|
||||
|
ПЕРВОЕ НАСТАВЛЕНИЕ МУДРЫ 1Гхеранда сказал: Существует двадцать пять МУДР, которые приносят йогину успех. Они являются cледую-щими: МАХА, НАБХА, УДДИЯНА-БАНДХА, ДЖАЛАНДХАРА-БАНДХА, МУЛА-БАНДХА, МАХА-БАНДХА, МАХА-ВЕДХА, КХЕЧАРИ, 2ВИПАРИТА-КАРАНИ, ЙОНИ, ВАДЖРОЛИ, ШАКТИЧАЛАНИ, ТАДАГИ, МАНДУКИ, CАМБХА-ВИ, ПАНЧАДХАРАНИ, 3АШВИНИ, ПАШИНИ, КАКИ, МАТАНГИНИ, БХУДЖАНГИНИ. 4Так сказал Махешвара: Я рассказал тебе, Деви, о главе "Мудра". Посредством этого знания достигают величайшего успеха всех СИДДХИ. 5Это должно самым тщетельным образом держаться в тайне и никому не выдаваться. Это дает йогину радость, но даже самим марутам (воздушным духам) этого трудно достигнуть. Что такое МУДРА? Упражняющемуся в йоге знание санскрита имеет величайшую важность и даже необходимо, так как знание только при наличии интуиции, может обнаружить скрытый cмысл слова. МУДРА означает "печать", а также "замыкание", "тайна". Это обозначение показывает, что здесь не идет речь о дальнейшей ступени АСАН, а что здесь этому понятию придается гораздо более важное значение. МУДРА — есть положение тела (иногда также положение пальцев), которое вместе с концентрацией мысли на какой-то определенной части тела, связано с некоторым центром. Такое положение, вместе с определенной задержкой дыхания, называется БАНДХА, т. е. "замыкание". В этом состоит тайна этой ступени, которая фактически представляет дальнейший шаг в йоге, даже весь путь в йоге, потому что все 25 МУДР, которые описаны в этой главе, являются лишь частями одного и того же упражнения, как еще покажет заключительная часть этой главы. Все они, начиная с ТАДАГИ МУДРЫ (стих 61) и кончая КХЕЧАРИ МУДРОЙ (стих 25), указывают элементы четырех ступеней йоги — МАНТРА-, ХАТХА-, ЛАЙЯ- и РАДЖА-ЙОГИ, и образуют квинтэссенцию всего развития. Поэтому сказано, что "посредством знания их достигают наибольшего успеха и всех СИДДХИ". 1. МАХА МУДРА ("Великая печать") 6С большой тщательностью прижми левую пятку к заднему проходу, вытяни правую ногу и правую ступню, и охвати пальцами рук, пальцы этой ноги. 7Сожми горло и смотри в середину между бровями. Эта МУДРА обозначается мудрецами как МАХА МУДРА. 8Упражнение в МАХА МУДРЕ излечивает кашель при туберкулезе, переплетение кишок, увеличение селезенки, несварение желудка и лихорадку — в сущности, всякого рода болезни. Положение тела при этой МУДРЕ есть ДЖАНУСИРШАСАНА ("колено-голова"). Сюда под-ходит также в связи со сжиманием горла ДЖАЛАНДХАРА-БАНДХА (собственно голосовых связок, стих 12), что служит как задержка дыхания, а концентрация мыслей между бровями — уже много раз знакомое требование. Какова есть цель этой МУДРЫ? Прежде всего, не считая ее гигиенического или профилактически целебного действия, отток ПРАНЫ от ИДЫ (левая сторона) и соответственно от ПИНГАЛЫ (по правой стороне), вызывает движение ПРАНЫ по среднему каналу (СУШУМНА). Поэтому, хотя здесь предписывается односторонне, эта МУДРА должна выполняться как на левую сторону, так и на правую сторону тела. Отсюда вытекает, как впрочем и при каждой МУДРЕ, что это упражнение имеет внутренний скрытый смысл, к которому мы еще вернемся. 2. НАБХА МУДРА ("Небесная печать") 9Где бы йогин не находился, что бы он не делал, всегда он должен держать язык кверху и всегда задерживать дыхание. Это НАБХА МУДРА, которая отгоняет болезни от йогина. Каким образом должна эта МУДРА отгонять болезни? Правда, это положение языка уже по-тому следует порекомендовать, что посредством него несомненно можно привести себя в состояние полного дыхания. Известно, что большинство людей, в особенности женщины, дышат неправильно, применяя либо грудное дыхание, либо брюшное дыхание. Часто даже под названием полного дыхания понимается постепенное дыхание, т. е. включение друг за другом трех видов дыхания, и даже в некоторых книгах по йоге оно рассматривается как якобы йоговское дыхание, хотя оно далеко отстоит от последнего. Единственно правильное (и естественное!) полное дыхание осуществляется только при помощи диафрагмы. Для этого помогает каждому лучше всего особое положение языка — корень языка, а не кончик, как рекомендуется во многих книгах. Следовательно, основание языка должно быть приложено к заднему небу (язычку), как если бы вы хотели дышать через нос, но с открытым ртом — этим самым немедленно включается деятельность диафрагмы. Поэтому в индийских сочинениях по йоге, это положение языка при дыхании постоянно рекомендуется. Один этот факт достаточен, чтобы это положение языка и, следовательно, НАБХА МУДРА были в высокой чести, так как истинное полное дыхание при-чем автоматически происходит включение различных типов дыхания исключительно посредством давления диафрагмы вниз) отгоняет многие заболевания. Однако это вовсе не единственная причина хвалить НАБХА МУДРУ. Что означает, собственно, НАБХА МУДРА? НАБХА (НАБХАС) означает "небо". Должен ли при этой МУДРЕ язык держаться к "небу"? Мы представляем нашим читателям поразмыслить об этом, какое небо под этим подразумевается и с какой целью. Но, чтобы облегчить им эту задачу, мы добавим еще, что слово НАБХА очевидным образом имеет общий корень со славянским "небо" и, что НАБХА означает также "вкус","нос","эфир"(стихию). Эта НАБХА МУДРА является предварительной ступенью для МАНДУКИ МУДРА (см. стих 62) и играет решающую роль в знаменитой КХЕЧАРИ МУДРЕ (стих 25). 3. УДДИЯНА-БАНДХА ("Взлет-замыкание") 10Натяни живот ниже и выше пупа высоко. "Великая птица" тем самым непрестанно взлетает. Эта УДДИЯНА-БАНДХА является львом, который убивает слона смерти. 11Из всех БАНДХ эта УДДИЯНА является наилучшей. Упражняющемуся УДДИЯНА совер-шенно естественно дает освобождение (МУКТИ). Прежде всего, сравним это упражнение с уже описанной нами АГНИСАРА-ДХАУТИ и установим при этом, что они друг с другом совершенно совпадают. Следовательно, в этой УДДИЯНА-БАНДХЕ, что-то содержится, что делает ее именно БАНДХОЙ. Действительно, оба упражнения имеют общей задержку дыхания, так как диафрагма только при выдохе может подниматься высоко. Но к тому же УДДИЯНА как форма МУДРЫ, должна содержать определенную концентрацию мысли. Какой же является эта концентрация? Каким образом может это с виду резкое грубоматериальное упражнение подобно "льву умертвить слона смерти" и даже привести к освобождению? Текст упоминает при этом "Великую птицу", которая "взлетает". Это ПРАНА, или на мистическом языке ЙОГИ, КУНДАЛИНИ-ШАКТИ, которая поднимается по каналу СУШУМНА. Это, очевидно, та концентрация, которую мы имеем ввиду. Как эта концентрация, и прежде всего подъемы и опускания, вызывают силу КУНДАЛИНИ? Как все это можно описать на современном языке? Мы должны при этом верить на слово йогинам, что простой подъем диафрагмы при выдохе — есть явление взлета "Великой птицы", причем практикование такой МУДРЫ подтверждает это. Но тогда это явление происходит не за счет этой особой концентрации, причем задержка дыхания и поднимание диафрагмы, играет ли второстепенную роль при этом? Мы еще будем говорить об этом. 4. ДЖАЛАНДХАРА-БАНДХА ("Удерживающее нектар замыкание") 12Втянув горло, положи подбородок на грудь. Посредством этой ДЖАЛАНДХАРА-БАНДХИ будут закрыты (перекрыты) шестнадцать опор (АДХАРА). Эта великая ДЖАЛАНДХАРА МУДРА прогоняет смерть. 13Успех в ДЖАЛАНДХАРА-БАНДХЕ дает СИДДХИ (сверхчувственные силы) йогину. Тот, кто ее делает в течение шести месяцев, без сомнения станет СИДДХОЙ (посвященным адептом). Каковы эти шестнадцать АДХАРА? Как ни странно, но эта тема никогда не рассматривается авторами книг по ЙОГЕ, хотя, как мы сейчас увидим, она как раз скрывает в себе важнейшие тайны ЙОГИ. Именно эти тайны так запутаны, что многие указания на них остаются загадкой, но в общих чертах доказывается, что эта ДЖАЛАНДХАРА-БАНДХА, точно также как и УДДИ-ЯНА, является гораздо чем-то большим, чем только давление подбородка на грудь. "ШИВА-ЙОГА" следующим образом описывает эти АДХАРА: а) ПАДАНГУСТХА (большой палец ноги). ТЕДЖОДХЬЯНА (глава 6) устремляет на него фокусированный взгляд. б) ПАРСНИ-МУЛА (корень пятки). Прижимание пяток друг к другу вызывает огонь. в) ГУДА (задний проход). Посредством стягивания и давления на него ступней, АПАНА-ВАЙЮ будет крепко удерживаться (очевидно указания на дальнейшие БАНДХИ, такие как МУЛА, МАХА и т. д.). г) МЕДХРА (пенис). Посредством стягивания семя остается неподвижным (вариант ВАДЖРОЛИ МУДРА, которая подробно описана в "ХАТХА-ЙОГА ПРАДИПИКА"). д) ОДАНА (вероятно УДДИЯНА — "взлет", "прорыв"). Повторяемая по желанию, она сжигает экскрименты и личинок червей. е) НАБХИ (пуп). Концентрация мыслей с ОМ-мантрой здесь господствует над НАДА (мистический звук). ж) ХРИДАЙЯ (сердце). Укрепление ПРАНЫ здесь действует на появление света в среднем лотосе. з) КАТХА-КУПА (шейная ямка). Посредством давления подбородка на это место, ВАЙЮ (воздух, ПРАНА) притягивается из ИДЫ и ПИНГАЛЫ и удерживаются (это, собственно говоря, ДЖАЛАНДХАРА-БАНДХА). и) ГХАНТИКА (язычок). Посредством соприкосновения с языком, корнем, будет получен "нектар" (МАНДУКИ МУДРА, см. стих 62). к) ЛАМБИКА (язык). Посредством движения, доения, втягивания языка, он может быть под-вернуть в другую сторону. Тот, кто вытягивает его в области мягкого нёба, достигает бессмертия (КХЕЧАРИ МУДРА, стихи 25–32). л) РАСАНА (слизь под языком). Плотность ее сообщает сладость речи, поэтический талант. м) ДАШАНА (челюсть). Над ней находится "Царский скипетр" (ЧАКРА в области язычка). Когда туда делается движение языком, то через полгода становится виден свет, или согласно "ШИВА-ЙОГЕ" — "занимающийся становится освобожденным от своего физического тела". Это означает, что если концентрироваться в этом месте (САМБХАВИ МУДРА, см. стихи 64–67), то будет видно пламя. н) ГХАРАНА-МУЛА (корень носа). Когда взгляд туда МЫСЛЕННО фиксирован, то ВАЙЮ неподвижен в этом месте, т. е. дыхание останавливается и автоматически происходит концентрация (см. главу о технике дыхания). о) ЛАЛАТА (лоб). Знаток ЙОГИ мысленно направляет ВАЙЮ на это место и достигает полного успеха (всех СИДДХИ). Концентрация мысли на корне носа влияет на гипофиз (АДЖНА-ЧАКРА), а концентрация мысли на лбу влияет на эпифиз, т. е. на шишковидную железу (САХАСРАРА ПАДМА). п) ВЬЙОМА ("нёбо", местопребывание СОМА-ЧАКРЫ). Мудрый видит своим "третьим глазом" солнечный свет, который быстро снова исчезает. Намек на пробуждение (САМЬЯМА) в свете верхушки головы (см. комментарий к "ЙОГА-СУТРЕ" Патанджали, III-33). р) НЕТРА (глаз). Мудрый направляет глаза вверх (как во сне или при смерти) и видит тотчас много света. См. также описание Яджнавалкьи "ПРАТЬЯХАРА на местах в теле". 5. МУЛА-БАНДХА ("Закрывание корня") 14Затем мудрый прижимает пятку левой ступни к промежности, прижимает тщательно узлы пупа к позвоночнику. 15Он кладет крепко правую пятку на половой орган. Эта, уничтожающая старость, МУДРА называется МУЛА-БАНДХА. Словечко "затем" (татас) доказывает, что эта МУДРА, как и каждая другая, должна выполняться не по отдельности, а в связи с другими. 16Человек, который хочет пересечь океан САНСАРЫ (смерть и новое рождение), должен выполнять эту МУДРУ в тайне и в уединенном месте. 17Посредством практики в этой БАНДХЕ, будет несомненно достигнуто совершенство (СИДДХИ) в овладении дыханием. Таким образом он должен упражняться тщательно, в молчании и без перерыва. 6. МАХА-БАНДХА ("Большое закрывание") 18Мудрый закрывает задний проход левой пяткой, тщательно прижимая ее правой ступней. 19Он двигает осторожно пятку, чтобы возбудить мышцу заднего прохода, и медленно втягивает промежность в то время, как он задерживает дыхание (ПРАНУ) посредством ДЖАЛАНДХАРЫ. Это называется МАХА-БАНДХА. Это упражнение, несомненно, является МУЛА-БАНДХОЙ, к которой еще присоединяется ДЖАЛАНДХАРА. После вдоха сначала выполняется сокращение заднего прохода (МУЛА-БАНДХА), а затем кроме того еще прижимается подбородок к груди (ДЖАЛАНДХАРА). Какова цель этого упражнения? Это мы узнаем из следующего стиха. 20МАХА-БАНДХА есть величайшая БАНДХА, которая изгоняет старость и смерть. Посредством милости этой БАНДХИ достигаются исполнения всех своих желаний. 7. МАХА-ВЕДХА ("Великий прорыв") 21Точно также как красота, очарование и юность женщин является ничем без мужчин, так и МУЛА-БАНДХА и МАХА-БАНДХА является ничем без МАХА-ВЕДХИ. 22Сидя в МАХА-БАНДХЕ, сделай УДДИЯНА-КУМБХАКА (УДДИЯНА-БАНДХА). Это называется МАХА-ВЕДХА приносящая успех в ЙОГЕ. 23Йогин, который ежедневно выполняет МАХА-БАНДХУ и МУЛА-БАНДХУ вместе с МАХА-ВЕДХОЙ, является наилучшим среди сведущих в ЙОГЕ. 24Для него не существует ни страх смерти, ни старость. Эта ВЕДХА должна выполняться лучшим среди йогинов тщательно и тайно. В "ХАТХА-ЙОГА ПРАДИПИКЕ" упоминается другой вид МАХА-ВЕДХИ, который у хатха-йогинов пользуется особенным признанием. При этом речь идет о грубоматериальном изложении всей техники, которая все больше вырождается в чисто физическую и полностью теряет эзотерический характер йоги. Йогин сидит в МУЛА-БАНДХЕ, причем он, посредством сокращения сфинктера заднего прохода, препятствует выходу АПАНА-ВАЙЮ из тела. Затем тело поднимается силой упора рук, и йогин ударяет свое седалище о пол 10–20 раз (!). Это называется ТАДАНА-КРИЙЯ. Посредтвом этих ударов должна пробудиться мистическая КУНДАЛИНИ. Как говорит Свами Шивананда в своей "ХАТХА-ЙОГЕ":
МАХА-ВЕДХА, согласно этой технике, является тем же упражнением, только с добавлением ДЖАЛАНДХАРА- БАНДХИ. Как замечает далее Свами Шивананда: "… воздух (ПРАНА) посредством этого упражнения входит в канал СУШУМНА". Мы воздержимся здесь от комментариев. Фактом является то, что некоторая сила действительно может быть пробуждена посредством преднамеренного удара или сильного случайного удара по копчику. Известны случаи, когда посредством внезапного удара по копчику, у человека открывались некоторые оккультные феномены, например ясновидение. Но является ли это пробуждением КУНДАЛИНИ? В конечном счете эта сила, как и любая другая сила, является КУНДАЛИНИ в той или иной форме. Но может ли божество, которому во всяком отношении и во всяком тексте оказывается высочайшее почтение и преклонение, быть пробуждено или возбуждено просто ударом? Не вспоминается ли при этом, что на мили удаленный от спящей красавицы принц, пробуждает ее поцелуем, что некоторые ниже стоящие идолопоклонники мажут своих идолов салом в благодарность за оказанную им милость и одновременно сильно бьют их в случае, если просьба обращенная к ним, осталась без ответа?! 8. КХЕЧАРИ МУДРА ("Печать полета к небу") 25Разрежь ткань под языком, постоянно двигая языком, подои его свежим коровьим маслом и вытяни его железными щипцами. 26Посредством этой постоянной практики, язык станет длинным, и когда он достанет до места между бровями, наступает КХЕЧАРИ. 27Подвигай язык постепенно к середине неба. Когда язык, обращенный в противоположную сторону, войдет в полость черепа, и взгляд будет направлен к середине между бровями, возникает КХЕЧАРИ МУДРА. Теперь мы достигли высшей точки всей практики в ХАТХА-ЙОГЕ. Эта КХЕЧАРИ МУДРА является альфой и омегой не только ХАТХА-ЙОГИ, но и высочайшей РАДЖА-ЙОГИ. Почему? Что же, собственно говоря, КХЕЧАРИ МУДРА? Слово КХЕЧАРИ состоит из КХЕ (локатив — местный падеж — от КХА, т. е. "в КХА") и ЧАРИ — "странствующий". В целом это слово означает, следовательно, "странствие в КХА". А что означает КХА? Это как раз основная проблема всего развития в ЙОГЕ. Этимологически "КХА" означает "небо", воздух и дает поэтому поводу думать, что движение в КХА есть просто парение в воздухе. Так говорит, например, Свами Шивананда в своей уже цитированной "ХАТХА-ЙОГЕ":
Почему же теперь они не могут это сделать? — спрашиваем мы. Потому что, КХЕЧАРИ МУДРА вовсе не означает парения в воздухе. Свами Шивананда говорит за строчку до этого: "Посредством практики этой КХЕЧАРИ МУДРЫ, йогины погребали себя под землей и даже через шестнадцать месяцев снова выходили оттуда живыми". Так обычно понимается это упражнение. Но почему же йогин выполняющий КХЕЧАРИ "странствующим в воздухе", когда тело лежит погребенным под землей? Его физическое тело — да, но не он сам. КХА означает именно не физический воздух, а эфир (АКАША), не грубо-материальное небо, но астральный план. Индусы отличают пять форм эфира друг от друга: ПРИТХИВИ — стихия "земля", не физическая земля. АПАС, или АП — стихия "вода", не грубоматериальная вода. ТЕДЖАС — стихия "огонь", одной из форм которого является известный нам огонь, или свет. ВАЙЮ — стихия "воздух", а также воздух в обычном смысле слова. АКАША — стихия "эфир", или то, что по другому, хотя не точно, понимается как астральная плоскость. Так говорит "ШВЕТАШВАРА УПАНИШАДА" о пяти восприятиях в ЙОГЕ, которые называются пятью стихиями — ПРИТХИВИ, АП, ТЕДЖАС, АНИЛА (ветер — другое обозначение для воздуха) и КХА — "ПРИТХИВИ-АП-ТЕДЖ-АНИЛА-КХЕ-САМУТТХИТА". Следовательно, слово "КХЕЧАРИ" означает того, кто со своим астральным телом или, лучше сказать, в своем астральном теле странствует в астральном мире. Истинность этого упражнения косвенно вытекает из слов Свами Шивананды, который в другом тексте говорит между прочим:
Но если бы речь шла действительно о пилюле из химического вещества, которая снабжает такие ФИЗИЧЕСКИЕ силы, то человек не мог бы ее проглотить, даже если бы эта пилюля состояла из самых легких веществ — водорода и гелия. Она должна была бы иметь размеры воздушного шара, чтобы мочь поднять в воздух человеческое тело, весящее около 75 килограммов! Поэтому речь идет не о парении в воздухе в обычном, физическом смысле слова, а о выходе астрального тела из физического тела, парении в астрале. 28Вследствие этого происходит ни обморок, ни голод, ни жажда, ни усталость, ни болезнь, ни старость, ни смерть, но возникает сияющее тело. Это выражение ("сияющее тело") доказывает, что под этим подразумевается астральное тело, которое тем самым подчинено и, следовательно, не подвергается влиянию голода, жажды, болезни, старости, смерти. Если здесь подразумевается физическое тело, то как же умирают тогда эти хатха-йогины? Знаменитый Харидас, который позволил себя похоронить на целых сорок дней (посредством этой КХЕЧАРИ МУДРЫ) и очнулся затем живым, умер через несколько лет вследствии ошибки в своих дальнейших упражнениях. Следующий стих подтверждает это утверждение. 29Тело не может быть обожжено огнем, высушено ветром, увлажнено водой, быть укушено змеей. 30Тело становится прекрасным. САМАДХИ достигается и язык, который пришел в соприкосновение с отверстием черепа, получает нектар (РАСА). 31Вызываются различные соки и ежедневно ощущается новое счастливое блаженство. Вначале соленый вкус, затем щелочной, затем горький стягивающий. 32Затем масляный вкус, вкус пахты, молока, кислого молока, меда, винограда и, затем возникает вкус нектара. Разве это не указание на концентрацию на чувстве, которое возникает посредством соприкосновения мягкого неба с корнем языка (см. стих 62). С другой стороны следует, однако, под этим понимать высшую ступень КХЕЧАРИ МУДРЫ. 9. ВИПАРИТА-КАРАНИ МУДРА ("Обратно действующая печать") 33У корня пупа пребывает Солнце, у корня мягкого неба пребывает Луна. Солнце пожирает нектар и поэтому человек подвержен смерти. 34Перенеси Солнце наверх, а Луну вниз — это обратно действующая МУДРА (ВИПАРИТА-КАРАНИ), которая тайно содержится во всех ТАНТРАХ. 35Положи голову на землю и охвати ее руками, подними ступни высоко и оставайся в таком положении неподвижным — это понимается как "обратно действующая". Это несомненно известная нам СИРШАСАНА, т. е. стойка на голове, а не вариант последней с вытянутыми руками и не "полусвеча", как во многих книгах ложно переводится или представляется. Что означает здесь "нектар"? И каким образом может "Солнце", когда оно поменялось с "Луной", не пожирать нектар, который капает с "Луны"? "Луна" есть шишковидная железа (может быть также гипофиз), которая доставляет важные для жизни гормоны, — если мы хотим оставаться при грубоматериальном значении — а "Солнце" есть солнечное сплетение или огонь пищеварения, который при обмене веществ пожирает "нектар", гормоны. Поэтому "человек подвержен смерти" (распаду веществ). Когда положения "Солнца" и "Луны" меняются местами, то (не только благодаря увеличенному притоку крови к голове) деятельность железы (или желез) повышается и избыток гормона (который более не пожирается "Солнцем") достигает тока кровообращения и приносит омоложение и удлинение жизни, как указывает ближайший стих. 36Выполняй эту МУДРУ постоянно и ты устранишь старость и смерть. Ты станешь адептом (СИДДХА) во всех мирах и не будешь подвержен растворению (ПРАЛАЙЯ). Этот стих указывает на еще более глубокий, "тайный" смысл этой теории. "Солнце", которое пребывает в пупе, есть мистическая сила КУНДАЛИНИ (змеиный огонь), которая хотя и дремлет в одном из самых нижних центров, в МУЛАДХАРЕ, но когда она частично возбуждается как, например, при обычных физиологических процессах — зротике и аналогичных возбуждениях — пребывает в области пупа. Этот огонь (Солнце") должен быть переведен обратно в МУЛАДХАРУ и оттуда вдоль позвоночника к мозгу (шишковидной железе или "Луне"). Так дословно говорит тантрический текст "БХУТАШУДДХИ":
Под вершиной Меру в ЙОГЕ всегда понимают тысячелепестковый лотос (САХАСРАРА), который имеет свое физическое соответствие в шишковидной железе. "Чаша" этого цветка лотоса всегда считается расположенной на верхушке головы. Так как Меру означает спинной мозг и последний простирается самое большее до гипофиза и шишковидной железы, то обе эти железы автоматически выражают "вершину Меру". От мистического сочетания КУНДАЛИНИ (ШАКТИ) с Высшим Богом (ПАРАМАШИВА) в тысячелепестковом лотосе (соответственно в шишковидной железе) капает "нектар" ("духовное озарение", "благодать" католической церкви), который "просвещает" физическое тело. Тем самым оно становится "омоложенным и бессмертным", оно становится в самом высоком смысле слова СВАДИАНДА-ДЕХА, т. е. "полностью подчиненным собственной воле духа", и его метаболическое равновесие может поддерживаться сколь угодно долго в идеальной гармонии со ставшим отныне совершенно тонким телом. Путь к этому указывает следующий стих. 10. ЙОНИ МУДРА ("Печать промежности") 37Сидя в СИДДХАСАНЕ, мудрец зажимает уши, глаза, нос и рот большими, указательными, средними, безымянными пальцами и мизинцами. 38Он втягивает ПРАНУ посредством (несколько раз повторенной) ЙОНИ МУДРА, соединяет ее с АПАНОЙ и думает о шести ЧАКРАХ подряд согласно МАНТРЕ "ХУМ ХАМСА". 39После того, как он разбудил богиню, змеевидную, спящую, приводит он ШАКТИ с ШИВОЙ в духе к сияющему лотосу. 40Став единым с ШАКТИ, должен он размышлять о высшем соединении с ШИВОЙ, а также о многообразном счастье и блаженстве, как о высшем счастливом состоянии. 41Он должен думать об этом соединении ШИВЫ с ШАКТИ, как об единственном в этом мире и стать тем счастливым в духе, в настоящее время: "Я БРАХМАН" (Всевышний). 42Это есть в высшей степени тайная ЙОНИ МУДРА, которую сами боги достигают с тру-дом. Кто один раз достиг в ней совершенства, тот устойчив в САМАДХИ. Эта ЙОНИ МУДРА отмечает предпоследний раздел техники ЙОГИ, так называмую ЛАЙЯ-ЙОГУ. Здесь будет указана квинтэссенция ЛАЙЯ-ЙОГИ — ЧАКРА-БХЕДА ("проникновение через ЧАКРЫ"), т. е. указан мистический круговорот: поднимание КУНДАЛИНИ ("Солнце") и опускание нектара (из "Луны", см. стих 36), вследствие чего тело проникается космическим огнем, просвещается и становится бессмертным. Так говорится в "ШВЕТАШВАРА УПАНИШАДЕ": 43 Ни грех убийства БРАХМАНА, ни вытравление плода, ни пьянство, ни осквернение супружеского ложа Учителя не пристают к тому, кто твердым стал в ЙОНИ МУДРА. 44Все эти смертные грехи, как и меньшие грехи погашаются посредством практики ЙОНИ МУДРА. Поэтому ты должен ее выполнять, если ты хочешь достигнуть освобождения. Под БРАХМАНОМ здесь понимают не только жреца, но и того, кто поднялся до высшей ступени развития. Как объясняется в "ГИТЕ" (4, 13, комментарий Шанкары), люди принадлежат к определенной касте по преобладанию трех основных свойств (ГУНА) в их существе: преобладание САТТВА (гармония, мудрость) образует касту брахманов ("жрецов"); преобладание РАДЖАС (энергия, борьба, страсть) с примесью САТТВА — касту кшатриев ("воинов"); напротив, РАДЖАС с примесью ТАМАС (леность, ослепление), образует касту вайшьев ("купцов"); и, наконец, преобладание ТАМАС с примесью РАДЖАС — последнюю касту шудр ("слуг"). Поэтому "брахман" есть человек с высокими духовными качествами, который прежде всего думает о благе других и убийство такого человека должно происходить от особенной грубости. Точно также умерщвление ребенка в чреве матери, т. е. аборт, является насильственным поступком против беззащитного вообще и является достойным отвращения — не менее, чем измена достойному почтения Учителю. И пьянство — оно является матерью всех преступлений, тем самым является признаком необузданности в эгоистических удовольствиях всех видов. Каким же образом все эти преступления можно погасить посредством этого упражнения, которое кажется столь внешним? Свами Шивананда говорит:
"Именно в этом и состоит, — как истинно сказал Шиллер, — проклятие злого дела, что оно должно постоянно рождать зло". Каждое злое дело потому таким является, что в нем пребывает злое намерение. Когда же это злое намерение отсутствует, — а САМАДХИ уничтожает все злые намерения, вообще все намерения (САНКАЛЬПА) вместе и в отдельности, — то тогда отсутствует также и зло ЭТОГО дела, "проклятие злого дела", т. е. КАРМА. Все поступки могут связываться только потому, что внутренне им присущие злые намерения "должны продолжать рождать злое", т. е. все время принуждать к новым злым поступкам. Поступок без злого намерения не имеет злой кармы и не связывает. Это основная идея индуистского учения о КАРМЕ, которая нашла настолько же точное, насколько и поэтическое выражение в "БХАГАВАД-ГИТЕ":
11. ВАДЖРОЛИ МУДРА ("Алмазная печать") 45Опираясь ладонями о пол, забрось ступни кверху и держи голову в воздухе. Эту, пробуждающую ШАКТИ и удлиняющую жизнь МУДРУ, мудрецы назвали ВАДЖРОЛИ. 46Этот метод (ЙОГА) является наилучшим из всех и является причиной освобождения йогина. Этот благодетельный метод дает йогинам совершенство (СИДДХИ). 47Благодаря этому методу надежно достигается господство над функцией семени (БИДЖУ-СИДДХИ), — а чего только нельзя достигнуть благодаря могучему господству над семенем земли? 48Даже будучи погруженным в большое наслаждение (БХОГА), йогин несомненно достигнет всего своего совершенства (СИДДХИ), если он выполняет эту МУДРУ. Существует еще другой вариант этой МУДРЫ, который описан в "ХАТХА-ЙОГЕ ПРАДИПИКЕ" и который здесь, вероятно, должен быть указан. Но так как он основан на грубоматериальном, — и поэтому ложном, — представлении о половых функциях, процессах в теле, то здесь надлежит его оставить в стороне, хотя мы вовсе не хотим отказать ему в его положительной стороне, именно в неожиданной возможности решения некоторых половых проблем. Истинное оккультное знание этой МУДРЫ в качестве подготовки к ВИПАРИТАКАРАНИ МУДРА, ясно указано в стихе 45. 12. ШАКТИЧАЛАНИ МУДРА ("Встряхивание ШАКТИ") 49Великая богиня КУНДАЛИНИ, энергия Я (АТМА-ШАКТИ) дремлет в МУЛАДХАРЕ в трех с половиной витках, свернувшись подобно змее. 50Пока она дремлет в теле, душа (ДЖИВА) подобна животному — мудрость не приходит сама, даже если выполнять десять миллионов ЙОГ. Это должны накрепко запомнить все те, которые верят, что йогином можно стать без пробуждения КУНДАЛИНИ. 51Точно также, как открывают дверь ключом, должна быть открыта дверь к БРАХМАНУ посредством пробуждения КУНДАЛИНИ при помощи ХАТХА-ЙОГИ. "Дверь к БРАХМАНУ" (БРАХМА-ДВАРА) находится в лотосе МУЛАДХАРА в самом нижнем центре спинного мозга у входа в канал СУШУМНА. "С помощью ХАТХА-ЙОГИ" (здесь ЙОГА означает "метод") может иметь двоякий смысл: во-первых, посредством физического насильственного напряжения. ("ХАТХА, чаще всего, к сожалению, понимается как "насилие"). И во-вторых, посредством мистического соединения "ХА" и "ТХА", который образует тайный смысл ЙОГИ. Но что значит соединение "ХА" и "ТХА"? Относительно этого и находим в "ЙОГАБИДЖА":
Там же сказано, что ХА есть вдох, а ТХА — выдох. Поэтому ХАТХА есть прежде всего соединение СУРЬЯ-НАДИ (правого дыхания) и ЧАНДРА-НАДИ (левого дыхания), вдоха и выдоха — следовательно, это техника дыхания. Далее ХА означает индивидуальную душу, т. е. маленькое "я" (АХАМ), а ТХА — есть одно из имен Шивы, поэтому ХАТХА в высшем смысле слова означает мистическое соединение индивидуальной души с Богом. В этом смысле "ЙОГАБИДЖА" говорит далее: 52 Одетый в набедренную повязку, но не обнаженный, когда ты находишься вне дома, в тайно расположенном доме — выполняй ШАКТИЧАЛАНИ. 53Набедренная повязка (буквально "набедренный передник") должен быть длиной в один локоть и шириной в четыре пальца, должен быть мягким, тонким и ослепительно белого цвета. Привяжи такой платок к поясу. 54Намажь тело пеплом и, сидя в СИДДХАСАНЕ, вдохни ПРАНУ через обе ноздри и свяжи ее крепко с АПАНОЙ. 55Немедленно зажми задний проход посредством АШВИНИ МУДРЫ (см. стих 82. 83) и до того, пока ВАЙЮ не войдет в средний канал СУШУМНА и покажется там. 56Посредством заключения воздуха (ВАЙЮ) в КУМБХАКЕ (задержка дыхания), змеевидной богине становится душно и шипит и поднимается кверху. Это картинное представление помогает разбудить КУНДАЛИНИ и она "шипит и поднимается" как змея и входит в канал СУШУМНА. И, однако, не является ли все это слишком грубым пробуждением богини? Не является ли это только сравнением, мистическая символика которого должна быть расшифрована? Тантрические тексты (индийские оккультные писания), например,"ГАНДХАРВА-МАЛИКА", обозначают КУНДАЛИНИ как КАМАСАМУЛЛАСА-ВИКАРИНИ, т. е. "от любви сияющая, двигающаяся" и КАЛИЧАРАНА. Комментатор ШАТЧАКРАНИР-УПАНИШАДА, называет ее КАМАГНИ-НОТАПТА, т. е. "от любовного жара разгоряченная". Это, следовательно, не физический жар, который ее пробуждает, а, пользуясь поэтическим выражением тантриков, ЛЮБОВЬ К ШИВЕ, которая побуждает ее ради духовного соединения с ним, подняться вверх (по спинно-мозговому каналу). Эти алогичные поэтические представления чисто духовного и поэтому символически мыслимого процесса в ТАНТРАХ, который даже великий Вивекананда мог понять только грубоматериально и поэтому питал к ним отвращение, открывают нам великолепный, но скрытый мир индийской мистики. 57Без ШАКТИЧАЛАНИ остается ЙОНИ МУДРА безуспешной: выполняй сначала ШАКТИЧАЛАНИ, а затем ЙОНИ МУДРУ. 58Итак, я тебе, о Чандакапали, объяснил ШАКТИЧАЛАНИ, Держи ее тщательно в тайне и выполняй ежедневно. 59Эта тайная МУДРА уничтожает старость и смерть. Поэтому она должна выполняться йогинами, которые желают себе совершенства (СИДДХИ). 60Если йогин ее постоянно выполняет, то он имеет совершенство в своих руках. Он достигает ВИГРАХА-СИДДХИ (способность принимать любой облик) и его болезни исчезнут. 12. ТАДАГИ МУДРА ("Печать пруда") 61Сделай живот полым как пруд. Это великая ТАДАГИ МУДРА, прогоняющая старость и смерть. Можно перевести слово "ПАСЧИМОТТАНА" ("полый", "пустой") как растяжение ягодиц, как в ПАСЧИМОТТАНАСАНЕ. Разница между этой АСАНОЙ и ТАДАГИ МУДРОЙ состоит в том, что МУДРА имеет в себе еще задержку дыхания (УДДИЯНА-БАНДХА) и концентрацию на пробуждении КУНДАЛИНИ. Свами Шивананда полагает:
13. МАНДУКИ МУДРА ("Печать лягушки") 62Закрой рот и двигай корнем языка, ощущая постепенно вкус нектара. Это известно как МАНДУКИ МУДРА. Свами Шивананда объясняет это следующим образом:
Это обычное представление основано, однако, на ошибке перевода: текст говорит ясно о корне языка (ДЖИВАМУЛА), а не о кончике языка (ДЖИВАГРА, АГРА — "вершина", "наивысшее"), что является существенной разницей в выполнении. Поэтому следует корень языка подводить к мягкому небу и концентрацию мыслей на ощущении понимать как нектар. Фактически происходит целая последовательность вкусовых ощущений как описано в стихах 31–32. Это только "ловушка" для мысленного начала, чтобы привязать мышление к этому месту. Для чего это необходимо? Мы объясним позже. 63Тот, кто постоянно выполняет МАНДУКИ МУДРА, не знает ни немощи, ни старости, но обладает весенней юностью и волосы его не седеют. Это едва ли можно произвести, если просто подвести кончик языка к небу и вкушать нектар! 14. САМБХАВИ МУДРА ("Печать Самбху") 64Смотри (перед собой) на место между глазами (бровями) и созерцай Самоблаженного (АТМАН, высшее Я, которое находит блаженство в самом себе, как единичное существо находит его во всем). Свами Шивананда говорит:
Это все? Чем отличается эта МУДРА от простого упражнения ТРАТАКА? Если так просто перейти в САМАДХИ, то почему эта техника во всех ТАНТРАХ держится в тайне? И почему она так почитается, как сказано в следующих стихах? 65ВЕДЫ, ШАСТРЫ и ПУРАНЫ подобны общедоступным девицам, напротив, эту МУДРУ (САМБХАВИ МУДРУ) надлежит оберегать, как жену из уважаемой семьи. 66Тот, кто знает САМБХАВИ МУДРУ, подобен АДИНАТХА ("Господин мира"), у буддистов также тождественный с АДИ-БУДДОЙ (Абсолютом), как сам Марана: он как Брахма-создатель! 67Истинно, истинно, и еще раз истинно, сказал Махешвара, тот является Шивой и никем другим! 15. ПАНЧА ДХАРАНА МУДРА ("Пять печатей концентрации") 68САМБХАВИ МУДРА объяснена: теперь слушай о пяти ДХАРАНАХ. Чего только нельзя достигнуть в мире посредством этих ДХАРАН? 69Вместе с этим человеческим телом можно снова и снова посещать небо (СВАРГА). Его движение в воздухе (КХА) является движением мыслительного начала (МАНАС), не чего-нибудь другого. Этот стих дает отчетливое указание на то, что здесь понимается под человеческим телом. Ведь СВАРГА — "мир света" (астрального света), как местопребывание богов и блаженных — следовательно не физическое небо. Поэтому тело, при помощи которого он посещает этот мир, не является грубоматериальным, а является соответственно астральным или ментальным телом. Это ведь недвусмысленно сказано во второй половине данного стиха: движение КХА (КХА-ЧАРАТРА) есть движение мыслительного начала (ментальное тело) и ничто иное. Каждая из этих пяти ДХАРАН дает йогину господство над одной из пяти стихий (ТАТТВА) — ПРИТХИВИ ("земля"), АПАС или АМБХАС ("вода"), АГНИ или ТЕДЖАС ("огонь"), ВАЙЮ ("воздух") и АКАША ("эфир"). 16. ПРИТХИВИ-ДХАРАНА МУДРА ("Печать концентрации на земле") 70Стихия земли находится в соответствии с цветом аурипигмента (желтой мышьяковой обманки, т. е. желтым цветом). БИДЖА "ЛАМ" (БИДЖА есть буквенная МАНТРА, которая содержит собственную силу), четырехугольна, находится в связи с Брахмой. Она должна быть укреплена внутри. Устреми (дай открыться) ПРАНУ и сознание (ЧИТТА) там на пять ГХАТИК (2 часа). Это низшая концентрация (АДХО-ДХАРАНА) укрепляет и дает всегда господство над стихией "земля". 71Тот, кто постоянно выполняет эту ПРИТХИВИ-ДХАРАНА МУДРУ, станет господином над смертью и будет странствовать по Земле в качестве адепта (СИДДХИ). МУЛАДХАРА-ЧАКРА является центром в самом нижнем (АДХА) отделе тела (от ступней до коленей). Посредством пробуждения КУДАЛИНИ в этом центре, то, что здесь понимается под прикреплением ПРАНЫ и сознания, достижением упражняющимся (САДХАКА) господства над стихией "земля", следовательно, преодоления силы тяготения, телекинеза, левитации предметов и тела и аналогичные явления, которые нам известны как происходящие на спиритических сеансах с первоклассными медиумами — все это тем самым объясняется. Йогин может не падать с высокого моста и тем самым он борется против смерти посредством "земли". 17. АМБХАСИ-ДХАРАНА МУДРА ("Печать концентрации на воде") 72Прекрасная стихия "вода" имеет форму Луны и раковины, она жасминово-белого цвета, постоянно находится в связи с нектар-БИДЖА "ВАМ" и с Вишну. ПРАНА и сознание там (в СВАДХИСТАНА-ЧАКРЕ, в крестце) должны постоянно пребывать в течение пяти ГХАТИК. Это АМБХАСИ-ДХАРАНА, которая прогоняет зло и невыносимые мучения. 73Эта АМБХАСИ является великой МУДРОЙ, и кто ее знает, является сведущим в ЙОГЕ. Даже в страшно глубокой воде он не найдет смерти. 18. АГНИ-ДХАРАНА МУДРА ("Печать концентрации на огне") 74Находящаяся в пупе стихия "огонь" треугольна, пламенно-красная как божья коровка, связана с БИДЖА "РАМ" и с Рудрой и дает успех (СИДДХИ). Укрепляя там (в МАНИПУРА-ЧАКРЕ, спинном мозгу, на высоте солнечного сплетения) ПРАНУ и сознание, пребывай так в течение пяти ГХАТИК. Эта Вайшванари-ДХАРАНА прогоняет ужасный страх смерти. 75Даже если садхак должен будет попасть в огонь, горящий светлым пламенем, благодаря этой МУДРЕ он останется живым и не подвергнется смерти. Библейская история о трех святых в огненной печи Небукаднецара (книга Даниила, 3, 21–27), как и часто происходящее чудо хождения по огню в Индии, на Ближнем Востоке и на Балканах — является примерами этой способности. 19. ВАЙЯВИ-ДХАРАНА МУДРА ("Печать концентрации на воздухе") 76Дымного цвета, словно масса смешанной глазной мази — есть внешний вид высокосаттвической стихии "воздух", которая находится в соединении с БИДЖА "ЯМ" и с Ишварой. Укрепив там, (в АНАХАТА-ЧАКРЕ, на высоте сердца в спинном мозгу) ПРАНУ и сознание, пребывай так в течение пяти ГХАТИК. Эта МУДРА известная у овладевших ею людьми как ВАЙАВИ-ДХАРАНА МУДРА, вызывает движение в КХА. 77Эта высокая МУДРА прогоняет старость и смерть. К занимающемуся не приходит смерть из воздуха и ему дается способность двигаться в КХА. Способность к "движению в КХА" (КХЕ ГАМАНА) — есть, как мы знаем, не левитация, а скорее дематериализация, которую несколько раз описал Парамахамса Йогананда в своей "Автобиографии". 20. АКАШИ-ДХАРАНА МУДРА ("Печать концентрации на эфире") 78Стихия "эфир", которая светится светом чистейшей морской воды, находится в соединении с БИДЖА "ХАМ" и в связи с Садашивой. Закрепив там (в ВИШУДДХА-ЧАКРЕ, у шейного позвонка) ПРАНУ и сознание, сохраняй это в течение пяти ГХАТИК. Это НАБХО (эфирная) — ДХАРАНА, которая открывает двери к освобождению (МОКША). 79Тот, кто знает эту АКАШИ-ДХАРАНА МУДРУ, является сведущим в ЙОГЕ. Для него не существует ни старость, ни смерть и он подлежит растворению (ПРАЛАЙЯ). При гибели мира в конце цикла (КАЛЬПА) вся материя растворяется, в то время, как все возвращается в первоначальную материю (МУЛА ПРАКРИТИ) и пребывает там. Но йогин, который владеет этими МУДРАМИ, имеет власть над первобытными веществами (стихиями) и не подвергается этому растворению. Если ему угодно, он удаляется в другие области, которые в то время деятельны, т. к. они принадлежат другим мирам. 21. АШВИНИ МУДРА ("Печать правящих кобылами") 80Сократи мышцу заднего прохода и отпусти ее. Повторяй это. Это и есть АШВИНИ МУДРА, которая пробуждает ШАКТИ. 81Эта АШВИНИ является великой МУДРОЙ. Она изгоняет болезни заднего прохода, дает силу и хорошее самочувствие и предохраняет от преждевременной смерти. АШВИНИ МУДРА отличается от БАСТИ, очевидно, специфической концентрацией мысли на пробуждении КУНДАЛИНИ, которая не в последнюю очередь посредством этой грубоматериальной поддержки все время воображаемого процесса, фактически пробуждается и пробуждается (см. наш комментарий к стиху 24, выше), что становится заметным благодаря возрастающему жару в спинномозговом канале (см. также стих 55). 22. ПАШИНИ МУДРА ("Печать петли") 82Забрось обе ступни на шею за спину, крепко держа их вместе как петлю. Это ПАШИНИ (петлевая) МУДРА, которая пробуждает ШАКТИ. 83ПАШИНИ является великой МУДРОЙ, которая сообщает силу и процветание, ее должны тщательно выполнять садхаки, которые желают достигнуть успеха (СИДДХИ). 23. КАКИ МУДРА ("Воронья печать") 84Придав рту форму вороньего клюва, вдохни через него воздух очень медленно. Это КАКИ МУДРА (воронья), которая прогоняет всякого рода болезни. Словесное содержание первой половины стиха то же самое, как при ВАТАСАРА ДХАУТИ, но в то же время, как при ДХАУТИ воздух вводится в пищевод и в желудок, при КАКИ МУДРА он вдыхается. 85КАКИ является великой, сохраняемой во всех ТАНТРАХ МУДРОЙ. Благодаря этой МУДРЕ, человек остается свободным от болезней, подобно вороне. Упомянутыми здесь болезнями являются те же самые, которые устраняются посредством дыхательного упражнения СИТАЛИ (см. ниже). 24. МАТАНГИНИ МУДРА ("Слоновая печать") 86Стоя в воде по шею, втяни воду через обе ноздри и выпусти ее обратно через рот. 87Затем втяни воду через рот и выпусти ее обратно через ноздри. Повтори это снова и снова. Это МАТАНГИНИ МУДРА. 88В уединенном, безлюдном месте выполняй эту "слоновую" МУДРУ с большой внимательностью — ты станешь сильным как слон. Техника этой МУДРЫ состоит из двух упражнений: очищение лобных пазух ВЬЮТ-КРАМА и СИТ-КРАМА. В остальном же кажется типичной индийской превосходной степенью похвалы. 25. БХУДЖАНГИНИ МУДРА ("Змеиная печать") 89Вытянув рот вперед, пей воздух через глотку. Это БХУДЖАНГИНИ (змеиная) МУДРА. Она напоминает одно из очистительных упражнений (ВАТАСАРА-ДХАУТИ). 90Все заболевания живота, какие только существуют, в особенности несварение желудка и т. п., все они в скором времени устраняются этой МУДРОЙ. 91Эта глава о МУДРАХ отгоняет все (всякого рода) болезни и сообщает огонь пищеварения тому, кто их постоянно выполняет. К нему не приходит ни старость, ни смерть, ни что-либо подобное, ни страх перед огнем, водой или воздухом. 92Кашель, астма, увеличение селезенки, проказа и слизевые болезни двадцати видов несомненно устраняются посредством выполнения этих МУДР. Последнее утверждение, как и все прочие, которые восхваляют МУДРЫ превыше всего, не являются, однако, лишь преувеличенными похвалами. Эти МУДРЫ охватывают всю технику ЙОГИ, от ее первой ступени (МАНТРА-ЙОГА) до самой высокой (РАДЖА-ЙОГА). Мы хотим это показать и при этом обнаружить скрытый смысл этих упражнений в МУДРАХ. Последовательность, в которой эти МУДРЫ здесь даны, не имеет взаимосвязи и поэтому позволяет возникнуть мысли, что как раз это бессвязное описание предназначено для того, чтобы скрыть тайну этих замечательных упражнений. Так как эти упражнения, прочтенные в приведенной последовательности, не позволяют предположить, что речь здесь идет о глубоком развитии, которое сразу станет отчетливым, как только мы рассмотрим отдельные МУДРЫ в определенной системе. Мы начнем, по-видимому, с незначительной НАБХА МУДРЫ (1): йогин должен постоянно и в любом положении жизни, при любом занятии, на каждом шагу повторять МАНТРУ и держать язык кверху, у НАБХА, "неба". Этим самым он напоминает себе о том, что мысли его также должны быть направлены к "небу", т. к. там находится место познания истины (глаз Шивы, шишковидная железа) и где бы занимающийся не находился, где бы он не концентрировался — в сердце, в месте между бровями — он должен всегда помнить, что его самой возвышенной целью является открытие "третьего глаза", и что практически вся практика ЙОГИ должна быть пред-принята с этой целью. Это начало практики — МАНТРА-ЙОГА. Cогласно учению ЙОГИ, сознание (МАНАС) пребывает во время бодрствования в АДЖНА-ЧАКРА (в середине головы на уровне места между бровями) и в сердце во время сна. Переход сознания из сердца к МУЛАДХАРА-ЧАКРЕ может происходить автоматически посредством концентрации на какой-нибудь ЧАКРЕ (или может быть вызван намеренно) и занимающийся замечает это, чувствуя заметный жар в нижнем конце позвоночника, как будто бы "расплавленное золото" постепенно втекало в спинномозговой канал. Это переход к следующей ступени — ХАТХА-ЙОГЕ. Далее следуют очистительные упражнения (ВАТАСАРА-ДХАУТИ и т. д.), которые достигают своей наивысшей точки в БХУДЖАНГИНИ МУДРЕ (2) и МАТАНГИНИ МУДРЕ (3). Пище-варительный канал и носоглотка очищаются посредством КАКИ МУДРА (4). Теперь идут телесные упражнения (АСАНЫ) — как квинтэссенция всех АСАН ПАШИНИ МУДРА (5), при которой бедренный сустав — сместе с головой, шеей и спиной — делаются подвижными и послушными, что имеет место во всех АСАНАХ. Затем следуют две важнейшие МУДРЫ — ВАДЖРОЛИ (6) (аналогичные ХАСТА ВРИКШАСАНА), т. е. "стойка на руках" и ВИПАРИТА-КАРАНИ (7), "стойка на голове" с концентрацией на пробуждении КУНДАЛИНИ — первая в качестве предварительного упражнения, последняя — как продолжительное возбуж-дение места над небом. Затем, как подготовка, следует ТАДАГИ МУДРА (8) и как главное упражнение МАХА МУДРА (9) для проведения ПРАНЫ из ИДЫ или, соответственно, ПИНГАЛЫ в СУШУМНУ с целью пробудить КУНДАЛИНИ. Этому упражнению предшествует АШВИНИ МУДРА (10). Когда сокращение и расслабление мышцы заднего прохода освоено, то оно сохраняется и соединяется с УДДИЯНА-БАНДХОЙ (11). Так возникает МУЛА-БАНДХА (12). Когда она также освоена, то упражняются в другой комбинации — МУЛА-БАНДХА с ДЖАЛАНДХАРА-БАНДХОЙ (13) — сокращение заднего прохода, соединенное с пригибанием шеи к груди. Так возникает МАХА-БАНДХА (14). Когда это сокращение заднего прохода по отдельности освоено, как совместно с сокращением диафрагмы (УДДИЯНА), так и совместно с прижиманием шеи к груди (ДЖАЛАНДХАРА), то делается попытка соединить обе эти МУДРЫ с МУЛА-БАНДХОЙ, Так достигается МАХА-ВЕДХА (15). Когда освоена также и она, то йогин должен, вместо МУЛА-БАНДХИ, соединить АШВИНИ-МУДРУ с обеими БАНДХАМИ (УДДИЯНА и ДЖАЛАНДХАРА) с твердым намерением разбудить тем самым ШАКТИ — и таким образом имеет место ШАКТИЧАЛАНА МУДРА (16). Характеризующая ее связь между ПРАНОЙ и АПАНОЙ будет установлена посредством того, что вследствие прижимания шеи к груди, ПРАНА не сможет "улетучиться" вверх, а благодаря сокращению диафрагмы АПАНА не сможет "улетучиться" вниз. Тогда взлетает "Великая птица" КУНДАЛИНИ вверх по каналу СУШУМНА. То, что здесь не идет речь только о подтягивании диафрагмы вверх, доказывает следующий текст из "ПАРАМЕШВАРА-ТАНТРЫ", в котором УДДИЯНА-БАНДХА представлена в своем скрытом аспекте:
КУНДАЛИНИ-ШАКТИ пробуждается и начинает подниматься по спинномозговому каналу. Это обнаруживается посредством возрастающего жара в позвоночнике, потому что "остроконечное пламя" приходит в движение. Тем самым начинается ЛАЙЯ-ЙОГА, третий раздел обще-го пути, который начинается посредством ЙОНИ МУДРЫ (17). Она является квинтэссенцией ЛАЙЯ-ЙОГИ и вообще каждой ЙОГИ. Под другими именами она известна как КРИЙЯ-ЙОГА у Парамахамсы Йогананды и как ЧАКРА-БХЕДА ("Проникновение ЧАКР") в КУНДАЛИНИ-ЙОГЕ. Последняя ведь является ничем иным, как ЙОНИ МУДРОЙ, независимо от того, занимаются ли сознательно отдельными ЧАКРАМИ или же это происходит автоматически, само собой. Как повторение МАНТРЫ в МАНТРА-ЙОГЕ и ПРАНАЯМЫ в ХАТХА-ЙОГЕ, так ХАРАНА (концентрация мысли) является главным упражнением в ЛАЙЯ-ЙОГЕ. Эта ДХАРАНА состоит из пятикратного овладения отдельными ЧАКРАМИ с их ТАТТВАМИ (формами эфира) — ПРИТХИВИ (18), АМБХАСИ (19), АГНИ (20), ВАЙАВИ (21) и АКАША (22). Эти пять ДХАРАН образуют лишь первую часть ЙОНИ МУДРЫ. Вторая и высшая часть ее начинается овладением шестой ЧАКРЫ (АДЖНА) с шестой стихией (мыслительное начало или МАНАС-ТАТТВА). Это ведет также к высшей ступени ЙОГИ, к РАДЖА-ЙОГЕ. Здесь медитация (ДХЬЯНА) является главным упражнением. Но так как каждая совершенная медитация означает выполнение ступеней, то она должна в себя включать основные элементы всех предшествующих ступеней. Таким образом, правильная медитация обязательно включает в себя БХАВА (представление) — элемент МАНТРА-ЙОГИ, ХА-ТХА (соединение вдоха и выдоха) — элемент ХАТХА-ЙОГИ, ЛАЙЯ (растворение мыслей в концентрации) и, наконец, САМЬ-ЯМА (погружение) — элемент РАДЖА-ЙОГИ. БХАВА-элемент вызывается упражнением ТРАТАКА, причем глаза фиксируют предмет (картину, символ) и вызывают эйдетическое представление о предмете созерцания. Если при этом закрыть глаза, то представление предмета переносится ВОВНУТРЬ головы, точно вместо, где находится гипофиз, а затем в то место, где находится "третий глаз" (шишковидная железа). Это место "третьего глаза" (ДЖНЯНА ЧАКШУС, "глаз мудрости") ощущается совсем отчетливо, если в течение некоторого времени, не мигая, с открытыми глазами смотреть на некоторый предмет и затем с закрытыми глазами представить себе этот предмет на высоте бровей, как если бы вы действительно имели "третий глаз" между бровями. Настоящий "третий глаз" находится в центре головы, где после этой ТРАТАКИ ощущается почти болезненное давление. С другой стороны можно следующим образом проверить, верно ли найдено место: если сосредоточиться на середине отрезка между кончиками ушей, то чувствуется как если бы глаза спереди были направлены на середину отрезка, соединяющего брови. Это одна из великих тайн ЙОГИ — движение сознания в пространстве между "третьим глазом" (шишковидной железой) с одной стороны, и местом между бровями с другой стороны. Это пространство в ЙОГЕ называется КХА, и движение (ЧАРА) сознания означает поэтому низшую ступень понятия КХЕЧАРА. Чтобы ощущение "третьего глаза" можно было вызвать легче и быстрее, нужно применять МАНДУКИ МУДРУ (23), при которой корень языка давит на мягкое небо, надо концентрироваться на этом месте, посредством чего, это ощущение переносится кверху, и мы само собой, приходим через гипофиз (АДЖНА-ЧАКРА) к шишковидной железе (ДЖНЯНА-ЧАКШУС). При этом должно развивать непрерывное дыхание (КЕВАЛИ), как связь вдоха (ХА) с выдохом (ТХА), т. е. ХАТХА- элемент. Если теперь ощущение места над мягким нёбом посредством только одного упражнения ТРАТАКА или даже посредством концентрации воли устанавливается, то начинается вторая часть ТРАТАКИ — концентрация (ДХАРАНА) в этом месте на предмете. Она теперь является ЛАЙЯ-элементом и наступает автоматически КЕВАЛИ. Так возникает САМБХАВИ МУДРА (24), шестая концентрационная МУДРА, с БИДЖА "ОМ" (АУМ) и богом Самбху, МАНАС-ТАТТВОЙ, господствующей в АДЖНА-ЧАКРЕ или гипофизе. Сознание должно прикрепиться к АДЖНА-ЧАКРЕ и прийти к растворению (ЛАЙЯ). Тем самым устанавливается следующая ступень — медитация (ДХЬЯНА), её последняя ступень, которая характеризует РАДЖА-элемент. Дыхание становится всё незаметнее, чувство давления в ЧАКРЕ исчезает и вместе с ним также жар, но появляется новый признак — видения (ДАРШАНА). Они приходят всегда только в момент растворения (ЛАЙЯ) дыхания (ПРАНЫ) и сознания МАНАС). "ШАТЧАКРАНИРУПАНА" (стихи 36–37), классический тантрический труд о проникновении ЧАКР (ЧАКРАБХЕДА), описывает это очень точно:
Когда приходит видение пламени, то оно указывает на последний раздел практики, на знаменитую КХЕЧАРИ МУДРУ (25), высшую из всех. Снизу поднимается язык пламени, поднимается через единственное отверстие в основании черепа (место между мягким нёбом и глоткой не является отверстием) к продолговатому мозгу вдоль турецкого седла (седла туркина) вплоть до гипофиза (АДЖНА-ЧАКРА). Отсюда он должен следовать кратчайшим путем к шишковидной железе (САХАСРАРА ПАДМА). Так странствует этот (пламенный) язык и вместе с ним сознание ведет свой путь в КХА (КХЕЧАРИ). Тем самым выполняется величайшая тайна ЙОГИ: Объединение ХА (индивидуальной души) с ТХА (Шивой, Высочайшим Всеблаженным Богом). Как же выполняется КХЕЧАРИ МУДРА? Эта важнейшая из всех МУДР имеет три формы: а) в её низшей форме язык входит в отверстие нёба, йогин впадает в транс и его тонкоматериальное тело выходит из физического тела и "странствует в КХА", т. е. в астральном свете; б) в своей более высокой форме наблюдается КХА ("небо"). Это небо не находится вовне, оно находится в самом теле, поверх нёба — вся сфера между бровями и малым мозгом является этим КХА. Тайная формула гласит: "ОМ! Облака (моего сознания) прогоняют посредством правильного напряжения и наблюдается небо для достижения (само)обладания," "Облака сознания", суть мысли, — они должны быть сосредоточены на одной точке (на предмете). Тем самым они отходят друг от друга и "небо" становится ясным, в это небо теперь следует смотреть. Чудесные видения становятся уделом такого наблюдателя. Замечательные картины (см. комментарии Вивекананды к "ЙОГА-СУТРЕ"), сцены и незнакомые события, события из собственной жизни, движутся и освещены, появляются сами собой ответы на внезапно и непосредственно заданные мысленно вопросы и проблемы, лица, существа, окруженные лучистым светом, внезапно появляются перед закрытыми глазами и медленно угасают, как выключенные лампочки накаливания, — затем ясно светящее, вспыхивающее пламя и в заключение истинные картины из других миров (при этом сознание выходит из физического тела в тонкое), или из этой жизни, из будущего, настоящего или прошлого, из хроники АКАШИ (каждое событие оставляет в астральном свете (АКАША) своё точное отражение, которое вечно и неизменно), — одним словом, познание мира, как он есть; в) в своей наивысшей форме КХЕЧАРИ является жизнью (ЧАРАНА) в БРАХМАНЕ (КХА), так как КХА означает также "БРАХМАН", Всевышний, Абсолютное. Таким образом КХЕЧАРИ МУДРА, как "седьмая концентрация", ведет к соединению ШИВЫ с ШАКТИ, ДЖИВЫ (души) и ПАРАМАТМЫ (Всеобщего духа), к самой священной и возвышенной "унис мастика" (мистическому соединению), к духовному союзу, который означает индийская "ЙОГА". Так осуществляется важнейший и большей частью тайно совершающийся праздник в Индии — Знаменитый праздник КУМБХА-МЕЛА. Согласно индийским верованиям каждый купающийся в священной воде Ганга должен очистится от всех своих грехов. Это священное купание должно происходить в определенных местах Ганга. И именно, при слиянии трех священных рек — Ганга, Ямуны и Сарасвати. Главным образом, это омовение должно происходить каждые 12 лет во время великого праздника КУМБХА-МЕЛА. Как говорится в "АМРИТАСИДДХИ": Течет между Гангом и Ямуной Теперь обе реки, Ганг и Ямуна, сливаются в нынешнем Аллахабаде и поэтому при каждой КУМБХА-МЕЛА в Аллахабаде оказывается огромное скопление людей — миллионы и миллионы, причем иногда сотни людей в этой давке лишаются жизни. В 1954 году при праздновании КУМБХА-МЕЛЫ тысячи человек (женщин и детей) были задавлены насмерть. Но никто не знает точно, где подземный поток Сарасвати действительно сливается с обеими реками — и этим объясняется тот факт, что эти миллионы верующих никогда до конца не освободятся от своих грехов. Почему они там должны очищаться от грехов? Является ли вода священного Ганга "священнее" или попросту чище, чем вода, скажем, из Иордана или какой-нибудь другой реки? Она имеет ту же самую химическую формулу (Н2О) и вдобавок некоторое число бацилл тифа, холеры, проказы, так как бедное индийское население, которое не в состоянии сжигать своих мертвецов, бросает трупы в воды Ганга и вовсе не заботится об опасности заражения других сограждан! Конечно, мы не хотим пренебрегать чисто суггестивным действием веры, — но когда в конечном счете речь должна идти о вере, то вода, как таковая, не имеет ничего общего с этим явлением, тем более, — как мы дальше узнаём из текста, — эти три потока сливаются не в природе, а в нашем теле: "Божественная Ямуна находится в ИДА-НАДИ, Под тремя слияниями понимают ЧАКРЫ: МУЛАДХАРА, АНАХАТА и АДЖНА. Купание в этой священной воде означает погружение (растворение) ПРАНЫ (КУМБХА — прекращение процесса дыхания) и сознания (забвение себя) в медитацию, в состояние САМАДХИ, на этих узловых точках, особенно в высшей (АДЖНА-ЧАКРА) — подобно тому, как святое причастие в христианской церкви является напоминанием об окончательном и действительном соединении с Богом. По словам Христа: "В тот день вы узнаете, что Я есмь в Отце моем, и вы во Мне, и Я в вас." (Евангелие от Иоанна, 16,20). Для этой КУМБХА-МЕЛА должно стать благоприятным прохождение Юпитера через определенное место (для каждого человека различное!) один раз в 12 (точнее 11,8) лет. И миллионы верующих все еще пребывают в своем схоластическом фанатизме, точно также как с другой стороны, они не знают истинного смысла "проглатывания языка"! До каких же пор! И теперь последний вопрос: каким образом йогин, который изучил эти МУДРЫ и овладел ими, победил старость и смерть? Кроме чисто гигиенического значения очистительных и оздоравливающих упражнений, эта техника МУДР имеет совершенно особое действие — проникновение центров (ЧАКРА-БХЕДА) посредством КУНДАЛИНИ и открытие ЧАКР вследствие этого. Полностью распустившиеся и раскрывшиеся ЧАКРЫ являются совершенной связью между духовным тонким телом и физическим телом. Последнее нуждается для своей жизни и процветания в предыдущем, как в образце, прообразе, по которому отмирающие клетки постоянно заменяются новыми и таким образом осуществляется обмен веществ — метаболическое равновесие. В молодом возрасте преобладает строительство новых клеток над распадом отмерших. В среднем возрасте метаболические (строительные) процессы и катаболические (разрушительные) процессы находятся в равновесии, и в преклонном возрасте распад клеток преобладает над строительством новых клеток. Теоретически человек мог бы продлить свою жизнь неограниченно, если бы ему это удалось, отвлекаясь от других причин разрушения тела, поддержать это метаболическое равновесие сколь угодно долго. Задачу, установить это равновесие устойчиво и сохранить его, выполняет, так называемое, эфирное тело — более тонкая часть физического тела, которое является мостом к тонкому или астральному телу, и которое постоянно стремится устранить и соответственно компенсировать разрушительное действие времени и других причин на физическое тело. При этом эфирное тело возмещает отмирание клеток, создавая клетки по образцу этого астрального, неразрушимого тела, но в преклонном возрасте эфирное тело теряет эту способность, которая в известных границах доступна человеческой воле. С другой стороны — эфирное тело заботится о том, чтобы не очень много более тонких энергий переходило из астрального тела в физическое через каналы ЧАКР, и защищает таким образом последнее от давящей нагрузки этих энергий. Так постепенно закрываются эти каналы и физическое тело постепенно стареет и умирает. Но, однако, если посредством могучего дыхания огненной КУНДАЛИНИ, ЧАКРЫ полностью открываются, то эта божественная энергия в полной мере течет через ставшие теперь свободными каналы, и таким образом возникает духовный обмен веществ. Уделом йогина является вечный космический круговорот божественных сил из вселенной, и поэтому так же его физическая оболочка полностью соответствует более тонкой — йогин не стареет, не умирает пока ему это угодно. Его тело есть СВАЧХАНДА-ДЕХА (подчиненное его воле). Поэтому отныне он имеет власть над всеми первобытными веществами (стихиями) материи и может составные части своего тела преобразовывать по своему желанию, он даже может свой или чей-либо внешний вид сохранять в юношеском состоянии. Так говорится в "ГАНДХАРВА-МАЛИКА":
|
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|