• Фильмография
  • Марлоу, 1969.
  • Большой Босс, 1971.
  • Кулак гнева (Яростный кулак), 1971.
  • Путь дракона, 1972.
  • Выход дракона, 1973.
  • Зеленый шершень, 1975.
  • Смертельные игры, 1978. (Игра со смертью)
  • Брюс Ли – человек-легенда, 1986.
  • BRUCE LEE: 1940-1973
  • Вместо послесловия: путь маленького дракона

    Он был человеком поразительных противоречий. Будучи студентом отличался исключительными успехами в философии и практике всех древних искусств боя. Когда он стал законченным художником боя, его необычные методы вскоре произвели революцию в каратэ и кунгфу.


    Созданный им стиль Джеткундо, абсолютно новый, прочно закрепил за ним звание мастера.

    Он воистину стал легендой времени; бойцом, каждая мысль которого была направлена к усовершенствованию сочетания философии и искусства боя.

    Что же нам известно о Брюсе Ли, человеке, осмелившемся развенчать древние дисциплины и придать им ту форму, которую он для них переосмыслил?

    Гонконг, 20 июля 1973 года: Брюс Ли умирает на квартире актрисы Бэтти Пей. Ему не было еще 32-х лет, и снял он всего четыре фильма. Спустя месяц после его кончины состоялась премьера фильма «Выход Дракона». Брюс так и не увидел осуществления своего триумфа. И даже по прошествии стольких лет его смерть по-прежнему остается окруженной покровом тайны. Вскрытие показало, что смерть наступила в результате повышенной чувствительности организма к препарату Экважезик, разновидности аспирина. Много слухов вертелось вокруг этой смерти, однако ни одна из версий не была доказана. Бесспорно, Брюс являлся одним из лучших пропагандистов боевых искусств. Опередив других, он одним из первых смог сломать жесткие перегородки, существовавшие между различными стилями. В Гонконге и позже во всех странах мира Брюс Ли будет возведен в ореол своего рода этнической миссии. Впоследствии многие пытались подражать его таланту актера, его умению донести себя до зрителя, законченности его движений, но никто так и не смог достичь его уровня. И вот, через много лет после своей смерти Брюс Ли с нами, более чем когда-либо – легенда его продолжается.


    На фотографии можно видеть Брюса со своими родителями: отцом Ли Хуа Чуеном и матерью Грейс.


    Брюс Ли родился 27 ноября 1940 года (в год Дракона) в Сан-Франциско. Его отец Ли Хуан Чуен, звезда китайской оперы, находился в это время на гастролях в Нью-Йорке. Доктор Мэри Клоувер, принимавшая роды, предложила его матери Грейс назвать мальчика американским именем Брюс, и та согласилась. В возрасте трех лет Брюс с родителями уезжает в Гонконг. Он самый младший из четверых детей семейства Ли, но и самый непоседливый: он всегда в движении, живой до такой степени, что мать считала его больным, если видела неподвижным в течение нескольких мгновений.

    Отец Брюса Ли, Хуа Чуен, имел на него большое влияние. Это он преподал молодому человеку его первые уроки боевого искусства китайской школы Тайцзицюань. Когда Брюсу Ли было 6 лет, на него обратил внимание друг его отца, кинорежиссер, и доверил ему первую роль в кино в фильме «Рождение человечества». Этот фильм представляет собой двоякий интерес: с одной стороны он явился отправной точкой юношеской карьеры Брюса Ли. В течение последующих 12 лет мальчик проводил свои каникулы, снимаясь в китайских полнометражках, которых набралось за это время около 20. Впоследствии эта первая роль обусловила персонаж, который Брюс переносил из фильма в фильм: трудный подросток, вынужденный жить вне общества.

    В 1967 году Брюс Ли признает: «Своему нынешнему уровню я обязан тренировкам, осуществленным в стиле Винг Чун. Ему я был обучен учителем Ип Мэном, лидером нашего времени школы Винг Чун в Гонконге, где я вырос». Брюс становится учеником Ип Мэна в 13 лет. Тренируется шесть раз в неделю. «Он превратился в настоящего фанатика», – вспоминает его брат Питер. Даже оставаясь один в комнате, он вновь и вновь закреплял технические приемы, позировал перед зеркалом. Остальные ученики Ип Мэна были недовольны Брюсом, поскольку он быстро прогрессировал в своем умении и высмеивал их. Однако в 1956 году он вынужден был расстаться с Ип Мэном. В дальнейшем Брюс тренируется с Вонг Шун Лунгом, а затем с одним из своих друзей – Вильямом Чунгом.

    Тренируется Брюс по 7 дней в неделю. Встав в 7 утра, он начинал день пробежкой 4—10 километров. Затем занимался развитием мускулатуры, боксом и тренировкой с боксерским мешком (грушей). При этом он испытывал различные виды боксерских груш, отрабатывая по очереди быстроту удара, силу и точность. Чтобы сохранять жесткость всего тела, он изготовил манекен из дерева и назвал его Бодхидхарма. В 1965 году Брюс напишет: «В искусстве кунг-фу существует три стадии. Первая – примитивная, т.е. стадия полнейшего незнания. Вторая – стадия автоматизма, когда разум захвачен еще анализом различных движений. И третья – стадия непосредственного действия: когда вместо того, чтобы навязывать свой стиль противнику, приспосабливаются под его технику, проанализировав ее слабые и сильные стороны, а затем воссоединив все вместе, по возможности улучшив».

    Мастер Ип Мэн


    Учитель и ученик


    Мастер Ип Мэн обучает Брюса Ли искусству Чи Сао


    Для поддержания физической формы Ли рекомендовал легкодоступные упражнения:

    «Для меня лучшим упражнением с этой целью является бег, бег настолько важен, что его следует придерживаться всю жизнь».

    Сам Ли бегал шесть дней в неделю от 15 до 45 минут.

    В университете Сиэтла Брюс знакомится с молодой американкой, шведкой по происхождению, Линдой Эмери, которой он давал уроки кунг-фу. В 1964 году молодые люди сочетаются браком. Их сын Брандон рождается в феврале 1965 года, и семья уезжает для того, чтобы обосноваться в Лос-Анджелосе.






    Одна из редких фотографий, где семья Ли в полном составе.


    Для давних друзей Брюса этот брак явился настоящим сюрпризом. В Гонконге Маленький Дракон лишь множил свои победы над женщинами. Брюса нельзя было себе представить иначе, чем с красивой девушкой, повисшей на его руке. Линда же была существом робким, спокойным, привязчивым – одним словом иной, чем те женщины, с которыми король «ча-ча-ча» привык проводить время. Однако для его семьи такой выбор показался вполне логичным. «На самом деле, – скажет его брат Питер, – Брюс знал, что она будет хорошо о нем заботиться».

    По мере того, как его популярность росла, Брюс Ли все более и более замыкался в себе. Он кончил тем, что даже поссорился с одним из своих лучших друзей – американским сценаристом Стирлингом Силифантом. Понемногу настоящая пропасть разверзлась между прессой Гонконга и Маленьким Драконом. Непонимание усилилось с момента, когда Ли повздорил с фотографами при выходе из одной студии телевидения. С этого времени малейший инцидент из его жизни принимался прессой в штыки.

    В Сан-Франциско Брюс открывает свой второй по счету зал в Окленде, Институт Джун Фан. Для того, чтобы лучше познакомить американцев с кунг-фу, он организовывает и проводит различные турниры по боевым искусствам.



    Спортзал был храмом физической подготовки Брюса Ли, оборудованный всяческими тренажерами, отделанный зеркалами так, чтобы атлет мог лучше наблюдать свои движения.


    Эд Паркер, звезда американского каратэ, приглашает Брюса Ли принять участие в международных состязаниях в Лос-Анджелесе. И там Маленький Дракон показывает свой знаменитый удар кулаком без замаха. Паркер заснял всю сцену. Он вручает пленку Джою Себрингу, знаменитому парикмахеру голливудских кинозвезд. Одним из клиентов Себринга является Вильям Дозье, снимающий в то время сериал «Бэтмэн». Дозье как раз нуждается в эксперте по боевым искусствам. Увидев представленную пленку, он встречается с Брюсом Ли и подписывает с ним оптацию (соглашение).

    В сентябре 1965 года Дозье решает снять сериал «Зеленый Шершень», где Брюс сыграет роль Като, поборника правосудия в маске и телохранителя журналиста Брит Рэда, главного героя этого сериала. Этот сериал не вызвал значительного интереса в США. Но в то же время в Азии побил все рекорды по посещаемости. В Гонконге, благодаря этому сериалу, Брюс Ли стал звездой.


    Боб Уолл, чемпион США по каратэ, был одним из друзей Брюса. Однажды журналисты поинтересовались его мнением по поводу эффективности боевой техники Брюса. И вот его ответ: «Брюс был гением... Он отказывался от традиционных соревнований по причине возможного несправедливого отношения к себе, и в частности, пристрастности арбитров. При наличии полного контакта, он выигрывал бы наверняка. На мой взгляд, он был чемпионом мира в своей категории. Но разумеется, нужно быть реалистом: он обладал очень маленьким весом и, конечно, с тяжелым партнером ничего не смог бы сделать. Не нужно смешивать фильмы и реальность.

    В фильме «Гнев Дракона» Брюс впервые использует две нунчаки. После поединка с Бобом Уоллом герой Брюса встречается в поединке с Чаком Норрисом в руинах Коллизея в Риме.

    Идея Брюса провести съемки непосредственно в амфитеатре послужила предметом долгих споров между продюссером фильма Раймондом Чоу и римской администрацией. В конце концов зеленый свет был дан. В семь часов утра камера начала снимать. Несмотря на то, что в их распоряжении было чрезвычайно мало времени, Ли отказался от обычной техники съемки поединков. Вместо того, чтобы делить поединок на целую серию коротких планов, и уж затем с помощью монтажа создать иллюзию неистовости, Брюс предпочитает снимать долгим фиксированным и удаленным планом.






    Брюс Ли сам выбрал Чака Норриса, одного из самых сильных чемпионов американского каратэ, для съемок в «Гневе Дракона».








    Вот что Чак Норрис рассказывает о съемках знаменитой сцены в Колизее. «Эта сцена заняла у нас четыре дня. Мы с Брюсом хорошо знали друг друга. Каждый был знаком со стилем другого, и для постановки боя это было очень удобно. И в конце концов съемки прошли очень легко. Брюс был очень динамичным. Он был откровенен и шел прямо по намеченному пути для достижения своей цели. Но, разумеется, он и работал с тем напряжением, которое было необходимо для достижения этой цели и обретения успеха. Он хотел получить признание в качестве актера кино и звезды боевых искусств. Так и случилось. У него было две цели, и он их достиг».

    С фильмом «Выход Дракона» сам Голливуд высаживается в Гонконге. Фильм получил распространение по всему миру. Ли, которому студия «Варнер» когда-то отказала в роли, теперь смог полностью насладиться своим триумфом. Бюджет фильма был установлен в 600000 долларов.

    Вначале американцам было трудно приспособиться к местным условиям. Многие из них страдали от недомогания в связи с переменой климата. «Меня более всего поразило то, что фильм вообще удалось снять», – говорит продюссер фильма Фред Вейнтрауб. Потребовалось создать декорации на острове, недалеко от Гонконга.





    Брюс Ли и американский актер Джон Саксон на сьемках фильма «Выход Дракона»


    Как раз перед началом съемок фильма «Выход Дракона» Брюс Ли начал работать над «Игрой смерти» – фильмом, который должен был стать шедевром. Главная идея фильма заключалась в том, чтобы показать, что практикующий должен пытаться превзойти традиции боевых искусств.

    Брюс отснял лишь две сцены: одну из них со своим другом, черным баскетболистом Каримом Абдулой Джабаром, рост 220 см.

    Брюс Ли стал новатором в области боевых искусств, он одним из первых поставил под сомнение необходимость жестких разграничений между разными стилями. «Вы должны знать, какой стиль вам подходит больше других. В момент удара вы должны его прочувствовать, быть в совершенной гармонии с ним. У меня нет конкретного стиля, я совмещаю их все».

    В единственной написанной им книге «Тао Джеткундо» Ли объясняет, что его путь – не легчайший из способов. «Стиль без стиля» есть наиболее возвышенное состояние, достичь которое можно только овладев рядом «более мелких форм», каждая из которых сама по себе не является завершенной.



    Восставая против устоявшихся концепций, демистифицируя умение вести бой, Брюс Ли лишь следовал уходящей далеко в прошлое традиции всех выдающихся, неортодоксальных бойцов.

    Правда такой противоречивой и такой сильной личности, как он, не было на протяжении многих лет. Но ведь все великие артисты боя всегда были новаторами, и современники всегда встречали их в штыки.

    Сети старых философий искусства боя уничтожены безвозвратно, и большинство скорее склонны благодарить Брюса Ли, чем критиковать его.

    Судьба распорядилась так, что Брюс умер за месяц до выхода на экраны фильма «Выход Дракона»: он так и не узнал об огромном успехе своих фильмов на Западе. Брюс говорил друзьям: «Позднее я стану великой звездой кино, более знаменитым, чем Стив Маккуин или Джеймс Кобурн».

    Маленький Дракон был прав. Уже после его смерти сотни китайских актеров пытались, правда безуспешно, подражать ему.



    Остроумие и очарование Брюса Ли, как всегда были только одной стороной медали. Он хотел, чтобы его запомнили как что-то большее, чем чудо первого или второго фильма, вызвавших небывалые кассовые сборы. Ли продолжал искать для себя всеобъемлющее определение того, каким именно актером он хотел бы стать. Как актер, он разрывался между бизнесом и искусством, в надежде, что гармоничное совмещение их требований позволит ему выразить себя и правдиво донести до зрителей результат своего творческого поиска.






    Фильмография

    Как актер Брюс Ли очень хорошо создает образ мастера боя. Он понимал истинный смысл боевых искусств и очень любил кино. И посредством кино старался донести до зрителя свое состояние настоящего мастера.

    Марлоу, 1969.


    Фильм Поля Богарта, студия Метро-Голдвин-Майер. В фильме снимались: Джеймс Гарнер, Гейл Ханникут и Брюс Ли. В этом фильме у Брюса маленькая роль: он сыграл роль телохранителя, по ходу фильма терроризирующего частного детектива Филиппа Марлоу, сыгранного Джеймсом Гарнером.

    Большой Босс, 1971.


    Фильм Ло Вея, снятый студией «Голден Харвест». В ролях Брюс Ли и Шин Лин. Снимая «Большого Босса», продюссер Раймонд Чоу сыграл ва-банк. Он поставил все на Ли: в случае провала он разорялся. По желанию Брюс мог вносить поправки в сценарий. С выходом на экран фильм принес рекордные доходы.

    Успех «Большого Босса» на мировых экранах окрылил Ли и вселил в него уверенность в личной карьере. Он знал о колоссальных сборах от Бейрута до Буэнос-Айреса – доказательство правоты его идеалов и философских взглядов. Но при всей его скромности, в одном из интервью для прессы у Ли все же проскальзывает доля удивления таким успехом фильма.

    Кулак гнева (Яростный кулак), 1971.


    Фильм Ло Вея, студия «Голден Харвест». В ролях: Брюс Ли, Боб Бэкер, Нора Мяо. Действие происходит в 1908 году в Шанхае. В это время Китай был оккупирован иностранцами, захватившими концессии для свободной торговли. Брюс играет роль Чен Чена, ученика школы кунг-фу, который мстит за своего учителя, убитого соперничающей японской школой.

    После визита президента Никсона в Гонконг, интерес к Востоку настолько возрос, что этот фильм нашел на американском рынке великолепный сбыт, в частности, благодаря его качествам, нужным американской публике. С другой стороны, насилие и агрессию нельзя класть в основу фильмов. Вот почему Брюс настоял на том, чтобы погиб Чен-Чен. Он слишком многих убил, чтобы не расплатиться за это жизнью.

    Путь дракона, 1972.


    Фильм Брюса Ли, снятый студией «Конкорд Филмз». В ролях: Брюс Ли, Нора Мяо, Чак Норрис, Боб Уолл. Автор сценария, постановщик и главный актер – Ли. Лучший фильм Маленького Дракона. Брюс вводит в фильм нунчаки. Действие происходит в Риме. Знаменитый финальный поединок с Чаком Норрисом.

    Когда Брюс Ли заявил для печати, что «Путь Дракона» соберет более пяти миллионов долларов, над ним посмеялись. «Это совсем плохой фильм». Фильм вышел на экраны и собрал более пяти миллионов долларов. Это превзошло все ожидания.

    В «Пути Дракона» Ли начал вырабатывать свой собственный стиль, который как бы говорил «Давайте продолжать гордиться тем, что мы – китайцы, но относимся с уважением даже к своим врагам».

    Выход дракона, 1973.


    Фильм Роберта Клоуза, студия «Секвойя Филмз» и «Конкорд Филмз», распространитель «Варнер Брос». В ролях: Брюс Ли, Джон Сэксон, Джим Келли, Боб Уолл, Анджела Мао. Это первый фильм на тему боевых искусств. Совместное производство Гонконга и Голливуда. Брюс умер за месяц до выхода фильма на экраны и не успел увидеть тот огромный успех, который он принес его создателям.

    Зеленый шершень, 1975.


    Фильм Нормана Фостера, производства студии «ХХ век Фокс». В ролях: Брюс Ли и Ван Вильямс. Фильм создан по мотивам телевизионного американского сериала «Зеленый Шершень», где Брюс Ли сыграл роль Като, поборника справедливости под маской. Брюс сыграл около 30 эпизодов в 1965-1966 гг.

    Одна из ранних работ с участием Брюса Ли. Эту работу он считал чрезвычайно важной на пути становления себя как актера. Вообще впервые в жизни прочитав отклики на свою игру он понял, что отклики эти положительные, но самовыражения в этом фильме Брюс не нашел. Это был рубеж для начала победной киноэпопеи Брюса Ли в Гонконге.

    Смертельные игры, 1978. (Игра со смертью)


    Фильм Роберта Клоуза, производство «Голден Харвест». Брюс Ли снялся в двух сценах из этого фильма. После смерти Ли фильм по предложению Раймонда Чоу был завершен Робертом Клоузом.

    По замыслу Брюса это должен был быть совершенно непохожий на его прежние работы фильм.

    «...Я не смог полностью выразить себя в этих фильмах, иначе зрители не поняли бы и половины из того, что я хотел сказать, поэтому нельзя более оставаться на прежнем уровне в нашей работе...».

    Брюс Ли – человек-легенда, 1986.


    Фильм по сценарию Рассела Каусорна, производство студии «Голден Харвест». В главной роли Брюс Ли. Фильм, созданный путем монтажа, в известной степени легенда о Маленьком Драконе. Продюссер Раймонд Чоу собрал весь существующий материал, который ранее не был использован. Отрывки из лучших поединков, отснятых Брюсом Ли.

    Фильм как бы проводит черту под всем кинотворчеством Брюса Ли и самовыражением его личности в философии и боевом искусстве. Отдавая последнюю дань Маленькому Дракону, фильм приобрел неоспоримый успех у зрителей.

    BRUCE LEE: 1940-1973

    Брюс Ли сверкнул, как комета, в мире боевого искусства. 20 июля 1973 года в Гонконге он также внезапно пропал, сраженный внезапной смертью.

    Надгробный памятник на могиле Б. Ли.


    Перед входом в один из залов в Лос-Анжелесе можно увидеть надгробный памятник со следующей надписью: «Памяти человека, когда-то ловкого, но искалеченного классическими методами».


    Брюс высказался однажды так: «90% азиатских систем самозащиты ровным счетом ничего не стоят. Я обучаю не какому-то ритуалу или спорту, а преподаю настоящий метод самозащиты».

    Смерть Брюса Ли была ударом и потерей для всех любителей боевого искусства и поклонников его творчества.









     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх