Заключение

Современная ситуация в бизнесе требует применения новых технологий поиска, привлечения, продаж и обслуживания клиентов.

Уже недостаточно просто навыков личных продаж и общения для совершения сделок выгодных для всех сторон и долговременного сотрудничества. Необходимо постоянное развитие технологий поиска, привлечения, ведения переговоров, обслуживания клиентов.

Данная обучающая программа была специально разработана, чтобы дать клиентским специалистам возможность:

• изучить современные формы, методы и источники поиска и привлечения клиентов;

• отработать профессиональные стандарты и стилистику делового общения;

• научится устанавливать и поддерживать эффективные деловые контакты, убеждать и мотивировать клиентов;

• выработать навыки по работе с возражениями клиентов, навыки эффективной аргументации;

• выработать навыки разрешения конфликтных ситуаций, отработать сценарии поведения с «трудными клиентами»;

• научиться выстраивать долговременные отношения с клиентами.

• научиться формировать и улучшать имидж.

Прежде всего, Вы, как руководители клиентских подразделений, должны понимать значимость своей роли в достижении целей. А в дальнейшем Вы сможете убедить Ваших специалистов в возможности влияния на процесс развития бизнеса. Это придаст им делового азарта, легкости, и уверенности в общении с клиентами.

Работайте со своими подчиненными индивидуально. Разъясняйте им непонятные вопросы и координируйте их работу.

Системный подход, творческий настрой и постоянный контроль приведут Вас и Ваших сотрудников к успеху в бизнесе и будут способствовать успеху.

Желаем Вам достичь наибольшей эффективности в обучении Ваших сотрудников для более успешного развития Бизнеса!


Заключение

Вы закончили изучать курс Попробуйте максимально кратко выразить его суть:

Риторика рекламы это__________________________________________________

Ваш ответ мог бы выглядеть примерно так: Риторика рекламы – это способ создания, организации и донесения до читателя (слушателя, зрителя) рекламного текста. Особенность риторики рекламы – в ее соревновательном, воздействующем характере, который придает игровой, функциональный статус содержанию текста, его организации и стилю. Рекламные тексты все уверенней конкурируют с художественными, однако рекламное сообщение и художественное произведение сильно различаются по своей коммуникативной позиции: реклама никогда не упустит из вида своего собеседника. Вот почему рекламистом нужно родиться, но стоит попытаться и стать.

Уверенность в себе

Через скованность проходят все люди. Человек не рождается скованным, таким его делает общество. 90 % людей боятся публичных выступлений. Для некоторых страх перед аудиторией занимает второе место после страха смерти. Примеры. Наполеон упал в обморок при своем первом выступлении в Парламенте. Рокоссовский брал уроки публичного выступления. На самом деле избавится от скованности не так сложно, как это кажется на первый взгляд. Скованный человек боится, что о нем плохо подумают и это и вызывает скованность. Волнение забирает часть эмоциональной энергии, необходимой для выступления. При выступлении перед аудиторией нас смущает:

1. Количество слушателей.

2. Состав аудитории:

а) По степени знакомства (родственники, коллеги, чужие люди…);

б) По степени авторитетности.

3. Возможные последствия выступления/

Непрерывность речи

Это способность говорить бесконечно долго на самые разнообразные темы. Она необходима тогда, когда мы либо забываем план речи, либо говорим экспромтом. Ненужные паузы во время выступления одно из худшего, что может произойти. Аудитория начинает волноваться за выступающего. Если все же это случилось, то паузу надо обязательно держать, т. е. не проявлять признаков волнения, либо заполнять речью. При этом все мысли хороши кроме банальностей и глупости.

Методы избегания ненужных пауз:

1. Развитие последней мысли, т. е. та мысль, на которой ты остановился, является темой для дальнейших рассуждений.

2. Использование слов стимулирующих появление очередных мыслей (потому что, поэтому, иначе сказать, например, кроме того).

3. Метод «блуждания по лабиринту».

Композиция речи – Compositio

Все силы и способности оратора служат выполнению следующих пяти задач: во-первых, он должен приискать содержание для своей речи; во-вторых, расположить найденное по порядку, взвесив и оценив каждый довод; в-третьих, облечь и украсить все это словами; в-четвертых, укрепить речь в памяти; в-пятых, произнести ее с достоинством и приятностью» Цицерон. Композиция речи обусловлена психологией восприятия психологии восприятия слушателя. Она обеспечивает понятность и длительность запоминания речи, наводит порядок в мышлении говорящего.

Три принципа построения речи:

1. Классическая схема (вступление, основная часть, заключение). Вступление и заключение по объему должно быть не более 1/3 от всего объема выступления.

2. Целеустремленность. Любая речь имеет общую и конкретную цели.

3. Последовательность.

4. Каждая мысль должна логично вытекать из предыдущие. Нужен «мостик». Надо готовить слушателей. Переход к последующей мысли только после того, как закончена последняя (не пересекаться и не повторяться).

Универсальный способ построения речи:

1. Сформулировать тезис.

2. Раскрыть его (привести аргументы «за» и «против»).

3. Повторить тезис еще раз.

Контакт с аудиторией

Когда аудитория незнакомая, то м/у выступающим и публикой возникает стена «официальности», недоверия, которое препятствует воздействию на слушателей. Такое происходит практически всегда. Стену надо разрушить, т. е. установить контакт. Хотя со временем «стена» разрушается сама, лучше убрать ее сразу.

Этому помогают следующие средства контакта с аудиторией:

1. Доброжелательность, которая выражается в улыбке, доверительном тоне голоса.

2. Естественность.

3. Раскрепощенность.

4. Разговорный стиль изложения.

5. Свободные жесты и движения.

6. Зрительный контакт (это забота о слушателе).

Большая часть времени надо смотреть в глаза, фиксируя взгляд.

Методы привлечения внимания

1. Содержание речи (м.б. сдобрена хорошими, запоминающимися примерами).

2. Яркость – интонация, эмоциональность.

3. Паузы (начальная). Важно делать паузы до и после главных мыслей (Гитлер держал паузу до 10 минут).

4. «Сказка». Интересный рассказ, анекдот, любопытный факт (Должна быть конкретика (кто? где? когда?).

5. Вопросы слушателям. Часть информации полезно донести в виде диалога, т. к. характер монолога притупляет внимание слушателя. Когда человек слышит вопрос, он начинает мысленно отвечать на него. При этом не всегда уместно задавать вопросы.

6. Интригование – обещание интересной мысли (А сейчас я Вам расскажу интересный случай) Часто этим приемом пользоваться нельзя.

7. Наглядность (привлечение зрительного внимания). Заранее подготовленные иллюстрации, презентация. Рисование на доске (никогда нельзя поворачиваться спиной к залу, даже если рисуешь). Демонстрация на личном примере (вот, посмотрите на мой галстук…). Навыки тренируются постепенно. Сначала нужно, чтобы соответствовали жесты, затем другой элемент.

8. Дикция (как резкость фотографии).

Интонационная выразительность

Интонационная выразительность необходима для привлечения внимания слушателей и облегчения понимания речи.

1. Паузы.

2. Тон голоса (диапазон по высоте) Речь – как песня и желательно, чтобы амплитуда была большой.

3. Громкость.

4. Темп. Надо делать ударение на ключевые слова.

Они, как правило, громче/тише, ниже/выше и заключаются в паузы.

Правила ударения в русском языке

1. Перечисляемые слова – ударные (Банки, инвестиционные компании – все являются финансовые институтами).

2. Слово, обобщающие перечисление – ударные (Все, ничто, нигде, никогда, всегда).

3. Слово, содержащие вопрос, ударное (где, куда, зачем, откуда).

4. Противостоящие слова – ударные (что посеешь, то и пожнешь).

5. Слово, с которым что-то сравнивается, ударное (злой как черт, глупый – как пробка).

6. Правило прилагательного. Если прилагательное стоит перед определенным существительным, то ударение падает на существительное (при прочих равных условиях). Если прилагательное стоит после существительного, тогда ударение падает на существительное.

Словарный запас

Чем больше словарный запас, тем более выразительна речь. Словарный запас человека делиться на активный и пассивный. Весь словарь русского языка около 40 тыс. слов, первые 1000 слов составляют 67 % от словаря обычного человека, первые 100 наиболее употребляемых слов – 41 %, первые 10 слов – 18 %. Шекспир использовал -14 тыс. слов, Пушкин -27 тыс., средний человек -4-5 тыс.

Методы увеличения словарного запаса

1. Чтение вслух. Помогает запоминать новые слова. Когда читаешь про себя быстро забываешь.

2. Изучение словаря синонимов. В среднем слово имеет 5 синонимов, но есть и слова у которых их более 40 (хорошо). Примечание: В программе Microsoft Word есть стандартная функция подбора синонимов в правом меню мыши.

3. Беседы.

4. Важно завести тетрадь, в которую записывать понравившиеся слова и обороты. Чтобы они были в активе нужно периодически их перечитывать. Примечание: Если новое слово в течение дня произнести три раза, оно становиться обиходным. Афоризм: Если каждый месяц ты будешь учить 5 новых слов, то через год друзья будут думать, за кого он себя принимает. Наш словарный запас динамичен. Если долго не говорить, то он уменьшается. Если находиться в профессиональной среде – то появляется жаргон.

Убедительность речи

Требование к аргументации:

1. Аргументы должны быть резкими. Они могут воздействовать как на разум, так и на чувства.

2. Аргументы должны быть конкретными – (Инфляция не просто низкая, а равна 18 % в год). Общие фразы звучат голословно и отрицательно действуют на человека.

Методы внушения

Внушение удается, когда человек не задумываясь, верит говорящему. Зачастую можно внушить даже абсолютную чушь умным людям. Методы внушения:

1. Уверенный тон голоса (я знаю, о чем говорю и не верить в это просто смешно). Между уверенным тоном голоса и содержанием речи связи может и не быть.

2. Однозначная аргументация. Акцентировать внимание слушателей только на выгодах, скрывая недостатки тезиса. Слушатели не всегда знают о предмете все. Для большей убедительности слушателям можно привести 2–3 аргумента и доказать их несостоятельность. Данный метод очень опасен и действует в очень ограниченных ситуациях.

3. Убеждающие обороты. Их нужно ставить перед внушаемым утверждением (как известно, давно доказано, ни для кого не секрет и т. д.). Их можно использовать, когда нет времени на доказательство тезиса, либо когда не знаешь как это сделать, либо перед ложным утверждением.

4. Ссылка на авторитет. Люди часто слепо верят авторитетам. М.б. ссылка на специальную литературу, статистику. Часто ораторы ссылаются на Библию.

5. «Гомеров порядок» расположения аргументов. На первом месте – сильный, далее слабее, еще слабее, а в конце – самый сильный. Такой порядок обусловлен свойством человеческой памяти – запоминать начало и конец речи. Речь производит впечатление еще и после ее прослушивания.

6. Выработка рефлекса на правду. Правда, правда, правда, внушаемое утверждение, правда…

7. Утверждение за слушателя. Как видите, вы это обязательно сделаете, вы точно будете вспоминать. Обычно этим методом заканчивают речь.

8. «Намек». Заложить ответ в вопрос. Использовался в референдуме. Хотите ли Вы, что бы СССР сохранился? Хотите ли Вы, чтобы республики получили независимость? Человеку психологически легче отвечать положительно, чем отрицательно. Нужно, что бы человек ответил хотя бы нейтрально. В этом случае, возможно воспользоваться методом «Да, и». Убеждающая речь оказывает большее влияние на слушателя, когда она произнесена целиком от начала до конца, а не в форме полемики. Если же все же полемика началась, то лучше прервать ее и сказать, что на все вопросы Вы ответите по окончанию выступления.

Понятность речи

Причины неясности выражения мыслей говорящего могут быть из-за:

1. Нечеткость выражения. Осознанные и неосознанные недомолвки. Многие думают, если мне известно, значит и всем другим тоже. Необходимо использовать набор т. н. ключевых терминов.

2. По «техническим» причинам. Оратор говорит невнятно, слишком быстро или очень тихо.

3. Построения очень длинных предложений, когда слушатель забывает с чего начал оратор.

4. От использования сложных понятий без объяснения. Надо стремиться к простоте изложения.

5. Степень ораторской подготовки определяется тем, как ты влияешь на слушателя. Если аудитория состоит из разных людей, необходимо рассчитывать на самого неподготовленного слушателя.

Артистизм

Для создания образа надо перевоплотиться. Актеры делают это, используя свое внутреннее настроение. Через элементы речи можно выразить свое настроение. Но, если выступающий при этом «переигрывает», то это так же плохо, если он выступает «серо». Методика «вживания» в роль:

1. Изобразить маску на лице, отражающую твое настроение. При этом появляются зачатки настроения. Когда я хочу узнать, что думает мой собеседник, я делаю тоже выражение лица и начинаю думать.

2. Вспомнить, какое-либо событие и через это усиливается ощущение (если надо заплакать, то пожалей себя, если надо рассмеяться, то вспомни что-нибудь смешное). Никогда нельзя говорить «по бумажке» – это усыпляет слушателей.

Советы для выступления

1. Не забывайте перечитывать эти заметки перед любым большим выступлением. Это поможет Вам освежить в памяти маленькие хитрости и приемы мастерства.

2. При подготовке к выступлению необходимо взять достаточное количество визиток.

3. Старайтесь избегать выступление сразу после и до обеда. Как бы Вы хорошо ни говорили, люди не будут слушать Вас внимательно.

4. Во время выступления необходимо выключить свой мобильный телефон, пейджер, будильник на часах.

5. Если Вы выступаете с презентацией, было бы неплохо, если бы и у слушателей на руках (в раздаточных материалах) были основные тезисы презентации.

6. Перед выступлением позаботьтесь о том, чтобы на столе была вода. Помимо того, что она утоляет жажду, это может помочь сделать паузу в нужном Вам месте.

7. Перед выступлением проверьте сами или попросите организаторов проверить еще раз все оборудование – микрофон, проектор и др.

8. Перед выступлением можно подготовить записки самому себе с заранее продуманными ответами и «пустить» их через зал. Это может оживить дискуссию и осветить те вопросы, которые неудобно рассказывать от первого лица. Например, реклама вашей компании.

9. Иногда, шрифты в Вашей презентации не совпадают со шрифтами, имеющимися на компьютере организаторов, тогда в Вашей презентации вместо шрифтов появляются знаки вопроса, квадратики и т. д. Чтобы избежать этого можно:

а) сохранить файл с внедренными шрифтами сохранить как/сервис/внедрить шрифты True type.

б) сохранить на дискете шрифты отдельно и в случае необходимости установить их.

10. Никогда не утомляйте людей цифрами. Больше трех четырех цифр все равно никто не воспринимает. Если без них в выступлении никак не обойтись, то подготовьте их предварительно и раздайте.

11. Публичные выступления дают возможность лучше сформулировать свои мыли и еще глубже вникнуть в тему.

Скороговорки для тренировки

1. Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак, сунул руку в реку Грека, рак за руку Греку цап.

2. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

3. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла Кларнет.

4. Карл у Клары украл доллары, а Клара у Карла – квартальный отчёт (Современный вариант).

5. У перепела и перепелки пять перепелят.

6. Сшит колпак не по-колпаковски, надо бы колпак переколпаковать, перевыколпаковать.

7. На дворе дрова, на дровах братва, у братвы трава (шутка).

8. Не видно – ликвидны акции или не ликвидны.

9. Кукушка кукушонку купила капюшон, так в капюшоне он смешон.

10. Работники предприятие приватизировали, приватизировали да не выприватизировали.

11. Нищий шуршит тыщами и пятидесятитысячными.

12. Высшие эшелоны шествовали подшофе.

13. Налогооблагаемая благодать.

14. Невзначай зачали чадо до бракосочетания.

15. Израиль из рая ль?

16. На ура у гуру инаугурация прошла.

17. Горький окал около колонии Макаренко.

18. Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.

19. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

20. Невелик бицепс у эксгибициониста.

21. Саша – само совершенство, а еще самосовершенствуется!

22. Это колониализм? – Нет, это не колониализм, а неоколониализм!

23. Ловко лавируя в ларингологии, лекарь-ларинголог легко излечивал ларингиты.

24. В Кабардино-Балкарии валокардин из Болгарии.

25. Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.

26. Кто не работает, тот не ест то, что ест тот кто работает.

27. Токарь Раппопорт пропил пропуск, рашпиль и суппорт.

28. Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

29. На нее глазели глаза газели.

30. Недопереквалифицировавшийся.

31. Роман Кармен положил в карман роман Ромена Роллана и пошёл в «Ромэн» на «Кармен».

32. Шеф швейни лжив – пошив паршив.

33. Все скороговорки не перевыскороговоришь.


Дополнительная информация

Умные люди живут дольше. Смертность людей с высоким уровнем образования в четыре раза ниже, чем у малообразованных. До последнего времени считалось, что на продолжительность жизни человека в основном влияют три фактора: наследственность, образ жизни и экология. Однако ученые пришли к выводу, что умные живут дольше и меньше болеют. Смертность людей с высоким уровнем образования в четыре раза ниже, чем смертность малообразованных. Оказывается, мозг без нагрузки стареет гораздо быстрее. Ученые давно объясняют различия в состоянии здоровья разных людей их принадлежностью к разным социальным группам и разницей в уровне благосостояния. Британские ученые пополнили эту концепцию новыми данными. Оказывается, уровень интеллекта также влияет на состояние здоровья людей. Чем выше уровень интеллекта у ребенка, тем больше шансов у него прожить дольше. Оказывается, что «мальчики-очкарики» – наиболее выгодные женихи и предпочтительные мужчины-производители потомства. Предполагается, что спрос на «ботаников» у представительниц прекрасного пола резко возрастет. До революции в России наличие очков было признаком ума, состоятельности, интеллигентности, благородного происхождения. Сейчас интеллектуалов ценят во всем мире, переманивают из других стран (утечка мозгов), они являются основным фактором экономического роста и благосостояния нации. В России богачи – в основном хорошо образованные люди. Две трети из них имеют высшее образование. У большинства – 86 % – родители принадлежат к интеллигенции. Среди “капитанов” российского бизнеса практически отсутствуют люди без высшего образования. Ученые в качестве определяющих выделяют три основных критерия, влияющих на продолжительность жизни: наследственность (до 20 %), образ жизни (до 55 %) и экологические факторы (20 %). При этом в показателе «образ жизни» на первых местах находятся материальный доход и уровень образования. Кстати, в странах Запада в своей практике страховые компании, оценивая при помощи тестов потенциальную продолжительность жизни клиента, обязательно включают эти показатели в вопросник. Уровень материального благополучия оказывает значительное влияние на образ жизни. Люди с меньшими доходами чаще болеют и реже прибегают к медицинской помощи. Однако на здоровье человека влияют не столько самим деньги, сколько характер их использования в интересах здоровья. Например, люди с более высокими доходами имеют возможность получить лучшее образование. В свою очередь, смертность людей с высоким уровнем образования примерно в 1,5–4 раза ниже, чем в группах с низким уровнем образования. Считается также, что человеческий мозг без нагрузки стареет значительно быстрее. Продолжительность жизни напрямую зависит от уровня интеллекта. Влияние оказывает склонность к долговременному планированию жизни у умных людей, они больше прислушиваются и к рекомендациям медиков. Как показали последние исследования, курение также негативно влияет на мозг и снижает интеллектуальные способности человека. Сравнение показало, что курильщики «отстали» от своих некурящих сверстников по всем видам предложенных им тестов. За несколько десятилетий, прошедших с первого обследования, у них значительно сильнее снизились и способность к логическому мышлению, и способность к запоминанию и воспроизведению информации.

Сегодня большой проблемой является семейный алкоголизм, потому что от злоупотребления алкоголем прежде всего страдают дети. Ребенок может пострадать уже во время зачатия, если женщина во время беременности принимала спиртное – есть большой риск нарушения центральной нервной системы и дефекта органов ребенка, вплоть до умственной отсталости. Кроме того, алкоголизм в семье создает комплекс негативных макросоциальных воздействий на ребенка.

Поэтому даже если физическое состояние ребенка не вызывает опасений и развивается благополучно, ребенок с трудом адаптируется социально, у таких детей из-за неправильного воспитания часто появляются поведенческие и личностные отклонения, которые затрудняют развитие нормального поведения и социальной адаптации.

Алкоголь оказывает вредное воздействие на яички и яичники, без разницы как часто и как сильно происходит алкогольное опьянение, во всех случаях наносится существенный вред организму человека. У людей, больных алкоголизмом, происходит жировое перерождение семенных канальцев и разрастание соединительной ткани в паренхиме яичек.

Наибольшим токсическим действием отличается пиво, именно пиво намного проще других спиртных напитков попадает через гематотестикулярный барьер, приводит тем самым к жировому перерождению железистого эпителия семенных канальцев. Кроме прямого токсического воздействия алкоголя на яички, большой удар наносится алкогольной зависимостью по работе печени и ее способности разрушать эстроген.

Как известно, при циррозе печени очень сильно увеличивается уровень эстрогена, как у мужчин, так и у женщин, это способствует торможению гонадотропной функции гипофиза и последующей атрофией половых желёз. Систематическое употребление алкоголя приводит к снижению условных и безусловных рефлексов (из-за тормозного действия подкорковых центров), нарушается также и половая потенция, рано или поздно уже зависит от индивидуальной выносливости организма.

У женщин вредное воздействие алкоголя выражается в расстройствах стабильности и регулярности менструального цикла. У женщин снижается либидо из-за того, что токсическое действие алкоголя на надпочечники ухудшает выработку в них андрогенов, которые обуславливают половое влечение. Нередки случаи, когда злоупотребление алкоголем приводит к развитию вторичной фригидности.

Удивительно крепкими оказываются порой предрассудки. Все в жизни меняется: увеличивается благосостояние, культура населения растет, люди получают образование, и все равно предрассудки как были, так и остались. К примеру, по результатам опросов нередко молодые мамы считают, что можно выпить немного легкого вина в период кормления ребенка грудью.

А пиво многие вообще считают «полезным» напитком, который якобы увеличивает количество молока, благодаря чему ребенок больше и лучше прибавляет в весе. Кагор нередко ошибочно считают целебным соком, незаменимым для быстрейшего восстановления женского организма после родов.

Удивительно, как в условиях такого изобилия информации можно так заблуждаться. Это еще более поразительно, если учесть изученность вреда алкоголя и его влияния на грудное вскармливание. Кормящая мать не должна забывать о том, что алкоголь сильно вредит организму грудного ребенка и в первую очередь оказывает плохое влияние на его нервную систему.

Первый год жизни – прежде всего интенсивный рост и развитие структуры мозга. Головной мозг к концу первого года увеличивается в массе в 2 раза. Алкоголь же препятствует росту и развитию новых клеток в головном мозге, что есть научно доказанный факт. Любая доза алкоголя может придать нервным клеткам абсолютно неадекватную форму и вид.

Даже очень маленькая доза алкоголя, которая попадает в организм ребенка с молоком матери, может привести к серьезным нарушениям в работе центральной нервной системы, и нередко приводят к необратимым последствиям. Алкоголь делает ребенка беспокойным, ребенок плохо спит, возникают судороги, психика развивается неправильно.

Замечено, что многие люди не знают элементарных правил русского языка, например:

1. Количество кавычек всегда должно быть четным, как скобки в математике. Рядом стоящие кавычки могут быть двух видов – "…" и «…» (лапки и елочки). Правильно: «слова „слова“» или «слова „слова“» Неправильно: «слова»» и "слова «слова» Эти ошибки есть даже в названиях крупных фирм и некоторых статьях и книжках.

2. Если в конце предложения есть информация в скобках, точка ставится после скобок, не ставится перед скобками и внутри перед закрывающей скобкой. Правильно: слова (слова). Неправильно: слова. (слова.)

В настоящее время возросло значение образования и самообразования. Умные люди живут дольше. Смертность людей с высоким уровнем образования в четыре раза ниже, чем у малообразованных. До последнего времени считалось, что на продолжительность жизни человека в основном влияют три фактора: наследственность, образ жизни и экология. Однако ученые пришли к выводу, что умные живут дольше и меньше болеют. Смертность людей с высоким уровнем образования в четыре раза ниже, чем смертность малообразованных. Оказывается, мозг без нагрузки стареет гораздо быстрее. Ученые давно объясняют различия в состоянии здоровья разных людей их принадлежностью к разным социальным группам и разницей в уровне благосостояния. Британские ученые пополнили эту концепцию новыми данными. Оказывается, уровень интеллекта также влияет на состояние здоровья людей. Чем выше уровень интеллекта у ребенка, тем больше шансов у него прожить дольше. Оказывается, что «мальчики-очкарики» – наиболее выгодные женихи и предпочтительные мужчины-производители потомства. Предполагается, что спрос на «ботаников» у представительниц прекрасного пола резко возрастет. До революции в России наличие очков было признаком ума, состоятельности, интеллигентности, благородного происхождения. Сейчас интеллектуалов ценят во всем мире, переманивают из других стран (утечка мозгов), они являются основным фактором экономического роста и благосостояния нации. В России богачи – в основном хорошо образованные люди. Две трети из них имеют высшее образование. У большинства – 86 % – родители принадлежат к интеллигенции. Среди “капитанов” российского бизнеса практически отсутствуют люди без высшего образования. Ученые в качестве определяющих выделяют три основных критерия, влияющих на продолжительность жизни: наследственность (до 20 %), образ жизни (до 55 %) и экологические факторы (20 %). При этом в показателе «образ жизни» на первых местах находятся материальный доход и уровень образования. Кстати, в странах Запада в своей практике страховые компании, оценивая при помощи тестов потенциальную продолжительность жизни клиента, обязательно включают эти показатели в вопросник. Уровень материального благополучия оказывает значительное влияние на образ жизни. Люди с меньшими доходами чаще болеют и реже прибегают к медицинской помощи. Однако на здоровье человека влияют не столько самим деньги, сколько характер их использования в интересах здоровья. Например, люди с более высокими доходами имеют возможность получить лучшее образование. В свою очередь, смертность людей с высоким уровнем образования примерно в 1,5–4 раза ниже, чем в группах с низким уровнем образования. Считается также, что человеческий мозг без нагрузки стареет значительно быстрее. Вывод: выгодно заниматься повышением образования и самообразования (изучение профессиональной и общеобразовательной литературы).

Образование – это инвестиции в человеческий капитал. По данным статистики, каждый год, затраченный на учебу, повышает зарплату работника в среднем на 10 %. Образование не только повышает производительность реципиента (т. е. человека, который его получил), оно имеет положительный внешний эффект (экстерналию). Внешний эффект происходит тогда, когда действие одного человека сказывается на благосостоянии другого человека или других людей. Образованный человек может выдвигать идеи, которые становятся полезными для других, всеобщим достоянием, ими имеет возможность пользоваться каждый, попавший в сферу действия положительного внешнего эффекта образования. В этой связи особенно негативными последствиями обладает явление, получившее название “утечки умов”, то есть эмиграции наиболее образованных и квалифицированных специалистов из бедных стран и стран с переходной экономикой в богатые страны, имеющие высокий уровень жизни.

Существенной проблемой развития (в т. ч. карьерного) является вредные привычки. Алкоголь необратимо разрушает клетки мозга (в любом количестве), ведет к импотенции у мужчин и соответствующим проблемам у женщин. Для здорового человека не существует полезного алкоголя – он вреден в любых количествах и видах. Это давно известно, но замалчивается из корыстных целей. Наоборот, проплаченные журналисты и “эксперты”, фильмы и сериалы (с огромными рекламными бюджетами) пиарят нездоровый образ жизни – реклама окупается в разы, правда ценой здоровья миллионов. Курение также ведет к печальным последствиям, часто необратимым. Курящие менее трудоспособны, поэтому в развитых странах их стараются не брать на работу, особенно на значимые должности, подобная тенденция заметна в крупных успешных Российских компаниях. Законодательное ограничение курения в общественных местах говорит о повышенной эгоистичности курящих, которые не думают об окружающих – согласитесь, это не самое лучшее качаство для работы с людьми, что прекрасно понимают специалисты по подбору персонала.

Как показали последние исследования, курение негативно влияет на мозг и снижает интеллектуальные способности человека. Сравнение показало, что курильщики «отстали» от своих некурящих сверстников по всем видам предложенных им тестов. За несколько десятилетий, прошедших с первого обследования, у них значительно сильнее снизились и способность к логическому мышлению, и способность к запоминанию и воспроизведению информации.


Кредитование

Кредитование бизнеса, по мнению сотрудников кредитного брокера INTERFINANCE (http://www.denisсredit.ru), несмотря на не стабильное состояие экономики, предполагает возможность принятия решения некотороми банками в короткие сроки (от 1 до 10–15 дней), до открытия счета, учет управленческой (неофициальной) отчетности, группы компаний. Кризисы не помеха если пользоваться советами профессионалов.

Несмотря на кризис российской экономики, большинство экспертов по кредитованию бизнеса сходится во мнении, что этот сектор банковской деятельности в России будет развиваться.

Рассмотрим детально существующие на данный момент возможности финансирования бизнеса.

Юридическим лицам:

Все виды кредитов, в том числе: – овердрафт (беззалоговый кредит под обороты по чету, до 50 % от среднемесячных поступлений на счет от сторонних контрагентов, исключая платежи самим себе в рамках группы компаний); – кредит на пополнение оборотных средств; – кредит на развитие бизнеса; – кредит на покупку бизнеса; – кредит на покупку недвижимости (в т. ч. коммерчская ипотека); – кредит на покупку оборудования; – кредит на покрытие кассовых разрывов; – кредитная линяя; – факторинг; – лизинг; – ломбардное кредитование бизнеса; – банковские гарантии. – инвестиции в предприятия РФ (в т. ч. вложения в новые фирмы (до года) в Москве). Обращение к кредитным брокерам, которые имеют опыт штатной работы в банках (желательно на руководящих должностях в профильных подразделениях), позволяет провести экспресс-анализ финансовой отчетности и потенциальной кредитоспособности, увеличить максимальные лимиты (суммы) кредитования, оптимизировать налогообложение, повыить кредитную привлекательность и ускорить рассмотрение заявок, получть возможность приоритетного льготного рассмотрения заявок в банках (Шевчук Д.А. Бизнес-кредит: технологии получения).

Индивидуальным предпринимателям:

– кредит;

– кредитная линяя.

Поправочные коэффициенты (дисконт), применяемые в рамках программ кредитования бизнеса (По мнению Заместителя генерального директора INTERFINANCE (ООО www.denisсredit.ru) Шевчука Дениса Александровича): Объекты недвижимости (здания, сооружения, отдельные помещения в здании, незавершенное капитальное строение): не более 0,8 (в кризис 0,5). Оборудование: не более 0,7. В качестве предмета залога может выступать офисная и компьютерная техника, а так же личное имущество физических лиц. Залоговая оценка офисной и компьютерной техники, личного имущества производится кредитным экспертом на основании визуального осмотра, изучения документации и информации о рыночной стоимости аналогичных объектов и применения к рыночной стоимости поправочного коэффициента не более 0,6. В случае залога оборудования наряду с технологическим, производственным и т. п. оборудованием могут рассматриваться торговые павильоны (зарегистрированные как временные сооружения). Оценка их залоговой стоимости производится путем применения к рыночной стоимости поправочного коэффициента не более 0,6. Автотранспортные средства: не более 0,7. Товары в обороте (товары, готовая продукция и т. д.): не более 0,6. По товарам в обороте, как правило, в качестве рыночной стоимости принимается цена приобретения данных товаров залогодателем без учета НДС (по покупным товарам) / производственная себестоимость товаров (по товарам собственного производства). При этом кредитным экспертом обязательно должен быть изучен вопрос конкурентоспособности данной цены на рынке. До принятия в залог имущества, кредитный эксперт при выезде на место ведения бизнеса, проводит осмотр и проверку фактического наличия имущества, соответствия данным о количестве и ассортименту (по виду и родовым признакам), проводит проверку наличия документов, подтверждающих право собственности. При залоге товаров в обороте обязательно проверяются сертификаты соответствия (выборочно, но не менее 10 позиций). Сумма кредита = сумма обеспечения * дисконт Сумма обеспечения – ликвидная рыночная стоимость (по которой можно быстро продать, как правило немного ниже обычной рыночной). МИНИМАЛЬНЫЕ СРОКИ РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВОК: от 1–5 дней до месяца. ГИБКИЙ ПОДХОД К ОБЕСПЕЧЕНИЮ: до 1000000 рублей без залога, кредиты с частичным обеспечением. В качестве обеспечения по остальным кредитам принимается любое ликвидное имущество (в том числе приобретаемое оборудование и недвижимость). БОЛЬШОЙ ДИАПАЗОН СУММ. БАЗОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЕМЩИКУ: Наличие стабильного и прибыльного бизнеса со сроком фактического существования не менее 6 месяцев обязательно. Срок официальной регистрации бизнеса – не менее 6 месяцев. Отсутствие отрицательной кредитной истории. Отсутствие фактов невыполнения обязательств. БАЗОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОБСТВЕННИКУ БИЗНЕСА: Гражданство РФ. Возраст – от 25 до 60 лет включительно (для мужчин до 28 лет урегулированный вопрос с призывными органами). Отсутствие судимости. Отсутствие отрицательной кредитной истории. У представителей бизнеса сегодня достаточный выбор среди банков, готовых дать «деньги в рост» и поддержать различные бизнес-проекты. Предпринимателям необходимо только хорошо разбираться в условиях и процентных ставках, чтобы выбрать максимально выгодную для себя кредитную программу.

Предпринимателей часто интересует вопрос: зависит ли возможность получения кредита от юридической формы, по которой зарегистрировано предприятие малого бизнеса. Например, многие уверенны, что в банках существует предубеждение относительно «индивидуальных предпринимателей», получить кредит при этой форме собственности гораздо сложнее, чем, скажем, для общества с ограниченной ответственностью (ООО).

Однако эта установка далека от реальности: для банков, серьезно занимающихся кредитованием предприятий малого и среднего бизнеса, юридический статус организации не влияет ни на количество документов для получения кредита, ни на процентные ставки, ни на условия кредитования, то есть ко всем представителям этого сектора экономической деятельности предъявляются равные требования.

В некоторых банках бывают ограничения по другим параметрам, например по доле иностранного капитала, но форма собственности компании значения не имеет. Однако для юридических лиц существует ограничение: доля государства или нерезидентов в уставном капитале не должна превышать 49 %".

Как считает Заместитель генерального директора «Кредитный брокер INTERFINANCE» (ИПОТЕКА * КРЕДИТОВАНИЕ БИЗНЕСА) Шевчук Денис (www.denisсredit.ru), документы, которые необходимы для получения кредита предприятиям малого и среднего бизнеса в основном относятся как к юридическому статусу, так и к финансовой отчетности. В банке, например, от вас потребуют: свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, копии паспортов индивидуального предпринимателя и поручителей, копию декларации о доходах за две последние отчетные даты, копии страниц книги учета доходов и расходов за 6 месяцев, справки о наличии или отсутствии кредитов в обслуживающих банках.

Нужно также предоставить выписку из обслуживающих банков об оборотах по счету (оборот по дебету или оборот по кредиту) за предыдущие 12 месяцев, а также сведение об оборотах помесячно. Дополнительные документы, которые банки часто просят предоставить, напрямую относятся к деятельности компании: копии договоров аренды помещений, копии договоров с покупателями и поставщиками, копии документов, подтверждающих право собственности на имущество, предлагаемое в залог (договоры, накладные, акты, платежные документы, свидетельства о собственности) и так далее.

Индивидуальный подход к каждому юридическому лицу можно объяснить огромным количеством вариаций параметров предприятий малого и среднего бизнеса в современной России. Вниманию кредитных аналитиков подвергается все: от организационно-правовых документов самого предприятия до договоров аренды помещения и счетов оплаты коммунальных услуг. Если разбить документы по группам, то выделить можно учредительные документы, финансовые документы, документы, подтверждающие право собственности на имущество, предоставляемое в качестве обеспечения, а также дополнительные документы, подтверждающие ведение бизнеса. Сроки кредитования предприятий в каждом банке различны.

Рассмотрение заявки в банках занимает от трех рабочих дней до нескольких недель при условии предоставления полного пакета документов, так что желающим получить кредит предприятиям необходимо заранее учитывать этот факт. Нередко клиенты жалуются, что банки долго рассматривают их заявки, но из практики могу сказать, что обычно такие клиенты не соблюдают инструкции банка и не выполняют все, что от них просят в срок, тем самым сам затягивают процесс принятия решения о возможности кредитования.

Благодаря нацеленности большинства банков на «индивидуальный подход» к каждому заемщику-представителю малого или среднего бизнеса, предприниматели имеют возможность варьировать процентную ставку. О получении кредита для своего предприятия следует задуматься заблаговременно и идти на максимальное сотрудничество с кредитными аналитиками по вопросам, касающимся документов: в этом случае можно подобрать наиболее выгодные для предприятия условия кредитования.

Существенную экономию времени, а часто и многих других затрат, позволят получить своевременное обращение к кредитным брокерам, но только если в штате такой компании все сотрудники ранее работали в банках на руководящих должностях. Обилие так называемых “сертифицированных брокеров”, прослушавших рекламные лекции в обычных компаниях, серьезно дискредитирует профессию кредитного брокера. В идеале – чем в большем количестве банков работал кредитный брокер, тем лучше (http://www.denisсredit.ru).

Перечень документов для Заемщика

1. Анкета – заявка по форме Банка.

2. Паспорт(1) для физических лиц, являющихся:

– собственниками бизнеса;

– участниками сделки (заемщик, поручители);

– руководителями (имеющими право первой подписи) юридических лиц, входящих в группу компаний Клиента.

Для мужчин младше 28 лет дополнительно копия военного билета.

3. Свидетельство о государственной регистрации(3) (внесении записи в ЕГРЮЛ/ЕГРИП).

4. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе(3).

5. Лицензии(3) и/или других документы, дающие право на осуществление деятельности.

6. Учредительные документы(3) (Устав и Учредительный договор). Дополнительно если применимо: Решения о внесении изменений и/или дополнений в учредительные документы, а также свидетельства о государственной регистрации таких изменений и/или дополнений.

7. Документы, подтверждающие право собственности(3) на личное имущество владельцев бизнеса.

Финансовые документы

1. Финансовая (налоговая) отчетность(3) со штампом, либо почтовой квитанцией и описью вложения, подтверждающими сдачу в ИМНС, на последнюю отчетную дату (за последний отчетный период).

1.1. Бухгалтерский баланс (Форма № 1) и Отчет о прибылях и убытках (Форма № 2), либо

1.2. Налоговая декларация по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, а также квитанция (платежное поручение), подтверждающая уплату единого налога за последний период, либо

1.3. Налоговая декларацияпо единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также квитанция (платежное поручение), подтверждающая уплату единого налога за последний период.

2. Книга учета доходов и расходов(3) организации и / или индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения или являющихся плательщиками ЕНВД за последние 3 месяца.

3. Учетные документы (ведомости), содержащие информацию о поступлениях в кассу и на расчетные счета с разбивкой по банкам за 6 месяцев помесячно.

4. Расшифровка дебиторской и кредиторской задолженностей(1) не позднее, чем на 1-е число месяца, в котором была подана заявка.

6. Справка об обязательствах(1) по форме Банка не позднее, чем на 1-е число месяца, в котором была подана заявка.

7. Перечень имущества, используемого в бизнесе, и товарно-материальных ценностей(1) не позднее, чем на 1-е число месяца, в котором была подана заявка.

Документы, подтверждающие хозяйственную деятельность

1. Контракты (договоры) с основными поставщиками и потребителями(3). Не менее 6-ти (не менее 3-х с поставщиками и не менее 3-х с потребителями) с самыми крупными по объему расчетов контрагентами.

2. Документы, подтверждающие право пользования помещениями(3) (склад, офис, точки продаж).


Формы предоставления документов:

(1) Оригинал

(3) Копия, заверенная организацией / индивидуальным предпринимателем

Ответственным сотрудником Банка могут быть дополнительно затребованы и другие дополнительные документы, необходимые для принятия решения о предоставлении кредита.

Вариантом финансирования бизнеса является кредит под залог жилья на любые цели, по сути вариант ипотеки. Достаточно часто владельцы бизнеса пользуются этим продуктом. Существуют два варианта: залог квартиры и залог дома (коттеджа).

Жилой дом, являющийся предметом залога, должен соответствовать следующим требованиям:

1.1. находиться в населенном пункте, на территории которого располагаются иные жилые дома, пригодные для проживания;

1.2. иметь подъездную дорогу, обеспечивающую круглогодичный подъезд к земельному участку, на котором располагается жилой дом, на автомототранспорте;

1.3. быть пригодным для постоянного проживания;

1.4. иметь постоянное электроснабжение от внешнего источника через присоединенную сеть от энергоснабжающей организации;

1.5. быть обеспеченным системой газового, парового либо печного отопления, а также холодным водоснабжением;

1.6. находиться в надлежащем техническом состоянии и не иметь существенных дефектов конструктивных элементов и инженерного оборудования, которые могут привести впоследствии к аварийности дома;

1.7. пройти кадастровый учет, соответствовать поэтажному плану, выданному органом, осуществляющим техническую инвентаризацию имущества, что определяется на основании данных отчета об оценке, выполненного профессиональным оценщиком.

Земельный участок, являющийся предметом залога, должен соответствовать следующим требованиям:

– иметь разрешенное использование (целевое назначение): для садоводства, жилищного или дачного строительства;

– требованиям, указанным в пунктах 1.1., 1.2. и 1.9.

Общие требования. Предметом залога может выступать как Жилое помещение, на приобретение которого предоставлялся ипотечный кредит, так и имеющееся Жилое помещение.

1. Жилое помещение не должно состоять под арестом или запрещением, не должно быть обременено правом третьих лиц, за исключением права проживания, в отношении Жилого помещения должны отсутствовать споры. В случае, если в качестве единственного заемщика по кредитному договору планирует быть лицо, не являющееся одним из собственников (залогодателей) закладываемого Жилого помещения, то необходимо требовать привлечения в качестве второго заемщика (созаемщика) одного из собственников (залогодателей) Жилого помещения.

2. Жилое помещение является отдельной квартирой либо отдельным Жилым домом для постоянного проживания (коттеджем или сблокированным домом (таунхаузом)). Комнаты коммунальной квартиры могут быть предметом залога только в случае, если для обеспечения одного кредита в залог будут переданы все комнаты (помещения) коммунальной квартиры, т. е. в совокупности заложенные комнаты (помещения) составят единое Жилое помещение.

3. Жилое помещение подключено к электрическим, паровым или газовым системам отопления, обеспечивающим подачу тепла на всю площадь Жилого помещения, либо имеет автономную систему жизнеобеспечения.

4. Жилое помещение имеет входные двери, окна и крышу (для квартир на последних этажах).

5. При предоставлении кредита под залог имеющегося жилья в качестве обеспечения не принимаются Жилые помещения в следующих случаях:

· Когда собственниками (одним из собственников) Жилого помещения являются несовершеннолетние дети;

· Когда в Жилом помещении зарегистрированы на длительный срок (1 год и более) лица, не являющиеся членами семьи залогодателя.

6. Когда одним из собственников (залогодателей) Жилого помещения является лицо старше 65 лет, договор ипотеки подлежит обязательному нотариальному удостоверению.

7. Здание, в котором расположен предмет залога, должно отвечать следующим условиям и требованиям:

а) находится в г. Москве или Московской области;

б) не находится в аварийном состоянии;

в) не состоять на учете по постановке на капитальный ремонт (при наличии информации);

г) не находится в планах на реконструкцию или снос (при наличии информации);

д) иметь железобетонный, каменный или кирпичный фундамент;

е) износ здания ранее 1970 года постройки не должен быть более 70 %.

8. Право собственности на Жилое помещение должно быть подтверждено соответствующими правоустанавливающими документами (свидетельством о собственности, зарегистрированным договором купли-продажи Жилого помещения, договором мены и т. д.), оформленными в соответствии с требованиями действующего законодательства.

9. Техническая документация (экспликация, поэтажный план) должна соответствовать данным, указанным в ЕГРП. В случае если, Жилое помещение переоборудовано без соответствующего разрешения, такое помещение может быть принято в залог только при условии, что залогодатель в течение 6 месяцев с момента заключения договора об ипотеке (возникновения ипотеки в силу закона) узаконит перепланировку, а случае невозможности узаконить перепланировку залогодатель обязан в течение 9 месяцев с момента заключения договора об ипотеке (возникновения ипотеки в силу закона) привести Жилое помещение в состояние соответствующее данным, указанным в технической документации.

10. При приобретении (оформлении в залог) отдельного Жилого дома одновременно приобретается, оформляется в ипотеку и земельный участок, расположенным под таким домом. Право собственности на земельный участок должно быть подтверждено соответствующими правоустанавливающими документами (свидетельством о собственности, зарегистрированным договором купли-продажи земельного участка, иным договором), оформленными в соответствии с требованиями действующего законодательства. К документу на землю, которая должна передаваться в залог вместе с Жилым домом, должен быть приложен оригинал кадастрового плана земельного участка.

10.1. В случае если земельный участок предоставлен на правах аренды, то одновременно c домом в залог должны быть переданы и права аренды земельного участка. Договор аренды земельного участка должен быть заключен на срок не менее срока кредитного договора, либо содержать указание на продление договора на новый срок. В случае если в договоре аренды содержится условие о получении согласия арендодателя на передачу в залог прав аренды земельного участка, то такое согласие должно быть получено до заключения договора залога, если такое требование о получении согласия арендодателя не противоречит действующему законодательству.

10.2. В случае если у залогодателя отсутствует право собственности или право аренды на земельный участок, расположенный под Жилым домом, то при кредитовании под залог имеющегося жилья, такое имущество в качестве обеспечение не принимается.

При кредитовании под залог приобретаемого жилья, Жилой дом может быть принят в качестве обеспечения при условии, что у продавца Жилого дома, имеется право аренды на земельный участок, расположенный под Жилым домом.

Кризис на американском ипотечном рынке спровоцировал мировой кризис на рынке денег. Многие российские банки оказались в трудном положении. Нехватка финансовых ресурсов и их повсеместное удорожание привели к недостаточному фондированию. В результате направляемые на выдачу ипотечных кредитов денежные ресурсы целого ряда банков оказались исчерпаны.

В связи с невозможностью быстро восполнить свой потенциал многие банки спешно ужесточили условия кредитования по ипотечным сделкам, а некоторые и вовсе на время отказались от ипотеки. Частым явлением в сегодняшней практике банков стало затягивание сроков рассмотрения заявки на кредит без объяснения причин. Вместе с тем многие заемщики, уже получившие одобрение банка на выдачу кредита, были поставлены перед фактом повышения ставки по ипотечному кредиту.

С проблемами столкнулись не только сами банки, но и потенциальные заемщики, вынужденные отказываться от сделок по покупке недвижимости вследствие внезапных отказов банков и затягивания сроков выдачи кредитов.

Нередки случаи, когда получившие одобрение заемщики ждут своих денег по два-три, и более месяцев. В условиях роста цен на недвижимость, задержка в несколько месяцев приводит к существенному удорожанию стоимости квартиры.

Банки, которые в меньшей степени ориентировались на иностранные заимствования, полагаясь на собственные ресурсы при выдаче ипотечных кредитов, продолжают процесс кредитования ипотечных заемщиков. В целом, еще достаточное количество банков предлагают весьма конкурентные условия, но подняли ставки по ипотеке, значительно увеличили первоначальный взнос и ужесточили условия кредитования.

Кредитный брокер – по сути финансовый адвокат. Вы можете пойти в суд сами – а можно нанять юриста, можно постричься дома самому у зеркала – а можно и в парикмахерской у специалиста, кто-то чинит свой запорожец сам – а кто-то отдает свой мерседес в автосервис. Ошибочно считать, что кредитный брокер волшебник и всем раздает кредиты. Если он спец, имеет профильное высшее образование (а не только курсы) и опыт реальной штатной работы в банках (желательно в разных и в соответствующих подразделениях на руководящих должностях, а не только стажировки), то он существенно повысит вероятность положительного решения по кредиту (так же как грамотный юрист увеличит ваши шансы в суде и при составлении юридических документов) и скорость принятия решения.

Могу добавить, что в период кризиса полезно потратить свободное время на самообразование, изучение экономической и юридической литературы. Сотрудноки банков имеют привычку сердиться, если соискатели кредитов безграмотны в экономических и юридических вопросах. Широкий кругозор позволяет найти общий язык с банкирами быстрее, т. к. банковское дело давно считается одной из самых высокоинтеллектуальных профессий, некоторые сотрудники имеют по 2–3 высших образования и постоянно повышают уровень знаний.

Существует много мошенников, как правило не имеющих ранее даже минимального опыта работы в банках, предлагающих гарантию 100-процентного получения кредита: это стопроцентный обман или откровенный криминал, который стопроцентно раскроется рано или поздно (с соответствующими последствиями как для клиента, так и для лжепомощника). Это понятно любому опытному банкиру. В любом банке кредиты бизнесу и ипотека (а часто и другие виды кредитов) выдаются после решения кредитного комитета, это коллегиальный орган, при этом клиент предварительно проходит проверку различными службами банка. Один человек, даже большой начальник (если конечно это не хозяин банка) не может по определению принимать таких решений единолично, тем более посредник. Грамотный посредник с опытом штатной работы в банках может в разы повысить вероятность одобрения – это уже реальность, но никогда не даст гарантию 100-процентного получения кредита. Его роль – образовательно-лоббирующая. Кредитный брокеридж полезен всем. С одной стороны, брокер упрощает процедуру получения кредита для клиентов, с другой – привлекает в банки новых «качественных» клиентов.

Кредитный брокеридж полезен всем. С одной стороны, брокер упрощает процедуру получения кредита для клиентов, с другой – привлекает в банки новых «качественных» клиентов.

Для банков сотрудничество с кредитными брокерами интересно тем, что они расширяют свою клиентскую базу, получая в результате менее «проблемных» заемщиков. Кредитные брокеры начинают работать с клиентом лишь после того, как убеждаются, что реально могут ему помочь. Если заемщик бесперспективен, брокер даже не поведет его в банк. При работе с брокерами у банков снижаются затраты на рекламу и маркетинг услуг – брокеры сами приводят им клиентов. В некоторых банках для клиентов, которых приводит брокер, предусмотрены скидки по процентным ставкам. На Западе кредитование малого бизнеса – это конвейер, который работает по стандартным правилам и процедурам. Именно такой принцип позволяет из маленьких кредитов сформировать большой кредитный портфель. У нас рынок к этому только идет.

Развитие этой услуги может привести к резкому увеличению числа успешно полученных предпринимателями кредитов и повышению грамотности заемщиков.

Кредитный консалтинг пришел в Россию с Запада, где сегодня этот рынок представляет собой мощную и высокоразвитую индустрию: с помощью кредитных брокеров население и малый бизнес получают до 60–75 % займов. В России доля брокеров в привлечении кредитов – около 1–2 %. Впрочем, и появились они сравнительно недавно – в начале 2000-х. При этом формирование рынка кредитного брокериджа происходило на фоне недоверия к брокерам и самих потенциальных заемщиков, и банкиров.

Малым предприятиям часто для получения кредита предстоит пройти все круги ада. У многих бизнесменов нет достаточного опыта и квалификации, чтобы грамотно «упаковать» и «продать» свой бизнес-план кредитным специалистам. Предприниматели нередко приносят ворох совершенно не нужных документов, зато забывают одну-единственную справку, без которой банк не будет работать с заемщиком. В итоге хождение по банкам может сильно затянуться. Не менее важно и качество документов. Написанный на коленке бизнес-план, школьная тетрадка с реальной отчетностью, запутанная структура собственности не упрощают процедуру выдачи кредитов. Многие предприниматели до сих пор приходят в банк именно с таким набором.

Еще одна проблема – неосведомленность бизнесменов о требованиях банков, которым требуется подтверждение платежеспособности заемщика. А для этого нужно максимально четко, подробно и в понятной для банкиров форме описать свой бизнес, показать структуру собственности, составить грамотный бизнес-план, из которого кредитный специалист поймет, куда пойдут полученные деньги и как скоро они «отобьются».

В итоге обидно получается: предприниматель по реальным показателям своего бизнеса мог бы получить кредит, но банк отказал, так как бизнесмен не сумел правильно презентовать свое дело и доказать эффективность использования заемных средств.

Банки – структуры формальные, они работают с документами, уделяют большое внимание оформлению, и для них имеет значение каждая запятая. Для предпринимателей документы – не главное в бизнесе, и они никогда не задумываются над запятыми. Получается, что для одних важна в первую очередь форма, а для других – содержание. Кредитные брокеры здесь выступают в роли «упаковщиков», которые помогают опытным советом облачать содержание в приемлемую для банков форму.

Почему у нас выдается мало кредитов? Вовсе не потому, что у нас нет денег. Деньги у банков есть, и очень много. Все упирается в неповоротливость системы распределения. Кредитные специалисты банков работают в матрице, выйти за границы которой не хотят или не могут. Когда к ним приходит клиент, они «сканируют» его, и если он не соответствует хотя бы одному пункту, то уже не вписывается в матрицу. Значит, в выдаче кредита будет отказано. Сложившаяся ситуация напоминает закрытую плотину, когда в верхней части вода уже вовсю разливается и затапливает города и деревни (банковская ликвидность), а на другом конце плотины стоят ворота (кредитные комитеты банков), которые сливают воду (деньги) жестко лимитированно из-за инструкций, мешающих выбросить избыточную ликвидность в реальный сектор. Задача кредитных брокеров состоит в том, чтобы просверлить в этой плотине дырочки, открыть ворота и скачать излишки денег именно в реальный сектор экономики – то есть бизнесменам и потребителям.

Существует много мошенников, как правило не имеющих ранее даже минимального опыта работы в банках, предлагающих гарантию 100-процентного получения кредита: это стопроцентный обман или откровенный криминал, который стопроцентно раскроется рано или поздно (с соответствующими последствиями как для клиента, так и для лжепомощника). Это понятно любому опытному банкиру. В любом банке кредиты бизнесу и ипотека (а часто и другие виды кредитов) выдаются после решения кредитного комитета, это коллегиальный орган, при этом клиент предварительно проходит проверку различными службами банка. Один человек, даже большой начальник (если конечно это не хозяин банка) не может по определению принимать таких решений единолично, тем более посредник. Грамотный посредник с опытом штатной работы в банках может в разы повысить вероятность одобрения – это уже реальность, но никогда не даст гарантию 100-процентного получения кредита. Его роль – образовательно-лоббирующая.

Механизм работы кредитных брокеров относительно простой. В компанию приходит клиент, желающий получить кредит, консультант выясняет различные детали и тонкости его бизнеса и подбирает идеальный кредитный продукт в том или ином банке. Но клиент должен быть абсолютно честен, рассказывать все без утайки, иначе брокеру будет крайне трудно с ним работать.

Впрочем, просто здесь все только на первый взгляд. На рынке есть несколько типов игроков. Первые – это полулегальные или откровенно черные маклеры, которые, пользуясь своими связями и не брезгуя подкупом, просто берут клиента за руку, ведут к своему знакомому банкиру и исчезают, могут заниматься явной фальсификацией, испорченная кредитная история – это самое легкое наказание.

Профессиональные участники рынка называют таких «брокеров» жуликами и предрекают их скорый уход, люди дискредитируют весь институт кредитных брокеров, но с формированием цивилизованного рынка они будут исчезать.

Второй тип брокеров – исключительно посредники, они обрабатывают информацию, предоставленную заемщиком, и указывают ему банк, который может выдать кредит на приемлемых условиях.

Третья группа игроков – консультанты, подходят к клиенту более основательно. После обращения брокер проводит анализ состояния заемщика, разбирается в структуре собственности фирмы, выделяет позитивные и негативные факторы, оценивает весомость каждого из них. После этого он выбирает банк, который может на максимально выгодных условиях удовлетворить потребности клиента, помогает заемщику собрать нужные документы, проверяет их перед подачей в банк. При этом «иногда клиенту не удается получить кредит, но не потому, что у него все совсем плохо, а лишь оттого, что он недостаточно внимательно относился к документации. Брокер может указать клиенту на недочеты, посоветовать, как их исправить, и уже после устранения огрехов отвести его в банк, подсказывают клиенту, какой банк выбрать, обсуждают с ним модель (сроки, залоговое обеспечение) и цели привлечения займа.

Существенную экономию времени, а часто и многих других затрат, позволят получить своевременное обращение к кредитным брокерам, но только если в штате такой компании все сотрудники ранее работали в банках на руководящих должностях. Обилие так называемых “сертифицированных брокеров”, прослушавших рекламные лекции в обычных компаниях, серьезно дискредитирует профессию кредитного брокера. В идеале – чем в большем количестве банков работал кредитный брокер, тем лучше.

Заемщик, обращаясь к брокеру, экономит время на сбор документов, повышает уровень собственной грамотности в кредитных вопросах, сможет снизить издержки и сэкономить на процентных ставках, хотя и заплатит комиссию брокеру – все-таки тот подбирает наиболее выгодные условия по кредиту.

Развитие института кредитных брокеров в сегменте малого бизнеса приведет к росту числа выданных кредитов и повышению грамотности самих предпринимателей, но цена их услуг должна быть адекватна возможностям бизнесменов, в таком случае можно надеяться на то, что услуга будет пользоваться популярностью.

Договор с юридическим лицомДОГОВОР №_______

г. Москва


«____» ________________ 200 __ г.

___________________________________________________________, именуемое далее ПРИНЦИПАЛ, в лице____________________________________________________________, действующего на основании ___________________, с одной стороны, и Общество с Oграниченной Oтветственностью «_______________________________________», именуемое далее как АГЕНТ, в лице Генерального директора _____________________________________________________________________, действующего на основании Устава, с другой стороны, заключили настоящий Договор о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. ПРИНЦИПАЛ поручает, а АГЕНТ принимает на себя обязательства приложить усилия для привлечения финансирования с целью реализации проектов ПРИНЦИПАЛА.

1.2. Финансирование может привлекаться в следующих формах:

1.2.1. В форме перечисления средств в свободно конвертируемой валюте или рублях на расчетный счет ПРИНЦИПАЛА или расчетные счета его контрагентов.

1.2.2. В форме лизинга оборудования, причем инвесторы или кредиторы предоставляют средства лизинговой компании для закупки указанного оборудования, которая, в свою очередь, сдает его в лизинг ПРИНЦИПАЛУ.

1.2.3. В форме банковских гарантий, аккредитивов и прочих видов документарных операций для финансирования проектов ПРИНЦИПАЛА.

1.2.4. В форме совместного (долевого) участия инвестора или кредитора в проекте ПРИНЦИПАЛА.

1.3. Все виды финансирования, указанные в пунктах

1.2.1–1.2.4. настоящего Договора, а также кредиты банков или иных кредитных организаций, указанные в пункте

1.2.1 настоящего Договора, привлекаются АГЕНТОМ в интересах ПРИНЦИПАЛА на приемлемых для ПРИНЦИПАЛА условиях, устанавливаемых в рамках переговорного процесса между ПРИНЦИПАЛОМ и инвесторами (кредиторами) при посредстве АГЕНТА.

1.4. АГЕНТ самостоятельно или совместно с ПРИНЦИПАЛОМ участвует в переговорах с третьими сторонами с целью определения возможности получения ПРИНЦИПАЛОМ финансирования. В случае получения предварительного согласия инвестора или кредитора на рассмотрение проекта дальнейшее взаимодействие с ним осуществляет непосредственно ПРИНЦИПАЛ.

1.5. Оплату за произведенные АГЕНТОМ работы и за оказанные услуги по привлечению инвестиций и кредитов осуществляет ПРИНЦИПАЛ в соответствии с положениями настоящего Договора. 1.6. В случае необходимости АГЕНТ оказывает содействие в разработке бизнес-планов и ТЭО по Проектам ПРИНЦИПАЛА. Условия выполнения таких услуг и порядок оплаты специально оговариваются в Дополнительных Соглашениях к настоящему Договору.

2. ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

2.1. АГЕНТ обязуется осуществить мероприятия по привлечению финансирования для осуществления проектов ПРИНЦИПАЛА, в этих целях:

• предпринять все необходимые действия по доведению до сведения потенциальных инвесторов и кредиторов информации об инвестиционных и кредитных проектах ПРИНЦИПАЛА;

• вступать с кредиторами и инвесторами в переговоры от имени ПРИНЦИПАЛА с целью выработки наиболее приемлемых условий участия первых в проектах ПРИНЦИПАЛА;

• оказывать содействие в проведении переговоров между ПРИНЦИПАЛОМ и кредиторами и/или инвесторами;

• для исполнения обязательств по Договору АГЕНТ вправе привлекать третьих лиц и при этом обязан обеспечить условия конфиденциальности, предусмотренные Договором.

2.2. ПРИНЦИПАЛ обязуется:

• обеспечить АГЕНТА всей необходимой документацией, связанной с вопросами привлечения инвестиций и получения кредитов. ПРИНЦИПАЛ гарантирует предоставление по требованию АГЕНТА полной и достоверной информации по всем вопросам, касающимся состояния дел ПРИНЦИПАЛА. Документация предоставляется АГЕНТУ для ознакомления в подлинниках и, при необходимости, передается в виде простых (незаверенных) ксерокопий;

• оперативно предоставлять в распоряжение АГЕНТА всю дополнительную информацию в виде пояснений, справок и комментариев, как в устной, так и в письменной форме, которые необходимы для осуществления АГЕНТОМ своих обязанностей по Договору, и обеспечивать их достоверность. АГЕНТ не несет ответственности за достоверность полученной от ПРИНЦИПАЛА информации;

• обеспечивать эффективное и своевременное взаимодействие АГЕНТА с должностными лицами и специалистами служб ПРИНЦИПАЛА в ходе выполнения работ по Договору и достоверность сведений, полученных в результате такого взаимодействия;

• своевременно оплачивать оказанные АГЕНТОМ услуги в соответствии с порядком оплаты, установленным настоящим Договором;

• оплачивать АГЕНТУ его дополнительные расходы, связанные с подготовкой бизнес-планов, ТЭО и выполнением других работ по Договору, такие как командировки, сборы уполномоченных организаций, пошлины, разовое и абонементное информационное обслуживание, и прочие расходы, если таковые были согласованы с ПРИНЦИПАЛОМ и оформлены Дополнительным Соглашением к настоящему Договору.

3. ПОРЯДОК СДАЧИ И ПРИЕМКИ ОКАЗАННЫХ УСЛУГ.

3.1. Услуги АГЕНТА по привлечению финансирования под проекты ПРИНЦИПАЛА считаются выполненными в случае, если инвестор или кредитная организация приняли решение о финансировании на приемлемых для ПРИНЦИПАЛА условиях. Решение выражается в подписании инвестиционного, кредитного, лизингового договора, договора поставки или факторинга с ПРИНЦИПАЛОМ, дочерней или аффилированной структурой ПРИНЦИПАЛА или контрагентом ПРИНЦИПАЛА, действующим от имени ПРИНЦИПАЛА.

3.2. Условия финансирования считаются приемлемыми в случае подписания ПРИНЦИПАЛОМ или структурами ПРИНЦИПАЛА, перечисленными в п.3.1. соответствующих договоров с инвесторами/кредиторами.

4. СТОИМОСТЬ УСЛУГ И ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ

4.1. ПРИНЦИПАЛ обязуется обеспечить выплату АГЕНТУ вознаграждение в случае привлечения финансирования в проекты ПРИНЦИПАЛА.

Вознаграждение:

1. при оплате по факту (без предоплаты) за привлечение финансирования на сумму более 30 млн руб. или эквивалента в валюте – 3 % от суммы финансирования (любой формы, включая кредит, кредитная линяя, установленный лимит овердрафта, лизинг, факторинг) по факту получения положительного решения банка (либо другой организации, предоставляющей финансирование) без предоплаты, но не менее минимальной суммы (минимальная сумма вознаграждения без предоплаты 50 000 рублей);

2. при оплате по факту (без предоплаты) за привлечение финансирования на сумму менее 30 млн руб. – 5 % от суммы финансирования (любой формы, включая кредит, кредитная линяя, установленный лимит овердрафта, лизинг, факторинг) по факту получения положительного решения банка (либо другой организации, предоставляющей финансирование) без предоплаты, но не менее минимальной суммы (минимальная сумма вознаграждения без предоплаты 50 000 рублей);

3. при оплате с предоплатой (при желании клиента) – 20000 рублей – предоплата плюс 2 % за вычетом невозвращаемой предоплаты, но не менее минимальной суммы по факту получения положительного решения банка (минимальная сумма вознаграждения при оплате с предоплатой 45 000 рублей).

4. Спецпредложение для Москвы и области: до 350.000 руб. без залога учредителям фирм – наша комиссия 35.000 руб.

Вознаграждение оплачивается ПРИНЦИПАЛОМ по факту одобрения заявки клиента лично представителю АГЕНТА (Шевчук Денис Александрович) либо на указанные представителем АГЕНТА (Шевчук Денис Александрович) реквизиты (форма оплаты предлагается АГЕНТОМ) в течении 5 дней с момента одобрения первой заявки и последующих заявок клиента. В случии просрочки оплаты вознаграждения ПРИНЦИПАЛОМ КОНСУЛЬТАНТУ его сумма увеличивается на 0,1 % от суммы финансирования (максимальная величина одобренного кредитного лимита) за каждый день просрочки, но не менее чем на 5000 рублей за каждый день просрочки.

4.2. Руководство АГЕНТА вправе предложить ПРИНЦИПАЛУ скидки. В случии получения финансирования ПРИНЦИПАЛОМ, либо учредителем ПРИНЦИПАЛА, либо генеральным директором ПРИНЦИПАЛА либо любым лицом под поручительство ПРИНЦИПАЛА ПРИНЦИПАЛ обязуется обеспечить выплату АГЕНТУ вознаграждение согласно пункту 4.1.

4.3. Выполнение услуг по каждому проекту или его этапу может подтверждаться двусторонним актом сдачи-приемки услуг (при взаимном желании сторон).

4.4. Вознаграждение должно быть перечислено на счет АГЕНТА в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения положительного решения, до подписания инвестиционного, кредитного, лизингового договора, договора поставки или факторинга с ПРИНЦИПАЛОМ, дочерней или аффилированной структурой ПРИНЦИПАЛА или контрагентом ПРИНЦИПАЛА, действующим от имени ПРИНЦИПАЛА. При одобрении заявки ПРИНЦИПАЛА с участием конкурентов АГЕНТА (организации или предпринимателя, оказывающего аналогичные услуги) или самостоятельно ПРИНЦИПАЛ выплачивает вознаграждение в том же размере и в те же сроки, как и в случии одобрения при содействии АГЕНТА.

4.5. Платежи, предусмотренные настоящим договором, включают в себя НДС и осуществляются в рублях.

5. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ И ЭКСКЛЮЗИВНОСТЬ

5.1. Стороны обязуются соблюдать строгую конфиденциальность в отношении полученной в ходе исполнения Договора коммерческой и научно-технической информации и принимать все возможные меры, чтобы предохранять полученную информацию от разглашения.

5.2. Конфиденциальной информацией по Договору будет считаться вся информация о коммерческой деятельности ПРИНЦИПАЛА, полученная АГЕНТУ от ПРИНЦИПАЛА в ходе оказания услуг в соответствии с Договором, и все материалы, переданные АГЕНТОМ ПРИНЦИПАЛУ, в том числе бизнес-планы и ТЭО, подготовленные для использования потенциальными инвесторами и кредиторами.

5.3. АГЕНТ гарантирует, что вся конфиденциальная информация, полученная им в ходе работ по Договору, не будет разглашаться третьей стороне, где под третьей стороной понимаются все лица, не относящиеся к АГЕНТУ и инвесторам (кредиторам) проектов ПРИНЦИПАЛА, в течение одного года с момента окончания срока действия настоящего Договора.

5.4. Ограничения относительно разглашения конфиденциальной информации не относятся к общедоступной информации или информации, ставшей таковой не по вине АГЕНТА, а также к информации, ставшей известной АГЕНТУ из иных источников до или после ее получения от ПРИНЦИПАЛА.

5.5. По завершении работ по настоящему Договору АГЕНТ будет иметь право указывать имя ПРИНЦИПАЛА в перечнях своих клиентов.

5.6. ПРИНЦИПАЛ обязуется с момента подписания данного договора не обращаться к конкурентам АГЕНТА. При нарушении данного пункта ПРИНЦИПАЛ обязан заплатить АГЕНТУ вознаграждение согласно пункту 4.1. данного договора за суммы, привлеченные силами конкурентов.

6. ДЕЙСТВИЕ ДОГОВОРА И ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ РАЗНОГЛАСИЙ

6.1. Договор вступает в силу с момента подписания его Сторонами.

6.2. Договор действует до полного исполнения Сторонами обязательств, указанных Статье 2 настоящего Договора, и может быть продлен по взаимному согласию Сторон.

6.3. Любые изменения и дополнения к настоящему Договору считаются действительными в случае совершения их в письменной форме и при подписании их лицами, уполномоченными на то Сторонами.

6.4. Договор может быть расторгнут по взаимному согласию Сторон.

6.5. При выполнении условий Договора Стороны руководствуются действующим Законодательством Российской Федерации.

6.6. Стороны обязуются прилагать все усилия для достижения компромисса при возникновении возможных разногласий в ходе выполнения Сторонами условий настоящего Договора.

6.7. В случае невозможности достижения Сторонами обоюдного согласия при возникновении спорных ситуаций, Стороны имеют право обратиться в Арбитражный суд и руководствоваться решениями Арбитражного суда как окончательными.

7. РЕКВИЗИТЫ И ПОДПИСИ СТОРОН

ПРИНЦИПАЛ: АГЕНТ:









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх