Пауза. Определения способа работы с возражением. В этот момент Вы решаете как вести себя дальше. Пауза необходима для приведения в порядок Вашего эмоционального состояния.

    – Дать клиенту возможность возразить. Иногда это приводит к тому что, высказав негатив целиком, клиент успокаивается.

    – Психологическое присоединение к возражению. «Да это машина действительно самая дорогая, но одновременно и самая безопасная». Используйте вводные слова «да», «конечно», «я согласен» для психологического снятия напряжения и негатива. Далее можно высказать свое мнение, даже если оно не совпадает с мнением клиента.

    – Уточняющие вопросы или конкретный ответ. Вы задаете ряд вопросов, которые позволяют уточнить суть возражения. Например, на типичное возражение клиента «Это слишком дорого» мог бы выглядеть «По сравнению с чем?».

    Или вы даете конкретный ответ.

    – Призыв к действию. Давайте продолжим. Мягкий призыв к заключению договора.

    При переговорах важно отслеживать то состояние, в котором пребывает клиент и его изменения.

    Как работать с возражениями, причина которых эмоциональное состояние клиента?

    Восточная мудрость гласит:

    «Слушай, что говорят люди, но понимай, что они чувствуют».

    Если Вы понимаете что клиент реагирует на Ваше предложение скорее эмоционально и по этой причине может принять решение о сотрудничестве, используйте техники вербализации чувств.

    Вербализация чувств – отражение чувств с помощью слов. Состоит в высказывании об эмоциональном состоянии одного из собеседников.



    Полезные советы для специалиста:

    – Подготовьте заранее ответы на возражения, которые передовая линия вашего подразделения слышит 80 % случаев.

    – Говорим клиенту о скидках только при реальном наличии у него денег и готовности купить.

    – Не спорьте, не атакуйте. Не пытайтесь перевернуть клиента на 180 градусов.

    – Не перебивайте клиента, дайте ему возможность высказаться. Иногда стоит задать ему уточняющий вопрос.


    Итог: при работе с возражениями помните, они – знак того, что Вас слушают и готовы купить, но есть сомнения и требуется дополнительная информация. Будьте позитивны, не подвергайте сомнению обоснованность клиента. Помните, что у Вас есть свобода выбора: задать вопрос или ответить по сути. Грамотный специалист – это специалист умеющий любое возражение клиента, любой его негативный выпад использовать в своих целях – для подведения клиента к сотрудничеству.


    Пробуйте, используйте все рекомендации и советы, преодолевайте себя и возражения клиента – только так Вы добьетесь успеха для себя лично, для своего подразделения, для всей организации!!!

    БЛОК 13. Типы трудных клиентов

    Прогнозируемый результат: повышение эффективности процесса переговоров.

    В работе специалиста рано или поздно появляется клиент, с которым трудно работать. Причины этому могут быть разные, и в этом блоке мы разберем типы трудных клиентов для того, чтобы детально разобрать причины возникающих с ними трудностей и найти адекватные варианты переговоров с такими клиентами.


    Во-первых, это «диктаторы – грубияны».

    Отличительные черты таких клиентов: не терпят возражений, ссылаются на авторитеты, традиции, наследие предков, умеют удачно выбирать цитаты из классиков для подтверждения своих высказываний. Работают по принципу «Довод слаб, – повысить голос». Перекрикивают, подавляют собеседника. Очень подавляют неуверенных специалистов.

    Рекомендации по работе: с ними необходимо работать категориями предельно конкретными и структурированными и на высоком профессиональном уровне, учитывая эрудированность данной категории клиентов. Категорически запрещается при работе с данной категорией клиентов включать эмоции, излишнюю жестикуляцию, темперамент. Крайне необходимо держать себя в руках, владеть собой, не раздражаться на грубости и отвечать конкретно, по делу, уверенно и убедительно, практически с «каменным лицом: „Да! Это именно то, что Вам нужно“. Вся информация должна быть подкреплена фактами и аргументами.


    Во-вторых, это «математики, аналитики».

    Отличительные черты таких клиентов: быстро просчитывают необходимые варианты, выбирают стратегию либо кнута, либо пряника, имеют избирательную память – если им что-то невыгодно, они это забывают. Но то, что нужно, помнят всегда и такую информацию они прекрасно структурируют и анализируют.

    Рекомендации по работе: ключевой подход – логика и простота. Главное, не теряйте логики и доступности. Не используйте образных сравнений, Вас не поймут! Просто, конкретно и может быть даже излишне примитивно и скупо. Для них информация должна быть чёткой и логически выстроенной. Проще всего воспринимается информация дозированная и содержащая в себе цифры, логические умозаключения.

    «Милашки».

    Отличительные черты таких клиентов: декларируют, что им для себя ничего не нужно, они все готовы сделать для окружающих. Готовы гладить всех и всегда до полного «разглаживания». Они всегда готовы поступиться своими интересами, а от человека просят лишь «самую малость…». Эта самая малость может быть невыполнима для специалиста, но чувство благодарности и вины не дает специалисту возможности отказать такому клиенту.

    Рекомендации по работе: сохранять контроль над переговорами, не позволять себе самому попасть в ситуацию прежде всего эмоциональной зависимости от такого клиента. Воздерживаться от предложений, подарков и услуг таких клиентов. Общение должно быть вежливым, но конкретным и в сфере деловых отношений.

    «Родители».

    Отличительные черты таких клиентов: оберегают и опекают своих собеседников от волнений и забот. Не позволяют узнавать тревожащие новости, а заодно с ними и все остальные. Информационную беспомощность собеседника сглаживают тем, что все за него сделают, тому не стоит напрягаться. Создают такие условия, при которых нет возможности избавиться от их опеки.

    Рекомендации по работе: вежливый отказ от опеки. Сохранять позицию «взрослого специалиста», контролирующего вою жизнь и рабочий процесс. Общаться с такими клиентами только относительно сферы деловых отношений.

    «Бедняжки».

    Отличительные черты таких клиентов: говорят, что с удовольствием и обязательно сделали бы все, что от них требуется, но у них нет таких способностей и возможностей. Трудные и тяжелые обязательства забывают или совершенно не понимают. Это не волевые, нетемпераментные, неэнергичные, очень нерешительные, медлительные, сомневающиеся и робкие клиенты.

    Рекомендации по работе: с такими клиентами необходимо работать очень живо, темпераментно, увлечённо, ярко, вовлекая самих в процесс консультирования. Они любят образные сравнения, примеры в виде радужных перспектив и т. д. Очень не любят скучных и нудных подробностей. Высокий эмоциональный градус – основной ключ в подходе к данной категории клиентов. От Вас потребуется огромное терпение и понимание этой категории клиентов.

    «Праведники».

    Отличительные черты такого клиента: человек «с библией в руках». Постоянно контролирует, критикует, обвиняет. Старается вызвать у специалиста и всех, кто его окружает, чувство вины, неполноценности. Внушает, что никто, кроме него не способен хоть сколько-нибудь верно судить о действительности и сделать что-нибудь путное. Убежден в своей непогрешимости.

    Рекомендации по работе: дайте им понять, что Вы их понимаете и признаете их правоту. Будьте вежливы, сохраняйте чувство собственного достоинства. Общение с таким клиентом должно строится по принципу «Ну Вы то не можете не понимать этого..?! С Вашим опытом и знаниями в данной сфере…» и т. д.

    «Контролёры».

    Отличительные черты таких клиентов: волевые, темпераментные, энергичные. Такие клиенты обладают высокой компетенцией знаний во многих областях жизнедеятельности. Но основная их черта – это вечная подозрительность, недоверчивость и дотошность во всех вопросах. Они задают огромное количество вопросов с оттенком подозрительности и ощущения рисков абсолютно во всём. Привычка подвергать всё сомнению и тотальной проверке настолько виртуозна у этих клиентов, что Вы должны быть готовы к длительному противостоянию и несгибаемой выдержке.

    Рекомендации по работе: большое значение для этого типа клиентов значит железная аргументация и факты. Не эффективно проводить переговоры с такими клиентами эмоционально, с использованием выразительной жестикуляции, необходимо держать себя в руках, владеть собой, не раздражаться на огромное множество вопросов и отвечать конкретно, по делу, уверенно и убедительно.


    Итог: итак, в разобранных примерах указаны типы сложных клиентов, причины возникающих с ними сложностей и способы взаимодействия с ними. Все требует тщательной проработки в практике переговоров. Только после отработки того/иного метода Вы сможете сказать, действует он или нет и выработать более действенный метод. Научившись работать с трудными клиентами, Вы перестанете испытывать какие-либо трудности в переговорах в принципе. Это означает расширение Вашей сферы общения, а значит и клиентской базы Вашего подразделения.


    Вы можете стать обладателем самой большой клиентской базы среди подразделений! Стремитесь быть первыми!

    БЛОК 14. Стратегии работы, в конфликтных ситуациях

    Прогнозируемый результат: повышение эффективности процесса переговоров.

    Работа со сложными клиентами предполагает работу специалиста к конфликтной ситуации. В данном блоке разобраны причины возникающих конфликтов и стратегии поведения в конфликтной ситуации.

    Начнем с того, что такое конфликт и какие виды конфликтов могут возникать в работе специалиста.

    Слово “конфликт” происходит от латинского conflictus – столкновение.

    Конфликт – это противоречие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни, столкновение интересов, мотивов, целей, установок, ожиданий различных людей.

    Конфликтные ситуации приводят к выяснению позиций сторон и это помогает разрешить ранее скрытые противоречия. Так что конфликт может не только разрушать отношения, но и улучшать их динамику, служить стимулом к проявлению скрытых целей и позиций сторон.

    При конфликтной ситуации в процессе переговоров с клиентом необходимо помнить о данной функции конфликта – выяснение скрытых позиций сторон.

    Все конфликты можно разделить по 3 критериям:

    – от способа разрешения – конструктивные, деструктивные. Первые способствуют прояснению позиций участников конфликта, чем способствуют разрешению данной ситуации. Деструктивные конфликты способствуют только выплеску негативных эмоций и разрушению имеющихся отношений.

    – от степени выраженности – открытые, скрытые; первые лежат на поверхности, а вторые спрятаны за ширмой благоприятных отношений.

    – от количества участников – внутриличностные, межличностные, внутригрупповые, межгрупповые, т. е. между отдельными личностями, между личностью и группой, между личностью и организацией, между группой и организацией, между разными типами групп и организаций.

    В работе специалиста могут встречаться все виды конфликтов. Однако специалист должен переводить скрытые конфликты в открытую фазу, деструктивные в конструктивные, а межличностные конфликты (между специалистом и клиентом) не переводить в межгрупповые.

    В любом случае конфликт должен быть разрешен самым эффективным способом.

    Существуют несколько стратегий разрешения конфликтов.



    В ситуации конфликта его участники оказываются перед выбором: либо ориентироваться на односторонние действия (и в этом случае каждая из сторон строит свое поведение независимо друг от друга), либо – на совместные действия с оппонентом (т. е. выразить намерение разрешить конфликт путем прямых переговоров или при содействии третьей стороны).

    Грамотный специалист в конфликтной ситуации, прежде всего, ориентируется на разрешение конфликта путем переговоров и удовлетворение потребности, прежде всего, клиента, но с учетом интересов организации.


    Итог: для того, чтобы понять, как действовать в конфликтной ситуации, необходимо понять причины ее возникновения, сохранять спокойствие и непредвзятое отношение к конфликтующей стороне (клиент, другой сотрудник). При выборе стратегии выхода из конфликтной ситуации ориентируйтесь на перечисленные полезные советы.

    Учитесь достойно выходить из конфликта – это залог Вашей успешности! Чем более успешны Вы, тем более успешен Бизнес организации!

    БЛОК 15. Правила работы в конфликтной ситуации

    Прогнозируемый результат: повышение эффективности процесса переговоров с клиентами.

    В данном блоке разобраны основные правила работы в конфликтной ситуации с трудным клиентом, но, только учитывая особенности каждого конкретного клиента, причины возникшего конфликта, можно разрешить любую конфликтную ситуацию.

    Давайте перечислим причины, мешающие удержанию клиента в конфликтной ситуации:

    1. Ответная агрессия.

    2. Оправдание.

    3. Игнорирование.

    4. Подкуп.

    Данное поведение специалиста не допустимо, необходимо отслеживать свои эмоции и контролировать их.

    Соблюдайте основные правила поведения в конфликтной ситуации:

    1. Сохраняйте спокойствие.

    2. Не спорьте, не соглашайтесь.

    3. Задавайте больше уточняющих вопросов.

    Если конфликт уже возник и не по Вашей инициативе, Ваше поведение должно быть следующим:

    1. Выразите понимание клиенту. Например, Вы можете начать фразу таким образом: «Да, я понимаю, о чем Вы говорите…», «Да, я в такой ситуации вел бы себя также…».

    2. Продемонстрировать готовность изменить положение – с помощью таких фраз, как «Давайте решим эту неприятную (ужасную) ситуацию вместе…», «Я готов (а) во всем помочь Вам и решить данную ситуацию…».

    3. Предложить обсудить в переговорной – «Давайте, пройдем в переговорную, чтобы нам не мешали и все обстоятельно, детально обсудим».

    4. Пригласить авторитетное лицо – «Данная ситуацию действительно очень сложная, давайте пригласим нашего Управляющего и вместе все решим».

    5. Вербализация своих чувств и чувств клиента – «Я понимаю, что Вы сейчас чувствуете – на вашем месте я бы чувствовал себя также», «Мне сейчас очень неприятно и плохо из-за того, что такая ситуация возникла…».

    6. Внимательно выслушать мнение клиента о разрешении конфликта.

    7. Комплимент клиенту – «Вы действительно мудрый человек и поэтому…», «Только такой специалист, как Вы…», «Нам повезло, что к нам обратились именно Вы…».

    8. Обсуждение дальнейшего сотрудничества – «Я даю слово, что данный инцидент долее не повторится и мы с Вами будем в дальнейшем плодотворно сотрудничать…».

    Обычно, клиент, как конфликтующая сторона, испытывает негативные эмоции, которые пытается «навязать» специалисту.

    Что делать специалисту, чтобы снизить напряженность клиента?


    Давайте разберем технику «Трех шагов», с помощью которой вы можете снижать напряжение клиента.



    Итог: учитесь сохранять спокойствие в любой конфликтной ситуации, тогда у Вас будет возможность воспользоваться любой из перечисленных приемов и техник и разрешить ситуацию непредвзято, без негативных эмоций. Такое поведение специалиста будет способствовать удержанию клиента и формированию позитивного имиджа организации.


    Будьте уверены в себе и Вы вселите уверенность в клиента о качественном обслуживании! Имидж специалистов формирует имидж организации!

    БЛОК 16. Психологическое влияние в переговорах с клиентом

    Прогнозируемый результат: формирование у специалистов навыка противостояния негативному влиянию клиентов в процессе переговоров.


    Процесс переговоров с клиентами может осложняться желанием клиента оказывать на специалиста негативное влияние.

    В данном блоке Вы узнаете, каким образом распознавать, что клиент стремится оказывать на Вас влияние, как избегать этого влияния, и наоборот, самому оказывать влияние на клиентов. Начнем с определений!

    Психологическое влияние – это воздействие на состояние, мысли, чувства и действия другого человека с помощью исключительно психологических средств.

    Противостояние психологическому влиянию– это сопротивление воздействию другого человека с помощью психологических средств.

    Психологические средства = вербальные сигналы + паралингвистические сигналы + невербальные сигналы.

    Вербальные сигналы – слова и, прежде всего, их смысл, но также и характер используемых слов, подбор выражений.

    Паралингвистические сигналы – особенности произнесения речи, отдельных слов и звуков.

    Невербальные сигналы– взаимное расположение собеседников в пространстве, позы, жесты, мимика, контакт глаз, оформление внешности.

    Давайте разберем действия собеседника, который оказывает влияние на Вас и цели, которые преследует своим поведением.



    Всякое действие собеседника, с помощью которого он скрытно пытается подвести партнера к нужной ему цели, является манипулятивным.

    Манипуляция– преднамеренное и скрытое побуждение другого человека к переживанию определенных состояний, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения инициатором его целей.

    Существуют также поддразнивающие высказывания – Тебя, что так легко расстроить? Как всегда боишься? И ты боишься? Я знаю тебя не так легко расстроить?

    Цель таких высказываний – оказать негативное эмоциональное влияние, заставить оправдываться.


    Как отличить манипуляции?

    1. Манипулятор всегда осознает ту истинную цель, которую он преследует и средства, какими располагает.

    2. Манипулятор скрывает свои истинные намерения.

    3. Скрытность средств манипулятора.

    4. Принятие адресатом на себя ответственности за происходящее.

    Как противостоять такому негативному влиянию и не давать манипулировать собой? Давайте разберем техники цивилизованного противостояния негативному влиянию.



    Итог: процесс взаимного влияния – это столкновение двух или нескольких волевых людей, сознательная или бессознательная борьба человека за уподобление других себе людей, своим планам, замыслам и желаниям.

    Таким образом, любые переговоры с клиентами могут оказаться таким процессом взаимного влияния, если Вы или Ваш клиент имеет желание навязать свое виденье ситуации другому. Поэтому в переговорах специалисту необходимо учитывать интересы клиента, но не допускать влияния клиента на процесс сотрудничества.


    Контролируйте переговоры с клиентами, добивайтесь поставленной цели – долгое и плодотворное сотрудничество с клиентом, его родственниками и знакомыми. Вы формируете клиентскую базу!

    БЛОК 17. Подведение позитивного итога встречи

    Прогнозируемый результат: повышение эффективности переговорного процесса; стабилизация клиентской базы.

    В данном блоке мы будем говорить о подведении итога, о завершении переговоров с клиентом таким образом, чтобы у клиента не только сохранилось желание сотрудничать, но и привести своих родных и знакомых.

    Подводя итог встречи, завершая ее, констатируйте позитив, т. е. все то, что в процессе обсуждения не вызвало отторжения клиента.

    Например:

    «Итак, мы с Вами обсудили …. (здесь Вы перечисляете и кратко характеризуете обсужденные темы) …, верно?».

    «Из них у Вас не вызывают протеста… (здесь Вы тезисно обозначаете те вопросы, на которые клиент реагировал неотрицательно или нейтрально)…, так?»

    «Перспективными и полезными нам с Вами показались… (здесь Вы напоминаете те возможности, услуги, которые вызвали у клиента хотя бы слабую заинтересованность)…., не правда ли?»

    После подведения итога встречи полезно замолчать и с доброжелательным, соучастливым вниманием ждать реакции клиента.

    Если клиент вновь начнет говорить о своих сомнениях, дальнейшие усилия, направленные на то, чтобы склонить клиента к получению наших услуг на данной встрече окажутся, скорее всего, бесполезными.

    Если клиент в ответ на Ваше молчаливое ожидание его реакции начнет уточнять преимущества, выгоды, пользу, возникающие в результате получения наших услуг, то здесь уместна решительность и настойчивость в продвижении клиента к контракту.

    Что необходимо учитывать при завершении встречи и/или при заключении контракта?

    – Не следует демонстрировать яркие положительные эмоции в связи с решением клиента заключить контракт. Уместно сдержанно, даже несколько буднично одобрить это решение клиента, оказать ему эмоциональную поддержку, не скрывать свою спокойную уверенность в надежности и успешности предстоящей работы.

    – Если по итогам констатации позитива Вы принимаете решение не настаивать на заключении контракта в ходе данной встречи, важно расстаться с клиентом на позитивном эмоциональном фоне. Договариваться о новой встрече во многих случаях сразу не следует. Лучше договориться о дате и времени звонка. В противном случае у клиента может возникнуть ощущение, что его связывают обязательствами, и он будет с высокой степенью вероятности потерян для Вас.


    Итог: не пренебрегайте и не забывайте про позитивное завершение переговоров – это создаст Вам уверенность в том, что клиент не только вернется, но и приведет своих родных и знакомых. Не следует забывать, что успех на переговорах при продажах сложных и высокотехнологичных услуг зависит не только от глубины анализа своих действий, но от частоты попыток действовать новыми, непривычными для себя способами.


    Действуйте, пробуйте и Вы будете успешными! Ваш успех – это успех организации на рынке!

    БЛОК 18. Анализ работы с клиентами

    Прогнозируемый результат: повышение эффективности процесса переговоров и расширение клиентской базы.

    Для улучшения работы с клиентами, выявления слабых мест в умении проводить переговоры, а также для эффективного планирования своей деятельности, полезно анализировать эффективность каждой встречи с клиентом.

    Для большей наглядности рекомендуем анализировать письменно, руководствуясь примерно следующим планом:

    1) Какие задачи удалось решить Вам в ходе встречи (установить контакт, организовать расспрос, осуществить выслушивание, представить услуги и привести убедительные аргументы в их пользу, преодолеть возражения, констатировать позитив)?

    2) Что оказалось непреодолимым и по какой причине, на Ваш взгляд?

    3) Что было неожиданного для Вас в беседе с клиентом?

    4) Каковы Ваши эмоциональные ощущения после беседы?

    5) Как следовало бы строить беседу с самого начала?

    6) К какому типу возражающего клиента можно отнести Вашего визави?

    7) Что позитивного можно отметить для себя (обогащенный личный опыт, ожидаемые отсроченные эффекты, непосредственные результаты) по итогам встречи?

    Кроме анализа каждой встречи с клиентом, необходимо также анализировать всю свою клиентскую базу. Для этого есть определенные составляющие качественного анализа работы с клиентами:



    Просмотрите данную таблицу и ответьте на все вопросы, связанные с изучением клиентской базы. Выполняете ли Вы все 4 задачи клиентского бизнеса, есть ли у Вас случаи ухода клиентов, знаете ли Вы причины (из указанных в таблице)?

    Для того, чтобы предотвратить уход клиента, необходимо прежде всего знать его мнение о своем обслуживании, а затем создать для него наиболее комфортные условия обслуживания.

    Заполняйте следующую анкету вместе с Вашим клиентом.



    Итог: только постоянное проведение анализа работы с клиентами обеспечивает полное представление специалиста о своих клиентах, что означает возможность контроля клиентской базы, своего бизнеса, а значит и своего дохода. Прямо пропорционально с увеличением Вашего дохода будет увеличиваться доход организации.


    Помните, от Вашей успешности зависит успех и развитие позиций на рынках!









     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх