|
||||
|
КИ-АЙКИДО, ИЛИ СИН СИН ТОИТСУ АИКИДО 11) Краткая история Айкидо — от Дайто Рю Айки Дзютсу до Син Син Тоитсу Айкидо Айкидо — довольно молодая практика, хотя корнями она уходит на несколько веков назад. Ее основатель, Уесиба Морихеи, развил ее из учения Такеда Сокаку, великого мастера Дайто Рю Айки Дзютсу. Хотя традиционно зарождение Дайто Рю относят примерно к 1100 году до нашей эры, а основателем считают Минамото Ёсимитсу, потомка императора Сеива, возможно, его корни связаны с деятельностью Такеда Соемона (1758–1853)[7], обучавшего искусству Айки-ин-ё-хо или Айки-методу ин и янь. Учение Айки-ин-ё-хо было затем передано Саиго Таномо (приближенному мастера Айзу) и позже, наконец, Сокаку Такеда, племяннику Саемона. Когда в 1898 году Таномо передал знание Айки-ин-ё-хо Сокаку, мастеру владения мечом и боем на коротких палках, тот изменил эти техники путем синтеза своих знаний. Он основал школу Дайто Рю Айки Дзютсу. Сокаку был странным человеком, и его поступки стали легендой. У него не было своего додзё, и он путешествовал по всей Японии, набирая тысячи учеников, привлеченных его знаниями непревзойденного мастера Айки, которые он демонстрировал нескончаемыми вызовами всем, кого он встречал. Важным событием в истории развития Айкидо стала встреча Сокаку Такеда и Уесиба Морихеи в 1905 году. Последний долгое время следовал за своим учителем и даже отправился с ним в ледники Хоккайдо. В 1919 году, когда умер его отец, Уесиба встретил другого учителя, который оставил глубокий след в его душе. В Аябэ, когда он возвращался в родные края, чтобы побыть с умирающим отцом, он встретил Онисабуро Дегучи, религиозного главу синтоистской группы Омото-Кё (учение о великом происхождении). Омото-Кё, как и многие другие молодые японские религии, было смесью синтоистской мифологии, шаманизма и культа личности[8]. Онисабуро был человеком странным, но харизматичным. Он был убежденным сторонником мира и пассивного сопротивления и находился в оппозиции к властям ввиду своего пацифистского мировоззрения и поддержки всемирного разоружения. Он был арестован в 1921 году и спустя несколько месяцев освобожден по общей амнистии. После многих приключений и попыток внедрения фантастического проекта (создания небесного рая на земле Монголии), в 1935 году его арестовали вместе с женой и многими учениками. Центры Омото-Кё были разрушены, а движение подавлено. Духовные принципы и идеи мира Омото-Кё, как и личность Онисабуро, сильно повлияли на Уесиба Морихеи и его будущее Айкидо. Уесиба перевел Дайто Рю, все еще слишком связанное с идеями борьбы, в русло, более соответствовавшее вере в идею мира. С течением времени эта новая школа приобрела несколько имен, как-то: Айки-дзютсу, Айки-будо, Уесиба-рюи, наконец, Айкидо (Путь Гармонии). Опыт Омото-Кё очень сильно повлиял на превращение Дайто Рю и Айки-дзютсу в Айкидо. Подобным же образом, как мы еще увидим, на процесс трансформации Айкидо в Син Син Тоитсу Айкидо повлиял опыт Кончи Тохеи в практике Мисоги в Ичикукай, дзадзен и практике объединения сознания и тела с Темпу Накамура. Встреча Тохеи с Уесиба Морихеи датируется 1939 годом, когда, в возрасте 19 лет, Тохеи в первый раз появился в Айкидо Додзе. Тохеи был поражен естественностью, с которой Уесиба Морихеи мог защититься, «не делая ничего». Тохеи тотчас же попросился в ученики и был принят. С того момента началась его стремительная карьера в школе Айкидо, завершившаяся, когда он достиг должности Отавы инструкторов и первым получил максимально высокий титул (10-й дан) в Айкидо. Встреча с Темпу Накамура[9], так же, как и упоминавшийся ранее опыт Мисоги в Ичикукай и практике дзадзен, была в этом решающей. От него он получил ключ к пониманию загадочной силы Айкидо Уесиба Морихеи. Идея, что сознание движет телом, была истинным откровением для Тохеи; она помогла ему осознать, что «Уесиба сначала берет верх над сознанием партнера, что потом проецируется на его тело и тот не может сопротивляться. Мы ведь только стараемся сдвинуть тело, не побеждая сознания. Именно поэтому мы сопротивляемся друг другу»[10]. Он понял, что для того, чтобы взять верх над сознанием другого человека, сначала надо научиться контролировать свое собственное сознание, а это объединение сознания и тела и лежит в основе учения Айкидо. Он заново проверил все техники Айкидо в новом свете и понял, что сила Уесиба Морихеи заключалась в его способности управлять (руководить) сознанием партнера и в его уверенности, что он может двигаться и действовать, полностью расслабившись. Спокойное сознание и полное расслабление — это основные базовые элементы Айкидо. Можно сказать, что техника Син Син Тоитсу Айкидо на 30 % состоит из техники Уесиба Морихеи, а на оставшиеся 70 % — из опыта мастера Тохеи. Излагая эту краткую историю развития Айкидо, я не упоминал других побочных путей развития: отнюдь не все последователи Сокаку Такеда выбрали путь Уесиба Морихеи. То же можно сказать и об Айкидо, поскольку с момента смерти его основателя (1969) было много ответвлений, породивших значительные изменения практик. Тохеи был не единственным, кто создал свою школу: на сегодняшний день существует несколько школ Айкидо, каждая из которых следует различным интерпретациям своих учителей. Кончи Тохеи сыграл огромную роль в мире Айкидо и его слиянии с Айкикай, получив высший титул (первый 10-й дан) и должность главного инструктора всей организации (Шихан Бучо, или Главы высшего уровня обучения). Он был первым японским инструктором Айкидо, начавшим преподавать в Соединенных Штатах Америки сразу после окончания второй мировой войны. Он с огромным успехом преподавал в Штатах между 1953 и 1972 годами. Можно сказать, что он оставил след во всех школах Айкидо в США. После смерти Уесиба Морихеи многие инструкторы, среди которых был и сын Уесибы, Кисёмару, разными путями пробовали бороться против учения Тохеи, утверждая, что основатель не учил принципам и что метод Тохеи не был верным учением. В конце концов, в 1974 году[11], Тохеи решил основать свой собственный метод, Син Син Тоитсу Айкидо (Айкидо объединенного сознания и тела), или Ки-Айкидо, чтобы продолжить исследования принципов Ки и их применения в повседневной жизни. 12) Практика «нестолкновения» О своем первом знакомстве с мастером Тохеи, во время его тура по Европе в 1978 году, я уже говорил в предисловии. Во время той встречи произошло событие, которое стоит упомянуть. В первый день семинара мы все находились в позиции сейза (сидя на коленях), готовые начать урок, ожидая знака выполнить рей (приветствие). Мы считали, что чем напряженнее поза, чем свирепее и воинственнее взгляд, тем выше ранг ученика: руки выпрямлены на коленях, лицо и тело напряжены так, чтобы выглядеть как можно сильнее. Тохеи вошел пластично и «естественно элегантно», удивился нашей позе и улыбнулся, столь забавной она ему показалась. На секунду нас охватила паника, но потом он сел и объяснил, почему он был так удивлен и насколько глупо было с нашей стороны вкладывать столько энергии в поддержание таких смешных поз, которые, на самом деле, были слабыми и неуклюжими. Он даже сказал, что для сохранения серьезного и злого выражения лица нам надо тратить много энергии, в то время как для того, чтобы улыбаться, ее не нужно вообще. Потом, с помощью тестирования, он привел несколько примеров потери равновесия, возникающей из воинственных поз, которые, по нашему мнению, могли сделать наши тела сильнее, в то время как на самом деле они только ослабляли нас. Некоторым, слишком глубоко вовлеченным в свой «воинственный» мир, этот пример было довольно трудно понять; для других это стало событием, открывшим новый великий мир. Традиционный способ восприятия Айкидо изменился для меня полностью. Даже если Син Син Тойтсу Айкидо частично уходит корнями в Айкидо, разница между этими двумя методами огромна, особенно с точки зрения обучения. В Айкидо мы изучаем технику, в Ки-Айкидо мы начинаем с утверждения, что телом управляет сознание и что, если мы хотим сдвинуть тело партнера, сначала мы должны сдвинуть его сознание. Чтобы повлиять на его сознание, нет необходимости находиться в оппозиции с ним, следует избегать любого возможного физического или ментального контрастирования. Чтобы наглядно продемонстрировать этот аспект Ки-Айкидо, давайте рассмотрим следующие примеры. Попросите партнера сильно обхватить вас со спины, как показано на рис. 66. Если вы захотите освободиться от его хватки, двигаясь вперед, продвинуться вам будет очень трудно, и это потребует много энергии, потому что ваше сознание зафиксировано на партнере и его захвате. Теперь попробуйте идти к воображаемому объекту, не отвлекаясь от него. Достаточно будет расширить Ки в этом направлении и идти вперед, позволяя партнеру держать вас (см. рис. 67). Это чудесный пример «не-столкновения»: вы оба довольны, поскольку вы сами идете вперед, удовлетворив желание партнера держаться к вам поближе. Основой Ки-Айкидо является объединение сознания и тела, а первым шагом к этому — изучение принципов Ки с помощью Ки-тестирования. Первым делом мы учимся сохранять Одну Точку и расширять Ки (то есть располагать Одну Точку в центре пространства), и полностью расслабляться, удерживая вес внизу. Другими словами, следует научиться использовать свою природную силу с помощью релаксации. Практика Ки-Айкидо — это не спорт, не соревнование, не способ самозащиты. Мы чередуем две разные роли: роль уке (или укеми, враг ударяющий или захватывающий) и роль наге (защищающий себя или ведущий атаку). В этом случае я также использую совет мастера Тохеи о введении в практику Айкидо принципов объединения сознания и тела. Объяснения пяти принципов Син Син Тоитсу Айкидо будут расширены примерами двух техник, иллюстрированных обычными схемами. Пять принципов управления (для Син Син Toйцу Айкидо) Пусть Ки расширяется Важно, что наге и укеми объединили свое сознание и тело, что они могут держать Одну Точку и быть полностью расслабленными, удерживая вес внизу и позволяя постоянно расширяться. Оба практикующих (наге и укеми) должны расширять свое Ки до максимума. Это означает, что, если укеми может захватывать или нанести удар, будучи полностью расслабленным, тогда очень трудно освободиться с помощью одной только техники Айкидо. Блокировать партнера с помощью Ки означает, что держать его нужно легонько, аккуратно. Чтобы научиться удерживать его с помощью Ки, давайте попробуем упражнение рукопожатия. Дайте руку партнеру и схватите его руку с силой, как сделал бы это настоящий мужчина, а потом предложите партнеру быстро высвободить руку. Хотя ваша хватка и сильна, вы не сможете удержать руку партнера. Теперь попробуйте еще раз, но не хватайте его руку с силой, а «оберните» свою руку таким же образом, как вы бы сделали, естественно и спонтанно, пожимая руку любимому другу, которого не видели долгое время. Когда партнер попробует высвободить свою руку, будет казаться, что она застряла, а ваша хватка станет как петля: чем больше тянешь, тем туже она стягивается. В первом случае вы ощутите только сжатые кости другой руки, а ваш партнер будет чувствовать себя неудобно, в то время как во втором случае вы, с помощью контакта с рукой партнера, сможете воспринять присутствие партнера в полной мере. Мягко удерживать или расслабленно ударять с помощью Ки- это действительно важный секрет практики Ки-Айкидо. Уесиба Морихеи тоже мягко держал и касался во время демонстрации своей техники, но он обычно говорил при этом, что слишком стар, чтобы держать с силой, учил учеников держать, используя физическую силу; он делал их тем самым слабее по сравнению со своей расслабленностью и более манипулируемыми. Коичи Тохеи, который научился сперва следить за действиями мастера Уесиба, а потом уже слушать, что он говорит, быстро понял всю важность мягкого удержания и быстро стал одним из сильнейших практиков Айкидо. Способность укеми держать или нападать с помощью Ки вынуждает наге действовать, не сопротивляясь партнеру, а направляя его Ки. В намерение партнера с помощью Ки для нейтрализации его атаки необязательно входит соревнование с целью победить: тому, кто не выигрывает, также позволено не проигрывать. Чтобы правильно направлять, нужно быть хорошим укеми, т. е. уметь правильно следовать. Знайте намерение партнера Чтобы пять принципов Син Син Тоитсу Айкидо были более понятны, я использую последовательность действий, иллюстрирующих применение техники нейтрализации атаки кулаком. Когда вы встанете, как показано на рис. 68, а ваш партнер — сзади, готовый ударить вас правым кулаком, самое важное будет сохранять сознание спокойным, чтобы иметь периферийное зрение, не заостряя внимания на кулаке или глазах партнера. Фактически, фиксируя глаза на кулаке партнера, вы поймете, что он хочет ударить вас, только тогда, когда он уже начнет атаку — во всяком случае, когда уже поздно реагировать. Если же, напротив, вы сохраните периферийное зрение и будете думать, что Одна Точка — это центр пространства, вы сможете не только вовремя предотвратить намерение партнера, но и быстро двигаться, контролируя все окружающее. Уважайте Ки партнера Если вы посмотрите на первую картинку последовательности, вы также сможете вообразить, что останавливаете или отводите кулак партнера, противостоя ему спереди. Это вызовет цепную реакцию: немедленную атаку другим кулаком или же удар ногой, итак далее. Я уже подчеркивал трудность высвобождения из захвата или атаки, производимых в полном расслаблении. Следовательно, лучше избегать любого типа столкновения с Ки-партнером. Важно двинуться немного вбок, позволяя Ки и кулаку уке продолжить движение в принятом направлении беспрепятственно. Чтобы уйти от направления его атаки, причем так, чтобы он не следовал за вами, вам придется использовать свою руку, направляя внимание партнера вперед таким движением, как будто вы приглашаете гостя войти в дом, чтобы заставить кулак партнера двигаться дальше вперед, а не против вас. Если вы проделаете это движение рукой четко и твердо, ваш уке продолжит движение вперед, а у вас появится время отодвинуться вбок. В ином случае он вас достанет. Поставьте себя на место партнера Пока вы стоите друг напротив друга, ваше сознание, скорее всего, столкнется с сознанием партнера, как и ваши тела. Следовательно, нужно двигаться сбоку от партнера, как показано на рис. 69, таким образом, чтобы вы могли направить взгляд в том же направлении, что и партнер, и безболезненно отразить его атаку, не сталкиваясь с ним. Управляйте с уверенностью Соединив свое Ки с Ки уке, вы завершите свое движение гармонично и уверенно, используя скорость его атаки и помещая себя в центр движения. Таким образом, вы направите его кисть (сжатую в кулак) движением к земле (см. рис. 70), что оставит его руку в напряжении, и это облегчит вам отбрасывание партнера назад. Пока он поднимается, положите свободную руку (см. рис. 71) на кулак партнера, располагая свои пальцы вдоль пальцев партнера, и направьте, с помощью этой руки, его окончательное падение {см. рис. 72). По существу, падение уке вызывается не болезненным выкручиванием запястья или руки, а ритмом, достигнутым полным расслаблением ваших рук и отбрасывающим его назад, который затем приводит его к падению. В упражнении мы создаем ситуацию, в которой партнер «случайно» падает и, падая, сохраняет равновесие. В следующей последовательности рисунков (73–76) демонстрируется защита с использованием дзё (деревянной палки) против атаки такого же типа. Чтобы ударить с силой (расслаблением), рассматривайте дзё как удлинение вашей руки и продолжайте расширять Ки за ее границы. Разница между этой техникой и предыдущей заключается в расстоянии, которое вы должны принять во внимание в начале упражнения, поскольку палка длиннее руки. Следовательно, вы должны будете упражняться, постоянно сохраняя хорошие отношения с пространством, не фиксируя сознание на палке или партнере. Расчет расстояния всегда необычайно важен. Фактически, речь идет не только о физическом расстоянии между маге и уке, но и о верном моменте для действий. Вы не только должны сохранять достаточную дистанцию по отношению к партнеру, чтобы вынудить его совершить большое движение, атакуя вас, но вы также должны воспринять это расстояние и поддержать его в динамической ситуации, когда уке атакует. Слово ма-ай означает как раз это взаимоотношение между пространством и временем. Основной способ постоянного восприятия и достижения ма-ай — это расположение Одной Точки в центре пространства. Если сознание спокойно настолько, чтобы постоянно поддерживать восприятие окружающего пространства, вам будет легко воспринять то мгновение, когда ма-ай нарушается действием уке. Достижение периферийного видения пространства (бесконечности) позволит вам уверенно и спокойно обращаться с маленьким пространством между вами и партнером. Состояние ма-ай, на самом деле, такое же, как и уже описанное в пяти принципах для Фудошин в первой части книги. Другим важным требованием в практике Син Син Тоитсу Айкидо является положение тела. В предыдущей главе мы уже видели, что самая эффективная поза — самая естественная, когда тело остается в полном расслаблении. Типичная поза для Айкидо называется ханжи: одна нога немного впереди, под углом 90 градусов к другой таким образом, чтобы создать что-то типа треугольника, где поверхность тела, которая может быть открыта возможной атаке уке, уменьшилась бы и в то же время сохранялась возможность двигаться быстро (см. рис. 77). На самом деле, ханми — это, скорее, ментальный образ, чем поза тела. Если вы посмотрите, например, на рис. 77, вы поймете идею треугольника в соответствии с точкой отсчета внутри большего пространства (бесконечности). На рис. 77 точкой отсчета является окончание боккен (деревянного меча), из которого исходят стороны треугольника, если смотреть на него из точки, находящейся впереди точки меча и предмета. Одна сторона — это сам боккен, другая — воображаемая, исходящая из точки боккен, чтобы закрыть оставшуюся поверхность тела. Этот образ треугольника есть щит и в то же время наковальня для проникновения в ханжи уке. Основное требование для достижения этого защитного треугольника — постоянное поддерживание периферийного видения и глобального восприятия пространства вокруг вас. Только таким образом вы сможете зрительно представить свой треугольник и треугольник уке. Другим, помимо ма-aй и ханми, основным элементом практики Син Син Тоитсу Айкидо является принцип Нидан-бики, т. е. удаление эластичности. Как и всякая ткань, человеческое тело эластично. Даже наша кожа имеет высокую степень эластичности, которую вы можете использовать, выполняя некоторые техники, только если сможете оставаться полностью расслабленным. Попробуйте проверить это следующим упражнением: возьмите конец веревки крепко обеими руками, другой ее конец дайте партнеру, а в середине пусть она провисает. Если вы сильно потянете, веревка растянется, но приложенной силы будет недостаточно, чтобы сдвинуть партнера с места. Если вы попробуете еще раз, при этом удерживая веревку натянутой и убрав остаточную эластичность, то, когда вы потянете веревку на себя, партнер покажется вам довольно легким и вы его легко сдвинете вперед. То же самое произойдет, если вы возьмете кого-нибудь за руку и быстро потянете его руку к себе. В этом случае вы немедленно почувствуете сильное сопротивление и ваши действия вызовут реакцию гнева. Если же, наоборот, вы возьмете человека за руку мягко и пойдете в противоположном направлении, вы будете двигать его, хотя он даже не поймет этого. Это будет так, потому что вы действуете здесь как в тесте с веревкой, натягивая кожу кисти, руки и всего тела, а ваши действия партнеру даже приятны. Благодаря множеству фильмов о боевых искусствах возглас ассоциируется с выполнением техник во время боев и тренировок. По ошибке эти возгласы называются Киай. Фактически слово Киай означает союз Ки, что необязательно достигается возгласом, равно как необязательно то, что возглас без Ки эффективен. Четкость и решительность- вот основные элементы, с помощью которых вы выражаете ваше Киай (обычно оно производится голосом, но может быть и молчаливым), расширяя свое Ки до максимума. Практика Сокушин Но Гё, описанная в первой главе книги, полезна для правильного понимания Киай, которое, на самом деле, тесно связано с дыханием и принципами объединения сознания и тела. Киай в Син Син Тоитсу Айкидо используется для гармонизации и поддержания хорошего ритма или же для самопроверки в процессе выполнения упражнений, где следует прислушаться к голосу, чтобы понять, правильно ли выполняется упражнение. Вы можете использовать Kuaй, чтобы помешать потенциальному нападающему или убедить его сдаться. Но во время практики это может помешать выполнению упражнений и подействовать по принципу бумеранга. Если вы посмотрите на диких животных, вы увидите, что они используют Киай (рычанием, блеянием или мычанием и пр.), когда играют или чтобы показать свое превосходство, словно в театральной постановке, но никогда — в атаке или при самозащите. Когда животное хочет напасть на добычу, а также когда оно настороже или атакует, оно ведет себя особенно тихо. Мы еще вернемся к Kuaй и использованию голоса в последней части книги, где будем говорить о разных применениях Ки и Ки-Айкидо. 13) Различные стадии обучения: Айки Тайсо, Хитори ваза, Куми ваза, Тсузуки ваза, Рандори В различных стадиях изучения Син Син Тоитсу Айкидо существуют некоторые обязательные шаги. Во-первых, необходимо знать принципы объединения сознания и тела, которые применяются в упражнениях Айки Тайсо, цикле базовых элементов техник. К этим упражнениям можно применять тесты, как мы это уже делали в оздоровляющих упражнениях. Далее последует детальное описание упражнений Айки Тайсо, а в приложении вы найдете их обобщение (в традиционной последовательности). Для выполнения всей последовательности целиком пригодятся уже использованные в Ки Тайсо пять принципов для упражнений Ки. Чтобы облегчить задачу читателю, я снова их напоминаю: 1. Сохранять Одну Точку в центре 2. Расширять Ки, насколько возможно 3. Сохранять естественную позу 4. Не чувствовать мускулов тела 5. Сохранять хороший ритм Упражнения Айки Тайсо1. Нике ваза 2. Котегаеши ваза 3. Санкё ваза Эти три первых упражнения используются для мобилизации кистей и запястий. Они также важны при изучении использования полной релаксации рук и кистей, в качестве проверки силы. Если вы попробуете вывернуть запястье с напряжением, помимо боли, вы потеряете равновесие тела, потому что мускулы ваши будут напряжены и вы не сможете удержать Одну Точку. Если же вы будете просто делать движения, не пытаясь вывернуть запястье, это будет идеальным упражнением для развития Ки. Во время первого упражнения нужно двигать локтями к полу, продолжая расширять Ки из кончиков пальцев, как показано на рис. 78. Таким образом, вы достигнете подвижности запястья, максимально используя его эластичность и удерживая его расслабленным, без напряжения. Во втором упражнении вы должны согнуть запястье, не давя большим пальцем на тыльную часть руки, и двигать рукой вертикально по отношению к полу (рис. 79). В третьем случае (рис. 80) нужно вытягивать руки, не выворачивая кистей и без дополнительного напряжения в руках, пока не будет достигнуто естественное для них положение. Если вы выполните все упражнения описанным образом, вы сможете пройти все тесты по толчкам кистей и рук, когда невозможно становится поднять руку (тест по удержанию веса внизу), а тело сдвинуть (тест на сохранение Одной Точки). Чтобы научиться тренироваться, используя силу расслабления, нужно понимать и выполнять упражнения правильно, не толкая и не сгибая запястье и оптимизируя принципы нидан-бики, рассмотренные в предыдущей главе. Если вы надавите на запястье в целях мобилизации сустава, вы вызовете болевое ощущение и даже нанесете своей способности расслабляться и развивать Ки некоторый вред, возможно — неисправимый. 4. Фунекоги ваза Это упражнение разделено на две фазы: в первой тело двигается вперед, во второй — возвращается назад на исходную позицию. Одна Точка должна направлять движения вдоль горизонтальной линии до полного вытягивания и движения руки относительно тела. Если руки остаются полностью расслабленными, вы, работая с принципами нидан-бики, сможете без труда продолжить упражнение, даже если кто-то будет держать вас за запястье. Ритмы проведения двух фаз упражнения идентичны. 5. Иккё ваза Руки раскачиваются в соответствии с движениями тела вперед, но немного по-другому, чем в предыдущих упражнениях. В этом случае движение тела будет остановлено, чтобы вызвать раскачивание рук, пока пальцы не окажутся на одном уровне с глазами (см. рис. 83). Не останавливаясь, руки расслабленно падают и приводят тело обратно в исходную позицию (см. рис. 84). Ритм упражнения идет в следующей последовательности: движение Одной Точки вперед, остановка последующего раскачивания рук, возврат рук (падают вдоль тела), возврат тела в исходную позицию. Движение вперед, таким образом, будет совершаться в том же ритме, что и предыдущее упражнение, в то время как движение назад будет дольше и медленнее. Это упражнение очень полезно в приложении к указанным техникам. 6. Зенго ваза Оно включает такие же движения, как и предыдущее упражнение, но со сменой направлений (рис. 85–88). Не забывайте, что сознание совершает движение раньше тела, так что изменение направления гибко и естественно и не мешает раскачиванию рук, а внимание при этом не заостряется на движении ног. 7. Хаппо ваза Это упражнение состоит из движения в восьми направлениях, чтобы сформировалась звезда, как показано на рис. 89. Сделайте шаг в каждом направлении, в соответствии с последовательностью, показанной на рис. 90: а) исходная позиция, левое ханми, b) движение левой ступни, с) за ней следует правая ступня; а) исходная позиция, правое ханми, b) движение правой ступни, с) за ней следует левая ступня, и так далее по очереди. Как и в двух предыдущих упражнениях, каждое движение сопровождается раскачиванием рук. Руки должны раскачиваться расслабленно, чтобы они могли свободно двигаться в любом направлении. Хаппо ваза — очень полезное упражнение, позволяющее научиться двигаться (ментально и физически) в пространстве, не фиксируя сознание ни на одном направлении. Если ваше сознание способно двигаться раньше тела в каждом из восьми направлений, вы сможете двигаться быстро и выполните упражнение, оставаясь идеально стабильным и расслабленным. 8. Удефури ваза Нужно, чтобы руки были полностью расслаблены, поскольку они должны будут совершить большое сильное вращение (см. рис. 91–93). Вы можете проверить правильность упражнения двумя тестами. В первом попросите партнера надавить вам на плечо сбоку, когда руки закончат вращение (рис. 93). Во втором партнер должен стоять сбоку от вас во время вращения таким образом, чтобы быть вам препятствием. Если Одна Точка у вас действительно в центре, а руки расслаблены, ваша рука сможет мягко отодвинуть партнера, особенно если вы устойчиво используете движение другой руки. Иначе, при заблокированной руке, вы потеряете равновесие, сместившись вперед. 9. Удефури Чояка ваза Это продолжение предыдущего упражнения. Из позиции, показанной на рис. 94, выставьте левую ногу вперед, горизонтально раскачивая руками относительно пола (рис, 95), и, в результате вращения, вы, как показано на рис. 96, будете стоять теперь, выставив вперед правую ногу. В этом вращении вы двигались по линии, полностью изменяя направление взгляда и тела. Если вы хотите перепроверить себя, попросите партнера в конце движения толкнуть вас в правое плечо (рис. 97), чтобы удостовериться в том, что Ки все еще направлено вперед, а руки полностью расслаблены. 10. Текуби Коса ваза Это упражнение также рекомендуется для обучения движению полностью расслабленными руками, путем раскачивания их, как показано на рис. 98–99. Если вы хотите удостовериться в эффективности релаксации, попробуйте проделать это же упражнение, в то время как партнер будет удерживать ваши запястья спереди. Если вы попробуете двинуть руками, думая, что он держит вас, вы станете напряженным и не сможете двинуться, затрачивая много энергии на попытки; и наоборот, начав двигать кончиками пальцев, вы сможете свободно раскачивать руки, словно вы вовсе не блокированы. Вторая часть упражнения состоит из раскачивания руками до тех пор, пока они не достигнут уровня лица (см. рис. 100). Проверка здесь — это мягкий толчок в руки спереди для перепроверки расслабленности рук и стабильности тела. Как и в предыдущем упражнении, проверка может выполняться, когда партнер держит ваши запястья. 11. Саю ваза Как и в некоторых предыдущих упражнениях (Фунекоей ваза и Иккё, в которых вы двигались вперед), в Саю ваза, включающем боковое движение, также важно не двигать плечом, позволяя движению начаться от бедер, таким образом, чтобы Одна Точка была направляющей. Сперва раскачайте руки, как показано на рис. 101, потом, когда они полностью остановятся, завершите движением вбок, как на рис. 102. Чтобы сдвинуться, вам придется согнуть левое колено, при этом не приседая. Через некоторое время, тестированием с помощью толчка в правое плечо в направлении движения, проверьте, полностью ли расслаблены руки и правильна ли поза. Проделайте то же движение в обратном направлении (см. рис. 103, 104). Таким образом, все упражнение будет делиться на четыре фазы: 1) раскачивание рук влево, 2) движение бедрами влево, 3) раскачивание рук вправо, с возвращением бедер в исходную позицию, 4) движение вправо. 12. Саю Чояка ваза Это упражнение такое же, как и предыдущее, но с боковыми движениями в двух направлениях. Чтобы сделать его плавно, раскачивая руки влево, сдвиньте правую стопу влево, помещая ее позади левой ноги. А потом сдвиньте левую стопу влево, завершая упражнение смещением Одной Точки (и всего тела) налево. Теперь повторите это движение в обратном направлении. 13. Уширо Тори ваза Первая часть упражнения: разведите руки, как будто собираетесь обнять друга, ладонями вниз, и одновременно с этим сделайте легкое движение левой ногой (см. рис. 105). Руки должны быть полностью расслаблены, чтобы они оставались недвижимы, даже при проверке толчком в локти изнутри. Короткое движение левой стопы вперед должно быть выполнено без участия остального тела. Вторая часть упражнения: вращайте бедрами и, согнув левое колено, сдвиньтесь немного вперед, как показано на рис. 106. В этой позиции вас можно проверить, толкнув вперед сзади или надавив вам на локти, словно для того, чтобы свести ваши руки вместе. Если Одна Точка помещена правильно в центре, а руки расслаблены, вы легко пройдете проверку. Упражнение можно повторить в обратном направлении. 14. Уширо Текубитори Зенсин ваза Это и следующее упражнения полезны для выполнения серии упражнений, начинающихся с захваченных сзади запястий. Если в таком положении вы попробуете с силой поднять руки, вы все равно останетесь блокированы. Если же, напротив, вы позволите движению начаться от кончиков пальцев (рис. 107), не думая о блокированных запястьях, вы легко сможете поднять руки (рис. 108), хотя партнер все еще будет держать вас за запястья. Вместе с движением рук здесь надо выполнить движение левой ногой вперед. Потом наклонитесь вперед, согнув левое колено и выпрямив правое, и вытяните руки вперед, как на рис. 109. Это последнее движение должно быть очень плавным, чтобы все тело двинулось пластично, начиная от Одной Точки, к рукам, как плеть. В этом случае, если партнер все еще держит вас за запястья, он перелетит через вас вперед. Теперь вы готовы повторить упражнение с другой стороны. 15. Уширо Текубитори Кошин ваза Движение здесь такое же, как и в предыдущем упражнении, но тело смещается назад (в индивидуальном упражнении) или вбок (если запястья держит партнер). Это упражнение также повторяется в обоих направлениях. 16. Зеншин Кошин ваза Это упражнение определяет возможность движения вперед или назад при продолжении расширения Ки вперед. Выставьте вперед левую ногу, а указательный палец правой руки близко к лицу (рис. 110). Если Одна Точка расположена правильно, в самом центре, вам будет легко удерживать равновесие, даже если партнер будет тестировать вас давлением назад. Теперь попробуйте переместить назад левую ногу, подаваясь назад, но удерживая правую ногу впереди, оставив указательный палец правой руки зафиксированным в исходной позиции (рис. 111). Если в процессе движения вы продолжали расширять Ки, для вас не составит труда повторить этот же тест в конце движения, сохранив равновесие. Это упражнение следует повторить и с другой стороны, начиная с правой ноги. Повторим эту последовательность движений, но двигаясь вперед, с тем чтобы вернуться в исходное положение. Тест теперь будет состоять в легком давлении вперед. Попробуем еще раз небольшим прыжком достичь широкого и быстрого движения, не нарушая равновесия. Чтобы научиться хорошо выполнять прыжок назад из этой позиции, надо сначала сдвинуть левую ногу, хорошо подняв колено, потом выполнить небольшой прыжок назад на правой ноге, а потом поставить левую ногу. Затем продолжаем движение вперед, подпрыгивая на правой ноге. Это же движение следует повторить с другой стороны. По мере обретения уверенности в этом упражнении можно делать его, не поднимая колено в начале движения, а просто прыжком назад. 17. Тенкан ваза Два следующих упражнения чрезвычайно важны для постижения Син Син Тоитсу Айкидо. Тенкан означает изменение направления нашего Ки по отношению к партнеру. Ирими означает обратное, т. е. изменение направления Ки у нашего партнера. Чтобы выполнить Тенкан, выставьте вперед левую ногу и руку, а партнер пусть держит вас за запястье (фото 5). Вращая запястье, двигайтесь к боку вашего партнера, как показано на фото 6. Чтобы это движение не было заблокировано, важно: а) согнуть пальцы, как показано на фото 5, 6, развернуть свое внимание в направлении Ки партнера, следуя за его взглядом до окончания движения. 18. Ирими ваза Означает изменение направления Ки партнера, за которым следует изменение положения его тела. Из исходного положения (фото 1) поднимите пальцы вверх и коснитесь ладони партнера тыльной стороной своей кисти в целях устранения эластичности его руки, согласно принципу Нидан-бики. Расширяя свое Ки вперед, продвиньте вперед левую ногу, не сгибая своей руки и не толкая руки партнера. Если ваше сознание способно проецироваться за пределы вашего партнера, не концентрируясь на нем, вы сможете изменить направление его сознания и развернуть его тело (фото 7). Движения Ирими и Тенкан можно часто наблюдать в природе. Морские волны, катящиеся вперед, чтобы разбиться о берег, представляют собой движение Ирими, которое направлено на преодоление препятствия. Спиральное закручивание водоворота представляет собой движение Тенкан. Тенкан в жизни означает слушать партнера, стараясь понять его точку зрения (даже если вы не согласны) ради того, чтобы объяснить свое мнение и быть выслушанным и понятым. Ирими-ситуация, напротив, имеет место тогда, когда необходимо принять решение и вести партнера за собой, с уважением к чужому Ки, но вполне решительно, 19. Уширо укеми Это упражнение очень похоже на упражнение под тем же названием в Ки Тайсо (последнего в этой последовательности, когда выполняется перекатывание на спину и возврат в сидячее положение на полу при непрерывном расширении Ки вперед. Разница лишь в том, что оно начинается и заканчивается в положении стоя. Надо научиться опускаться назад перекатом так, чтобы удар о землю был как можно мягче, расслабленнее, как будто падает хорошо накачанная камера. Вначале нужно согнуть правое колено (как показано на рис. 112) и опустить его на пол, затем сесть и, перекатываясь на спину, распрямить ноги (рис. 113). После переката назад надо перекатиться вперед, согнув правую ногу в колене, чтобы вернуться в положение стоя, все время расширяя Ки (см. рис. 114 и 115). Есть несколько тестов, с помощью которых можно проверить качество выполнения этого упражнения: 1) толчком спереди и сзади, когда вы вернетесь в исходное положение стоя, 2} легким надавливанием на плечо во время подъема в положение стоя. Для прохождения последнего теста нужно максимально расширить сознание вперед, чтобы не сопротивляться (давлению) и продолжать перекатывание до устойчивого положения стоя. 20. Земпо Кайтен ваза Научившись перекату назад, можно сделать то же самое вперед. Попробуйте выполнить простой кувырок, не забыв согнуть колено непосредственно перед поднятием в положение стоя (как на рис. 114, 115). Если вначале вы почувствуете головокружение, после каждого кувырка нужно будет сосредоточиться на Одной Точке, примерно так, как в упражнении «уменьшение наполовину» из параграфа о Ки-медитации. Когда кувырки через голову пойдут легко, попробуйте нагнуться вперед, выдвинув правую руку и ногу и положив правую кисть на землю, и согнуть голову, направив взгляд на пупок. Свободно взмахнув левой рукой к правой стопе, перекатимся по руке на спину, чтобы больше согнуть правое колено. В этом положении голова находится в полной безопасности, и, освоившись с падением, можно совершать прыжок с разбега — для большего эффекта. Как видно из изложенного выше, изучение Син Син Тоитсу Айкидо состоит не из техник самозащиты, но овладение этими техниками есть доказательство вашей способности объединять сознание и тело. Используя Ки-тестирование, вы можете проверить качество выполнения упражнений Айки Ки Тайсо, необходимых для овладения указанными техниками. Программа экзамена по Ки-Айкидо включает два этапа (Хитори ваза и Куми ваза) изучения и оценки. На первом этапе проверяются упражнения Айки Тайсо группами последовательностей, определяемыми в соответствии с отдельными техниками из второго этапа. Базовые упражнения выполняются и тестируются в соответствии с принципами объединения сознания и тела. В Куми ваза упражнения становятся одиночными техниками, которые отбираются по степени трудности. На более продвинутом этапе, овладев отдельными упражнениями и техниками, переходите к исполнению нескольких техник, следующих друг за другом без перерывов. Подобный способ заниматься называется Тсузуки ваза. 14) Рандори: свобода и ответственность На высших ступенях Син Син Тоитсу Айкидо мы начинаем изучение Рандори, включенного в программу экзамена, начиная с первого дана (первая степень черного пояса) и выше. Рандори имеет дело с несколькими атакующими (четырьмя или пятью), которые наступают с разных сторон; здесь важно не концентрировать сознание ни на атакующих, ни на техниках. Вы должны сохранять способность быстро двигаться внутри пространства, всегда сохраняя Одну Точку в его центре и поддерживая гармонию со всем и всеми, кто находится в пределах этого пространства; двигайтесь легко и помните об ответственности при управлении. Применяя принципы Фудошин, вы сохраните непоколебимость и твердость духа и прочувствуете полное восприятие пространства даже в движении. Поскольку эта практика сложна, до ее начала следует выполнить серию упражнений, ведущих к более эффективному выполнению Рандори. Постигнув все техники Ки-Айкидо, вы должны их забыть, поскольку в Рандори нет времени на их исполнение: вы должны быть неожиданно исчезающей целью, которая в то же время заставляет атакующих падать. Рандори, таким образом, кажется просто чудом: поэтому я бы предложил несколько упражнений для его лучшего понимания. Первое упражнение похоже на игру в которой надо научиться быстро двигаться в ограниченном пространстве с большим количеством людей вокруг. Группа людей располагается вдоль границ заданной области и по команде начинает быстро хаотично двигаться, избегая касаться друг друга. Скорее всего, вначале произойдет много столкновений, но, достигнув периферийного видения, после нескольких попыток вы сможете быстро двигаться во всех направлениях, ни с кем не сталкиваясь. Во втором упражнении встаньте перед группой людей, выстроенных в линию, которые будут приближаться к вам один за другим, чтобы захватить вас за плечи. Вам придется сдвинуться в сторону, не дав коснуться себя, чтобы ваши партнеры могли продолжать двигаться в своем направлении. И так же следует тренироваться с партнерами, двигающимися в любом направлении. В этом случае важно уметь не концентрироваться на отдельном партнере, а поддерживать восприятие всего окружающего пространства. Но всего этого еще недостаточно, поскольку цель — заставить атакующих упасть, чтобы иметь больше времени на контролирование окружающего пространства. Рандори считается успешным, когда за короткое время все нападающие повержены на землю или отброшены далеко. Чтобы научиться двигать партнера (чтобы в итоге направить его) без «намерения», существует трудное, но очень полезное упражнение — Кокю Доса. Сядьте с партнером в позу сейза, лицом друг к другу, и пусть он держит вас за запястья, как показано на фото 8. При этом сознание и тело у вас обоих должны быть объединены. Если вы будете толкать своего партнера, чтобы сдвинуть его, вы только зря потеряете энергию, поскольку он следит за Точкой и сохранит равновесие. Продвинув пальцы вперед, словно кто-то тянет их, вынесите свою Одну Точку вперед, не двигая руками, и вы сможете увлечь партнера за собой и прийти к позиции на фото 9. Даже если ваш партнер попытается поднять или оттолкнуть вас, вам достаточно будет держать вес руки внизу, чтобы наверняка блокировать его. Чтобы научиться сдвигать партнеров или переориентировать их во время Рандори, можно использовать это упражнение, не имея намерения заставить партнеров упасть, а просто позволяя этому случиться. 15) Как применять боккен и дзё Как говорилось ранее, в практике Син Син Тоитсу Айкидо используется «оружие» типа танто (деревянного ножа), боккен (деревянного меча) и дзё (короткой палки). В целях безопасности все эти орудия сделаны из дерева, но вы должны представлять себе, что они сделаны из острой стали. Пользуясь ими, важно не концентрироваться на них, а представлять их продолжением своей руки, чтобы ваши движения стали более быстрыми, а вы сами — более ловким и способным подавить возможную атаку боккен, дзё или танто. Боккен — это деревянная копия катаны, традиционного японского меча, который обычно держат двумя руками и который может только рубить или пронзать. Используя боккен, важно найти правильную позицию «ханми» и научиться достигать «треугольной позиции» (см. фото 10, 11). Чтобы научиться применять принципы объединения сознания и тела, применяя боккен, мастер Тохеи предлагает пять принципов, позволяющих в полной мере использовать силу полного расслабления. Пять принципов использования боккена 1. Держите его легко Первый принцип мы уже описали, когда занимались удержанием партнера в технике Айкидо (держать, используя Ки). Чтобы проверить эту технику боккеном, попросим партнера зайти спереди и ударить своим боккеном по нашему сбоку и отодвинуть его в сторону, открыв место для удара по голове. Если вы будете с силой удерживать боккен, при чьем-либо касании он произвольно сдвинется, и партнер сможет нанести вам удар по голове. Если же, напротив, вы будете держать боккен легко, «с Ки», после удара он вернется в исходную позицию и это, соответственно, сделает последующую атаку невозможной. 2. Кончик, боккена всегда должен быть спокоен Кончик боккена подобен нашему сознанию: если спокоен один, спокоен и другой. Нужно проверять, останавливается ли кончик боккена после каждого движения или удара; ваше волнение или спокойствие отражается в нем, как в зеркале. 3. Используйте вес боккена Чтобы применять боккен в полностью расслабленном состоянии, нужно не прилагать к его движению силу, а использовать только его вес. Есть один поразительный тест, который мы используем на международных встречах в Ки Но Сато в Японии («Деревня Ки»). В упражнении требуется разломить кусок бамбука, расположенный параллельно земле на двух приколотых к нему полосках рисовой бумаги, которые держат на острых ножах два человека. Если ваши руки полностью расслаблены, а боккен вы держите легко, тогда вы сможете сломать бамбук, не порвав бумагу. Если вы примените силу, то, напротив, порвется бумага, а бамбук не сломается. 4. Постоянно расширяйте Ки Мы уже несколько раз упомянули, что боккен надо ощущать как продолжение руки или рук, через которое мы расширяем Ки за пределы боккена, как в тесте на расширение Ки. 5. Сначала двигайте сознание, а потом — боккен Так же, как в упражнении Зенго ваза, которое мы наблюдали в Аики Тайсо, применяя боккен для удара, сначала вы должны рассечь сознанием пространство в направлении, которое сразу после этого вы рассечете боккеном. Как и в упражнении Хаппо ваза в Айки Тайсо, для боккена вы должны овладеть последовательностью атак в восьми направлениях, чтобы быть способным наносить удары во всех направлениях, не фиксируя сознание. В этом случае вам также необходимо сначала расширить сознание в направлении, в котором в следующее мгновение вы двинетесь. Овладение боккеном как оружием исходит из принципов объединения сознания и тела, и поэтому оно распространяется и на «уке», тоже вооруженного боккеном (см. фото 12). В дальнейшем мы воспользуемся приобретенными навыками для отражения атаки боккеном, используя только технику рук. Дзё, короткая деревянная палка, гораздо подвижнее боккена, поскольку ею можно наносить удары с обеих сторон и обоими концами. Сначала мы учимся применять принципы Ки к дзё, а потом — использовать это в разнообразных последовательностях атак (Дзё Ката). После мы учимся применять дзё для самозащиты от внешнего нападения (Дзё Наге) и пользоваться безоружной техникой для защиты от атак с дзё (Дзё Дори). В использовании дзё вам также помогут пять советов мастера Тохеи по применению принципов объединения сознания и тела. Пять принципов применения дзё 1. Удерживайте легко Для дзё мы принимаем такое же правило, как и для боккена и Ки-Айкидо. 2. Ближайшая к телу рука — самая главная Дзё держат одной рукой за край, а другой — приблизительно в центре. Первая действует как направляющая и дает импульс любому движению, а вторая — точка вращения. 3. Легко двигайте дзё Любое движение дзё должно быть свободным и легким, поэтому, помимо легкости удерживания дзё, мы должны расширять наше Ки за пределы дзё. 4. Перехватывая оружие, всегда держите дзё хотя бы одной рукой Дзё нельзя держать жестко, но также не стоит путать его с жезлом мажоретки, выполняя вращения одной рукой. Дзё должно быть оружием и его движения нужно контролировать обеими руками. 5. Кончик: дзё должен непрерывно следовать одной линии В каждом движении дзё должно двигаться быстро, чтобы быть сильным и обеспечивать расслабленность и равновесие. По окончании каждого движения следует расширять Ки путем деления на половинки. 16) Тайги В предыдущих главах второй части книги мы проследили разные этапы изучения Син Син Тоитсу Айкидо. Мы увидели, что практика объединения тела и сознания является обязательной основой изучения Ки-Айкидо. Мы увидели, насколько Ки-тестирование важно для овладения упражнениями Тайсо и Хитори ваза и как последние помогают в овладении отдельными техниками (Куми ваза). Мы также имели возможность убедиться в том, что с приобретением опыта мы учимся выполнять серии техник на уровне, необходимом для Рандори. Мы проанализировали с помощью советов мастера Тохеи (Пять принципов…) путь применения боккена и дзё как оружия и в особенности как элементов, помогающих нам гармонизировать наши отношения с пространством. Чтобы усовершенствовать объединение сознания и тела при выполнении техник Ки-Айкидо, мастер Тохеи уже давно участвует в очень серьезном проекте: концентрации всей программы Син Син Tourney Айкидо для того, чтобы лучше визуализировать поток Ки и успешнее приходить в состояние гармонии с помощью принципов Фудошин. Эта огромная и чрезвычайно интересная работа, которая называется Тайги, была сформулирована мастером Тохеи в 1978 году. Каждая из тридцати Тайги состоит из шести или более техник, объединяемых одним общим признаком. В некоторых Тайги общим признаком является тип атаки или захвата, который одинаков для всех техник. На самом деле их надо рассматривать не как последовательность техник, а как одно целое, которое начинается и заканчивается приветствием (рей). Техники развертываются в пределах двух рей в логической последовательности и выполняются с постоянным ощущением Ки партнера. Можно назвать Тайги художественной эволюцией изучения техник Ки-Айкидо, подчеркивающей важность знаний об объединении сознания и тела. Всё Тайги целиком сформулировано в трех основных пунктах. Три критерия понимания Тайги1. Практикуйте принцип Фудошин, а именно: развитие способности тела удерживать равновесие (Фудотай с помощью объединения сознания и тела, всегда связанного с пространством. 2. Канкю Ритсудо: важность гибкого ритма, модулируемого движением. 3. Кирёку Дзюдзютсу: расширение Ки, запечатленное в размерах и красоте техник. Выполняя Тайги, следует подчеркивать широту выражения Кии гибкость ритма в движениях техник. Главное, чтобы между двумя рей не было перерывов и взаимоотношение между Ки партнеров было постоянным и всегда соотносилось с пространством. Это не означает, что техники нужно выполнять в спешке, однако состояние концентрации наге и уке должно создать между ними связь. Источником гармонии этой связи является восприятие пространства. Ясно, что перед выполнением Тайги нужно овладеть отдельными техниками, чтобы можно было сосредоточиться на конкретном примере действия, правильном ритме для данного момента и обеспечении глобального видения пространства в целях обретения правильной позы, баланса и быстроты реакции. Порядок следования техник не базируется на степени трудности, поскольку в каждой Тайги представлена своя ситуация. Первая и одиннадцатая Тайги, например, характеризуются захватом запястья, вторая и двенадцатая — захватом запястья двумя руками, а седьмая и девятнадцатая — атакой кулаком. В некоторых Тайги используются боккен (меч), дзё (палка) или танто (нож), а другими занимаются, стоя на коленях, и т. д., пока не будут использованы все возможности, изучаемые в Син Син Тоитсу Айкидо. В качестве вида занятий или способа тренировки некоторые Тайги можно практиковать без партнера, совершенствуя объединение сознания и тела в отдельных движениях с последующей проверкой Ки-тестированием. Чтобы помочь практикующим Ки-Айкидо в их занятиях, в Приложении приведен список всех Тайги вместе с серией связанных с ними техник. Примечания:1 Гериатрия — раздел медицины, занимающийся изучением болезней старческого возраста; геронтология — раздел медико-биологической науки, изучающей явления старения организма. 7 См.: Дж. Стивенс. Айкидо. Путь Гармонии. Бостон, 1984, с. 17. 1978, с. 14. 8 См.: Дж. Стивенс. Айкидо, с. 17. 9 Темпу Накамура родился в 1887 году в благородной семье и как военный полицейский заслужил высокую оценку в Русско-Японской войне. Лечась от туберкулеза, он посещает Америку и Индию. После получения диплома врача в Колумбийском Университете он стал первым, кто начал внедрять йогу в Японии. Руководил крупнейшим банком Токио и был консультантом во многих важнейших компаниях. Он стал наиболее знаменитым из всех преподавателей «философии успеха» со многими последователями среди менеджеров и известных людей в финансово-экономическом мире. 10 К. Тохеи. Книга о Ки: Объединение сознания и тела в повседневной жизни. Джапан Пабликейшн. Токио, 1976, с. 87. 11 В 1971 году Коичи Тохеи возглавил созданную им «Ки Но Кенкюкай» (Ассоциацию для исследования Ки), или Международное общество Ки, где он обучал только практике Ки. В 1974 году, покинув Айкикай (Школу Айкидо Уесиба Морихеи и позже его сына Кисёмару), он основал Син Син Тойцу Айкидо (Айкидо объединения сознания и тела), которое было включено в Ки Но Кенкюкай. С этого момента Ки Но Кенкюкай (Международное общество Ки) включало в себя: Син Син Тоитсу До (практику Ки), Син Син Toйцу Айкидо (Ки-Айкидо) и Киатсу Тёхо (школа Киатсу). |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|