|
||||
|
Часть I ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СИН СИН ТОИТСУ ДО 1) Что такое Ки? Иероглиф Ки имеет много значений, например: ум, сознание, интерес, природа, расположение, энергия, пар, аромат и др. Этот иероглиф очень часто используется в современном японском языке и не может быть переведен с помощью лишь одного термина. Он был заимствован из Китая вместе с некоторыми понятиями науки, философии и языка и, поскольку ему не было эквивалентного термина в японском языке, сохранил свое звучание и значение. Изначально иероглиф Ки состоял из трех коротких восходящих линий (см. рис. А), обозначающих тонкое вещество, выдох и пар. Позже была добавлена линия коме (см. рис. В), означающая «рис». Веками иероглиф Ки имел разные значения: воздух, атмосфера, энергия, сердцевина и, применительно к человеку, — настроение, вкус, характер, намерение, душа, ум, сердце, сознание. В соответствии с этимологическим анализом иероглиф (канжи) Ки (см. рис. С) может быть разделен на две группы линий: первая (см. рис. D), кигамае, — изначальное Ки, состоящее из четырех линий, является символом пара. Вторая, коме (см. рис. В), символизирует концепцию кормления, жизни, самовозрождения. Таким образом, вместе эти две группы можно перевести как энергию пара, производимую коме, рисом, который из растения становится едой. По другой версии вторая группа символизирует расширение во всех направлениях. Таким образом, вместе эти две группы означают расширение энергии во всех направлениях. В японском языке воздух — это Куки, то есть Ки в пустом пространстве. «Иметь Ки к кому-нибудь» — это чувствовать влечение к кому-нибудь, довольно неопределенное чувство. Можно заключить, что японский иероглиф ки означает что-то, что можно почувствовать, но нельзя достоверно увидеть. 2) Объединение сознания и тела. Метод «тестирования» Сам по себе иероглиф Ки ничего определенного не означает, но он подразумевает все. Чтобы дать этому лучшее объяснение, приведем некоторые примеры его использования. Единство сознания и тела — это естественное состояние, с которым рождается каждое человеческое существо. Именно оно создает идеальные условия для максимального увеличения нашего потенциала. Но в процессе жизни это состояние постепенно утрачивается. В соответствии с учением мастера Тохеи, метод познания и развития единства сознания и тела, равно как и многих врожденных непроявленных возможностей, основывается на четырех основных Ки-принципах (рассмотренных в следующем параграфе) с помощью обучающей системы, которая включает в себя специальные тесты. Практика Ки включает изучение различных человеческих ситуаций посредством упражнений и тестов, позволяющих оценить уровень знания различных принципов. Понять значение каждого теста не менее важно, чем пройти его. Перед тем как начать изучение объединения сознания и тела, крайне важно обратить внимание на то, как должны проводиться указанные тесты. Ки-тестирование — это созданная мастером Тохеи особая система практики, позволяющая осуществлять тестирование и обучение через ощущение состояния единства сознания и тела. В настоящее время Ки-тесты используются для оценки степени ментального спокойствия и релаксации, а также стабильности, достигнуть чего можно посредством правильного расположения тела и единства сознания и тела. Ки-тестирование — это новая методика, не имеющая эквивалентов ни в восточных, ни в западных странах. Это метод обучения, реальный инструмент для обучения объединению сознания и тела. Это не вызов или демонстрация силы, а непосредственная проверка того, что принципы Ки были применены правильно. Ки-тесты строятся и делятся на уровни в соответствии с опытом партнера: они, как зеркало, показывают состояние нашего сознания посредством тела. Для того чтобы понять четыре принципа объединения сознания и тела, необходимо правильно выполнять тесты. Для этого мастер Тохеи сформулировал следующие пять принципов Ки-тестирования. 1. Проверяйте сознание, а не физическую силу Применяя силу или давление при выполнении теста, вы просто проверите физические возможности партнера. В этом случае партнер может легко пройти тест, особенно если он сильный человек или имеет опыт в рукопашном бое, дзюдо или боксе. Наши тесты применяются к телу, но направлены они на сознание партнера и, таким образом, должны выполняться без усилия, при полной релаксации. Выполняя Ku-тест, следует действовать, как действует врач, который, предельно осторожно, стетоскопом слушает удары сердца или дыхание, одновременно наблюдая за реакцией пациента. Вы должны применять тест столь же внимательно, тщательно присматриваясь ко всем реакциям партнера. Механический аспект теста не важен, в то время как взаимоотношения между человеком, осуществляющим упражнение, и человеком, принимающим его, является здесь самым важным. Реакция тестируемого особенно интересна, поскольку она может подсказать способ улучшения самих себя. Тест проводится полностью расслабленной рукой и легким касанием пальца и кисти. 2. Тестируйте, ориентируясь на партнера Как мы уже сказали, Ки-тестирование — это способ проверки и обучения путем обмена ощущениями. Поэтому необычайно важно применять тестирование в соответствии с уровнем опыта партнера. Вначале партнер пройдет проверку своего понимания четырех принципов «объединения сознания и тела». Далее будет проверяться главным образом состояние его ментального спокойствия и релаксации. Ки-тестирование практики охватывает разные уровни опыта. Первый уровень (Шокю) основывается на простой проверке и состоит из серии упражнений, обучающих тому, как объединить сознание и тело. Второй уровень (Чукю) более трудный, поскольку партнер должен оставаться спокойным и расслабленным, вопреки разнообразным внешним стимулам, направленным на то, чтобы смутить его ментальное спокойствие. То же касается последующих уровней Ки-тестирования (Дзёкю, Шоден, Чуден, Окуден): чем опытнее человек, тем выше сложность теста. 3. Тестируйте, чтобы обучить, а не отпугнуть В мире боевых искусств мы часто встречаем учителей и мастеров, использующих обучение для увеличения своей власти и чувства собственной важности. Это отпугивает учеников. Такой подход неприемлем для Ки-тестирования, поскольку он непродуктивен как для тестирующих, так и для тестируемых. Тестирование имеет образовательную ценность само по себе, и здесь важно, чтобы каждый тест давал новый опыт, учил самоконтролю и самооценке. 4. Учитесь, тестируя других Тестирование не может быть механическим действием, поскольку производится человеком по отношению к другому человеку. Оно предполагает участие тестирующего, то есть включает его внимание, эмоции, выражение, расположение, общение. Опыт Ки-тестирования полезен не только тестируемому, но и тестирующему. 5. Объясняйте значение теста, а не только то, как его выполнить Некоторые ученики пытаются всеми способами пройти тест, используя обман или стараясь уравновесить давление, производимое тестирующим. Когда это имеет место, то, скорее всего, истинное значение теста не было понято. Фактически, пройдете вы тест или нет — не главное. Самое главное — понять происходящее во время теста и то, почему это происходит, поскольку только это понимание прибавляет опыт и помогает увеличить вашу уверенность в себе и Ки-принципах. 3) Принципы Ки и Ки-Айкидо Теперь давайте рассмотрим «объединение сознания и тела», которое, как говорит мастер Тохеи, является одной из самых труднодостижимых целей еще с древнейших времен. Мен Цзу (Mencius, 372–289 гг. до нашей эры) советовал «возвращать убегающее сознание в его исконное место». Многие в прошлом пытались достичь объединения сознания и тела бесконечными годами медитаций, скрываясь в горах, но чаще всего не достигали своей цели. Даже если вы сможете объединить сознание и тело во время медитации, это состояние слишком легко теряется при движении и в повседневной жизни. Таблица принципов объединения сознания и телаЧтобы лучше и глубже понять концепцию «объединения сознания и тела», мастер Тохеи определил четыре принципа, которых следует придерживаться. 1. Удерживайте Одну Точку 2. Полностью расслабляйтесь 3. Сохраняйте вес внизу 4. Расширяйте Ки Два из этих принципов (первый и четвертый) относятся к сознанию, в то время как другие два (второй и третий) — к телу. Каждому из этих четырех принципов соответствуют пять принципов для Ки-тестирования. Все они сведены в таблицу, в которой суммируются принципы, детально описанные в приложении. Практика, или изучение объединения сознания и тела, базируется на двух основных аспектах: изучении внимания, когда речь идет о принципах сознания, и изучении релаксации, когда речь идет о принципах тела. Мы уже обсудили власть сознания над телом и необходимость контроля сознания для достижения интеграции и объединения. Практикуя Ки, вы должны быть способны контролировать сознание, приводя его в состояние внимания. Рассмотрим четыре принципа «объединения сознания и тела». 1. Удерживайте Одну ТочкуКак мы уже видели, тело действует как зеркало сознания, и, глядя на тело, можно видеть, спокойно или подавлено, стабильно или сконцентрировано, слабо или расплывчато сознание. Степень стабильности тела пропорциональна степени спокойствия и стабильности, достигнутых сознанием. Чтобы «держаться Одной Точки», рекомендуется концентрировать внимание на точке живота чуть ниже пупка; таким образом достигаются прочная стабильность и состояние объединения сознания и тела. Давайте рассмотрим следующий пример: Если человек стоит, а мускулы его тела напряжены, то, толкнув его, даже мягко, вы легко сможете заставить его изменить позу. И наоборот, если он сосредоточит внимание на точке под животом, его мускулы не напрягутся, он не будет сопротивляться толкающему давлению и останется устойчивым, как камень (рис. 1 и 2). Чтобы проверить это упражнение, мы используем Ки-тестирование, описанное мастером Тохеи, применяя серию легких давлений на тело в целях проверки Одной Точки: спокойное сознание сконцентрировано на Одной Точке. Тесты, как мы уже сказали, следуют естественному ходу и предоставляют неоспоримые доказательства способности объединить сознание и тело. Когда сознание спокойно в Одной Точке, вы можете достичь стабильности вне зависимости от положения тела: сидя на земле или на стуле, стоя на коленях или лежа, или двигаясь из одного положения к другому. На самом деле Одной Точки не существует, это просто идеальное мест(куда следует направлять внимание, не фиксируя его, чтобы объединились сознание и тело. Мастер Тохеи предложил также пять принципов удержания Одной Точки: Пять принципов удержания Одной Точки Не ощущайте живот Для новичка особенно полезно найти Одну Точку, то есть то место на животе, на которое можно было бы направить свое сознание. Если вы напряжете мускулы живота, под пупком вы обнаружите небольшую область, напрячь которую вы не сможете. Это и есть Одна Точка. Не ощущайте вес тела в ногах При попытке удержания Одной Точки новичок может облегчить себе задачу, если перенесет вес своего тела на Одну Точку, а не на ноги и ступни, что, вместе с чувством легкости, позволит правильно и устойчиво расположить тело. Не ощущайте свое дыхание Когда сознание спокойно и сконцентрировано, дыхание тоже спокойно и едва слышно. И наоборот, когда вы огорчены или напряжены, ваше дыхание становится быстрым, неравномерным и шумным. Позвольте всему впитаться в Одну Точку Мастер Тохеи описал Одну Точку как «бесконечный магический сосуд», в который вы можете вобрать все, что беспокоит или огорчает вас, включая гнев и негативные эмоции. Если вы попытаетесь сохранить равновесие, в то время как кто-то дергает вас за руку вниз, возможно, вы не сможете этого сделать. Если же вы представите себе, что всю силу, прилагаемую к вашей руке, вы впитываете в Одну Точку, словно это магический сосуд, и расслабляете руки, тогда вы сохраните равновесие (рис. 3 и 4). Посылайте всю силу из Одной Точки Первые четыре принципа помогли нам найти Одну Точку. Пятый показывает, как ее использовать. Любое движение всегда должно начинаться в Одной Точке. Находясь в позиции стоя и удерживая Одну Точку, вам будет довольно легко сохранить равновесие, вопреки толчкам при выполнении Ки-тестирования и вне зависимости от того, осуществляется давление на грудь или на спину Меняя позицию, стоя или опускаясь на колени (сейза), при проверке вы легко можете потерять равновесие и концентрацию на Одной Точке. Если вы представите себе, что, опускаясь на колени, вы опускаете Одну Точку (как если бы Одна Точка двигала все тело), тогда вы безо всяких усилий сможете сохранить равновесие, с какой стороны ни последовала бы проверка (см. рис. 5 и 6). 2. Полностью расслабьтесь Хорошо известно, что хорошее здоровье является также следствием умения расслабляться. Многие нынешние болезни корнями уходят в психологию, стрессы. Легко огорчаться и быть нервным, сталкиваясь с трудностями повседневной жизни. Наши ресурсы быстро истощаются, и мы становимся слабыми, менее скоординированными. К несчастью, большинство людей рассматривают расслабление как состояние, в котором тело совершенно не испытывает никакого напряжения и становится очень слабым. Таким образом трудно быстро восстановить энергию, и мы переходим от состояния психологического стресса к состоянию полного отчаяния, слабости и потери сил. Рекомендации мастера Тохеи к полному расслаблению таковы: Пять принципов полного расслабления Направьте вес каждой части тела на его исконное место Направлять вес каждой части вашего тела в правильное место очень помогает сопоставление с силой притяжения. Вы должны подняться на ноги, чувствуя себя очень легким, а потом медленно опуститься вниз, поставив ноги плоско на пол: тогда вес каждой части тела будет распределен правильно. Расслабляйтесь, не теряя силу В связи с обычными представлениями о том, что расслабление — это состояние слабости, этот принцип необычайно важен: для большинства людей единственной альтернативой психологическому стрессу является бегство в состояние забытья. Легко усесться в кресло в поисках отдыха после занятий или длинного и утомительного рабочего дня. Когда это превращается в привычку, также легко к состоянию пассивности приучается и наше сознание, оно становится неспособно к созданию позитивного стимула для тела. Следовательно, очень важно научиться расслабляться без слабости, научиться достигать состояния покоя и достаточности, не впадая снова в состояние психологического стресса. Достигайте приподнятого состояния тела Здесь можно описать три различных состояния тела: 1) состояние психологического стресса и напряжения (без релаксации), 2) пассивное состояние забытья, 3) состояние активной релаксации без потери сил и без напряжения. В первом состоянии тело из-за напряжения мускулов часто принимает неправильную позу (согнутую и напряженную). Обычно это видно по плечам и по задней части шеи, где скапливается напряжение. Голова при этом обычно втянута в плечи. Во втором состоянии тело имеет тенденцию обвисать, как сдувающийся воздушный шар. И только в третьем состоянии тело добивается правильного положения, как туго надутый воздушный шар. Это возможно только тогда, когда ваше сознание свободно перемещается в пространстве, не концентрируясь на конкретных проблемах. Только в этом случае ваше тело занимает естественную для него часть пространства. Достигайте наиболее сильной позиции своего тела Многие, особенно в мире боевых искусств, принимать странные позы, полагая, что, стоя с широко расставленными ногами и напряженными мускулами, они выглядят более сильными и устойчивыми. Мягкого толчка будет здесь достаточно, чтобы заставить их потерять равновесие или даже упасть. На самом деле, самая сильная поза — это самая естественная поза, та, в которой вы можете пребывать долгое время, чувствуя себя удобно, оставаясь устойчивыми и уверенными в том, что вы достаточно сильны, чтобы расслабиться (расслабление = сила). Не будьте агрессивными Состояние полного расслабления — это отсутствие напряжения и агрессивности. В тот момент, когда вы чувствуете себя агрессивными, вы находитесь в состоянии психологического напряжения. В соответствии с указанными выше четырьмя принципами, вы должны развить отношение непротивопоставления, привычно избегая конфликта. Чтобы научиться полностью расслабляться и избегать напряжения в теле, не становясь слабым, мастер Тохеи предлагает следующее очень полезное упражнение. Стоя, предплечьями и кистями рук делайте быстрые стряхивающие движения вниз, сгибая при этом локти, словно отряхивая воду с рук. Если мускулы верхней части тела (руки, плечи, спина) расслаблены, вы испытаете приятные ощущения и, возможно, почувствуете покалывание в руках. Вы также почувствуете себя взбодренными и устойчивыми. Если вы проверите это упражнение тестированием, ваша убежденность возрастет: попробуйте поднять руку (как на рис. 7). При пассивной релаксации рука согнется, а если тело напряжено, тогда сдвинется все тело. Если вы, проделав это упражнение, попробуете еще раз, рука уверенно останется в своей исходной позиции, и тело тоже останется стабильным (рис. 8). 3. Сохраняйте вес внизу В соответствии с законом притяжения, любой объект испытывает притяжение к земле. Все живые существа подчиняются этому закону. Если мы возьмем в руки кошку, а потом бросим ее лапами вверх, в полете она перевернется и естественным образом приземлится на лапы. Это инстинкт, это происходит автоматически, без специальных усилий. В отношении человеческого тела вы понимаете, что третий принцип тесно связан с предыдущим. В расслабленном состоянии, как было описано выше, каждая часть нашего тела естественным образом подчиняется притяжению. Когда вы огорчены или злы, вес как бы увеличивается, мускулы шеи, спины и плеч становятся жесткими, а движения — скованными. Расстроенное сознание вызывает неестественное и неустойчивое распределение веса тела. И наоборот, спокойное сознание соответствует естественно расслабленному телу, вес которого располагается в соответствии с законами тяготения при стоянии или в процессе ходьбы. Чтобы лучше понять, как важно держать вес расслабленным, протяните одну руку вперед, и пусть кто-нибудь попробует поднять ее, нажимая вам снизу на локоть. Скорее всего (рис. 9), рука поднимется, и вы не сможете контролировать ее. Если вы попробуете сопротивляться, напрягая мускулы, все ваше тело потеряет равновесие и сдвинется. Если же вы сконцентрируете внимание на нижней поверхности руки, в то же время воображая, что там находится весь вес (см. рис. 10), — рука не поднимется в течение теста, и это не будет вам стоить особых усилий. Необычайно важно направлять вес любой части тела именно на ее нижнюю поверхность. Пять принципов удержания веса внизу Примите удобную позу Мы уже упоминали тесную связь между полной релаксацией, локализацией веса на нижних поверхностях всех частей тела и достижением устойчивой и удобной позиции. Чтобы научиться удерживать вес внизу, очень важно занять наиболее удобную позицию, равно распределяя вес по основанию и расположив Одну Точку в самом центре. Посмотрите, например, на четырехмесячного младенца, когда он научился садиться со скрещенными ногами: вы увидите, что он сидит, наклонив тело немного вперед, то есть идеально перпендикулярно к центру поддерживающей его основы. Если он отклонится назад, даже совсем немного, то упадет назад. После нескольких попыток он снова сядет, перенеся основной вес в Одну Точку, перпендикулярно своей основе. Не чувствуйте вес своего тела Вы часто чувствуете вес своего тела, особенно когда устаете, грустите или находитесь в депрессии. В таких случаях вес увеличивается, и вы становитесь слабыми и апатичными. В состоянии счастья и расслабления вес, естественным образом, не будет давить на вас. Попробуйте, как на рисунках 11 и 12, провести тест с партнером, обладающим ростом и весом, аналогичными вашим. Попросите его поднять вас вверх, взяв за подмышки (рис. 11), и если вы вообразите себя в этот момент очень тяжелым, он сможет оторвать вас от земли. Попробуйте еще, но вообразите себя на этот раз необычайно легким, и ваш партнер поднимет вас с большим трудом или вовсе не сможет сделать этого (рис. 12). Позвольте Ки расшириться до максимума Все четыре принципа объединения сознания и тела тесно связаны. Следовать одному принципу — значит следовать всем им, поскольку все они выражают состояние объединения сознания и тела. Как будет видно позже, когда вы расширяете свое Ки, ваше сознание входит в состояние внимания, которое позволяет вам держать тело расслабленным, в соответствии с законом притяжения, с весом, помещенным в нижние части вашего тела и конечностей. Реагируйте в правильный момент правильным образом Памятуя о взаимосвязанности полной релаксации и ментального спокойствия, легко будет понять, что, когда вы расслаблены и ваше сознание спокойно, внимание позволяет вам реагировать мгновенно и верно, как и требуется. Это происходит потому, что вы достаточно гибки, чтобы адаптироваться к меняющимся ситуациям. Пример с падающей кошкой, который я приводил ранее, отлично подходит к этому случаю. Воспринимайте ясно Этот принцип, как и другие, тесно связан со спокойствием сознания. 4. Расширяйте КиКогда я пробую объяснить концепцию объединения сознания и тела ученику, практикующему Ки в первый раз, я, часто предлагаю очень простой тест: рука, которую невозможно согнуть. Попробуйте держать руку вытянутой вперед, в то время как ваш партнер пробует согнуть ее в локте, как показано на рис. 13. Ваш партнер, наверное, сможет согнуть ее без особых усилий. Это происходит потому, что вы, чтобы пройти тест, сконцентрировали сознание на своей руке и на партнере, пробующем ее согнуть. Теперь попробуйте еще раз, направляя свое внимание куда-нибудь в другое место, например, смотрите вперед в направлении своих пальцев, как показано на рис. 14. Рука не согнется, и вы безо всяких усилий пройдете тест. Таким образом, можно заключить, что если удержание Одной Точки означает помещение спокойного сознания в центр тела, то расширение Ки означает направление внимания вовне и достижение, таким образом, объединения сознания и тела. В статической ситуации может быть легче удерживать Одну Точку, в то время как в процессе движения расширение Ки, особенно при помощи взгляда, может оказаться не таким простым делом. Пять принципов расширения ки Не чувствуйте тело Необычайно важно стараться не концентрировать сознание на теле, надо позволить ему быть свободным. Человеческое тело может естественным образом следить за всеми своими функциями. Сердце бьется без моего участия, переваривание пищи идет, даже если я не концентрируюсь на животе и кишечнике. Более того, чем спокойнее и, расслабленнее сознание, тем лучше выполняются телом его естественные функции. Чтобы дойти из одного места в другое, я не должен концентрироваться на каждом шаге, иначе я сошел бы с ума: достаточно просто посмотреть в том направлении, куда я хочу пойти. Если вы повторите тест, показанный на рис. 13 и 14, концентрируясь на руке, которая не должна быть согнута, вы дадите ей некоторую силу, и это сделает вас зажатым и слабым. И наоборот, если вы оставите сознание свободным, направив внимание на внешний мир, рука останется выпрямленной — безо всяких усилий. Чувствуйте центростремительную силу Двигаясь, очень важно чувствовать и использовать центростремительную силу. Это означает быть полностью расслабленным и расширять Ки вовне. Попробуйте следующее упражнение: в положении стоя начните быстр вращаться, а потом внезапно остановитесь. Вам будет трудно удержать равновесие и, может быть, вас даже стошнит. Попробуйте еще раз, полностью расслабив руки, позволяя им выпрямиться естественным образом в процессе вращения, в соответствии с центробежной силой, вызванной быстрым движением. Чтобы не потерять равновесия, когда вы остановитесь, достаточно будет удержать Одну Точку, и, кроме того, вы еще испытаете приятное чувство в руках. Сохраняйте мягкое выражение лица При расширении Ки тело занимает стабильную позицию, а глаза приобретают внимательное и мягкое выражение. В некоторых восточных боевых искусствах существует поверье, что злой и агрессивный взгляд означает большую силу и власть. Однако на самом деле это означает, что сознание сконцентрировано на чем-то или ком-то, не позволяющем вам быть свободным и пластичным в движениях. Достигайте наиболее спокойного положения Мы часто принимаем неуравновешенные позы, потому что наше сознание неспокойно и мы в себе не уверены. Давайте посмотрим с помощью другого теста, как можно достичь положения, на первый взгляд, нестабильного, просто имея спокойное сознание. Поднимите руку и ногу с одной стороны и попробуйте удержать равновесие, стоя в этой позе. Для многих это будет трудной задачей. Даже если вы все-таки сможете удержать равновесие, скорее всего, вы все равно упадете, если ваш партнер мягко толкнет вас в запястье (см. рис. 15). Теперь попробуйте повторить упражнение, успокоив сознание и создав хорошую базу устойчивости: пока ваш партнер толкает вас, вообразите, что вы стоите не на одной ноге, а, наоборот, на трех ногах: одной — вашей, двух — вашего партнера, как будто вы с ним единое тело (см. рис. 16). Теперь, с помощью сознания, вы будете идеально устойчивы. Будьте свободны и чисты Как мы увидели, необычайно важно не заострять свое внимание на чем-либо конкретном. Давайте теперь попробуем почувствовать, как важно держать сознание свободным и чистым. Попробуйте идти вперед, удерживая внимание на чем-нибудь другом, например на пространстве за вашей спиной. Если в процессе этого действия вы встретите небольшое препятствие, как, например, вытянутую руку вашего партнера, вы неожиданно остановитесь (см. рис. 17). Затем повторите упражнение, расширяя свое внимание в том же направлении, в котором идете. Теперь, даже если партнер попытается вас остановить, вы сможете идти дальше, таща его за собой (см. рис. 18). 4) Осанка. Мы и другие. Мы и пространство Когда мы говорим «позиция», то обычно подразумеваем равновесие, которое обретает человеческое тело в разных позах, чтобы с наибольшей эффективностью и наименьшими усилиями выполнять свои функции, статические или динамические. Существует много позиций, соответствующих различным сбалансированным позам. Все это разнообразие тем не менее может быть суммировано в три типичных случая. Первый — наиболее часто встречающийся: тело замкнуто на себе, плечи и шея согнуты и наклонены вперед, грудь втянута, живот выдается вперед с очевидным увеличением естественного изгиба поясничного отдела (лордоз) и, возможно, с чрезмерной сутулостью спинного отдела (кифоз) (см. рис 19). Во втором случае тело распрямлено, но зажато, а мускулы напряжены, с вытекающим отсюда ограничением движений головы, шеи, плеч и груди (рис. 20). Третий пример — это правильная вертикальная позиция тела, когда таз и позвоночник сбалансированы на стабильной вертикальной линии, а шея, голова и конечности двигаются свободно, как им нужно; плечи расслаблены, человек в целом производит впечатление устойчивости (рис. 21). Эти варианты — типичные примеры, выбранные просто для того, чтобы описать три крайних типа позиций. Стоит заметить, что люди, стремящиеся улучшить свою осанку, обычно переходят от первого ко второму типу осанки, минуя естественное положение третьего типа, поэтому большинство людей сохраняют именно первое или второе положение тела. Я рано обнаружил, что можно легко на время исправить неправильную осанку, применяя четыре принципа объединения сознания и тела. Однако я также обнаружил, что человеку трудно сохранять правильную осанку в течение долгого времени, потому что ему свойственна тенденция к возвращению привычной осанки. Осанка — это результат «осаночной адаптации», к которой человек пришел в итоге, не только в результате филогенетических и онтогенетических процессов, а также благодаря адаптации к окружающей среде. На нашу осанку повлияли наши взаимоотношения с окружающим миром, которые могут быть диалогом, борьбой или компромиссом. Следовательно, то, какую осанку мы будем иметь, зависит от характера этих взаимоотношений с другими и от того, какое положение мы завоевали (или приняли) в окружающем нас мире. Три типичных примера осанки, описанных выше, являются также примерами возможных взаимоотношений с окружающим миром. Первые два примера выражают конфликтные отношения (защищенность на себе в первом случае и агрессивная защита — во втором), а третий пример означает отношения, базирующиеся на диалоге и компромиссе с окружающим миром. Первые два случая связаны с состоянием страха и отсутствием уверенности в себе, что приводит к агрессивному подходу (против себя — в первую очередь, против остальных — во вторую). Чтобы восстановить равновесие осанки, необходимо найти безопасную Одну Точку, которая могла бы гарантировать хорошие взаимоотношения со средой. Изучение и понимание четырех принципов Ки может предложить такую безопасную Одну Точку, улучшающую наше физическое и психологическое равновесие. Для начала, достаточно научиться использовать один-единственный принцип, чтобы достигнуть чувства спокойствия и стабильности. Если, например, вы опробуете тест на удержание Одной Точки (как показано на рис. 1 и 2), удержать равновесие вам будет довольно легко. Но если вы возьметесь за более трудные уровни тестирования, когда партнер старается захватить и отвлечь ваше внимание, трудно будет пройти тест при неправильной осанке. Тренируясь в додзё, вы часто можете пройти тест, но как только вы уходите из додзё и оказываетесь в иных окружениях и ситуациях, вы чувствуете себя слабым и неуравновешенным, вас мучает чувство покинутости и напряжения во всем теле. Вы всегда должны помнить про взаимоотношения с окружающим пространством. Это гораздо важнее, чем взаимоотношения с другими людьми. В предыдущем тесте ситуация менялась, когда менялось отношение партнера. Если не концентрировать внимание на партнере, проводящем проверку, то вы сможете сохранять ясное восприятие окружающего пространства и не двигаться, каково бы ни было применяемое давление. Попробуйте повторить тест в той же позе, но при усилившемся боковом давлении на плечо. Вы легко сдадитесь и, поддавшись давлению, сдвинетесь. Теперь вытяните руки и кисти в стороны, воображая, что касаетесь пальцами стен по бокам. В процессе теста, когда партнер будет толкать или тянуть вас, вы не сдвинетесь (рис. 22). Если вы и дальше будете сохранять это ощущение контакта с пространством (стенами), то после того, как ваши руки вернутся в естественную расслабленную позицию вдоль туловища, вы по-прежнему сможете пройти тест, даже если на вас будет оказано ощутимое давление. В результате теста, когда вы его пройдете, вы обнаружите себя в позе, близкой к идеальной, поскольку ваше сознание будет теперь иметь хорошие взаимоотношения между большим пространством и Одной Точкой. Эффективность этого теста очевидна, если применить его к людям, склонным к осанке первого типа (см. рис. 19) и не очень в себе уверенным. Когда их сознание входит в контакт с пространством (стенами комнаты, например), тело естественным образом раскрывается, как пустой воздушный шар, наполняющийся воздухом. Самое удивительное здесь то, что во время контакта даже выражение лица человека меняется: оно может стать удивленным, веселым, внимательным или умиротворенным. Теперь можно сформулировать новый принцип, как единый элемент синтеза четырех принципов Ки- «расположите Одну Точку в центре пространства». Физиологически это означает оптимизацию нашей внутренней системы тела, цель которой — сбор приходящей из внешнего мира информации об осанке. Она действует через нервные окончания (проприоцепторы) мускулов, сухожилий и суставов, связанные с нервными клетками внутреннего уха, где контролируется равновесие. Внешняя информация идет от проприоцепторов через позвоночник к мозгу, который в конечном счете и контролирует мускулы с помощью постоянной адаптации к их тонусу; так поддерживаются осанка и равновесие. «Расположение Одной Точки в центре пространства» означает глобальное расширение нашего уровня восприятия, без заострения внимания на чем-либо или ком-либо. Это вопрос вступления в контакт не только с другими людьми, но и с расширяющимся пространством и всем его содержимым. 5) Фудошин: сознание, которое нельзя поколебать Фудошин — это общеизвестный термин в боевых искусствах. Это слово означает сознание, которое нельзя сдвинуть, и представляет собой состояние психофизической интеграции, при котором сознание столь чисто, что мы можем использовать весь свой потенциал. «Истинное Фудошин — это не жесткое, неподвижное состояние сознания, — пишет мастер Тохеи, — а состояние стабильности, порождаемое быстрым движением; другими словами, это — состояние идеального физического и духовного равновесия, порождаемое бесконечным движением, быстрым настолько, что его невозможно заметить. Это движение сконцентрировано в Одной Точке в низу живота. Что бы мы ни установили в Одну Точку, мы можем почувствовать Фудошин»[2]. То есть существует тесная связь между Фудошин и расположением Одной Точки в центре пространства. Можно сказать, что Фудошин существует, когда мы можем до предел а увеличить наш уровень восприятия, а это возможно, как уже говорилось, когда существуют хорошие взаимоотношения между нами и пространством, а наше сознание свободно и спокойно. Чтобы лучше понять состояние Фудошин, мастер Тохеи изложил пять следующих принципов, которые вы можете принять к сведению как совет и проверить Ки-тестированием. Пять принципов ФудошинФудошин — это не неподвижное сознание, а сознание, порожденное бесконечно малым движением Этот принцип тесно связан с содержанием следующего параграфа: Ки-медитация. Чтобы осознать важность концепции «бесконечно малого движения», попробуйте провести следующий тест: позвольте вашей руке свободно качаться вдоль туловища, а потом внезапно остановите ее. Если кто-нибудь попробует поднять ее, как в тесте, где вес был внизу, она легко поднимется, и вы можете потерять равновесие. Теперь попробуйте еще раз, но попытайтесь остановить руку не сразу, а постепенно, уменьшая вдвое амплитуду раскачивания, которое не кончается, а продолжается бесконечной серией едва заметных движений. Когда тест будет закончен, вы будете необычайно стабильны, а рука не шелохнется. Сознание в состоянии Фудошин похоже на крутящуюся вертушку, которая стремительно вращается, в то время как центр ее стабилен и спокоен. Сознание не должно ни на чем концентрироваться, оно должно оставаться свободным Этот принцип напоминает мне о Миямото Мусаси, который в своей Горин-но-сё (Книге пяти колец), рассуждая о направлении взгляда, пишет: «Внимание в борьбе требует, чтобы взгляд охватывал все вокруг. Самое важное, что кан (видеть суть вещей) и кен (видеть вещи, получая поверхностную информацию от органов чувств) следуют друг за другом. Также важно видеть то, что происходит по сторонам, не двигая глазами»[3]. Чтобы лучше понять второй принцип, попробуйте такой тест: в положении стоя попросите партнера подойти и встать на определенном расстоянии сбоку от вас. Если вы направите взгляд на какую-то точку перед собой, вам трудно будет увидеть что-либо, кроме этой точки. Попробуйте еще раз, глядя в том же направлении, но концентрируя внимание вокруг себя, и вы сможете увидеть все (вокруг), не двигая глазами. Вы также сможете увидеть все движения своего партнера и любые другие детали того места, где находитесь. Сознание должно действовать в правильный момент и правильные образом Чтобы понять этот принцип, повторите последний тест с двумя партнерами. Они должны стоять по бокам от вас, по одному справа и слева. Пусть они неожиданно двинутся к вам, симулируя атаку кулаком. Вам придется воспринять эту атаку и избежать ее. Если, как в предыдущем примере, ваше сознание способно расширить свое видение на всю территорию обзора, не останавливаясь на кулаках двух партнеров, тогда вы сможете воспринять их намерение и совершить действие, чтобы избежать атаки вовремя. Если же вы не сможете сделать этого, партнеры окажутся быстрее и будут возле вас прежде, чем вы успеете пошевелиться. Сознание, делающее тело стабильным В учении мастера Тохеи мы часто встречаем идею Фудошин, создающего Фудотаи, то есть непоколебимое сознание, передающее это свойство телу Здесь все зависит от уровня восприятия, достигнутого с помощью вашей способности помещения Одной Точки в центр пространства. Давайте проверим это следующим тестом: расслабленно встаньте в удобную позицию и раскачайте руку, как показано на рис. 23. Если вы внезапно остановите ее, будет трудно пройти тест и сохранить равновесие с рукой, которую нельзя сдвинуть давлением снизу. Теперь повторите это же упражнение, увеличивая внимание без концентрации на чем-либо конкретном, достигая состояния глобального восприятия, как в тесте, описанном в предыдущей главе, где руки касались стен. Теперь тело и руку действительно невозможно сдвинуть (см. рис. 24). Чтобы научиться удерживать равновесие даже после быстрого движения, необходимо достигнуть высшего восприятия пространства. На самом деле, сознание двигает тело, но только хорошее восприятие пространства позволяет нам остановить тело без колебания. Сознание, которое видит движение всей Вселенной Этот последний принцип является суммой всех остальных, поскольку представляет состояние ментального спокойствия, когда внимание настолько распределено, что можно воспринимать все движения в окружающем пространстве. Для достижения этого состояния может оказаться полезной Ku-медитация, которая будет описана в следующем параграфе. 6) Ки-медитация Практика Ки-медитации особенно полезна для координации сознания и тела и развития сознания, которое может контролироваться в любой ситуации. Более того, это интересный метод воспитания силы воли, получения, хотя и бессознательно, «Одной Точки как центра пространства» и увеличения способности восприятия. Чтобы заниматься ею, в первую очередь нужно сесть в сбалансированной и удобной позиции, соблюдая четыре принципа объединения сознания и тела. Сидя в позиции сейза (на коленях, см. рис, 25) или скрестив ноги (лучше подложив подушку), необходимо проверить с помощью обычного теста, можете ли вы сохранять Одну Точку и оставаться полностью расслабленным, удерживая вес внизу. Однако, если вы попробуете на несколько секунд закрыть глаза и не сможете при этом сохранить равновесие, значит. Одна Точка у вас находится уже не в центре, а со знание потеряло контакт с пространством. Теперь, перед тем как закрыть глаза, попробуйте осмотреться в пространстве, окружающем вас, как описано выше, то есть периферийным зрением. Возможно, закрыв глаза, вы на несколько минут сохраните зрительный образ окружающего пространства (например, комнаты). Тогда попробуйте представить, что это пространство уменьшилось наполовину, потом еще наполовину, и так далее, пока оно не станет просто Одной Точкой. Поскольку точка не имеет измерений, вы должны будете продолжать представлять это деление на половины бесконечно. Первая стадия практики Ки-медитации называется Шу Чу Хо или Той Тсу Хо и заключается в упражнении по концентрации на Одной Точке в целях достижения постоянного контакта с окружающим пространством. Сознание не должно концентрироваться на Одной Точке или чем-нибудь другом, а должно просто воспринимать центральность Одной Точки по отношению к бесконечному пространству (см. рис. 26). Если вы приостановитесь на этой стадии концентрации на Одной Точке, возможно, вы обнаружите, что сидите согнувшись вперед, с опущенной головой, словно собираетесь упасть. Следовательно, необходимо перейти к следующей стадии расширения, называющейся Какудай Хои заключающейся в противоположном процессе: от бесконечно маленькой Одной Точки к внешнему пространству, ко Вселенной. На этих двух стадиях важно отделять идею концентрации от идеи фиксации, убирая напряжение, ассоциирующееся с первой стадией, и «распыление» во второй. Между этими двумя стадиями находится полное спокойствие, когда вы «ничего не делаете» или «успокаиваете волны сознания», не пытаясь «думать», но и не избегая мыслей, поскольку избегнуть их невозможно. Невозможно «ничего не делать»: если пытаешься не думать — это ведь тоже занятие. Таким образом, вместо попытки остановить мысли, дайте им свободно развиться, собраться и исчезнуть, не завися от них, позволяя цепочке ассоциаций следовать их направлению; участвуйте в этом процессе в качестве отстраненного наблюдателя, бесстрастно, не позволяя им разрушить ваш покой. Если появятся какие-то серьезные проблемы, вы сможете посмотреть на них спокойно, обретя возможность найти решение без особых волнений. Это практика, освобождающая сознание от столпотворения мыслей и дающая возможность взглянуть на мысли очень четко, в состоянии медитативного созерцания, результатом которого является ощущение большой легкости, словно вы парите в воздухе, не чувствуя веса своего тела на земле. Пять принципов Ки-медитацииХаджу Слово ха переводится как «брать», а джу — «углубляться». Эти слова идеально описывают проверенную годами технику: сконцентрироваться на себе и впитывать всю Вселенную (Тоитсу), пока не будет достигнуто состояние «нормальности». Хошо Слово хо переводится как «отпусти», в то время как шо означает «следуй», в смысле свободно следовать природе, желаниям… Этот принцип означает самоосвобождение, без особой концентрации на технике, с помощью медитации, дающей уверенность. Этот принцип означает «научись ничего не делать». Чова — гармония со всем сущим Слово чо переводится как «в соответствии», а ва обозначает «объединение». Достигнув Хаджу и Хошо, мы обретаем чувство настоящей свободы и гармонии. Чувствуй жизнь всех существ Контакт с пространством подчеркивает уровень восприятия всех вещей, охваченных этим пространством, и поддерживает чувство жизни во всех существах Вселенной. Наше восприятие не сконцентрировано на одном предмете, одном человеке, проблеме, оно может охватить все разнообразие вариантов. Чувствуй движение Ки-Вселенной Этот принцип напоминает пятый принцип Фудошин и представляет состояние, в котором сознание может воспринять все. Это — состояние истинного присутствия и максимальной ответственности. 7) Ки-дыхание Как известно, человек выдыхает углекислый газ в окружающую среду, замещая его кислородом, который является основным элементом метаболизма клеток. Этот процесс происходит в системе дыхания, которую можно разделить на внешнюю и внутреннюю (глубокую) системы: легкие — это органы, обеспечивающие поступление кислорода в кровь и выбрасывающие углекислый газ во внешнее пространство. Для человеческого существа дыхательная функция является жизненно важной. На Востоке существует множество школ, разрабатывающих различные техники дыхания. По одним из них нужно выдыхать через рот, а вдыхать через нос, по другим — выдыхать и вдыхать через рот, по третьим — использовать только нос. Некоторые техники используют движения живота, но чаще всего здесь возникают противопоказания, поскольку такой способ создает напряжение в теле, ограничивая или снижая оздоровительный эффект дыхания. Основой техники мастера Тохеи послужил метод, давно известный в Японии как Мисоги-дыхание, которое он развил в Ки-дыхание, применяя принципы объединения сознания и тела. Для Ки-дыхания важно объединить сознание и тело и полностью расслабиться. Обычно оно практикуется сидя в позиции сейза, но, по мере овладения, можно делать это сидя на стуле, стоя, лежа или в процессе ходьбы. Не следует забывать, что принятая поза должна позволять телу расслабиться, а брюшная полость и грудь не должны быть сдавлены. Давайте теперь попробуем использовать технику мастера Тохеи, сидя в позиции сейза с расслабленными плечами и закрытыми глазами. Пять принципов Ки-дыханияВыдох со звуком «ха» Ки-дыхание всегда начинается и заканчивается выдохом: вы должны немного открыть рот и начать выдыхать, делая негромкий звук «ха», очень спокойно и медленно, как показано на рис. 27. Этот негромкий звук (просто дуновение) должен быть чистым и длинным, без напряжения или прерываний. Вначале выдох длится около тридцати секунд; позже, когда вы будете чувствовать себя более уверенно в этой технике, вы можете продлить его до минуты. Для новичка вполне нормально прекратить упражнение на десятой-пятнадцатой секунде выдоха. Выдыхайте спокойно Необычайно важно сохранять тело полностью расслабленным и легким. С этой целью полезно будет начать сохранять Одну Точку в качестве центра окружающего пространства еще до начала упражнения, чтобы состояние внимания к окружающему пространству помогло телу быть свободным и легким. Если это окажется трудной задачей, можно попросить помощи у партнера: пусть, если вы будете неуклюжи и негибки, во время упражнения он стоит сбоку от вас и поднимает ваше тело, помогая вам почувствовать себя легче. Долгий спокойный выдох позволит вам сохранять тело расслабленным и получать особенно приятные ощущения. После выдоха продолжайте бесконечно расширять Ки «половинками» Закончив выдох, слегка нагните туловище вперед. Это один из наиболее трудных моментов, потому что вы можете запаниковать, ввиду необходимости вдохнуть как можно скорее, и потерять контроль, сводя на нет всю проделанную до этого работу. Чтобы избежать этого, главное — продолжать расширять Ки во внешнее пространство, воображая, что в вашем теле все еще есть воздух, который можно задержать. В этой ситуации поможет тест со стороны вашего партнера: он должен проверить вас путем легкого надавливания сзади. Если вы продолжите расширять Ки (бесконечно деля на половины), вы получите стабильный результат теста, и это поможет вам не заострять внимание сознания на дыхании и, таким образом, избегнуть состояния стресса. Вдох должен происходить через кончик носа, пока тело не наполнится воздухом Закрыв рот, начните вдыхать кончиком носа (см. рис. 28). Очевидно, что воздух войдет через ноздри, но лучше вообразить, что он входит через кончик носа, чтобы избежать сжатия ноздрей. Если вы попробуете вдыхать быстро, у вас появится неприятное ощущение, словно вы сейчас взорветесь, верхняя часть тела будет напряжена, и вы почувствуете, как ваш вес увеличивается. Вашему партнеру легко будет вас проверить, надавив слегка вам на грудь — вы упадете назад, поскольку Точка уже не будет находиться в центре, а вес не будет больше удерживаться внизу. Теперь, чтобы избежать неприятного чувства «надувания» и сжатия, попробуйте вдохнуть медленно, представляя, как все тело наполняется воздухом, становится легким, очень легким. После вдоха по половинке впитывайте в Одну Точку Закончив вдох, вы должны сохранить чувство легкости и вернуться в начальную позицию. Это второй трудный момент: здесь часто наблюдается тенденция к немедленному выдоху. Чтобы преодолеть чувство паники, нужно сохранять сознание спокойным, выполняя упражнения концентрации (делением пространства на половинки), которые мы уже выполняли в предыдущем параграфе по Ки-медитации. Другими словами, успокойте свое сознание, представляя, что в вашем теле все еще достаточно пространства, содержащего большое количество воздуха. Это остановит стресс и позволит вам выполнить все упражнение по вдыханию без напряжения. Также поможет здесь вам и партнер: пусть он слегка толкнет вас в грудь, чтобы проверить ваше состояние равновесия и расслабленности. Вначале важно тренировать Ки-дыхание, следуя своему собственному ритму, не принуждая себя, одному или с помощью и тестированием вашим партнером. Потом, когда вы будете чувствовать себя более уверенно в этом упражнении, вы можете практиковаться группой, следуя ритму, заданному учителем, который будет давать сигнал начала и конца фаз выдыхания и вдыхания ударами двух палочек. Чтобы совершенствоваться в практике Ки-дыхания, вы должны попробовать выполнить следующее упражнение: ведите себя так, словно ваше тело — емкость, наполненная воздухом. Ваша задача — выпустить старый, использованный воздух и наполнить емкость свежим воздухом. Встаньте и начните выдыхать, представляя себе, что сначала выпускаете воздух из головы, потом из тела и наконец из ног, пока не дойдете до кончиков пальцев ног. Тогда начните вдыхать, представляя, как наполняете воздухом сначала ступни, потом ноги, потом тело и наконец голову. Вы увидите, что, концентрируя внимание на визуализации опустошения и наполнения тела, вы сможете значительно продлить свой дыхательный цикл. 8) Методы усиления вашей твердости: Сокушин Но Гё, Сеншин Но Гё Дыхательный метод Мисоги — это древняя синтоистская практика, которая передавалась по секрету с времен периода Эдо (1683–1868). В течение эпохи Токугава она была запрещена правительством, считавшим ее инструментом, способным усилить волю практикующих ее людей, вследствие чего властям будет труднее управлять ими. Так этот метод стал тайной практикой. Он был особенно труден, потому им занимались только очень мотивированные люди, которых считали отличающимися от других. Одним из самых знаменитых учителей этой техники был Тесшу Ямаока, великий самурай и мастер меча конца XIX века. Он отличался храбростью в бою и неустанной настойчивостью в занятиях и практике «пути» и был очень известен в искусстве каллиграфии. О нем рассказывалось много историй, где его представляли как человека легендарного, фанатичного и жестокого. Мастер Тохеи начал практиковать Мисоги-дыхание в 1937 году под руководством Тетсудзу Огура, ученика Тесшу Ямаоки, основавшего в Накано, Токио, школу под названием Ичикукай, «Общество Девятнадцати» (в память о своем учителе, умершем в девятнадцатый день месяца). Огура считал, что практика Мисоги-дыхания полезна для молодых людей, поскольку она стимулирует тело во всех его способностях и усиливает волю. «Целью этих упражнений является преодоление страха смерти. Вы должны упорно трудиться, серьезно выполняя каждое дыхательное упражнение; нельзя заниматься этим бездумно и нельзя беспокоить других»[4], - сказал Огура ученикам, ободряя их в их стремлениях. Тохеи был очень старательным учеником и извлек много пользы из этой практики, которую он внедрил со значительными изменениями в программу обучения Ки Но Кенкюкай. Поскольку практиковал он долго и интенсивно, мастер Тохеи пришел к выводу, что, хотя практика Мисоги полезна и содержательна, тем не менее в ней есть противоречия, которые могут сделать ее опасной. В частности, ее необычайная жесткость и интенсивность могут создать напряжение в теле, особенно в спине, а усиливающийся ритм может подстегнуть фанатизм, как в карающем ритуале. Таким образом, мастер Тохеи развил метод Сокушин Но Гё, практику сознания через дыхание, полезную тем, что она позволяет за короткое время наполнить сознание и тело позитивным Ки, как насос накачивает камеру. Эта практика основывается на древней практике Мисоги, от которой остались не самые строгие части. Практика Сокушин Но Гё предназначена для всех тех, кто уже понял и уверенно справляется с принципами объединения сознания и тела и дыханием, т. е. может достигнуть правильного расслабления и спокойствия сознания, несмотря на бешеный ритм занятий. Сокушин Но Гё — это практика, которую нельзя выполнять каждый день, а можно только в особых случаях, когда у группы имеется опытный учитель. В Ки Додзе Флоренции ее практикуют один раз в месяц, на специальных уроках или во время семинаров. Даже в Ки Но Сато, центральном офисе Ки Но Кенкюкай в Японии, ее практикуют один раз в месяц, во время международных встреч. Сокушин Но Гё выполняется в позиции сейза, сидя вдоль параллельных рядов, лицом в одном направлении: впереди справа сидит оса, координатор занятия, а перед ним, сбоку от группы, сидят два ассистента (кагура). Важно сидеть в правильной позе, так, чтобы Одна Точка находилась действительно в центре тела, чтобы можно было долго оставаться в одной позе и облегчить процесс дыхания. Важно также, чтобы тело было эластичным и гибким, поскольку эта практика использует силу, исходящую из релаксации. Для этого полезно вспомнить пять принципов полной релаксации и пять принципов упражнения, чтобы вес тела был хорошо сбалансирован и распределен, чтобы чувствовать себя легким, очень легким, чтобы занять «самую удобную» позицию и чтобы двигать каждой частью тела эластично, поддерживая хороший ритм. Сначала, чтобы освоиться с упражнением, выдохните, как в Ки-дыхании, издавая некоторые звуки, а потом быстро вдохните. Выдыхать начинайте со звуком то, потом хо, ка, ми, э, ми, та, ме, и так в течение нескольких минут, повторяя серию слогов несколько раз. Упражнение выполняется спокойно и без напряжения; оно доставляет приятное ощущение, тело чувствует приятные вибрации. Только в Ки-дыхании мы подчеркиваем фазу выдыхания. Упражнение продолжается в постепенно ускоряющемся ритме. Обычно Сокушин Но Гё практикуется с помощью металлического колокольчика, звук которого гармонирует с дыханием и движением. Звон колокольчика производится движением руки, которое начинается над головой, а потом спускается вниз, расширяясь возле колена, как будто мы режем что-то мечом. Важно, чтобы рука падала полностью расслабленной, дабы придать необходимую силу звуку колокольчика, не создавая напряжения мышц и не причиняя боли телу и руке. Если вы позанимаетесь в состоянии полной расслабленности, располагая Точку в центре и расширяя Ки, звук будет чистым и определенным, он будет демонстрировать спокойствие и намерение. Научившись сосредоточенно выдыхать и издавать правильный звук колокольчиком, вы можете выучить ритм, характеризующий дыхательные упражнения (см. рис. 29). После звука восьми слогов то хо ка ми э ми та ме[5] в убыстряющемся ритме необходимо изменить ритм, начав сближать восемь слогов в то хо коми эми таме. Когда ритм станет еще быстрее, переходите к третьему ритму, использующему выражения тохоками эмитаме, сближая начальные восемь слогов еще больше. В этом случае ударение ставится на первом слоге каждого выражения (то и и) и соответствует моменту, когда рука опущена, а в звуке колокола слышна сила. Выражения хококами митаме соответствуют моменту, когда рука поднята над головой, и даже если звук затихает, лучше произносить их четко. По ритму третья, самая длинная, фаза может быть представлена как то-хоками э-митаме, где сила в голосе приходится на опускание руки, и колокол режет пространство, а когда рука поднята над головой, в голосе слышна мягкость. Эта практика, которая кажется очень сложной, подходит всем, при условии, что каждый ученик тщательно подготовлен опытным учителем. Важно, чтобы учитель имел достаточный опыт в практике Ки и чтобы ученик чувствовал себя уверенно в Ки-дыхании. Опыт координатора занятия (оса) также важен, чтобы он мог контролировать всех и помогать им. Если вы научитесь выполнять Сокушин Но Гё полностью расслабленным и в правильном ритме, это будет выглядеть так, словно колокольчики издают звук спонтанно, вместе со звуком, издаваемым группой. Следующие упражнения практики Сеншин Но Гё, как и описанные выше, необычайно полезны для развития большего чувства твердости и намерения. Когда сознание апатично и кажется, что выполнять наши обязанности труднее и сложнее, чем это есть на самом деле, тогда можно использовать практики вроде медитации, приводящей сознание в состояние гармонии со Вселенной, а мысли и действия — в порядок. Но можно также стимулировать и тело, стимулируя, таким образом, и сознание с помощью Сеншин Но Гё — очень простой методики, предложенной мастером Тохеи для усиления намерения. Сеншин Но Гё, что означает «практика промывания сознания», дошла до нас из древних очистительных ритуалов синтоизма и заключается в купании в холодной воде, погружении в озеро, реку или бассейн или, проще, в обливании холодной водой (рис. 30). Это очень сильная стимуляция, придающая телу тонус и пробуждающая сознание. Любой, кто знаком с финской сауной, знает о пользе холодного душа после пребывания в очень горячей сауне: первое ощущение — шок, а после — чувство бодрости, словно только проснулся. Это очень полезная практика для тех, кто имеет тенденцию к лени и у кого не хватает решительности, например для тех, кто встает по утрам с трудом, а встав, чувствует себя сонным и неспособным принимать решения. Если это случается только изредка, когда вы на отдыхе или где-либо, где вы можете себе такое позволить, тогда это может быть приятно, но когда это становится привычкой, можно быстро впасть в депрессию. Важно не принуждать себя делать Сеншин Но Гё в качестве наказания, надо делать ее в подходящий момент, когда это действительно нужно. 9) Ки Тайсо. Тренировка здоровья Ки Тайсо — это комбинация оздоровительных упражнений, которые без особых усилий может выполнить любой. Главная цель Ки Тайсо — сделать каждую часть тела гибкой, учитывая принципы объединения сознания и тела. Один из негативных аспектов современной жизни — шизоидный стиль нашей жизни и наших действий. Многие люди, связанные с сидячей работой, имеют обыкновение использовать сознание отдельно от тела: когда им требуется размять тело, они механически упражняются в спортивных залах, умом находясь где-то в другом месте. Чтобы упростить обучение Ки Тайсо, мастер Тохеи разработал пять принципов Ки-упражнений, следуя которым можно, объединив сознание и тело, облегчить выполнение упражнений для здоровья. 1. Всегда располагать Одну Точку в центре Этот принцип — «располагайте Одну Точку в центре пространства» — мы уже использовали в других случаях, но все же здесь нужно объяснить особенности каждого из них. В первом случае определение относится к осанке. Одна Точка будет нашим руководством к движениям отдельных упражнений. Например, в первом упражнении серии (см. рис. 31–32) необычайно важно будет вращать тело, всегда сохраняя одну вертикальную ось, не наклоняясь в сторону. 2. Всегда максимально расширять Ки, насколько это возможно Здесь важно, на чем должно концентрироваться внимание. Другими словами, важно концентрировать внимание не на каком-то единственном направлении, не на определенных точках, а достичь глобального видения пространства, даже во время движения. Чтобы сделать это, вы не должны смотреть на конкретную Одну Точку или в конкретном направлении, а должны всегда добиваться периферийного видения. 3. Добиваться естественной позы Естественная поза — это поза, позволяющая телу оставаться расслабленным и двигаться пластично. Если сознание не зафиксировано ни на одной точке с помощью взгляда, будет легко двигаться естественно и пластично, достигая чувства приятной стабильности. 4. Не ощущать мускулов тела Наше восприятие гимнастических упражнений (имеется в виду физическое развитие) часто бывает искаженным. Упражнения выполняют преувеличенно вытягивающими и вращательными движениями, в связи с чем возникает сильное напряжение и часто боль. Если мускулы становятся чувствительными, это означает, что вы преувеличиваете вращение, давление или вытягивание и что у вас неправильно распределен вес (в упражнениях, выполняемых стоя), то есть имеет место напряжение мускулов. 5. Поддерживать хороший ритм Чтобы сделать движения Ки Тайсо гармоничными и пластичными, важно во время выполнения упражнений постоянно поддерживать хороший ритм. С этой целью Ки Тайсо всегда практикуется с двойным ритмом для каждого движения. Возьмем, например, первое упражнение, показанное на рис. 31–32. Если вы выполняете вращение туловища влево (рис. 31) только один раз и останавливаетесь во время этого вращения, то при проверке толчком в плечо со спины вы легко потеряете равновесие. Если же, напротив, вы повернете туловище дважды в одном направлении, вы будете более устойчивы. Это происходит потому, что в первом случае, останавливая тело на первом вращении, вы не позволяете телу остаться расслабленным и использовать максимум пластичности движений. Во втором же случае вы можете держать тело пластично расслабленным, словно оно отпрыгивает назад, полностью проводя первое вращение и возвращаясь в последнее положение со вторым вращением. Таким образом, вы сможете достигнуть объединения сознания и тела во время движения, развивая, хотя и неосознанно, привычку для каждого движения повседневной жизни. Правильный ритм во время выполнения упражнений Ки Тайсо важен еще и потому, что обычно мы считаем каждое движение, следуя двойному ритму, по очереди в двух направлениях (справа-налево, вперед-назад, вверх-вниз), и повторяя его в серии из восьми движений. Счет вслух во время выполнения упражнения также означает координацию дыхания с каждым движением, вот почему правильный ритм так важен. Здесь показаны все упражнения Ки Тайсо и приведено описание к каждому из них, в то время как в приложении показана их последовательность. Чтобы сделать эти упражнения полезными для здоровья, очень важно выполнять их, следуя указаниям пяти уже описанных принципов. Позже, когда вы освоитесь с Ки Тайсо, мы попробуем выполнить их с закрытыми глазами. После первого трудного момента вы поймете, что так проще найти оптимальное положение и поддерживать правильный ритм. Упражнения Ки Тайсо1. Вращение тела Стоя со слегка разведенными ногами, вращайте телом, двигая полностью расслабленными руками, не сгибая ног. Упражнение должно выполняться, как мы уже видели, при полной релаксации и движениями, дающими максимум пластичности рук и всего тела. Вращайте телом в двойном ритме налево, потом направо, повторяя каждую серию четыре раза. Занимаясь самостоятельно, без помощи партнера, или не имея возможности провести тест, можно проверить качество выполнения упражнения самому. Для этого сделайте двойное вращение налево (или направо) и попробуйте приподняться на кончиках пальцев ног: если вы преувеличили вращение или сместили вращательную ось, вы автоматически исправите себя, вернувшись в правильную позицию. 2. Наклоны туловища вбок Цель этого упражнения — вытянуть линию тела, идущую от ступней к кистям, как показано на рис. 33 и 34. Вам придется вращать руками, проводя ими над головой в одном и том же направлении, чтобы согнуть все туловище. Советую выполнять это упражнение так, словно руки ведут все движение, то есть надо вытянуть руку над головой, а потом согнуть туловище. После второго сгибания вы можете остановиться в наклоне влево (или вправо) и попробовать проверить себя, приподнимаясь на кончиках пальцев ног, а потом медленно опускаясь, пока пятки не коснутся пола. 3. Наклоны туловища вперед и назад Нагните туловище вперед, руки свободно болтаются между широко расставленных ног в режиме двойного ритма (рис. 35, 36). Продолжайте упражнение, наклоняя руки над головой, а туловище прогибая назад (всегда с двойным ритмом). Когда вы нагибаетесь вперед, вы должны сохранять равновесие, на тот случай, если кто-нибудь проверит вас толчком в спину, когда вы остановитесь. Закончив наклоны назад, вы должны суметь сохранить Одну Точку и равновесие. 4. Движение лопатками Целью этого упражнения является легкое гармоничное движение лопаток, с расслабленными туловищем и руками. Согните локти, соединив кисти на уровне плеч, вращайте руками в двойном ритме, сначала в направлении левого плеча, потом — правого (рис, 37, 38). Очень важно оставаться легким, очень легким, всегда сохраняя вес внизу. Таким образом, даже если вас толкнут из-под локтя (левого или правого), вы останетесь стабильным, не теряя равновесия и не поднимая рук. 5. Боковые наклоны головы Многие, особенно с возрастом, страдают от шейного артроза. К несчастью, когда появляется этот синдром, зачастую принимать кардинальные меры уже слишком поздно и уже невозможно исправить ситуацию, хотя можно ее стабилизировать. Чтобы предотвратить это явление, нужно тренировать шею мягкими и законченными движениями еще с молодости. Первое из трех упражнений для шеи заключается в наклоне шеи влево, всегда в двойном ритме, а потом вправо, взгляд направлен вперед, руки на талии, чтобы избежать движения плечами (рис. 39, 40). Двойной ритм позволит вам сохранить равновесие и максимально вытянуть шею, не создавая напряжения. 6. Наклоны головы вперед и назад Наклоните голову вперед, подбородком на грудь, с двойным счетом, потом позвольте затылку откинуться назад, не слишком задирая подбородок (рис. 41, 42). Многие, особенно люди, предрасположенные к кифозу, с напряжением смещают подбородок вперед, сжимая шейные позвонки. Нужно правильно выполнять упражнение, не прилагая особой силы. 7. Повороты головы вбок Как и два предыдущих, это упражнение полезно для расслабления шеи, предотвращения головной боли и напряженности плеч. Поворачивайте голову вправо, потом влево, всегда в двойном ритме, стараясь держать ее на одной линии с центральной осью туловища и избегая фиксации взгляда во время вращения (рис. 43, 44). 8. Сгибание ног Это упражнение разделено на две фазы. Первая состоит из сгибания колен, тело выпрямлено, Одна Точка служит центром (рис. 45). Если, когда вы стоите, согнув колени, вас проверить мягким нажатием на грудь или спину, вы увидите, что есть только одна позиция, позволяющая вам оставаться идеально устойчивым. При согнутых ногах вам придется приподняться на пятках и слегка наклонить туловище вперед. Напротив, если ноги согнуты недостаточно, вы почувствуете напряжение мускулов туловища и ног. Колени — это важные для человеческого организма суставы, которые часто перенагружают, поэтому очень важно выполнять это упражнение, уделяя внимание своей позе, чтобы вес тела был тщательно сбалансирован. Во время второй фазы вы приподнимаетесь на цыпочках, а потом опускаетесь, пока пятки не коснутся пола. Насколько это движение важно, мы уже видели, когда учились на первых пяти принципах полной релаксации сохранять равновесие каждой части тела. Чтобы сознание и тело продолжали быть объединенными, вы должны опускаться медленно, пока не коснетесь пола пятками как показано на рис. 46 (см. 2А, 2В). Эти движения всегда должны выполняться в двойном ритме, начиная со сгибания ног и последующего приподнятия на цыпочках. 9. Выпрямление колен Встаньте, широко расставив ноги так, чтобы вам было удобно, и положите руки на колени. Согните правую ногу в колене и вытяните левую, поднимая кончики пальцев ног. Чтобы сохранять хорошее растяжение ноги, рукой мягко нажмите на коленный сустав. Упражнение следует повторить два раза, а потом поменять ноги, сгибая левую и вытягивая правую. Это полезно в качестве метода вытягивания нижней части ноги, но вы должны быть осторожны, заботясь о том, чтобы вес был распределен равномерно между ступней и пяткой, таким образом сохраняя Одну Точку в центре без напряжения какой-либо части тела. Чтобы удостовериться в правильности исполнения упражнения, попробуйте себя проверить: согнитесь и приподнимитесь на цыпочках, как показано на рис. 47, 48, а потом опуститесь в исходное положение. Если вы не потеряете при этом равновесия, можете быть уверены, что выполнили упражнение верно. 10. Вращение руки Это и следующие два упражнения очень полезны для развития способности релаксации и проверки ее границ. Чтобы правильно его выполнить, нужно вращать руки, расслабив их полностью, используя их вес и не вовлекая во вращение туловище и плечи. Это упражнение будет полезным во время практики по Ки-Айкидо или во время упражнений с дзё (короткой палкой) или боккен (деревянным мечом), поскольку позволит вам действовать расслабленными руками, не напрягая плечи. Вытяните левую руку вперед, не сильно ее выпрямляя и слегка согнув в локте, не забывая держать вес в нижней половине. Позвольте руке упасть: она наберет скорость и легко провернется, описывая естественный крут без особых усилий. Повторите вращение четыре раза левой рукой, а потом четыре — правой. Всю процедуру повторите два раза. Когда рука двигается естественным образом, у нее есть определенная скорость. Падая, она набирает скорость, поднимаясь — снижает. Если вы поочередно будете сопротивляться такому ритму, применяя силу, когда рука падает и поднимается, все ваше тело будет двигаться нескоординированно, уменьшая силу руки при падении. Мы уже видели, что полное расслабление означает силу. Таким образом, удобно выполнять это упражнение полностью расслабленными руками и в правильном ритме. Упражнение продолжается одновременным вращением обеих рук, по два раза вперед и по два — назад (рис. 49, 50); так всего четыре раза. Следите, чтобы туловище оставалось естественно расслабленным и выпрямленным, и не теряйте равновесия во время вращений. 11. Вращайте обеими руками, сгибая колени Это упражнение выполняется в том же ритме, а вращение рук соответствует сгибанию коленей во время вращения рук. Чтобы выполнить тест, вы должны остановить руку (или руки) в самой высокой точке вращения, держа кисть (или кисти) над головой, и провести проверку, потянув вертикально вниз запястье; или же остановите руку (или руки) на самой нижней точке вращения, вытянув кисть (или кисти) вдоль тела, и проведите проверку, потянув запястье вертикально вверх. В первом тесте вы сможете без усилий сохранить равновесие, если вращение проводилось расслабленными руками (рис. 51, 52). Аналогично и во втором тесте: если руки были полностью расслаблены, будет невозможно поднять их, как было показано на рис. 8 12. Потрясите руками, чтобы полностью их расслабить Чтобы избавиться от остаточного напряжения, первая часть Ки Тайсо заканчивается упражнением, показанным на рис. 53, 54 и описанным во время объяснения пяти принципов расслабления. Вторая часть Ки Тайсо продолжается упражнениями на полу. Эта серия упражнений отличается от предыдущей не только тем, что она выполняется в положении сидя на земле, но и изменением ее ритма. 13. Вытяните ноги Для начала сядьте, вытянув ноги вперед, затем вытяните вперед пятки. Нагните туловище вперед, вытягивая руки вперед и, если возможно, касаясь пальцами пола. Важно выполнять упражнение без сильного напряжения, пластично вытягиваясь вперед и возвращаясь в исходную позицию в естественном ритме (55,56). Цель этого упражнения — растянуть заднюю часть ноги, чтобы при этом она оставалась полностью расслабленной. Важно задать правильный ритм, отсчитывая по две серии из пяти наклонов. Скорее всего, в первый раз многие не смогут наклониться настолько, чтобы достать пальцы ног руками. В этом случае необходимо будет расширить сознание за пределы ступней, воображая, что касаешься чего-то, находящегося далеко за ними. Даже если вы не сможете немедленно достать до пальцев ног, ваша способность растянуться вперед значительно возрастет. 14. Наклоны туловища вбок с широко разведенными ногами Упражнение выполняется с широко разведенными ногами и состоит из серии: пяти наклонов на левую ногу, потом — на правую. Весь цикл повторите два раза (рис. 57). 15. Наклоны туловища вперед с широко разведенными ногами Наклоните туловище вперед, по-прежнему держа ноги разведенными, и попробуйте коснуться головой пола (рис. 58). Повторите упражнение в два цикла по пять наклонов. Если вы выполните упражнение несколько раз в правильном ритме, скоро вы сможете коснуться пола головой или хотя бы наклониться близко к полу. 16. Упражнение «бабочка» — наклоны туловища вперед Для этого упражнения надо согнуть колени и соединить ступни, как «бабочка», сохраняя туловище выпрямленным. Теперь попробуйте приблизить колени к полу Поддерживая расслабленный ритм и прижимая руками ноги к полу, нагните туловище вперед и попробуйте достать головой до пола (рис. 59, 60). 17. Вытягивание тела назад с согнутыми коленями Цель этого упражнения — вытянуть и удлинить мускулы передней поверхности бедра. Делать это надо спокойно и внимательно, ложась спиной на пол, как показано на рис. 61. Помимо вытягивания ног, упражнение удлиняет мускулы брюшины, улучшает работу внутренних органов и может быть полезно страдающим от хронических нарушений пищеварения. Тем не менее не забывайте выполнять его осторожно, не слишком нагружая позвоночник. 18. Перекаты Это упражнение начинается со скрещенными ногами, как на рис. 62, и продолжается перекатыванием на спину (см. рис. 63). Закончив перекатывание, вернитесь в исходную позицию. Когда вы вернетесь в исходную позицию сидя, пусть партнер проверит вас, толкнув в плечо: если вы упадете назад, значит, сознание и тело не объединены, а тело излишне напряжено. При объединенном сознании и теле, если вы перекатитесь назад, пол промассирует весь ваш позвоночник, потому что тело будет полностью расслабленным. В этом случае вы пройдете проверку, вернувшись в исходную позицию сидя, потому что вы еще будете естественным образом расширять свое Ки вперед. Если вы будете выполнять это упражнение каждый день, расслабленно и без особых усилий, ваше тело быстро станет более пластичным. Выполнение двух циклов, сидя и стоя, занимает всего лишь пять минут, но этого достаточно, чтобы при условии ежедневных занятий сохранять сознание и тело гибкими и здоровыми. 10) Киатсу Как мы уже увидели, основная функция Ки-практики — улучшение качества нашей жизни путем создания связи между сознанием и телом, а также стимуляция хороших отношений с пространством путем расслабления тела. Расслабление — это истинный «эликсир» для человеческого здоровья. Чем более вы гибки, тем более вы можете расширять Ки. И напротив, чем более вы нервны и испытываете стресс, тем сильнее ваше состояние слабости, в результате которого увеличивается ваша чувствительность и подверженность болезням. Первый симптом отсутствия Ки — трудности с глубоким ночным сном. Когда вы нервничаете и кашляете во время сна, вы не позволяете телу достаточно расслабиться, а полное расслабление является основным условием «наполнения Ки». Это не значит, что нужно много спать, просто сон должен быть глубоким. Шести часов глубокого сна за ночь достаточно, чтобы «перезарядить» тело энергией для следующего дня. Ввиду всего этого может пригодиться совет мастера Тохеи о том, как спать глубоко. Пять принципов сна с Ки1. Объедините сознание и тело перед тем, как идти спать 2. Помните, что сознание движет телом 3. Успокойте мысли бесконечным делением напополам 4. Держите голову в холоде, а ноги в тепле 5. Мысленно двигайте кровь от головы к ногам Этот совет не требует комментариев, поскольку его легко понять, если вы следовали всему тому, что было описано выше. Единственный принцип, который может быть в некоторой степени труден для понимания, — это последний принцип. Вообразить, что кровь течет к ногам, — это хорошее упражнение на визуализацию состояния легкости и на сохранение веса тела. Лягте на пол и попросите кого-нибудь за колени поднять вам ноги. Ноги поднимутся, но туловище и таз останутся на полу. Теперь попробуйте вообразить, что кровь течет к ногам (это как сохранение Одной Точки, но когда вы расслабленно лежите, эффект сильнее). При новой проверке поднимутся не только ноги, но и все тело. Фактически тело останется растянутым на той же линии безо всяких усилий, словно оно привязано к чему-то невидимому. Напряжение блокирует течение Ки и вызывает физические проблемы и болезни. Для этого случая мастер Тохеи разработал метод давления пальцами, чтобы остановить блокировку и восстановить течение Ки. На первый взгляд, Киатсу похоже на Шиатсу, но, на самом деле, они довольно сильно различаются, поскольку в Киатсу, базирующемся на принципах объединения сознания и тела, важнее, как оказывается давление, чем то, где это происходит. Киатсу развивает большую чувствительность и увеличивает способ восприятия проблемы как глобального опыта в большей степени, чем просто развитие механического аспекта практики. Все это в деталях описано в книге мастера Тохеи «Киатсу»[6] (недавно переведенной на итальянский язык), поэтому здесь я просто опишу, как и в предыдущих случаях, пять принципов практики Ки, применяемых к Киатсу. Пять принципов Киатсу1. Расширяйте Ки из Одной Точки в низу живота Чтобы расширить Ки с целью помочь другому человеку, необходимо знать, как его расширить. Чтобы узнать это, давайте вернемся к предыдущему тесту: рука, которую невозможно согнуть (см. рис. 64). Если вы можете пройти этот тест, то попробуйте применить те же принципы к пальцам, сделайте их очень сильными благодаря релаксации. Троньте кончиками пальцев руки ладонь партнера (как показано на рис. 65): пальцы должны быть частично согнуты таким образом, чтобы кончики их находились на одной линии в процессе касания ладони другой руки. Если вы полностью расслабитесь и расширите свое Ки от кончиков пальцев, тогда палец, кисть, рука, все тело без особых усилий станет особенно стабильным и его невозможно будет сдвинуть, даже если партнер толкнет вас. 2. Не позволяйте напряжению скапливаться в теле Чтобы добиться этого, важно занять удобную позу, позволяющую максимально расслабиться. Например, пусть руки и плечи свисают под собственной тяжестью. После этого вам надо будет скоординировать свою позу с позой партнера таким образом, чтобы вы всегда находились выше него, а ваша рука вертикально падала на его тело. 3. Вертикально нажмите на центр мышцы так, чтобы не повредить ее Достаточно будет коснуться кончиками пальцев своего тела и тела партнера и визуализировать расширение Ки к центру мускула. Если вы достаточно расслаблены и спокойны, вы естественным образом сможете использовать необходимое давление, не причиняя боли и вреда мышечным тканям. 4. Направьте сознание на кончик пальца, бесконечно деля на половины Расширение Ки от кончиков пальцев не означает, что надо применять силу, потому что это передало бы напряжение телу того, кто получает ваше Киатсу, просто надо поместить сознание (внимание) в кончики пальцев, чтобы сделать их более чувствительными, дабы усилить их восприятие во время контакта. Здесь пригодится эксперимент, проводившийся в параграфе о Ки-медитации, когда вы учились концентрировать бесконечное пространство (деля его на половины) в Одной Точке. Здесь вы примените ту же технику, концентрируя пространство (путем деления его на половины) в кончиках пальцев. 5. Распространяйте Ки в мускулы, не повреждая их Если вы правильно следовали предыдущим советам, теперь вам надо будет только «ничего не делать», сохраняя состояние внимания неизменным и не спеша. Таким образом, вы будете знать, когда наступит подходящий момент, чтобы изменить Одну Точку приложения или закончить упражнение. Примечания:2 К. Тохеи. Высказывания о Ки, Ки Но Кенкюкай. Токио: Штаб-квартира, 1978, с. 14. 3 М. Мусаси. Горин-но-сё. Перевод на итальянский язык. Милан: Мондадори,1993. 4 К. Тохеи. Книга о Ки: Объединение сознания и тела, Токио: Джапан Пабликейшн Инк., 1976, с. 80. 5 Эти слова мы связываем со следующими представлениями: меч (то хо) как элемент, способный отсекать (разделять) и выбирать. Зеркало (ка ми) способно к ясному отражению всех вещей, подобно тому состоянию, которое присуще ментальному спокойствию. Тишина (спокойствие) (э ми), которая свойственна медитации, и драгоценный камень (та ме), который после должной огранки становится круглым и может свободно катиться, символизирует роль ментальной коррекции в приспособлении к наиболее меняющимся обстоятельствам. 6 К. Тохеи. Киатсу. Генуя: Эгра эдизиони, 1990. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|