|
||||
|
Тренировка Общей физической подготовкой наиболее часто пренебрегают при занятиях спортом. Слишком много времени уделяется развитию мастерства и слишком мало развитию индивидуальных физических качеств занимающегося. Тренировка воздействует не на тело, а на «человеческий дух» и «человеческие эмоций». Необходимы интеллект и рассудительность в обращении с такими тонкими вещами. Тренировка – это психологическая и физиологическая подготовка личности к интенсивной мышечной и нервной реакции. Она подразумевает воспитание сознания, силу и выносливость тела. Она означает искусство, которое вливает эти три компонента в единое гармоничное целое. Тренировка предполагает не только знание тех средств, которые будут укреплять тело, но и знание тех элементов, которые будут вредить телу или травмировать его. Неправильная тренировка приведет к травмам. Правильная тренировка, таким образом связана с предохранением от травм и их лечением, если это все таки произошло. Разминка Разминка – это процесс, вызывающий в организме серьезные физиологические изменения, которые подготавливают его к напряженной физической работе. Для получения наибольшей пользы от разминки упражнения должны имитировать движения, которые полезны в практике. Разминка изменяет растянутость мышц, их сопротивляемость собственным движениям. Это улучшает исполнение техники и предохраняет от травм при энергичных движениях в результате следующих двух процессов: 1. Повторение техник перед соревнованием настраивает нервномышечную координационную систему на предстоящую схватку. Это также улучшает кинестатические ощущения бойца. 2. Повышение температуры тела облегчает биохимические реакции, дающие энергию для мышечных сокращений. Повышение температуры тела сокращает периоды мышечного расслабления и способствуют уменьшению жесткости. В результате этих двух процессов повышаются точность, сила и скорость движений, а также увеличивается эластичность тканей, что уменьшает вероятность травм. Ни один боец не наносит мощных ударов ногами до тех пор, пока не сделает тщательную разминку. То же самое относится к любой мышце, которой предстоит делать резкие движения. Продолжительность разминки изменяется в зависимости от условий. В балете танцовщицы разминаются два часа перед выступлением, начиная с очень легких движений и постепенно увеличивая их интенсивность и размах к моменту своего появления на сцене. Этим они снижают риск растяжения мышц, которое нарушит совершенство их движений. Спортсмены более старшего возраста стараются разминаться более медленно и более длительное время. Возможно, они нуждаются в большем времени для разминки, а может быть, они стараются избежать чувства «жгучей боли», когда становятся старше. Боевая стойка Правильная стойка есть результат эффективной внутренней организации тела, и она может быть достигнута только длительной и хорошо организованной тренировкой. Боевая стойка – это стойка очень удобная для исполнения всех техник и приемов. Она допускает полное расслабление и, в то же время, обеспечивает мышечный тонус для быстрой реакции. Правильная стойка обеспечивает три преимущества: 1. Она обеспечивает телу и его отдельным частям положения, которые механически выгодны для последующих движений. 2. Она дает бойцу возможность скрывать свои намерения, и тело бойца говорит противнику о предполагаемых движениях не более, чем лицо игрока в покер говорит о его картах противникам. 3. Она держит тело под определенным «давлением», поддерживает тонус, что очень важно для быстрой реакции и координации. Выбираемая позиция должна обеспечивать максимум свободы и расслабления в сочетании с плавностью движений в любое время. Боевая стойка должна, кроме того, быть стойкой «правильного духовного состояния». Голова В английском боксе голова рассматривается, как часть туловища и, обычно, не имеет самостоятельных движений. В ближнем бою ее следует держать прямо, кончик подбородка прижать к ключице, а сбоку подбородка находится внутренняя часть переднего плеча. Подбородок не проходит весь путь вниз, чтобы встретить плечо. И плечо не делает весь путь вверх. Они делает по пол пути. Плечо поднимается на дюйм или два, и подбородок опускается на дюйм или два (1 дюйм = 2,54 см.). Кончик подбородка не упирается в переднее плечо, исключая случай, когда вы отклоняете голову назад в крайнее защитное положение. Упирание кончика подбородка в переднее плечо поворачивает шею в неестественное положение, лишает ее поддержки мышц и препятствует правильному положению позвоночника. Кроме того, это напрягает переднее плечо, переднюю руку, мешает свободному движению и вызывает усталость. Когда подбородок опущен и плотно прижат к ключице, мышцы и кости позвоночника находятся в наилучшем положении, и только макушка головы открыта противнику. Удар в кончик подбородка невозможен. Переднее плечо и передняя рука Плечо опущено, и кисть удерживается чуть ниже, расслабленная и готовая к атаке. Вся рука и плечо должны быть расслаблены и опущены так, чтобы боец был способен сделать захват или выпад вперед, как при ударе шпагой. Положение кисти изменяется обычно по высоте от уровня бедер до уровня плеча, и кисть выдвигается от переднего плеча так далеко, как это возможно без поднимания локтя. (Для внезапного начала атаки всегда держите кисть передней руки в трудноуловимом движении). Преимущество нижнего положения передней руки без вытягивания ее вперед в том, что большинство людей слабы в защите нижней зоны. Однако, в этом случае многие способы подготовки атаки оказываются бесполезными. Голова раскрывается и становится движущейся мишенью, поэтому необходимо увеличивать безопасную дистанцию. Если атака противника базируется на подготовительных движениях, то противник частично скован и находится в невыгодных условиях. Вытянутая вперед рука может оказаться опасной слабостью и в атаке, и в защите. В атаке: 1. Возникает необходимость отведения руки назад, что предупреждает противника об атаке (в отличие от сжатой пружины). 2. Возникает необходимость подготовки к нанесению хуков. В защите: 1. Незащищенности выдвинутой вперед стороны тела. 2. Противник знает, где находится рука и может маневрировать «вокруг нее». 3. Вытянутая вперед рука «предлагает себя» для захвата. Поэтому, принимая рекомендуемую стойку, держите в секрете потенциальные возможности вашей передней руки. Заднее плечо и задняя рука Локоть задней руки опущен и находится перед короткими ребрами. Предплечье задней руки защищает солнечное сплетение. Открытая ладонь задней руки обращена к противнику и находится между противником и задним плечом, на одной линии с передним плечом. Кисть задней руки может легко касаться тела. Рука должна быть расслабленной и легкой, готовой к атаке или защите. Любая рука или обе вместе могут исполнять круговые «ткацкие» движения. Очень важно держать. руки в движении, но сохранять защиту. Туловище Положение туловища контролируется преимущественно положением передних ступни и ноги. Если передняя ступня и нога находятся в правильном положении, то туловище автоматически занимает правильное положение. Важной мыслью о туловище является следующее: оно должно формировать одну линию с передней ногой. Если передняя ступня и нога разворачиваются носком внутрь, то туловище вращается в том же направлении и, поворачиваясь боком к противнику, вы представляете для него меньшую «мишень». Если, однако, передняя ступня и нога разворачиваются носком наружу, то туловище поворачивается навстречу противнику, и вы представляете для него большую «мишень». В случае защиты более выгодна маленькая мишень, но для некоторых атак лучше использовать «открытое» положение. Особенности боевой стойки Принятая вами стойка пригодна для ведения боя в том случае, если вы постоянно находитесь в устойчивом равновесном положении, из которого можете атаковать, контратаковать или защищаться без подготовительных движений. Характерные особенности боевой стойки: – Постоянное движение и изменение, а не покой и статика. – Согнутые колени обеспечивают постоянную готовность к движению. Согнутые колени, полусогнутое туловище, легкое смещение центра тяжести вперед и немного согнутые руки характерны для положения готовности во многих видах спорта. Передняя ступня всегда должна быть минимально ограничена в движении. Если на ней слишком много веса, то этот вес потребуется перенести на заднюю ногу перед началом атаки. Такое движение означает отсрочку, а также предупреждает противника о подготовке атаки. Правильная стойка – это главное. Основные принципы боевой стойки: 1. Простая, но эффективная, психологическая и физическая настройка бойца. 2. Легкость и комфорт – ощущение тела в стойке. 3. Простота. Движение без напряжения, сохранение нейтральности, отсутствие установленных направлений движения или усилий. Выбор боевой стойки предполагает: 1. Состояние движения, как противоположность статическому положению, «постоянной» форме или позе. 2. Изменение своего положения преимущественно «мягкими» движениями, не вызывающими беспокойства у осторожного противника. 3. Приспособляемость к осторожности противника, усыпление его бдительности. Упругость ног и «живость» в их работе – ключ к этому. Пятка задней ноги приподнята над полом и, как взведенный курок, всегда готова к действию. Никогда не быть жестким и напряженным, но всегда гибким и готовым к действию. Главным арсеналом Джиткундо являются удары руками и ногами и применение силовых приемов. Правильная боевая стойка позволяет получить наиболее выгодные условия для использования этого «арсенала». Чтобы нанести эффективный удар кулаком или ногой, необходимо постоянно переносить вес тела с ноги на ногу. Это требует отличного чувства равновесия. «Естественность» означает состояние легкости и удобства, когда все мышцы могут действовать с наибольшей скоростью и легкостью. Стойте свободно и легко, избегая напряжений и мышечных сокращений. Различайте «наработанное» удобство (т.е. достигнутое в результате тренировки) и «естественное» удобство (врожденное). В естественной стойке вы будете защищаться и атаковать с большей скоростью, точностью и силой. Вы – это спина, локти, предплечья, кулаки, лоб. Вы подобны кошке, которая выгнула спину и готова прыгнуть, но, в отличие, от нее, вы расслаблены. Ваш противник не может «достать» вас. Ваш подбородок спрятан между плечами. Ваши локти защищают бока. Вы сжаты в комок. Боевая стойка – самая безопасная стойка. Поэтому: 1. Используйте такое «оружие», которое в минимальной степени нарушает боевую стойку. 2. Отрабатывайте «мгновенный взрыв» из нейтрального положения и поддержание «нейтральности». Все находится в одном постоянном и плавном течении. 3. Постоянно отрабатывайте применение всех видов «природного» оружия из боевой стойки и мгновенное возвращение в боевую стойку со всей возможной скоростью. Сокращайте промежуток времени между стойкой и действием более и более. Свобода, скорость, изменение. Прежде всего, не устанавливайте себе жестких правил. Из-за своего выдвинутого вперед положения «передние» ступня и кисть руки наносят по меньшей мере 80 % всех ударов ногами и руками. В начальный момент удара они находятся на полпути к цели. Важно, что они могут наносить быстрые и сильные удары, и одиночные и в комбинациях. Удары передними рукой и ногой должны быть поддержаны ударами задней руки и задней ноги. Координация Из всех физических качеств координация движений является одним из наиболее важных в любом виде спорта. Координация – это качество, которое позволяет личности объединить все силы и способности своего организма для эффективного выполнения действия. Прежде, чем движение начнется, должно произойти изменение мышечного напряжения по обе стороны сустава. Эффективность этих совместных мышечных усилий – один из факторов, которые определяют развитие скорости, выносливости и точности во всех видах физических упражнений. В статических положениях или медленно изменяющихся действиях, таких, как выполнение стойки на руках или удержание тяжелой штанги, мышцы по обе стороны суставов действуют только для укрепления тела в желаемой позиции. Если имеют место быстрые движения, такие как бег или метание, мышцы с одной стороны сустава сокращаются, а на противоположной стороне растягиваются, чтобы «позволить» движение. Напряжение существует по обе стороны сустава, но оно значительно меньше там, где мышцы растянуты. Любое чрезмерное напряжение в растянутых мышцах действует как тормоз и, потому, замедляет и ухудшает действие. Такие противодействующие напряжения увеличивают расход энергии при работе мышц, что выражается в быстрой усталости. Когда возникает новая задача с требованиями, отличающимися по интенсивности нагрузки, темпу, повторяемости или продолжительности, то необходимо достижение совершенно нового образца «нейрофизиологического регулирования». Поэтому, усталость, испытываемая в новой деятельности, возникает не только от использования других мышц, но и от торможения, вызванного неправильной координацией. Выдающимся свойством ведущих атлетов является легкость движений даже во время максимального усилия. Новичок характерен напряженными лишними движениями и чрезмерными усилиями. Редко встречаются «прирожденные» атлеты, которые одарены легко овладевать любой спортивной деятельностью, независимо от того, знакомы они с ней или нет. Легкость – это способность двигаться с минимальным противодействующим напряжением. Одни атлеты одарены этим больше, чем другие, но это качество может быть улучшено у всех. Боец, движения которого кажутся неуклюжими, которому никогда не удается выбрать правильную дистанцию, который не успевает реагировать и никогда не угадывает действия противника, который всегда «предупреждает» о своих намерениях прежде, чем они осуществятся, страдает, главным образом, от отсутствия координации. Боец с хорошей координацией действует всегда плавно и грациозно. Кажется, что он скользит к противнику, изменяет дистанцию с минимумом усилий и совершенно незаметно. Как правило, у него отличный тайминг, потому что его собственные движения столь ритмичны, что навязывают этот ритм действиям противника. Он может позволить изменить свой ритм для достижения определенных преимуществ, потому что отлично контролирует свои мышцы. Как правило, такой боец захватывает инициативу, вводит противника в заблуждение и, в значительной степени, управляет его реакциями. Кроме того, он действует с конкретной целью, а не с сомнительной надеждой, потому что уверен и в себе. Мышцы не содержат органов управления собой. Способ, которым мышцы действуют и, следовательно, эффективность наших движений полностью зависят от того, как нервная система управляет ими. Плохо выполненное движение есть результат импульсов, направленных от нервной системы не к тем мышцам, или посланных чуть быстрее или позднее, или посланных в неверной последовательности, или имеющих недостаточную интенсивность. Хорошо выполненное движение означает, что нервная система тренирована настолько, что посылает импульсы к определенным мышцам, заставляя эти мышцы действовать в нужную долю секунды. В то же время импульсы к мышцам-антагонистам (противодействующим) не поступают; поэтому они расслабляются. Правильно скоординированные импульсы поступают с требуемой интенсивностью и прекращаются точно в ту долю секунды, когда они более не нужны. Совершенствование координации есть скорее вопрос тренировки нервной системы, а не тренировки мышц. Переход от общей некоординированности усилий мышц к искусству высочайшего уровня есть процесс развития связей в нервной системе. Психологи и биологи рассказывают нам, что миллиарды элементов нервной системы не находятся в непосредственной связи друг с другом, но нервные волокна клеток сплетены столь тесно, что импульсы могут передаваться от одного волокна к другому посредством индукции. Точка, в которой импульс передается от одной нервной клетки к другой называется «синапс». Теория синапса объясняет, почему ребенок, который проявляет полную некоординированность при ударе по мячу, превращается в первоклассного футболиста. Тренировка мастерства (координации) есть процесс создания правильных связей в нервной системе с помощью упражнений (тренировка точности). Каждое исполнение укрепляет соответствующие связи и делает последующее исполнение более легким и уверенным. Напротив неупотребление связей приводит к их ослаблению и делает исполнение движений более трудным и неуверенным, поэтому необходима постоянная тренировка. Потому ясно, что мы не можем добиться мастерства только реальным исполнением действий, которые мы пытаемся изучить. Мы учимся только действуя или реагируя. При формировании связей знайте, что действия ваши будут настолько экономны, насколько эффективно используете вы энергию и движение. Чтобы стать чемпионом требуется состояние готовности, которое позволяет с удовольствием переносить даже очень тяжелые тренировки. Чем больше готовность личности к нагрузкам, тем большее удовлетворение она испытывает от них, и чем меньше готовность, тем больше недовольство от них. Не отрабатывайте сложных движений, когда вы устали. В этом случае происходит подмена грубыми движениями движений тонких и общими усилиями усилий специфических. Помните, ошибочное движения вызывает регресс атлета (движение назад, ухудшение). Поэтому спортсмены отрабатывают и изучают сложные движения только «свежими». Когда спортсмен устает, он переходит к задачам, требующим грубых движений, применяемых, главным образом, для развития выносливости. Точность Точность движения означает «правильность» и обычно используется в смысле «точность приложения силы». Точность появляется от контролируемых движений тела. Эти движения должны выполняться с минимальной силой и напряжением, но достигать желаемого результата. Точность может быть достигнута только длительной практикой и тренировкой. Это правило верно для всех: для начинающего и опытного бойца. При достижении мастерства сначала отрабатывают правильную технику движения, потом его точность в сочетании со скоростью и, наконец, движение выполняют с большой силой и скоростью. Зеркало окажет вам хорошую помощь в достижении точности, обеспечивая постоянную проверку стойки, положения рук и техники движений. Сила Чтобы быть точными (правильными) удары или броски должны «исходить» из туловища, как от основы, которая обладает достаточной силой для сохранения равновесия во время движения. Для исполнения определенного движения мозг направляет нервные импульсы к работающим мышцам, чтобы в нужное время привести в действие достаточное количество мышечных волокон. Одновременно импульсы к мышцам-антагонистам ослабляются, чтобы расслабить их и уменьшить их противодействие. Все это способствует эффективности движений и лучшему использованию имеющейся в наличии силы. Встречаясь с необычной задачей, спортсмен стремится к сверхмобилизации своих сил и прикладывает больше мышечных усилий, чем требуется. Это означает недостаток «знаний» у рефлекторной нейромышечной координационной системы. Мощным атлетом является не «сильный» атлет, а тот, кто может использовать свою силу быстро. Так как энергия определяется силой, временем и пространством, скоростью, то атлет, делающий быстрые движения, увеличивает свою энергию, даже если сокращения его мышц, дающие силу, остаются неизменными. Понятно поэтому, что легковес, у которого замах быстрее, может ударить так же жестко, как тяжеловес, у которого замах значительно медленнее. Атлету, который наращивает мышцы тренировкой с отягощениями, будет очень полезна работа на скорость и гибкость. Гармоничное сочетание скорости, гибкости, выносливости и силы, позволяет добиться успеха во многих видах спорта. В рукопашном бою сильный человек без указанных выше качеств будет похож на быка, бесполезно преследующего матадора, или на грузовик, гоняющийся за кроликом. Выносливость Выносливость развивается жесткими и постоянными упражнениями, которые нарушают «устойчивое» физиологическое состояние и временно создают состояние почти предельное, при котором развиваются значительные дыхательные и мышечные нарушения. Лучшей формой упражнений на выносливость является соревнование. Конечно, бег и «бой с тенью» являются необходимыми дополнительными упражнениями на выносливость, но вы должны выполнять их в «рваном» ритме, нарушающем нейрофизиологическое регулирование. Многие начинающие атлеты не готовы к «жесткой» тренировке. Они должны доводить себя до изнеможения, а потом давать себе соответствующий отдых, чтобы в последствии еще более увеличивать мощность своих усилий. Многочасовая работа, состоящая из множества коротких высокоскоростных движений, чередуемых с периодами умеренной, активности, является лучшим способом тренировки выносливости. Четыре гипотезы по развитию выносливости: 1. Выносливость может быть развита большим количеством спринтов, чередующихся с легким бегом. 2. Каждый вид спорта развивает выносливость, характерную для определенного соотношения скоростей. 3. Тренинг на экстремальную выносливость должен включать значительно более объемную и более длительную работу, чем обычно. 4. В тренировках следует использовать случайные изменения темпа движений, что позволяет включать различные мышечные волокна. Объем упражнений для развития выносливости необходимо постоянно и осторожно увеличивать. Шесть недель – это предельный минимум для видов спорта, требующих выносливости, шесть недель – это только начало. Для достижения вершины потребуются годы. Выносливость быстро теряется, если прекратить заботу по ее сохранению. Равновесие Равновесие есть наиболее важный элемент боевой стойки. Без постоянного равновесия боец не может действовать эффективно. Равновесие достигается только правильным положением тела. Ступни, ноги, туловище, голова – все играет роль в достижении и сохранении равновесия. Все они – звенья механизма передачи силы тела. Удержание ступней в правильном взаимном положении помогает сохранять правильное положение тела. «Широкая» стойка позволяет достичь жесткости и силы удара, но приводит к потерям скорости и эффективности движений. «Узкая» стойка позволяет добиться скорости, но теряется сила и равновесие, потому что нет «устойчивой базы», от которой можно работать. Секрет постоянного и надежного равновесия в стойке заключается в том, чтобы держать ступни точно под телом (под проекцией центра тяжести тела). Это значит, что ступни должны быть на средней ширине. Вес тела распределяется на обе ноги поровну или (как в английском боксе) смещается слегка вперед на переднюю ногу. Передняя нога фактически прямая, но ее колено свободное, расслабленное, не закрепощенное. Передняя сторона тела образует прямую линию от пятки передней ноги к вершине переднего плеча. Такая стойка обеспечивает расслабление, скорость, равновесие, легкость движений и ужасающую силу удара. Во многих видах спорта подготовительная стойка содержит, как элементы «согнутое» или «полусогнутое» положение туловища и смещенный вперед центр тяжести тела. При сгибании переднего колена центр тяжести смещается немного вперед. Пятка передней ноги обычно касается земли, даже если колени согнуты. Легкий контакт пятки с землей помогает сохранять равновесие и уменьшает напряжение. Всегда поддерживайте естественное расстояние между ступнями ног. Благодаря соблюдению этого правила, у вас всегда будет прочная стойка, и у вас никогда не будет опоры только в одной точке. Не позволяйте своим ступням скрещиваться, и вы никогда не потеряете равновесия, вас никогда не собьют с ног. Полезные для сохранения правильной стойки привычки. 1. Опускать центр тяжести тела. 2. Располагать ступни примерно на ширине плеч. 3. Вес тела держать на подушечках ступней. 4. Редко выпрямлять колени, даже при беге. 5. Поддерживать непрерывное движение (перемещение) центра тяжести тела. Быстрые и точные перемещения центра тяжести тела являются характерной чертой спортсменов в игровых видах спорта, которые требуют резких и частых изменений направления движений. Эти полезные привычки характерны для состояния готовности в движении и в статике в равной мере. Все их можно отметить у спортсменов перед и немедленно после каждого действия, при подготовке к последующему действию. Даже когда необходимо сделать внезапное движение, хорошего спортсмена трудно застать с полностью вьпрямленным коленом или любым другим суставом. Из наблюдений за хорошими бегунами происходит известная пословица: «Хороший атлет всегда бежит так, как если бы ему срочно потребовались штаны». Равновесие есть контроль собственного центра тяжести. Когда необходимо двигаться быстро, мастер передвигается маленькими шажками так, что центр тяжести редко выходит из под контроля. Наклоны тела при подготовке ударов компенсируют возможную потерю равновесия от вытягивания рук или ног. Следует иметь хорошее равновесие в движении, а не в покое. Центр тяжести бойца изменяется непрерывно, смещаясь при собственных действиях и действиях противника. Замах кулаком или ногой, промах при ударе означают мгновенную потерю равновесия. В этот момент контратакующий боец обычно имеет преимущество. Но нападающий будет в достаточной безопасности, если он находится в правильной боевой стойке. Проводите контратаку в момент, когда противник потерял равновесие и пытается его восстановить. Равновесие должно быть под постоянным контролем, чтобы боец не терял его в середине действия. Для атаки центр тяжести должен быть незаметно смещен на переднюю ногу, чтобы обеспечить задней ноге и ступне свободу для очень коротких, очень быстрых и очень резких, выпадов. Для защиты центр тяжести следует сместить на заднюю ногу так, чтобы дистанция увеличилась и больше времени было для защитных и ответных действий. Всегда сохраняйте равновесие для другого удара ногой или рукой. Остерегайтесь потери равновесия. Полезные советы для тренировок Ощущайте правильное положение ступней по отношению друг к другу, и положение тела при выполнении атакующих комбинаций, отступлении и контратаке. Запоминайте их наилучшую позицию во время всех ударов. Почувствуйте свою равновесную стойку. Вы должны уметь наносить удары в движении. Почувствуйте разницу между устойчивым равновесием и неустойчивым положением. Двигайтесь вперед-назад и в стороны. Координируйте перемещения с нанесением ударов руками и ногами, убедитесь, что у ваших ударов есть скорость и сила и, прежде всего, что вы можете хорошо удерживать равновесие и восстанавливать его в случае потери. Одно из лучших упражнений для развития чувства равновесия, безусловно, прыжки через скакалку, но не бессистемные, а более близкие к реальному применению. Сначала прыгайте на одной тоге. После этого меняйте ноги после каждого оборота скакалки, (это не так просто, как кажется) и ускоряйте движение, как только возможно. Доведите время прыжков до трех минут (продолжительность раунда), потом минутный отдых, и вновь три минуты прыжков. Три «раунда» прыжков в различных положениях свидетельствуют о готовности к серьезной работе. Ощущение тела Ощущение тела представляет собой гармоничное взаимодействие тела и духа, которые тесно связаны между собой. Ощущения тела в атаке. Физические: 1. Сохранение равновесия до, во время и после атаки. 2. Сохранение «непроницаемой защиты» до, во время и после. 3. Способность прерывать противника и ограничивать его подвижность. 4. Сохранение бодрости. Духовные: 1. Желание поразить цель. 2. Постоянная готовность в защите и атаке. 3. Сохранение бдительности, постоянное наблюдение за действиями и реакцией противника, чтобы приспособиться к нему. 4. Способность передавать разрушающие факторы на подвижные цели. Ощущения тела в защите. Физические и духовные: 1. Изучение действий противника – отмечайте движения, сигнализирующие о его намерениях. 2. Способность предугадывать второе и третье движения противника, сигнализирующие о его намерениях – «читайте» его стиль, так вы решите задачу разрушения его простых атак. 3. Ловите момент беспомощности противника. 4. Извлечение преимущества из обычного стремления противника «дотянуться» до вас. 5. Выведение противника из равновесия при любой возможности. Сохраняя при этом собственное равновесие. 6. Защищайтесь эффективно, даже отступая. Используйте для этого все возможности – уходы, уклоны и т.п. Примите равновесную стойку для завершающих ударов руками и ногами. 7. В подходящий момент мгновенно атакуйте: а) с правильной координацией движений; б) с правильной дистанции; в) с правильным таймингом. Хорошая форма Состояние хорошей формы означает способность к наиболее эффективному достижению своей цели, т.е. с минимумом движений и минимальными затратами энергии. Чтобы сохранять энергию, используйте минимальное ее количество для достижения поставленной цели, избегайте ненужных движений и мышечных напряжений, которые утомляют без достижения какого-то полезного результата. Воспитание нейромышечного ощущения Первый шаг состоит в достижении чувства расслабления. Второй шаг состоит в тренировке способности расслабления по желанию. Третий шаг состоит в достижении способности к расслаблению по желанию даже в потенциально опасных ситуациях. Способность чувствовать напряжение и расслабление мышц, знать, что мышцы делают, называется кинестатической чувствительностью. Кинестатическая чувствительность развивается сознательным перемещением тела и его частей в заданную позицию и запоминанием ощущений этого. Эти ощущения равновесного и неравновесного положений, грациозности или неловкости, служат средством постоянного управления телом во время движения. Кинестатическое чувство следует развивать до такой степени, чтобы возникло чувство неудобства, если движение выполняется с усилием (даже минимальным), и не достигает наилучшего результата (это относится к боевой стойке). Расслабление —это физическое состояние, но контролируется оно внутренним состоянием (сознанием). Расслабление достигается постоянным усилием по контролю мысли и образа действия. Это требует осознанной практики и готовности мыслить по-новому и действовать по-новому. Расслабление определяется степенью напряжения мышц. В спорте существует общее правило: не напрягать действующие мышцы более, чем этого требует выполняемое движение, максимально расслаблять мышцы-антагонисты и постоянно сохранять необходимый тормозящий контроль. Мышцы всегда находятся в состоянии легкого напряжения, это естественно. Но когда они напрягаются слишком сильно, мы теряем скорость движений и мастерство (ухудшается техника). Главной причиной в этом случае является перенапряжение мышц-антагонистов. Малое напряжение действующих мышц означает меньшие потери энергии. Напряжение мышц-антагонистов приводит к лишним затратам энергии, вызывает скованность или сопротивление движению. В координированных эффективных и красивых движениях противоположные мышцы должны быть способны легко расслабляться и растягиваться. Расслабление в спорте зависит от воспитания психологического равновесия (самообладания) и постоянного контроля своих эмоций. Расслабленный техничный спортсмен использует свою энергию очень полно и конструктивно, накапливает ее, когда это необходимо. Это не означает, что он вялый, двигается и думает медленно, что он беспечен или безразличен. Расслабление в значительной степени зависит от расслабления мышц, в значительно большей степени, чем от сознания или внимания. Энергия, сохраненная благодаря правильной технике (эффективной механике движений), «превращается» в повышенную выносливость. Или более мощный удар. Более опытные спортсмены рассматривают хорошую спортивную форму, как состояние «консервации» энергии. Все великие спортсмены экономят энергию, потому что их техническое мастерство позволяет сделать каждое движение более эффективным – они редко делают бесполезные движения, и их подготовленное тело использует при движений мало энергии. Всегда стремитесь к достижению хорошей формы. Учитесь двигаться легко и плавно. Начинайте свою тренировку «боем с тенью» для расслабления мышц. Сначала концентрируйте свое внимание на технике, и потом на более «жесткой» работе. Освоение прочного «фундамента» и постепенное развитие – вот секрет превращения в великого бойца. В большинстве случаев каждый технический прием отрабатывается в обе стороны для гармоничности и одинаковой эффективности обеих «сторон» бойца. Главное при этом – не нарушать фундаментальных механических принципов техники. Экономия движений Существует наилучший способ решения каждой задачи. Наиболее важные принципы совершенствования движений следующие: 1. Для преодоления сопротивления необходимо использовать силу энергии. 2. Сила энергии должна быть сведена к минимуму, если ее необходимо преодолевать усилием мышц. 3. Непрерывные круговые движения требуют мышечных усилий в меньшем количестве, чем прямолинейные движения с внезапным и резким изменением направления. 4. Если мышцы, включающиеся в работу, не встречают сопротивления, то движение будет свободным и плавным. В этом случае все движения будут быстрее, легче и точнее, чем ограниченные (выполняемые в определенных пределах) или контролируемые движения. 5. Работа в легком естественном ритме приводит к плавным и автоматическим движениям. 6. Колебания или ежеминутные остановки должны быть исключены при исполнении движений. Очень полезно менять собственный стиль, приспосабливаясь к различным обстоятельствам, но не меняйте свою базовую форму (основную технику). Под изменением стиля я понимаю изменение вашего плана атаки. Хорошую форму можно определить, как специфическую технику, которая позволяет бойцу достичь максимальной эффективности действия. Равновесие – это «жизнь» хорошей формы ( т.е. оно совершенно необходимо для эффективной техники). Удары кулаком или ногой не будут иметь достаточной мощности до тех пор, пока равновесие и отличный тайминг не дадут им соответствующую базу. Прежде всего запомните: если вы напряжены, вы теряете гибкость и тайминг, которые столь важны для успеха в бою. Поэтому постоянно отрабатывайте нейромышечные ощущения экономных движений. Визуальное восприятие Овладение высокой скоростью визуального восприятия (распознавания зрительных образов) есть то, с чего следует начинать. Ваша тренировка должна содержать короткие и концентрированные, ежедневные упражнения в быстром видении, «схватывании» зрительных образов. Высокая скорость восприятия окружающей обстановки есть результат обучения, а не наследственности. Человек с замедленной реакцией или медленными движениями может компенсировать свою медлительность быстрым восприятием окружающей обстановки. Скорость восприятия уменьшается при отвлечении внимания наблюдателя и наоборот —меньше возможностей выбора – быстрее действие. Когда отдельное движение необходимо быстро распознать среди нескольких похожих, каждое из которых требует различной реакции, время восприятия (распознавания) увеличивается. Реакция выбора всегда более длительная, чем простая реакция. Этот принцип есть основа тренировки приемов с точки зрения нейрофизиологического регулирования. Стремитесь к инстинктивной экономичности движений. Инстинктивное движение, будучи простейшим, является одновременно наиболее быстрым и наиболее точным. Переход от управления к рефлекторному контролю происходит, когда восприятие спортсмена перемещается с мелких деталей (механика исполнения) на более крупные и, наконец, на движение в целом, без размышления в каждой отдельной его части. Привычка «рассеивания» внимания на более широкую область помогает быстрее заметить «бреши» в защите противника. Для более быстрого восприятия, внимание должно быть полностью сосредоточено на исследуемом предмете (например: спортсмен подготовленный к команде «Марш!», среагирует на нее быстрее противника, который к такой команда не готов). Эксперименты показывают, что акустические сигналы, когда окружающее скрыто для спортсмена, вызывают более быструю реакцию, чем визуальные сигналы. Используйте акустические сигналы вместе с визуальными, если это возможно. Помните, однако, что фокусированное внимание на движении «в целом» вызывает более быстрое действие, чем стремление услышать или увидеть «намек» на движение. Учитесь отбрасывать ненужные реакции выбора (минимизируйте их), одновременно заставьте противника выбирать из множества «ответов». Хороший боец всегда стремится поставить своего противника в ситуацию с замедленной реакцией выбора (состояние «неопределенности»). Приемы отвлечения внимания (обманные движения, финты) служат бойцу для управления вниманием противника, и заставляют противника колебаться при выборе действия. Конечно, дополнительное преимущество достигается, если удается спровоцировать противника на действие в нужном направлении. Нападающий, который может наносить удары кулаком или ногой только с одной стороны, позволяет обороняющемуся противнику действовать быстрее, за счет «одностороннего» фокусирования внимания (уменьшения размеров зоны наблюдения). Человек реагирует на быстрое движение к глазам инстинктивным миганием. В поединке такое мигание необходимо контролировать, иначе противник может спровоцировать эту реакцию и использовать момент мигания для удара рукой или ногой. Центральное зрение означает, что глаза и сознание фокусируются в одной точке. В периферическом зрении, глаза фокусируются в одной точке, а сознание рассеивается по большому полю. Центральное зрение можно характеризовать, как ясное и чистое, а периферическое, как «туманное» (краешком глаза). В бою необходимо «рассеивать» свое сознание на широкую область, чтобы полностью использовать свое периферическое зрение. Упражнение: Учитесь вытягивать указательный палец и приказывайте ученику сосредоточить внимание на кончике пальца. Затем указательным пальцем другой руки в поле зрения ученика медленно рисуйте буквы и цифры. Ученик должен «рассеять» свое сознание так, чтобы распознавать фигуры без изменения «фокуса» глаз. Поле зрения увеличивается с увеличением дистанции и уменьшается вблизи. Общеизвестно, что следить за работой ног противника легче, чем за работой его рук, так как ноги двигаются значительно медленнее. Скорость Типы скорости: 1. Скорость восприятия (скорость распознавания зрительных образов). Определяется способностью сознания увидеть «бреши» в защите противника. 2. Скорость осмысления. Определяется способностью сознания выбирать правильное движение для разрушения атаки противника и проведения своей контратаки. 3. Начальная скорость. Определяется экономичным началом движения из правильной позиции и соответствующим психическим настроем. 4. Скорость исполнения. Определяется быстротой движения при исполнении выбранного движения, зависит от скорости сокращения мышц. 5. Скорость изменения. Определяется способностью изменять направление движения в процессе его выполнения, требует контроля равновесия и инерции. Желательные качества для увеличения скорости: 1. Подвижность. 2. Пружинность, упругость, эластичность. 3. Сопротивляемость утомлению (т.е. выносливость и физическое здоровье.) 4. Физическая и психическая готовность. 5. Воображение и предвидение. Упражнения, которые совершенствуют технику движения являются необходимыми для бойца. Многие даже не представляют, как сильно зависит их скорость от экономичности движений (т.е. хорошей формы и хорошей координации). Постоянная «техническая» тренировка (совершенствование техники движений) является очень важной. Некоторая эмоциональная стимуляция очень помогает в этом. «Бой с тенью» – прекрасное средство развития подвижности и скорости. Сосредоточьте свое внимание на работе! Вообразите, что ваш злейший враг, если у вас такой есть, находится перед вами и покажите ему все, что вы можете. Используйте свое воображение до предела, попытка предвидеть движения вашего воображаемого противника позволит вам «работать» в реальном боевом состоянии духа. «Бой с тенью» поможет выработать «второе дыхание», повысить скорость, даст новые идеи и поможет сознанию запоминать технические действия, пригодные для применения в случае необходимости. Экономичность движений и расслабление мышц увеличивают скорость. Одно из важнейших требований, которое необходимо помнить спортсмену, участвующему в соревнованиях: необходимо преодолеть в себе естественное стремление «стараться слишком сильно» – спешить, напрягаться и давить, и пытаться форсированно выиграть бой. Если боец насилует себя, стараясь показать «все, на что способен», то его стремление превосходит его физические возможности. Результат можно определить понятием «общее усилие», тогда как требуется усилие «специфическое». Общее напряжение и ненужные сокращения мышц действуют, как тормоз, снижают скорость, растрачивают энергию. Тело работает лучше, если спортсмен «дает ему свободу», а не пытается управлять им. Когда атлет бежит быстро, как только может, он должен чувствовать, что не может бежать быстрее. Основные факторы, влияющие на увеличение скорости движений: – Предварительная разминка (разогрев для уменьшения вялости, увеличение эластичности и гибкости для настройки систем организма на более высокий темп движений (сердцебиение, поток крови и давление, подготовка дыхания). – Предварительный мышечный тонус и частичное напряжение. – Соответствующая стойка. – Правильная фокусировка внимания. – Превращение стимулированного восприятия в быстро воспринимаемые привычки. В результате этого происходит превращение сложных движений в привычные действия, выполняемые быстро и интенсивно. После приложения импульса силы в процессе проведения броска или при нанесении удара по криволинейной траектории, скорость движения можно значительно увеличить без приложения дополнительной силы, резко укорачивая радиус дуги. Этот эффект можно наблюдать в технике метателей молота. Или технике игроков в бейсбол. Щелчок кончиком полотенца или кончиком кнута являются общеизвестными приемами этого, так называемого, принципа «укороченного рычага». Движения человеческого тела при бросках, подобны движению кончика кнута, или движению спиральной пружины, они являются замечательным феноменом. Движение тела может начаться с толчка пальцев ног, развиваться распрямлением колена и туловища, дополняться вращением плеч, взмахом верхней части руки и, достигать кульминации в щелчке предплечьем, запястьем и пальцами. Тайминг здесь такой, что каждая часть тела добавляет свою скорость к скорости остальных. Принцип укороченного рычага используется для того, чтобы увеличить скорость раскрутки или удара хлыстом. Вращение каждой части тела вокруг ее собственного сустава, который является осью вращения, выполняется с высокой скоростью для этой отдельной части, но каждая часть при таких условиях получает чудовищное ускорение, потому что вращается она вокруг оси, уже получившей большое ускорение. При броске мяча все накопленные скорости тела передаются в локоть в момент, когда предплечье завершает бросок быстрым вращением в локтевом суставе (ось вращения). Большинство дальних бросков и ударов по дуге (типа ути или маваси) иллюстрируют этот принцип увеличения скорости. При ударе рукой человек начинает удар импульсом от ступни. Важным аспектом этого сложного ускоряющего движения является введение каждой части тела в действие, как можно позднее. Чтобы получить наибольшее преимущество от величины ускорения его оси вращения. Руку держат так далеко сзади, что мышцы груди, тянущие ее вперед, напрягаются и растягиваются. Завершающий щелчок запястья при ударе «оттягивается» до самого последнего момента перед контактом. В футболе профессиональный игрок тянет последний щелчок в колене и ступне до момента контакта с мячом или даже чуть-чуть позже. Это ускорение в последний момент называется в боксе «блоком через человека» или «ударом через человека». Главный принцип заключается в том, чтобы увеличить ускорение до удара. Независимо от дистанции конечная фаза движения должна быть быстрейшей. Сохраняйте это возрастающее ускорение до тех пор, пока сохраняется прочный контакт с целью. Эту концепцию, однако, иногда путают с идеей о полном свободном незаторможенном движении тела под воздействием силы инерции после того, как контакт прекратился. Эта идея верна только в том случае, если такое расслабленное завершение удара не будет тормозить следующее движение. Скорость – понятие сложное, так как зависит от многих факторов. Она зависит от скорости распознавания и от скорости реакции. Чем сложнее ситуация, на которую необходимо реагировать, тем медленнее реакция происходит. Вот почему столь эффективны финты. Спортсмен может увеличить свою скорость, научившись правильно оценивать обстановку (фокусировать внимание) и применять соответствующие подготовительные позиции. Скорость, с которой он может сокращать свои мышцы, является важной составляющей его общей скорости. Определенные физические принципы влияют на скорость: чем короче радиус дуги, тем быстрее движение; чем длиннее траектория движения, тем больший импульс силы передается; для увеличения скорости вращения необходима центровка веса; суммирование нескольких последовательных движений позволяет увеличить результирующую скорость этих движений. Вопрос, на который спортсмен должен ответить – «Какой принцип увеличения скорости наиболее эффективен для него лично, для его метода тренировки?» Часто важнее бывает не быстрота движения, а то, как быстро оно достигает цели. Тайминг Скорость и тайминг взаимно дополняют друг друга. Скорость при нанесении удара потеряет большую часть своего значения при отсутствии тайминга правильного удара. Время реакции Время реакции – это отрезок времени между раздражением и реакцией на него. Можно дать два более полных определения: 1. Время, которое проходит от появления раздражения или сигнала к действию до начала движения мышц. 2. Время, которое проходит от появления раздражения до завершения простого мышечного сокращения. Оба определения содержат время, необходимое для восприятия (распознавания сигнала). Если распознается такой простой сигнал, как выстрел ружья или взмах флажком, то возможностей для увеличения скорости распознавания мало. Техника подготовительных движений может быть улучшена так, что время реакции уменьшится. Сосредоточение внимания восприятия на моторном акте (раздражитель) может сократить время реакции. Постоянным фактором во втором определении является скорость мышечного сокращения. Общее время реакции складывается из трех составляющих: 1. Время, необходимое раздражителю чтобы достичь приемника (т. е. аудио, визуально, тактильно и т.д.). 2. Плюс время, необходимое мозгу» чтобы направить импульс по нужному нерву к нужной мышце. 3. Плюс время, необходимое мышце чтобы прийти в действие после полученного импульса. Время реакции увеличивается под воздействием следующих факторов: 1. Нетренированность любых систем организма. 2. Усталость. 3. Рассеянность. 4. Эмоциональные нарушения (например: гнев, страх и т.д.). Время реакции противника увеличивается: 1. Сразу после завершения техники (приема). 2. Под воздействием ложных раздражителей (комбинация их). 3. Когда он вдыхает. 4. Когда он собирается с силами. 5. Когда его внимание или взгляд отвлечены. 6. В общем, когда он физически или психологически выведен из равновесия. Разминка, физиологическое состояние и степень мотивации – все влияет на общее время реакции. Время движения. Время движения в Джиткундо сравнимо со временем простого действия в фехтовании. Это время необходимо фехтовальщику для выполнения одного простого фехтовального движения (движение руки или шаг вперед). Время исполнения простого движения заметно изменяется в зависимости от скорости конкретного бойца. Проведение внезапной атаки или уклонение от лезвия, когда противник пустил его в ход, являются примерами действий, выполняемых вовремя. Если действие выполняется вовремя, то нет необходимости в быстром или судорожном движении. Движение, которое начинается из состояния «покоя» без видимой подготовки и выполняется плавно без колебаний, может быть столь внезапным, что настигает противника прежде, чем он его заметит. Вынуждайте противника увеличивать время движения: 1. Сбивайте его ритм. 2. Захватывайте и «сковывайте» его (иммобилизация). 3. Провоцируйте преждевременную реакцию противника в первой половине вашей атаки. 4. Упреждайте его движения и расчеты. Действие, даже технически совершенное, может быть разрушено опережающими ударами противника. Поэтому, очень важно точно определить правильный момент для атаки, когда противник не готов к ней психически или физически и не может избежать удара. Тайминг – это способность рассчитать правильный момент для атаки и воспользоваться возможностью для действия. Тайминг можно анализировать с точки зрения физических, физиологических и психологических аспектов. Наносите удар, когда противник «в середине» движения (физиологический аспект). Наносите удар, когда противник в состоянии растерянности, когда его концентрация ослабевает (психологический аспект). Наносите удар в условиях изменяющихся циклических напряжений мышц (физиологический аспект). Правильный момент можно или почувствовать инстинктивно или спровоцировать сознательно. Хороший боец должен скорее чувствовать свой шанс на удачу, чем осознавать его. Упражнения для развития тайминга: 1. Отрабатывайте удержание правильной дистанции. 2. Атакуйте, когда партнер изменяет свою позицию или «оттягивает свое оружие» (т.е. используйте «обратный ход» рук и ног противника). 3. Отрабатывайте удар с уклоном, простую атаку в момент попытки противника вступить в бой. Удар с уклоном следует использовать против прямого, полукругового или кругового ударов (т.е. ударов типа цуки и ути). Стремитесь к быстрому удару и не жертвуйте скоростью ради силы. Мощный удар рукой или ногой зависит от двух факторов: а) соотношения рычагов; б) тайминга. Тайминг неразрывно связан с эффективным действием «системы рычагов», но обратное утверждение необязательно является верным, человек не нуждается в силе или весе, чтобы нанести мощный удар. Тайминг – вот секрет мощного удара. Тайминг ударов в боксе означает искусство нанесения ударов противнику, когда он движется вперед или спровоцирован на движение вперед. Хороший боец постоянно наблюдает за противником и при любой возможности берет инициативу и оказывает влияние не реакцию противника. Тогда его действия выполняются целенаправленно и без колебаний. Это требует уверенности в себе и не каждый, повторяю, не каждый может овладеть действительно тяжелым ударом через отличный тайминг, если он не полностью уверен в себе. Рваный ритм. Обычно два бойца одинакового уровня могут следовать движениям друг друга, и, если у них нет существенного различия в скоростях движений, очень вероятно, что их поединок «зайдет в тупик». Действия атакующего и обороняющегося выполняются почти в одном ритме. Между бойцами устанавливается своеобразная «связь», которая делает правильный тайминг движения каждого зависимым от предыдущего движения. Хотя и существует небольшое преимущество в инициативе атаки, оно должно быть поддержано более высокой скоростью, чтобы добиться успеха. Однако, если боец использует «рваный ритм», скорость не является решающим фактором его атаки или контратаки. Если ритм движений установился, то существует тенденция сохранять его. Другими словами, каждый человек – это «метроном» установленного им ритма. Боец, который может разорвать этот ритм короткой паузой или внезапным движением, может выиграть атаку или контратаку, обладая умеренной скоростью. Его противник, который подобно «метроному» сохраняет предыдущий ритм, должен перестроиться, чтобы среагировать. Он получит удар прежде, чем это произойдет. Вот почему удар вне ритма обычно является эффективным – он поражает свою жертву неожиданно. Тайминг следует чувствовать и совершенствовать прежде всего, как психологическую проблему. Нарушение ритма опирается на тот факт, что противник хотя бы долю секунды продолжает последовательность движений, которая внезапно была нарушена. Иногда тайминг используют в атаке с многочисленными угрожающими движениями (финтами). Если обороняющийся принимает предлагаемый ритм атаки и пытается парировать все мнимые угрозы, то легкой паузой можно разрушить ритм и обеспечить удобную возможность для завершающей атаки. В других случаях, когда противник уже начал движение вперед или делает угрожающие финты, вы можете нарушить ритм, сначала реагируя так, как он ожидает, а потом внезапно провести контратаку, тогда как противник думает, что вы следуете его замыслу. Вы выиграете, потому что противник как «метроном» продолжает свои финты и не может приспособиться к необходимости защищаться до тех пор, пока вы не поведете в счете. Таким образом, тайминг в этом случае означает, что вы начинаете свою атаку в тот момент, когда ваш противник только готовится к своей (вы упреждаете атаку противника). Тайминг дает вам преимущество в виде короткого интервала времени, которое необходимо противнику, чтобы перестроиться на отражение вашей атаки. Один такт и полтакта. Об атаке, выполненной в момент, когда движение противника было на полпути, говорят, что она выполняется на полтакта. Когда боец снижает ритм противника, вызывая (провоцируя) его или исполняя свои удары на один такт, то он может потом «нарушить покой» ударом на полтакта. Этот метод нарушения ритма часто лишает противника духовного и физического равновесия, необходимых для защиты. Каданс. Скорость, отрегулированная до совпадения со скоростью противника, называется «каданс». Это есть специфический ритм, обеспечивающий успешное выполнение движений. Правильно рассчитанный каданс позволяет полностью контролировать каждый удар. Такой контроль помогает бойцу с большой легкостью выбирать приемы нападения и защиты, которые принесут ему успех. Помните, чтобы нанести удар, нужно «обойти» защиту. Слишком быстрое движение атаки может «догнать» ранее спровоцированное движение защиты, они пересекаются. Атакующий, в этом случае, как бы блокирует сам себя. В идеальном случае боец должен стремиться навязать свой каданс противнику. Это может быть достигнуто быстрым изменением каданса собственных движений. Например, подготавливая атаку, можно намеренно установить определенный ритм своих финтов и спровоцировать противника на этот каданс. Имея над противником преимущество в скорости, боец может управлять им. Другими словами, противник вынужден будет всегда «догонять» его. Необходимо постоянно сохранять и использовать это преимущество. Оно оказывает сильное давление на боевой дух противника, который чувствует себя подчиненным чужой воле и теряет веру в себя. Подготовка действий серией ложных атак и финтов, выполненных в нормальном темпе, вводит противника в заблуждение относительно его готовности к защите. Противник «приучается» реагировать на иной каданс движений, чем тот, который будет использован для атаки. Движения, завершающие атаку, внезапно ускоряются и, вероятнее всего, противник блокировать их не успеет. Очень эффективным изменением каданса является замедление сложной атаки или ответного удара, место увеличения их скорости. Это замедление каданса можно представить себе как удар, задержанный при движении вперед и продолжающий движение, когда противник открыл место атаки, пытаясь перехватить атакующую руку (т.е. противник «проскочил» ожидаемую «точку блокирования» и раскрылся). Скорость, использованная в соответствующий момент, и правильный каданс движений обеспечивают успех атаки. Темп. Успех защитного или атакующего движения зависит от правильности выбора момента его исполнения. Вы должны ошеломить своего противника и использовать момент его беспомощности. Маленький фрагмент времени. Один такт в кадансе, который является наиболее подходящим для выполнения эффективной атаки, называется «темп». С психологической точки зрения момент «ошеломления», а с физической точки зрения момент беспомощности являются удобными моментами для атаки. Это есть суть концепции темпа – выбирайте для атаки момент физической или психологической слабости противника. Таковые возможности появляются, когда противник, начиная движение, например, шагает вперед, пытается сделать захват и т.п. В этом и подобных случаях момент для атаки наступает, когда противник выполняет свое движение, потому что до его окончания он не способен «выйти из него». Каждое движение при искусном ведении боя есть темп, но будьте осторожны, чтобы противник не ввел вас в заблуждение, давая вам «ложные» темповые возможности. Атакуйте, когда внимание противника поглощено подготовкой его защиты, его атаки, навязыванием контакта и т.д. Это требует непрерывной концентрации и бдительности. Представьте себе концентрацию противника в виде графика и атакуйте во время его спада, представляющего момент нерешительности противника. Выбор момента есть главнейший фактор успеха атаки. Работайте над этим. Даже безупречная техника и молниеносная скорость не помогут, если атака начата «не вовремя». «Как» – это важно, но для успеха требуется «зачем» и «когда». Встречный удар На дальней дистанции проведение атаки требует некоторой подготовки. Поэтому атакуйте противника во время его приготовлений к атаке. Встречный удар —это точно рассчитанный удар, наносимый противнику в тот момент, когда он проводит атаку. Этот удар предугадывает и перекрывает последнее направление атаки и проводится таким образом, что защищает исполнителя. Встречный удар или обеспечивает исполнителя дополнительным прикрытием, или не дает противнику дотянуться до цели. Для гарантии успеха встречный удар должен иметь правильный расчет и тайминг плюс точное попадание. Существенно, что встречный удар разрушает планы противника. Он может быть прямым и непрямым. Его можно использовать, когда его внимание отвлечено финтами или между двумя движениями сложной комбинации. Встречный удар наносится в следующих случаях: 1. При подготовке противника к движению вперед, чтобы остановить атаку в тот момент, когда рука противника еще согнута. 2. Когда противник делает очень широкие финты, раскрывая свою защиту. 3. Против атаки с размашистым неточным движением рук. 4. Перед применением иммобилизации (используйте прямой или непрямой встречный удары). 5. Как первый финт из боевой стойки перед стремительной реальной атакой. Встречный удар является отличным средством защиты от противника, который лезет «на рожон», не заботясь о защите, или подошел слишком близко (особенно против «выдвинутых вперед» частей тела противника и «брешей в защите»). Правильная оценка времени и дистанции очень существенна при исполнении эффективного встречного удара. Обычно встречный удар может быть частью действий по «выходу из боя» или, напротив, может позволить противнику отступить. Встречный удар может быть нанесен в сочетании с нырком или уходом. Он выполняется как прямой удар кулаком или ногой. Иногда встречный удар требует некоторой ангуляции (разворота) тела для овладения рукой противника. Встречный удар часто наносится с шагом вперед, чтобы опередить противника. Рекомендуется, по меньшей мере, наклониться вперед, как бы встречая атакующего. Встречный удар наиболее полезен и эффективен против атак, которые начинаются с шага вперед. В этом случае запас времени больше, чем при атаке без шага вперед. Поэтому мы можем сказать, что встречный удар избирают, главным образом, как средство против атак с шаговой подготовкой. Боец должен добиваться постоянной готовности к нанесению встречного удара в любой фазе движения. Успешное проведение встречного удара не только позволяет нанести серию мощных ударов, но имеет ошеломляющий психологический эффект воздействия на сильного и уверенного в себе противника. Тренируйте встречный удар с большой скоростью и точностью, с различных направлений. Опережающий удар Совершенно неразумно атаковать без предварительного достижения контроля над движениями противника и положением его рук. Поэтому опытный боец терпеливо и целенаправленно использует любые средства, имеющиеся в его распоряжении, чтобы спровоцировать встречный удар. Это «вводит» руку или ногу противника в зону его «досягаемости» и дает возможность получить контроль над ним (захватить или блокировать их). Опережающий удар или «контр-тайм» – это обдуманное заранее движение, используемое против бойца, постоянно пытающегося нанести встречные удары или контратакующего в момент вашей атаки, то есть против такого бойца, который начинает свою контратаку, как только его противник сделает любое атакующее движение. Контр-тайм – это стратегия, при которой противника провоцируют на атаку в темп (первым), захватывают или отводят его руку и проводят ответную атаку или удар. Эта стратегия заключается не столько в искусстве провоцирования первого удара, сколько в правильном тайминге, позволяющем парировать или отклонять этот удар. При этом необходимо точно оценить и учитывать скорость реакции противника и его каданс. Необходимо правильно оценивать дистанцию, чтобы избежать внезапного удара противника в момент проведения своего опережающего удара! Успех опережающего удара в значительной степени зависит от учения скрывать свои намерения и способности спровоцировать противника на встречный удар (первое движение) таким образом, чтобы он не успел вернуться к защите после того, как вы парировали его удар, и нанесли рикост. Встречный удар (первое движение) можно спровоцировать следующими способами: Умышленно раскрывать защиту, «показывать» противнику места ударов, «приглашая» его к атаке. Выполнять финты, демонстрируя «раскрытие защиты». Проводить ложные незавершенные атаки или провоцировать противника на удар простым движением вперед. Можно рекомендовать рикост вместо иммобилизации встречного удара противника или другого его «оружия», а также атаку с уклонениями и уходами (т.е. из различных положений или «непрямые» атаки). Противник может использовать свой встречный удар, как финт или парировать ваш рикост и нанести свой контр-рикост. (Он может спровоцировать вас на опережающий удар, демонстрируя свое «очевидное» намерение провести встречный удар). Опасайтесь этой ловушки! Атаки и рикосты, даже хорошо задуманные и выполненные, будут неэффективны, если они проводятся не в тот момент (тайминг) и не с той скоростью (каданс). Простой пример правильного выбора времени – обычная атака (прямым ударом кулака). В обычной боевой стойке прямой удар кулаком по среднему уровню может быть парирован движением руки в сторону на несколько дюймов (1 дюйм = 2,54 см), тогда как атакующая рука на пути к цели, по траектории длиной несколько футов (1 фут = 30,4 см). В таких условиях даже самая быстрая атака будет парирована плавным и медленным защитным движением. Это различие во времени будет увеличиваться, если атака направлена к цели, для защиты которой уже движется рука обороняющегося. Очевидно, что атака должна быть направлена к той цели, от которой движется рука противника, т.е. в открывающуюся, а не закрывающуюся часть мишени. Это дает наилучшие шансы для преодоления ограничений времени и пространства, в которых всегда развивается атака. Превосходный момент для начала атаки – момент подготовки противника к атаке. Его внимание и движения рук концентрируются в этот момент более на атаку, чем на защиту. Атака в момент подготовки противника к нападению, часто бывает эффективной против бойца, который сохраняет особенно точную дистанцию и которого трудно достать, потому что он уходит за пределы досягаемости при любом атакующем движении. В этом случае атаку проводят после того, как противник сократил дистанцию и был спровоцирован на подготовку к атаке вашим коротким шагом назад. «Атаку в момент подготовки» не следует путать с «атакой в момент атаки». Первая выполняется во время подготовки и до начала атаки противника, тогда как «атака в момент атаки» является фактически контратакующим действием. Требуется очень точный выбор дистанции и хороший тайминг, чтобы ваша «атака в момент подготовки» опередила атаку противника. Эмоциональное состояние Состояние сознания атлета перед соревнованиями определяет степень перенапряжения, с которым он будет в них участвовать. Атлет свободный от перенапряжений – это тип спортсмена, уверенного в своих силах. Он имеет то, что называют «комплексом победителя». Он видит себя победителем ситуации, противостоящей ему. Для многих атлетов «чемпионство» является «психологической потребностью». Такой атлет, поддерживаемый прежними успехами и имеющий разумные объяснения своим прежним провалам, чувствует себя подобно великану среди пигмеев. С приближением соревнований многие атлеты испытывают чувство слабости в животе и ощущение тошноты, сердце «колотится», появляется боль в нижней части спины. Опытные атлеты распознают эти ощущения не как внутреннюю слабость, а как внутренний запас. Эти ощущения сигнализируют о готовности организма к неистовой активности. Наоборот атлет, испытывающий перед соревнованиями чувство эйфории, может быть в состоянии плохой готовности. Многие атлеты испытывают чувство «мандража». Оно является результатом повышенной активности надпочечников и мозга, чему способствует стимулирующий эффект соревновательной ситуации. Если боец не обучен эмоциональному самоконтролю, то в критический момент борьбы, когда эмоциональное напряжение особенно велико, его боевое мастерство может заметно ухудшиться. Его мышцам внезапно приходится работать против собственных перенапряженных мышц-антагонистов. Боец становится скованным и неуклюжим. Испытывайте себя в различных условиях (обстоятельствах, ситуациях) и учитесь. Опыт показывает, что атлет, выкладывающийся до предела, может продолжать борьбу столько, сколько необходимо. Это значит, что обычное усилие не может высвободить тех огромных резервов, которые хранятся в человеческом организме. Чрезвычайные усилия, высокий эмоциональный накал и решимость победить любой ценой, позволяют реализовать эту сверхэнергию. Поэтому атлет устает ровно настолько, насколько он чувствует эту усталость и, если он решил победить, то может держаться на пути к цели неопределенно долго. Установка: «Вы можете победить, если достаточно сильно хотите этого», означает, что воля к победе является главной. Никакие трудности, никакие усилия, никакие условия не являются слишком трудными на пути к победе. Такая вера может быть развита только в том случае, если достижение победы тесно связано с идеалами и мечтами атлета. Ученик должен выполнять все движения на предельной скорости, а не прикрываться заявлениями, что «он выложится, когда наступит час». Подлинный спортсмен всегда отдает все, что он может. В результате того, что он всегда работает в полную силу, у него формируется установка «выкладываться полностью». Для выработки такой установки ученик должен тренироваться дольше, тяжелее и интенсивнее, чем это может потребоваться в действительности. Используйте установку, чтобы выработать: 1. Неуловимость с очень легкими движениями (но не пассивность). 2. Разрушительные атаки. 3. Скорость. 4. Естественную динамику. 5. Хитрость и увертливость. 6. Упорство и уверенность. 7. Полное расслабление. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|