ТРЕТЬЕ НАСТАВЛЕНИЕ

ПРАТЬЯХАРА

Гхеранда сказал:

Теперь я тебе расскажу о великом отключении чувств (ПРАТЬЯХАРА). Посредством знания последней будут уничтожены враги, такие как любовное стремление (КАМА) и тому подобные.

Как только мыслительное начало (МАНАС), который непостоянен и склонен к странствованию, выходит (через врата чувств), ты должен его обуздывать и приводить под контроль Я (АТМА).

Этот и последующие стихи показывают сущность ПРАТЬЯХАРЫ, т. е. отвлечения мыслительного начала от чувственных объектов. Согласно учению ВЕДАНТЫ, сознание, при каждом чувственном восприятии, выходит наружу через ворота соответствующего органа и принимает форму воспринимаемого объекта.

Отвлечение этого МАНАСА от чувственного объекта и возвращение МАНАСА под власть Я называется ПРАТЬЯХАРА — "оттягивание назад" ("ХАРА" — "оттягивание", "ПРАТЬЯ" — "назад").

Испытываешь ли почести или поношения, слышишь ли ты приятные или ужасные звуки, отвлеки свое сознание от этих вещей и подведи его под контроль Я.

Охвачено ли твое сознание медово-сладким или кислым, или горьким, или еще каким-либо вкусом, отвлеки его от этих вещей и подведи его под контроль Я.

Йогины практически не дают советов в ПРАТЬЯХАРЕ и такие указания не находятся в древних текстах. Только у Яджнавалкьи указывается замечательный метод концентрации на 18 местах в теле, который он называет ПРАТЬЯХАРОЙ.

Эти места следующие:

Расстояние в пальцах b Точки концентрации

— Верхушка головы (ВИЙОМА)

3 =>

— Лоб (ЛАЛАТА)

3? =>

— Середина между бровями (Бхрумадхья)

1/2 =>

— Глаз (НЕТРА)

1/2 =>

— Корень носа (НАСАМУЛА)

4 =>

— Корень языка (ДЖИХВАМУЛА)

4 =>

— Шейная ямка (КАНТХАКУПА)

6 =>

— Сердце (ХРИДАЙЯ)

14 =>

— Пуп (НАБХИ)

2,5 =>

— Середина тела (ДЕХАМАДХЬЯ)

10,5 =>

— Пенис (МЕДХА)

9 =>

— Задний проход (ГУДА)

9 =>

— Середина верхней части бедра (УРУМАДХЬЯ)

9 =>

— Колено (ДЖАНУ)

2 =>

— Место под коленом (ЧИТИМУЛА)

1 =>

— Средний сустав ноги (ДЖАНГИЯ)

10 =>

— Лодышка (ГУЛЬПХА)

4,5 =>

— Большой палец ноги (ПАДАНГУСТХА)

Представляет интерес указание, которое дает Яджнавалкья относительно расстояния отдельных точек друг от друга. При этом концентрация идет сверху вниз, задерживаясь на отдельных точках.

"Исполненный благословения ВАЙЮ, задержи как при КУМБХАКЕ посредством ПРАНАЯМЫ, мысли внутри голвы…"

"Таким образом притягивая (ПРАНУ) с одного места на другое, держи ее (в каждом месте) в мыслях крепко, будучи освобожден от всякого зла, живи в Луне и звездах…"

Что означают эти таинственные слова мудреца?

Точно в середине головы находится продолговатый мозг (медулла облонгата), склад жизненной силы, притекающей из Вселенной ("от Луны и от звезд").

Чтобы по своему усмотрению наполнить собственное тело благословением этой космической жизненной силы, концентрируются соответственно при вдохе, а при задержке дыхания (КУМБ-ХАКА) собирают эту энергию в середине головы (в продолговатом мозгу). Отсюда эта жизненная сила расходуется по всему телу и постепенно подводится по всем названным местам.

Как утверждает Яджнавалкья, это считается йогинами как наивысший из видов ПРАТЬЯХАРЫ.

Это упражнение — конечно несправедливо — точно так же нигде не упомянуто (кроме КРИЙЯ-ЙОГИ) и уж тем более не объясняется.

Так как далее, собственно, техника ПРАТЬЯХАРЫ основана на дыхательных упражнениях, то мы отсылаем читателя к главе II.









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх